Карикатуры советских времен. Западные карикатуры на ссср

История СССР, как в капле воды, отразилась и в истории советской карикатуры. По мере того, как всё дальше в глубь времён уходила революция 1917 года, всё меньше раздолья становилось сатирической карикатуре.

Может показаться, что после революции карикатура весело высмеивала только разных «буржуев», но никак не затрагивала собственных вождей. Однако это не так.
Советская печать начала 20-х годов пестрит карикатурами на вождей революции. Особенно часто вождей рисовали в виде святых, богов и православных священников. Видимо, само уподобление главных безбожников планеты святым в те годы бесконечно веселило, как вершина абсурда. Например, одна из карикатур изображала Владимира Ильича в образе супруга Девы Марии - праведного Иосифа, с нимбом вокруг головы (а роль Богородицы играл Лев Троцкий)… А вот известный рисунок - Троцкий в образе Георгия-Победоносца:



Пролистаем подшивки журнала «Красный перец» за 1923–1924 годы. Журнал помещает на рисунке набор париков, бород и усов. Прилепляя их по-разному к лысой, безбородой и безусой болванке, можно получить портреты вождей - Маркса, Ленина, Троцкого… (В набор входят даже ленинские морщинки у глаз). Ленина при жизни рисовали на шаржах в виде Ильи Муромца, смотрителя маяка коммунизма, футболиста, шахматиста… На одной из карикатур Ленин древком флага протыкал пузатого буржуя. Самый известный советский шарж на Ленина - рисунок Дени (печатался и в форме плаката) - председатель Совнаркома в качестве дворника с метлой, чистит земной шар от всякой нечисти - царей-королей в горностаевых мантиях, миллионеров с тугими мешками золота…

Между прочим, в 1917 году тот же Дени был противником большевиков и рисовал на Ленина куда более злые карикатуры, вот, например, как эта в журнале «Бич», изображавшая Владимира Ильича в образе Иуды Искариота, в древнеиудейской одежде, с веревочной петлей на шее. Ленин принимает от некоего «неизвестного лица» в маске и с усиками а-ля кайзер Вильгельм мешок с серебрениками: «Благоволите получить и расписаться, херр Ленин… Тридцать сполна!» «Верная служба - честный счёт», - иронизировал художник…

Были и другие похожие карикатуры Дени. В начале 1923 года советский журнал «Красный перец» решил припомнить Дени этот его давний грех. Журнал перепечатал в виде загадки старый рисунок Дени - уродливый человек, похожий на трактирного забулдыгу, с нацепленной на голову царской короной. Рисунок первоначально появился в журнале «Бич» в конце 1917 года с подписью «Владыка дней наших. Его Величество Хам I». Картинку сопровождала многозначительная подпись: «Печатая этот рисунок, „Красный Перец“ предлагает всем читателям поломать голову над следующими тремя вопросами:
1. Кто нарисовал?
2. Когда нарисовал?
3. Кого нарисовал???».

Один из мэтров советской карикатуры Борис Ефимов рассказывал об этом случае: «Перепуганный Дени всполошился и прибежал искать защиты у Марии Ильиничны, сестры Ленина. Как она потом рассказывала в редакции, когда она показала номер «Красного перца» Владимиру Ильичу и начала говорить о том, как хорошо работает Дени в «Правде», Ленин только махнул рукой и сказал:
- Боже, какими пустяками занимаются люди! Передай, пожалуйста, от моего имени в «Красный перец», чтобы оставили этого Дени в покое.»
Известны также шаржи другого мастера советской карикатуры - Дмитрия Моора - на Ленина.

Владимир Ильич в качестве факелоносца, разжигателя «пожара мировой революции»:


Воображаемое появление Ленина на Генуэзской конференции в 1922 году:

Ничуть не меньше, а пожалуй, и побольше Ленина доставалось другому вождю Октября - Троцкому.
Лев Давидович в образе дьявола («Троцкий в представлении благочестивой Антанты»), рисунок Дени:

Троцкий «по Брэму» (популярная тема карикатур того времени - изображать вождей в образе животных), автор - тоже Дени:

Другая карикатура «зоологического направления» - Дзержинский в образе щуки («На то и щука в море, чтобы карась не плодился»), рисунок Мина:

А здесь Троцкий шутливо сравнивается с Рокфеллером - не в пользу последнего:

Излюбленной мишенью карикатуристов в 20-е годы был нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Безо всякого пиетета в начале 20-х годов карикатуристы обходились с образом Сталина. На одной из известных карикатур тех лет большевики, как репинские запорожцы, пишут письмо «аглицкому керзону». Генсек партии Сталин запечатлён здесь в виде хохочущего запорожского казака. А на другой карикатуре в «Красном перце» бойкое перо художника превратило генсека в знак зодиака - Козерога, с натуральными копытами и рогами…
Шаржи на Сталина - Дмитрия Моора (слева) и Бориса Ефимова:

Позднее шаржи и весёлые рисунки со Сталиным стали мягче (вот как этот рисунок Дени «Трубка Сталина»), но не исчезли совсем:

При Хрущёве шаржи на него порой появлялись, но это были уже редкие исключения. Один из них, Бориса Ефимова в «Правде», например, изображал Никиту Сергеевича в виде шахтёра, дробящего отбойным молотком ледяную, с носом-сосулькой, «холодную войну»:

Другой запечатлел его в форме статуи «Перекуём мечи на орала». Перепечатывали иностранные карикатуры на Хрущёва: вот он высоко поднимает бокалы вместе с президентом США, а вот - зарывает «топор войны»… В 1960 году дружеский шарж на Хрущёва появился в «Известиях», когда он провёл огромное - на треть - сокращение армии. На рисунке премьер добродушно командует войску: «Каждый третий, выходи!». Из строя выходят военные с чемоданами, остаются - с автоматами… Несколько чаще самого премьера на весёлые рисунки попадали его автомобили или морские корабли, которыми он путешествовал. Довольно часто карикатуры иллюстрировали цитаты из речей - в 20-е годы Троцкого и Зиновьева, потом Бухарина, Сталина, наконец, Хрущёва.

Леонид Ильич Брежнев был первым руководителем СССР, при котором никаких шаржей, даже самых мягких, на первое лицо государства, и весёлых рисунков (даже в виде шутливых иллюстраций к речам) в открытой печати уже не было. Серьёзные живописные картины с изображением генсека, впрочем, допускались - но никак не легкомысленные газетные рисунки. Более того. В это трудно поверить, но и персональные карикатуры на западных деятелей появлялись в печати всё реже и реже. «Из уважения к президенту (США) мы его не нарисовали», - говорилось в подписи к одному рисунку в «Крокодиле». Высмеивались абстрактные герои, вроде американского дядюшки Сэма, британского льва или галльского петуха (потом к ним добавилась пекинская утка). В момент наибольшего обострения отношений с Китаем либеральной «Литературной газете» разрешили опубликовать пару карикатур на Мао - но это был исключительный случай.

А обычно разрешалось высмеивать только «маргинальных», фашистских и полуфашистских мировых деятелей вроде чилийского правителя генерала Пиночета или президента расистской ЮАР Питера Боты. Среди рисунков Бориса Ефимова в 80-е годы можно найти отдельные карикатуры на Рональда Рейгана, но даже и тут в подписи фамилия и должность президента США целомудренно не указывались.

Опять-таки, надо заметить, что всё тут решали вовсе не личные свойства Леонида Ильича (генсек не только любил сатирические рисунки, но и сам их в молодости рисовал, признался как-то художникам-сатирикам: «Как вы этих империалистов по кумполу бьёте, по кумполу. А между прочим, я в юности такими рисуночками баловался. Вам бы показать - такой бы тут хохот стоял!»). Всё решала «атмосфера эпохи», с которой карикатуры на первых лиц государства - и даже на глав не слишком враждебных западных государств - уже решительно не сочетались. Борис Ефимов, по его воспоминаниям, публично спросил у Брежнева в 1977 году:
- Не станем ли мы скоро безработными?
«Он несколько секунд смотрел на меня с удивлением, как бы не понимая вопроса, потом спохватился:
- Карикатуристы - безработными? Э, нет! До этого ещё ой как далеко, продолжайте работать!».


Л. И. Брежнев и Б. Е. Ефимов на выставке художников-сатириков, 1977 год

Подводя итоги, можно сказать: конечно, карикатура и вообще сатира - это кривое зеркало реального мира, но именно его «кривизна» отчасти позволяет этому миру сохранять устойчивость и равновесие. Смех, несомненно, - разрушительная стихия, но прочно бывает лишь то, что опирается в том числе и на смех. Один из нынешних идейных «гуру», называющий себя даже «красным», всерьёз доказывал как-то, что роковую роль в разрушении СССР сыграла книга Михаила Бахтина о «смеховой культуре» (вышедшая, между прочим, именно на заре брежневской эпохи, в 1965 году). Это было бы смешно, когда бы не было так грустно… На самом деле существенную (хотя и не основную, конечно) роль в разрушении СССР сыграло именно сужение легального поля для политического смеха, сатиры и карикатуры. Ведь смех, как вода - «всегда дырочку найдёт», но только если эта дырочка не предусмотрена конструкцией корабля, она легко может оказаться для него фатальной…

Некоторое время назад я нашел в парадной нашего дома четырехтомник «Оружием сатиры» 1967 года, издатель — журнал «Крокодил». В нём собраны советские карикатуры. Я уже делился небольшой подборкой . Теперь хочу показать вам самые ранние советские карикатуры в период становления этого непростого дела. И хочу присоединиться к совету карикатуриста Д. Моора: «Гражданин, не ковыряй в носу, есть дела поважней!» (1921). Хотя бы на время просмотра этой чудесной подборки:


***
На обложке изображена карикатура Бориса Ефимова (тот самый, что недавно умер в возрасте 108 лет) 1922 года! Называется она «Нашествие четырнадцати языков»:

***
Д. Моор. 1917
— Гражданин, возьмите и корону: она не нужна больше России!

***
Д. Моор. 1921

***
Я долго не мог понять, почему Ленин в каком-то педерастическом виде и без бороды сам себе пишет письма. Потом увидел, что "Ллойд Джордж" это не подпись автора, а премьер-министр Великобритании. Но почему он так разительно похож на Ленина? Боюсь, В. Дени унёс эту тайну в могилу.

В. Дени. 1921. "ГЕНУЭЗСКАЯ ТАТЬЯНА" (письмо к Ленину).
— "Я вам пишу... чего же боле?!"

***
В. Дени. 1922
— Уважаемый товарищ красноармеец! Каждой весной я чувствую себя плохо...
Помни: от твоей бдительности зависит улучшение моего здоровья.

***
Б. Антоновский. 1922. НА ПУТЯХ МИРА
КУЧЕР (беспризорному ангелу мира):
— Пошел вон! Не видишь, господина делегата с мирной конференции везу?!

***
М. Черемных. 1922. ТРУБКА МИРА.
ЛИТВИНОВ (протягивая трубку мира): — Не хотите ли затянуться, господа?
АНТАНТА: — Извините, некурящие!

***
Д. Моор. 1922. ИЛЬИЧ ВЫЗДОРОВЕЛ
Появление Ленина на Всемирной конференции

***
Ив. Малютин. 1922. РАЗРУХА
Налседство царя и буржуазии

***
М. Черемных. 1922
Вот на какое разоружение они согласны

***
Ив. Малютин. 1922. МУТЬ ВЫЛЕЗАЕТ
— Оставь, мальчик! Эта собачка не кушает черного хлеба...

***
М. Черемных. 1922

***
М. Черемных. 1922

***
Д. Моор. 1922. МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ
Разыгрались аппетиты:
Манят, тянут их магниты —
Наши уголь, нефть, руда.
Только красные огни там
Не пускают их к магнитам!
— Подождите, господа!

***
Ив. Малютин. 1922. ТОГДА ЕЩЁ МАРИОНЕТКИ...

***
Бор. Ефимов. 1922. ПРОЛЕТАРСКОЕ ОКО

***
Д. Моор. 1923. МАЛЕНЬКОЕ ПОЖЕЛАНИЕ
КЕРЗОН:
— Я ничего не имел бы против Советской России, если бы она согласилась сделать некоторые поправки, например, такие.

***
М. Черемных. 1923
— Не могу же я за всем уследить. Ведь у меня на затылке глаз нет!..

***
В. Дени. 1924. ЧИЧЕРИНСКИЕ НОТЫ
Ту-лу-лу-ла, ту-лу-ла, ветром голову надула-а-а!

***
В. Дени. 1924

***
В. Дени. 1924

***
К. Елисеев. 1925. СТРАШНОЕ МЕСТО (канцелярия)
— Сколько раз я вам говорил "приходите завтра", а вы всегда приходите сегодня!

***
К. Ротов. 1925. ТРУДНЫЙ ПУТЬ
С получкой

***
Ю. Ганф. 1926. НЕ НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ
— Этот верблюд куплен еще до режима экономии. Теперь мы одногорбых покупаем? публике все равно, верблюд и верблюд. А мы на горбах экономим.

***
И. Малютин. 1926
МАКДОНАЛЬД: — Написано: "От преданных рабочих"... Но от каких? Разве упомнишь, когда и кого я предавал?..

***
Б. Антоновский. 1926. "НОВОБЫТНИК"
— Ну, теперь уж у меня окончательно новый быт. Не подкопаешься! Все электрифицировано.

***
И. Малютин. 1926. "РЕВИЗОР" В ПРОВИНЦИИ
— Удивительная халтура! Даже имени городничего запомнить не могут. У Гоголя — Антон Антонович, а тут его Денисом зовут! Безобразие!
— Никакого безобразия! Тут особые соображения: нашего предисполкома тоже Антоном Антоновичем зовут. Неудобно. Обидеться может...

***
И. Малютин. 1926. СУЕВЕРНЫЙ НАРОД
— Могу вам посоветовать что-нибудь из новых советских имен: Смета, например...
— Ни в коему случае! Чтоб через два дня девчонка пухнуть начала?!.

***
К. Ротов. 1926. ЧЕЛОВЕК...
...РАБОТАЮЩИЙ "С ОГОНЬКОМ"

***
Н. Денисовский. 1927
Весна, выставляется первая рама...

***
К. Ротов. 1927. ВО ТЬМЕ ВРЕМЕН (канцелярия эпохи каменного века). Вот откуда взялась "Семейка Флинстоун"
Всякий, кто хоть немного знаком с современной канцелярией, может найти в это картине из далеких доисторических времен некоторые общие черты, отчасти близкие нашей канцелярской современности. Такова закономерность культурного развития.

***
К. Ротов. 1927
Маленькие разногласия на общей кухне по поводу исчезновения одной иголки для прочистки примуса.

***
К. Елисеев. 1927
Нэпманы, пишущие декларацию фининспектору

***
К. Елисеев. 1927
— До чего бестолковый народ! Битых два часа ждут —
и не догадаются спросить, есть ли нынче прием?
А приема-то нет!

***
М. Черемных. 1928. БЮРОКРАТ НА ПЛЯЖЕ
— Ну, хорошо. Тут для мужчин, там для женщин, а где же для ответственных?..

***
К. Ротов. 1928. Во время финала по футболу...
...большинство московских учреждений пустовало.

ПОСЕТИТЕЛЬ: — Наконец-то достижение: все учреждения вместе и все служащие на месте!

***
К. Ротов. 1928
ЗАВКОМЩИК: — Как вам не стыдно, товарищи, по восемь часов в уборной просиживать!
ЗАВСЕГДАТАИ: — Подожди, перейдём на семичасовой рабочий день,— только семь часов сидеть будем!

***
М. Черемных. 1928. МУКИ ХОЗЯЙСТВЕННИКА
— Ясно помню: Мане — пять рублей, обед — два рубля, мазь для ботинок — двадцать копеек. А куда делись восемь миллионов, ума не приложу!

***
И. Малютин. 1929. ПЕРВЫЙ ПОЕЗД ТУРСИБА
Верблюд: — Ого, вот и мне, кажется, идет смена!

***
И. Малютин. 1929. ТОНКИЙ НАМЕК НАЧАЛЬСТВА
— Граждане! Прежде чем критиковать, вспомните, что у каждого из вас есть семья...

***
Б. Антоновский. 1929. ЛОЖНАЯ ТРЕВОГА

***
К. Елисеев. 1929. НЕВОЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ
— Будь такой добрый, батюшка! Я ведь тебя как человека прошу.
— Извиняюсь, гражданка! Я не человек, а старший делопроизводитель.

***
М. Черемных. 1929
— Встань, товарищ. К социализму не дойдешь на четвереньках.

Спасибо за внимание!

Советская карикатура сформировалась как отдельный жанр в период прихода советской диктатуры. Первоначально, как политическая агитация против старого режима в рядах русской армии. Власть придавала огромное значение карикатурному жанру, поощряя публикации художников-карикатуристов во всех советских печатных изданиях. Советская карикатура 1920-1930-х гг. являлась высмеиванием старой власти, борьбы с буржуазностью, религией, оппозицией Западной Европе, капитализму и прочим значимым темам в пропагандистских целях. В послевоенной карикатуре появляются новые темы, так называемые «на злобу дня», в которых высмеивалось тунеядство, пьянство, некультурное асоциальное поведение. Карикатуры создавались не только для газет и журналов, но также выпускались отдельными плакатами. Среди видных советских художников-карикатуристов первого поколения стоит выделить М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. Моор, И. Малютин, П. Соколов-Скаля, Л. Бродаты, Е. Ефимов, Кукрыниксы, В. Литко и др. Многие представлены в нашей рубрике «Советская карикатура»

Купить советскую карикатуру в магазине салоне в Москве:

Предлагает Вам карикатуру, у нас представлен широчайший выбор карикатуры советского периода, как в виде рисунков и макетов, так и в печатном, опубликованном виде. Следите за обновлениями рубрики «Советская карикатура» на сайте и приезжайте к нам в магазин-салон в Москве, где квалифицированные эксперты помогут Вам подобрать интересующую Вас карикатуру советского автора

Если вы хотите продать советскую живопись, то вы можете обратиться в нашу антикварную галерею. Наши специалисты проконсультируют и окажут помощь при оценке произведений искусства и дальнейшей реализации на взаимовыгодных условиях

Если Вы хотите продать советскую карикатуру, Вы можете обратиться в наш антикварный магазин-салон в Москве. Квалифицированные эксперты окажут вам всестороннюю помощь при оценке произведений искусства и в его дальнейшей реализации на взаимовыгодных условиях

Оформить подписку на рубрику «Советская карикатура»вы сможете на странице или подписать на интересующую вас рубрику на этой странице активировав клавишу «Подписаться на обновление рубрики» При оформлении подписки Вы сможете получать информацию с уведомлением на электронную почту о новых поступлениях в рубрику «Советская карикатура»

Злободневные сатирические карикатуры Кукрыниксов и других художников в журнале «Крокодил».

Послевоенная антиамериканская сатира кажется удивительно современной, хотя мало кто бывал за границей. О жизни в США узнавали из передач по радио «Голос Америки». Но если в те времена над советской антиамериканской пропагандой больше смеялись, то спустя годы эти карикатуры воспринимаются совершенно иначе.


Дядя Сэм играет на аккордеООНе.
«По сути дела ООН являтеся теперь не столько всемирной организацией, сколько организацией для американцев, действующей на потребу американским агрессорам».
(Из беседы тов. Сталина И. В. с корреспондентом «Правды»).

«В Американке. В этом ресторане обслуживают только одну персону».
На рисунке за пустыми столами изображены Здравоохранение, Школы, Искусство, Библиотеки. Официанты несут блюда, полные денег, только к одному столу, где сидит солдат с надписью на спине «Война».


«Настоящий американский юмор кончился в тот час, когда умер Марк Твен». (Из доклада на совещании сатириков и юмористов).
Марк Твен (Тому Сойеру и Геку Финну): - Уйдём отсюда, дети! Здесь теперь шутки плохи!..

«В тесном кругу»
Дядя Сэм решает политические дела малых стран.


– Джентльмены! Европа в опасности! С Востока ей грозит мир!
В послевоенные годы в СССР началась компания за мир. На советских плакатах изображали голубей как символ мира, устраивали мирные демонстрации.


Жертвы Голливуда.
Дети сидят за решёткой – вот к чему приводит просмотр американских фильмов, как считают карикатуристы!


Светская американская семья (судя по фильмам голливудских киносценаристов). Отец – подлец, мамка – хамка, племянница – пьяница, брат – дегенерат.



На многих карикатурах изображения американских солдат мало отличаются от изображений фашистов. Типичный образ – солдат с оружием в руках, убивающий мирных людей.

Руководитель страны с распростёртыми объятиями встречает человека, на чемодане которого написано «США». Сквозь огромные розовые очки этот человек кажется благожелательным, но на самом деле он крадётся с недобрыми намерениями, в его глазах – фашистская свастика.

Торговля суверенитетом. В обмен на деньги руководители стран охотно делят государства, отдавая их под контроль американцам.

До отмены рабства ещё далеко, на улицах нередки расистские выступления против чёрных.




Нью-Йоркская телефонная сеть.
Огромный паук с надписью «ФБР» оплёл паутиной весь город и контролирует разговоры всего населения. Кто тогда мог поверить, что ФБР на самом деле плетут свои сети, и прослушивают не только американских граждан, но даже политических лидеров других стран?


Антиамериканские плакаты 1960-х гг. смотрите