Деепричастный оборот обособляется знаками препинания. Построение предложения с деепричастным оборотом

Особенность деепричастного оборота такова, что в подавляющем большинстве случаев он обособляется запятыми. Выделение знаками препинания происходит независимо от расположения оборота в предложении. Однако существуют исключения из этого правила, которые подробно описаны в данной статье.

Постановка знаков препинания при употреблении деепричастного оборота

Деепричастный оборот - это речевая конструкция, обозначающая добавочное действие и представленная деепричастием с зависимыми словами. В предложении выделяется запятыми (обособляется). Знаки препинания при деепричастном обороте используются не зависимо от позиции речевой конструкции относительно глагола-сказуемого, к которому она относится:

  • в начале предложения , он выделяется запятой только с одной стороны.

    Примеры : Придя домой , он покормил котенка. Закрыв окно , она подошла к шкафу.

  • Если деепричастный оборот находится в конце предложения , он также обособляется только с одной стороны.

    Примеры : Маша слушала музыку, убирая в комнате . Андрей ремонтировал велосипед, разговаривая с другом .

  • Если деепричастный оборот стоит в середине предложения , он выделяется запятыми с двух сторон.

    Примеры : Катя, сняв чайник с плиты , поставила его на стол. Мы, перейдя через мост , решили сделать привал.

Когда деепричастный оборот не выделяется знаками препинания?

В некоторых случаях деепричастный оборот в предложениях не обособляется:

  • Если деепричастный оборот является частью фразеологического выражения.

    Примеры : Они так испугались, что бежали сломя голову прочь. Не люблю, когда люди работают спустя рукава .

  • Если деепричастный оборот включает союзные слова: который, которая, которое, которые .

    Примеры : Саша думает над задачей, решив которую он сможет пойти гулять. Петя купил гитару, играя на которой он исполнил новые песни.

  • Если деепричастный оборот является однородным членом предложения с другим деепричастным оборотом или необособленным обстоятельством (наречием) и употребляется через союз и .

На уроке вы получите знания о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми. Мы поможем вам выработать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова.

Тема: Причастие

Урок: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами

Например: рассказывающая (о чем?) о причастии; сидящая (за чем?) за столом.

Главным словом в причастном обороте всегда является причастие.

Сравните:

Читающая книгу

Вывод : причастным оборотом является словосочетание читающая книгу , т.к. от причастия можно задать вопрос: читающая (что?) книгу.

Причастный оборот в предложении является определением.

Причастный оборот всегда является одним членом предложения, а определяемое слово не входит в состав причастного оборота.

Например:

У окна .

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется интонацией, а на письме - запятыми с двух сторон.

Сравните (см. таблицу):

ослепило нас. - ослепило нас.

Два причастных оборота, стоящие друг после друга, оформляются по общему правилу.

Например: Из окон были видны луга, , .

Два однородных определения, выраженные в предложении причастными оборотами, ведут себя так же, как и другие однородные члены предложения. Соответственно, знаки препинания между такими оборотами расставляются по правилам постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Например: Солнце, и , скрасило эту унылую и неприглядную равнину.

Рис. 2. Перед одиночным союзом И, соединяющим однородные члены предложения, запятая не ставится.

Солнце, но все же скрасило эту унылую и неприглядную равнину.

Рис. 3. Запятая перед противительными союзами А, НО. ()

Следует быть очень внимательным при определении границ причастного оборота, потому что в одном и том же предложении могут встретиться причастные обороты, которые нужно обособлять с обеих сторон запятыми, и причастный оборот, который выделять запятыми не нужно.

Например:

Домашнее задание

№ 69, 70. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание 1. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Задание 2. Спишите. Подчеркните прямой чертой определяемые слова и волнистой — причастные обороты. Обратите внимание на роль союза и .

Великий, или Тихий, океан на этот раз словно бы хотел оправдать свое название, которое совершенно несправедливо дали ему моряки-португальцы, впервые побывавшие в нем и не встретившие ни разу бурь (Станюк.). 2) Не смеялся только бледнолицый, долговязый блондин, сидевший у окна, положив свою большую белобрысую голову на ладони, и, казалось, погруженный в созерцание звезд, сверкающих на небе (Станюк.). 3) Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затененные углы, гроты, выстланные черным блеском и светлой подводной травой, темную прозрачность волн, качавших далеко внизу спины серебряных пеламид, и, наконец, луну, видную снизу даже днем и похожую на клубок розового пара, замерзшего в холоде недосягаемых высот (Пауст.).

Русский язык в схемах и таблицах. Причастный оборот. Знаки препинания.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

Правописание причастий. Упражнения.

Образование причастий.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Тип урока: урок обобщения знаний

Цели урока:

для учителя

  • обобщить знания о причастном и деепричастном обороте: закрепить умение находить причастный и деепричастный оборот в предложении и правильно оформлять их на письме, отработать навык разграничения причастного и деепричастного оборотов, определить роль причастного и деепричастного оборотов в тексте;
  • развивать умение работать в парах и группах, формировать чувство ответственности за результаты учебного труда и устойчивую мотивацию познавательной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе, используя содержание предлагаемых текстов;

для учащихся

  • продолжать учиться сравнивать и анализировать языковые явления, работать со схемами, составлять алгоритм действия, отрабатывая практические умения выделять причастный и деепричастный оборот;
  • уметь выстроить сотруднические отношения при работе в парах и группах, отрабатывать навыки доказательного ответа.

Методическая цель: проектирование урока с позиции требований ФГОС ООО

Средства реализации методической цели:

  • самостоятельное целеполагание
  • работа со схемами
  • смысловое чтение
  • учебное сотрудничество (работа в парах и группах)
  • использование адресных форм организации учебной деятельности
  • домашнее творческое задание
  • оценочная деятельность на критериальной основе

Лист самооценки

  1. Умение формулировать цель
  2. Умение составлять схемы, алгоритм
  3. Умение выделять причастный и деепричастный оборот
  4. Умение работать в парах

Ход урока

Доброе утро, друзья! За окном мороз и солнце, день чудесный. А какое настроение у вас? Улыбнёмся друг другу и пожелаем успешной работы.

Проверим домашнее задание (упр. 631): назовите суффиксы причастий по “цепочке”.

Поднимите сигнальные карточки:

  • Красная – SOS: было сложно
  • Зелёная – легко справился сам

I. Мотивационно-целевой этап урока

1. Ребята, вы любите сказки? Сейчас я предлагаю Вам отправиться на синтаксическое собрание и послушать Определение.

– Меня возмущают некоторые члены предложения: все мы работаем рука об руку, а они только и думают, как бы обособиться, отгородиться запятыми.

– Отчасти я с вами согласно, – отвечало Подлежащее. – Если мы все обособимся, то перестанем существовать как единое предложение. Но, дорогое Определение, Вы не обратили внимание на то, что Обособленные члены – это почти вторые сказуемые, а не обычные второстепенные члены предложения. Думаю, все со мной согласятся, когда я приведу два примера: Шумели под ветром сосны, высокие и стройные. Шумели под ветром сосны, они были высокие и стройные.

– В таком случае нужно договориться о правилах, – предложил Синтаксис. – Личное местоимение, с какой стороны Вы позволите стоять возле Вас Обособленным Определениям?

– С любой.

– А Вы, Существительное?

– Только позади меня; если хотят непременно спереди, пусть приобретут ещё и обстоятельственное значение причины или уступки.

– У нас есть ещё Обособленные Обстоятельства, – продолжал Синтаксис. – Сказуемое, посоветуйте, какие из них могут быть обособлены и где им стоять.

– Пусть обособляются Деепричастия и Деепричастные Обороты, думаю, нужно разрешить им стоять где угодно.

Интересная сказки, не правда ли? Как вы думаете, о чём она? Кто изобразит схематически предложения Синтаксиса? (У доски работает один человек, остальные – в тетрадях)

[п.о., личное местоимение, п.о.]

[имя существительное, п.о.,]

[д.о., д.о., д.о.]

Формулировка темы и цели урока.

Установите, что объединяет выполненное вами задание и тему прошлого нашего урока. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её. (Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах)

Какую цель мы ставили на прошлом уроке? (Мы должны были научиться находить причастный оборот, выделять его знаками препинания на письме, употреблять в речи). А какова цель сегодняшнего урока, по-вашему? Используйте опорные слова на доске:

  • Повторить...
  • Сравнить...
  • Отрабатывать навык...
  • Закрепить...
  • Обобщить...

Цели урока:

  • продолжать учиться сравнивать и анализировать языковые явления,
  • работать со схемами,
  • составлять алгоритм действия, отрабатывая практические умения выделять причастный и деепричастный обороты, навыки доказательного ответа;
  • определять роль причастного и деепричастного оборотов в тексте;
  • учиться выстраивать сотруднические отношения при работе в парах.

(Оцениваем себя : заполняем лист самооценки)

Цели урока мы с вами сформулировали. А как вы думаете, какие слова будут ключевыми на нашем уроке? (Причастный оборот, определяемое слово, деепричастный оборот, обособление). Проверим, насколько хорошо вы их знаете.

II. Организационно-деятельностный этап

План урока

1. Упражнение “Закончи предложение”

  • Определяемое слово – это
  • Причастный оборот – это
  • Деепричастный оборот – это
  • Обособление – это

2. Орфографическая пятиминутка: упражнение 638: по вариантам. А по каким признакам вы будете делить слова на группы? (ОГЗ, суффиксы))

Какие орфографические правила можно проиллюстрировать данными примерами?

(Самопроверка)

Вспомните, чем отличается выделение на письме причастных и деепричастных оборотов.

3. Работа с текстом

Лесной пожар

Спасаясь от огня старый ворон часто замахав крыльями перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка зашатавшаяся под тяжёлой птицей согнулась и ворон долго раскрывал крылья стараясь удержаться на ветке. Громкий треск раздавшийся из лесной чащи испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и подпрыгивая скрылся в траве.

  • Какова тема текста? (Отражена в заголовке) Основная мысль? (Пожар – это страшно).
  • А что такое пожар? (Страшное стихийное бедствие) Чем они страшны?
  • Ребята, а кто, по-вашему, является чаще всего виновником пожаров?
  • Что же делать, чтобы их было как можно меньше?

Выполняя следующее задание, вы работаете в парах: прямо на распечатанных листах выполняете задание. Какую цель мы должны поставить перед собой, чтобы справиться с заданием? (Вспомнить, чем отличается обособление ПО и ДО; отрабатывать умение видеть ПО и ДО и навык постановки знаков препинания при них)

Проверка. (Заполняем листы самооценки)

4. А теперь мы с вами проведём стилистический эксперимент “Какова роль причастных и деепричастных оборотов в тексте?”. Запишите текст без причастных и деепричастных оборотов, передайте только его основное содержание.

Старый ворон перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка согнулась, и ворон долго раскрывал крылья. Громкий треск испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и скрылся в траве.

В какой ситуации возможно использовать текст, полученный нами экспериментально? (Если нужно сжато передать информацию)

5. Выполняя перспективное домашнее задание, вы работали в группах – составляли алгоритм “Как правильно расставить знаки препинания при причастном обороте” (упр. 637). Представьте результаты вашей работы.

III. Контрольно-регулировочный этап. Тестирование по вариантам. (На распечатанных листах)

1. Природа есть родина всех талантов, (1) начиная от росинки-солнца, (2) сверкнувшей всеми огнями, (3) кончая талантами, 4) переходящими в историю культуры.

  • 1 вариант – выпишите цифры, обозначающие запятые при причастных оборотах
  • 2 вариант – выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастных оборотах

Берегите
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на листьях повилики
На тропинке солнечные блики
На камнях играющего краба
На могиле тень от баобаба
Ястреба парящего над полем
Полумесяц над речным покоем
Ласточку мелькающую в жите
Берегите землю!

  • 1 вариант – найдите и выпишите определяемые слова с причастным оборотом, которые соответствуют схеме [х, п.о.]
  • 2 вариант – найдите и выпишите определяемые слова с причастным оборотом, которые соответствуют схеме [п.о. х]

Кто высунул в калитку нос?
Кто?! Злобный и рычащий пёс.
Вчера, стоявший на пути, (1)
Он не давал мне в сад войти.
Любой, привязанный к столбу, (2)
Вот так бы злился на судьбу.
Я косточек ему принёс
И был облизан. Прямо в нос.

  • 1 вариант – какой схеме соответствует обособление ПО (1): а) [сущ., п.о.], б) [м., п.о.]
  • 2 вариант – какой схеме соответствует обособление ПО (2): а) [м., п.о.], б) [сущ., п.о.]

IV. Оценочно-результативный этап

Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. Удалось ли нам их выполнить?

  • А – задания мне были понятны, я легко справился с ними
  • В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила
  • С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны

Домашнее задание.

По выбору

  • Выпишите из стихотворений М.Ю. Лермонтова 3-4 предложения с причастными и деепричастными оборотами.
  • Составьте и запишите текст из 5-6 предложений, используя материалы упр. 634.
  • Выполните упражнение № 635 (только для тех, кто оценил себя С).

Вы изучили раздел морфологии, который рассматривает особую форму глагола - деепричастие. На уроке вы сможете повторить морфологические признаки деепричастия, объединившего в себе признаки глагола и наречия. Также вы вспомните правила обособления и употребления деепричастного оборота, написание деепричастия с частицей НЕ и стилистическое использование деепричастий.

Деепричастный оборот может не обозначать действия подлежащего:

а) если он относится к инфинитиву, указывающему на действие другого лица: Он просил рассказывать о поездке, приводя как можно больше подробностей.

б) если он употреблен в безличном предложении при инфинитиве: Переходя к новой теме, следует начать с объяснения основных понятий.

Рис. 2. Частица НЕ с разными частями речи ()

Деепричастия пишутся с отрицательной частицей НЕ раздельно , кроме случаев , когда деепричастие не употребляется без НЕ .

Например: недоумевая, негодуя, ненавидя.

Деепричастие не смотря пишется с НЕ раздельно, а предлог несмотря на пишется с НЕ слитно.

Сравните:

Он говорил, не поднимая глаз и не смотря на присутствующих. Он вышел, несмотря на возмущение присутствующих.

Деепричастные обороты являются в основном принадлежностью книжной речи. Им присуща большая выразительность, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Эта особенность деепричастных конструкций видна из следующего примера:

Писатель Дмитрий Васильевич Григорович, рассказывая о своих литературных начинаниях, вспоминает о разговоре с Ф.М. Достоевским. «У меня было написано так: Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. “Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...” Замечание это - помню очень хорошо - было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая - выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение...»

Домашнее задание

№ 181; № 184; № 185 (Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. - М.: Просвещение, 2012 ) .

Задание : спишите текст, вставив пропущенные запятые и раскрыв скобки. Деепричастные обороты подчеркните.

В стае в ту зиму ходила молодая волчица (не)позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки свернувшись в клубки дремали а она вскакивала кружилась утаптывая снег и будила стариков. Волки (не)хотя поднимались тыкались в нее холодными носами а она шутливо огрызалась кусая их за ноги. Старые волчихи свернувшись и не поднимая голов поглядывали на молодую проказницу.

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле а за ней высунув языки затряслись старики. Волчихи оставались лежать потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге а за ними скользили ломаясь на снегу тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели покатившись по дороге звезды упавшие с неба. Волки завязая по брюхо отошли в поле и легли повернувшись мордами к деревне. (125 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие»

Правила русского языка. Деепричастие.

Лекции и электронные учебники. Деепричастие.

4. Сайт о русском языке и литературе ().

Стилистика частей речи. Деепричастие.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012