Гренадер что означает. Значение слова гренадер в большом современном толковом словаре русского языка

Пока был в другом городе по делам учебы, перечитал во второй раз Сильмариллион и решил вот написать немного о Средиземье. Дж. Р. Р. Толкин создал, без сомнения, одну из величайших фэнтезийных Вселенных в истории. Я являюсь большим фанатом легендариума Толкина, пересмотрел трилогию Кольца раз 30 и перечитал книги раза 3 и я уверен я не один такой. А те, кто ни разу не смотрел ни один фильм, - кто вы вообще? Но даже большинство любителей Кольца и Хоббита ни разу не слышали о последней книге Толкина - Сильмариллионе.

Телеграфировать

Твитнуть

Сильмариллион повествует о событиях от сотворения мира и до событий "Хоббита" и трилогии Кольца. Эта книга дает ответы на многие интересующие зрителей вопросы, например, откуда появились волшебники и Саурон? Итак, по порядку.

Эру Илуватар - бог и создатель всего сущего (ну практически всего). Живет в Чертогах Безвременья. Ему прислуживают айнуры - его первые создания - бесформенные и бессмертные, самые могущественные после Илуватара существа.

Каждый из айнуров знает лишь небольшую часть всех мыслей Илуватара. Айнуры всегда пели поодиночке Творцу, но однажды Илуватар пожелал, чтобы они все вместе спели и сделал их музыку зримой и таким образом создал Эа (Вселенную) и Арду (Землю).

И среди всех айнуров самым сильным был Мелькор. Ему одному были ведомы частички знаний прочих айнуров. Он единственный из айнуров жаждал подчинить себе эльфов, которые должны были первыми прийти в мир, и самому стать Властелином. Он давно искал Негасимое Пламя - источник, благодаря которому Илуватар вдыхает жизнь во все создания. Мелькор сам хотел дать жизнь своим созданиям, но Пламени он так и не нашел. Он хотел сам владеть Ардой и пошел против своих собратьев айнуров, которые сошли в Арду для подготовки ее к пришествию Первородных (эльфов) и стали зваться валарами. Таким образом, война добра и зла началась еще до сотворения людей и эльфов.

Валар всего пришло 14. Владыки валар: Манвэ, Ауле, Ульмо, Оромэ, Мандос, Лориэн и Тулкас. Владычицы, жены, владык валар: Варда, Йаванна, Ниэнна, Эстре, Вбарэ, Вана и Несса.

Повелителем Арды стал Манвэ - лучший друг и брат Мелькора, второй по силе после него.

Тем не менее, валары подготовили Арду и эльфы пришли в этот мир, но война с Мелькором продолжалась. Эльфы же, которые сильно пострадали от злобы Мелькора, прозвали его Морготом Бауглиром.

Кроме того, вместе с валарами в Арду пришли и менее могучие духи - майары. Среди них мало значительных представителей было, однако были некоторые, которых все знают:

Майрон - один из майа валара Аулэ. Сильнейший среди всех майар, присоединился к Морготу во время его бунта. Эльфы прозвали его Сауроном. Был самым верным и самым сильным среди всех подчиненных Моргота.

Балроги - те самые огненные демоны с огненными бичами, один из которых был показан в Братстве Кольца, которые тоже склонились перед Морготом. Вот и ответ на то, откуда они появились.

Точно также звали и предводителя всех балрогов - Готмог. Он был убит Эктелионом - великим воином среди эльфов, который ценой собственной жизни поборол Готмога. В честь Эктелиона был назван один из наместников Гондора - отец того самого Денетора из "Возвращения Короля".



Кстати, в этой же третьей части огромный таран называли "Гронд". Такое же название носил молот Моргота.

Истари - так назвали пять майар, которые были посланы уже в Третью Эпоху на помощь людям и эльфам в борьбе против Саурона. Они приняли форму старцев-волшебников. Да, их пять на самом деле. Хотя только в "Хоббите" мы узнаем, что существует третий. А те, кто внимательно играл в Shadow of Mordor, могли найти артефакт с фигуркой еще двух Истари.

Олорин - мудрейший из всех майар. Всегда сочувствовал Детям Илуватара и помогал им в трудный час, вселяя надежду, наставляя на верный путь и отгоняя темные мысли. Позже, эльфы назвали его Митрандиром, а люди Гендальфом. Кстати, Илуватар почти не вмешивается в дела Арды, однако он все же вернул Гендальфа к жизни, когда тот погиб, сражаясь с балрогом.

Курумо - сильнейший среди Истари, которого люди прозвали Саруманом. Был весьма мудр и хитер, имел познания в инженерии, обладал волшебным голосом, который мог уговорить практически каждого. Надо обладать очень сильной волей, чтобы не поддаться на его россказни.

Айвендил - он же Радагаст Бурый. Друг зверей и птиц, знаток трав и зелий. Саруман всегда недолюбливал его и называл "простаком". После событий "Хоббита" он бросил свою миссию по борьбе с Сауроном и его след теряется. Дальнейшая судьба неизвестна.

Алатар и Палландо - два синих мага. О них ничего неизвестно. Они отправились на Восток вместе с Саруманом, однако лишь последний вернулся назад. Возможно погибли в сражениях против сил зла, возможно сами переметнулись на темную сторону. Но больше о них никто ничего не слышал.

Унголиант - майар неизвестного происхождения. Она - порождение мрака, окружавшего Арду, но не ясно кто же ее создал. Имела вид огромного паука. Пожирательница света, одна из первых, кто склонился перед Мелькором. Считается, что от вечного голода она, в конце концов, сожрала саму себя.

Ее имя могло показаться вам знакомым, и так оно и есть. В "Возвращении Короля" был такой диалог между Гендальфом и Фарамиром:

Пипен: ты видел Фродо и Сэма?
Гендальф: где?
Фарамир: в Итилиэне, меньше двух дней назад. Они отправились в моргульскую долину.
Гендальф: через перевал Кирит Унгол?

Этот перевал назван так не зря, ведь в нем живет Шелоб - огромная паучиха, одна из потомства Унголианты. Кстати, судьба Шелоб также осталась неизвестной. После победы над Сауроном, ее не нашли в пещере. Вероятно, она успела сбежать.

Мелькор создал в Средиземье могучую крепость - Утумно. Оттуда он ударил по ничего не подозревающим валарам и разрушил их жилище. Так, валары ушли за великий океан и основали там свое владение Валинор. Именно туда отправляются в конце "Возвращения Короля" Фродо, Гендальф и эльфы.

И это все происходило еще до появления эльфов. И пока валары ждали прихода Детей Илуватара, Аулэ решил создать своих собственных детей и он создал гномов. Да, гномы - единственная раса в Средиземье, созданная не Илуватаром. Илуватар принял их, но лишь с тем условием, что они пробудятся лишь после прихода эльфов. Аулэ, зная, что к тому моменту Мелькор будет силен и будет война, сделал гномов сильными и выносливыми.

Когда же эльфы пришли в Арду, то Мелькор стал их отлавливать и в подземельях Утумно жестокостью и чарами он превратил их в орков. Тогда валары решили вернуть власть над Ардой и пошли войной на Мелькора и победили его. Его самого бросили в темницу, но множество его прислужников, в том числе и Саурон, смогли скрыться. Но по истечению нескольких веков Мелькора все же освободили ибо думали, что он раскаялся. Но Мелькор стал лишь злее и вынашивал планы по захвату Арды. Тем временем Феанор, один первых эльфов, создал великий артефакт - Сильмарилы - крупные камни, похожие на алмазы, не ясно из чего были созданы, но они крепче чего угодно и ничто не в силах их уничтожить. Мелькор сразу возжелал их себе и обманом и интригами он все же завладел ими. Он сделал себе железную корону и вставил в нее Сильмарилы и так и ходил с тех пор.


А помните камень Аркенстон из "Хоббита"? Так вот точно неизвестно, что это вообще за камень. Однако, судя по описанию, он очень похож на один из Сильмарилов и вполне может им являться.

В этот момент появляется Галадриэль. Если вы не знали, то она самый старший из всех персонажей "Хоббита" и трилогии Кольца, кроме показанных там майар. Она была из рода Феанора, который дал клятву, что пока его род не вернет Сильмарилы, не смогут они вернуться в священные земли валар. Одной ей хватило ума не дать клятву, и правильно - никто из рода Феанора так и не смог вернуть Сильмарилы. Даже больше - из-за учиненных родом Феанора войн и братоубийств они потеряли право на Сильмарилы. В последствии, один Сильмарил были выброшен в море, второй в пропасть, а третий камень остался у Эарендила - отца Элронда. Что стало с камнями дальше - неизвестно. Кстати, Эарендил был первым полуэльфом-получеловеком.

В конце-концов, эльфы и люди сокрушили Моргота в войне, которую назвали "Войной Гнева". Так закончилась Первая Эпоха. Его выгнали за пределы Мира в Безвременную Бездну. И когда он вернется - наступит час Последней Битвы и Новой Музыки.

Те люди, которые сражались на стороне валар после Войны Гнева получили в подарок остров Андор. Там они основали королевство Нуменор. Эльфы прозвали их "дунэдайн" - Королевский Род. Эти люди были более величественны и мудры и походили на эльфов, хотя и были смертны. Но их жизнь была более длинной, нежели у других людей, и болезни им были неведомы.

На этом кончается Сильмариллион. На это ушло 306 страниц книги. Разумеется, в книге написано куда больше об отдельных персонажах и их судьбе, но я описал лишь то, что имеет отношение к "Хоббиту" и Кольцу.

Но сама книга на этом не кончается.

Нуменорцы, которые поселились на острове Андор, воздвигли величественное королевство и стали очень могущественными. Однако, валары запретили им отплывать слишком далеко на Запад. Нуменорцы не понимали причины такого запрета, а Манвэ считал, что люди не должны превзойти пределы своего жребия, то есть смертности, и познать бессмертные земли и само бессмертие.

Тем временем, в Средиземье все еще жил самый верный слуга первого Темного Властелина Моргота - Саурон. Он испугался возможного наказания за свои деяния и отказался явиться в Валинор для суда. Он жаждал разрушить Бессмертные Земли Валинора и стать новым Темным Властелином. Он сумел ложью и обольщением заставить владык Нуменора возгордиться и пойти войной на Валинор для обретения бессмертия. На тот момент Саурон все еще мог принимать всевозможные образы, поэтому ему не составляло труда под видом благодетеля развращать чужие сердца.

Ослепленные жаждой власти и бессмертия, нуменорцы пошли войной на Валинор. Из-за этого поступка все валары сложили с себя полномочия хранителей Арды и мир был изменен: плоский мир стал шаром, остров Андор с королевством Нуменор пошли ко дну. Утонул с островом и Саурон, вернее его тело, и после этого он более не мог принимать благородные облики и навсегда остался в облике ужасного Темного Властелина. А правитель Нуменора и его войско были заключены в темницы до дня Последней Битвы.

Но род нуменорцев-долгожителей не был прерван. Еще до затопления Андора, с острова отплыл Элендил с сыновьями Исилдуром и Анарионом и прочими верными, которые не поддались обману Саурона. Они прибыли в Средиземье и основали там первое королевство на севере - Арнор. Чуть позже, Элендил с Анарионом основали королевство на юге - Гондор.

Саурон же, еще до падения Нуменора, обольстил эльфов Эрегиона, которые славились своими творениями, и благодаря подаренной мудрости Саурона, создали Кольца Власти. Саурон же создал знаменитое Единое Кольцо Всевластия, повелевающее всеми прочими.

Создателем колец был тот самый Келебримбор, который был в Shadow of Mordor. А вы думали этот персонаж был придуман лишь для игры?

И раздал Враг 7 колец гномам, 9 людям, а три кольца, самые могущественные кольца после Единого, он отдал эльфам, надеясь склонить их своей воле. Но гномы оказались слишком упрямы и не попали под власть Саурона и сгинули те кольца, а некоторые Враг сумел вернуть. Эльфы также не поддались искушениям колец и были те кольца отданы верным хранителям, которые не поддались бы воле колец и не стали их использовать:

Кольцо Нарья было отдано Гил-Галаду, верховному королю эльфов, тому самому, который вместе с Элендилом выступил в Последнем Союзе против Саурона. Гил-Галад передал Нарью Кирдану Корабелу, владыке Серой Гавани, а тот, в свою очередь передал его на хранение Гендальфу. Кстати, Кирдан Корабел был единственным известным эльфом, который носил бороду.

Кольцо Вилья Гил-Галад отдал Элронду и тот носил его все время.

Кольцо Нэнья осталось у Галадриэль.

После свержения Саурона кольца утратили свою силу и хранители трех эльфийских колец отплыли с ними в земли Валинора.

9 колец, отданные королям людей, как известно, превратили их в слуг Саурона ибо совратить людей было проще всего.

Но шли года, королевства Арнор и Гондор процветали под предводительством потомков Элендила. Однако, борьба за трон в Арноре привела к разделению единого королевства и сделала Арнор уязвимым. Примерно тогда на Арнор напало соседнее королевство Ангмар. Правил им ангмарский король-колдун - предводитель назгулов. Нападение было отбито и колдун бежал в Мордор, а его королевство пало. Тогда же глава эльфийского войска Ривенделла, Глорфиндел, сказал пророческие слова:

Он больше не вернется сюда. Ему ещё не судьба погибнуть. И падёт он не от руки мужа.

И все мы знаем от чьей руки пал предводитель назгулов.

Для тех, кто еще не понял кто такой ангмарский король-колдун:

В конечном счете, королевство Арнор распалось и перестало существовать. Осталось лишь королевство нуменорцев на юге - Гондор.

Позже, ангмарский король с войском захватил прекрасную крепость Минас Итиль и она стала называться Минас Моргул. Еще чуть позже он решил отомстить за свое поражение нуменорцам при битве в Арноре и вызвал на бой 34-го короля Гондора - Эарнула. Глава назгулов одолел короля и его утащили в Минас Моргул и что с ним стало дальше неизвестно. Таким образом династия королей прервалась и Гондором стала править династия наместников. И это продолжалось вплоть до вступления Арагорна на трон Гондора. А вы думали после смерти Исилдура династия королей прервалась? А вот и нет. Исилдур был последним королем Арнора и Гондора, но вовсе не последим королем дунэдайн.

На этом, собственно, все. Далее идут события, уже начиная с "Хоббита" и возвращения Саурона после казавшегося поражения в войне Последнего Союза, которые перетекают в события Властелина Колец. Если вы не читали Властелина Колец, то очень советую прочитать. Кроме массы изменений, в книге есть немало персонажей и событий, которые не были показаны в фильмах. Тот же Том Бомбадил - единственный, на кого не действовало Единое Кольцо. Или же война в Шире. Да, повествование вовсе не заканчивается победой над Сауроном и отплытием Фродо и КО в Валинор. Между этими событиями произошла еще одна небольшая война. Почитайте, не поленитесь.

Пару слов о Последней Битве, которую я упоминал здесь. Полную историю о ней Дж. Р. Р. Толкин не успел написать, однако существует ее краткое описание в виде пророчества Мандоса. Оно называется Дагор Дагорат. Можете найти и прочитать его в интернете. Эта история была вырезана из Сильмариллиона Кристофером Толкином, который заканчивал книгу после смерти отца.

Немного о цифрах: история от начала Сильмариллиона и вплоть до восхождения Арагорна на трон Гондора длилась более 12000 лет. Моргот был низвергнут за пределы Мира в 5590 году.

О возможности экранизации Сильмариллиона. В 2014 году Питера Джексона спросили, будет ли он экранизировать Сильмариллион, на что тот ответил, что Кристофер Толкин не продавал права на экранизацию Сильмариллиона. И это очень хорошо. Ведь учитывая все происходящее в этой книге, там все настолько фэнтезийное, что весь фильм получился бы просто одним сплошным куском компьютерной графики. Это нифига не круто. Мне куда больше нравится трилогия Кольца, чем "Хоббита". Вот несмотря на более современную графику при съемках Хоббита, слишком уж все там не натурально. В этом плане "Властелин Колец" смотрится намного лучше, да и настоящих декораций там больше, чем в "Хоббите". Ну и киноделы слишком уж извращают книги. Ведь в одного только "Хоббита" были добавлены Леголас и Тауриэль, которых нет в книге. Что можно еще ожидать от экранизации Сильмариллиона? Кстати, Джеймс МакЭвой сообщал, что хочет сыграть молодого Гендальфа в экранизации. И это очень странно. Ведь в самом Сильмариллионе Гендальф вообще не играет никакой роли. Он вообще там упоминается лишь один раз. Его история начинается именно с прибытия в Средиземье уже в облике старца. Откуда взяться молодому Олорину? Непонятно.

На этом все. Вот вам на прощание милая улыбка Глашатая Саурона:

Телеграфировать

Твитнуть

Вам понравилась эта статья?

Признаться честно, меня очень сильно раздражают ситуации, когда некто прочтет какую-нибудь книгу, проникнется в ней изложенным до глубины души и заявляет, что тот, кто эту книгу читать не будет, тот хуже самого Митрофанушки и вообще достоин полного презрения до тех пор, пока огненно-кровавые буквы МАСТРИД, проступившие в полночь на потолке его спальни, не будут удалены посредством прочтения незабвенного шедевра...

Поэтому я не буду никого побуждать читать «Сильмариллион», расписывая его достоинства и превознося Толкиена вплоть до объявления зеркалом русской революции, любимым учеником Рабиндраната Тагора и еще кем-нибудь таким, забронзовевшим уже до того, как почитателям взбрело в голову собирать деньги на памятник...

И не узнают никогда, что именно происходит во «Властелине Колец», и не ощутят на вкус всю горечь мира, из которого постепенно уходит вера в чудо.

Пусть «Сильмариллион» никогда не послужит для них мостиком в мир эпоса уже не измышленного из умной профессорской головы, а того, который измыслили люди диковатые и суеверные, верившие в сверхъестественные силы, не знавшие о существовании вирусов и подсознания, не читавшие Бегбедера, что, однако, не помешало им сотворить современный мир и вырастить древо мифологии, под корнями которого рылось в поисках съестного не одно поколение существ более утонченных и рациональных...

Пусть они избегнут участи пролить слезу над судьбой Турина Турамбара...

Пусть не бередят нервы историей любви Берена и Лютиэн...

Пусть бегут от действительности, минуя Средиземье...

Оценка: 10

Надеюсь, что прав Дэн Симмонс, и талант может воплотить фантазию в материальный облик, и где-то есть Средиземье, где мирно и зажиточно живут в своем Шире хоббиты, где по-прежнему вздымаются гордые башни Минас-Тирита, и наследники Великого Короля Арагорна мудро правят своей землей, работают в своих подземельях потомки Гимли, украшая залы Казад Дума, а по тенистым лесам бродят последние эльфы, не в силах расстаться с красотой смертных земель.

Надеюсь, есть где-то небеса, на которых каждый день всходит Эарендил - любимая звезда эльфов, последний Сильмарилл, посланный освещать земли людей, столько пожертвовавших ради его вызволения из рук врага.

У меня всегда вызывал неподдельное уважение и восхищение тот гигантский труд, который проделал Мастер, создавая для нас Средиземье и его героев. Поэтому и привлекает нас этот мир - живой и достоверный: не просто детально описанный, а имеющий свою многовековую историю, легенды, которые можно рассказывать у походных костров, песни, которые предназначены для покоев лордов или хмельных кабачков, и даже сказки, необходимые малым детям. Из них рождается непрерывная нить: культура, верования, философия, которые ведут именно к такому, а не иному финалу Войны за Кольцо.

Да, это набор легенд, рассказов, мифов, расположенных в хронологическом порядке, охватывающих даже не века - целые эпохи. История Средиземья и его народов, со всеми бесплодными победами и сокрушительными поражениями, непрерывная тропинка, ведущая к событиям «Хоббита» и «Властелина Колец» через времена и судьбы.

Но, где Вы, скажите мне, еще узнаете, кто такие и откуда пришли Гэндальф, Саруман и Радагаст, почему Арвен пришлось выбирать между бессмертием и любовью и отчего разошлись пути гномов и эльфов, да так, что прошли тысячи лет, прежде чем Гимли и Леголас смогли сблизить эти народы. Да и, вообще, кто такой этот Властелин Колец, о котором в книге, названной его именем, ничего так и не сказано! А ведь есть в «Сильмариллионе» еще и чудесные легенды - романтические, героические, трагические: замечательная сказка о бессмертной любви Берена и Лучиэнь, кровавая драма Феонора и его сыновей и рассказ о череде предательств в скрытом от глаз королевстве Гандолин. И полная трагизма и безнадежности, героическая легенда о детях Хурина. Их десятки и десятки - готовых сюжетов, которые могли бы стать отдельными, не менее значимыми, чем «Властелин Колец», романами.

Так, что мой Вам совет: если хотите не просто читать «Хоббита» или «Властелина Колец», как обычные фэнтезийные книги, а прожить события вместе с героями, разделяя их тайные и явные мотивы и устремления, воспоминания о событиях и людях - прочитайте «Сильмариллион» и узнайте, как все начиналось, когда профессор Толкиен задумался, почему и зачем «сияющий ангел Эарендел был послан к людям в Срединный Мир».

Оценка: 9

В вольном пересказе это произведение будет выглядеть примерно так:

У Мелькора не было музыкального слуха.

Вследствие этого появились орки, тролли, балроги, дракон Глаурунг, крепость Ангбанд и много чего еще.

Колесо истории запрыгало по ухабам времени, и население Арды стало учиться на собственном опыте.

Феанор выучился делать сильмариллы (но разучился, а то бы сейчас их у каждого было бы по штуке).

Все усвоили, что когда дело доходит до дележки кораблей, эльфы бьют друг друга так, что и орки обзавидуются.

Мелькор усвоил, что обращение с артефактами требует соблюдения правил техники безопасности.

Тингол усвоил, что влюбленная дочка все равно сделает по-своему.

Берен усвоил, что нечего размахивать руками перед мордой чудовища, когда у тебя есть меч.

Гора Горгорот усвоила, что питание одними сильмариллами вредно для желудка.

Турин Туромбар усвоил (посмертно), что к каждой встреченной женщине нужно относиться, как к матери или сестре.

В политику вступил Саруман – и все усвоили, что красноречие иногда бывает хуже мировой войны.

Саурону надоело менять кадры, и он создал назгулов. Все тут же усвоили, что кадры нужно менять своевременно.

А Мелькор теперь поет в местах, где его никто не слышит – и все довольны. Вот так вот.

Эволюция, мать твою-у-уу…

Высокие эльфы посмотрели на все свысока и отвернулись.

А Мелькор теперь поет в местах, где его никто не слышит – и все довольны.

Оценка: нет

Очень непростое произведение. Результат многолетнего труда Толкиена, который автор, увы, так и не успел полностью завершить. Грандиозность поставленной задачи поражает - не просто придумать новый мир, но и создать его мифологию и историю за тысячу лет. Читается Сильмариллион нелегко, но здесь читателю стоит сделать над собой усилие, и ему откроются удивительные тайны Средиземья. Впечатлили величественные картины творения, поразила удивительная легенда о создании Сильмариллов. А дальше пошла история борьбы Добра со Злом, борьбы тяжелой и неудачной. В этой борьбе смешались мужество и трусость, верность и предательство, дружба и гордыня. И, несмотря на героические усилия Добра, поражение следует за поражением, а Зло кажется могущественным и совершенно неодолимым. И только любовь, удивительная и невозможная оказалась сильнее Зла! Сильмариллион не оставит внимательного читателя равнодушным, а многие эпизоды книги заставляют серьезно задуматься. Когда-нибудь я обязательно перечитаю эту книгу.

Оценка: 9

Писать о Силмариллионе трудно. Сухой, сжатый язык повествования заметно усложняет чтение, количество имен и названий сшибает с ног.

Сильм – книга для поклонников творчества Толкина. Для тех, кто желал узнать больше о мастерстве Феанора, о появлении эльдар в Средиземье, об истории Предначальной Эпохи. Для тех, кто, еще будучи ребенком, желал узнать хоть что-то об упомянутом мельком в «Хоббите» королевстве Гондолин…

Сильм – книга трудная. Он требует от читателя немалой работы: в него надо вживатся, о нем надо думать. И когда приходит понимание, что между двумя страницами проходят подчас века, поневоле начинаешь вчитываться в строчки, так как каждая – на вес золота в истории мира.

Сухие строчки похожи на рамы для витража. Они лишь очерчивают общий узор повествования, поиском стекол приходится заниматься самому. Их много: «Дети Хурина», «Беседы Финрода и Андрет», «Ле о Лейтиан».. В них оживают, обретают дыхание второстепенные герои, повествование обретает цвет и глубину. Иные истории дописывает фэндом, некоторые приходится додумывать самому. Да, Сильмариллион – книга не для всех; это – лакмусовая бумажка для толкинистов.))

С Сильмом «Властелин Колец» обретает большую глубину. Линии повествования уходят в глубь веков. И вдруг понимаешь, что древняя и мудрая Галадриель – это та самая воинственная Нэрвен, юная принцесса нолдор, что стояла рядом с Феанаро в день гибели Древ, горя желанием покинуть Благословенную Землю. А свет вечерней Звезды в фиале невысокликов – отблеск сияния Сильмарилла,чей свет несет в себе память угасшего света Запада…

Оценка: 10

Профессор филологии Джон Рональд Руэл Толкиен был весьма необычным человеком. Конечно, люди науки имеют разные причуды. Дмитрий Менделеев чемоданы шил. Исаак Ньютон толковал Апокалипсис. Павел Виноградов увлекался политикой. А Толкиен имел другое, может быть, не такое заметное, но, может быть, более глубокое увлечение - всю жизнь он творил Мир.

Всё исходит из любви Толкиена к языкам, к древнему эпосу. Он сотворил языки - и начал искать для них подходящую оправу. Но Средиземье Вк и тем паче «Хоббита» не слишком годилось для этого. ВК - это скорее эпоха героическая, вернее сказать, «историческая», вроде той небезызвестной песни, где на одной доске поставлены вполне реальные Зигфрид и царь Этцель. Нужно было нечто иное, что-то, отражающее легендарную мифологическо-героическую эпоху Средиземья. Так возник «Квента Сильмариллион».

Многие, очень многие считают, что произведение осталось незаконченным. Бытует мнение, что перед нами - просто сырая заготовка будущего романа или эпоса, который сын Кристофер по неведомому нам скудоумию выдаёт за полноценный роман. Но вряд ли это так. «Сильмариллион» - цельное, законченное, я бы сказал, монолитное произведение, эдакий «псевдоэпос», в хорошем смысле.

Конечно же, стилизация. Но никто из современных авторов, ни один из них не смог создать настолько глубоко проработанной мифологии мира, и при этом создать иллюзию глубокой древности того текста, который несёт её в себе. Причём сделано это настолько блестяще, что остаётся только руками развести и ещё раз поразится писательскому и учёному дарованию Профессора. Создавая этот эпос, он расставил в нём акценты несколько по иному, чем в ВК.

Не будем долго говорить о музыке Айнур (уже авторская индивидуальность!), об устроении Средиземья. Всё это дань первым главам «Книги Бытия», «Прорицанию Вёльвы», «Калевале». Здесь дело в ином. Если эльфы в ВК - это либо шустрые, добрые и беззаботные фэйри, либо статные и могучие, пропитанные Добром и Светом витязи, то в «Сильмариллионе» эльфы нам предстают одержимыми нешуточными страстями и переживаниями существами. Это уже не воплощение идеальных черт человечества - это, несмотря на явную гиперболизированность изложения, вполне живые и яркие существа. Они способны на подлость, на предательство, эльфы с одинаковой силой любят и ненавидят, исписывают отчаяние, умирают просто от тоски. Они - рыцари, «пассионарии» своего племени, звездоокие воители с печатью рока. Все эльфийские короли всегда понимали, что война с Морготом-Мелькором обречена на провал, но всё равно твёрдо стояли на своих рубежах - просто потому, что не могли иначе.

Да, это эпос. Совершенно уникальный, синкретический текст, умещающий в себе всё наследие мировоззрения Толкиена. в котором причудливо сплелись католические догмы и любовь к суровому северному языческому эпосу. Там нет места юмору, как в ВК, нет места «маленькому человеку» - это книга об эпохе сильных и обречённых. В любом случае, тот, кто захочет прочитать «Сильмариллион» - он возьмёт его, и восхититься. А многим и не стоит - слишком своеобразно.

Оценка: 9

Благовейный трепет испытываешь уже лишь открыв эту книгу, когда взору предстают контуры Белерианда с его звонкими и певучими названиями: Эред Луин, Дориат, Гондолин, Нарготронд... Словно к священному менгриру, невольно хочется прикоснуться к ним, чтобы перенять хотя бы частицу той, заключенной в них, первородной силы и красоты.

Оживающие под пером профессора Толкина легенды здесь струятся подобно величественным водам Сириона или Гелиона, и вдохновением, отвагой, ненавистью, смертью и любовью пронизаны все строки этого величественного и прекрасного произведения. Что бы не творилось на страницах «Сильмариллиона» - все затмевает страсть, ею, как Музыкой Айнуров, пронизано всё вокруг, и нигде более не встретить таких закатов и рассветов, нигде не услышать таких чарующих песен, не увидеть эльфийских танцев под серебряным светом Изиль. И всё представленное, звучащее поэзией, множество имён, мест, преданий с завораживающей чуткостью постепенно сплетается в линии отдельных создвездий, чтобы, в итоге, предстать в едином грандиозном узоре Вселенной.

Очень важно читать «Силльмарион» не отрываясь, дабы не потерять его завораживающий ритм, не сбиться с пути и не остаться навечно среди мрачных ущелий Эред Горгората - пожалуй, это единственное, что можно посоветовать. Это - чуткая книга, и ей необходим такой же читатель (не стоит и помышлять читать «Силльмарион» «между делом»), но взамен она предлагает непревзойдённо «проработанный» мир, поражающий своим размахом и глубиной мифологии.

Так пусть же дивные, волшебные строки уведут нас, бессловесных свидетелей тех эонов, уведут куда-то далеко-далеко - туда, где в Небесных Морях чистым светом сияет Эарендил...

Оценка: 10

Этот труд Профессора, скорей всего, был не был предназначен для публикации. Доказательством стало то, что он так и не вышел при его жизни. Мы получили возможность с ним познакомиться благодаря сыну Толкина.

Что же собой представляет эта книга?

Её действие охватывает огромный промежуток времени в придуманном Профессором мире. Она повествует о событиях от начала сотворения Арды и до исхода Эльдар. Это попытка построить целый мир, сделанная в форме изложения его мифологии. И надо сказать - цель достигнута полностью. Сразу видно, что построение и детализация мира - то, чему было отдано множество времени и во что была вложена душа Профессора.

Чтоб понять величие замысла и его творца, попытайтесь сравнить данную мифологию с мифологическими системами разных народов нашей цивилизации. Исследователи собирали, записывали, систематизировали эти мифы на протяжении долгих лет. Но ведь мифология - плод народного творчества многих поколений людей, а Профессор решил создать нечто подобное единолично. Конечно, в мифологии Арды видны отголоски в первую очередь кельтской мифологии, есть и мотивы мифологии христианской (падение Мелькора). Вообще говоря, это - синтез мифологических представлений многих народов и авторского вымысла. Но на мой взгляд картина мира получилась очень полной и продуманной. Я не нахожу аналогов ни у кого из других авторов.

Основная часть книги отдана собственно истории о Сильмарилях - величайшей драгоценности Арда, когда либо сотворённой младшими детьми Илуватара. Все события Квенты Сильмирильон так или иначе связаны логической цепочкой с ними. Они послужили окончательной причиной падения Мелькора, они привели к обилию бед и горестей в этом мире и появлению зла, навсегда укоренившегося в душах многих обитателей Арды. Их история трагична. Они так и не принесли радости ни своему создателю, ни тому, кто ими завладел после, и даже в конце Квенты, уже после окончательной, казалось, победы над Тьмой, из-за них снова случилось предательство и смерть, а сами камни так и не достались никому. Гордыня, страх, убийство - вот то, что породили они.

Квенте предшествуют история о создании мира и рассказ о валар и майяр - тех, кто был создан до рождения Арда. Это рассказ о пантеоне мира, придуманного Профессором.

После же неё - история о величии и падении избранных людей, Друзей Эльфов, тех, сердца большинства которых всё же склонились ко злу, посеянному в мире.

И наконец история о Кольцах, с ключевыми моментами которой нас знакомят самые знаменитые книги Профессора.

Я вполне допускаю, что эта книга заинтересует далеко не всех читателей. Всё же это - сборник мифов, что охватывает множество эпох и персонажей. Но после её прочтения на «Властелина» и «Хоббита» смотришь немного иначе, чем раньше. Они становятся более понятны и близки от того, что понимаешь, КАКАЯ история ими заканчивается.

Оценка: 10

Я не знаю, какие найти слова, чтобы точно описать свои эмоции и свой восторг по поводу этого Произведения. Это более чем великолепно и гениально;

эта книга вызывает полное погружение в мир Арды. Это - яркое ощущение чего-то чистого, светлого, неиспорченного, как глоток холодного свежего воздуха, от которого мозг очищается от всего наносного и мелкого.

Эта книга учит нас также внимательнее присматриваться к окружающему миру, природе, и находить прекрасное даже в том, что успело примелькаться нам за нашу жизнь.

И наконец, это тщательно и с величайшей любовью прописанный фэнтезийный мир, герои которого практически представляются визуально.

Замечательно прописаны также причинно-следственные связи; т.е. ни одно событие не происходит просто так, оно обязательно имело предысторию, объясняющую, почему произошло так а не иначе.

Я каетгорически не согласна с теми, кто считает эту книгу «нудной». Просто в нее можно погрузится не в любой момент, а только если ритм и частота колебаний души читателя совпали с частотой колебаний произведения, и «двери восприятия открыты» (с). Так было в данный момент у меня; а у кого то другого они могли просто не совпасть в момент прочтения, вот и «не пошло».

Что касается меня, то я теперь наверное уже абсолютно точно останусь поклонником исключительно трех авторов в фэнтези навсегда; и уж точно плохо среагирую на какое либо искажение мира Профессора.

И последнее: я влюблена в Феанора!:pray::pray:

Оценка: 10

Собственно это даже не рецензия, а просто рекомендация читателям, которые только собираются читать «Сильмариллион» или же так и не прочли его до конца, исходя из собственного опыта, как правильно читать «Сильм»:)

Стыдно признаться человеку, гордо называющему себя толкинистом, что «Сильмариллион», открытый в первый раз, был закрыт и оставлен недочитанным буквально через пару глав. Каюсь, именно так все и случилось. Ну уж слишком скучно и сложно было продираться через дебри замыслов валар, и все эти бесконечные дома эльфов.

Вторая попытка была мною совершена через пару месяцев, когда я с мамой поехала на отдых. Специально взяла с собой только «Сильмариллион», чтобы не соблазниться в поезде или на пляже другой книгой. И, это сработало! Оказывается, нужно было потерпеть первые главы, а дальше начинались великолепные рассказы и легенды, которые так приятно читать по вечерам, наслаждаясь красивым видом. Стоит ли говорить, что книга была прочитана мною очень быстро, чему я право удивилась:)

Еще через год, раздосадованная познаниями людей в толкинистких пабликах о всех родословных эльфов и заинтересованная, кто же такие все эти Маэдросы, Финголфины и т.д. я начала читать «Сильмариллион» в третий раз, вооружившись карандашом и блокнотом. И как оказалось читать Сильм можно с удовольствием, приятно проводя время за рисованием родословных. Ух, обожаю составлять все эти таблички, карты и генеалогии! И теперь я наконец-то в теме всех шуток, а то я все удивлялась, почему Феанора вечно называют «лучшим папочкой»:)

Теперь я собираюсь читать это произведение и в четвертый раз, а там глядишь в...дцатый, а неизвестными именами меня уже не испугаешь, я уже познакомилась и завела дружбу со всеми персонажами, и некоторые даже стали горячо любимыми:) Да, да, Финрод, это про тебя!:)

Оценка: 10

Наверное многие согласятся, что Толкин придумал (так и хочется сказать, что не придумал, а просто записал) самый лучший фэнтезийный мир за всю историю человечества. По большому счету, вся фэнтезийная литература идет от него. Мир Средиземья продуман во все стороны. Продумана его история, если я не ошибаюсь, примерно на 10 000 лет назад от Войны Кольца (возраст Галадриэль во время, описанное в ВК - около 7 000 лет!). Причем эту историю Толкин с любовью сочинял почти всю жизнь с 10-х годов 20-го века по 1973 год), описывая все тонкости этого Мира и держа в уме многочисленные родословные эльфов, людей, гномов, хоббитов и даже орлов Средиземья. Кроме того необъятен мир «создателей» этого Мира, его демиургов: валаров - старших богов и майаров - младших (к последним, как мы знаем, принадлежит и Гэндальф, именуемый в Валиноре Олорином, и другие истари, которых в Средиземье прозвали «магами», «волшебниками»; среди майаров - и Саурон, повторивший путь своего господина Мелькора-Моргота; и Мелиан, что числится в предках и у Арагорна и у Элронда; и балроги - в незапамятные времена предавшиеся злу за какие-то дары от Мелькора; и даже «паучиха» Шелоб и Том Бомбадил...) Валары обустраивали Мир для детей Единого бога: эльфов и людей, а вот Мелькор тоже «творил»: орки, тролли, драконы, всевозможные «лихие твари» типа Дядьки Ивы и пауков Лихолесья - это его «дела» (за что Мелькор и поплатился - созидать живые существа можно было только Эру Единому, хотя еще один из валаров, Ауле, причастен к созданию гномов). Валары или Единый постоянно были в курсе дел Средиземья и помогали, чем могли, например отправили в небытие Нуменор, когда его правители обратились ко злу или отправили в Третью эпоху истари, чтобы противостоять Саурону (по могуществу они одинаковы: Саурон и «маги» принадлежат к одному «народу» майаров, но открыто вызывать Саурона на бой они не имели права, только побуждать все существа доброй воли на борьбу с ним; кстати, именно поэтому Гэндальф победил балрога, ведь он не простой человек преклонного возраста, а майар, как собственно и балрог.)

В общем Толкин создал мир, его историю, придумал правила, по которым он существует и Мир получил объем, непревзойденный еще ни кем из фантастов. Поэтому ВК и «Сильмариллион» интересно читать, обсуждать и возвращаться к нему вновь и вновь (и много вопросов и загадок, но без них плохо, читатель тоже должен «трудиться»), а например «Гарри Поттера» мне лично читать неинтересно, у Роулинг нет того объема, как нет и у других авторов!

А после Войны Кольца эта история странным образом перетекает в нашу реальную историю, ведь эльфы уходят в Благословенные Земли (Рай?; хоббиты тоже туда уходят, то есть может быть они умерли, еще одна загадка; а вот то, что туда уходит и Гэндальф - понятно, он дух или бог этого Мира). Орки разгромлены, о гномах легенды Четвертой эпохи молчат (один из них тоже уплыл на Запад), Мир остается Людям и это уже наша история...

Хочется верить, что в прошлом у нас (где-то в черных дырах истории) было такое вот Средиземье. До боли в сердце хочется верить!!!

Оценка: 10

Бивисонепрожевательный, местами заунывный и ужасающе мрачный, иногда занудный, иногда воспаряющий ввысь на светлых крыльях, документальный по ощущениям эпос, подбивающий итог всему творчеству Толкиена. Мерило вашей толкиенутости и общего развития: осилите почти четыреста страниц мрачных легенд и сказаний в огромных тяжелых абзацах, набранных убористым шрифтом, или нет? (Осилите, тогда, может, и до «Старшей Эдды» с Гильгамешем доберетесь, о метаистории задумаетесь и узнаете мимоходом, что пса Гарма и Гнипахеллир не Перумов придумал:biggrin:) Сколько людей, прочитавших ВК запоем, споткнулись на суровом и недружелюбном Сильме, этом растянутом прологе ВК? (Тс-с-с! Легион!) Что, и вы не осилили? Н-да, снова в первый класс, за одну парту с Сальваторе и Перумовым! Когда поумнеете, вернетесь. Впрочем, поумнеете ли? Расслабьтесь, попсятники, вам налево, в кислотно раскрашенную дверь с надписью «Современный фэнтези-боевик». А ведь в «Сильмариллионе» есть и война, и предательство, и история любви... Турин Турамбар, Берен и Лучиэнь... Любовь... светлая такая, без современных извратов. Старомодная. :frown:

Оценка: 10

ДА!!! В смысле согласен со всеми (почти) уже имеющимися и большинством будущих отзывов!

Для тех, кто не влюбился в Средиземье до желания жить в нем, это произведение - кромешный ад из непроизносимых (особенно с правильно расставленными ударениями) имен собственных, перемешанных в сбивчивом и слегка непоследовательном повествованием об истории Средиземья (как оно было, пока не началось:), но с другой стороны - для тех, кто относится к погружающимся с головой в жизнь мира, описываемого во «Властелине Колец», это произведение необходимо так же, как запас воздуха ныряльщику чтобы продолжить погружение!

ИМХО Если Вы (читающие эти строки дабы узнать стоит или нет тратить свое время - а зачем еще их тогда читать?) не фанат, то можете смело проигнорировать данное произведение, дабы не разочаровываться в прочитанном до него. Но если Вы горите желанием продолжить жить в созданном автором мире, то не стоит брать в руки меч и уходить в Брянские леса (ибо пришедший к нам с мечем - от меча да погибнет! (с) А. Невский), а тем паче читать всяческих подражателей и последователей (в т.ч. Перумова) - лучше наберитесь терпения и плюньте на ударения, - Сильмариллион ждет именно Вас!

“Сильмариллион” на данном грандиозном полотне, на котором мы наблюдаем и общеизвестную трилогию “Властелина Колец”, и самостоятельного “Хоббита”, и великое множество иных малоизвестных творений, - таких как “Дети Хурина”, например, - да незавершённых произведений, является как таковой Библей этого мира. Беря за основу своих фэнтези-реалий нордические предания, легенды народов севера, библейские сюжеты и сплетая всё это в, так сказать, один “узел”, притом отменно обвязывая его нитями своих фантастичных измышлений, Джон сотворил оригинальный и непостижимый мир, ключом к понимаю масштабов которого является как-раз-таки “Сильмариллион”. Данная книга – это, да, тяжелое чтиво, ибо очень часто придётся смотреть на последние страницы книги и выискивать в словарях понятий и прочего названия, имена и так далее и так далее. Но для фаната мира Арды – это нечто, что не просто заинтересует, но и просто до невозможности поработит, ибо, так как сам являюсь непомерным обожателем сего фэнтези-мира, могу однозначно утвердить, что эту книгу если нужно читать, то читать сразу и полностью. Желательно без перерывов или же с крайне небольшими их промежутками: дабы ничего не забыть; дабы уследить за всей историей с первой песни, которую исполняли Иллуватару, до битвы валларов против Моргота; дабы по несколько раз не вспоминать ранее виденные и выученные понятия. Да, это необыкновенно тяжело, потому я даже не знаю, как мне рассматривать эту книгу в контексте обычного читателя.

Как ценитель и почитатель творчество профессора Толкина, - который, по известной легенде, создал не языки народов для своего мира, а, так как был лингвистом, мир для выдуманных собой языков, - я однозначно ставлю “Сильмариллиону” высший бал и призываю всех любителей и фанатов сей вселенной срочно прочесть данное произведение, коль доселе это не было сделано. Обыкновенному читателю я, всё-таки на свой страх и риск, украдкой порекомендую данное чтиво, заверив в том, что таким образом он вступает на путь, ведущей к невероятно огромному и красиво миру, полному приключений, переживаний и новых историй, которыми так хочется наполнить собственную жизнь каждому из нас.

Отзыв на повесть «Акаллабет»:

Как Библия слагается из множеств и множеств историй да преданий, так и целостный рассказ о камнях Сильмарилах да событиях, что случились после их упокоения на небесах, огне и воде, который представляет из себя как таковой священный текст Арды, также разделён на отдельные равные по важности и по искусности написания составляющие. «Акаллабет» – один из таковых.

Нравоучительная история о возвышении людской гордыни над разумом, о гибельности нашей алчной натуры. Повесть, что своим содержанием являет пред читателем аллюзию на события как былой древности, так и сегодняшних дней, лишь бы в сих событиях был человек... Нельзя рассматривать данный текст как самостоятельное произведение. Это как таковая часть «мозаики», непостижимо огромной, в собранном виде которая представляет собой нечто грандиозное и несоизмеримое. «Акаллабет» – это сентенциозная легенда мира профессора Толкина, которую обязательно следует прочесть после ознакомления с историей о трёх камнях; то есть после «Сильмариллиона», ибо как часть фабулы сей вселенной – беспрекословное важное, поучительное и незаменимое сказание.

Отзыв на повесть «О Кольцах Власти и Третьей Эпохе»:

Что особенно примечательно и привлекательно, особенно для обычного читателя, так это та деталь, без которой нельзя рассматривать данное произведение: пусть оно и является частью сказания «Сильмариллион», но, в отличие от подобного сей повести «Акаллабета», этот сказ – самостоятелен. То есть его можно читать и как нечто обособленное, сродни легенде о Ное в отстранении от Библии. То есть, несмотря на то, что рассказ «О Кольцах Власти...» являет из себя однозначную часть древних преданий Арды, среди которых главенствующее – это «Сильмариллион», он так же способен восприниматься и как что-то самобытное, не требующее какой-либо подноготной. Хотя как фанат я ни в коем случае не могу отделить сие произведение от иного безмерно масштабного полотна, на котором мы лицезрим историю того Средиземья, которое знаем и любит, и которое в конечном итоге нам в краткой форме профессор Толкин «обрисовывает» как-раз-таки в данном тексте, что непременно будет вознесен ценителем творчества данного великого британца, а обыденному читателю представиться как интересная и занятная интерпретация былых реалий нашего мира, из которого драматически и возвышенно уплыли среди звезд эльфы.

В разделе на вопрос Кто такие гренадеры? заданный автором Невролог лучший ответ это Гренадеры
(франц. grenadiers, от grenade - граната) , род пехоты в европейских армиях 17-20 вв. Первоначально Г. назывались солдаты-гранатомётчики, появившиеся во время Тридцатилетней войны 1618-1648. К концу 17 в. во всех европейских армиях формируются гренадерские роты (впервые во Франции в 70-х гг.). Г. предназначались для действий в голове штурмовых колонн, на флангах. В начале 18 в. появляются отдельные гренадерские части. К концу 18 в. Г. превращаются в отборные по составу войска, не отличающиеся по вооружению и характеру действий от остальной пехоты. Ограниченное распространение имели конно-Г. , выполнявшие те же задачи, что и Г. в пехоте.
В России гренадерские роты впервые упоминаются в 1694 в отдельных полках. В 1704 вводятся во всех пехотных и кавалерийских полках. В 1708 формируются первые гренадерские полки, существовавшие в 1708-25 и 1756-1917 в количестве от 4 до 20. В 1811 сведены в 2 дивизии, в 1814 образован Гренадерский корпус из 3 дивизий. Конно-гренадерские полки существовали в 1709-25, 1756-63 и 1790-93 в количестве от 1 до 6. В 1831 лейб-гвардии Драгунский полк переименован в Конно-гренадерский. В начале 20 в. существовали следующие гренадерские части: в гвардии - 1 кавалерийский и 1 пехотные полки и 1 рота (дворцовых Г.) , в армии - 16 пехотных полков сведённых в 4 дивизии) , 4 артиллерийские бригады, 1 артиллерийский дивизион и 1 сапёрный батальон. 1-я и 2-я гренадерские дивизии входили в Гренадерский корпус. Г. имели некоторые отличия в обмундировании [изображение горящей Гренады (гранаты) на головных уборах, пуговицах, лядунках и пряжках]. Сохранились в английской гвардии (1 полк) ; в западногерманской армии "панцер-Г. " назывались мотострелки.
Источник: яндекс

Ответ от Алексей [гуру]
ГРЕНАДЁРЫ - рослые усатые солдаты, предназначенные для метания гранат (гренад) в эпоху до их изобретения. Впоследствии Г. превратились просто в тяжёлую пехоту. В Российской армии Г. , как правило, носили треугольные колпаки из начищенной меди, пожалованные им за проявленное мужество в боях. В Германии во время второй мировой войны из фольксштурма формировались дивизии т. н. “народных гренадёров”, состоящее из мужского населения возрастом от 15 до 65 лет, страдающего туберкулёзом и геморроем.


Ответ от Похристосоваться [гуру]
Солдаты вооруженные кроме ружья ручными бомбами. В гренадеры подбирали особенно сильных.


Ответ от Запрос [активный]
Могу только присоединиться к ответу Алексея.

Значение слова ГРЕНАДЕР в Большом современном толковом словаре русского языка

ГРЕНАДЕР

гренад`ер, гренадёр разг.

Военнослужащий - солдат или офицер - отборных пехотных или кавалерийских частей (первоначально - вооруженный ручными гранатами) (в армии Российского государства до 1917 г. и в армиях некоторых европейских государств) .

Рослый, широкоплечий человек.

Большой современный толковый словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГРЕНАДЕР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГРЕНАДЕР
    [французское grenadier] 1) в 16-19 вв. солдат, обученный метанию ручных гранат; 2) гренадеры - отборная часть пехоты (кавалерия) во многих …
  • ГРЕНАДЕР в Энциклопедическом словарике:
    разг. ГРЕНАДЁР, а, род. мн. гренадер (при собир. знач.) и гренадеров, гренадёров (при обознач. отдельных лиц), м., одуш., ист. В …
  • ГРЕНАДЕР в Энциклопедическом словаре:
    , -а, род. мн. гренадер (при собир. знач.) и гренадеров (при обознач. отдельных лиц), м. В царской и в нек-рых …
  • ГРЕНАДЕР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    гренаде"р, гренаде"ры, гренаде"ра, гренаде"ров, гренаде"р, гренаде"ру, гренаде"рам, гренаде"ра, гренаде"ров, гренаде"р, гренаде"ром, гренаде"рами, гренаде"ре, …
  • ГРЕНАДЕР в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ГРЕНАДЕР в словаре Синонимов русского языка:
    великан, верзила, колосс, …
  • ГРЕНАДЕР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Солдат или офицер отборных - по высокому росту - пехотных или кавалерийских частей, вооруженный ручными гранатами (в армии …
  • ГРЕНАДЕР в Словаре русского языка Лопатина:
  • ГРЕНАДЕР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    гренадер, -а, р. мн. -дер и …
  • ГРЕНАДЕР в Орфографическом словаре:
    гренад`ер, -а, р. мн. -д`ер и …
  • ГРЕНАДЕР в Словаре русского языка Ожегова:
    В царской и в некоторых иностранных армиях: военнослужащий некоторых отборных пехотных полков Рота дворцовых …
  • ГРЕНАДЕР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    гренадера, м. (фр. grenadier). Некогда солдат особого рода войск, вооруженных гранатами, впоследствии солдат из отборной части войск с особенно рослым …
  • ГРЕНАДЕР в Толковом словаре Ефремовой:
    гренадер м. 1) Солдат или офицер отборных - по высокому росту - пехотных или кавалерийских частей, вооруженный ручными гранатами (в …
  • ГРЕНАДЕР в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Военнослужащий - солдат или офицер - отборных пехотных или кавалерийских частей (первоначально - вооруженный ручными гранатами) (в армии …
  • ФРИДРИХ II ВЕЛИКИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Пруссии из династии Гогенцоллернов, правивший в 1740—1786 гг. Сын Фридриха Вильгельма I и Софии Доротеи Английской. Ж.: с 1733 …
  • ЕРОПКИНЫ
    Еропкины - русские дворянские роды. Первый из них происходит от потомка Рюрика в XVII колене, Ивана Астафьевича, по прозванию Еропка. …
  • ДОРОХОВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Дорохов, Иван Семенович - герой Отечественной войны 1812 г., генерал-лейтенант (1762 - 1815). Учился в инженерном кадетском корпусе. Во время …
  • ФРИДРИХ (В ПРУССИИ)
    (Friedrich). В Пруссии: Ф. I (11.7.1657, Кенигсберг, - 25.2.1713, Берлин), прусский король с 1701; с 1688 до 1701 курфюрст Бранденбурга …
  • УДИНО НИКОЛА ШАРЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Oudinot) Никола Шарль (25.4.1767, Бар-ле-Дюк, - 13.9.1847, Париж), маршал Франции (1809), герцог Реджо (1810). Из буржуазной семьи. В 1784-87 на …
  • ГОРЧИЛИН АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Андрей Иванович (партийный псевдоним - Гренадер) , участник революционного движения в …
  • ЭРФУРТСКИЙ КОНГРЕСС
    так называется съезд государей и министров, состоявшийся, по желанию Наполеона I, в городе Эрфурте с 27 (15) сентября по 14 …
  • ЭКСЕЛЬМАН РЕМИ-ЖОЗЕФ-ИСИДОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (граф Exelmans или Excelmans, 1775—1852) — французский маршал. Начал службу добровольцем в 1791 г.; отличился в 1799 г. во время …
  • ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Kr?lewstwo Polskie) — так называется часть Польши, присоединенная в 1815 г. на Венском конгрессе к России. В последнее время это …
  • ФРИАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Луи Friant) — граф, один из наиболее неустрашимых генералов времен революции и империи (1758—1829). В 1781 г. Ф. поступил в …

Характерным головным убором являлась гренадерка , поскольку носимые в то время пехотинцами треугольные шляпы сковывали действия гренадер. Однако, вопреки распространённому мнению, это не было связано с метанием гранат. Гранаты метались снизу вверх, из-под руки. Новый тип головного убора потребовался гренадерам из-за того, что ружьё в гренадерских частях носилось на ремне за плечом, и упиралось бы в край треугольной шляпы. Прочие пехотинцы не были обременены гранатами и могли постоянно носить ружьё в руках. Гренадерки в тот период носили и драгуны - у них руки были заняты поводьями лошадей.

Шапка гренадерская рядового Лейб-Кампании. Россия, 1740-1760-е. ГИМ

Первые гренадерки были круглыми, низкими, иногда обшивались мехом. Позже головные уборы стали более высокими, приобрели остроконечную форму, часто оканчивались яркой кисточкой. Спереди гренадерки стали украшать богатым шитьём, либо рельефной латунной пластиной, либо комбинацией обоих элементов. Как правило, остроконечной была вся гренадерка, но в отдельных случаях шапка оставалась небольшой и круглой по форме, но спереди к ней крепилась остроконечная латунная бляха.

Созданный в 1671 г. из немецких волонтеров Королевский германский полк всегда носил высокие шапки, подобные гренадерским. Свою известность эта часть приобрела только в последние дни своего существования, так как именно она стала участницей события, послужившего поводом для штурма Бастилии 14 июля 1789 г., вызвав несказанное недовольство среди парижан двумя днями раннее, когда кавалеристы этого полка зарубили несколько манифестантов, собравшихся на площади Людовика XV .

Конные гренадеры

Рота конных гренадеров Синей свиты, входившая в гвардию Королевского дома, была образована в 1676 г. по приказу Людовика XIV. Её численность в разное время составляла от 88 до 150 кавалеристов. Эта рота была предназначена для того, чтобы в походе двигаться в авангарде конных войск Королевского дома, прокладывая им дорогу. Это было подразделение смешанного назначения, по мере необходимости оно могло быть использовано в конном строю во время полевых сражений или же в пешем строю, возглавляя части, штурмовавшие укрепления. В последнем случае гренадеры должны были бросать ручные гранаты. Эта рота являлась единственной среди кавалерийских частей Королевского дома, в которую могли быть зачислены люди недворянского происхождения. До расформирования роты в 1776 г. её квартиры располагались в Витри-ле-Франсуа, близ Версаля.

Вторая половина XVIII века

Прусский гренадер (первый слева), 1780 год.

Гренадерские части уже в то время осознавались именно как элитные, и получали различные привилегии. Например, во многих армиях привилегией гренадер было ношение усов - остальные солдаты были гладко выбриты. Для достижения единообразия гренадеры со светлыми усами нередко вынуждены были красить их в чёрный цвет, а не имевшие усов - приклеивать или рисовать их. В остальном униформа гренадеров более-менее соответствовала униформе прочих пехотных частей. Кроме того, заметив что высокие, рослые солдаты часто оказывались более выносливы, гренадеров начали уже специально отбирать по росту, установив нижнюю планку - не менее 170 сантиметров, во многих армиях выше. Фридрих Прусский , отличавшийся маниакальной любовью к армии вообще и к гренадерам в частности, вербовал высоких и сильных людей по всей Европе, доведя нижний предел роста чуть ли не до 190 сантиметров.

Во второй четверти восемнадцатого века вернулись к практике обшивать гренадерки медвежьим мехом. Но остроугольная форма шапок при этом сохранялась.

Революционные и Наполеоновские войны

Солдаты, зачислявшиеся в гвардию Директории, отбирались самым тщательным образом. Все они были кавалеристами, служившими в королевской армии, с безупречными нравами и ростом от 178 до 184 см. Бонапарт, став Первым консулом, без промедления включил этот полк в свою консульскую гвардию, в рядах которой они приняли участие в сражении при Маренго.

В 1804 г. этот отборный полк, находившийся под командованием генерала Ордене, занял первое место среди полков Императорской гвардии.

Девятнадцатый век

Пешие гренадеры

Впоследствии тактика ведения боя изменилась, применение гранат уменьшилось, а гренадеры сохранились лишь как части, составленные из отборных солдат. Прославили своё имя французские гренадеры и в эпоху Наполеона . Они были вооружены ружьями со штыками и саблями. Носили кивер, мундир и сапоги.

Конные Гренадеры

  • Британских гренадеров отличали парадные высокие медвежьи шапки.
  • В Пруссии и Австрии конно-гренадеры были упразднены в XVIII веке .

В России

Пешие

В России гренадеры появились с небольшим опозданием - при Петре Великом . В каждом пехотном полку была сформирована гренадерская рота, что соответствовало европейской практике. Однако, к середине XVIII века в российской армии преобладали целиком гренадерские части - батальоны и полки гренадер. Как и их европейские коллеги, российские гренадеры имели на вооружении гранаты (гренады), а фузеи (тип ружья) гренадеров были немного короче и, следовательно, легче общепехотных, благодаря чему при бросании бомб могли носиться за спиной.

Отдельные конногренадерские полки в русской армии существовали в 1709-1725 гг., 1756-1763 гг. и 1790-1793 гг. в количестве от 1 до 6.

Подразделения гренадер использовались для ближнего боя в условиях окопной войны. Отсутствие тяжёлого вооружения в мелких подразделениях и реалии боёв привели к замене взводного состава на более крупный и «штурмовые взводы» к 1917 году уступили место «штурмовым батальонам».

Вторая мировая война

  • В нацистской Германии моторизованные (мотострелковые) дивизии вермахта и войск СС назывались гренадерскими (точнее панцер-гренадерскими), а их солдаты соответственно гренадерами.
  • В СССР, в период Великой Отечественной войны, с 17 ноября 1941 года по 16 января 1942 года, существовала 1-я гренадерская бригада - уникальная для Красной Армии по названию воинская часть.

Современные гренадеры

  • В Великобритании как ритуальное подразделение сохраняется полк гвардейских гренадер (по численности не превышает батальона).
  • С момента создания бундесвера в ФРГ мотострелковые части в нём (как и в Вермахте) называются «панцергренадерскими» (англ.) русск. (нем. Panzergrenadiertruppe ), а их военнослужащие соответственно танковыми гренадерами (дословный перевод) или панцергренадерами.
  • В в Швейцарии появилась рота гренадеров-парашютистов общей численностью 100 человек, разделённая на три взвода.

Е или Ё?

Правильно говорить «гренадер », через Е .

Несмотря на распространённое в быту употребление в этом слове буквы «Ё», оно является ошибочным .

Галерея

    Гренадер британской гвардии в полевой форме.

    Британских гренадеров отличают парадные медвежьи шапки и красные мундиры. Марш гренадеров почётного караула от Букингемского к Сент-Джеймсскому дворцу.

    Гренадер пехотного полка русской армии 1700-1732 год

См. также

Примечания

Литература

  • «Ежегодник русской армии», часть 1.

Ссылки

  • Ракинт В. Исторический очерк столетней службы и быта Гренадерских сапер и их предшественников-пионер 1797-1897. СПб, 1898 на сайте