Возможные способы выражения сравнения в русском языке. Сравнение в стихах

Способы выражения сравнения в русском языке

Не стоит сомневаться в том, что русский язык – один из самых богатых языков мира. Посредством его мы можем передать самые тонкие душевные переживания, самые многогранные чувства и эмоции. Не удивительно, что в русском языке гораздо больше средств для выражения сравнения, нежели только при помощи слова «как ».

1. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом:

Кавказ сиял, как грань алмаза .

2. Именная часть сказуемого с частицами как, будто, словно :

Наш дом как дивный сад , усыпанный цветами.

3. Существительное с предлогом подобно, вроде :

Вы парите подобно прозрачнокрылой фее .

4. Существительное в творительном падеже:

Летает бабочкой , щебечет птичкой .

5. Придаточная сравнительная часть в сложноподчиненном предложении:

Наступило чудесное весеннее утро, как наступают самые долгожданные моменты в нашей жизни.

Многозначность и формообразование слова «колено»

Слово «колено » многозначно, но, в отличие от большинства многозначных слов, оно образует разные формы родительного падеже множественного числа – в зависимости от значения.

1. Колено – это сустав, соединяющий бедро и голень; место сгиба ноги.

колено (ед.ч. И.п.) – колени (мн.ч. И.п.) – коленей (мн.ч. Р.п.).

2. Колено – это часть ноги от сустава до таза.

Форма родительного падежа слова в этом значении будет аналогично форме первого значения: колено (ед.ч. И.п.) – колени (мн.ч. И.п.) – коленей (мн.ч. Р.п.).

3. Колено – это отдельное звено, отрезок в составе чего-либо, являющегося соединением таких отрезков.

Образуем форму родительного падежа множественного числа: колено (ед.ч. И.п.) – коленья (мн.ч. И.п.) – коленьев (мн.ч. Р.п.).

4. Колено - это изгиб чего-нибудь, идущего ломаной линией, от одного поворота до другого.

Образуем форму родительного падежа множественного числа: колено (ед.ч. И.п.) – колена (мн.ч. И.п.) – колен (мн.ч. Р.п.).

5. Колено - это отдельная, выделяющаяся чем-нибудь часть в музыкальном произведении, пении; прием, фигура в танце.

Образуем форму родительного падежа множественного числа: колено (ед.ч. И.п.) – колена (мн.ч. И.п.) – колен (мн.ч. Р.п.).

6. Колено - это разветвления рода, поколения в родословной.

Образуем форму родительного падежа множественного числа: колено (ед.ч. И.п.) – колена (мн.ч. И.п.) – колен (мн.ч. Р.п.).

Суффикс -ин- в русских словах

Суффикс -ин- в русском языке также может иметь несколько значений.

1. Лицо мужского пола: болгарин , грузин , татарин .

2. Лицо женского пола по названию лица мужского пола: графин я, шахин я.

3. Мясо животных: баранин а, белужин а, осетрин а.

4. Результат действия: зазубрин а, царапин а, отметин а.

6. Единичность: бусин а, виноградин а, соломин а.

Грамматические и лексические средства передачи в русском языке высокой степени проявления признака

Разница между «добрый » и «очень добрый » не только в "лишнем" слове, но и в значении: добрый – это неотъемлемое качество кого-то, а самый добрый – это то же самое качество, только проявляющееся в его высшей степени. Иными словами, добрый оставляет право на конкуренцию, а самый добрый – нет.

Рассмотрим способы выражения высокой степени проявления признака в русском языке.

1. Формы степеней сравнения прилагательных: добрейш ий, наидобрейш ий, добрее всех , наиболее добрый, самый добрый.

Безусловно, это один из наиболее простых способов выражения высокой степени проявления признака. Но не забывайте запомнить все формы степеней сравнения и все способы их образования.

2. Наречия степени: очень добрый, исключительно добрый.

Здесь мы не обойдемся без знания разделов наречий и признаков их классификации.

3. Суффиксы объективной оценки: добрющ ий .

Суффиксы субъективной оценки – это уникальные суффиксы. Они «берут» одну и ту же основу, но делают само значение слова совершенно иным! Добрющий – это вроде очень добрый, только с какой-то снисходительно-пренебрежительной ноткой.

4. Приставки: сверх добрый, пре добрый.

Приставки, как и суффиксы, прикрепляясь к одной и той же основе, могут значительно разнообразить значение слова: например, сверхдобрый – это очень добрый, добрее которого нет, но при этом здесь проявляется и какая-то ирония.

5. Повторы: добрый-добрый, добрый-предобрый.

Повторы не только помогают выразить желаемое значение, но и даже «усиливают» впечатление от сказанного.

6. Придаточные меры и степени: такой добрый, что …; настолько добрый, что … .

Остались вопросы? Не знаете, как передать высокую степень проявления признака?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.


Выражение реального сравнения Средства выраженияПримерыКомментарии КАКВ воскресенье, как обычно, они поехали за город. Жизнь её проходила не как у всех. Указывает на: а) реальное сравнение в общем виде; на сходство (несходство), подобие (не подобие) предметов, лиц, явлений; СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ + (ЧЕМ) Брат был младше сестры. Чехов ему нравился больше, чем Толстой. Французское искусство они знают лучше, чем английское. б) наличие признака или качества в большей или меньшей степени; КАК ИДжон, как и Ричард, приехал из Англии. Как и отец, сын стал строителем. в) подобие предметов и лиц по одному и тому же признаку; ТАКЖЕ КАК ИАндрей, так же как и остальные студенты, ездил на экскурсию в Дудутки. КАК… ТАК ИКак в будни, так и в праздники он вставал в 6 часов утра. г) полное сходство явлений и лиц.


Выражение предполагаемого сравнения Средства выраженияПримерыКомментарии БУДТО (БЫ) КАК БУДТО (БЫ) КАК (БЫ) Птицы летали низко, будто (бы) перед дождём. Она двигалась медленно, как будто во сне. Он заговорил медленно, как бы нехотя. Указывают на приблизительное сравнение.


В предложениях, выражающих сравнительные отношения, устанавливается подобие, тождество или сходство двух ситуаций. Сравнение может быть реальным (достоверным) или предполагаемым (недостоверным). В предложениях с реальным сравнением ситуация придаточной части представляется как достоверный факт объективной действительности или как общеизвестное явление: Груши были сладкие, как мёд. В предложениях с предполагаемым, нереальным сравнением придаточная часть называет явление, которое не существует в действительности. Это субъективное мнение говорящего, его личная интерпретация: Он говорил громко и торжественно, будто генерал на параде. Сравнение может быть выражено лексически. Наиболее часто употребляются выражения: - похож (-а, -е, -и) на + В.п. – указывает на сходство предметов и лиц: Девочка была похожа на свою старшую сестру. - напоминает + В.п. – указывает на отдалённое сходство: Своей формой здание напоминало Колизей.


Другие сравнительные конструкции Средства выраженияПримерыКомментарии СЛОВНО (БЫ)От температуры тело горело, словно в огне. Она говорила тихо, словно по секрету. Указывает на значительное сходство явлений, предметов. ТОЧНО (книжное)У тебя руки холодные, точно лёд.


Союз точно чаще всего используется при уточнении значения признака: Волосы на голове старика были тёмными и плотными, точно кошачья шерсть. Солнце медленно разгоралось в небе, точно пожар. Союз словно используется при сопоставлении предметов: Вода в реке была прозрачна, словно стекло. В городе было тихо, словно в глухом лесу. Союзы как и будто входят в состав многих сравнительных оборотов, ставших устойчивыми сочетаниями: Он молчал, будто в рот воды набрал. Сёстры были похожи, как две капли воды. Сообщение это прозвучало, как гром среди ясного неба. Писал он как курица лапой. С экзамена он вернулся мрачный как туча.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Конспект урока по теме: «Способы выражения сравнения» 8 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

2015 год

Цели урока.
    Создать условия для повторения и изучения способов выражения сравнения; отработки умения находить сравнения в предложении; повторения орфографии и пунктуации; умения использовать сравнения в речи; Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания. Развивать коммуникативные УУД.
Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: учебник, рабочий лист. Ход урока - Современная молодежь все чаще и чаще использует в своей речи короткие однотипные предложения, похожие на смс-сообщения. Чем это грозит русскому языку? (Потере выразительности, обеднению языка, искажению информации). - Потенциал русского языка огромен. Наш язык богат средствами, позволяющими передать все оттенки чувств, эмоций, описать любой предмет, явление. Об одном таком средстве будем говорить сегодня на уроке. Узнать и изучить это средство выразительности помогут задания рабочего листа. Запишите фамилию и имя. Выполните задание №1.

Задание №1 (самостоятельно)

Обособленное определение

Проверка, взаимопроверка. Оцените работу: Допустил(а) ошибку 0 Обособленное определение

Какое предложение оказалось «лишним»? («Лишним» будет предложение №4). - Чем оно отличается от других предложений? (Отсутствуют обособления, заявленные в задании). - Какое явление отражено в предложении №4? Сформулируйте тему урока. (Сравнение и способы его выражения). - Запишите тему в рабочий лист. - Подумайте, чему вы могли бы научиться, изучая эту тему? (Находить сравнения, определять способы выражения сравнения, использовать его в речи). - Запишите цель урока в рабочий лист. Действительно, эта тема важна, потому что употребление сравнений позволяет разнообразить речь. Более того, задания на нахождения сравнения есть в итоговой аттестации. Проверим, какими знаниями вы владеете. Выполните задание №2.

Задание №2 (работа в парах)

    От злости Казбич по-волчьи оскалил зубы.

    Радость ползет улиткой.

    Правда дороже золота.

    Нашу речку , точно в сказке, за ночь вымостил мороз.

    Своим поведением он похож на ребенка .

    Стало мне вдруг хорошо на душе , как будто детство мое вернулось.

Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1

Допустил(а) ошибку 0

- Что нового для себя вы узнали из учебной статьи? (Сравнение имеет большое количество способов выражения. Кроме привычного сравнительного оборота используется в речи творительное сравнение, сочетание прилагательного в форме сравнительной степени с существительным). - Примените полученные знания на практике, выполните задание № 3, работая в парах.

Задание № 3 (работа в парах) Распределите предложения по способу выражения сравнения, номер предложения запишите в таблицу. Упражнение № 527 стр. 262 (учитель может предложить свое задание). Способ выражения сравнения


Оценивание. Не понял(а) тему 0

Задание № 4 (самостоятельно)

Ответ: 3 5 6 Проверка выполнения работы. Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1

Допустил(а) ошибку

Рефлексия. Как я усвоил материал?

Как я работал?

    Не справился – 1 балл.

Итоговая оценка 10 – 9 баллов – «5» 8 – 7 баллов – «4» 6-5 баллов – «3»

Домашнее задание: упр. 530.

Приложение. Рабочий лист. Ф. И____________________________________________________________ Тема урока_______________________________________________________ Цель урока_______________________________________________________ Задание №1 (самостоятельно) Определите, чем осложнено предложение. Номер предложения запишите в таблицу.

    Ранний солнечный свет, падавший на листву, казался холодным и бледным.

    Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого.

    Журавли, друг друга окликая, осторожно тянутся гурьбой.

    Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.

Обособленное определение
Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1 Допустил(а) ошибку 0 Задание №2 (работа в парах) Прочитайте предложения, найдите сравнения, подчеркните их.

    От злости Казбич по-волчьи оскалил зубы.

    Радость ползет улиткой.

    Правда дороже золота.

    Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.

    Своим поведением он похож на ребенка.

    Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось.

Прочитайте статью в учебнике (стр.260 – 261), оцените правильность выполнения задания. Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1

Допустил(а) ошибку 0

Задание № 3 (работа в парах) Распределите предложения по способу выражения сравнения, номер предложения запишите в таблицу. Упражнение № 527 стр. 262 Способ выражения сравнения Оценивание. Уверенно справился с заданием, могу объяснить однокласснику 2 Частично справился с заданием, требуется помощь 1 Не понял(а) тему 0 _______________________________________________________________________________________ Задание № 4 (самостоятельно) Запишите номера предложений с сравнением.

    Все затихло. 2. Природа дышала надвигающейся грозой. 3. По небу бежали тучи, похожие на клубы черного дыма. 4. Изредка солнечный луч подал на березы. 5. Они вспыхивали, будто золотые свечи. 6. Предгрозовой ветер завывал по-звериному.

Ответ____________________________________________________________________________ Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1

Допустил(а) ошибку 0


Оцените свою работу на уроке: Как я усвоил материал?

    Получил прочные знания. Материал усвоил – 7 баллов.

    Усвоил новый материал частично - 5 баллов.

    Мало что понял. Необходимо еще работать - 3 балла.

Как я работал?

    Со всеми заданиями справился сам, оказывал помощь другим – 3 балла.

    Допустил ошибки, справился, но обращался за помощью – 2 балла.

    Не справился – 1 балл.

Итоговая оценка 10 – 9 баллов – «5» 8 – 7 баллов – «4» 6-5 баллов – «3»

Литература.

    Львова С.И. Русский язык. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. – 5-е издание, стер. – Мнемозина, 2012. ГИА-9. Русский язык. Сенина Н.А. Легион, 2014.

В сложном предложении, кроме сравнительного придаточного, сравнение может выражаться предложением, распространенные предикативные части которого образуют период со словом так на границе основных частей (при понижении).

Сравнения, которые указывают на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми. В развернутое сравнение включаются два параллельных образа, в которых автор находит много общего. А.И.Ефимов относит к развернутым только «спадающие», представляющее собой своеобразную антитезу.

По мысли ученого, такое сравнение «обычно состоит из двух самостоятельных и иногда очень больших предложений (и, может быть, даже абзацев), которые как бы противопоставляются друг другу. Обычно вторая часть такого сравнения начинается со слова так». Такие сравнения часто замыкают развернутые художественные описания и придают им особую выразительность.

Иные, кроны поднимая к небесам,
Как бы в короны спрятали глаза,
И детских рук изломанная прелесть,
Одетая в кисейные листы,
Еще плодов удобных не наелась
И держит звонкие плоды.
Так сквозь века, селенья и сады
Мерцают нам удобные плоды.
(Н.Заболоцкий «В жилищах наших»)

Еще один пример. Стихотворение «Незрелость» замыкают строки: «Так он урок живой науки / Душе несчастной преподал». В поэтических текстах встречаются также неопределенные сравнения; в них дается высшая оценка описываемого, не получающая, однако, конкретного образного выражения: «Не то сирены, не то девки, / Но нет, сирены, - на заре, / Все в синеватом серебре, / Холодноватые…».

Стилистические функции сравнений разнообразны. Так, сравнение может помогать образному описанию самых различных признаков предметов, качеств, действий.

Очень часто сравнение дает точное описание цвета («В бокале плавало окно. / Оно, как золото, блестело», «Ночь легла / Вдоль по траве, как мел бела») ; звука («Звук самодержавный, / Глухой, как шум Куры», «Глухим орлом / Был первый звук»); формы («Меж камней тела устроя, / Змеи гладки, как стекло», «Руки крепкие, как палки, / Груди круглые, как репа», «Подумай только: среди ручек, / Которы тонки, как зефир»).

Сопоставляемые предметы могут сближаться также на основании сходства по функции, назначению («На долю этому герою / Осталось брюхо с головою / Да рот большой, как рукоять, / Рулем веселым управлять». Сравнения могут уточнять характер действия («И снаряды междометий / Рвутся над головами, / Как сигнальные ракеты», «Стоит, как башня, часовой».

Вместе с тем, по мысли А.И.Ефимова, необходимо установить, при каких лексических единицах, при каких частях речи употребляются сравнения. «Сравнение дополняет смысловую структуру слов образными ассоциациями.

Если бы Пушкин просто сказал, что Ольга скромна, послушна и весела, то эти прилагательные без сравнений были бы обычными характеристиками. Но когда Пушкин говорит, что Ольга, как утро, весела, что она простодушна, как жизнь поэта, то качественные характеристики лица становятся более экспрессивными».

Употребляемые при качественных прилагательных сравнения помогают уточнять заложенные в них качественные признаки. Такие сравнения обычно используются поэтами и писателями для создания портрета (описания внешности, характера персонажа):

«Подумай только: среди ручек, / Которы тонки, как зефир, / Он мог бы жить в условьях лучших / И почитаться как кумир»; «Прижаться к палевым губам и неподвижным, как медали»; «Безобразный, конопатый, / Словно толстый херувим, / Дремлет дядя Волохатый / Перед домиком твоим»; «Меж камней тела устроя, / Змеи гладки, как стекло» (Н.Заболоцкий).

Головкина С.Х., Смольников С.Н.
Лингвистический анализ текста — Вологда, 2006 г.

Билет № 9

Понятие о деепричастии.

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Деепричастие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом.

Деепричастия образуются от глагола, имеют с ним общее лексическое значение. Но

деепричастие имеет и признаки наречия: оно не изменяется, в предложении является

обстоятельством . Как правило, деепричастие можно заменить глаголом -

сказуемым.

Деепричастия отвечают на вопросы и др.

Деепричастия образуются от глаголов при помощи суффиксов:

-а- (-я-), -в, -вши, -ши : моргать – моргая, сидеть – сидя, поговорить – поговорив,

проснуться – проснувшись, опереться – опершись.

Деепричастие объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.

Признаки глагола у деепричастия:

1. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными :

1. возвратное: имеет суффикс – сь;

2. невозвратное: не имеет суффикса – сь .

2. Деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида:



1. несов. в. - отвечает на вопрос что делая ?

2. сов. в. - отвечает на вопрос что сделав ?

3. Деепричастия распространяются, как глаголы :

Признаки наречия у деепричастия:

1. Деепричастия - неизменяемые слова.

2. В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого

и является обстоятельством .

Правописание частицы НЕ с существительными,

Прилагательными, наречиями.

Правописание НЕ с существительными.

1.Пишутся слитно с не имена существительные, которые без не не употребляются.

2. Пишутся слитно с не имена существительные, которые в сочетании с не не .

3.Пишутся слитно с не существительные, обозначающие лиц и выражающие качественный оттенок; в сочетании с не образуются слова со значением противопоставления.

4.Раздельно пишется не с существительным в вопросительном предложении, если отрицание логически подчёркивается.

Правописание НЕ с прилагательными.

1.Пишутся слитно с не имена прилагательные, которые без не не употребляются.

2. Пишутся слитно с не имена прилагательные, которые в сочетание с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не .

3. Пишутся раздельно с не имена прилагательные, если имеется или подразумевается противопоставление.

Правописание НЕ с наречиями.

1.Пишутся слитно с не наречия, которые без не не употребляются.

2. Пишутся слитно с не наречия на , которые в сочетание с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не .

3. Пишутся раздельно с не наречия, если имеется или подразумевается противопоставление.

4. Пишутся раздельно с не наречия на , если при них в качестве пояснительного слова стоит отрицательное наречие, начинающиеся с ни, либо сочетание далеко не, вовсе не, отнюдь не.

5. Пишутся раздельно или слитно с не наречия на –о (слова категория состояния) типа нетрудно видеть- не трудно видеть; при утверждении они пишутся слитно, при отрицании – раздельно.

Название частей речи Слитно Раздельно
существительное 1) говоритьнеправду- можно заменить синонимом ложь; 2) какая неряха– не употребляется без НЕ говорить не правду, аложь -
прилагательное 1) небольшой дом - можно заменить синонимом маленький; 2) невзрачный– не употребляется без НЕ 1) не большой, а маленький дом - есть противопоставление с союзом а ; 2) вовсе не равнодушный – ; 3) не синий, не стеклянный, не труднее- ◄ с прилагательными, обозначающими цвет, ◄ относительными и притяжательными прилагательными, ◄ с прилагательными в сравнительной степени.
наречие 1) говорить негромко - можно заменить синонимом тихо , 2) писать небрежно – не употребляется без НЕ 1) говорить не громко, а тихо - есть противопоставление с союзом а; 2) ничуть не интересно - со словамивовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не

Сравнение и способы его выражения.

Всё познаётся в сравнении.

Конфуций

Сравнить – рассмотреть одно с другим для установления сходства или различия, сопоставить, соотнести, отличить, уловить. Сравнения относят к средствам художественной изобразительности – это троп .


Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь , она завоет,
То заплачет, как дитя ,

То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый ,
К нам в окошко застучит.


Сравнения в этом тексте: “как зверь ”, “как дитя ”, “как путник запоздалый ”.

Зверь – признак ярости, озлобления, бешенства.

Дитя – признак игривости, непредсказуемости, нежности, крикливости.

Путник – признак неожиданности, внезапности появления.