Классификация эмоций в психологии положительные отрицательные. Классификация эмоций

План ответа:

1)Понятие эмоций

2)Свойства эмоций

3)Функции эмоций

4)Классификация эмоций

5)Отличие эмоций от чувств

1)Эмоции- процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира,другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания(по Карвасарскому Б.Д.) Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления взывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Таким образом, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

2)Свойства эмоций

1.Полярность - эмоции отличаются положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть. Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

2.Энергетическая насыщенность -с помощью эмоций человек способен к напряжению и разрядке – и в этом проявляется энергетика эмоций. Эмоции способны повышать активность, тонус человека и понижать. В связи с этим различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) и астенические – сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

3.Интегральность -эмоции охватывают весь организм и придают переживаниям окраску. В эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека. Так, например, индикаторами эмоционального состояния могут служить: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и т.п.

3)Функции эмоций

1.Регуляторная : под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления.

2.Оценочная: выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря этому эмоции позволяют определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

3.Побудительная или стимулирующая

4.Коммуникативная: мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

4)Классификация эмоций

Характеристики эмоций

Виды эмоций

Знак

Положительные , отрицательные , амбивалентные

Модальность

Радость , страх , гнев и др .

Влияние на поведение и деятельность

Стеничные , астеничные

Степень осознанности

Осознаваемые , неосознаваемые

Предметность

Предметные , беспредметные

Степень произвольности

Произвольные , непроизвольные

Происхождение

Врожденные , приобретенные Первичные , вторичные

Уровень развития

Низшие , высшие

Длительность

Кратковременные , длительные

Интенсивность

Слабые , сильные

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ к ВОПРОСУ 11. Теории возникновения эмоций и отличие эмоций от чувств.Классификация эмоций

Теории возникновения эмоций

Теория Кэннона – Барда. Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре - таламусе.

Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. Позднее в экспериментах, проведенных на животных, X. Дельгадо установил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.

Периферическая теория Джемса – Ланге. У. Джемс и, независимо от него Г.Ланге предложили "периферическую" теорию эмоций, согласно которой возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере (в том числе и в сфере непроизвольных актов), которые вызваны внешними воздействиями. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. Суть своей теории Джеймс выразил следующей фразой: "Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим, радуемся, потому что смеемся". Т.е. именно органические изменения, по этой теории являются первопричинами эмоций: сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме, и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Теория Джеймса–Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

Когнитивно-физиологическая теория Шехтера . С. Шехтер раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название “когнитивно-физиологической”. Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.

Информационная концепция эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.

Подход П. В. Симонова был выражен в формуле:

Э = П(Ин - Ис)

Где Э - эмоция, ее сила и качество;

П - величина и специфика актуальной потребности;

Ин - информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности;

Ис - существующая информация, т.е. сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны - это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы ценностей человека и др. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида.

Отличие эмоций от чувств

В литературе широко используются два понятия: “чувства” и “эмоции”, которые следует отличать друг от друга. Эмоции – более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями обычно понимаются самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции , т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства же имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным и воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит. Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности, который ему нравится и вызывает у него позитивные чувства .

Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми. Следует отметить, что чувства всегда индивидуальны . То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.

В зависимости от сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на:

1. Эстетические. Восприятие мира прекрасного. Чувство красоты, величия, низости, комического, трагического.

2. Интеллектуальные . Сопровождают процесс познания, воображения и творчества. Чувство изумления, сомнения, недоумения, пренебрежения, любопытства.

3. Нравственные. Характеризуют деятельность субъекта по отношению к другому человеку, людям и обществу в целом. Чувство долга, совести, зависти, патриотизма, превосходства.

4. Праксические . Проявляются в практической деятельности и отражают эмоциональное отношение как к результатам, так и к процессу труда.

К высшим проявлениям чувств многие авторы также относят страсть – еще один вид эмоциональных состояний, встречающийся только у человека. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. С.Л. Рубинштейн писал, что “Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели…”.

Классификация эмоций

Классификация по длительности протекания

1.Эмоциональные реакции -непосредственное переживание какой-либо эмоции. Они базируются на первичных потребностях, как правило, кратковременны и обратимы и связаны с действующими обстоятельствами (реакция испуга в ответ на крик).

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции,интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки, оказывающие влияние на сознание и деятельность человека, и сопровождаемые изменениями в функционировании двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой и др. системах организма. Возникновение аффекта связано с оценочными моментами, с личностным значением происходящего. Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность, большая интенсивность и малая продолжительность. По содержанию можно выделить аффекты радости, страха, гнева, отчаяния, экстаза и пр.

2.Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени.

Настроение - самое длительное, или “хроническое”, эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д. Настроение зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин - возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.

3. Эмоциональные свойства наиболее устойчивые характеристики человека, отражающие индивидуальные особенности эмоционального реагирования, типичные для конкретного человека. Реактивность, возбудимость и лабильность–ригидность.

Эмоциональная реактивность - быстрота эмоционального отреагирования, длительность протекания реакции (ответа).

Эмоциональная возбудимость - быстрота эмоционального включения, т.е. скорость возникновения эмоции.

Эмоциональная лабильность - подвижность эмоций, смена одних эмоций другими. Ее противоположность – эмоциональная ригидность, т.е. вязкость, стойкость эмоций.

В основе эмоциональных свойств лежат особенности свойств нервной системы и темперамента человека.

Характеристики эмоций как основания для классификации

Модальность. В психологической литературе существуют различные подходы к тому, сколько и какие из эмоциональных модальностей являются базовыми. Разные авторы называют различное число базисных модальностей – от двух (удовольствие-неудовольствие) до десяти. В отечественной психологии В. Д. Небылицыным было предложено рассматривать три главных модальности: радость, гнев, страх. Остальные же эмоции являются их производными или сочетаниями. Дискуссионным остается вопрос о необходимости включения также эмоции печали в структуру исходных модальностей эмоциональной сферы. По мнению О. П. Санниковой, «эмоции таких паттернов как «радость» и «печаль» относятся к одному и тому же качественному континууму, занимая в нем полярные позиции». Другие же авторы считают, что эмоция печали обладает собственными отличительными особенностями (Л. М. Аболин, 1987; Н. М. Русалова, 1979 и др.). А. И. Макеева рассматривает как основные следующие эмоциональные модальности: радость, удивление, страх, страдание, гнев, презрение. Шесть базисных эмоций называет и А. Т. Злобин: страх, грусть, гнев, стыд, радость, бесстрашие.

В зарубежной психологии три основные модальности эмоций выделяли Дж. Уотсон (страх, ярость и любовь) и Дж. Грей (тревожность, радость-счастье и ужас-гнев). Р. Вудвортс при попытке классифицировать мимические эмоциональные проявления людей смог выделить следующие основные группы: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, решимость; 5) отвращение; 6) презрение. Р. Плутчик называет восемь первичных эмоций-модальностей, соответствующих основным прототипам адаптивного поведения: принятие, отвращение, гнев, радость, страх, горе, удивление, интерес.

Однако наиболее разработанной, сфокусированной на отдельных эмоциональных модальностях, является «теория дифференциальных эмоций» К. Изарда, в которой выделяется десять фундаментальных эмоций:

1) интерес – интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность;

2) радость – эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе;

3) удивление – эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями;

4) печаль – переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека;

5) гнев – эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности;

6) отвращение – эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов;

7) презрение – чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии;

8) страх – эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и/или психическому Я с выраженной тенденцией к бегству;

9) стыд – переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, способствующее как соблюдению групповых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих;

10) вина – переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

В зависимости от степени осознанности эмоции подразделяются на осознаваемые и неосознаваемые. Однако осознание эмоциональных переживаний не подчиняется принципу «все или ничего». Поэтому встречаются разные степени осознанности эмоций и разные формы ее искажения. Полное осознание предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоцией и действиями, к которым она побуждает, - с другой. Изменение осознания эмоциональных переживаний, по мнению Я. Рейковского, может проявляться в следующих формах: 1) неосознавание самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.); 2) неправильная категоризация эмоций (человек трактует обиду как моральное возмущение, боязнь неуспеха - как отсутствие заинтересованности); 3) неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания); 4) неправильная интерпретация связи между эмоцией и вызванным ею поступком (так, родитель считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

Предметность. В зависимости от связи эмоциональных переживаний с конкретным объектом эмоции бывают предметные и беспредметные.

В. К. Вилюнасом была предложена функциональная классификация эмоций (по их функциональным характеристикам и роли в регуляции деятельности). Рассматривая эмоции в качестве посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, автор подразделяет их на: 1) ведущие – переживания, окрашивающие в образе среды предметы потребности и превращающие их тем самым в мотивы. Такие переживания являются непосредственным субъективным коррелятом потребности, объективизируя ее в предметной деятельности. Ведущие эмоции предшествуют деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность; 2) производные – ситуативно значимые переживания, возникающие в процессе деятельности и выражающие отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям.

Степень произвольности. В зависимости от возможности произвольной регуляции и контроля поведения эмоции бывают произвольные и непроизвольные. Однако произвольность эмоционального реагирования, как и осознанность, представляет собой непрерывную шкалу и имеет различную степень выраженности.

По происхождению эмоции подразделяются на врожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ реагирования, и приобретенные ,формирующиеся под влиянием индивидуального и социального опыта.

Согласно Г. А. Вартаняну и Е. С. Петрову, первичные эмоции являются генетически детерминированными ижестко связанными с нарушением или восстановлением гомеостаза в организме. Такие переживания функционально неразрывно слиты со специализированными безусловнорефлекторными реакциями и являются безвероятностными (возникают в ответ на определенный внешний раздражитель с вероятностью, равной 1). Вторичные эмоции формируются на базе первичных в результате индивидуального опыта адаптации.

По уровню развития эмоции подразделяются на низшие – связанные преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека, и высшие – связанные с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека. Компонентный состав низших и высших эмоций также различен: высшие эмоции включают в себя «субъективное звено» (оценку своего эмоционального состояния) и различные когнитивные звенья (обеспечивающие вероятностную оценку ситуации и т.д.).

Длительность эмоций характеризует время протекания эмоциональной реакции. Кратковременные эмоциональные реакции появляются обычно при однократном воздействии и отличаются неустойчивостью, временным, преходящим характером. Длительным эмоциональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.

Интенсивность эмоций характеризует силу переживания и сопутствующих экспрессивных и физиологических реакций. При слабых эмоциональных переживаниях не наблюдается существенных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведении человека. Сильные эмоциональные переживания сопровождаются выраженными физиологическими и экспрессивными реакциями.

Наряду с так называемыми «внутренними» основаниями для классификации эмоций (по присущим им характеристикам) существуют и «внешние» (по сферам их проявления и предметному содержанию). Примером такого различения эмоциональных явлений является классификация Б. И. Додонова, который подразделяет эмоции в зависимости от их субъективной ценности для человека:

1) альтруистические – возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям (преданность, жалость, сочувствие и др.);

2) коммуникативные – возникающие на основе потребности в общении (симпатия, уважение, признательность, благодарность, обожание и др.);

3) глорические – связанные с потребностью в самоутверждении, в славе и признании (гордость, чувство превосходства, уязвленного самолюбия и др.);

4) праксические – вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения (увлеченность и др.);

5) пугнические – происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе (чувство азарта, решительности, соперничества и др.);

6) романтические – связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному (надежда, ожидание и др.);

7) гностические – связанные с потребностью в познавательной гармонии (удивление, чувство догадки, радость открытия и др.);

8) эстетические – связанные с лирическими переживаниями, с наслаждением красотой чего-либо или кого-либо (чувство прекрасного и др.);

9) акизитивные – возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию (чувство обладания и др.);

10) гедонистические – связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте (чувство беззаботности, веселья и др.).

Основным недостатком предложенной Додоновым классификации эмоций является ее эмпирико-описательный характер, отсутствие единого основания для различаемых им видов эмоций.

В науке неоднократно делались попытки создать классификацию эмоций, но на сегодняшний день большинство специалистов считают самой полной классификацией список Изарда. Именно о ней мы и поговорим.

Классификация эмоций Изарда в психологии

Классификации эмоций и чувств, конечно, довольно условны, поэтому в научном мире до сих пор ведутся споры о том, можно ли что-то добавить в них или изменить. Изард выделял фундаментальные и производные эмоции, первые считаются основными. Классификация фундаментальных эмоции и их функции выглядит следующим образом, в ней есть 9 эмоциональных состояний человека, а именно, интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд. Все эти эмоции необходимы человеку, так как они являются своеобразными сигналами, которые оповещают нас о том, какой является для нас сложившаяся ситуация, положительной или отрицательной. Например, если человек испытывает отвращение, то он фактически получает сигнал о том, что некая ситуация для него опасна или губительна, не обязательно физически, возможно, ситуация разрушает его морально, а это не менее, а иногда и более важно.


Классификация чувств

Кроме классификации эмоций в психологии есть и квалификация чувств. В нее входят три основные группы чувств, моральные или нравственные, интеллектуальные и эстетические. К первой группе относятся все чувства, которые испытывает человек при сравнении реально происходящих событий с теми ценностями, которые были воспитаны и преподаны нам обществом. Допустим, если человек видит, что кто-то мусорит на улице, в зависимости от привитых ему в детстве понятий, он может испытывать стыд, возмущение, злость.

Вторая группа чувств это своего рода переживания, связанные с процессом познавательной деятельности человека. Например, человек может испытывать интерес или раздражение при изучении какого-то предмета. Данные чувства могут как помочь человеку в процессе обучения, так и помешать ему в этом процессе, научно доказано, что человек испытывающий интерес к изучаемому предмету намного быстрее запоминает информацию, у него увеличивается продуктивность мышления. Именно поэтому грамотные педагоги всегда стараются привить детям любовь к своему предмету и вызвать у них интерес.

Третья группа чувств представляет эмоциональное отношение человека ко всему тому прекрасному, что он может видеть. При этом человек может испытывать вдохновение или восторг.


Эмоции бывают положительными и отрицательными. Об этом знают те, кто хоть раз испытывал эмоции, т.е. все. Но понятия положительности и отрицательности эмоций требуют некоторого уточнения с точки зрения их градации. Например, эмоции гнева, страха, стыда не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных, а могут возникнуть в состоянии так называемых смешанных чувств.

Простые эмоции позволяют устанавливать значимость условий для удовлетворения актуальных потребностей, вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

Радость - положительное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление - состояние, вызванное сильным впечатлением, поражающим неожиданностью, необычайностью, странностью.

Страх возникает в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.).

Гнев - недовольство, возмущение, раздражение, возникающее, когда потребности или ожидания не удовлетворены.

Удовольствие - довольство от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний.

Стыд возникает у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.

Отвращение - резкая неприязнь, соединенная с брезгливостью.

Презрение - отношение, вызываемое признанием кого-либо или чего-либо недостойным, не заслуживающим уважения, подлым, морально низким, ничтожным.

Страдание - негативное эмоциональное состояние, причиной которого является обладание верной или кажущейся таковой информацией о том, что возможность удовлетворения важнейших жизненных потребностей отсутствует или затруднена.

Чувства - сложные устоявшиеся отношения личности к тому, что она познает и делает, связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться, выполняют в жизни и деятельности человека мотивирующую роль.

Не менее популярной является классификация по содержанию.

Нравственные - один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. К ним относятся: одобрение и осуждение.

Моральные - долг, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.

Аморальные - жадность, эгоизм, жестокость и т.д.

Интеллектуальные проявляются в процессе познавательной деятельности, при решении новых, трудных задач. К ним относятся: любознательность, любопытство, удивление, недоумение, удовлетворение найденным решением, сомнение.

Эстетические переживания человека возникают при восприятии произведений искусства, красивых предметов, явлений природы и др., стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование идеалов личности.

К ним относят: прекрасное, возвышенное, восторг, наслаждение и т.д.

Страсть - наличие сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо .

Настроение - устойчивые состояния средней или совсем небольшой силы, которые действуют продолжительное время.

Аффекты - бурно протекающие, кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными органическими и двигательными реакциями.

Фрустрация - состояние, возникающее при столкновении с неожиданными препятствиями и помехами на пути достижения цели, что мешает удовлетворению потребностей.

Стресс - состояние психологического перенапряжения, возникающее при эмоциональной перегрузке нервной системы.

Воодушевление возникает, когда цель деятельности ясна, а результаты точно представляются, причем как нужные и ценные.

От длительности и интенсивности протекания эмоциональные состояния подразделяют на слабые и сильные (бурно протекающие).

Слабые - настроение - длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности, захватывающее в течение некоторого времени личность и отражающееся на деятельности и поведении человека.

Сильные - аффект. Важной специфической чертой аффектов является их возникновение в ответ на свершившееся событие.

С.Л. Рубинштейн выделил две основные черты, отличающие настроение.

  • 1. Они не предметны, а личностны.
  • 2. Это не специфическое и конкретное переживание, но общее состояние, имеющее отношение к одной определенной ситуации или факту.

Также известны классификации по действию на организм:

стенические - поднимающие активность, энергичность и деятельность человека;

астенические - снижающие активность, ослабляющие энергичность.

По продолжительности:

кратковременные; длительные.

По форме протекания:

настроения;

аффекты;

страсти;

Классификация по В.И. Слободчикову, Е.И. Исаеву :

  • ? аффекты;
  • ? страсти;
  • ? стрессы;
  • ? чувства;
  • ? конкретные эмоции;
  • ? настроения.

Важно запомнить!

Процессы эмоционального восприятия, осознания и выработку поведенческих реакций выполняют многие отделы головного мозга.

Лимбическая система. Дж.-У. Парец предположил, что сингулярная кора, энто- ринальная кора, гиппокамп, гипоталамус и таламус образуют круг, который участвует в механизмах мотивации и эмоций. А психолог П.-Д. Маклин (MacLean, 1949), включив в данную систему миндалину, назвал ее лимбической.

Гипоталамус. Ученые Олдос и Фобес (Olds, Fobes, 1981) обнаружили центр удовольствия. При его стимуляции человек испытывает наслаждение. В латеральном гипоталамусе выявлено два типа нейронов, различным образом реагирующих на эмоциональные ситуации. Первый тип - мотивационный (обнаруживалась максимальная активность в мотивационном поведении). Второй тип - подкрепляющий, поскольку эти клетки активизировались по достижении желаемого (по достижении цели).

Миндалина (амигдала) играет роль в нескольких видах эмоционального поведения: агрессии, страхе, отвращении, материнском поведении. Данная структура отвечает за поведенческий, вегетативный и гормональный компоненты условного эмоционального ответа, активируя нервные круги, расположенные в гипоталамусе и стволе мозга.

Сенсорная ассоциативная кора анализирует сложные комплексные стимулы и передает информацию в миндалину.

Орбитофронтальная кора включена в оценку последовательностей действий. Она не прямо включена в процесс принятия решений, но транслирует эти решения в жизнь, применительно к конкретной ситуации. Ее центральные связи с диенцефанолом и височной областью, снабжают ее информацией об эмоциональной значимости сигнала. Дорсальные связи с сингулярной корой позволяют ей влиять как на поведение, так и на вегетативные изменения.

Сингулярная кора обеспечивает связь между структурами в лобной коре, принимающими решения, эмоциональными структурами лимбической системы и головными механизмами, контролирующими движение. Является фокусом сенсорной и эффективной систем.

  • Столяренко ЛД. Основы психологии. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на/Д.: Феникс, 2000.
  • Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психологиячеловека: Введение в психологию субъектности. М.: Школа-Пресс, 1995.

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • классификацию эмоциональных явлений;
  • функции эмоций;

уметь

Определять необходимость эмоций для поведения;

владеть

Навыками анализа причин эмоциональных реакций и переживаний.

Когда разум пытается заменить чувство, ему требуется вся его сила, вся эрудиция – там, где чувству достаточно одного вздоха.

То, что не проникает в сердце, ложится камнем за пазухой.

Ф. Кривин

Понятие "эмоции". Их классификация

Мы начинаем новую тему, исследование в рамках которой отличается от того, что мы разбирали в предыдущих главах. В отличие от понятий "личность", "потребность", "мотив", "воля", которые были введены в психологию как теоретические конструкты, понятие "эмоции" вводилось как обозначение той субъективной реальности, в существовании которой и в ее наличии у нас мы не можем сомневаться. Каждый человек в нормальном состоянии испытывает чувство голода и жажды, боли и страха, горя и радости. Этот класс субъективных переживаний получил название "эмоциональных процессов", или "эмоций", и для всех нас это такая реальность, о которой современной автор выразился, перефразировав Р. Декарта: "Я чувствую, значит, я существую".

Такое положение вещей внушает большой оптимизм в исследовании эмоций. Но этот оптимизм сразу исчезает, как только мы попросим кого-нибудь описать эту субъективную реальность. На просьбу описать свое эмоциональное состояние в данный момент и свои эмоциональные переживания человек сообщает, что он испытывает чувство радости или тревоги, чувство голода или жажды, гнева или обиды. Но описать переживаемое им чувство радости или тревоги он оказывается не в состоянии. Ответы звучат примерно так: "Радость – это когда радостно, весело, в общем, хорошо"; а страх "это когда страшно, боязно". То есть при попытке человека описать свои эмоции, возникает такая же трудность, как и при описании ощущений: "красное – это когда все красного цвета". Как и любое субъективное переживание, эмоциональное переживание дано нам как факт, который сложно или даже невозможно перевести на другой язык и которому нет аналога в нашем мире. Но эмоции, как и ощущения, недоступны внешнему наблюдению и, тем самым, прямому их измерению в каких-либо единицах. У нас остается возможность судить о наличии эмоций либо по субъективным отчетам человека, либо гадать об их наличии по поведенческим и физиологическим реакциям животных и человека.

Еще одна трудность в исследовании эмоций – это этические проблемы при создании экспериментальной ситуации, в которой вызываются эмоциональные переживания. Эмоцию не нарисуешь и не создашь "понарошку". Притвориться радостным или грустным можно, но реальное эмоциональное переживание при этом отсутствует. А создавать реальное эмоциональное переживание у испытуемых более чем плохо – по законам этики это недопустимо.

Не добавляли оптимизма и первые представления о природе эмоций. Если ощущение принималось как отражение внешних условий жизни живого существа, то эмоции прочно связывались с переживанием собственных состояний организма. Голод, боль, страх переживаются каждым человеком как принадлежащие ему, как его собственные психические состояния.

Любой исследователь эмоций не может не заметить, что эмоциональное переживание возникает при изменениях внешней или внутренней среды (например, появление любимого человека приводит к переживанию радости, появление опасного предмета сопровождается чувством страха, обезвоживание порождает жажду и т.д.). Но в сознании человека эти эмоции воспринимаются как переживания своего состояния, вызванного внешними или внутренними причинами.

Это невольно подталкивает нас оценить эмоции так: внешние события воспринимаются лишь как причины изменений состояния организма, которые и переживаются нами как эмоции. И, видимо, не случайно сразу два исследователя-психолога (американец В. Джемс и датчанин К. Г. Ланге) независимо друг от друга предложили сходные теории эмоций как переживания своих физиологических состояний (по формуле – "мы горюем потому, что плачем"). Такое понимание эмоций не способствовало развитию теоретических и экспериментальных исследований, но не препятствовало эмпирическим описаниям эмоциональных переживаний.

Обычно первой задачей исследований эмпирической реальности является задача описания и классификации наблюдаемых явлений. Начнем с классификации эмоциональных явлений и мы.

Понятно, что все классификации проводятся по какому-то основанию, признаку, качеству, свойству, характеристике или по нескольким основаниям сразу.

Так, в первой, наиболее известной классификации эмоциональных явлений, выделяющей "аффекты", "эмоции", "чувства" и "настроения", учитываются сразу два основания: длительность переживания и характер его проявления (бурно или спокойно).

Аффектом называют бурную, внезапно наступающую на определенное событие реакцию, которая длится недолго и сопровождается резким сужением сознания с частичной потерей памяти на происшедшее с человеком, сильным двигательным возбуждением, часто проявляющимся в агрессивных действиях по отношению к источнику, вызвавшему это состояние. Внезапность для самого субъекта переживаний, сила переживаний и сужение оперативного поля психики до объекта, вызвавшего такое переживание, – вот характерные признаки аффекта, захватывающего субъекта и делающего его "рабом" переживания.

Эмоции, в узком смысле слова, в отличие от аффектов являются переживаниями, которые протекают более спокойно и более длительно по времени.

Под чувствами обычно понимают устойчивые длительные по времени переживания как отношения к кому-то или к чему-то.

Настроение понимается как выражение состояния субъекта, и этот термин используется чаще всего в житейском понимании.

Заметим, что такая терминология условна, поэтому обыденное житейское сознание к чувствам относит и эмоциональные ощущения (чувство боли), и презентацию потребностей (чувства голода, жажды, страха и пр.), и эмоциональные отношения (чувства дружбы, любви, ненависти). Такое расхождение наблюдается и в работах различных исследователей. Так, И. П. Павлов часто пользовался понятием "чувство " в его житейском содержании. В научной литературе, более или менее, устоялась классификация: аффект, эмоции, чувства.

Эти различия в терминологии не имеют научной ценности, но научный язык не терпит многозначности и неопределенности понятий, и поэтому должен быть договор о строгом определении понятий.

Вторая классификация эмоциональных явлений основана на знаке эмоциональных переживаний – положительное (удовольствие) или отрицательное (неудовольствие) переживания. Первые (иначе называемые как стенические эмоции) – благоприятно сказываются на состоянии организма и текущей деятельности и проявляются как переживание радости, счастья, удовольствия, гордости, уверенности в себе и т.д. Вторые (обозначаемые как астенические эмоции) затрудняют деятельность, негативно сказываются на самочувствии и проявляются как страх, обида, горе, страдание, беспокойство, неуверенность в себе и т.д.

Третья классификация эмоциональных переживаний связана с формой их проявления: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Эмоциональные реакции возникают непроизвольно на определенные события и проявляются как переживание страха, гнева, удивления, настороженности, агрессии и прочего, которые сопровождаются комплексом физиологических и поведенческих изменений: изменение тонуса сосудов (сужение их или расширение), изменение громкости и тональности речи, изменение позы и мимики, изменение биохимических показателей крови и др.

Эмоциональные состояния (к ним относят и фрустрацию, и стресс) – это продолжительные во времени переживания: беспокойство, тревога, обида, разочарование, вялость – бодрость, плохое самочувствие и т.д.

Эмоциональные отношения проявляются как симпатия и антипатия к кому-то (чему-то), интерес, дружеские чувства и т.д.

Эта классификация нестрогая, поскольку ведется сразу по нескольким критериям, которые частично пересекаются между собой. Поэтому некоторые переживания трудно однозначно отнести к какой-то одной группе из трех. Так, например, обида возникает как реакция на кого-то, но может длительно сохраняться у человека как состояние и отношение; радость может возникнуть при успехе важного для человека действия, но потом может сохраняться часы и дни, не проявляясь в поведении, переходя в разряд состояний.

Помимо указанных классификаций, принято также выделять эмоциональный тон ощущений разных модальностей.

Заметим, что все приведенные классификации неальтернативны, как и все классификации, проводимые по разным основаниям.

Трудность применения указанных классификаций связана с тем, что, во-первых, они часто проводятся на основе несущественных признаков различных эмоциональных переживаний. Во-вторых, очень многие эмоциональные переживания оказываются близкими но содержанию, например, переживание тревоги, опасности, страха, ужаса или такие переживания, как "удивление", "интерес", "любопытство", "любознательность". Очень много эмоциональных переживаний составляют пары с противоположными знаками: например, "удовольствие – неудовольствие", "спокойствие – тревожность", "радость – горе", "бодрость – вялость", "любовь – ненависть" и т.д.

Поэтому возникает вопрос о природе эмоций: если имеется множество близких по содержанию переживаний, то, что это означает? Это разные названия одного и того же переживания или это разновидности переживания одной и той же эмоции; а может, это сила (степень) их проявления, или это разные эмоции, происходящие от единого корня (одной первичной эмоции), и потому они похожи друг па друга? А что означает наличие множества пар оппозиционных эмоций с противоположными знаками переживаний (как бы двух полюсов одной эмоции)? Без ответа на эти вопросы непротиворечивой классификации эмоций построить не удается.

Важным и серьезным вопросом в исследовании эмоций является вопрос о необходимости появления эмоциональных переживаний в эволюции живых существ. Понятно, что эмоции, как и вся психика, появляются в эволюции для обслуживания поведения. Но если познавательные процессы обеспечивают образную когнитивную ориентировку субъекта поведения в предметных условиях его деятельности, то какие задачи поведения плохо решаются без эмоциональных переживаний и какая реальность представлена в них?

Этот вопрос порождает следующий – о функциях эмоциональных переживаний в деятельности живых существ. Мы помним, что психика появляется как служанка организма, приобретшего поведение, но у человека она становится "хозяином" поведения и начинает решать задачи, не связанные напрямую с приспособительным поведением. Поэтому нам надо выделить основные и дополнительные функции эмоциональных переживаний в жизни человека.

И конечно, важен вопрос о причинах и поводах (ситуациях) появления эмоциональных переживаний, т.е. о том, что вызывает то или иное эмоциональное переживание.

Этим не исчерпывается список вопросов, но без ответов на поставленные вопросы мы не сможем двигаться дальше в попытках раскрыть тайны эмоциональной или, как иногда говорят, аффективной сферы.

Эмоции стали предметом размышлений в европейской культуре еще в эпоху античной философии. В работах многих философов того времени выделялись два эмоциональных переживания, противоположных по своему знаку: положительные (удовольствие) и отрицательные (неудовольствие). Эти знаки проявлялись в различных по модальности эмоциональных переживаниях, составляющих пары "радость – горе"; "страх – храбрость"; "любовь – ненависть" и т.д.

Среди этих многочисленных эмоциональных переживаний выделялось особое переживание, получившее название "желание" (влечение или вожделение). Это переживание представляло собой стремление живого существа к объекту (предмету желания), который доставлял удовольствие (наслаждение), или, наоборот, проявлялось как избегание того, что приводило к страданию или неудовольствию. Позже это стало пониматься как инстинктивные стремления живого существа. В работах Б. Спинозы появляется положение о том, что причины удовольствий и неудовольствий помечаются эмоциональными переживаниями и выделяются либо как предметы влечений и отвращения, либо как приятные или неприятные, полезные или вредные объекты и события, а сами эмоциональные переживания (удовольствия и неудовольствия) закрепляют опыт успешного поведения.

Наряду с субъективными переживаниями биологи стали выделять различные поведенческие и физиологические реакции, сопровождающие эмоции, как проявления или корреляции переживаний: изменения позы или мимики животных, изменение тонуса скелетных мышц, голосовые реакции, изменение тонуса сосудов и выброс в кровь различных химических соединений (адреналин, глюкоза и пр.), изменение активности различных отделов мозга и т.д.

Это послужило для Ч. Дарвина основанием рассматривать эмоции как особые адаптивные реакции животных в ситуациях опасности и при взаимодействиях с другими особями своего и чужого вида. Борьба с соперниками за пищу, самку или территорию, за статус в сообществе и так далее начинается с демонстрации угроз в адрес соперника и с создания готовности всех систем организма к возможному сражению (позы, оскалы зубов, звуковые сигналы и т.д.). Ухаживание за самкой, воспитание своих детенышей предполагает другие отношения, которые тоже должны быть представлены во внешних поведенческих реакциях и в особых эмоциональных переживаниях.

  • В начале XX в. в русской транскрипции его фамилия употрелялалсь в таком написании. Позднее можно встретить написание У. Джеймс (см. например, с. 310).

Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Эмоции являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации.

Свойства эмоций

      Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).

      Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).

      Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения – разрядки и возбуждение – успокоение.

Классификация эмоций

В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.

Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).

Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Чувства (высшие эмоции) – особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:

      Моральные (нравственно-этические).

      Интеллектуальные, практические.

Психологические теории эмоций

В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)

      «Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.

      «Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.

      Круг Папеса и теории активации . Эмоция – это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса».

Когнитивные теории эмоций . Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют ког-нитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:

Эмоция = П х (Ин – Ис). П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.

Существуют различные школы, что определяет разность определений и классификаций.

      Джемс-Ланге. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций. В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния. Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма, возникают эмоции через систему обратных связей. «Мы огорчены от того, что плачем, а не плачем от того, что огорчены». Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.

      Психоанализ. Реакции связаны с влечениями. Причина возникновения – рассогласованность желаемой ситуации с действительной.

      Бихевиоризм. Сопутствующая реакция на определенный стимул. Представления об эмоциях обеднены тем, что не рассматривается центральное звено, а рассматриваются подкрепления. Они могут быть положительными и отрицательными, соответственно эмоции бывают тоже как положительные так и отрицательные. Не воспринимаются как внутренние переживания (горе от тоски ничем не отличается).

      Когнитивная психология – есть нормальная экспериментальная база.

    Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Оказывают влияние два фактора: когнитивный, психол.

    Лазарус. 3х компонентная теория. Влияют следующие компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается не только физиологический сдвиг, но и возможность поведения в данной ситуации, возможность интерпретировать: эмоции возникают, если мы все воспринимаем как реально происходящее. Если подвергать все рациональному анализу – эмоции отсутствуют.

Рубинштейн. Эмоция – это нечто связанное с определенным возбуждением опреде-ленных участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции – конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».

Леонтьев. Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.

Психофизиологические механизмы

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражатель-ной функции мозга – эмоции (от лат. возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражается в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию Личности, включающую не только психологический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Житейское понимание слова «чувства» настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это обозначение ощущений (боль), возвращение сознания после обморока («прийти в чувство») и т.п. Нередко и эмоции называют чувствами. В действительности же строго научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам. При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене – радость, а при провале – разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывают, что эмоции и чувства – это не одно и то же.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством их нетождественности является и более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

И те и другие могут быть положительными и отрицательными.

Эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного периживания субъктом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.(словарь)

1. Ч.Дарвин (1872 Выражение эмоций у животных и человека). Доказал, что эволюционный подход применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека нет непроходимой пропасти. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспресивно-телесных движениях много общего у антропоидов и новорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, котоорая получила название эволюционной. Эмоции появились в процессе эволюции живых существ, как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, есть ничто иное, как рудименты приспособительных реакций организма.

2. У.Джемс К.Ламе . Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для развитых эмоций – любопытство, восторг, страх, гнев и волнение. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса – Ламе являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратной связи, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала, под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения, возникает сама эмоция.

3. У.Кеннон . отметил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении различных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недоста…. для того, чтобы объяснить качество различия в высших эмоциональных переживаниях. Внутренние органы представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же возникают и развиваются достаточно быстро.

П.Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания – один хрен… связанные с ними возникают почти одновременно.

4. Активационная теория Линдсея – Хабба – Бабба . Эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Основные положения: ЭЭГ-кая картина коры головного мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с действием ретикулярной формации. Бессмысленно, но красиво… Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний – их силу, продолжительность, изменчивость.

5. Теория конитивного диссонанса Л.Фестингера . положительные эмоциональные переживания возникают у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, то есть когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемым и действительным есть значительная разница, несоответствие, диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживаются человеком как дискомфорт – он стремится от этого избавиться – двойной выход: изменить когнитивные ожидания так, чтобы они соответствовали результату. Или попытаться получить новый результат, который бы все-таки совпал с ожиданиями.

6. С.Шехтер – когнитивно-физиологическая теория. На возникновение эмоциональных состояний помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений влияет прошлый опыт человека и оценка ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и понятий.

Чувства – высшая форма эмоционального отношения чел. к предмету и явлениям действительности, отлич. относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в личностном развитии.

Чувства отличаются от эмоций глубиной, устойчивостью, постоянством. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание рефлексии. Чувства же носят предметный характер, связыватся с представлением или идее о некотором объекте. Другая особенность чувств – они совершенствуются, развиваются, образуют ряд уровней от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящихся к духовным ценностям и идеалам. Чувства – продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми. Чувства выполняют мотивирующую роль в жизи и деятельности человека, в индивидуальном развитии социализирующую роль. Общее между эмоциями и чувствами – регулятивная функция, ориентирую человека, поддерживают деятельность. Поддерживают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеоторный характер и находятся как бы вначале его. Они пвоспринимаются человеком в качестве своих внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции и чувства – личностные образования, они характеризуют человека социалльно-психологически.

Определение, классификации и функции эмоций

Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать. Внутренняя регуляция деят-ти.

Связь эмоции с потребностями (Рубинштейн)

Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния потребности . Потребности организма прямо выражаются в эмоциях. Потребности личности – косвенно.

Глобальность эмоц отношения к миру, познание вторично. Единство аффективного и интеллектуального.

Свойства эмоций :

  1. выражет состояние сб и его отношение к объекту

    полярность (связано с древностью)

    субъективность

    участие в побуждении деятельности

Связь эмоции с деятельностью (Леонтьев)

Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых мотивом. Эмоции – это путь к познанию мотивов:

    природные смыслы (полезно/вредно)

    социальный

    личностный – образован ведущим мотивом (истинно/ложно для развития личности на данном этапе)