Вопросы по проблемам современного образования. Проблемы современной системы образования рф

Елена Сергеевна Чугаева
Эссе «Актуальные проблемы современного образования»

Эссе

«Актуальные проблемы современного образования »

В настоящее время в мире изменились не только условия жизни, социальное пространство существования и функционирования человека, система его отношений, изменился он сам.

Проблем в современном образовании можно перечислить очень много.

Немаловажную роль играет – семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Родителю зачастую некогда заниматься своим ребенком из-за занятости на работе, и он растет сам по себе. Из-за этого большинство современных родителей не успевают не только сотрудничать с ДОУ, но и элементарно общаться с ребенком. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом , чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста.

Также есть семьи, где родители с упорством обучают детей письму и чтению в сверхраннем возрасте, отдают их во всевозможные кружки, ссылаясь на недостаточность образования их детей в ДОУ . Это приводит ко многим проблемам в развитии детей , так как все процессы, нужные ребенку для навыков и обучения письму и чтению формируются на протяжении всего периода дошкольного детства. Родителям в таком случае нужно понимать закономерности возрастных и индивидуальных особенностей познавательного развития детей. Ведь именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития.

Есть случаи, когда дети годами «стоят в очереди» на поступление в детские сады и так не успевают попасть в сад до поступления в школу, тогда судьба его дошкольного образования ложится полностью на плечи родителей.

Дети – это наше будущее и будущее страны. Мы все хотим, чтобы дети и молодежь становились гордостью для своих родных и близких, движущей силой для развития города, нашей страны. Только диалог, общение и взаимосвязь всех социальных институтов влияет на правильное развитие детей.

Публикации по теме:

27 октября 2015 года в городе Ростове-на-Дону состоялась областная научно-практическая конференция для педагогов-психологов образовательных.

Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы Уважаемые коллеги! В апреле 2015 года приняла участие во всероссийской заочной научно-практической конференции «Современные тенденции в.

Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение.

Дошкольное воспитание в современных условиях. Актуальные проблемы ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Исследование данной темы вызвано рядом обстоятельств. В настоящее время.

Методы активизации семьи в условиях современного дошкольного образования Методы активизации семьи в условиях современных требований дошкольного образования. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

Развитие Российской Федерации вместе с экономическим, политическим и административным векторами предполагает и развитие человеческого капитала страны. Именно благодаря человеческому капиталу возможно реализация любых задуманных, спланированных проектов развития. Во многом низкая эффективность экономических и политических реформ конца ХХ века в нашем государстве связана с неверной оценкой человеческого фактора. Так переход к рыночным отношениям инициированный, прежде всего, реформами «сверху» наткнулся на проблему реализации и воплощения в жизнь законодательных инициатив начала 90х. Так для успешного внедрения рыночных отношений реформы необходимым образом должны были опираться на особый психотип человека. Классически он был описан в работах А.Смита как эгоист, склонный к обмену ради приобретения личной выгоды. Однако, на протяжении уже нескольких десятилетий в стране формировали иной эталонный тип поведения, опирающийся на представлении о равенстве, справедливости и самопожертвовании ради общественных интересов. Конечно, и в советском государстве встречались отдельные личности разделявшие идеалы человеческого поведения в духе А.Смита, однако в то время они подвергались общественному порицанию, а особо проявившихся на почве экономической деятельности судили и отправляли в соответствующие места исправительного характера. Поэтому, после реформ начала 90х сопровождавшихся амнистией по экономическим преступлениям мы получили сильный криминальный крен во внедрении рыночных способов экономической организации государства. То есть именно человеческий капитал обусловил низкую эффективность рыночных преобразований.

Одной из самых значимых детерминант накопления человеческого капитала является система образования. Однако, реформы образования инициированные с середины 90х годов ХХ века не дают оснований для позитивной оценки человеческого потенциала для реализации целей развития Российской Федерации. Современная система образования нашей страны напоминает мифологический персонаж «химера» - существо, составленное из частей различных животных. Соединение советской образовательной традиции с Болонским процессом делает такой продукт малопригодный для нужд современного общества страны.

В чем состояла сила советской системы образования? Во-первых, она встраивалась как в политическую, так и в экономическую систему государства. То есть, в образовательных учреждениях Советского Союза начиная с дошкольного уровня и заканчивая высшим образованием, шла целенаправленная работа по формированию человека с заранее заданными государством параметрами. Государство знало, что оно хочет от населения, и четко формулировало свой запрос к образованию. Во-вторых, необходимость единых образовательных программ на всей территории СССР имело целью сформировать единое идеологическое пространство, единую систему ценностей. Благодаря этому не имело значение в какой части государства человек получал образование, его поведенческие шаблоны и ход мыслей были понятны в любом конце страны. Этот элемент системы назывался общее образование доступное для всех. В-третьих, система планирования количества специалистов в каждой отрасли и распределения на места работы позволяла с одной стороны насытить отстающие регионы необходимыми специалистами, а с другой давало молодым людям гарантированное место работы и точку отсчета для начала профессиональной карьеры.

Позитивными достижениями этой системы можно назвать достаточно надежную до определенного момента работу социальных лифтов (чья работа была мало эффективна в Российской империи), появление ученых и представителей творческой интеллигенции, признаваемых на международном уровне и наличие колоссальных научных прорывов значимых для всего мирового сообщества (например, полет человека в космос и пр.).

Подобная система образования имела и негативные для формирования социальной реальности моменты, которые до начала 80х годов ХХ века не имели решающего значения. Среди них можно назвать разрушение межпоколенных связей, ослабление значимости института семьи, возрождение на новый лад общинных и сословных моделей поведения в социуме. Так, например, разрушение межпоколенных связей было спровоцировано порядками образовательной системы. Дети с первых лет жизни отдавались на воспитание в среде своих сверстников специально обученным людям. То есть из года в год большая часть жизнь детей без непосредственного участия родителей.


Сначала детский сад с 8:00 до 20:00 (а есть еще и ночные группы, где дети ночуют в детском саду), затем школа основная смена + дополнительные кружки (а есть еще школы-интернаты). Получается, что процессы передачи опыта от родителей к детям нарушаются, так как ребенок в лучшем случае имеет возможность пообщаться после дня своих трудов с усталым старшим поколением вечером, либо в выходные. Большую часть времени они проводят со своими сверстниками и учителями. Значение семейного воспитания снижается, как и роль семьи в обществе. Общение со сверстниками предполагает выработку своих внутренних правил поведения, кодекса и ценностей. Это накладывается на архетипические модели общинного поведения и сословности. В итоге к 80-м годам ХХ века получаем замкнутость трудовых общин на свои корпоративные интересы (в том числе неформальные и криминальные группы молодежи), блат (вместе учились в школе, вузе), поощрение трудовых династий (переход к сословности) и появление класса партийной номенклатуры (новая сословность). На мой взгляд, этих проблем эпохи позднего социализма можно было бы избежать, если бы идеологическое развитие государства не остановилось после 1956 года, когда на ХХ съезде КПСС вместе с обличением культа личности был потерян творческий посыл этой работы для новых поколений. Это привело к тому что старые лозунги не вдохновляли молодежь на новые свершения, экономический рост замедлялся и встала необходимость социальных, политических и экономических преобразований.

Сейчас, наверное, мало кто помнит, что реформа образования в середине 90х годов начиналась под лозунги гуманизации образования, внедрения личностного подхода для преодоления «безликости и уравниловки» советской системы. В 1999 году была принята Болонская декларация и Россия присоединяется к ее положениям в 2003 году. Происходит перестройка всей образовательной системы государства. Однако, данная перестройка по сути является надстройкой разваливающейся системы советского образования. Начало развала было положено отменой государственного заказа на подготовку специалистов и системы распределения на места работы. Отмена государственного заказа привело к снижению восстребованности и деградации образования в регионах. Конечно же эта отмена была связана с отменой пятилетних экономических планов развития. Тем самым была устранена включенность системы образования в интересы государства. Но вместе с тем сохранен принцип всеобщности образования, единого для всех. Эти решения заложили основу миграционных процессов новой России. Следование Болонской декларации структурировало и усилило эту миграцию. Вместе с этим оценка учеников и школ по результатам сдачи ЕГЭ в тестовой форме привело к разрушению воспитательной и развивающей функций образования и нивелировала идеи гуманизации середины 90х.

Современная система образования не справляется с реализацией главной идеи образования, доставшейся нам с эпохи Просвещения. Эту идею можно сформулировать так: «Образование должно знакомить подрастающее поколение с образом мира в котором ему предстоит жить». Образование должно подсказывать молодым людям куда прилагать свои усилия, какие проблемы актуальны в настоящем и обеспечить необходимыми (или накопленными) знаниями, умениями, создавать мотивацию. Центральными предметами, знакомящими школьников с социальным, политическим и экономическим проблемным полем является история и литература.

Чему учит история? Вот живет сообщество людей на определенной территории. У него имеется вот такой список проблем. Оно решает эти проблемы вот такими способами и получает следующие результаты, последствия. И так из века в век подрастающее поколение знакомится с проблемным полем региона. Если же мы говорим о Сибири, то географически территория Сибири и Дальнего Востока занимает более двух третей территории Российской Федерации. Возникает резонный вопрос: «Что мы можем узнать о проблемном поле этого региона из современных школьных (да и вузовских) учебников истории?». Большая часть повествования касается истории центрального региона Российской Федерации. Литература, в свою очередь, знакомит школьников с нравами региона. Возникает второй вопрос: «Почему нельзя заменить некоторые литературные произведения сходных по тематике на произведения сибирских писателей?»


Это имеет колоссальное значение для развития регионов нашего государства. Так как способный ученик, хорошо осваивающий школьную программу в региональной школе, к концу обучения оказывается дезориентирован. В школе его учат на одном проблемном поле, а в регионе актуальны иные проблемы.

Еще большее значение это приобретает в системе высшего профессионального образования после присоединения к Болонской декларации. Спросите выпускника регионального вуза проходившего обучение по профилю экономика предприятий, менеджмент, муниципальное управление или предпринимательская деятельность: «Где вы предполагаете реализовать свои профессиональные знания? В каком регионе?». 90% ответов будет в России или в том регионе, где он живет в настоящий момент. Задайте второй вопрос: «А знаете ли вы хоть одну отечественную экономическую теорию, теорию мотивации или управления?». За последние 7 лет преподавания в экономическом вузе никто не мог вспомнить хоть одну. Еще раз повторю это способные ученики, хорошо успевающие практически по всем преподаваемым дисциплинам. Получается, что студент отличник после окончания вуза не имеет необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности знаний и умений. И когда он, даже если устраивается на работу по специальности, от своего работодателя фразу: «Забудь все чему учили в вузе и начинай сначала» в его уме происходит серьезный разлад. Суть его проста: он является обладателем мало пригодных для жизни в данном обществе знаний, на которые потратил около 20 лет своей жизни, много времени, нервов и усилий.

Из этой ситуации для отличника есть три способа решить этот конфликт. Первый - поступить так, как советует работодатель и начать все заново. Сопровождается сильными психологическими издержками. Второй – трудоустроится по другой специальности: все равно же переучиваться. Это психологически сделать проще. Поэтому значительная часть современной экономики строится непрофессионалами. То есть государство тратит значительное количество ресурсов на образование специалиста, а его экономическая отдача для государства в разы ниже ожидаемой. Третий путь таков: Если знания не соответствуют месту трудовой деятельности (региону работы), то тогда я поеду туда, где эти знания будут совпадать с проблемным полем и запросам региона. То есть сама система образования закладывает миграционные процессы. Причем, начинаются они не с антитезы «регион-центр», а скорее с антитезы «деревня-город».

Сообразительные дети в деревнях получают знания, которые будут востребованы в городе, районном центре. Из этих малых городов стремятся уехать в областные центры. Оттуда в федеральный центр, а затем за границу. Причем уезжают именно наиболее активные и способные, именно тот контингент, который необходим их малой родине для своего развития.


Без сомнения идея такого образования была сформулирована и реализована на заре формирования СССР. Но отток интеллектуальных ресурсов из региона в центр в советское время компенсировался распределением специалистов по регионам. Сейчас же обратный поток специалистов из центра в регион ничтожен. Обычно в регионы прибывают граждане из иных культурных сред подрывая социальную стабильность региона и затормаживая возможные темпы развитие региона, так как приезжающим необходимо время на адаптацию, погружение в культурные традиции совместного проживания и проблемное поле того места куда они приехали.

Таким образом, реформа образования должна начинаться с ответа на вопрос: какое население и с каким набором качеств хочет видеть государство через 15-20 лет. В свою очередь ответ на этот вопрос должен решаться со стратегических планов развития государство, которых до сих пор нет. При этом идея единого для всех образования закладывает тенденции миграции из менее развитых регионов в более развитые. Поэтому необходимы государственные механизмы, компенсирующие эти процессы. Либо мы отказываемся от идеи единого образования и создаем систему образования с региональным проблемным полем, что позволит удержать часть активного и хорошо образованного населения в регионах. В любом случае выбор того или иного варианта предполагает определение идеологических ориентиров государства. Отсутствие же выбора и отпускание ситуации на самотек замедляет возможные темпы развития Российской Федерации. А с определенного момента это может привести к ситуации, когда отсутствие целенаправленной работы с человеческий капиталом регионов станет источником разрушения государственности на этих территориях.

Прислал на почту,
к.псх.н. Мунгалов В.Н., Иркутск

Вконтакте

Одноклассники

Постоянный адрес публикации на нашем сайте:

QR-код адреса страницы:

По материалам 5-ой главы монографии "Образование как фактор экономического развития ".

Под государственной политикой в сфере образования в основном понимается государственное управление. Для выработки его содержания с позиций научной методологии необходимо соединить две существенно самостоятельные дисциплины: проблемную аналитику и юридико-техническую и управленческую технологии. При этом имеется в виду, что вся работа и особенно ее заключительный этап должна отвечать требованиям к управленческим государственным документам в соответствии с действующими регламентами государ ственно-управленческих процедур и нормативно-правовых актов. Чаще всего дело ограничивается ответом на вопрос: что происходит (что плохо)? Реже отвечают - почему это так, в чем природа и причины негативных явлений? Совсем редко - что делать? И уж совсем редки ответы на вопрос - как делать, кто будет делать, как подтверждать прогнозами последствия своих действий, в какие сроки, за счет каких ресурсов, во имя каких целей и ценностей, какие параметры развития при этом контролируя для определения результативности своих действий, на какие чувствительные факторы, условия и причины воздействуя?

Но, как очевидно, ответы именно на эти вопросы составляют суть проектирования государственной политики как управленческой задачи. А сама политика приобретает характер ответственных управленческих действий, способных по существу решать проблемы общества и государства. Под государственной политикой понимается совокупность ценностных целей, государственно-управленческих мер, решений и действий и порядка реализации государственно-политических решений. Очевидно, что отсюда вытекает необходимость выявить цели, для чего нужен ценностный выбор и определенность. Для этого необходимы определения: субъектов и объектов управления, представление об инструментах, ресурсах, способах управления, выбор и инвентаризация имеющегося государственно-управленческого инструментария и его дефицита; исходного состояния объекта управления и его желаемого конечного целевого состояния, переходной траектории; программы действий, т. е. распределения мер, решений и действий во времени; политических условий и вероятности принятия разрабатываемых документов; и многие специфичные обстоятельства, вытекающие из желания создать работоспособный в смысле реальной практики государственного управления документ (пакет документов), определяющий с точки зрения регламентных требований, существующих в реальных процедурах государственного управления. В пакете государственно-управленческих документов по реализации политики в сфере образования особыми требованиями являются:

  • реалистичность предложений;
  • их обоснованность и аргументированность;
  • политологическая обоснованность реализуемости в реальной практике;
  • прогноз последствий;
  • работоспособность документа в практике государственного управления в России.

Как показывает анализ, переход от постановки цели к определению проблем не является обыденным. Каким образом можно определить существенные с точки зрения поставленной цели препятствия-проблемы? Очевидно, что необходимо найти способ соотнесения поставленной цели со всеми разложеными по значимости факторами, влияющими на нее. Определение в процедурах факторного анализа препятствий - наиболее интегративных проблем на пути достижения ценностных целей в общем случае отвечает на вопрос: что мешает достижению целей? Однако каждая из этих проблем сама по себе состоит из подпроблем последующих проблемного разложения. Речь идет о раскладке проблем первого уровня (рис. 1).


Здесь переход на каждый последующий уровень возможен путем ответов на вопросы: в чем причина вышележащей проблемы? Почему возникает вышележащая проблема? Дерево «ветвится» до тех пор, пока исследователь не дойдет до «первопричины», т. е. фактора, уже недекомпозируемого с точки зрения возможности управленческого воздействия. Опыт показывает, что подобных уровней-этажей декомпозирования в практике государственно-управленческого проектирования может быть порядка десяти. Ширина же «ветвления», т. е. число конечных отдельных задач, может достигать сотен. Отсюда следует вывод о том, что по наитию или интуиции найти решения государственно-управленческих проблем с должной степенью эффективности очень трудно, скорее даже невозможно. А вот разложив их на составляющие, найдя управленческое решение для отдельных элементарных задач, что существенно легче, их потом можно встроить в единые государственно-управленческие решения и программные пакеты. Соответственно на последующей стадии необходима обратная свертка-синтез и конструирование пакетированных решений. На цель (ценность) могут быть оказаны как негативные, так и позитивные и вероятностные влияния. В последнем случае они называются рисками и также должны приниматься в расчет. Процедура формирования государственной политики, очевидно, должна учитывать все три вида факторов.

Позитивные факторы в программной части государственной политики нужно поддерживать и усиливать, негативные - купировать, преодолевать и искоренять. Что же касается рисков, то следует вырабатывать меры готовности, профилактики, предупреждения. Иными словами, достаточно понятно, как из анализа факторов вытекает дальнейшее строительство адекватной государственной политики. И, наоборот, без точного представления о реальных факторах государственная политика не гарантирует своей результативности. Итак, определение факторов выступает обязательным звеном в механизме связи цели (ценности) политики с набором действий по ее достижению. Использование указанных принципов государственного проектирования позволяет создать системно построенное проблемное поле и поле конкретных мер, решений и действий государственной политики в сфере образования.

Итак, набор основных проблем выглядит следующим образом: разрушение трудовых мотиваций. Что необходимо сделать? С помощью «ФЗ о доходах и оплате труда» ввести стоимостное отражение уровня образования в установлении минимального размера оплаты труда. Так же мы сталкиваемся с непрестижность образования и слабой зависимостью оплаты труда от уровня образования. Что делать?

  • Целевая поддержка талантливых молодых специалистов.
  • Стоимостное отражение уровня образования в установлении минимального размера оплаты труда.

·Введение элементов механизма послевузовского государственного распределения выпускников вузов, обучающихся на бюджетной основе как гарантии трудоустройства.

А какие изменения в документах необходимы?

·Постановление Правительства РФ «О сохранении и поддержке в ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  • ФЗ «О социальных стандартах».

Далее мы сталкиваемся с резким снижением образовательного потенциала российского на-селения. Непропорциональной экономическому состоянию страны ростом численности студентов. Недостаточностью должной профессиональной базы негосударственного образования. Девальвация российского диплома о высшем образовании. Из этого следует, что решение проблем заключается в:

  • Создание механизмов селекционного отбора одаренных студентов.
  • Государственной поддержке развития системы ведомственных вузов.
  • Ужесточении требований к аккредитации образовательных учреждений.
  • Участие в аккредитации образовательных учреждений профессиональных корпораций.

Нормативно-правовые документы в данном случае это:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Еще один уровень проблем это системное недофинансирование всех уровней образования. Тенденция превращения вузов в коммерческие предприятия. Зависимость вузов от набора студентов, обучающихся на коммерческой основе. Здесь предлагаемые решения таковы:

  • Установление принципа ведомственного управления вузами (включая управление финансовыми средствами, поступающими в вуз как оплата стоимости обучения студентов).
  • Установление минимальной почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава по соответствующей специальности.
  • Участие в аккредитации вузов профессиональных корпораций.

Для этого потребуются:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О доходах и оплате труда».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Декоммерциализации вузов.
  • Установлении принципа ведомственного управления вузами (включая управление финансовыми средствами, поступающими в вуз как оплата стоимости обучения студентов).
  • Выделении финансовых средств на развитие инфраструктур вуза и оплату труда преподавателей непосредственно учредителем (ведомством).
  • Установлении максимальных норм аудиторной концентрации студентов.

Нормативно-правовые документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Коррумпированность системы высшего образования: а) на уровне вузов; б) на уровне органов государственного управления в сфере образования. Решения:

  • Выведение контрольных и надзорных функций из исключительных полномочий вновь создаваемого Министерства образования РФ.
  • Возложение контрольных и надзорных функций на профессиональные корпорации.
  • Участие профессиональных корпораций в организации вступительного отбора абитуриентов.
  • Минимизация набора студентов на заочное отделение, являющееся одной из основных ниш распространения взяточничества в вузах.
  • Установление текущей рейтинговой системы оценки знаний учащихся.

Документы:

  • ФЗ «О профессиональных корпорациях».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Необеспеченность в перспективе финансовыми ресурсами сферы образования и опережающие темпы роста расходов на высшее образование по отношению к национальному доходу можно решить лишь если

  • Соответствие стоимости платного обучения оптимальным критериям затрат, необходимых для подготовки высококлассных специалистов.
  • Определение единой государственной системы оплаты обучения по соответствующей специальности.
  • Установление минимальных ставок оплаты стоимости обучения и минимальной почасовой ставки оплаты труда преподавателя с учетом коммерческого положения соответствующей специальности на рынке труда.
  • Произойдет развитие системы кредитов на образование.
  • Введение элементов механизма послевузовского государственного распределения выпускников вузов, обучающихся на бюджетной основе как гарантии трудоустройства.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Следующий уровень проблем:

Диспропорции в структуре набора студентов по специальностям. Перекос в подготовке специалистов в условиях экспорто-ориентированной экономики в пользу экономических и юридических специальностей. Падение престижа специальностей прикладной направленности. Решения:

  • Установление перечня специальностей вуза и числа мест обучения соответствующей ведомственной структурой.
  • Развитие системы целевого заказа на подготовку высококвалифицированных кадров по той или иной специальности.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Постановление Правительства РФ «О сохранении и поддержке высококвалифицированных кадров».

Теперь о детях. Происходит деградация системы дошкольных учреждений. Существует невключенность системы дошкольных учреждений в процесс непрерывного обучения. Отсутствует разработанной нормативной правовой базы в отношении дошкольных учреждений. Наши предложения:

  • Разработка нормативной правовой базы в отношении дошкольных учреждений.
  • Включение детских садов в единый непрерывный процесс обучения. Для этого используется ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Набившая оскомину проблема снижения интеллектуального потенциала российского населения, требует:

  • Восстановления и сохранения положительного опыта советской системы образования.
  • Развития институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Создания механизмов селекционного отбора одаренных студентов.

Документы в данном случае:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О сохранении и поддержке высококвалифицированных кадров».

Слабая управляемость образовательным процессом и слабое соотнесение подготовки специалистов в высших учебных заведениях с перспективными задачами экономического развития, а так же изменение существующей номенклатуры специальностей в связи с потребностями рынка порождает рассогласованность деятельности Министерства образования и науки РФ с интересами экономического развития страны, решается по средствам:

  • Централизации системы управления образованием.
  • Создания тройственной управленческой модели: Министерство образования - учебный округ - учебный департамент.
  • Создания системы государственных заказов на подготовку квалифицированных кадров.
  • Развития нормативной правовой базы и инфраструктуры целевого образования.
  • Возрождения системы ведомственных вузов.
  • Передачи специализированных вузов в ведомственное подчинение.
  • Создания нормативной правовой базы об учредителях высших учебных заведений

Из документов:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве образования Российской Федерации».

Отсутствие системы комплексного прогнозирования и планирования в управлении российским образованием и отсутствие управленчески имплементированной системы прогнозов на запросы рынка по специальностям подготовки квалифицированных кадров ведет к распределению Минобрнауки России бюджетных мест без учета данных мониторинга рынка труда, без определения стратегии экономического развития страны. Выход:

  • Введение института ведомственной подчиненности вузов.
  • Создание специального государственного органа для осуществления мониторинга рынка труда на предмет выявления запросов на специальности и решения задач планирования подготовки специалистов с учетом экономической стратегии развития страны.
  • Создание в рамках Министерства образования РФ управления планирования и бюджета, ответственного за разработку средне - и долгосрочных программ развития образования.

Из документов:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации».

Отсутствие в России мониторинга функциональной неграмотности можно решить

  • Совершенствованием системы мониторинга образовательного потенциала населения.
  • Созданием в рамках Министерства образования РФ специального органа, осуществляющего текущий диагностический контроль состояния образования как в России в целом, так и по субъектам Российской Федерации.
  • Восстановлением деятельности структуры, аналогичной по функциям обществу «Знание».
  • Закреплением функций по планированию и прогнозированию в сфере образования за Министерством образования Российской Федерации.
  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации».
  • Постановлением Правительства РФ «Об учреждении общества «Знание».

Разрушение системы учебно-производственных комплексов и отсутствие налаженных механизмов прохождения производственной практики в вузах необходимо разрешать

  • Восстановлением аналога системы учебно-производственных комплексов.
  • Осуществлением производственной практики на родственных по профилю ведомства предприятиях а для этого:
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».

Несоотносимость современного состояния российского образования с задачами инновационного развития, его Архаические черты, профанизация (в том числе, снижение качества) заочного образования, качественная неокупаемость государственного финансирования бюджетного обучения заочников требует сокращения числа студентов, обучающихся заочно и:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации»

Низкое качество преподавания в значительной части российских вузов (лекция как изложение учебника, «отставники» за профессорской кафедрой требует

  • Распространения на материалы лекций понятия «авторское право».
  • Повышения научных требований к преподавателям вузов.
  • Установления обязательности опубликования научно-педагогических материалов и норм публикаций для профессорско-преподавательского состава вузов
Документы:
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Ошибочность избранного вектора образовательных реформ и угроза разрушения российского образования. Болонский процесс как угроза разрушения национальной системы российского образования требует

  • Корректировки интеграции России в Болонский процесс.
  • Оценки стратегии реформ образования с точки зрения рисков для национальной безопасности России.

Для этого нужно:

  • Законодательное закрепление деятельности в сфере образования как приоритета национальной безопасности.
  • Постановление Правительства РФ «О корректировке присоединения России к болонскому процессу».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Усиление «оттока мозгов» из России при достижении структурного единообразия образовательного процесса со странами Запада требует закрепления эквивалентности российского диплома об образовании путем применения более гибких моделей нострификации. Для это необходимо «Постановление Правительства РФ «Об организации страновых нострификаций российских дипломов и аттестатов об образовании».

Неэффективность механизмов повышения квалификации и переподготовки кадров, в этой связи предлагается:

  • Создание самостоятельной системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Создание государственного органа, координирующего деятельность структур повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Введение законодательного требования об обязательности периодически осуществляемой квалификационной переподготовки.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Указ Президента РФ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и в Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации»

Согласно прогнозу Агентства стратегических инициатив, через 10-15 лет 57 профессий исчезнут, а на смену им придёт 186 высокотехнологичных «профессий будущего». Готова ли российская система образования к вызовам XXI века? Попробуем взглянуть на основные проблемы и поискать пути преодоления.

1. Низкая мотивация

Первая и основная проблема сегодняшней образовательной системы - школьникам просто скучно учиться. Безусловно, проблема не нова, но современные дети отличаются от нас с вами тем, что не обращают внимания на внешнюю мотивацию. Это значит, что оценки и похвала родителей становятся наименее важным фактором при формировании интереса к учёбе. 40% современных школьников назвали основным мотиватором личные социальные цели («Я хочу быть культурным и развитым», «Я знаю, кем я хочу работать и что для этого нужно»). *

Что с этим делать?

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», говорит о положительной стороне этого процесса: «Учиться для школьника становится важно и модно, и школьники, приходя на урок, могут знать о предмете разговора не меньше, а то и больше учителя».

Другое дело, что ученики отказываются и темпе, в которой её дают учителя «старой закалки». Высидеть 45 минут однотонной лекции просто невозможно для ребёнка, привыкшего получать информацию мгновенно и переключаться между десятком задач сразу. Поэтому школе так или иначе приходится подстраиваться под новые стандарты.

Во-первых, изменяется структура урока. Раньше учитель сначала объяснял материал, и только затем давал задачу. А сегодня пробуют наоборот: сначала дают ребенку задачу, а когда он изрядно помучается над решением, дают ему нужную формулу или теорему. Полное обновление методических материалов и сценариев уроков должно произойти за ближайшие 3-5 лет.

Во-вторых, не стоит забывать о материально-техническом обеспечении: электронные дневники и учебники, интерактивные доски и парты - всё это призвано сделать школьную среду более понятной и интересной.

2. Неумение применять знания на практике

Из первой проблемы логически следует вторая. Дети с трудом понимают, когда им необходимо применить свои знания на практическом материале. Особенно это касается сегодняшних первокурсников - «натасканные» на тестовые задания, они просто теряются, когда им ставят задачу написать научную или творческую работу.

Что с этим делать?

С 2013 года московские школы активно работают над изменением формата дополнительного образования. Теперь урок может проходить где угодно - в творческом кружке или спортивной секции, в музее, театре и даже в парке. Для урока даже не нужен учитель!

Всё чаще школьники в рамках школьного образования занимаются личными междисциплинарными проектами. Это может быть как конструирование робота-помощника, так и написание детской энциклопедии, и даже организация выборов в школьный совет.

3. Разрыв между знаниями, которые даёт школа, и вузовскими требованиями

Преподаватели вузов не первый год жалуются на уровень знаний, с которыми к ним приходят первокурсники. Первые полгода вчерашних школьников приходится «подтягивать» до нужного уровня знаний.

Что с этим делать?

Не всегда старшеклассника можно снабдить всеми знаниями, которые пригодятся ему в вузе. Дети из одного класса затем поступают в разные вузы, а у МИФИ и Литературного института требования сильно разнятся. Поэтому с прошлого года в Москве пробуют модель узконаправленных классов --- так называемых предуниверсариев.

Предуниверсарий - это профильный класс общеобразовательной школы, созданный на базе университета. Первый класс в рамках программы «Предуниверсиарии» был организован в 2013 году. В этом году в программе решили поучаствовать уже 9 вузов, среди которых РГГУ, МГЛУ, МИФИ, РЭУ им. Плеханова.

4. Высшее образование как самоцель

Около 80% выпускников московских школ продолжают обучение в вузах. Но далеко не все из них имеют чёткое понимание, зачем им это надо. Большинство приходят в вуз, потому что на этом настояли родители. Преподаватели отмечают крайне низкую мотивацию студентов-первокурсников и тотальное нежелание погружаться в предмет обучения.

Что с этим делать?

Уже второй год в Москве пытаются популяризировать средне-профессиональное образование и избавиться от негативного имиджа колледжей. Удивительно, но такие востребованные и «денежные» профессии, как повар, ювелир, специалист гостиничного бизнеса, можно получить и в колледже.

Но это не единственное решение. Столичные школы всерьёз намерены перейти к концепции предпрофессионального обучения. Пока на базе школ открываются инженерные, медицинские и кадетские классы, а учащихся общеобразовательных классов приглашают на проект «Профессиональная среда», где можно получить рабочую специальность в свободное от учёбы время.

Нетрудно догадаться, что основной проблемой современного образования является недостаточное внимание к практической стороне обучения. Поэтому основные усилия направлены на развитие практических умений и навыков, формирование ответственного подхода к своим учебным обязанностям и развитие стремления самостоятельно решать задачи.

Аннотация. В статье рассматривается перспектива систематизации новых методов обучения, поиска научно-педагогическими коллективами новых путей решения задач, поставленных требованиями времени. Отмечено, что необходимо обеспечение интеграции науки и практики, внедрение инновационных образовательных технологий на всех уровнях системы образования; развитие материально-технической, информационной и научно-методической базы учреждений образования; оптимизация сети учебных заведений регионов на основе мониторинговых исследований, перспектив его социально-экономического развития.
Ключевые слова: образование, научно-педагогические коллективы, интеграция науки и практики.

Нет в мире человека, которому было бы незнакомо слово «образование». Получение качественного образования - это успешная, достойная жизнь завтра не только самих детей, и общества в целом. Успехи обучения и воспитания в современном мире всецело зависят от умения педагогов использовать в практической деятельности передовые педагогические идеи, технологии, достижения современной педагогической науки. В современных условиях информационная среда образования на всех этапах развивается в условиях единых стандартов. Однако современная система образования переживает свои трудности.

Мы живем в век свершений, новых открытий, информационных технологий. Время идет вперед, и современный этап развития образования требует новых методов обучения, нестандартных форм воспитания, индивидуального подхода к каждому студенту. Это побуждает научно-педагогические коллективы искать новые пути решения поставленных задач, так как именно образование является фундаментом развития и становления личности, фундаментом, который завтра обеспечит студенту стабильную жизнь. Остается актуальной известная фраза философа Сенеки: «Мы учимся не для школы, а для жизни».

Сегодня перед научно-педагогическими работниками стоит ответственная и непростая задача — воспитать гражданина, способного нести добро людям, работать на благо своей страны. Они должны не только улучшить качество образования, но и поднять его на новый уровень, привести в соответствие со стандартами, предъявляемыми современной жизнью. Вся деятельность учреждений образования должна быть направлена на повышение эффективности обучения, помощи студентам в овладении навыками, позволяющими адаптироваться к требованиям жизни в современном обществе, решать жизненные проблемы, развивать способности к принятию самостоятельных решений.

Старая система разрушается, на смену приходят новые информационные тенденции. Порой внедрение новшества происходит на сырую почву, или инновации не адаптированы под региональный менталитет. Таким образом мы выделили «репертуар» проблемных мест и определили их более чем достаточное количество. Предлагаем намеченные в первом приближении подходы к их решению.

Первое - необходимо учить студентов добывать информацию не только из гаджетов, но и понимать возможности в применении новой научной литературы, пособий, статей и участия в конференциях для своего роста.

Второе - в погоне за инновациями мы забываем, что, воспитывая учёного-теоретика, создается огромная нехватка узких специалистов-практиков. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить получение знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, молодые специалисты сталкиваются с проблемой адаптации и применения своих знаний в практической деятельности.

Третье - это, конечно, недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвертое - это практическое отсутствие связи между этапами образования. Сильное отличие требований, которые предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Вследствие чего за первый год обучения в вузах процент отчислений самый высокий.

Пятое -- снижение престижа инженерных направлений ведет к переизбытку специалистов гуманитарного, юридического и других так называемых «престижных» специальностей.

В настоящее время система образования ориентирована на поиск иных путей, инновационного развития современного образования. Именно поэтому сейчас актуальным видится именно понимание проблем современного образования, чтобы пути их решения были бы толчком развития и движения в сторону вечно нового. Но для этого необходимо объективно смотреть в сегодняшний день, на состояние проблем в современном обществе, в современной цивилизации. Реализация грандиозных задач требует совместных решений и действий. Необходимо обеспечение интеграции науки и практики, внедрение инновационных образовательных технологий на всех уровнях системы образования; развитие материально-технической, информационной и научно-методической базы учреждений образования; оптимизация сети учебных заведений регионов на основе мониторинговых исследований, перспектив его социально-экономического развития.

Список использованных источников:

  1. Верескун В.Д. История инженерного образования в России [Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»]: учебное пособие - М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2012.— 227 c.
  2. Громцев С.А. Педагогические проблемы системы подготовки специалистов с высшим образованием в Российской Федерации [Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»]: монография - Саратов: Вузовское образование, 2014.— 65 c.
  3. Сборник магистерских программ «Социальная психология и педагогика», «Технологии здоровьесбережения в образовании»[Электронный ресурс] — М. : Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2011.- 247с