Массовая коммуникация в современном обществе. Массовая коммуникация: понятие, особенности, место и роль в современном обществе

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3

МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 5
1.1. Коммуникативная природа медиакультуры 5
1.2. Роль СМИ в формировании картины мира 13
ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ
РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ) 21
2.1. Воздействие интернет-сообществ на социальную реальность 21
2.2. Механизмы онлайн-мобилизации и социальной активности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что конец XX начало XXI века характеризуется кардинальными изменениями в бытии человечества, невиданными ранее темпами и масштабами социальной динамики, которые коснулись всех сфер жизнедеятельности человека. Происходят глобальные трансформации, которые вызвали к жизни новые типы общества и новые реалии.
На базе новых информационных технологий в XXI веке стремительно развиваются как традиционные СМИ - печать, радио, телевидение, так и новейшие, связанные с появлением и распространением сети интернет, что привело к созданию единого информационного пространства, особой виртуальной среды, образованной совокупностью информационных потоков.
Современная эпоха характеризуется стремительно возрастающим влиянием средств массовой информации на социально-политические изменения, происходящие в мире. Они моделируют события и явления окружающего мира. Деятельность такого рода связана с активным преобразованием реальности и конструированием новой реальности - медийной.
Целью работы является исследование роли массовых коммуникаций в современном обществе.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- исследовать коммуникативную природу медиакультуры;
- исследовать роль СМИ в формировании картины мира;
- рассмотреть роль медиакоммуникаций в современном российском обществе (на примере Интернет).
Объектом исследования выступают медиакоммуникации.
Теоретико-методологической основой работы послужили труды ученых в области СМИ, массмедиа, публикации в периодической печати.
В процессе проведения исследования были использованы следующие
методы: анализ материалов печатных и электронных изданий; метод анализа сводных данных; сравнительный анализ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ
МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕ

1.1. Коммуникативная природа медиакультуры

Медиакультура как специфический модус коммуникативной деятельности, отражающий множественность культурных форм, идей и смыслов, а также способов их выражения, рожденных техногенной эпохой, требует философского подхода к пониманию сущности своеобразного способа коммуникативной деятельности, выявления устойчивых связей, характеризующих морфологический аспект развития медиакультуры, и ее динамических форм. Неотвратимая судьба культуры, полагал Э. Кассирер, заключается в том, что все созданное ею в непрерывной прогрессии формообразования и «конструирования» в той же прогрессии отдаляет нас от первозданности жизни. «По сравнению с безграничным богатством и многообразием данной нам в созерцании действительности все языковые символы должны казаться пустыми, абстрактными и неопределенными по сравнению с ее индивидуальной определенностью».
Символическая реальность, создававшаяся в текстах массовой коммуникации начиная с эпохи Первого модерна, формировала в коммуникативном пространстве особую смысловую конструкцию - медиареальность. Эпоха Гутенберга утверждала печатную прессу как значимый коммуникативный медиум. Как часть культуры в более узком смысле медиакультуры, медиареальность имеет двойственную природу, которая обусловлена различными функциями массовой коммуникации и вследствие этого различными тинами референции. Первоначально пресса в большей степени выполняла функцию информирования аудитории, и референтом ее становился тот или иной факт, событие. Основным типом референта выступает философская, нравственная или политическая идея. В связи с этим публика рассматривается как собеседник, единомышленник, способный разделить суждения автора. Если публикация хроники формировала информационную роль газеты в общественной жизни, то литературные и философские журналы создавали коммуникативные принципы взаимодействия, нравственные ценности, которые формировали гражданский климат в обществе.
Знаменательным явлением в развитии культурной традиции периодической печати в XVIII в. становится политическая публицистика, которая развивается в лоне двух Великих революции - в североамериканских колониях Британии и во Франции. Ее семантическая основа - мощные политические коллизии. В. В. Ученова и С. А. Шомова, исследуя проблему полифонии текстов в культуре, высказали мысль о том, что публицистика в это время начинает исполнять роль не только средства общественной саморегуляции, но и формы общественного самопознания.
Политическая периодика XVIII в. создает новый тип референта журналистского текста - политическую идею. Вместе с тем впервые публицистические тексты в близком соседстве с текстами рекламы обретают уровень символических коммуникативных проводников.
Медиареальность «эпохи Гутенберга», создававшаяся в вербальных текстах, с появлением фотографии, кинематографа, телевидения формируется как аудиовизуальная, экранная реальность, опосредующая эмпирический опыт комплексным медиумом синкретической аудиовизуальной образности. Медиация становится более сложной, а коммуникативные медиа более прозрачными.
Интерес к проблеме репрезентации в европейском дискурсе в 1960-1970 гг. обостряется в связи с актуализацией теорий постиндустриального общества, поскольку информации и знаниям, согласно этим взглядам, надлежало играть ведущую роль в общественном развитии, причем социальный контекст эпохи, входящей в свою постиндустриальную стадию, демонстрировал бурный рост электронных технологий и аудиовизуальных средств массовой коммуникации. В связи с новыми подходами к пониманию информации и коммуникации наиболее важными становились вопросы природы информационного обмена, процессы опредмечивания и распредмечивания продуктов образного мышления, специфичность новой социальной реальности, которая возникает в результате опосредования коммуникационных процессов телекоммуникационными технологиями.
В этом новом контексте возникла необходимость переосмысления фундаментальных характеристик в системе взаимоотношений социальной реальности и новых форм медиации. Соотносится ли язык с трансцендентным по отношению к его единицам референтом или только с самим собой, и если допустить априорное существование того, что противоположно языку, то каким образом структуры языка соответствуют структурам реальности и как изменения в реальном мире детерминируют изменение языковых структур? Как происходит и от чего зависит возникновение смыслов в языке изображений? В телевидении, которое для своего диалога с аудиторией использует материал разных знаковых систем, передать сходство с реалиями мира - значит выработать некий язык, который нерасторжимо «склеит» означаемое и означающее.
Чтобы понять специфичность визуальной коммуникации, необходимо проникнуть в сущность измерений пластического образа, понять его функцию медиума в коммуникации. Визуальный образ, которым разговаривали пластические искусства, различным образом отображал мир вследствие специфичности его коммуникативных средств. По сути, речь идет о коммуникации сознаний, проводником которой служит фигуративный, то есть изобразительный, образ. «Фигуративное произведение материализует результаты умозрительной операции, а не непосредственного постижения конкретных моделей. Его целью является не передача фактов или ценностей, существующих независимо от художника, который его создает, и от зрителя, который его интерпретирует. Произведение не воспроизводит, но учреждает». Предложенный Франкастелем тезис: «Отношение объект / изображение приводит нас к образу мысли целой эпохи» - применим не только в отношении эпохи Возрождения, но и в целом к художественному мировоззрению цивилизаций, усложняющих природу коммуникативных медиа.
Когда мы говорим о медиакультуре, вопрос об интерпретации массовым сознанием коммуникативного медиума, посредством которого производится «вторая реальность», не столь однозначен, и вряд ли сегодня мы сможем выявить полюса рецепции, чтобы ответить, насколько общество готово освободиться в отношении медиареальности от метафоры «окна в мир». Это положение относится к любому коммуникативному техническому медиуму.
Техническую воспроизводимость как основу разрушения главного принципа уникальности произведения искусства - принципа «здесь» и «сейчас», положил и основу критики техногенных медиа представитель Франкфуртской школы В. Беньямин. То, что при этом исчезает, философ определил понятием «ауры», которой лишается произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости, что выводит его из сферы традиции. Тиражирование репродукции заменяет уникальное проявление массовым, позволяя репродукции приближаться к воспринимающему ее человеку, где бы он ни находился, и актуализировать репродуцируемый предмет. Оба эти процесса, по В. Беньямину, вызывают «глубокое потрясение традиционных ценностей - потрясение самой традиции, представляющее обратную сторону переживаемого человечеством в настоящее время кризиса и обновления. Они находятся в теснейшей связи с массовыми движениями наших дней». Наибольшее выражение этой тенденции Беньямин усматривал в кинематографе, полагая, что значение этого медиума немыслимо «без этой деструктивной, вызывающей катарсис составляющей: ликвидации традиционной ценности в составе культурного наследия» .
Критика представителями Франкфуртской школы ориентации реальности на массы и масс на реальность приводила их к выводу о том, что влияние этого процесса на мышление и на восприятие в XX веке следует признать безграничным, что получило развитие в классической работе «Диалектика просвещения» Т. Адорно и М. Хоркхаймера. Представленный критический анализ культурной индустрии, главными признаками которого выступают индустриальная стандартизация и серийность, создавал образ тоталитарной системы общества потребления.
Начиная с 1970 г. анализ техногенных коммуникативных пр........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ «О средствах массовой информацию», ст. 2 «Средства массовой информации. Основные понятия».
2. Антонов К. А. Телевизионные новости в массово-коммуникационном процессе: социологический анализ механизмов социально-политического конструирования: автореф. дисс. ... д-ра. социол. наук. Кемерово, 2009.
3. Балуев Д. Г., Каминченко Д. И. Фактор «новых» средств массовой информации в формировании современного политического индивида // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1 (09).
4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М.: Медиум, 1996.
5. Богуславская В. В. Моделирование текста: лингвосоцикультурная концепция. Анализ журналистских текстов. - М., 2008.
6. Буданов В. Г. Методология сенергетики в постнеклассической науке и в образовании. - М. : ЛКИ, 2008.
7. Гайтюкевич Н.И. Роль и место СМИ в системе современных массовых коммуникаций // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2 . С. 274-277.
8. Гражданское общество - ресурс развития России. Аналитический доклад Центра политических технологий. М., 2013.
9. Группа «ТОС - Территориальное Общественное Самоуправление» [Электронный ресурс] // Сайт «ВКонтакте». URL: tosinfo.
10. Группа «Федеральный проект «ВСЕ ДОМА». Специалисты ЖКХ» [Электронный ресурс] // Сайт «ВКонтакте». URL: vse_doma_su.
11. Группа «ЖКХ - Портал о городском хозяйстве» [Электронный ресурс] // Сайт «ВКонтакте». URL: jkhportal.
12. Группа «Городское хозяйство и ЖКХ» [Электронный ресурс] // Сайт такте». URL: club71830607.
13. Группа «Наш управдом» [Электронный ресурс] // Сайт «ВКонтакте». URL: club78645562.
14. Добросклонская Т. Г. Медиа лингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиа-речь: учеб. пособие. М. : Флинта: Наука, 2008. 264 с.
15. Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI в.) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб, 2010.
16. Кассирер Э. Философия символических форм. - СПб.: Университетская книга, 2001.
17. Касьянов В.В. Формирование массового общества и массовая коммуникация // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2 . С. 55-58.
18. Качкаева А.Г., Кирия И.В. Долгосрочные тенденции развития сектора массовых коммуникаций // Форсайт. 2012. Т. 6. № 4 . С. 6-18.
19. Комаров Е.Н. К вопросу о роли СМИ в формировании медиа-картины мира // Lingua mobilis . 2014. № 3 (49) . С. 122-129.
20. Комаров Е. Н. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и методики преподавания иностранных языков: Материалы межрег. науч. конф., г. Волгоград, 8 февраля 2007г. / сост. Н. Л. Шамне и др. Волгоград: Волгоград, науч. изд-во, 2007. С. 132-137.
21. Короченский А. П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов н/Д: Междунар. ин-т журналистики и филологии. 2002. 272 с.
22. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство, 2005.
23. Мансурова В. Д. «Медийный» человек как проекция дигитальной онтологии // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. № 2. С. 116-120.
24. Мансурова, В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 237 с.
25. Медицина, образование и ЖКХ в представлении россиян [Электронный ресурс] // Левада-центр. URL: >26. Назарчук А. В. Постиндустриальная цивилизация: технологии, информация, этика. [Электронный ресурс] URL: >27. Общественная палата Российской Федерации. Доклад о состоянии го общества в Российской Федерации за 2013 г. М., 2013. С. 132.
28. Подорога В. А. Событие в системе массмедиа // Современные медиа: теория, история, практика. М. : РГГУ, 2006.
29. Протестные настроения россиян [Электронный ресурс] // Левада-центр. URL: >30. Рогозина И. В. Функции и структура медиа-картины мира // Методология современной психолингвистики: сб. ст. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003.
31. Социальные сети в России: исследование Mail.Ru Group [Электронный ресурс]// Сайт Mail.Ru Group. URL: >32. Тавокин Е.П. Массовая коммуникация в современном мире // Вестник Российской академии наук. 2011. Т. 81. № 11 . С. 986-993.
33. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: Издательство ACT, 2001.
34. Устинович Е.С. Политика государства в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 15 . С. 33-36.
35. Ученова В. В. Полифония текстов в культуре / В. В. Ученова, С. А. Шомова. - М., 2010.
36. «ФОМнибус» - опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 30 июня 2013.43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6 %. По заказу ИнФОМ. М., 2013.
37. Франкастель П. Фигура и место: Визуальный порядок в эпоху Кватроченто. - СПб.: Наука, 2005.
38. Хлопков К. А. Влияние СМИ на массовое сознание // Материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2008г. Т. 2. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 208с.
39. Центр Изучения Интернета и Общества, РЭШ. Исследование онлайн-лидерства в социальных сетях. М., 2013-2014.
40. TXS Web Index: Аудитория интернет-проектов. Результаты исследования: Август 2014 г Россия 0+ [Электронный ресурс] // Сайт TNS-Global. URL: >41. Synovate Comcon. Данные регулярного исследования «Российский Индекс Целевых Групп».
42. BrandAnalytics & PalitrumLab. Оперативная социология: исследования (в) социальных медиа. Факты и прогнозы. М., 2014.

В исходном своем значении термин коммуникация релевантен таким более общим категориям как движение, взаимодействие, связь и обозначает те процессы в природе и обществе, которые связаны с обеспечением совместного и зависимого в каком-либо смысле друг от друга существования двух и более объектов особого рода.

Сущность коммуникации составляет движение определенных субстанций, обеспечивающее совместное взаимосвязанное существование двух и более объектов.

В качестве идеальной коммуникационной субстанции выступает информация, имеющая смысл для субъектов коммуникационного взаимодействия.

Коммуникация - это эффективное синхронное и диахронное взаимодействие субъектов из мира живой природы, способных к автономному поведению, сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) информации, имеющей смысл для обоих субъектов (коммуникационной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме).Узкое понимание коммуникации эквивалентно понятию "социальная коммуникация", или "социокоммуникация". Социальное взаимодействие в широком смысле - это любое взаимодействие, в котором участвуют люди и их общности.

Общественная коммуникация играет важную роль в функционировании общественной структуры. Современное гражданское общество базируется на принципах представительной демократии, верховенстве закона и свободной рыночной экономики. На этой основе возникает множество свободных ассоциативных связей между индивидуумами, которые приводят к формированию устойчивых общественных групп - от клубов по интересам до политических партий. Взаимодействие таких групп регулируется сложной структурой интересов, групповых норм и конфликтов и проявляет себя в различных формах общественной коммуникации.

Еще один важный аспект, отражающийся в специфике форм, типов и форматов, заключается в том, что общественная коммуникация высокотехнологична и информационно насыщенна. Информация и новые знания все больше становятся в общественном сознании главной ценностью.

Невозможно переоценить роль успешной коммуникации в развитии гражданского общества. "Можно выделить следующие аспекты и сферы общественно значимой коммуникации: роль коммуникативных стратегий в решении общественных конфликтов; коммуникативные механизмы формирования позитивных установок в общественном мнении; успешная публичная коммуникация общественно значимых фигур (политики, общественные деятели); этика в общественной коммуникации; изменение речевых моделей поведения; роль связей с обществом/общественностью в формировании гражданской ответственности корпоративного мира; роль средств массовой информации".

Неизбежность и позитивная роль конфликта как результата существования групповых интересов ставит вопрос о наиболее эффективных путях управления конфликтами. Как показывает опыт, конфликт становится конструктивным, допускающим позитивное разрешение, только если сторонами используются успешные коммуникативные стратегии: активное обсуждение, а не избегание проблемы; попытки понять точку зрения другого, а не перекладывание вины; создание условий для свободного обмена мнениями, а не замалчивание; фокусирование на конкретных проблемах, а не расширение конфликта; соблюдение норм поведения, а не пренебрежение критериями морального поведения.

Общественное мнение в гражданском обществе является важным фактором развития, потому что, в конечном счете, именно в нем закрепляется идея легитимности (или нелегитимности) власти. Общественное мнение есть результирующая не только данной общественной структуры, но и исторического и культурного опыта данного социума. Возможности влияния на общественное мнение в значительной степени ограничены культурными стереотипами, а в периоды ускоренного общественного развития направлением его вектора. Но помимо культурных факторов возникновение, закрепление и исчезновение тех или иных идей в общественном мнении зависит и от способов протекания коммуникации, от метафор, существующих в общественном сознании, от того, насколько адекватно политический и другой общественно значимый дискурс отражает потребности общества.

Все, что связано с публичным дискурсом общественно значимых фигур, приобретает особый вес в периоды, когда в обществе отсутствует устойчивая идеологическая система, или, используя другую терминологию, устойчивый положительный национальный имидж. Он может быть разрушен, быть в процессе формирования, или сосуществования с альтернативными системами взглядов общества на самое себя. "В современном динамичном, полиэтничном и мультикультурном российском обществе сложилась именно такая ситуация. Это означает, что особую роль приобретают этические вопросы, языковые и культурные аспекты публичной коммуникации".

В высокотехнологичном глобальном мире общественная коммуникация приобретает еще одну важную составляющую, а именно - профессиональную коммуникацию. Под профессиональной коммуникацией понимается специфика коммуникационных навыков, определяемых профессиями, чьим существенным компонентом является обязанность вступать в коммуникацию. К таким профессиям относятся преподавание, политическая деятельность, управление, социальная работа, медицина, государственная служба. Для каждой из этих профессий можно говорить об определенной сумме знаний и навыков, необходимых для осуществления успешной профессиональной коммуникации и, соответственно, успешной профессиональной деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.

    курс лекций , добавлен 10.10.2010

    Понятие массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации. Интеграция и поступательное развитие современной цивилизации. Социальная сущность массовой коммуникации. Социализация индивида.

    реферат , добавлен 25.10.2006

    Глобализация системы массовой коммуникации. Информационные технологии и технические средства: концентрация и конгломерация. Исследование функций массовой коммуникации в социальном аспекте. Социальные институты, сообщества и группы массовой коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Влияние массовой коммуникации на сознание и жизненные установки молодежи, ее роль в конструировании событийной линии социальной реальности. Концептуальная схема анализа научных коммуникаций. Развитие Интернет-коммуникации. Социальные игры в сети Интернет.

    реферат , добавлен 21.11.2009

    Рассмотрение понятия и классификации барьеров системы массовой коммуникации; описание их основных функций. Характеристика технических, психических и социальных препятствий, вызванных различными факторами на примере глобальной компьютерной сети Интернет.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Массовая коммуникация как форма опосредованного общения. Информационно–психологические войны. Основные направления исследований массовой коммуникации. Теории политико-коммуникационных процессов. Манипуляция в СМК. Воздействия массовой коммуникации.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2009

    Место коммуникации среди социальных процессов. Воздействие массовой коммуникации на групповое и индивидуальное сознание. Проблемы коммуникатора, аудитории, содержания и восприятия массовой информации, функционирования средств массовой коммуникации.

    реферат , добавлен 02.03.2009

    Изучение роли средств массовой информации в современном обществе. Описание механизмов формирования общественного мнения. Исследование возможностей манипулирования общественным мнением СМИ в современном обществе на примере образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014


Введение

Теория средств массовой коммуникации

Современные средства массовой коммуникации

Заключение

Список источников и литературы


Введение

коммуникация массовый информация интернет

Стремительное развитие науки и техники за последние два десятилетия привело к появлению новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, которые активно и успешно внедряются по многим направлениям общественной жизни, в том числе и в сфере коммуникации. Их использование привело к изменению традиционных средств массовой коммуникации (СМК) и способствовало появлению новых, ранее не существовавших каналов распространения информации.

Под средствами массовой коммуникации принято понимать каналы, способы, материальные носители, «приспособления» для фиксирования, хранения и распространения информации для, через или от массовой аудитории СМК, связанные не только с техническим процессом получения, хранения и передачи информации, но и с технологиями представления и распространения информации. Основными СМК в современном обществе, являются СМИ - это газеты, радио, телевидение. Информационная революция изменила их, а также формы и содержание медиапродукции и медиа-среды, способствовала появлению принципиально нового канала коммуникации - Интернета.

П. Лазарсфельд и Р. Мертон рассматривают массовые коммуникации в контексте организуемого ими социального действия и провоцируемых массовых вкусов. Поэтому если обобщить их суждения о массовых коммуникациях и их основных функциях, то можно сделать вывод, что массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей):

·присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям;

·укрепления социальных норм;

·наркотизации социума.

1. Теория средств массовой коммуникации


Можно выделить три способа коммуникации:

1.Коммуникация через средства массовой информации. Речь идет о печатных (пресса, книги, плакаты и т.д.) и электронных средствах (радио, телевидение и т.д.) массовой информации.

2.Коммуникация через организации. Политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми. В настоящее время с полным основанием сюда следует включить разветвленную сеть научных и научно-информационных учреждений, объектом деятельности которых выступает изучение политики и накопление политической информации. Научно-информационная инфраструктура широко развита и представлена научными институтами, центрами, консультационными службами.

.Коммуникация через неформальные контакты. Этот способ коммуникации через личные связи важен в примитивных, или традиционалистских, обществах. Но он сохраняет значение и в развитых обществах, даже в условиях расцвета средств массовой информации.

Более подробно остановимся на анализе коммуникации через средства массовой информации. СМИ являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции, в том числе информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы; развлечений; научного и культурного просветительства и т.д. Средства массовой информации оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, образование, религию и т.д. С помощью СМИ массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной) и т.д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают; тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну.

Особенность СМИ состоит в том, что они обладают способностью прямо обратиться к общественности, минуя такие традиционные институты, как церковь, школа, семья, политические партии и организации и т.д.

Значительно расширили возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях радио и телевидение. Изобретение радио в конце XIX в. Радикальным образом и навсегда изменило механизм передачи информации, сделав возможным передавать ее через государственные границы и на дальние расстояния без физического присутствия передающего. К началу и в период Второй мировой войны радио стало одним из главных средств политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, когда оно пришло практически во все уголки развитых стран.

Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент формирования сознания оказался еще короче, чем для радио, что объясняется главным образом бурными темпами его развития и распространения. В настоящее время оно, став доминирующим средством массовой информации, обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в стране и в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп людей.

Многие СМИ задают тон в публичных дискуссиях и спорах, доводят наиболее актуальные проблемы и темы, скандалы и аферы до общественности.

Необходимо отметить и то, что, апеллируя к таким чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения и т.д., СМИ способны мобилизовать поддержку значительными слоями населения тех или иных акций правящих кругов или отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях изменения в массовом сознании имеют кратковременный характер и по завершении пропагандистской кампании по данному конкретному поводу все, как говорится, возвращается на круги своя. Эта особенность функционирования СМИ наиболее отчетливо проявляется в избирательном процессе, во время избирательных кампаний.

Результаты многих социологических и социально-психологических исследований показывают, что постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых в обществе норм явлениях и событиях, подаваемых чаще всего сенсационно, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и страх перед нарушением обычного миропорядка, привычного течения жизни, страх за свое место в обществе, за свое будущее, за судьбу своих близких и т.п. В то же время факты свидетельствуют о том, что у людей, слишком часто прибегающих к услугам СМИ, легче вырабатываются негативные установки относительно окружающего мира. Причем разные категории населения могут реагировать на негативные явления по-разному.

С другой стороны СМИ не всегда и необязательно выступают инициаторами или субъектами изменений в сознании отдельных людей или социальных групп. Сами по себе средства массовой информации не являются ни инструментом разрушения, ни инструментом созидания и прогресса. Их позитивная или негативная роль обусловливается тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются. Здесь уместно вспомнить высказывание известного английского историка Дж.М. Тревельяна о том, что политика - результат, а не причина социальных изменений. С этой точки зрения СМИ лишь один из инструментов, дополнительный фактор, способствующий изменениям в соответствии с задачами и потребностями общественно-исторической ситуации.

Коммуникация имеет свои законы, использование которых может усилить ее эффективность. Человеку неискушенному схема коммуникации представляется простой: некий источник передает информацию - некая аудитория ее воспринимает. Р. Якобсон, П. Лазарсфельд, Г. Лассузлл показали в своих исследованиях необходимость учета следующих факторов:

·источник информации всегда связан с наличием феномена комментатора, т.е. важно, как подается информация, кем она подается;

·информация прокомментированная является уже сообщением, имеющим ценностные акценты;

·особо значимым является контекст сообщения. Информацию, о которой нельзя умолчать, но не очень выгодную с точки зрения правящей политической элиты, можно подать в блоке новостей бегло или смонтировать с рекламой жевательной резинки. Существуют и более сложные приемы, рассчитанные на объективные законы человеческой психики: информация о политических оппонентах помещается в контекст сообщений, вызывающих негативные эмоции у подавляющего большинства людей - насилие, голод, разрушения, катастрофы и т.п.;

·между источником информации и коммуникатором, с одной стороны, и сообщением и аудиторией - с другой, существуют так называемые «помехи», «шумы». Коммуникатор может привнести в сообщение даже непроизвольно (например, за счет мимики) совершенно неожиданную окраску передаваемой информации. Вместе с тем слушатель может интерпретировать получаемое сообщение, несмотря на все усилия коммуникатора, по-своему только потому, что в это время на кухне закипел чайник и пока он бегал его выключать, прослушал часть сообщения, имеющую важное для коммуникатора значение с точки зрения ценностных акцентов;

·Наконец, важным является указание на наличие референтных групп и не всегда кажущуюся прямолинейность коммуникационного процесса. Часть аудитории воспринимает сообщение напрямую, другие - косвенно, третьи совсем выпадают из этого процесса. Референтные группы могут корректировать восприятие передаваемого сообщения прямо или косвенно, в зависимости от того, находится слушатель в это время наедине с коммуникатором или воспринимает сообщение в группе.

С развитием и углублением представлений о сущности и закономерностях массовых информационных коммуникаций становилось ясно, что средства массовой информации ставят перед обществом ряд проблем.

Важная особенность развернувшейся в настоящее время информационной и телекоммуникационной революции заключается в замене однолинейной связи между отправителем и получателем информации многофункциональной и диалоговой связью, создающей новые возможности для участия в информационном обмене.

Кабельные телеприемники оснащены коммуникационными панелями и микропроцессорами и подключаются к центральному компьютеру кабельной компании. При помощи технологии «двусторонней связи» потребитель может читать газеты, получать почту, делать покупки, читать видеокниги из библиотеки, улаживать свои финансовые дела. Более того, по системе «двусторонней связи» зрители имеют возможность выражать свое мнение по принципу «да» - «нет», «больше» - «меньше», нажимая соответствующие клавиши панелей, установленных в их телеприемниках. Новые технические средства и приемы могут быть использованы для проведения опросов общественного мнения с «моментальным» подведением их результатов, для проведения референдумов, т.д.


2. Современные средства массовой коммуникации


В последнее время в деятельности СМИ нарастает тенденция замены традиционного «широкого вещания» на «узкое вещание». Благодаря широкому распространению цифровых технологий, цифрового, кабельного и спутникового телевидения стало возможным загрузить сотни каналов и обеспечить их передачу на любой домашний телеприемник. Цифровые технологии позволяют передавать и хранить в несколько раз больше информации, чем старые аналоговые формы. К тому же цифровой формат делает возможным интеграцию или конверсию сжатой информации в компьютерные системы и их приложения.

На основании этого мы можем присоединиться к мнению о том, что будущее принадлежит «узкому вещанию», то есть все более глубокой специализации телеуслуг. Это подтверждается многими факторами. Уже сегодня, например, для любителей спорта функционирует не один канал. Такими эфирными каналами являются «Спорт» и «7-ТV», кабельными - «EUROSPORT», «EUROSPORT2». Эффективно работает эфирный круглосуточный информационный канал «Вести».

Цель создания канала, входящего в холдинг ВГТРК, - представлять зрителям самую оперативную информацию из всех регионов страны и из-за ее пределов 24 часа в сутки. В эфире представлены главные мировые новости, информация о жизни в России в виде включений программ региональных государственных телерадиокомпаний и отдельных материалов, а также новости спорта, культуры, высоких технологий, специальные репортажи и собственные расследования. Круглосуточный канал можно смотреть в системе НТВ-Плюс, на кабельных и эфирных каналах в России, странах СНГ и за рубежом. Инновационность современного телевидения проявляется в возникновении не свойственных ему ранее функции. Сегодня с помощью телевидения можно выбирать и покупать различные товары. Так, например, существует специализированный канал «Телемагазин» («ТV-sale»), где рекламируют и наглядно, на конкретных примерах, демонстрируют возможности различных предметов обихода, тренажеров, устройств, которые можно приобрести.

Характеристики новых технологий позволяют нам выйти за пределы традиционной массовой коммуникации. Эту новую область называют транзактной медийной коммуникацией. Транзактная означает смену ролей - переход к таким межличностным коммуникационным отношениям, в которых каждая сторона может по очереди выступать в роли получателя или передатчика информации. Другими словами, коммуникационными транс-действиями могут обмениваться много пользователей. Любой человек или организация могут обращаться к множеству других людей.

К новым медиатехнологиям относится интерактивное телевидение, появившееся в результате сближения телевизора и компьютера. Наиболее активно и успешно эти технологии развиваются в США и Японии.

Еще большими возможностями для двухсторонней коммуникации обладает Интернет. Как принципиально новое средство массовой коммуникации, он обладает такими характеристиками, как интерактивность, открытость, отсутствие временных и пространственных ограничений, виртуальность. С технологической точки зрения интерактивность представляет собой двухстороннее, диалоговое взаимодействие в режиме реального времени. С позиций теории коммуникации интерактивность выделяется как один из трех (коммуникация, интеракция, перцепция) взаимосвязанных аспектов общения.

При этом коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Идея интерактивности означает отказ (по крайней мере, декларируемый публично) от понимания коммуникации в терминах отношений «субъект-объект». В интерактивной коммуникации получатель сообщения является таким же полноправным участником коммуникации, как и отправитель сообщения.

Можно сказать, что Интернет представляет собой не просто канал, а целую коммуникационную среду, которая носит открытый для всех характер. Открытость означает, что Интернет разрушает монополию медиаиндустрии, обеспечивая прямой и немедленный доступ к политической и прочей информации, открывает перед общественностью и перед каждым человеком возможность создавать информацию, использовать и обмениваться ее свободно и открыто, с учетом своих собственных интересов. В Интернете отсутствует цензура.

Государство никак не регламентирует правила и ограничения для размещения информации в Интернете. Другая важная характеристика - это масштабность, или безграничность. Коммуникационная среда не имеет пространственных границ и, объединяя информационные поля различных государств, является мировой средой общения. Множество людей могут взаимодействовать независимо от своего местоположения, мгновенно устанавливая контакты с разных уголков планеты. Собственно, мгновенность получения и распространения информации является еще одной важной характеристикой этой среды коммуникации.

Отсюда вытекает еще один важный аспект. Так как для обмена сообщениями, несущими определенное смысловое содержание, людям не обязательно находиться вместе, то это означает, что Интернет позволяет осуществить массовый перенос людьми своей информационной активности, а также и информационных взаимодействий из среды, создаваемой традиционными коммуникационными технологиями, в виртуальную среду сети, т.е. в он-лайн.

Виртуальность - это еще одна характеристика новой коммуникационной среды. Новая коммуникационная среда породила новые средства массовой коммуникации - интернет-СМИ, блоги, электронную почту, чаты.

Центральное место в интернет-пространстве занимают интернет-СМИ. Они занимают собственную нишу среди других информационных ресурсов сети, таких как библиотеки и базы данных, справочники, презентационные материалы, каталоги и поисковые машины. Они обладают всей совокупностью классических признаков, необходимых для отнесения их к разряду СМИ.

Во-первых, они имеют свою социальную нишу, которая отличается от аудитории «старых» СМИ по ряду параметров (в количественном отношении она существенно меньше, при этом моложе, более состоятельна и образованна, имеет некоторые особенности информационного поведения).

Во-вторых, в Интернете у СМИ появились новые возможности в скорости и оперативности обновления своей информации, при более гибком подходе к фиксированной периодичности.

В-третьих, интернет-СМИ имеют особый ареал распространения, их информация распространяется по новым информационно-коммуникационным каналам, которые глобальны по своей природе, т.е. глобальны по широте охвата аудитории и при этом локальны по возможностям доступа к малым социальным группам, рассредоточенным по интересам и территориям.

В-четвертых, зоны информационного внимания этих СМИ отличаются как универсализмом, так и предельной специализацией, обслуживающей интересы определенных сегментов аудитории.

В-пятых, в Интернете расширяются содержательные возможности СМИ для выполнения таких функций, как информационная и развлекательная. При этом они обладают оригинальными, только им присущими особенностями, выделяющими их из всей медиасистемы:

во-первых, гипертекстуальностью, которая предоставляет уникальные возможности как производителям, так и потребителям медиапродукта. Первым - повысить качество информации, а именно ее полноту и достоверность, вторым - читать текст не только линейно, как на бумаге, но также просматривать его вглубь, воспользовавшись альтернативными источниками, самостоятельно участвовать в интерпретации фактов;

во-вторых, мультимедийностью, т.е. возможностью передачи сообщений в разных знаковых системах - вербальной, графической, звуковой, фото, видео, анимационной. Пока использование мультимедиа имеет серьезные ограничения из-за низкой пропускной способности каналов;

в-третьих, интерактивностью, т.е. многосторонним информационным обменом с потребителем, причем как с отдельными представителями, так и с аудиторией в целом.

Наиболее многочисленными интернет-СМИ являются электронные газеты. Их бывает два вида: издания, существующие только в Интернете (например, www.gazeta.ru), и издания, имеющие как традиционную, так и веб-версию. Их объединяют следующие особенности: они постоянно и очень быстро обновляются, хорошо иллюстрированы и в них нет, как правило, законченных статей. Материал заканчивается тогда, когда заканчивается событие. Кроме того, электронные газеты представляются в формате гипертекстовой разметки, которая позволяет быстро находить различные материалы. Сегодня все крупные местные и центральные газеты имеют свое представительство во Всемирной коммуникационной сети. Это, например, «Московский комсомолец» (www.mk.ru), «Аргументы и факты» (www.aif.ru), «Комсомольская правда» (www.kp.ru)

Серьезное место в медийном интерне т-пространстве занимают информационные агентства. Они позволяют пользователю получать в свое распоряжение все виды информации - аудио-визуальную и текстовую. Классифицируют ее по рубрикам, предоставляют доступ к другим общественно значимым электронным ресурсам.

Сравнительно новым явлением в российском медийном интернет-пространстве являются телевизионные интернет-каналы. Телевизионные интернет-каналы представляют собой как самостоятельные, существующие только в сети проекты (это в основном спортивные каналы), так и интернет-аналоги эфирным каналам (например, www.ren-tv.com) и передачам (например, www.vesti-moscow.ru). Преимущество интернет-каналов в том, что они предоставляют возможность не только прочтения на компьютере телевизионных новостей, но и просмотр фотографий и видеосюжетов.

Еще одно инновационное явление в области СМИ - это веб-радио. По мере распространения Интернета в обществе веб-версии радиостанций начинают создавать конкуренцию традиционному радио. Достоинства радиовещания для Интернета в том, что глобальная сеть дает возможность проникнуть туда, куда радиосигнал не доходит, или трансляция этого сигнала стоит настолько дорого, что экономически не оправданно. Интернет позволяет создать виртуальный клуб поклонников радиостанции, дает возможность обсуждать различные темы. Веб-радио, работающее в информационно-развлекательном формате, позволяет слушать радио в прямом эфире, содержит звуковые архивы, интерактивный инструментарий, новости и рекламу.

Помимо возможностей для массового распространения информации, Интернет открывает большие возможности для коллективной коммуникации, для оперативного обсуждения широкого круга тем и актуальных проблем. Разделение новостей на тематические группы привело к созданию интерактивных электронных конференций (дискуссионных групп), доступных массовому пользователю и позволяющих поддерживать тематическую переписку между участниками. Одна из разновидностей такой формы коммуникации называется блогом. Он представляет собой доступную для всех желающих личную страничку пользователя Интернета. Ее содержимое - это регулярно добавляемые заметки по темам, формируемым автором блога. Политическая тематика в них доминирует, привлекая внимание большого числа пользователей сети.

Другой формой коллективной коммуникации является IRS (Internet Relay Chat) - интерактивная система, которая поддерживает дискуссии в режиме реального времени. С помощью IRS в одной дискуссии могут участвовать одновременно десятки людей из разных уголков мира, не планируя заранее свое время.

В заключение можно сделать следующие выводы, относительно современных тенденций развития СМК.

Техническую основу современных СМИ составляют цифровые и компьютерные технологии, в результате изменяется их социально-политическая функциональность. Их работа осуществляется в режиме реального времени и по принципу «узкого вещания», то есть все более глубокой специализации.

Массовое распространение Интернета породило новые формы массовой коммуникации, которые характеризуются глубоко интерактивностью, открытостью, отсутствием пространственных и временных ограничений.

Наряду с традиционными СМИ широкое распространение и популярность получают интернет-СМИ: интернет-газеты, интернет-телевидение, интернет-радио.


Заключение


На наших глазах происходит глобальная информатизация мирового общества, однако она не влечет за собой прогресс в духовной и культурной сферах. Нравственный фактор, нравственное здоровье россиян как сердцевина, основа духовной жизни общества практически не интересует ни государство, ни политиков. Главная вина за резкое падение нравственных стандартов, загрязнение общественной атмосферы грубостью, шарлатанством, за широкое распространение предрассудков, колдовства, астрологии, магии и прочих паранормальных верований в конечном счете ложится на государство и средства массовой коммуникации. Большинство современных аналитиков считают социальные, экономические, логические причины кризиса в России более важными, чем этические обоснования неудач и падений страны.

Информационная элита демонстрирует сегодня катастрофическую безответственность в реальной практике отбора содержания своих программ, забывая о том, что и их подрастающее поколение подвергается разрушительному влиянию средств массовой коммуникации. Следовательно, информационная элита должна регулировать процесс коммерциализации сферы культуры, искусства и противостоять агрессивному распространению массовой культуры, учитывая в первую очередь духовно-нравственные традиции народа.

Таким образом, мощные возможности современных коммуникационных систем, и особенно Интернета, позволяют представить новый образ мира, однако нельзя не учитывать и негативные моменты, возникающие в процессе работы в сети, поскольку она оказывает весьма специфическое действие на психику, на нравственное самосознание индивида, что влечет за собой опасность отрыва от реальной жизни. А поскольку Интернет сегодня находится пока на стадии варварства, вбирая в себя все что угодно, за что его еще называют глобальной мусорной свалкой, нынешняя задача ученых всех направлений состоит в том, чтобы, объединив усилия, работать над системой защиты нравственного самосознания личности от негативного влияния виртуальной реальности.


Список источников и литературы


1.Кретов Б.И. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества. // Социально-гуманитарные знания. ? 2000. ? №1.

2.Основы теории коммуникации. ? М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

.Горбунов А.С. Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: канд. филос. наук. ? М., 2000.

.Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении. // Вопросы философии. ? 2001. ? №3.

.Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. - Мн.: Попурри, 1999.

.Фромм Э. Бегство от свободы. - Мн.: Попурри, 1997.

.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Предисловие к русскому изданию 1999 г. ? М.: Academia, 1999.

.Платон. Сочинения: в 3 т. ? Т. 3., ч. 1. ? М.: Мысль, 1971.

.Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. ? М.: Алгоритм, 2002.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1 слайд

2 слайд

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА Целью курса является: Обучение студентов теории и практики использования институтов массовой коммуникации в PR. Задачи курса: Представить концептуальные подходы, описывающие медиапространство современного общества, его структуру и тенденции развития; Рассмотреть правовые, технологические, экономические и психологические аспекты функционирования институтов массовой коммуникации; Раскрыть технологию функционирования институтов массовой коммуникации как средств PR. Сформировать социологический инстументарий исследования мааосвой коммуникации в PR деятельности *

4 слайд

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ Медиа. Введение./Под ред. А.Бриггза, П.Кобли; пер. с англ. М.; 2005. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007. Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М. 2003. *

5 слайд

6 слайд

7 слайд

КОММУНИКАЦИЯ Передача информации (идей, образов, установок, оценок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; Канал, соединяющий участников обмена информацией; Взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; Процесс передачи и приема информации. *

8 слайд

ПИРАМИДА КОММУНИКАЦИИ * Социэтальный уровень (массовая коммуникация) Институциональный / организационный (политическая система или бизнес-организации) Межгрупповой или ассоциативный (локальные сообщества) Внутригрупповой (семья) Межличностный (диады, пары) Внутриличностный (информационный процесс)

9 слайд

ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ: МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие двух и более индивидов, полностью детерминированное их межличностными связями и индивидуальными характеристиками и независимое от групп принадлежности) МЕЖГРУППОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие людей, полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам и независимое от их межиндивидуальных связей и личностных характеристик) МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (возникает на определенном этапе развития общества и определяется как процесс массового производства и массового распространения информации через технические средства – печать, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись и пр.) *

10 слайд

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Осуществление коммуникативных процессов с помощью технических средств Принципиальной доступностью информации всем желающим Массовой рассредоточенной аудиторией *

11 слайд

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ «Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей»; «Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации». Философский энциклопедический словарь. М. 1989.С.344. Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Oxford: Polity Press. 1990. P. 219. *

12 слайд

ТЕХНОЛОГИЯ СМИ 1446 НАЧАЛО ВСЕГО: Иоганн Гутенберг в Страсбурге изобрел печатный станок, который позволял массово производить печатные материалы. 1455 КНИГА Иоганн Гутенберг напечатал 42-строчную Библию, которая стала первой напечатанной книгой. 1690 ГАЗЕТА Бен Харрис напечатал Publick. Первая газета в английских колониях. 1741 ЖУРНАЛ Эндрю Брадфорд (Andrew Bradford) напечатал American Magazine, и Бенджамин Фрэнклин (Benjamin Franklin) напечатал General Magazine, первые журналы в английских колониях. 1877 ЗВУКОЗАПИСЬ Томас Эдисон изобрел фонограф, который мог записать и воспроизвести звук. 1888 КИНО Томас Эдисон и Уильям Диксон изобрели два приспособления - «кинетограф» («записывающий движение», снимающее устройство) и «кинетоскоп» («показывающее движение») 1895 РАДИО Гульельмо Маркони передал первое сообщение по радио волнам. 1927 ТЕЛЕВИДЕНИЕ Фойло Фарнсуорт изобрел передающую электронно-лучевую труюку «анализатор изображения», которую он присоединил к уже существующему приемному устройству. 1969 ИНТЕРНЕТ Американский департамент обороны установил компьютерную сеть, которая стала Интернетом. *

13 слайд

СМИ И PR Связи с общественностью можно рассматривать как целенаправленную коммуникационную деятельность организации на установление позитивных отношений с общественностью. Основным инструментом создания позитивного образа в глазах общественности выступает контроль и управление информацией исходящей во внешнюю среду. СМИ в силу своей распространенности и потенциальной возможности охватить большие группы людей являются наиболее эффективным каналом трансляции такой информации. СМИ обеспечивает широту и постоянство контактов социального субъекта и общественности. Поэтому образ, который транслируется СМИ – это и есть тот образ, который складывается в глазах общественности. *

14 слайд

МЕДИА РИЛЕЙШНЗ Медиа-рилейшнз – работа со средствами СМИ, которая направлена на формирование позитивного образа организации. Он в себя включает: производство и размещение в СМИ публикаций познавательно-событийного характера; пресс-поддержка различных акций и кампаний; организация пресс-туров; создание информационных поводов с целью привлечения внимания средств информации *

15 слайд

16 слайд

ФАКТОРЫ РОСТА ЗНАЧИМОСТИ СМИ МОЩНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС – основное средство передачи и источник информации для работы множества социальных институтов; ПРОСТРАНСТВО (или арену), где разыгрывается множество общественных национальных и международных событий; ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК определений и отображения социальной реальности; а также пространство изменения и конструирования культуры и ценностей общества, различных социальных групп; Основной ключ к СЛАВЕ и престижному статусу, а также к эффективному представлению на публичной арене; Источник системы общественного порядка, которая обеспечивает критерии того, что НОРМАЛЬНО с публичной точки зрения. Медиа представляют центр деятельности в свободное временя, соответственно, являются средством РАЗВЛЕЧЕНИЙ. Медиа – огромная и развивающаяся ИНДУСТРИЯ, обеспечивающая занятость и множество потенциальных экономических выгод. *

17 слайд

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ, ПЕРЕДАЧИ, ХРАНЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ Создание живого разговорного языка Изобретение письменности Книгопечатание Изобретение телекоммуникационных систем, работающих на основе электрических технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение) Появление быстродействующей вычислительной техники и коммуникационных сетей (Интернет) *

18 слайд

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО Информационное общество – это общество в основе которого лежат знания. Уровень развития стран определяется уровнем образования населения. Быстрое развитие современной экономики требует динамизма рабочей силы. *

19 слайд

ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Глобализация – сокращение расстояний, быстрый обмен информацией Дигитализация – отцифровка информации Конвергенция – совмещение всех видов информации в электронной среде. *

20 слайд

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Изменяются базовые парадигмы восприятия мира. Основные процессы, которые оказывают влияние на это: Преобладание перманентных изменений над состоянием стабильности Индивидуализация единого исторического времени Своего рода сокращение географических пространств Глобализация содержания медиа *

21 слайд

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ «В ЦИФРЕ» Газеты набираются на компьютере, и в Интернете доступны их электронные версии. Цифровое радио позволяет увеличить количество частот, и его можно слушать через компьютер, подключившись к Интернету. Телевидение также становится цифровым. Процесс дигитализации становится очень важным моментом, который упрощает и облегчает доступ ко всем традиционным СМИ, в чем-то унифицирует, объединяет все СМИ. *