У лукоморья дуб зеленый поурочный план. Поэма А.С

Цели: познакомить учащихся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, добиться понимания его содержания; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствовать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к русской поэзии.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; выделять и называть волшебные события и предметы в сказках.

Оборудование : портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись вступления к поэме «Руслан и Людмила»; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Пришел Прокоп —

кипит укроп.

Ушел Прокоп —

кипит укроп.

И при Прокопе

кипит укроп,

И без Прокопа

кипит укроп.

Прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, сожалением, вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).

III. Введение в тему урока

Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте, как он называется.

Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Предположения детей.)

— Прочитайте на с. 83, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

— Разгадайте шифровку-анаграмму. (Ответ записать на доске.)

РНЕЛСААКД - 743856291

ЧЕРГВЕСЕИ - 783462591

НУИПШК-425631

(Александр Сергеевич Пушкин.)

— Какие сказки и стихи Александра Сергеевича вы читали или вам читали? (Дети перечисляют.)

Сегодня мы начинаем изучать раздел «Русские писатели» творчеством А. С. Пушкина.

IV. Работа по теме урока

1. Чтение статьи

2. Выборочное чтение

— В каких строчках говорится о предметах из произведений А.С. Пушкина? Прочитайте их.

— Какие чувства испытывает человек, читающий произведения этого поэта? Запишите эти строчки.

3. Чтение отрывков

(Учащиеся читают на с. 85 отрывки из сказок А.С. Пушкина.)

— Прочитайте отрывки, найдите их героев. Вспомните названия сказок.

(Ответ. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

V. Физкультминутка

Кузнец

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

— Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова —

Раз, два — и готово.

(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. «У лукоморья дуб зеленый...»

Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. К этой поэме Александр Сергеевич написал вступление. Сегодня мы будем его читать.

(Учитель читает на с. 86 — 87 вступление к поэме «Руслан и Людмила». Если есть возможность, то воспроизвести аудио- или видеозапись.)

Требуется провести небольшую словарную работу.

У лукоморья — у морского залива.

Дол — то же, что и долина.

Пленяет — берет в плен.

Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится.

Чахнет — сохнет.

— Прочитайте вступление самостоятельно. Найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый.

(Дети читают, делая пометки карандашом. Затем идет проверка самостоятельной работы.)

2. Кроссворд «Любимые сказки»

1. Тот, кого проучил Балда. (Поп.)

2. То, где висит златая цепь, по которой ходит кот ученый. (Дуб.)

3. Тот, кто предупреждал Дадона об опасности. (Петушок.)

4. Персонаж, который грызет непростые орешки. (Белка.)

5. Персонаж, у которого есть необычное зеркальце. (Царица.)

6. Имя дядьки, который возглавил чудесное войско. (Черномор.) Если вы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали прочитаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел начали изучать на уроке?

— Что нового узнали, чему научились на уроке?

Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок (или до слов «Там королевич мимоходом...», или с этих слов и до конца).

Урок

литературного чтения

по теме

«А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

МБОУ «Красномихайловская средняя общеобразовательная школа»

Тема. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

Цели урока:

  • Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению;
  • Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы;
  • А) анализ сюжета

Б) выборочное чтение

В)чтение про себя

  • Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность;
  • Развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения;
  • Воспитывать любовь к русской поэзии, чувство прекрасного.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя из других школ нашего района.

Психологический настрой на работу.

Учитель:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу.

Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

2. Проверка домашнего задания.

Рассказать наизусть отрывок из стихотворения «Федорино горе».

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение. Мы будем говорить о солнце русской поэзии – так называют Пушкина.

А отправимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.

И предстоит нам раскрыть тайны сказки.

На доске слова:

«Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу.» (Н.Доризо.)

(Портрет Пушкина).

Эти слова Николая Доризо стали замечательным эпиграфом к нашему уроку.

И сегодня мы начнем урок со священного ритуала – символа памяти.

Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих пор.

4. Повторение изученного.

Подготовительная беседа учителя о поэте.

Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.

У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А.С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи.. Среди его знакомых было очень много писателей.

Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.

Воспитанием Александра занималась няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.

В семье Пушкиных кроме Александра было еще двое детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев., которого очень любила мать.

Сегодня мы постараемся открыть для себе что-то новое о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина.

Скажите, какие сказки Пушкина вы знаете?

На самом деле у Пушкина было 6 сказок. Но Пушкин писал не только сказки, но и стихи и рассказы.

3. Работа над новым материалом.

У. Ребята, сказочное исследование продолжается. А сегодня мы познакомимся с произведением, которое написано красивым литературным языком.

Герои какого произведения находятся в сундуке?

-«У лукоморья дуб зеленый…»

Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?

Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый…

Словарная работа.

Что такое «Лукоморье»? Кто знает?

Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив.

Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).

- Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

Что означает « дол »? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? (пространство без деревьев –долина).

Как вы понимаете слова « видений полны »? (Много выдуманных героев).

О заре – на заре.

Почему воды названы ясными? (прозрачные).

Пленяет – берет в плен.

Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.

Чахнет – сохнет, худеет.

У.Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

Техника чтения.

А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте слова по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.

Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:

У ЛУ- КО- МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ

НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА

ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ

ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ

А) Работа над произведением.

У . Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте – ка мы с вами отправимся в лукоморье.

Садитесь-ка поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе свое лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? (Чтение учителем отрывка наизусть)

Первичное восприятие текста.

- Беседа по первичному восприятию:

  • Понравилась ли сказка?
  • Что понравилось ?

Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения:

Каким же поэт изобразил лукоморье?(сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)

Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

Что особенно понравилось и почему?

Чтение цепочкой.

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? (Состоит из двух частей. Первая состоит из шести строк)

Что изобразил поэт в этой части? О чем пишет А.С.Пушкин?(Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира)

Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как выдумаете?(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).

Что вы можете сказать о второй части?(более объемна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса).

Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя…

(Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину).

Какие сказочные герои повстречались?

Работа с иллюстрацией в учебнике.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать.

Самостоятельная работа детей.

  1. Чтение про себя
  2. Работа над выразительным чтением.

Чтение вслух.

Самостоятельное чтение последних шести строк.

Что напоминают последние строки?(концовку русских народных сказок)

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Кульминационный момент.

Прикрыли книжки.

Кто какие строчки запомнил?

Откройте книги. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.

ИТОГ УРОКА.

Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения.

В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них.

Учитель читает стихотворение наизусть:

Вы подарили нам царевну,

Что спит спокойно вечным сном.

И море синее и пену…

И рыбку золотую в нем.

И три девицы пряжу пряли…

По морю плавал царь Гвидон.

А поп с Балдою выясняли,

Кому и как менять закон…

Мы с детства знаем сказки эти,

Они нам дороги всегда.

Вы нам оставили в наследство

Любовь друзей и злость врагов,

И изумительное средство

Познанья вечного стихов.

Ребята, скажите мне пожалуйста, вам понравился урок?

Чему учились на уроке?

Что нового узнали?

Всем спасибо за урок!


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок литературного чтения 2 «Б» класс (УМК Школа России)

Учитель: Кулик Елена Николаевна

Методист: Рыкуш Т.Н.

Студентка: Осипенко Любовь . Группа: У13

Дата проведения: 13.10.14.

Тема

А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

Педагогическая цель

познакомить учащихся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина, добится понимания его содержания; совершенствовать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к родной поэзии.

Тип урока

изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; выделять и называть волшебные события и предметы в сказках.

Личностные результаты

выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные : формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

Познавательные : работа с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения;

Коммуникативные : строят рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявляют активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Образовательные ресурсы

Конспект, учебник, портрет А.С.Пушкина.

Сценарий урока.

Этап урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I .Организационный момент.

Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Словесный

1.Приветствие.

2.Проверка готовности к уроку.

3.Эмоциональный настрой.

Здравствуйте ребята, сегодня урок у вас проведу я, меня зовут Любовь Вячеславовна.

Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!

- приветствует учащихся,

Проверяет готовность к занятию;

Организует внимания школьников;

Раскрывает цели урока и план его проведения

приветствуют учителя;

Готовятся к уроку

Коммуникативные:

Эмоциональность; умение осознавать свои эмоции

II .Актуализация знаний и целеполагание.

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

2.Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

Словесный

1. Речевая разминка

(Сл.1)

2.Знакомство с новым разделом учебника

Наш урок мы начнем с речевой минутки, чтобы правильно и выразительно читать.

Пришел Прокоп – кипит укроп.

Ушел Прокоп – кипит укроп.

И при Прокопе кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

Прочитайте скороговорку с «ворчащей» интонацией.

Прочитайте скороговорку с удивлением. Прочитайте ее с сожалением. Теперь прочитайте скороговорку вопросительно (утвердительно). Прочитаем ее сердито (весело), скороговоркой.

Ребята, сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте, как он называется. («Русские писатели»)

Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Стихотворения, рассказы русских писателей.)

Прочитайте на с. 83, с чем мы познакомимся в этом разделе.

Чему мы научимся?

Разгадайте шифровку-анаграмму. (Сл.2)

РНЕЛСААКД - 743856291

ЧЕРГВЕСЕИ - 783462591

НУИПШК – 425631

(Александр Сергеевич Пушкин)

Какие сказки и стихи Александра Сергеевича вы читали или вам читали? (« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Ребята, с творчеством какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке?

Сегодня мы начинаем изучать раздел «Русские писатели» творчеством А.С.Пушкина.

Сообщает учащимся цели учебного занятия;

Сообщает темы учебного занятия.

Работают со скороговоркой; высказывают свои предположения по заданному вопросу;

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Осознание ответственности за произнесенное слово.

Познавательные:

Осуществлять анализ и синтез; находить ответы на вопросы в учебнике.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме

III .Изучение нового материала.

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала (существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов).

2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению).

3.Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Словесный,

наглядный

1.Рассказ о писателе. (Сл.3)

2. Чтение статьи учебника с.84

3.Чтение отрывков с.85 (Сл.4)

Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку. Отец разрешал пользоваться сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

Откройте учебники на странице 84. Прочитайте статью о А.С.Пушкине.

Какие стихи Пушкина ты запомнил самыми первыми?

Про кораблик, что бежит себе в волнах на раздутых парусах? А может быть, про золотого петушка, который сидел на спице? Или про умную золотую рыбку из синего-синего моря? Все волшебно в сказках Пушкина.

Стихи его прекрасны!.. Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землей, и ты чувствуешь, видишь все, о чем писал поэт.

Как много в них тепла, сердечности, золотистого цвета!

Они звучат как музыка!

«Солнце русской поэзии» - так всегда называли А.С.Пушкина. Так называем его и мы.

На 85 странице учебника прочитайте приведенные отрывки, найдите их героев. Вспомните названия сказок.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая! («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»)

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Организует внимания учащихся;

Сообщает основную идею изучаемого материала (принципа, правила, закона и пр.);

-

Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы).

Понимают качества своих ответов;

Осознают ответы в процессе беседы и выполняют задания, а также активно участвуют в подведении итогов беседы.

Читают текст целыми словами, без ошибок и повторов

Осмысляют содержание прочитанного текста

Познавательные:

Интерес к чтению, потребность в чтении.

Работать по плану сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме, владеть диалогической формой речи, быть готовым корректировать свою точку зрения.

I V .Физминутка

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Ставит целевую установку на выполнение движений.

Выполняют упражнения.

1.Вступительное слово (Сл.5)

2.Первичное восприятие.

3.Проверка восприятия.

4.Словарная работа (Сл.6)

5.Вторичный синтез.

Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. К этой поэме Александр Сергеевич написал вступление. Сегодня мы будем его читать.

Сейчас я прочитаю вам отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», а вы внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на вопросы.

Чтение вступления к поэме «Руслан и Людмила».

- Каким же поэт изобразил лукоморье? (Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.)

Можно ли по этому вступлению к поэме догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?

- Какие вам встретились трудные непонятные слова?
- Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

У лукоморья – у морского залива.

Дол – долина.

Пленяет – берет в плен.

Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.

Чахнет – сохнет.

Прочитайте вступление самостоятельно. Найдите в нем чудеса, о которых рассказал кот ученый.

Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?
(Напевное, плавное.)
- Какая должна быть интонация?
(Интонация торжественности и таинственности.)
- Как вы можете объяснить слова поэта: «Там русский дух…там Русью пахнет!»
(Произведение заканчивается так же, как и народная сказка)

Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми .

Обеспечивает метод исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

- организует деятельность учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

Читают отрывок из поэмы;

Описывают отдельные моменты;

Отвечают на поставленные вопросы;

Определяют значение непонятных слов в тексте;

V . VII .Рефлексия

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Фронтальная

Ф.И.

Словесный, практический

Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат карточки, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока

Мобилизирует учащихся на рефлексию своего поведения

Отвечают на вопросы учителя, работают с карточкой Проводят рефлексию своей деятельности

Познавательные:

Делать выводы о результате работы

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

VI . Подведение итогов.

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

2.Обеспечить усвоение учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний.

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Словесный

Ф,И.

Какой раздел начали изучать на уроке?

С каким произведением познакомились на уроке?

Что нового узнали, чему научились на уроке?

Организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

систематизация знаний учащихся;

Выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;

Выделение мировоззренческих идей.

Коммуникативные:

Осознание ответственности за произнесенное слово.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

VII . Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Наглядный,

Словесный

Выучить наизусть отрывок (до слов «Там королевич мимоходом…», или с этих слов и до конца)

- информация о д/з;

Мотивирует выполнение д/з;

Инструктаж по выполнению д/з;

Проверяет понимание учащимися содержание и способ выполнения д/работы.

Реализуют необходимые условий для успешного выполнения домашнего задания в соответствии с актуальным уровнем развития.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".

Презентация помогает ввести детей в волшебный мир сказок А.С. Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект по чтению.

Тема урока: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

Цели урока: Обучающие : ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», добиться понимания содержания;

Развивающие : развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; развивать навыки выразительного и беглого чтения;

Воспитательные : воспитывать любовь к русской поэзии, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: использование презентации «А.С.Пушкин. Сказки».

  1. Орг. момент.
  2. Речевая разминка.

Прочитайте «Птичьим базаром»:

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входит семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Откуда эти строки?

Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.

3. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

А) Предварительная беседа.

Какие сказки и стихи А.С. Пушкина вам читали дома?

Какие вы читали самостоятельно?

Использование презентации «Сказки А.С. Пушкина».

(Дети читают отрывок из сказки. По тексту и иллюстрации отгадывают название сказки.)

1 слайд.

Портрет писателя. (Учитель рассказывает о жизни писателя. Материал прилагается.)

2 слайд.

Узнай сказку.

Отправимся в путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

3 слайд, 4 слайд.

Прочитаем.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?»

Как называется эта сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

5слайд, 6 слайд.

Прочитаем отрывок.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!»

А эта сказка? («Сказка о золотом петушке».)

7слайд, 8 слайд.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Вспомни название. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

9слайд, 10 слайд.

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

Кто вспомнил эту сказку? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

11слайд, 12 слайд.

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей».

Вспомнили.

Что ответило солнце Королевичу Елисею?

В)Вывод. Чтение статьи (стр.84 учебника).

Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке. Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)

4. Изучение нового материала.

Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушиваясь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.

А) Чтение стихотворения учителем. (две последних строки - не читать).

Почему я не прочитала вам последние две строки? (Это уже относится к поэме. Начинается новая мысль.)

Б) Словарная работа .

Что такое Лукоморье? Кто знает?

Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске.)

Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди.)

Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев – долина.)

Как вы понимаете слова «видений полны»?

О заре- на заре.

Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)

Пленяет - берет в плен.

Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей приходится.

Чахнет – сохнет.

В) Техника чтения.

Какие слова кажутся вам трудными для чтения?

(Дети выбирают трудные для чтения слова, учитель записывает их на доске с разбивкой на слоги.)

у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных из-буш-ка

при-хлы-нут трид-цать

пре-крас-ных ми-мо-хо-дом

Г) Выразительное чтение детьми.

Физкультминутка.

5 .Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста.

Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки, которые к ним подходят.

(Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки)

6. Итоги урока.

Произведение, какого писателя читали?

Какая сказка вам понравилась больше всего?

Домашнее задание.

Выучить наизусть законченный отрывок (или до слов «И с ними дядька их морской…», или начиная со следующей строки идо конца.)

Нарисовать иллюстрацию к одной из сказок А.С. Пушкина.

Дополнительный материал.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837гг.)

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин (1799-1837)

Узнай сказку

Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» Сказка о царе Салтане...

Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож, как со сна, Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!» Сказка о золотом петушке

Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчевая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. Сказка о рыбаке и рыбке

Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. Сказка о попе и о работнике его Балде

«Свет наш солнышко! ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с тёплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей». Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Прочитайте произведения А.С. Пушкина