Как развить отчетливую речь: основные техники и упражнения. Упражнения для того, чтобы правильно выступать перед публикой

Умение говорить красиво будет полезно каждому человеку, независимо от профессии. Собеседники всегда позитивно реагируют на поставленный голос, хорошую дикцию, грамотно построенные фразы и оправданные интонации. Осваиваем вступление к искусству риторики.

Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Адвокаты, политики, дикторы на многочисленных теле- и радиоканалах, преподаватели, те, кто работает с клиентами - словом, представители огромного числа успешных людей должны говорить так, чтобы их слушали, им внимали, ими восхищались.

Поэтому работа над своей речью включает три основных направления:

  • тренировка дикции (чёткого произношения);
  • работа над техникой и содержанием речи;
  • увеличение своего словарного запаса и развитие речи.

Помимо вербальных (словесных) есть невербальные средства речи: , интонация, мимика, общение взглядом и т. д. Правда, эти средства начнут «работать», если основное орудие - ваша красивая речь - будет давать свои плоды.

Правильность речи, чёткость происхождения гласных и согласных звуков, смена интонаций, выделение голосом - все эти характеристики вашей речи помогут вам оказывать воздействие практически на любого человека, расположить его к себе, убедить в своей правоте или в необходимости продолжить с вами дальнейшее сотрудничество.

Тренировка дикции

Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием. Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.

  • Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
  • Прослушать получившуюся запись.
  • Дать прослушать её другим.
  • Сопоставить своё мнение и чужое.
  • Выделить основные недостатки.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:

  • неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
  • «съедание» отдельных согласных звуков;
  • утрата гласных звуков;
  • неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
  • нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
  • неправильное произнесение мягких звуков и т. д.

Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.

Все занятия нужно начинать с упражнений на расслабление мышц, отвечающих за правильную артикуляцию. Лучше соблюдать определённую последовательность выполнения упражнений. Начинать упражнения нужно с самых простых, постепенно переходя к более сложным. Заниматься необходимо каждый день. Переходить к отработке следующего упражнения только после полного усвоения предыдущего. Каждый день нужно ставить новые цели и задачи. Достигнутые результаты время от времени нужно поддерживать повторением основных упражнений.

Работа над содержанием и техникой своей речи

Одна из частых ошибок речи - чересчур быстрая речь. Когда человек торопится, что называется, тараторит, его трудно воспринимать. Нужно научиться контролировать темп своей речи. Для начала можно произносить в очень медленном темпе какой-нибудь речевой материал, не требующий особого понимания. Это может быть последовательность цифр, например, до ста, названия месяцев, городов или стран, список мужских или женских имён.

Лучше записывать эту последовательность, чтобы можно было произносить слова в прямом и обратном порядке. Со временем, запомнив эту последовательность, лучше воспроизводить по памяти, одновременно тренируя и память. Потом нужно переходить к повторению текста на слух. Причём он должен быть записан в быстром темпе, а вот повторять нужно будет в медленном темпе.

Как «поставить» голос

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

Развитие речи

К сожалению, современные люди всё больше становятся косноязычными, не могут грамотно выразить мысль, путаются в значениях слов. Это объясняется множеством причин.

Во-первых, сейчас мало читают, так как больше проводят время у монитора компьютера или экрана телевизора.

Во-вторых, слишком мало слышат образцы грамотной речи. Ведь не секрет, что даже с экрана телевизора редко услышишь образцы правильной и красивой речи. О радиостанциях вообще говорить не приходится: диджеи общаются с радиослушателями так же, как привыкли общаться с друзьям, - пересыпая свою речь жаргонными словами и выражениями.

В-третьих, редко смотрят театральные постановки. Ведь для театра требуется особый стиль одежды, там нужно вести себя культурно, самое главное - понимать содержание отдельных мизансцен, сложность характера героев. Всё это требует от людей лишних усилий, поэтому гораздо проще сходить в кино, поесть попкорн и «поржать».

Однако если вы твёрдо уверены, что ваша речь отличается бедностью словаря, обилием речевых ошибок и неправильным построением предложений, а вы намерены научиться владеть вниманием аудитории, то вам просто необходимо срочно начинать работу над собственной речью.

Учимся говорить красиво

Итак, вот советы, которые помогут научиться овладеть красивой и грамотной речью.

1. Стройте правильно предложения

Неграмотную и однообразную речь выдают прежде всего неправильно построенные предложения. Когда человек мучительно подбирает слова для продолжения начатой мысли, делает длинные паузы, а в результате получает «корявую» мысль, это говорит о том, что он не владеет техникой правильного построения предложений.

Учиться правильному построению нужно начинать с письменных упражнений, записывая в отдельную тетрадь интересные мысли, наблюдения, афоризмы. В дальнейшем, непосредственно перед выступлением, нужно составить текст заранее на бумаге, пересказывая по готовому плану, повторяя отдельные выражения.

Можно вообще вести дневник (это модно, судя по сериалам вроде «Дневника доктора Зайцевой» и подобных ему), записывая впечатления за день, какие-то свои наблюдения, рассуждения. Всё это способствует в целом развитию речи, ну и правильному построению предложений в частности.

2. Увеличивайте словарный запас

Бедность речи выдаёт скудный словарный запас. Если человек выражает свои оценки, суждения, замечания одними и теми же словами, это говорит о том, что ему трудно выражать свои мысли из-за отсутствия знаний. Поэтому подобная речь производит отталкивающее впечатление, а сам человек не будет иметь авторитет, особенно среди тех, кто хорошо владеет речью.

Согласитесь, в наше время, скажем, косноязычный директор школы - это нонсенс. Он просто не сможет выступать перед учителями, а значит, не сможет завоевать авторитет ни среди коллег, ни среди учеников своей же школы. Ведь даже безграмотные ученики понимают, что учителя, а уж тем более директор, должны быть грамотным во всех смыслах этого слова.

Как же разнообразить свою речь? Конечно, в первую очередь, работать с толковым словарём. Услышав новое для себя слово, нужно найти его значение в словаре, выписать и запомнить. Причём запоминать слово нужно только в контексте, то есть в предложении. Употреблённое без контекста, слово может быть непонятным или восприниматься в искажённом значении.

Неплохо разгадывать хотя бы кроссворды или сканворды, ведь там тоже даются значения слов, причём иногда в иносказательном или ироничном смысле, что помогает научиться понимать многозначность слова. Ещё важно читать статьи в различных журналах - не только в глянцевых.

Например, чтение экономических новостей поможет разобраться в финансовой и юридической сферах и значительно обогатит вашу речь терминами из этих областей. Если интересоваться медициной, пусть даже глядя передачи вроде «Жить здорово» и подобных ей, можно разобраться во множестве медицинских понятий, начиная от элементарной инъекции и заканчивая узкоспециальными терминами.

Читая статьи по психологии, можно расширить своё словарный запас множеством достаточно современных понятий, ведь у нас сейчас почти каждый или сам себе психолог, или сам себе врач. В идеале, лучше расширять круг своего общения. Ведь поддерживая отношения с юристами, специалистами в области IT-технологий, врачами, учителями и т. д., вы вольно или невольно будете слышать новые для вас слова, начиная постепенно разбираться в их смысле, а потом и вводя в свою собственную речь.

3. Учитесь выделять главное

Внимание к деталям хорошо для наблюдения. А вот , особенно публичных, излишняя детализация может привести к ослаблению интереса и скуке. Поэтому важно научиться сжимать любую информацию. С помощью компьютерных программ сжимать объём информации довольно просто. А как это сделать с текстом?

Вам же нужно научиться контролировать темп речи, чтобы было время остановиться перед тем, как успели что-то подобное ляпнуть. Пусть лучше будет небольшая пауза, чем «эканье» и «беканье». Это требует от человека самодисциплины, постоянного самоконтроля, но результат, безусловно, стоит таких жертв.

5. Расширяйте разговорную практику

Сейчас, в век тестирования и списывания готовых домашних заданий, редко предоставляется возможность выступать с монологической речью. Поэтому-то бывшие школьники и студенты и приходят потом на работу косноязычными. Поэтому, если задаться целью научиться говорить правильно, важно уже в школе использовать все возможности для публичного выступления.

Устные ответы на уроках, выступления на различных научно-практических конференциях, выступления перед одноклассниками, на сцене - всё это поможет не только стать уверенным в себе, но и заставит говорить связно, грамотно, убедительно.

Конечно, поможет и чтение классической художественной или научно-популярной литературы, потому что вы всегда сможете приводить примеры из книг или современной действительности. А ничто не делает речь более убедительной, как приведение большого количества аргументов.

Используйте жесты, которые позволят и вам ощущать больше комфорта, находясь перед аудиторией, и слушателей вызовут правильные ассоциации. Если сначала вы будете выступать, подглядывая в конспект, то частые и продолжительные выступления в скором времени помогут вам чувствовать себя уверенно даже во время непосредственного общения с залом или определённым кругом людей.


На сцене употребляется не обычная бытовая, упрощённая речь, свойственная большинству людей, а особая - сценическая речь [Приложение 1, 73].

Современная сценическая речь основана на традициях русского театра. Над программами сценической речи работали: Е.Ф. Сарычева, Э.М. Чарелли, Н.П. Вербова и др. .

Сценическая речь - одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Ее главная цель - овладение мастерством слова в процессе исполнения роли, поэтому сценическая речь тесным образом связана с пластикой, движением, ритмикой и актерским мастерством .

Работа над сценической речью включала в себя:

· отработку дикции;

· устранение вятского диалекта [Приложение 1, 25].

· интонационно гибко, подвижно (для точности выражения эмоций героев);

· с амплитудой динамики (от P до F);

· полётно (чтобы его было слышно из любой точки зала).

Дикция подразумевает четкое произнесение согласных звуков и правильную артикуляцию гласных звуков речевым аппаратом. Артикуляция - это работа речевого аппарата. При вялой артикуляции, несоблюдении темпа речи и «съедании» окончаний снижается качество дикции .

Развитие дикции, умение красиво говорить необходимо учителю при общении с детьми, а актеру - со зрителями.

Упражнения на усовершенствование дикции предполагают активизацию работы речевого аппарата и улучшение артикуляции. Артикуляция готовит наш аппарат к разговорной речи, а дикция работает над применением этого аппарата в конкретных буквах и словах [Приложение 9].

Отработка дикции начиналась с индивидуальной работы над ролью, с помощью различных упражнений:

Работа над дыханием (взятие дыхания дозировано, активно, объемно, бесшумно);

Работа над артикуляцией (движение мимических мышц лица, челюсти, губ, языка, мягкого нёба);

Произношение скороговорок [Приложение 1, 68] и чистоговорок [Приложение 1, 89].

В спектакле были задействованы виды речи:

«Рисунок 2»

Диалогическая речь - относится к средствам актерского мастерства. Это поддерживаемая речь, в ходе которой, собеседники ставят уточняющие вопросы, вставляют реплики и помогают заканчивать мысль, или меняет её суть. В диалогической речи очень важно интонирование .

Наиболее яркие диалоги в нашем спектакле:

· Мальчика-с-пальчика с Людоедом;

· Дровосека с женой;

· двух Людоедок;

Монологическая речь – длительная непрерываемая система мыслей, высказанная одним лицом. Монолог должен соответствовать настроению персонажа, раскрывать его внутренний мир, соответствовать характеру содержания картины и ее темпо ритму .

Монологическая речь является вершиной актерского мастерства.

Монологическая речь может сопровождаться движением по сцене, мимикой и жестами, переходить в вокальную в контексте спектакля.

Нами проводилась работа над выразительностью речи и её эмоциональной насыщенностью, тембральной окраской [Приложение 1,83]. С помощью этих свойств речи, актерам удалось передать разнообразные чувства героев:

· радость (первый монолог Мальчика-с-пальчика);

· растерянность (мальчики потерялись в лесу);

· ярость (кража сапог у Людоеда);

· безысходность (монолог Дровосека);

· страх (приход Людоеда) и т. д.

Так как мы проживаем в г. Кирове, на Вятке, нам так же приходилось корректировать в речи студентов особенности вятского диалекта.

Некоторые отличительные черты вятского диалекта:

· оканье - произношение [о];

· мягкость согласных [ш"], [ж"] перед гласными [и]- [муж’ик];

· долгие шипящие, обозначаемые буквами Щ [сч] и ЖЖ [зж], [овошшы]

· утрата конечного Т/СТ в сочетании СТ/СТЬ (горсь «горсть», влась «власть»);

· выпадение гласного звука в окончание (быват - бывает; знат - знает);

· перенос ударений (ре шим- реши м; зво нит- звони т).

В речи младших школьников часто встречаются ошибки в произнесении отдельных согласных звуков (с, р, л). Правильное произнесение играет важную роль в формировании детской речи. Работа над развитием речи в театральной студии помогает ребенку преодолеть речевой барьер, формируя при этом правильную речь, четкую дикцию, насыщенную интонацию. Занятия театральной деятельностью способствуют совершенствованию детской речи, используя для этого игровые, познавательные формы.

Таким образом, работа над речью являлась неотъемлемой частью технологии проведения и постановки спектакля. Благодаря правильной, четкой, эмоционально окрашенной речи актеров были созданы характерные и правдоподобные образы героев.

2.2. Вокальная работа

Музыка в детском театре расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку слова, мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

Музыкальная сказка [Приложение 1, 47], мюзикл [Приложение 1, 48], музыкальная сюита для детей [Приложение 1, 75], детская опера [Приложение 1,49] - это те жанры музыкального искусства, в которых одну из главных ролей, непосредственно, играет сама музыка.

Музыка с первых аккордов вводит детей в волшебный мир сказки, заставляет с интересом следить за сюжетом, побуждает к сопереживанию, помогает различить эмоции: радость, грусть, удивление, подчеркивает кульминационные моменты, определяет настроение отдельных героев и целых картин.

Благодаря музыкальным образам, точным вокальным характеристикам, композитор делает сказочных персонажей более выразительными, интонационно богатыми и даёт ребёнку, впервые соприкоснувшемуся с «музыкальным языком» , ощущение новизны чувств и полёта фантазии.

В нашем спектакле участвовало 30 студентов - актёров и все они исполняли вокальные партии: соло, в ансамбле, в хоре.

В музыкальной сказке « Мальчик-с-пальчик» 15 сольных партий:

· Мальчик-с-пальчик;

· Дровосек;

· Людоед;

· Береза;

· Берёза;

дочери Людоеда:

· Мечтательная;

· Скромная;

· Кокетливая;

· Добрая;

· 1ая Людоедка;

· 2ая Людоеда.

Три дуэта:

· Дровосек с женой;

· Разговор Людоеда с Мальчиком-с-пальчиком;

· Сёстры Людоедки.

Три ансамбля:

· Братья Мальчика-с-пальчика;

· Дочери Людоеда;

· Птички.

Два хоровых номера:

· Вечный шум листвы;

· Финальная песня.

Каждый вокальный номер являлся фрагментом сквозного развития дальнейших событий в спектакле.

Вокальная работа в музыкальном спектакле занимала одно из ведущих мест. Для того чтобы создать образ героя в музыкальном спектакле, необходимо владеть навыками вокального исполнительства: певческим дыханием на опоре, чистотой интонирования, ровностью звучания голоса по всему диапазону партии, высотой певческой позиции, четкостью дикции, выразительностью исполнения .

Пение - сложный психофизиологический процесс. Во время пения у человека работают органы, участвующие в голосообразовании:

Ротовая и носовая полости,

Трахея, бронхи, лёгкие,

Грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой,

Мышцы грудной полости.

Грамотное, осмысленное пение возможно лишь при условии развития музыкального слуха и овладения элементарными певческими навыками.

Вокальная работа в спектакле строилась по следующим направлениям:

· знакомство с вокальной партией (прослушивание);

· работа с нотным текстом (разучивание);

· создание образа героя средствами музыкальной выразительности.

На репетициях пение упражнений (распевание) занимало 10-15 минут [Приложение 10].

Функции распевки:

Расширение певческого диапазона,

Отработка различных вокальных техник.

Фрагменты вокальных номеров спектакля также были включены в комплекс упражнений.

В вокальных партиях музыкальной сказки «Мальчик с пальчик» сложный ритмический рисунок, поэтому над ритмом велась особая работа. Мы преодолевали эти трудности с помощью:

· прохлопывания ритмического рисунка,

· проговаривания текста в заданном ритме,

· пения на определенный слог,

· пения в разных темпах.

В основе звукообразования лежит певческое дыхание. Певческое дыхание отличается от обычного: выдох значительно удлиняется, вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического (неконтролируемого нашем сознанием) переходит в волевой. При пении используется нижнереберное - диафрагматическое дыхание .

Чтобы улучшить качество певческого дыхания мы выполняли следующие упражнения:

· взятие дыхание с последующей задержкой и напряжением мышц брюшной полости,

· взятие дыхания, его задержка с последующим продолжительным выдохом на звук [с],

· быстрое взятие дыхание с резким активным выдохом на слог «ха».

Таким образом, музыка - важнейшее средство характеристики образов и сценических положений, неотъемлемый компонент драматургии спектакля, в конечном счёте - ведущий проводник художественной идеи. Обладая определенными вокальными навыками, участники музыкального спектакля смогли более ярко передать свои чувства и эмоции, что во многом помогло раскрыть образы героев на сцене в сольных и хоровых номерах спектакля.

В пении человек проявляет своё отношение к музыке. Благодаря пению у ребенка укрепляется дыхание и формируется певческое дыхание, осанка, улучшается дикция, развивается диапазон и сила голоса, происходит укрепление голосовых связок. Пение гласных звуков помогает устранить речевые дефекты. В процессе пения ребенок эмоционально раскрепощается, улучшается его психическое и физическое состояние.

2.3. Постановка танцевальных номеров

Танец – это вид искусства, основанный на выразительности ритмичного движения и пластики человеческого тела. Танец организован в пространстве и времени в единую композицию. Танцевальный образ обусловливает характер движения и манеру исполнения, тесно связан с музыкой и дополняется костюмом.

Танцевальные движения ведут происхождение от основных форм движений человека - ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Использование перечисленных движений в сочетании друг с другом позволяют создать танцевальные композиции.

К главным характеристикам танца относятся:

Характеристики танца
ритм рисунок динамика техника

«Рисунок 3»

· ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений;

· рисунок - сочетание движений в композиции;

· динамика - варьирование размаха и напряженности движений;

· техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных движений и позиций.

Танец в спектакле – это своеобразный язык действующих лиц пьесы, средство выражения их чувств, рассказ об их поведении, поступках, чертах характера.

Постановка танцевальных номеров состояла из следующих этапов:

· прослушивание музыки, определение темпа и ритма;

· подбор движений, соответствующих образам героев и характеру музыки;

· составление рисунка - схемы танца;

· разучивание движений, работа над качеством исполнения;

· включение танцевальных эпизодов в целостную картину спектакля.

В нашем спектакле были созданы следующие танцевальные постановки [Приложение 11]:

· танец Мальчика-с-пальчика и братьев – бытовой танец, в котором движения имитировали трудовую деятельность братьев. Танец ритмичный, подвижный, синхронный;

· танец бабочек, в основе которого лежал вальс - воздушный, кружащийся, легкий;

· танец деревьев передавал величественность леса; исполнялся неторопливо, с достоинством; движение рук изображали шелест кроны деревьев;

· танец птичек - шуточный, с помощью движений головы, рук и небольших шагов имитировал характер поведения птиц;

· танец дочерей Людоеда - легкая полька с подскоками; исполнялась в парах; передавала беззаботный характер сестер.

Танец в спектакле раскрывает духовный мир персонажа и служит средством эмоционального воздействия на зрителей. Он передает чувства, переживания, состояние персонажей, их характеры и поступки, особенности труда, быта, национального характера. Танцевальная сцена в спектакле должна подчиняться законам построения музыкального произведения.

Танец благоприятствует физическому, психическому, эмоциональному и личностному развитию ребенка. С помощью танца ребенок учится взаимодействовать с другими, самовыражается, чувствуя себя активной и творческой личностью. Работа с танцем позволяет в полной мере удовлетворить одну из наиболее важных потребностей детей – потребность в движении. Танцуя, дети ощущают радость, потому что танцевать – это всегда весело.

Ораторами не рождаются, ими становятся. Как научиться говорить красиво? На этот вопрос ответил еще древнегреческий оратор Демосфен. Демосфен не имел никаких данных для красноречивой речи: он не выговаривал половину букв, легкие его были очень слабыми, в добавку его плечо нервно подергивалось.

Демосфен поставил себе цель стать оратором: набирал морских камушков в рот и произносил речи, развивал навыки громкой речи на берегу моря. Морской воздух входил в его легкие, благодаря чему они становились мощнее и мощнее. Над плечом он фиксировал острый меч, и при каждом подергивании плеча меч вонзался в него, причиняя дикую боль. Вскоре нервные подергивания прошли.

То, что его имя дошло до нас сквозь века, доказывает, что его старания по становлению оратором не прошли зря. И вы можете повторить его опыт. Чтобы научиться красиво говорить, важны постоянные тренировки и знание теории.

Для того чтобы грамотно разговаривать, человек должен владеть следующими навыками:

  1. Навыки отбора литературы;
  2. Навык изучения выбранной для написания речи литературы;
  3. Навыки составления плана выступления;
  4. Навыки написания речи. На этом пункте стоит остановиться подробней. При составлении текста важно адаптировать его под устную речь. Исключаются слова, об которые вы можете запнуться, длинные и заумные предложения преобразуются в краткие и передающие основной смысл предложения;
  5. Навыки самообладания. Прежде чем думать, как научиться говорить ярко, красиво и грамотно, нужно поработать над своим психическим состоянием. Один из известных ораторов, к примеру, учился правильно говорить перед статуями. Так он готовился к заведомому безразличию публики, и при выходе на публику его волнение уходило;
  6. Навык ориентации по времени. Для защиты, к примеру, диссертаций, отводиться определенное время. Для того чтобы закончить говорить вовремя, важно написать текст для выступления, который будет длиться на минуту меньше, чем положено. К примеру, если на речь отводится 7 минут, текст должен уложиться в 6 минут;
  7. Применение технических средств. Чтобы красиво выступить перед аудиторией, лучше дополнить свои слова визуальными образами: презентациями, графиками и пр;
  8. Навыки контакта с аудиторией. Какой бы замечательной ни была ваша речь, правильно говорить вы не научитесь до тех пор, пока не будете уметь строить контакт со слушателями. Вовремя подшутить, сделать паузу, подчеркнуть мысль мимикой и артикуляцией – все это имеет значение в ораторском искусстве;
  9. Навыки отвечать на вопросы слушателей. К ним лучше тоже подготовиться, так как в живом режиме сложно отвечать интересно и непринужденно.

6 характеристик хорошей речи

Чтобы правильно и красиво разговаривать на публике, важно помнить следующие ключевые моменты:

  1. Громкость голоса. Должна быть оптимальной. Не нужно говорить громко. Это может оказать действительно нервирующее действие на аудиторию. Чтобы при средней громкости вас было нормально слышно, важно выполнять одно простое правило: не боятся шире раскрывать рот. При произнесении ударных звуков между зубами должно проходить 2 пальца, при безударных – один;
  2. Интонация. Чтобы научиться красиво говорить, помните о том, что тема разговора или выступления должна цеплять слушателя, не давать ему отвлечься. И информационное наполнение здесь – это еще не все. Важно правильно, уместно менять интонацию, выделять голосом основные моменты, вопросительные места;
  3. Темп и ритм речи. Для того чтобы грамотно разговаривать, выполняйте упражнения на развитие темпа речи. Никаких специальных техник тут нет. Можете поэкспериментировать с темпом, размеренностью речи, записывая ее на диктофон. Ищите оптимальный темп речи, чтобы она не была слишком быстрой или слишком медленной;
  4. Жесты. Артикулировать правильно – важнейший шаг к тому, чтобы научиться говорить красиво. Отточить жесты поможет только одно упражнение – тренировки перед зеркалом;
  5. Мимика. И здесь опять же важна уместность и соответствие моменту разговора или выступления;
  6. Имидж. Внешний вид – это важно. Сколько бы вы не учились красиво излагать свои мысли, если вы явитесь на серьезное мероприятие в джинсах, к вам и отнесутся соответствующе.

Как быстро научиться говорить красиво, четко и правильно? Даже если вы знаете всю теорию наизусть, без тренировок у вас вряд ли получиться грамотно разговаривать. Упражнения очень важны и лучше, если они будут регулярными.

Упражнения для того, чтобы правильно выступать перед публикой

Классика

Основное упражнение, позволяющее постичь, как научиться красиво говорить, не изменилось со времен Демосфена. Оно общее и для студентов театральных училищ, и для будущих управленцев. В рот следует набрать орешки и произносить скороговорки, пытаясь сделать это правильно и внятно.

Но не спешите набирать в рот орешки. Это упражнение очень важно, но не менее важным является коррекция индивидуальных проблем с речью. Грамотно в наше время, к сожалению, не говорят даже дикторы на центральных каналах. Будет хорошо, если вы все-таки попробуете поискать записи советских дикторов (которые, как раз, говорили правильно) и возьмете их речь за образец.

Проверка ошибок

Чтобы ваше публичное выступление было грамотно, нужно сначала определить, где вы допускаете ошибки в разговоре. В каждой области существуют свои нарушения речи. К примеру, москвичи акают, а в Пермском крае «съедают» слова. Хорошо, если о ваших ошибках вам скажет посторонний человек, желательно иногородний, так как вы можете не чувствовать нарушений речи, которые повсеместны в вашем кругу. Как научиться грамотно и красиво строить разговор или произносить публичную речь? Необходимо помнить о своих ошибках, и корректировать их в соответствии с принятыми нормами.

33 Егорки

Во время произнесения речи нужно держать дыхание, особенно если говорить вам придется долго. Для тренировки дыхания существует интересное упражнение «33 Егорки». Для его выполнения нужно произнести текст: на дворе, на пригорке стоят 33 Егорки. Затем приступаем к пересчету Егорок: раз Егорка, два Егорка и так далее. Егорок должно быть столько, насколько у вас хватит воздуха. Нужно стремиться добраться до 33-х Егорок. Упражнение позволит вам не выдохнуться и после получасовой речи оставаться в форме.

Для того чтобы научиться грамотной речи, нужно знать нормы русского языка. Словарь с ударениями – лучший друг оратора. Выполняйте упражнения с произнесением слов, в которых вы допускаете ошибки, для выработки автоматизма. Поищите распространенные речевые ошибки. Обязательно разберитесь с ударением в словах, ведь слово «квартал» с ударением на 1-ом слоге испортит впечатление и от мастерской речи.

Вспомогательная литература

Для того чтобы научиться говорить, вы можете поискать следующие книги, в которых есть упражнения, рекомендации, правила:

«Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн».

«Выступление в стиле TED».

Книга с материалами по особенностям построения речи, правилам подачи материала;

Книга по убеждающей речи, которая поможет и управленцам, и менеджерам;

Книга, в которой вы, может быть, и не отыщите рекомендаций именно для ораторов, но стоит почитать в качестве вспомогательной литературы.

Книг по развитию речи много. Чтобы не затеряться в них, помните о том, что есть не так уж и много основных упражнений, и вряд ли современные авторы изобрели нечто принципиально новое. Выберите несколько упражнений, которые подходят именно вам (к примеру, правильная постановка ударений, развитие дыхания, скороговорки), и начните их выполнять регулярно. Тренировки позволят вам достичь не только высот в ораторском искусстве, но и успехов в бытовом общении, ведь красивая и завораживающая речь – большая редкость, и это жирный плюс и для личной жизни, и для любых социальных взаимодействий.

Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Поэтому если вы сможете правильно и ясно донести до других мысли и идеи, то профессиональный карьерный рост вам обеспечен.

Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.

Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.

Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.

Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.

Критерии, определяющие грамотность речи

Речевая культура:

  • уместность;
  • грамотность озвучиваемой информации;
  • доступность высказывания;
  • использование эпитетов, метафор и фразеологизмов;
  • разнообразие речи без тавтологии;
  • эстетичность.

Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.

Как улучшить речь

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

Как правильно развить речь

Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д.Розенталя «Секреты стилистики».

Помощь профессионалов

Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.

Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.


Ни для кого ни секрет, что умение красиво говорить , правильно и логично отстаивать свою точку зрения необходимо каждому человеку, ну а уж публично выступающему, вдвойне. Умение убеждать людей-дар от природы или приобретенное умение и как добиться успехов в убеждении собеседника? Вот пожалуй один из самых насущных вопросов на сегодняшний день, который рано или поздно встает перед каждым, кто пришел в инфобизнес , кто пришел в профессию, связанную с необходимостью выступать перед аудиторией. Уверенно говорящий собеседник всегда располагает к себе с ним приятно общаться, хочется быть максимально открытым в такой беседе.
Развивать навыки красивой речи необходимо всегда. Делать это можно как самостоятельно так и посещая тренинги, вебинары по ораторскому мастерству.

Сегодня я хочу поговорить о доступных для каждого упражнениях по технике речи. Самое главное для успешного их использования в своей практике-это желание и регулярное практическое применение. Результат, поверьте мне, не заставит себя ждать.

Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.

Уж казалось бы, знаем этот прием со школьной скамьи. А вот применяем ли его? Почему? Да потому, что нам кажется этот прием скучным и неинтересным. Так вот я предлагаю этот комплекс упражнений делать "шутя". Покривляйтесь перед зеркалом, пошутите над собой любимой или любимом во время этого упражнения. И процесс не покажется вам таким скучным! Самый простой комплекс я приведу в данной статье, надеюсь, что Вам он будет полезен.

Повторять каждое упражнение необходимо не меньше десяти раз. Кстати, эта гимнастика способствует расслаблению, что очень важно перед важным выступлением на публике: 1.Поднимите бровки вверх. 2.Сдвиньте бровки к центру. 3.Втяните обе щечки. 4.Надуйте щечки одновременно, а затем по очереди. 5.Понадавливайте на щеки языком. 6.Проводите языком по кругу за закрытыми губами. 7.Пощелкайте языком. 8.Надавливайте языком губы по очереди верхнюю и нижнюю. 9.Покусывайте кончик язычка. 10.Вытяните губки в трубочку и улыбнитесь, но без зубов. 11.Вытяните губки в трубочку, широко улыбнитесь. 12.Широко откройте рот, а затем закройте. 13.Широко откройте рот, закройте сначала наполовину, и только потом полностью.

Но еще раз напомню, заменяя любое упражнение на "кривляние" перед зеркалом вы подарите себе кучу эмоций и будете делать артикуляционную гимнастику с удовольствием.
Упражнение 2.Скороговорки.
Возьмите любую подборку скороговорок , и начните ежедневно произносить их, начиная с медленного темпа и постепенно убыстряя его, так чтобы скороговорки вы произносили не "съедая" звуки и слоги, постепенно скорость их прочтения будет достаточно быстрой, а произношение четки, правильным. Пусть этот процесс так же доставит вам удовольствие. Для этого можете поэкспериментировать с пробкой от шампанского-читайте скороговорки с пробкой, зажатой во рту и без нее.
Ниже привожу подборку скороговорок.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах, у Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.

3) Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

11) Течет речка, печет печка.

12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

13) Тщетно тщится щука ущемить леща.

14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

Так же вы можете найти различные подборки скороговорок в Группе В Контакте и в Одноклассниках.

Упражнение 3. Сочини небольшою историю о предмете или просто опиши предмет.
Очень интересное упражнение. Когда я делала его впервые, то мне оно не казалось очень простым. Многие могут описать простой предмет лишь двумя тремя словами, а необходимо процесс описания растянуть на 4-5 минут, при этом не повторяться. Очень интересное упражнение-развивает воображение и логику и ассоциативное мышление.Параллельно вы учитесь избегать мусорные слова, нежелательные повторы, следите за своей речью. Превратите данное упражнение в этакий энерджайзер речи и вы непременно получите заряд энергии.
Упражнение 4.Чтение вслух.
Чтение вслух хорошо отрабатывать на произведениях стихотворной формы. Вы можете использовать стихи любимых вами поэтов. Попробуйте прочитать одно и то же стихотворение по разному: с разными эмоциями, например, или в различном темпе или, делая акцент на какой-либо части речи, и вы увидите как по- разному заиграет текст в вашем исполнении всякий раз.
Упражнение 5.Пересказ.
Для пересказа хорошо использовать басни или притчи или любой жанр прозы, любимый вами.Здесь же поупражняйтесь в выделении ключевых слов. Можете выписать их из текста, они послужат вам замечательным ориентиром-шпаргалкой при пересказе.Возьмите любую статью из журнала, понравившуюся вам и перескажите ее, например, добавляя частицу не к каждому глаголу, который вы произносите в процессе пересказа. Думаю, что вы непременно улыбнетесь.

Конечно, упражнения приведенные мною в данной статье-не догма, и должна вам сказать, что на самом деле много различных упражнений и приемов существует. Но иногда под ногами лежит то , что мы не замечаем, а ведь приемы описанные в данной статье использовать очень несложно и вы можете это делать как дома, так и на работе во время обеденного перерыва, к примеру, или во время приготовления обеда или прогуливаясь с ребенком на детской площадке.Главное, чтобы процесс работы над речью доставлял Вам удовольствие.

С Вами была Елена Клейменова.Всяческих благ.