Как определить спряжение глагола молчать. Какого спряжения глагол "молчать"? Исключения и другие трудные случаи

Какого спряжения глагол "молчать"?

    С ударным личным окончанием, спряжение глаголов определяется на слух. Конкретно, что касается глагола молчать, его относим к глаголу второго спряжения. Вот еще несколько примеров: молчишь, молчите.

    Глагол молчать - это глагол первого спряжения (спряжение - это когда глагол меняется по числам и лицам). Так как, он оканчивается на -ать-, а все глаголы, которые оканчиваются на -ать- являются глаголами первого спряжения, кроме нескольких исключений.

    Какого спряжения глагол quot;молчатьquot;

    Молчать- молчишь- молчит- молчат- это глаголы 2 спряжения, эти глаголы имеют ударную гласную в окончании слова- ать- ишь- ит, а в глаголах в 3 лице множественного числа пишется окончание - ат- ят.

    В интернете имеется очень хорошая таблица с окончаниями глаголов в 1 или 2 спряжениях. По правилу, если в окончании глагола под ударением буква и или а или я, то это второе спряжение.

    и по этой таблице, если мы сейчас поставим глагол молчать

    я молчУ или мы молчИМ

    ты молчИШЬ или вы молчИТЕ

    она молчИТ или они молчАТ

    И везде окончание совпадает с окончаниями второго спряжения, предложенными в таблице. Получается, что данный глагол относиться ко второму спряжению

    Есть исключения, одиннадцать глаголов, но там глагола молчать не имеется.

    В общем, запомните исключение и окончания 1 или 2 спряжения и если не первое. то тогда точно втрое будет.

    Глагол молчать относится ко второму спряжению.

    Данный глагол имеет ударные окончания личных форм, поэтому спряжение у данного глагола определяется по личным окончаниям: молчУ, молчИшь, молчИт, молчИм, молчИте, молчАт.

    Поскольку в 3-м лице множественного числа настоящего времени окончание -АТ то это глагол второго спряжения.

    Чтобы узнать спряжение этого глагола, нужно поставить его в нескольких лицах и посмотреть на окончания.

    1 лицо. - Я молчу, мы молчим.

    2 лицо. - Ты молчишь, вы молчите.

    3 лицо. - Он молчит, она молчит, они молчат.

    Окончания на - Ит, АТ, ите.

    Значит это второе спряжение.

    Глагол молчать относится ко II спряжению , как это не покажется некоторым странным, но к исключениям он тоже не относится.

    Еще со школьной скамьи все привыкли к правилу, в котором говорится, что глаголы, оканчивающиеся на -ать, относятся к I спряжению. Но таким образом мы определяем спряжением у глаголов с безударным личным окончанием.

    Попробуем изменить слово молчать. Получаем молчит с окончанием -ит. И ведь никому в голову не придет написать данное слово с окончанием -ет, ведь ударение падает на гласную в окончании, а значит четко слышится, какую букву нужно писать.

    Попробуем еще: молчишь, молчите, молчат. Во всех этих глаголах пишутся окончания глаголов II спряжения. И сомнений ведь нет, какое окончание нужно писать.

    Так вот в русском языке есть правило, в котором говорится, что в таких случаях (когда личное окончание ударное), спряжение глагола определяется как раз по этому окончанию.

    Вот основное правило. К 1 спряжению относятся глаголы, неопределенная форма которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть.

    К 1 спряжению относятся также несколько глаголов на -ить:

    брить, стелить, почить, зиждиться, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, -шибить (ушибить, ошибиться) и образованные от них.

    Не забывайте, что некоторые глаголы являются разноспрягаемыми они имеют часть форм от 1 спряжения, а часть от 2-го: например, бежать, хотеть.

    Вообще, система спряжений сложна и изменчива исторически. В современных справочниках многие глаголы относятся к другим спряжением, нежели раньше.

    В спорных и сложных случайх лучше прибегать к помощи компетентных источников, например, таковым является портал gramota.ru. Здесь на абсолютно любой ваш вопрос по русскому языку дадут бесплатный, оперативный и грамотный ответ. На сайте есть также окошко для проверки правописания отдельных слов.

    Итак, для начала давайте рассмотрим правило, чтобы не ошибиться с определением спряжения для данного в задании глагола молчать.

    Правило относительно спряжения глаголов выглядит следующим образом:

    Наш глагол имеет перед ть в неопределнной форме букву а, что свидетельствует о его принадлежности к первому спряжению, так как в ряды исключений он не входит.

    В русском языке немало сложных правил, так вот этот вариант относится именно к таковым. Чтобы легко определять спряжение глаголов, нужно достаточно много тренироваться. Определение спряжения глагола молчать может завести в тупик потому, что правила на эту тему рассчитаны на безударные личные окончания. А в нашем случае окончание под ударением. Так что это глагол второго спряжения.

    Данное слово отвечает на вопрос Что делать? и является глаголом.

    Это глагол неопределенной формы (инфинитив) несовершенного вида.

    Соазу смотрим на что оканчивается этот глагол: -ать-. Большинство глаголов на -ать- относится к 1 - ому спряжению. Выполним спряжение этого глагола (изменение по лицам и числам):

    Единственное число:

    Я (что делаю?) - молчу;

    Ты (что делаешь?) - молчишь;

    Он, она, оно (что делает?) - молчит;

    Мы (что делаем?) - молчим;

    Вы (что делаете?) - молчите;

    Они (что делают?) - молчат.

    Итак, глагол молчать относится 2 - ому спряжению .

Цели:

  1. Дать понятие «спряжение глагола», научить определять спряжение глагола.
  2. Совершенствовать навык выбора орфограммы в окончаниях глагола.
  3. Развивать логическое мышление, воспитывать активность, чувство товарищества.

Оборудование : учебник, таблицы, запись песни «Чему учат в школе».

Ход урока.

1 . Оргмомент, целеполагание.

2 . Работа с текстом.

Усталый день скл..нился к ночи,
Затихла шумная в…лна,
П…гасло со…нце, и над миром
Плывет задумч…во луна.
Д…лина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.
И темный лес, скл…няясь, дремлет
Под звуки песни с…ловья.
Внимая песням, с б…регами,
Ласкаясь, шепчется р…ка.
И тихо слыш…тся над нею
В…селый шелест тро…ника.
(С. Есенин)

  1. Какое настроение передает автор в стихотворении?
  2. Проведите фонетический анализ текста, устанавливая, повтором каких согласных звуков поэту удалось передать ночные шорохи, шелест трав? С помощью каких слов описываются звуки ночи?
  3. Найдите примеры употребления слов в переносном значении для создания олицетворений. (Усталый день. день склонился, плывет задумчиво луна, внимает журчанию, лес дремлет, шепчется, ласкаясь, река).
  4. Объясните лексическое значение слова внимает (работает подготовленный ученик).
    Внимает – внять-услышать, отнестись к чему-либо со вниманием.
    (Словарь Ожегова)
  5. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание.
  6. Выпишите словосочетания, соответствующие схеме «сущ.+прил.». В прямом или в переносном значении употреблены имена прилагательные?
    (Усталый день, шумная волна, долина тихая, мирного ручья, темный лес, веселый шелест)
  7. Какое настроение передается с помощью этих слов?
  8. Выпишите словосочетания, соответствующие схеме «глаг.+нар.»
    (Плывет задумчиво, слышится тихо)

3. Новый материал.

1. Как вы определили условия выбора орфограммы в слове слышится ?

(Для того, чтобы не ошибиться в написании гласной в безударном личном окончании, нужно знать спряжение глагола)

И это тема сегодняшнего разговора.

2. Что же называется спряжением? Давайте обратимся к таблице и сформулируем правильный ответ на этот вопрос. Итак, блиц-опрос.

«Выбери правильный вариант»

1. Какие части речи изменяются по лицам?

  • а) имя прилагательное;
  • б) местоимение;
  • в) глагол.

2. Какие слова изменяются по числам?

  • а) наречие;
  • б) глагол в неопределенной форме;
  • в) глагол в изъявительном наклонении.

3. Сколько спряжений у глагола?

  • а) одно;
  • б) три;
  • в) два.

Итак, спряжением называется изменение глагола по лицам и числам.

3. Мы выяснили, что называется спряжением и для чего оно существует. Как же нам разобраться, к какому спряжению какие глаголы относятся? Давайте вспомним стихотворение, которое поможет ответить на этот вопрос. Я начну, а вы допишите.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить,

Смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать,вертеть
И зависеть, и терпеть.

Осталось только припомнить, о чем идет речь, какие глаголы мы записали. Но прежде послушаем сказку о жизни и спряжении глаголов В.Манзюры.

Однажды у глаголов проходило собрание. Слово взял глагол «Говорить».

Уважаемые коллеги! – сказал он. –Все мы с вами исправно трудимся как в простых, так и в сложных предложениях. Наша профессия заставляет изменяться и спрягаться. Большинство из нас делает это с честью и не доставляет мальчикам и девочкам, а также взрослым, которые нас пишут, никаких хлопот. Взять хотя бы меня. В неопределенной форме и в прошедшем времени я всегда имею суффикс –и- : говорить, говорил. В формах настоящего времени мое любимое –и- содержится в окончаниях: говоришь, говорим, говорите. К тому же это -и- у меня всегда под ударением.

В зале одобрительно зааплодировали.

Вместе с тем,- продолжал оратор,- есть у нас, к сожалению, еще и такие глаголы, которые портят нервы бедным детям, мешают им писать грамотно. Из-за таких глаголов нас не любят и считают коварными. Я бы назвал нарушителей спокойствия – не побоюсь этого слова – оборотнями.

Правильно! – сказал глагол «Подтверждать». – Давно пора вывести их на чистую воду! А нельзя ли узнать, кто эти безобразники?

Конечно, можно. Возьмем, к примеру, глагол «Молчать». В прошедшем времени он молчал (А), а в настоящем – молчит (И).

Глагол «Молчать» молчал. Ему было стыдно.

Так же, как и этот «тихоня», ведут себя и другие «молчуны» - Кричать, Шуршать, Верещать… Глагол «Кричать» не выдержал и закричал из зала:

Да какие же мы оборотни? Ну подумаешь, меняем –А- на –И-, так мы этого и не скрываем, у нас эти гласные под ударением, их никто неверно не пишет. Вы лучше послушайте, как ведет себя глагол «Слышать»: в прошедшем времени у него пишется –А- (слышал), а в настоящем в окончании –И- (слышит). Совсем как у глагола «Кричать», только без ударения. А посмотрите на глагол «Смотреть»: смотрел – смотрит. Оборотни, да еще скрывают, какая у них гласная в суффиксе и окончаниях.

Покажите нам этих оборотней!- потребовали из зала.

Ребята, догадались ли вы, о каких глаголах шла речь на этом необычном сказочном собрании?

Нам осталось только перевести эту грамматическую сказку на язык науки.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить и стелить, 4-е глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать; и 7-мь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть. ненавидеть, видеть, смотреть. Все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению.

- Я хочу предложить вам еще одну сказку. В ней есть подсказки: как писать эти непростые глаголы – исключения. итак, слушаем…

(Подготовленный ученик рассказывает сказку)

Юре приснилось королевство принцессы Грамматики, о которой он недавно где-то читал. Сама принцесса встретила его.

Не могу запомнить, когда какую букву писать в Ваших ужасных глаголах-оборотнях!- пожаловался Юра.

Они не ужасные и очень даже правильные,- ответила принцесса. - И вообще в нашем королевстве все строго, правильно и красиво. Если ты сомневаешься, какую букву писать в форме глагола « видеть», проверяй его той же формой глагола «глядеть». Запомнить легко: глядеть – видеть, глядел – видел, глядевший – видевший, но глядит – видит.

Спасибо! Это очень хорошая подсказка.

Но это еще не все. Так же, как «видеть» пишутся глаголы «обидеть», «ненавидеть», ведь это его родные дети: обидеть произошло от слова обидети, то есть плохо, презрительно посмотреть и тем самым обидеть человека.

Бабушка говорит «сглазить». Она тоже верит, что есть люди, которые плохим взглядом могут навредить.

В старину так и считали, это и отразилось в глаголе,- сказала Грамматика.

А другие глаголы тоже можно проверять?-спросил Юра.

Конечно. Например, «зависеть» проверяется глаголом «висеть», «держать» изменяется так же, как «дрожать». да ты и сам можешь найти много проверочных оборотней, у которых сомнительные гласные находятся под ударением.

Юра поблагодарил принцессу и, проснувшись, быстро справился с упражнением.

4. Тренировочные упражнения.

Итак, Юра справился с заданием, а мы?

1. Определите спряжение глаголов в стихотворении С.Есенина «Ночь». Как мы будем рассуждать, выбирая нужную орфограмму и определяя спряжение?

Образец рассуждения.

Глагол «склонился» в неопределенной форме оканчивается на –ить (склонить). Все глаголы, оканчивающиеся на –ить (кроме брить и стелить) относятся ко 2-му спряжению. Значит, глагол «склонился» относится ко 2-му спряжению.

2. А сейчас я предлагаю вам музыкальную разминку. Запишите услышанные глаголы и определите их спряжение.

(Звучит песня «Чему учат в школе»)

3. Вы хорошо справились с заданием. А теперь самостоятельно выполните упражнение, работая по образцу.

4. И закрепим наши знания и умения игрой «Кто больше»

Морозное декабрьское утро. Ты просыпаешься…..

Продолжи ряд глаголов – действий, которые ты выполняешь. Подсказка в слове «ты» (встаешь, идешь, умываешься, обливаешься, вытираешься и тд.)

5. Обобщение по уроку.

- Итак, с какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе этой орфограммы?

Что называется спряжением?

Как определить спряжение глагола?

Использованная литература.

  1. Т.Ю.Угроватова «Подсказки на каждый день»
  2. В.Волгина «Учимся играя»
  3. В.Волгина «Русский язык в рассказах, сказках, стихах»
  4. С.И.Львова «Уроки словесности»

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формы глагола употребляется в более широком значении, чем термин спряжение . К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е. формы всех наклонений.)

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: не­ сёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат

I спряжение II спряжение
-У (-ю) -у(-ю) -им
-ешь -ишь -ите
-ет -ит -ат(-ят)

Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь - I спряжение , горишь, спишь - II спряжение .

Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива).

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых 1) инфинитив оканчивается на -и-тъ (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зы­ биться употребляются только в форме 3 лица ед. и множ. числа, остальные формы не употребляются.); 2) глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -е-ть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, тер­петь, вертеть) и на -а-ть (гнать, держать, слышать, ды­ шать).

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению .

Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения , что и бесприставочные (гнать - догнать - пере­гнать - выгнать и т. д. - II спряжение ). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение ).

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению , а другие - по II. К ним относятся: 1) хотеть - в единственном числе изменяется по I спряжению (хочу - хочешь - хочет), а во множественном числе - по II (хотим - хотите - хо тят); 2) бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению ); 3) чтить - изменяется по II спряжению (чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут; 4) брезжить («рассветать, чуть светиться») - употребляется только в форме 3 лица единственного числа (брезжит - II спряжение ) и множественного числа (брезжут - I спряжение ): Рассвет чуть брез­ жит; Слабо брезжут звёзды на небе.

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать (и их приставочные производные: переесть, заесть, сдать, отдать, предать, воссоздать и др.).

ед. ч. е-м е-шь ест дам дашь даст
мн.ч. едите едим ед-ят дадите дад-им дадут

Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица ед. и множ. числа настоящего времени - есть и суть: Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками; Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура (Л. Толстой), а будущее время образуется от другого корня: буду - будешь - будет - будем - будете - бу­ дут.

Следует помнить, что глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и простом будущем времени. Если форма будущего сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол берётся в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам).

В медицинской документации часто приходится сталкиваться с употреблением глаголов. Бюро переводов "Лингвотек" осуществит грамотный

Хотя эта тема многим кажется ясной и понятной, у меня всё-таки сложилось впечатление, что понимается она как-то механически, на уровне подсознания. Отчасти это связано с тем, что в школе не изучается информация о том, что спряжение глагола в общем случае зависит от основы, что словоизменительная система глагола в русском языке сложная и включает различные классы и группы глаголов, каждый из которых относится к 1-му или 2-му спряжению. Мы же не задаем глаголу спряжение, а определяем его ПО ЭМПИРИЧЕСКОМУ ПРАВИЛУ, если личные окончания являются безударными. Поэтому заданный вопрос очень полезен и говорит о том, что есть люди, стремящиеся уяснить для себя эту тему до конца.

Краткая инструкция

1) Начальная форма глагола называется инфинитивом или неопределенной формой глагола. Глаголы бывают НЕПРОИЗВОДНЫЕ (видеть, говорить, идти) и ПРОИЗВОДНЫЕ (обед – обедать).

2) Правильное написание инфинитива в общем случае проверяется по СЛОВАРЮ, но также существуют ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА определения безударных суффиксов. Например, суффикс Я пишется, если в основе глагола присутствуют звуки ЭЙ, АЙ, УЙ: таять, отчаяться, веять, сеять, надеяться, чуять.

3) Правильный выбор безударного глагольного суффикса имеет принципиальное значение, так как он определяет правописание всех остальных глагольных форм – выбор личных окончаний глаголов, а также суффиксов причастий и деепричастий

4) Изменение глагола по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ. Спрягаются только глаголы в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени, например: я знаю, ты знаешь, он знает, я узнаю, ты узнаешь.

5) Личные формы глаголов настоящего и будущего времени образуются с помощью личных окончаний, выражающих грамматическое значение лица и числа, соответственно получается НАБОР ИЗ ШЕСТИ ОКОНЧАНИЙ (3 лица и 2 числа). Глаголы в русском языке ИМЕЮТ ДВА СПРЯЖЕНИЯ (ДВА НАБОРА ОКОНЧАНИЙ).

6) Набор личных окончаний глаголов двух спряжений определяем по спряжению глаголов с ударным окончанием.
несу – несёшь – несёт – несём – несёте – несут, пою – поёшь – поёт – поём – поёте – поют - набор окончаний 1-ого спряжения У/Ю, ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ/ЮТ. молчу – молчишь – молчит – молчим – молчите – молчат; говорю – говоришь – говорит – говорим – говорите – говорят – набор окончаний глаголов 2-ого спряжения У/Ю, ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ.

7) Глаголы с УДАРНЫМ окончанием выбирают себе спряжение сами (шить – шьёшь, окончание ЁШЬ, 1 спр). Если личные окончания являются безударными, то приходится определять спряжение глагола по условному правилу.

8) Спряжение глагола определяется ПО ГЛАГОЛЬНОМУ СУФФИКСУ в том случае, если его личные окончания являются безударными. Безударный глагольный суффикс также надо предварительно ПРОВЕРИТЬ.

9) ПРАВИЛО Все глаголы на ИТЬ относятся ко 2-ому спряжению: бросить, строить, клеить. Все остальные глаголы (на АТЬ/ЯТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЕТЬ) относятся к 1-ому спряжению: бегать, шептать, стонать, резать, таять, веять, реять, колоть, полоть, тронуть, кинуть.
Глаголы-исключения 1-ого спряжения: брить, стелить, а также два редко встречающихся глагола зыбиться, зиждиться. Глаголы-исключения 2-ого спряжения (11 глаголов): гнать, держать, слышать, дышать – 4 глагола на АТЬ; видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, смотреть, вертеть, терпеть – 7 глаголов на ЕТЬ.

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формы глагола употребляется в более широком значении, чем терминспряжение . К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е. формы всех наклонений.)

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: не­сёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат

Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь - I спряжение , горишь, спишь - II спряжение .

Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива).

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых 1) инфинитив оканчивается на -и-тъ (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зы­биться употребляются только в форме 3 лица ед. и множ. числа, остальные формы не употребляются.); 2) глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -е-ть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, тер­петь, вертеть) и на -а-ть (гнать, держать, слышать, ды­шать).

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению .

Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения , что и бесприставочные(гнать - догнать - пере­гнать - выгнать и т. д. - II спряжение ). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение ).

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению , а другие - по II. К ним относятся: 1) хотеть - в единственном числе изменяется по I спряжению (хочу - хочешь - хочет), а во множественном числе - по II (хотим - хотите - хотят); 2)бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению ); 3) чтить - изменяется по II спряжению (чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут; 4) брезжить («рассветать, чуть светиться») - употребляется только в форме 3 лица единственного числа (брезжит - II спряжение ) и множественного числа (брезжут - I спряжение ): Рассвет чуть брез­жит; Слабо брезжут звёзды на небе.

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать (и их приставочные производные: переесть, заесть, сдать, отдать, предать, воссоздать и др.).

Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица ед. и множ. числа настоящего времени - есть и суть: Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками; Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура (Л. Толстой), а будущее время образуется от другого корня: буду - будешь - будет - будем - будете - бу­дут.

Следует помнить, что глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и простом будущем времени. Если форма будущего сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол берётся в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам).