Карабиха некрасов. Государственный литературно-мемориальный музей Некрасова "Карабиха": обзор, история и особенности

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Кара́биха» расположен в деревне Карабиха Ярославского района Ярославской области, в 15 км южнее Ярославля, близ посёлка городского типа Красные Ткачи. На его территории расположены старинная усадьба, ряд хозяйственных построек и два парка.

Некрасовскую усадьбу часто называют «единственным в Ярославской области усадебным комплексом второй половины XVIII – начала XX вв., сохранившим свой первоначальный архитектурный облик».

Изначально на этой территории располагалось село Богородское, принадлежавшее известному роду князей Голицыных. По заказу владельцев в 40-е года XVIII в. начинается строительство усадьбы. Проходит время, сменяются поколения, в итоге родовое имение Голицыных остается практически без хозяев, потихоньку ветшает. Такой ее и покупает Николай Алексеевич Некрасов. Все хозяйственные заботы об усадьбе взял на себя брат классика – Федор, поселившийся в Большом доме. Сам Некрасов скромно занял Восточный флигель, используя его в качестве летней дачи.

В 1861 – 1875 годах поэт проводит здесь несколько летних сезонов, пишет свои знаменитые поэмы «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», стихотворение «Орина, мать солдатская» и ряд других, начинает работу над произведением «Кому на Руси жить хорошо». В свое последнее посещение Карабихи Некрасов побывал во всех памятных и дорогих ему местах: в Ярославле, в созданной им школе и на могиле матери в Абакумцеве, на пепелище старого родительского дома в Грешневе.

После революции судьба бывшей барской усадьбы не многим отличается от аналогичных «дворянских гнезд». Ее национализируют, позднее здесь размещается совхоз «Бурлаки», санаторий, детский дом. К счастью, почти сразу после войны усадьбу все-таки признают памятником истории и культуры и в память о поэте – «голосе крестьян» открывают мемориальный музей. Имение Некрасова реставрируют, территории и постройкам возвращают именно тот вид, что был при жизни Николая Алексеевича. Ежегодно, начиная с 1968 года, в первую субботу июля в Карабихе проводятся знаменитые некрасовские праздники поэзии. 1 января 1988 года некрасовская музей-усадьба преобразуется в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха» с филиалами в Абакумцеве и Грешневе.

Музей-усадьба Карабиха. Восточный флигель.

АРХИТЕКТУРА УСАДЬБЫ

Центром имения является двухэтажный Большой дом, стоящий на высоком холме над речкой Которослью, которая берет в этих местах свое начало. Дом имеет два фасада, один из которых, парадный, встречает гостей усадьбы, а другой, парковый, выходит на тенистые аллеи. Ранее особняк соединялся крытой двухъярусной галереей с двумя расположенными по сторонам каменными флигелями, которая не сохранилась. Большой дом изумительно красив и изящен, он действительно похож на миниатюрный дворец. Белый, лаконичный, парадный вход и просторный балкон на втором этаже обрамлены колоннами, над зеленой крышей возвышается круглый бельведер с тонким шпилем, с этой легкой башенки обитатели и гости усадьбы, должно быть, любили обозревать окрестности. В Большом доме можно увидеть планировку и элементы интерьеров конца XVIII - начала XIX вв.

Музей-усадьба Карабиха. Экспозиция Большого дома. На балконе


Архитектура флигелей выдержана в едином с центральным домом стиле. Они двухэтажные, компактные, беленькие, с миниатюрными крылечками. Восточный флигель, который занимал в летние месяцы Некрасов, украшен балкончиком с колоннами. Во флигелях сохранились элементы более раннего периода: фрагменты барочных наличников и оконные проёмы с полуциркульным завершением в Восточном флигеле.

На территории усадьбы сохранились многочисленные хозяйственные постройки: каретник, кузница, людская, красные сараи, оранжерея, домик садовника, винный склад, ледник и другие.

Еще одна интересная постройка – так называемый Зеленый домик. Некрасов построил его для своего брата Константина Алексеевича, которому отец отказал в наследстве из-за женитьбы на простой мещанке. Поэт всячески поддерживал своего бедствующего родственника.

Музей-усадьба Карабиха. Рубленный домик.

Ансамбль усадьбы органично дополняют парки.

Верхний парк французского типа разбит перед домом, его регулярная планировка четка и лаконична. К Верхнему парку примыкает чудесный Фруктовый сад.


Музей-усадьба Карабиха. Верхний парк. Верхний парк. Фруктовый сад.


Нижний (пейзажный) парк, спускающийся по склону холма, устроен по английскому типу, на первый взгляд может создаться впечатление некой хаотичности, однако, и здесь прослеживается четкое следование канонам ландшафтного дизайна. Попасть в Нижний парк можно сразу, обойдя сзади Большой дом. Примечательно, что на большой поляне этого парка Н.А.Некрасов устраивал чтения. Самобытны Верхний и нижний Большие пруды.

Музей-усадьба Карабиха. Нижний парк.



Музей-усадьба Карабиха. Верхний пруд в Нижнем парке. Нижний парк. Каскад "Гремиха"


ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КАРАБИХА»

Сама экспозиция начинается со второго этажа. Комнаты Большого дома, как впрочем, и Восточного флигеля, смежные.

Прекрасные интерьеры, особенно для любителей старины. Конечно, мало что сохранилось от прежней обстановки. Мебель и прочие вещи сотрудники музея кропотливо собирали по бывшим разоренным усадьбам. И пусть большинством из этих предметов владели не сами Некрасовы, в них все же присутствует дух времени. Даже обои делали по специальному заказу по образцам позапрошлого века. Некоторые вещи подарили родные семьи поэта.

В первом зале видим бюст поэта работы М.Ф.Чижова. Второй зал изначально служил Н.А.Некрасову кабинетом. Здесь интересны фотографии, иллюстрирующие детство и юность поэта, документы той эпохи. Коллекция следующих комнат разнообразна и выдержана в духе дворянских усадеб: изящные гарнитуры, многочисленные раритетные книги и журналы в тяжелых шкафах, большая коллекция фотографий и портретов, картины и гравюры, документы, предметы обстановки и милые безделушки, очень много зеркал в резных рамах, непременные рояль и карточный столик, камин и часы с боем.


Музей-усадьба Карабиха. Экспозиция Большого дома.


Повсюду охотничья тематика: оружие, чучела птиц. Симпатичная комнатка-пенал, оклеенная малахитовыми обоями в полоску, которая принадлежала племяннику поэта Константину Федоровичу Некрасову, здесь стоит обратить внимание на большой секретер с письменными принадлежностями и интересный шкаф с книгами, можно посмотреть черно-белые фотографии и выглянуть в окно на раскинувшийся перед домом парк.


Охотничья тематика Рабочий стол


Комната К.Ф.Некрасова


Интересна экспозиция в Восточном флигеле, здесь особенно ощущается некрасовский дух. Продолговатый небольшой кабинет поэта, личные вещи, массивные шкафы. На застекленной конторке рукописи и документы, на стенах старинные фотографии Некрасова, его родных, друзей. Впрочем, Некрасов предпочитал работать в большой зале с мраморным камином. Здесь все так же стоит турецкий полосатый диван, одна из немногих вещей, действительно принадлежавших поэту.

Экскурсовод:

Приобретение усадьбы

«Мы находимся в охотничьем домике Некрасова. Я расскажу, когда поэт впервые приехал на новгородскую землю.

В 40-х годах 19 века начинающий литератор Николай Алексеевич Некрасов познакомился с таким же начинающим литератором Панаевым. У Панаева в Боровичском уезде была небольшая усадьба, и он стал часто приглашать к себе Некрасова.

Они совершали совместные походы в лес, занимались возрождением журнала «Современник». Именно тогда у Некрасова возникла мысль приобрести дом недалеко от Петербурга, где можно будет отдыхать, работать, охотиться. Он объездил все окрестности Петербурга, но ничего подходящего найти не мог.

В 1870 году Николай Алексеевич узнал, что в окрестностях Чудова. где он неоднократно бывал, местные помещики выставили на продажу усадьбу и попросили её посмотреть. Некрасов приехал со своей будущей супругой Фёклой Анисимовной Викторовой. Усадьба понравилась, и он решил её приобрести. От Петербурга до Чудова по Николаевской железной дороге можно было добраться на 3,5 часа, это было по тем временам удобно и быстро.

До этого писателю приходилось отлучаться надолго в Ярославскую губернию, где у него было родовое имение Карабиха. которое он приобрел 1861 году.

Чудовская усадьба занимала огромную территорию, примерно 177 га. В центре 2-этажный дом, который не перестраивался и сохранился в прежнем виде до настоящего времени. На территории было много разных построек: хозяйственный двор, конюшня, псарня, яблоневый сад, дубовые и липовые аллеи.

Увлечение охотой

С 1871-го по 1876-й год Некрасов приезжал сюда, когда открывался сезон охоты. А происходило это почти круглый год. В осенне-зимний период обязательно была охота на медведя. Более 40 лет своей жизни Некрасов увлекался охотой. Отец с детства приучал сына к лесу, и тот о лесе много знал, хорошо держался в седле, метко стрелял. Охота для него была делом привычным.

Когда современники обвиняли поэта, человека верующего, в жестокости по отношению к животным, он объяснял свою страсть тем, что охота спасала его от хандры и депрессии. Он был человеком замкнутым, постоянно погружённым в себя, охота помогала ему жить и творить.

Сестра поэта, Анна Буткевич, говорила, что охота для него была не забавой, а возможностью знакомиться с жизнью русского народа. На охоте его всегда сопровождали крестьяне. Поднималась целая деревня, до 120 человек.

Из каждого похода в лес писатель приносил богатый материал: разные истории, анекдоты. Он общался с крестьянами, изучал простую разговорную речь. Всё увиденное и услышанное записывал, потом использовал в своем творчестве.

У Некрасова была особенная страсть к медведям, на которых предпочитал охотиться в одиночку. И ему удавалось привозить из леса серьёзные трофеи. Об этом он сообщал в письмах своим родным и друзьям. Однажды он написал брату Фёдору, что принёс из леса 3-х медведей общим весом более 600 кг. Доктору Боткину, который его лечил, он подарил чучело медведя огромных размеров. В письме описывались параметры этого медведя — рост более 3-х метров. Это чучело установлено в медицинской академии. Некрасов был человеком решительным и смелым. Таким он был не только на охоте, но и в жизни.

У него была огромная коллекция итальянского, немецкого, французского оружия, на приобретение которого он тратил немалые деньги. Рядом в экспозиции мы видим охотничью сумку — ягдташ и специальные непромокаемые сапоги.

Убранство дома

Приезжая сюда, Некрасов день-два отдыхал от городского шума. В рабочем кабинете подлинный дубовый стол и лампа под белым абажуром. Некоторые вещи в этом доме сохранились благодаря личному егерю Некрасова — Миронову.

Хочу обратить ваше внимание на обои. Когда писатель приобрёл этот дом, то пригласил мастеров из Санкт-Петербурга. Они утепляли стены и обклеивали их бумажными обоями. Крестьяне из новгородской глуши, заходя в дом, поражались его внутреннему убранству. Геометрический рисунок обоев был полностью восстановлен реставраторами. Вместо шкафа при Некрасове здесь стояла печь с итальянскими изразцами.

В этой комнате подлинный гарнитур из карельской берёзы. В доме имеются 3 предмета, сделанных руками китайских мастеров. Например, эта ширма. На каждой секции сюжет, который вышит вручную.

Во время Великой Отечественной войны многое было уничтожено. Но в этом доме был немецкий штаб, рядом, в здании школы, были конюшни. Вся усадьба, все насаждения были сметены с лица земли, сохранились только 2 эти постройки.

Это одна из самых просторных комнат, которая соединяет спальню, кабинет и столовую. Дальше — рабочая комната. Это единственная комната, где писатель мог уединиться, особенно в последние годы, когда тяжело болел.

В этом доме Некрасов написал много стихотворений. Из наиболее известного можно назвать стихотворение «Элегия», написанное в 1874 году. Там есть такие строки: «Я лиру посвятил народу своему…». Здесь же он работал над частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая называется «Пир на весь мир».

Болезнь

У Некрасова было онкологическое заболевание, от которого он впоследствии скончался. Болезнь заставляла его жестоко страдать.

В июне 1876 года Некрасовы приехали сюда, в Чудовскую Луку. Здоровье не позволяло уезжать далеко от Петербурга. Писатель почувствовал себя плохо и обратился к доктору за помощью. Доктор посоветовал поехать на лечение в Гатчину, а потом в Крым. Всё ещё оставалась надежда, что болезнь отступит, но она только усугублялась.

В Петербург из Крыма Некрасов вернулся в октябре 1876 года абсолютно разбитым человеком. Из Петербурга он уже не уезжал вплоть до своей кончины 27 декабря 1877 года.

Зинаида Николаевна Некрасова

Комната, где мы сейчас находимся, — это женская рабочая комната. Весной 1870 года поэт познакомился в Фёклой Анисимовной Викторовой. Друзья и родные не одобряли его выбора. Она была слишком молода, на 25 лет младше Некрасова. Долгое время он её никуда не выводил, а позже дал ей другое имя, более благозвучное, — Зинаида Николаевна.

Понимая, что его дни сочтены, а незавершённой работы много, Николай Алексеевич продолжал писать. К своей работе стал привлекать жену. Была она поначалу женщиной малообразованной. Он нанимал для неё учителей. Её обучали истории, литературе, орфографии, игре на музыкальных инструментах, иностранным языкам. И впоследствии жена стала помощницей Николая Алексеевича.

За полгода до смерти Некрасова, в апреле 1877 года, они обвенчались. Это единственная женщина в жизни поэта, которая официально носила его фамилию.

Под этим именем – Зинаида Николаевна Некрасова — она вошла в историю и прожила еще долгие 38 лет после кончины мужа. Сюда, в Чудовскую Луку, они всегда приезжали вместе. Они везде были вместе, между ними не было переписки. В этой комнате она вышивала, занималась рукоделием, сюда приглашала девушек из деревни. Здесь стоит столик китайского мастера из бамбука с инкрустацией слоновой кости.

Зинаида Николаевна была охотницей. Некрасов и её приучил к своему любимому делу. На диване вы видите шляпку из чёрного бархата со страусиными перьями. Это часть её охотничьего костюма.

В 1877 году, в год смерти поэта, но ещё при его жизни, вышел сборник стихов «Последние песни» который он посвятил своей жене в благодарность за те годы, которые она провела рядом с ним.

С именем Зинаиды Николаевны связана печальная история. В мае 1875 года на охоте она случайно застрелила любимого пса Некрасова — Кадо. Николай Алексеевич его очень любил и называл подарком судьбы. В переводе с французского Кадо — подарок. Когда пёс погиб, поэт привёз плиту из красного гранита и похоронил его напротив окон кабинета. После этого случая Некрасов на охоту больше не выходил. Собак было очень много. Можно было найти замену, но, видимо, изменилось его отношение к самой охоте.

Что касается Зинаиды Николаевны, то её судьба сложилась трагично. После смерти мужа, по завещанию, усадьба должна была отойти ей, но права на наследство предъявила сестра Некрасова. В память о брате она решила сделать здесь школу.

Зинаида Николаевна поселилась в Петербурге. Хотела уйти в монастырь. Сначала уехала в Киев, потом в Одессу, в Саратов. Попала в секту к баптистам. Распродала всё своё имущество, отдала в секту деньги, а, когда попросила обратно, её с позором выгнали. Она нищенствовала, голодала. Снова о ней стало известно в 1914 году. Она не вышла замуж, не родила детей и всю жизнь хранила память о своем великом супруге. Умерла в январе 1915 года, её могила в Саратове наВоскресенском кладбище.

Семейные вечера

Сейчас мы находимся в гостиной, где хозяин принимал гостей. Здесь однажды был Салтыков-Щедрин, который приобрёл имение в Сябреницах. Они здесь гуляли, купались в Керести. Собирались в этой гостиной, играли в карты, пили чай, слушали игру Зинаиды Николаевны на клавикорде. Вечера проводили по-семейному, здесь был устроен литературный салон.

Не секрет, что Некрасов увлекался карточными играми, и если здесь за ломберным столиком собиралась компания и играли в азартные игры, чтобы скоротать время, то в Петербурге партии продолжались по несколько дней, вплоть до недели, и там уже выигрывались и проигрывались миллионы.

Но Некрасов не был игроманом. Он никогда не терял ни воли, ни разума. Умел вовремя остановиться, и вообще был человеком достаточно расчётливым, прагматичным. Он просчитывал каждый свой последующий шаг, был удачливым игроком и выигрывал крупные суммы. С ним боялись играть.

Здесь представлены разные виды карт. В карты он отыгрывал то, что было проиграно его предками. Грешнево — родовое имение Некрасовых — было отыграно Николаем Алексеевичем. Игра в карты была тоже источником дохода. По просьбе гостей Зинаида Николаевна играла на клавикорде. Это редкий инструмент, у него костяные клавиши, красивое звучание.

Другие экспонаты дома-музея

Здесь чучело медведицы. Она была убита во время зимней охоты 1895 году. Никто не ожидал её появления. Когда появилась, её попытались застрелить, но ружье дало осечку, и её уложили подручными средствами — кинжалами, с помощью собак. Такие крупные экземпляры встречаются до сих пор. Платили в те времена за шкуру медведя 5 руб, за волка — 3 рубля. Когда Некрасов охотился, то тоже платил помощникам: 35 копеек взрослым и 25 копеек детям. Дичь, которую приносили из леса, он раздавал крестьянам.

Когда Некрасов в 50-х годах приехал однажды на Новгородчину, то был удивлён, что здесь очень глухое место и люди не знают, что такое порох. Местные охотились «методом брюха» на мелких животных. Видели добычу, наскакивали на неё сзади и придавливали. Так кормились.

На втором этаже были только гостевые комнаты. Их было три, 2 из них восстановлены. Это спальня, Здесь ночевали только родственники и близкие друзья. Кто приезжал на охоту, снимали домики или останавливались в гостевых домах.

Вот коврики ручной работы чудовских умельцев 2-й половины 19-го века. В доме отсутствовали привычные нам удобства. Туалетные принадлежности стояли в каждой комнате. На берегу Керести была построена баня, но её использовали нечасто.

Это женский комод с подсвечниками. В каждой комнате стояла печь. Обратите внимание на стулья с широкой спинкой, низкими ножками и изогнутыми подлокотниками. Это дамское кресло. Дама в пышной юбке могла положить подол платья на этот подлокотник.

Люди сюда приезжали творческие. Для них была устроена библиотека, где можно было поработать и посидеть с книгой. Здесь подлинное зеркало, подсвечник в виде медведя, томик стихов Некрасова, прижизненное издание, 1873 год. Книжный шкаф с полным собранием энциклопедического словаря.

Некрасов много путешествовал. Здесь представлен дорожный чемодан-кофр, мини-шкаф, куда можно вместить массу вещей. Он очень удобный, но тяжёлый. Без вещей весит 50 кг. Сделан из дерева, обтянут кожей и обит железом.

«Имя села Корабихи должно быть известно каждому образованному русскому, потому что это имение, с винокуренным заводом его, принадлежит знаменитому нашему поэту и журналисту Николаю Алексеевичу Некрасову…» - писал в 1869 год один из исследователь истории ярославской губернии. И в те времена в этом не было преувеличения: поэт был на вершине славы, в квартирах всех образованных либералов страны висели его портреты, на литературных вечерах не оставалось свободных мест, чтения сопровождались овациями. Многие, по воспоминаниям философа В.В. Розанова, кроме Некрасова и вовсе ничего не читали, зато уж у Некрасова знали наизусть каждую страницу.

Карабиху Некрасов купил у князей Голицыных - «купил дорого, но не для дохода, а для собственного проживания летом», как сам поэт написал в письме к отцу. Старинная усадьба не случайно привлекла его внимание: в выборе места и планировке чувствуется рука опытного мастера, а архитектурный облик усадьбы очень близок к подмосковным усадьбам конца XVIII века - времени расцвета усадебного строительства. И двухэтажный дом с антресолями, портиками и бельведером, и флигели, и широкий парадный двор, и парки - пейзажный английский с каскадом прудов и регулярный французский - все было оформлено с большим вкусом. В Ярославской губернии таких богатых усадеб больше почти и не было.

Правда, на момент покупки усадьба находилась в запущенном состоянии. Галереи подгнили, каменные своды обваливались, арабские персики и французские сливы в оранжереях заморозил неопытный и нетрезвый садовник, каменные статуи были разбиты… Пришлось срочно заняться восстановлением имения.

Но уже вскоре после покупки усадьбу навещают первые гости: писатели М.Е. Салтыков-Щедрин и А.Н. Островский, известные актеры и драматурги. Время проводили весело: гуляли по парку, ездили в город на тройках, устраивали чтения и домашние спектакли, охотились. Некрасов был страстным охотником - еще и поэтому ему так нравились окрестности Карабихи, богатые дичью. «Обычно хмурый и задумчивый, на охоте он был неузнаваем: живой, веселый, разговорчивый, с мужиками ласковый и добродушный», - вспоминает один из гостей, известный актер И.Ф. Горбунов.

А вот как проходил обычный день в имении, если гости и хозяева не выезжали на охоту. «Мы поднимались в гору ближе к дому, заходили на площадку, устроенную у самой каменной ограды парка, и любовались чудным видом. А вид был действительно великолепный, широкий и далекий. Горизонт открывался с восточной и южной сторон, и к линии его террасами поднимались поля и леса, луга и снова поля и леса… Нагулявшись, мы возвращались в парк и усаживались на большой лужайке перед домом, под громадным кедром, на разостланном ковре… Здесь происходили самые интересные разговоры, лились рассказы из охотничьей жизни или из быта поэтов и писателей, часто в юмористической форме. Только поздний вечер загонял нас в комнаты», - так вспоминает Наталья Некрасова, жена брата поэта.

Сам Некрасов жил в двухэтажном каменном флигеле, на втором этаже, куда вела широкая лестница. По свидетельству все той же Натальи Павловны Некрасовой, работал он всегда дома, обычно в гостиной. «Это была большая, почти квадратная комната, вся белая, с тяжелыми темными портьерами на окнах. Посреди левой стены находился камин белого мрамора. На каминной полке были расставлены чучела птиц - охотничьи трофеи поэта… По сторонам камина стояли турецкие диваны, а у задней стены конторка, на которую клались бумага и карандаш».

После смерти поэта его брат оставил Восточный флигель в том виде, в котором он был при жизни брата, и приглашал желающих его осматривать. А параллельно активно занялся производством: организовал в Карабихе винокуренный завод на основе переработки картофеля, а также водочный и пиво-медоваренный заводы. Оптовые склады Некрасова-младшего, расположенные в городах и селах окрестных губерний, снабжали алкоголем все окрестности. Производились следующие напитки: наливки «Брусничная», «Малиновая», «Рябиновая», «Очищенное вино» (обычная водка), «Водка желудочная», «Столовое вино №21», «Ром №2». Параллельно младший брат поэта активно занимался благотворительностью, строил школы в окрестных деревнях, Народный Дом и т.д.

Мемориальный музей Некрасова был официально организован только в 1949 году. В восстановленном центральном здании открыли литературный отдел «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова», а в Восточном флигеле чуть позже открыли мемориальную экспозицию «Личные комнаты Н.А. Некрасова». Лучше всего приезжать сюда летом: каждый год в первую субботу июля в музее-заповеднике «Карабиха» разворачивается театрализованное представление - разыгрываются сцены из усадебной жизни, а на Поэтической поляне звучат стихи Некрасова.

А десять лет назад к прочим экспозициям прибавился «Музей Деда Мазая» - интерактивный музей для самых юных посетителей. Сюжетная линия экспозиции, созданной сотрудниками музея совместно с художниками ярославского ТЮЗа, строится на основе цикла стихотворений из сборника «Русским детям»: «Дедушка Мазай и зайцы», «Крестьянские дети», «Дядюшка Яков», «Соловьи», «Пчелы», «Генерал Топтыгин» и т.д. В волшебную страну можно попасть только через дупло таинственного старого дуба. В «Музее Деда Мазая» дети - не просто зрители, но и непосредственные участники всего происходящего: вместе со старым охотником они спасают зайцев, на сельской ярмарке знакомятся с веселым офеней дядюшкой Яковом, помогают сиротке Феклуше приобрести букварь, участвуют в организации школы для крестьянских детей.

Литературно-мемориальный музей-заповедник Некрасова Н.А. «Карабиха» расположен в 15 км от Ярославля неподалеку от поселка Красные Ткачи.

До начала 18 в. рядом с усадьбой находилось село Богородское. В начале 18 в. селом и прилегающими к нему землями стал владеть род князей Голицыных. В 1740-х гг. по заказу князя Голицына Николая Сергеевича началось строительство усадьбы, расположенной на Карабитовой Горе. Эта усадьба стала наиболее крупной в Ярославской губернии. Имя архитектора до наших дней не дошло. Свое имя усадьба получила от названия горы – Карабиха. Впоследствии так стали называть и село, в котором находится усадьба.

В Карабихе, как ни в одной из усадеб 18 в. в Ярославской области, сохранился ее первоначальный вид. Усадьба относится к дворцовому типу, типичному для эпохи классицизма. В усадебный комплекс входят: 2 парка (регулярный и пейзажный), жилой дом, система прудов и хозяйственные постройки.

Основой ансамбля является главный дом с двумя флигелями. Ранее домом и флигелями располагались двухэтажные крытые галереи, которые объединявшие все здания в единое целое. Главный дом – это каменное двухэтажное здание, на колоннах которого расположены фронтоны, с верандами и бельведером. За домом находится спуск к Которосли.

Интерьер здания сохранил элементы декора конца 18 - начала 19 вв. Во флигелях же сохранились характерные для более раннего архитектурного периода фрагменты наличников в стиле барокко, полуциркульное завершение окон.

Конный двор на территории усадьбы относится к началу 19 в. и изначально имел симметричную композицию, которая состояла из трех частей: главного здания и двух каретников. В начале 20 в. вместо северного каретника построили жилой двухэтажный дом.

Входящие в состав усадьбы парки условно называются Верхним и Нижним. Верхний разместился рядом с главным домом, он французского типа – ухоженный, аккуратный, с постриженными кустарниками и деревьями, у каждого объекта свое собственное место. Нижний парк – за домом. Это типичный английский парк – естественный, сначала он кажется запущенным, но, тем не менее, каждое насаждение здесь на выделенном специально для него месте. На большой поляне именно этого парка Некрасов устраивал свои чтения. На краю Нижнего парка – водный каскад Гремиха, который создается ручьем, протекающим через Нижний и Верхний и пруды и образующим водопады и мелкие пруды.

В начале 19 в. М.Н. Голицыным была начата реконструкция имения, в итоге усадебный комплекс принял вид, в котором она и дошла до нашего времени. В 1827 г. после смерти М.Н. Голицына, усадьба осталась бесхозной, начала приходить в упадок. В 1861 г. у потомков Голицына усадьбу приобрел для летнего отдыха Николай Алексеевич Некрасов. Он поселился здесь со своим братом, Федором, который и взял на себя все хозяйственные заботы.

В Карабихе Николай Некрасов написал свои знаменитые поэмы «Русские женщины», «Мороз, Красный нос». Здесь он работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Последний раз поэт был в усадьбе в 1875 г.

В 1918 г. усадьбу национализировали. Несмотря на то, что усадьба имела статус исторического памятника, в ней размещался совхоз «Бурлаки». В 1946 г. было принято решение о проведении реконструкции этого памятника и организация мемориального музея Некрасова. Сначала музей являлся филиалом краеведческого музея, а с 1988 г., его преобразовали в литературно-мемориальный музей-заповедник с филиалами в Грешнево и Аббакумцево. В 2002 г. большой дом усадьбы был открыт после почти десятилетней реставрации.

В фондах музея – более 20 тыс. предметов, среди них предметы интерьера, личные вещи людей. Живших в усадьбе, портреты, усадебная обстановка. Большой интерес представляет коллекция любительских фотографий рубежа 19-20 вв. с портретами владельцев усадьбы и ее видами. Библиотечные фонды музея насчитывают более 15 тыс. редких журналов и книг 18-начала 20 вв. Здесь можно увидеть первые издания Н.А. Некрасова, прижизненные и посмертные издания его произведений, 7 книг из библиотеки Некрасова, журналы, которые он издавал, выпуски журналов, с которыми он сотрудничал. В конце 20 в. экспозиция музея пополнилась коллекцией хрустальной и стеклянной посуды 19 в. и письмом М.Н. Голицыну от А.И. Мусина-Пушкина 1808 г.