Где левостороннее движение. Левостороннее движение: происхождение, особенности, интересные факты
Может быть кто еще не знает.27 января 2013 Почему примерно 34% жителей Земли предпочитают в своих странах ездить по левой стороне, а остальные 66% - по правой, точно не знает никто, хотя в догадках недостатка нет.Сложно найти автомобильный форум, в котором не разгорался спор о правом и левом руле. Это связано с увеличением количества праворульных автомобилей, привезенных в Россию, и особенностью их эксплуатации на правостороннем дорожном движении.
Разделение на правую и левую стороны движения началось еще до появления первого автомобиля. Историки до сих пор спорят между собой, какое движение в Европе было первоначальным. Во времена существования Римской империи всадники ездили слева, чтобы правая рука, в которой они держали оружие, была готова моментально нанести удар едущему навстречу врагу. Были найдены доказательства, что у римлян было левостороннее движение: в 1998 году в Великобритании в районе Суиндона была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой, а также на римском динарии (датирован 50 г. до н. э. – 50 г. н. э.) были изображены два всадника, разъезжавшихся по левой стороне.
Садиться на лошадь в средние века было удобнее при левостороннем движении, так как меч не мешал посадке. Однако против этого довода есть аргумент – удобство езды по левой или правой полосе при верховых поездках меняется в зависимости от метода езды, да и воинов по сравнению с остальным населением было не так много. После того как люди перестали брать с собой в дорогу оружие, движение начало постепенно меняться на правостороннее. Это объяснялось тем, что большинство людей – правши, а при преимуществе правой руки в силе и ловкости многие вещи комфортнее делать во время передвижения по правой стороне дороги.
При ходьбе пешком (без оружия), при ведении лошади и тележки удобнее держаться правой стороны. С этой стороны человеку удобнее находиться близко к встречному движению, чтобы остановиться для разговора со встречными, и легче держать правой рукой узды. Рыцари на турнирах также ездили справа – они держали щит в левой руке, а копье располагали на спине лошади, но против этого довода есть аргумент – турниры были всего лишь показательными «шоу» и к реальной жизни не имели отношения.
В зависимости от вида экипажа, запряженного лошадьми, варьируется удобство право- и левостороннего движения: одноместным экипажам с сидением для кучера спереди предпочтительнее ехать с правой стороны, так как при разъезде с другим экипажем кучеру надо сильнее потянуть вожжи правой рукой. Экипажи с форейтором (кучером, управляющим упряжкой, сидя на одном из коней) также придерживались правой стороны – форейтор всегда сидит на левой лошади, чтобы облегчить себе посадку и управление правой рукой. Многоместные и открытые экипажи ездили по левой стороне дороги – так кучер не мог случайно задеть хлыстом пассажира или прохожего, идущего по тротуару.
В России еще при Петре I было принято за норму правостороннее движение, повозки и сани разъезжались, как правило, держась правой стороны, а в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала официальный указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения карет и извозчиков. Среди западных стран впервые закон о стороне передвижения был издан в Англии – это был билль от 1756 года, по утверждению которого движение по Лондонскому мосту должно быть по левой стороне, а в случае «выезда на встречку» взимался штраф в размере 1 фунта серебра. И лишь по прошествии 20 лет английское правительство издало исторический «Дорожный акт», в котором было прописано введение левостороннего движения. Кстати, такое же движение было принято на открывшейся в 1830 году железной линии Манчестер – Ливерпуль. По одному из предположений, Англия взяла это из морских правил, так как являлась островным государством, и единственной связью с остальными странами было судоходство – по ним судно пропускало другое судно, которое приближалось к нему справа.
Именно Великобританию считают «родителем» левостороннего движения, этот пример переняли и ее колонии (Индия, Пакистан, Австралия) и другие страны мира. Во время Великой Французской революции в 1789 году Наполеон издал приказ военным передвигаться по правой стороне дороги, а впоследствии сторона движения транспорта и военных колонн определялась политическими взглядами страны: страны – союзники Наполеона (Голландия, Германия, Швейцария, Польша, Италия, Испания) установили правостороннее движение, а страны-противники (Британия, Потругалия, Австро-Венгрия) – левостороннее. В Австрии в разных городах движение шло по разным сторонам, а затем и эта страна потянулась вправо. В Японии, второй по величине стране с левосторонним движением, оно было принято в 1859 году под влиянием посла королевы Виктории сэра Рутерфорда Алкока.
После окончания японской оккупации в 1946 году Южная Корея и КНДР сменили левостороннее движение на правостороннее. Чехословакия, входившая ранее в Австро-Венгерскую империю, перешла на правостороннее движение в 1938 году. Швеция же стала одной из последних стран, сменивших направление движения, для этого в 1963 году была создана Государственная комиссия по переходу на правостороннее движение. В ее задачи входили разработка и приведение в жизнь, а официально правостороннее движение было закреплено в 1967 году. В этот торжественный день, 3 сентября, ровно в 4:50 утра все автомобили и другие транспортные средства должны были остановиться, сменить полосу на противоположную и возобновить движение в 5:00. Для обеспечения безопасности во время этой перемены, власти ненадолго ввели режим ограничения скорости.
В США изначально транспортное движение осуществлялось по левой стороне, но, по мнению историков, любовь к свободе и противоречию Англии заставила их переместиться на правую сторону. По одной из версий, родоначальником правостороннего движения в Америке был французский генерал Мари Жозеф Лафает, один из самых ярых борцов за независимость от короны Великобритании. Канада же продержалась с левосторонним движением до 20-х годов XX века.
И в дальнейшем становление левого или правого направления движения транспорта обусловливалось соседством с определенными странами – бывшие британские колонии в Африке (Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия, Гана) сменили левостороннее движение на правостороннее, так как располагались рядом с бывшими французскими колониями. А бывшая португальская колония Мозамбик сменила правостороннее движение на противоположное из-за соседства с бывшими британскими колониями.
Что касается расположения руля, то он на первых машинах в большинстве случаев находился с «неправильной» для нас правой стороны. Причем вне зависимости от того, по какой стороне ездили автомобили. Это делалось для того, чтобы водитель мог лучше видеть обгоняемую машину. Кроме того, при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть. Кстати, первым массовым автомобилем с «правильным» рулем был Ford T.
В некоторых странах возникают спорные вопросы из-за расположения руля – например, на Багамских островах люди в основном ездят на леворульных автомобилях, так как их удобно привозить из США, а на востоке нашей страны, наоборот, большинство автомобилей с правым рулем из-за близости с Японией. Среди стран с левосторонним движением числятся такие, как Австралия, Англия, Багамские острова, Бангладеш, Барбадос, Бермудские острова, Кипр, Индия, Ирландия, Япония, Кения, Малайзия, Мальдивы, Мальта, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, остров Святой Елены, ЮАР, Британские Виргинские острова, Американские Виргинские Острова, Зимбабве и многие другие.
Самую, пожалуй, красивую версию своей «левизны» выдвигают обитатели туманного Альбиона. Согласно ей, в средневековой Англии рыцари предпочитали ездить по левой стороне улицы, чтобы удобнее было пожать правую руку едущему навстречу рыцарю, или сразиться с ним. Кстати, кроме самой Англии, большинство стран, в которых левосторонне движение существует и сегодня – бывшие английские колонии, и доминионы (полуколонии) – Индия, Пакистан, Австралия и множество стран поменьше.
В «правосторонних» США тоже есть собственная историческая версия приверженности правостороннему движению. Согласно ей, повозки американских первопоселенцев во время путешествий по бескрайним прериям запрягались «цугом» - попарно в два или даже в три ряда, и на передней левой лошади сидел кучер – форейтор, ему там было удобнее и управлять упряжкой, и садиться на лошадь, и слезать с неё. Соответственно, движение было правосторонним.
В России движение по дорогам и улицам традиционно было правосторонним, а в 1752 эта традиция была официально закреплена указом императрицы Елизаветы Петровны. С тех пор Россия выдержала два нашествия праворульных автомобилей – в 10-х годах ХХ века (из Автро-Венгрии и Англии) и в недавних 90-х (преимущественно из Японии), но от устоявшейся традиции и принятого стандарта не отступила. В отличие, скажем от Швеции, которая в 1967 году перешла «с левой стороны на правую», чтобы соответствовать стандарту большинства стран Европы. Единственное известное в России санкционированное отступление от принятого стандарта – церемония приема парада 9 мая на Красной площади, когда два автомобиля ЗИЛ двигаются в левостороннем режиме.
Естественно, при поездках в страны с левосторонним движением у наших соотечественников могут возникать трудности, в основном психологического плана. Все большее число российских туристов отдают предпочтение путешествиям на арендованном в стране посещения автомобиле.
Вот здесь, если в стране посещения режим движения – левосторонний, и возникают те самые трудности. Главная из них – необходимость переключать передачу «другой» (непривычной) рукой – теряет актуальность, если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач. Но остаются еще кнопки указателей поворотов и другие кнопки управления – все они в праворульном автомобиле расположены в непривычных российскому водителю местах, вплоть до регулятора громкости на магнитоле. Со временем эти проблемы уходят, но на первых порах нужно быть предельно внимательным.
Левостороннее движение создает проблемы и обычным, «пешим» туристам. Непривычно переходить улицу, оглядываясь сначала налево, а дойдя до середины – направо. К тому же «левосторонность» отнюдь не зеркальна «правосторонности», она имеет свои особенности. Так, например, движение водного транспорта во всех странах, в том числе и с левосторонним автомобильным движением – правостороннее. Поэтому туристу из «правосторонней» страны остается одно – внимательно изучать правила и сложившиеся традиции движения в странах посещения и неукоснительно их соблюдать.
Для заядлых путешественников не секрет, что во многих государствах вектор трафика на дорогах отличается от привычного им способа. Перед поездкой за рубеж важно помнить, в каких странах левостороннее движение, особенно если планируете брать напрокат машину.
Причины, влияющие на выбор направления
Исторических свидетельств о том, как перемещались наши предки, практически не осталось. Видимо, эта тема казалась очевидной, поэтому летописцы и обыватели не считали важным делать записи относительно этого. Законодательно же правила поведения на транспортных путях государства впервые урегулировали лишь в XVIII веке.
На данный момент 28% трасс во всем мире ориентированы налево, по ним передвигается 34% населения планеты. Причины, по которым эти территории сохранили традиционные для себя способы регламентирования трафика, следующие:
- Исторически они были колониями или зависимыми регионами Великобритании и Японии;
- В качестве основного транспорта использовались повозки, на которых кучер сидел на крыше.
Список регионов активно менялся после утраты Соединенным Королевством статуса «империи, где никогда не садится солнце» и окончания Второй Мировой Войны. Последняя страна перешла на новую ориентацию в 2009 году, это было Независимое Государство Самоа.
Полный список, актуальный на 2018 год :
- Австралия и Новая Зеландия, включая внешние территории и государства в свободной ассоциации (Кокосовые, Норфолк, Рождества, Токелау, Кука, Ниуэ);
- Континентальная юго-восточная Африка (Кения, Мозамбик, Замбия, Намибия, Зимбабве, Тонга, Танзания, Уганда, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Ботсвана, Малави);
- Бангладеш;
- Ботсвана;
- Бруней;
- Бутан;
- Великобритания;
- Заморские территории Соединенного Королевства (Ангилья, Бермуды, Святой Елены и Вознесения, Кайманы, Монтсеррат, Мэн, Питкэрн, Теркс и Кайкос, Фолкленды);
- Британские и Американские Виргинские о-ва;
- Восточный Тимор;
- Гайана;
- Гонконг;
- Индия;
- Индонезия;
- Ирландия;
- Независимые страны Карибского моря;
- Кипр;
- Маврикий;
- Макао;
- Малайзия;
- Мальдивы;
- Мальта;
- Микронезия (Кирибати, Соломоновы, Тувалу);
- Науру;
- Непал;
- Нормандские о-ва;
- Пакистан;
- Папуа — Новая Гвинея;
- Самоа;
- Сейшелы;
- Сингапур;
- Суринам;
- Таиланд;
- Фиджи;
- Шри-Ланка;
- Ямайка;
- Япония.
Традиции передвижения
Способы езды по дорогам для простых людей в древности зависели исключительно от удобства , поскольку плотность населения была невелика. Крестьяне и ремесленники носили грузы на правом плече и ходили так, чтобы не задеть друг друга, а воины предпочитали противоположную сторону, чтобы иметь возможность защитить себя от врагов, выхватывая меч из ножен на левом бедре.
С появлением транспортных средств поменялись и правила езды. Повозками с одной лошадью и возницей на передних козлах было удобнее управлять рабочей рукой, как более сильной, и при этом сохранять маневренность слева.
Такой вид транспорта был обычным для Франции, и во время правления Наполеона левостороннее движение распространилось во все регионы его завоеваний.
Как направление повлияло на дизайн транспортных средств?
В связи с отличиями в поведении на трассе, в зависимости от ориентации, разные страны используют автомобили, у которых руль находится на дальней от обочины стороне. При этом расположение рычагов управления сохраняется одинаковым во всех моделях.
Однако для удобства специализированных машин это правило может быть нарушено. Например, у служебного транспорта сотрудников почты место водителя находилось с ближней к тротуару стороны , чтобы почтальон доставлял письма и посылки, не выходя из авто. Так в СССР с 1968 годы выпускался Москвич 434П с правым рулем.
Ещё одним важным аспектом, связанным с направлением дорожного движения является переезд через границу в государствах с противоположными принятыми правилами движения. В таких случаях может быть простое смещение на трассе, если дорога узкая, как между Лаосом и Таиландом, или масштабный лабиринт путей, если речь идет о масштабных разъездах, как, например, между Макао и Китаем.
Почему в Англии левостороннее движение?
Поскольку письменных свидетельств того, как ездили по дорогам в древности, нет, исследователи обращаются к методам археологии. У старой каменоломни неподалеку от Суиндона, в графстве Уилтшир, обнаружили следы улицы эпохи Римской империи, степень просадки грунта которой указывала на левостороннее движение.
Также историки связывают такую направленность трафика на территории Великобритании с традиционными повозками, в том числе кэбом, на которых возница-правша сидел на крыше и соответственно держал хлыст в самой сильной руке.
Первым законодательным актом, регулировавшим правила передвижения по городу, стал закон в 1756 году, который обязывал транспорт ехать по левой части Лондонского моста, нарушителей же ожидал штраф в целый серебряный фунт. Позже, в 1776 году был принят «Дорожный акт», распространивший правило на все улицы Англии.
Поскольку именно англичане стали первой железнодорожной державой, многие страны до сих пор имеют аналогичное движение в метро и на станциях железных дорог при обратных правилах для автомобилей.
Какое движение в России правостороннее или левостороннее?
Долгое время на территории России не существовало правил, которые бы указывали людям, как именно они должны управлять повозками, чтобы не столкнуться друг с другом. В 1752 году первая русская императрица Елизавета приказала возницам двигаться вдоль правой части улиц внутри городов.
Так и повелось, во всей Российской Федерации принято правостороннее движение . Однако в крупных городах можно встретить отдельные участки, на которых меняют направление потока машин, что, как правило, связано с удобством развязки в конкретном месте.
Примерами таких мест являются:
- Улица Лескова в Бибиревском районе Москвы;
- Набережная реки Фонтанки в Питере;
- Улицы Семёновская и Мордоцвева во Владивостоке (август 2012 г. - март 2013 г.).
Любопытно наблюдать, как политические и экономические причины повлияли на то, в каких странах левостороннее движение, а в каких - правостороннее. Один простой пункт, по которому люди не могу договориться и прийти к единому решению, создает различия в экономических тенденциях, задает крупные задачи для архитекторов и администраций городов и регионов.
Видео: по какой части дороги двигаются в разных странах?
В данном ролике Олег Говорунов расскажет, почему в разных странах принято передвигаться по разным сторонам дорог:
Предпосылки
Ходьба пешком - правостороннее. По-видимому, большинство людей (невооружённых) при ходьбе придерживаются правой стороны.
Вести лошадь, тащить тележку - правостороннее. В этом случае человеку удобнее находиться со стороны встречного потока, чем на обочине - с одной стороны, это позволяет избежать столкновения, с другой - остановиться и поговорить со встречным.
После того, как перестали ездить по дорогам с оружием и подозревать в каждом врага, на дорогах стихийно стало складываться правостороннее движение, что было главным образом связано с физиологией человека, существенной разницей по силе и ловкости разных рук в приёмах управления тяжёлыми конными экипажами, запряженными несколькими лошадьми. Сказалась особенность человека, что большинство людей правши. При разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину или край дороги, натягивая правой, то есть самой сильной рукой, вожжи, придерживая лошадей. Вероятно, именно по этой простой причине и возникла сначала традиция, а потом и норма разъезда на дорогах. Это норма в конце концов закрепилась как норма правостороннего движения.
В России еще в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.
На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение - английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф - фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение. Такое же левостороннее движение было принято и на железной дороге. В 1830 г. на первой железнодорожной линии Манчестер-Ливерпуль движение было левосторонним.
Есть и другая теория появления изначально левостороннего движения. Некоторые историки предполагают, что с левой стороны было удобнее ехать во времена, когда появились конные упряжки, где кучеры сидели наверху. Так вот, когда они погоняют коней, то кнут кучера-правши мог случайно попасть по прохожим, которые шли по тротуару. Именно поэтому конные экипажи чаще ехали слева.
Великобританию считают главной «виновницей» «левизны», которая затем повлияла на многие страны мира. По одной версии, такой же порядок на своих дорогах она привнесла из морских правил, т.е на море встречное судно пропускало другое, которое приближалось справа.
Влияние Великобритании сказалось на порядке движения в её колониях, поэтому, в частности, в таких странах, как Индия, Пакистан, Австралия, было принято левостороннее движение транспортных средств. В 1859 г. посол королевы Виктории сэр Р. Алкок убедил власти Токио также принять левостороннее движение.
Правостороннее движение часто связывают с Францией, с её влиянием на многие другие страны. Во времена Великой Французской революции 1789 г. в декрете, изданном в Париже, предписывалось двигаться по «простонародной» правой стороне. Чуть позже Наполеон закрепил это положение, приказав военным держаться правой стороны, дабы всякий, повстречавший французскую армию, уступал ей дорогу. Дальше такой порядок движения, как это ни странно, был связан с большой политикой в начале XIX столетия. Те, кто поддерживал Наполеона - Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания. С другой стороны те, кто противостоял наполеоновской армии: Британия, Австро-Венгрия, Португалия - оказались «левыми». Влияние Франции было так велико, что повлияло на многие страны Европы, и они перешли на правостороннее движение. Однако в Англии, в Португалии, Швеции и некоторых других странах движение осталось левосторонним. В Австрии сложилось вообще любопытное положение. В части провинций движение было левосторонним, а по другим правосторонним. И лишь после аншлюса в 1930-х годах Германией, вся страна перешла на правостороннее.
Вначале левостороннее движение было и в США. Но к концу XVIII века произошёл постепенный переход на правостороннее движение. Считается, что «убедил» американцев перейти на правостороннее движение француз-генерал Мари-Жозеф Лафайет , который внёс значительный вклад в борьбу за независимость от британской короны. В то же время в ряде провинций Канады вплоть до 20-х годов двадцатого столетия сохранялось левостороннее движение.
В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. В Чехословакии (раньше входила в Австро-Венгерскую империю) левостороннее движение было сохранено вплоть до 1938 года. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.
Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась еще в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.
После появления автомобилей в Европе творилась настоящая чехарда. Большая часть стран ездила по правой стороне - этот обычай был навязан еще со времен Наполеона. Однако в Англии, Швеции и даже одной части Австро-Венгрии царило левостороннее движение. А в Италии в разных городах вообще были разные правила!
Что касается расположения руля, то он на первых машинах в большинстве случаев находился с «неправильной» для нас правой стороны. Причем вне зависимости от того, по какой стороне ездили автомобили. Это делалось для того, чтобы водитель мог лучше видеть обгоняемую машину. Кроме того, при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть.
Первым массовым автомобилем с «правильным» рулём был Ford T .
Страны, изменившие движение
В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но из-за неудобств, связанных с тем, что соседи этих стран имели правостороннее движение, перешли на правостороннее движение. Самым известным в истории стал День H в Швеции, когда страна перешла с левостороннего движения на правостороннее.
Также сменили левый руль на правый бывшие британские колонии в Африке Сьерра-Леоне , Гамбия , Нигерия и Гана из-за соседства со странами - бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение. И наоборот бывшая португальская колония Мозамбик сменила правый руль на левый, из-за соседства с бывшими британскими колониями. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году , после окончания японской оккупации.
Страны с левосторонним движением
Смена стороны на границе
На границах стран с различными направлениями движения строятся автомобильные развязки, иногда довольно внушительные.
Особые случаи
Первые автомобили
На автомобилях, выпускавшихся в начале XX века, расположение руля ещё не определилось окончательно: часто место водителя делали со стороны тротуара (т. е. делали правый руль при правостороннем движении и левый при левостороннем). В дальнейшем стандартом стало расположение руля со стороны, противоположной тротуару - это обеспечивает лучший обзор при обгоне; кроме того, при использовании автомобиля в качестве такси это делает посадку и высадку пассажира более удобной и безопасной.
Почтовые автомобили
Автомобили для выемки почты часто делают с «неправильным» расположением руля (например, в СССР выпускался такой фургон ИЖ). Это делается для удобства водителя, который теперь может выходить сразу на тротуар и не подвергается лишней опасности.
Багамские острова
Исторически сложилось так, что на Багамах левостороннее движение, но большинство машин ездят по островам с левым рулём из-за близости США , откуда постоянно ввозятся такие машины.
Россия - Восток
Независимо от положения водительского места, фары регулируют так, чтобы свет был направлен немного в сторону обочины - чтобы освещать пешеходов и не слепить встречных водителей.
Впрочем, Венская конвенция по дорожному движению говорит, что временно въезжающий в страну автомобиль должен соответствовать техническим нормам той страны, в которой он зарегистрирован .
Прочие виды транспорта
Самолёты
По ряду причин (несовершенные системы зажигания и карбюраторы, которые часто были причиной остановки двигателя, жёсткие ограничения по массе) самолёты времён Первой мировой войны имели исключительно ротационные двигатели - звезда двигателя вращается вместе с винтом, а топливно-масляная смесь подаётся через полый неподвижный коленвал. В таких двигателях тяжёлый картер играл роль маховика . Винт, как правило, применялся правый, вращавшийся по часовой стрелке. Из-за большой массы двигателя возникал обратный крутящий момент , стремящийся создать самолёту левый крен, поэтому повороты налево выполнялись более энергично. В силу этого многие авиационные манёвры были основаны на левых поворотах - отсюда левое сиденье пилота.
С совершенствованием систем зажигания ротационные двигатели уступили место двухрядным и звездообразным , у которых обратный крутящий момент во много раз меньше. Лётчики (уже мирные) ориентировались по имеющимся дорогам (а в пустынной местности, где дорог нет, проводили борозды). Когда самолётам (с устоявшимся левым сиденьем), летящим вдоль дороги навстречу друг другу, требовалось разминуться, лётчики отдавали вправо - отсюда правостороннее движение с левым сиденьем главного пилота.
Есть ещё одна причина, связанная с анатомией : ручку управления пилот держит правой рукой перед собой на уровне груди, левая рука - ниже, примерно на уровне подлокотника, осуществляет управление двигателем при помощи РУД. При такой позе смотреть вниз удобнее с левой стороны, так как выставленная перед собой правая рука мешает наклоняться вправо.
Вертолёты и суда
Практически везде (кроме внутренних рек) применяется левостороннее движение с правым сиденьем. Это позволяет видеть движение по правому борту (которое надо пропускать).
Сиденье главного пилота на единственном серийном конвертоплане V-22 Osprey справа, «по-вертолётному».
Железная дорога и метро
Пионером железнодорожного транспорта является Великобритания , навязавшая многим странам (Франция , Израиль , Россия) левостороннее железнодорожное движение. Позднее Россия перешла на правостороннее, но и сейчас часть старых российских линий левосторонние. В Германии же железнодорожное движение исторически правостороннее. Поэтому в Эльзасе-Лотарингии (до Первой мировой войны принадлежавших Германии) поезда до сих пор ездят по правой стороне.
Нередким бывает левостороннее движение эскалаторов с целью уменьшить взаимопересечение людских потоков, или для удобства организации верхнего вестибюля.
Сейчас правостороннее движение большинству европейцев кажется логичным и единственно правильным, а Британию и ее бывшие владения Ирландию, Мальту и Кипр считают отщепенцами. Однако еще не так давно левосторонней была, к примеру, Швеция: на правостороннее движение она перешла ровно 50 лет назад. На это решение повлияло среди прочего соседство с Финляндией, которая и сама стала правосторонней меньше двух веков назад.
Фото: Henrietta Hassinen / Yle
До развития массовой дорожной сети, путешествий и автомобилизации само понятие лево- или правостороннего движения было довольно условным. Существовавшие тогда дороги были относительно свободны, и сторона движения была принципиальна только в случае разъезда со встречной повозкой или всадником. Полагают, что обычай разъезжаться слева возник потому, что при внезапном нападении было легче правой рукой доставать оружие и защищаться, ведь большинство людей правши. Правостороннее движение, судя по всему, сложилось тогда, когда опасностей на дороге стало меньше, а правой рукой было удобнее натягивать вожжи.
Еще одной причиной распространения правостороннего движения стала Франция, где традиционно пешеходы (то есть бедняки) держались правой стороны дороги, а ехавшая верхом знать - левой. Великая французская революция поставила все с ног на голову, предписав двигаться по “плебейской” стороне дороги, а наполеоновские войны разнесли этот обычай по всей Европе.
По старой привычке некоторые извозчики еще в начале прошлого века предпочитали левую сторону дороги. Фото: Helsingin kaupunginmuseo / Signe Brander
Шведское наследство
Дольше всех остальных стран континентальной Европы продержалась Швеция. И это не удивительно, ведь она была одной из первых стран, которые вообще закрепили сторону движения законодательно. В 1718 году, незадолго до своей смерти шведский король Карл XII, тот самый, против которого Петр I вел Северную войну, предписал двигаться по правой стороне дороги. Однако уже в 1734 году риксдаг одобрил закон о левостороннем движении встречного транспорта, который вступил в силу спустя два года. Финляндия была тогда частью Шведского королевства, следовательно все предписания, будь они о право- или левостороннем движении, касались и ее. Перевод на финский язык появился лишь в 1759 году. Он гласил:
Kun matkustavaiset eli kulkevaiset kaupungissa eli maalla tulewat toisiansa vastaan, syrjäytykööt he kumpikin wasemmalle kädellensä, niin että he esteettömästi pääsewät toistensa sivuitse, kymmenen hopeatalarin sakon uhalla sille joka tätä wastaan rikkoo.
Когда путешественники либо путники в городах или на селе следуют друг против друга, да посторонится каждый из них налево по свою руку, дабы они без помех могли друг подле друга проехать, под угрозой штрафа в десять серебряных талеров тому, кто сие нарушит.
В соседней Российской империи примерно в то же время, а именно 5 февраля 1752 года, указом Елизаветы Петровны была введено правостороннее движение для карет и извозчиков. Помимо стороны движения, в этом же указе предписывалось не ездить по улицам слишком шибко, не бить встречных, не петь, не свистеть и не стрелять на улицах. Однако в 1809 году Финляндия перешла Российской империи и стала единственным официально левосторонним регионом. Шведское законодательное наследие давало знать о себе еще почти полсотни лет, пока Александр II не закрепил правило разъезжаться справа и в Финляндии.
8 июня 1858 года в Хельсинки был подписан “Милостивый Указ его Императорского Величества об обязанности движущихся навстречу друг другу уступить дорогу”. Вот текст этого указа целиком:
ME ALEKSANDER Toinen, Jumalan Armosta, Keisari ja Itsevaltias koko Venäjänmaan yli sekä Suomen Suuriruhtinas, y. m., y. m., y. m.
Teemme tiettäväksi: Koska eräissä Suomen paikkakunnissa on tullut tavaksi, että matkustajat, vastatuksin tullessaan, toisiansa väistävät kukin oikealle puolellensa, ehkä 1734 vuoden Kestikievari-asetuksen 23 pykäleessä on säännetty että semmoisissa tapauksissa väistettämän pitää toiselle puolen; niin olemme Me, tästä tehdyn alamaisen esityksen johdosta, Armossa hyväksi katsoneet sillä tavalla muuttaa sanottua sääntöä, että matkustajain tahi ajelijain kaupungeissa ja maalla pitää, mainitussa asetuksessa määrätyn neljän ruplan ja kahdeksankymmenen kopeikan hopearahan sakon-haastolla, vastatuksin tullessaan väistämän kukin oikealle puolellensa, niin että he esteettömästi saattavat päästä toistensa ohitse. Jota kaikki asianomaiset alamaisuudessa noudattakoot.
Мы, Александр Второй, Милостию Божию Император и Самодержец всея Руси и Великий князь Финляндский, и прочая, и прочая, и прочая
Провозглашаем: поелику в некоторых местах Финляндии стало обычно, что друг против друга едущие разъезжаются каждый по правой стороне, а в 23 параграфе Трактирного указа 1734 года указано, что в оных случаях уступать дорогу надобно по другой стороне; мы, по представлению, милостиво решили так изменить сие правило, что пешком идущему либо едущему в городе или на селе следует, под угрозой определенного данным указом штрафа в четыре рубля и осемдесят копеек серебром, при встрече уступать дорогу каждому по правой стороне, так чтобы они могли беспрепятственно друг мимо друга пройти либо проехать. Чего все надлежащие лица в подчинении да исполнят.
Так что когда в 1895 году в Финляндии появился первый автомобиль, правостороннее движение было фактом уже несколько десятков лет. Однако призраки левостороннего движения вернулись в страну еще раз.
Досадная оплошность
Быстро набиравшая обороты автомобилизация заставила молодое независимое государство определить правила дорожного движения в самом начале своего пути. Декрет 1919 года закрепил правостороннее движение по дорогам и не стал возвращаться к правилам Шведского королевства. Но вот в пункте третьем, который касался обгона, была допущена оплошность, на исправление которой ушло на удивление много времени.
Этот пункт гласил, что при движении в одну сторону обгоняемый должен перестроиться влево и остановиться, пока обгоняющий не завершит маневр. Эту ошибку исправили лишь в 1921. Тогда определили, что обгоняемый должен пропустить обгоняющего справа и убрали предписание остановиться, как это правило дошло до нас и поныне. В том же году произошла национализация существовавшей к тому времени дорожной сети в 24 тысячи километров, и государство развивало кровеносные сосуды автомобильного бума исходя из принципов правостороннего движения.
День H
Казалось бы, история на этом должна была закончится, но нет. Из немногочисленных соседей Финляндии один придерживался левостороннего движения. После Второй мировой войны сотрудничество Северных стран стало продвигаться семимильными шагами, и уже в 1958 году между странами был полностью отменен пограничный контроль, ставший одним из толчков к развитию массового туризма внутри региона. Но среди пяти стран две - Швеция и Исландия - были правосторонними. В случае с Исландией это было не столь принципиально ввиду удаленности и островной изолированности, а вот Швеции положение вещей доставляло немало неудобств. У страны две наземные границы - шестисоткилометровая с Финляндией и в два с половиной раза более протяженная с Норвегией, на которой расположены десятки дорог.
Поэтому уже в 1955 году в стране прошел референдум, на котором почти 83 процента проголосовавших высказались за сохранение левостороннего движения. В Швеции, как и в Финляндии, референдумы носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению властями. Именно так произошло в этот раз, и спустя восемь лет шведское руководство начало разработку перехода на правостороннее движение, пока количество дорог и машин не сделало этот переход еще более дорогим и сложным.
В итоге историческое изменение в Швеции произошло ровно пятьдесят лет назад, причем с сегодняшним днем совпадает не только дата, но и день недели. Это день назвали “Днем H”, от шведского слова höger - “правый”. О том, как проходила подготовка и сам переход, можно посмотреть в сюжете тогдашнего корреспондента Yleisradio. Однако отдельного упоминания заслуживает роль Финляндии в подготовке. Многие шведские водители, осознавшие неизбежность перемен, покупали билеты на паром до финского берега и ехали туда тренироваться ездить в новом дорожном мироустройстве. Известно, что в Турку такие тренировки провела команда стокгольмских водителей карет скорой помощи.
3.9.1967 Фото: Yle
Нет правил без исключений
И все же, Финляндию невозможно назвать страной со стопроцентным правосторонним движением. Ведь уже больше двух лет левостороннее движение - это первое, что видит большинство туристов, прилетающих в страну.
В наследство от Российской империи Финляндии осталась ширина колеи и правостороннее движение на железнодорожном транспорте. Таким оно и является по сей день, но на дальнем сообщении. Пригородное движение столичного региона, которое стало развиваться с 70-х годов, осуществляется по левой стороне. Объясняется это тем, что компания VR посчитала, что при движении на север по так называемому главному участку (от Хельсинки в сторону Тампере) дальние и пригородные поезда оказываются на соседних колеях, и в случае нештатной ситуации переход пассажиров из одного состава в другой будет безопаснее.
Так и получилось, что спускающиеся на станцию “Аэропорт” туристы видят поезда, идущие в “неправильную” сторону, но направляющиеся на один и тот же вокзал.