Конспект урока "И.А.Бунин. Стихотворение "Бушует полая вода"

Урок по анализу поэтического текста. 6 класс.
Анализ стихотворения И. Бунина «Бушует полая вода…»
Цель урока: Познакомить детей с конструктивными элементами текста, дать понять, что слово в поэтическом тексте приобретает совершенно уникальное значение. Научить выделять в стихотворении идеи, образы, наблюдать за особенностями лексики, синтаксиса, фонетики. Систематизировать материал и сделать выводы о том, как эти элементы стихотворения помогают раскрыть авторский замысел.
Слово учителя: И.А. Бунин - замечательный писатель и поэт, чьё творчество пришлось на рубеж XIX-XX веков. Он очень любил русскую природу, мир дворянских усадеб. Бунин великолепно владел выразительным художественным словом. Один из современников писателя сказал, что стихи и проза Ивана Бунина – это пир прилагательных. Анализируя его стихотворение, мы сможем в этом убедиться.
Давайте вспомним, на скольких уровнях проходит анализ поэтического текста. 1. Идейно-образный. 2. Лексический и синтаксический. 3. Фонетический.
Вопросы Примеры из текста Выводы. Наблюдения.
Какие образы возникают в стихотворении, какие они вызывают чувства, ассоциации?
Полая вода, грачи, чёрные бугры и белый пар, разлившиеся в полдень лужи, «зайчики» в комнате, рыхлые облака, голубое небо, солнце и др. Во всей природе чувствуется приближение весны. Её приметы мы видим не только на улице (во дворе и на гумнах), но и в комнате («зайчики» в зале).
Слова каких частей речи преобладают в стихотворении? Почему?
В стихотворении очень много глаголов: бушует, шумит, кричат, дымятся, разливаются, блещут, трепещут, голубеет, греет, журчит, сверкает.Стихотворение очень динамично, всё в природе проснулось и пришло в движение. Природа наполнена многообразием звуков, которые слышатся в таких глаголах, как «бушует», «шумит», «кричат», «журчит». Эти звуки оглушают после зимней тишины. Всё устремлено навстречу теплу, солнцу, радости.
Какие средства художественной выразительности использует поэт? (эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры). Какую они создают картину? Как передают состояние природы и чувства лирического героя?
Эпитеты: глухо, протяжно, весело и важно, густые пары, круглые рыхлые облака, невинно небо голубеет, солнце ласковое, свежий тёплый запах, мягкий и сырой ветер. Олицетворения: вода бушует, шумит; «зайчики » трепещут, ветер закрывает лирическому герою глаза.
Метафора: пары напоены. Средства художественной выразительности создают образ живой природы, которая рада своему пробуждению. И это чувство радости передаётся лирическому герою. Он не только видит, слышит это наступление весны, но и осязает его: свежий запах сада, тёплый запах крыш, ветер мягкий и сырой.
Какие синтаксические конструкции использует автор и почему?
В первой строфе простые предложения с однородными членами. Повторяющийся союз «и»: и глухо, и протяжно; и весело и важно.
В других строфах сложные предложения, совпадающие с четверостишьем. Части простых предложений соединяются соединительным союзом «и».
Риторическое восклицание Признаки весны на земле и в небе.
Подчёркивает важность каждого из эпитетов.
В каждом четверостишии сливается воедино мир неба и мир земли.
Чувства, эмоции лирического героя. Его радость и слитность с миром природы.
Композиция стихотворения. На сколько частей делится стихотворение (количество строф)? Композиционные повторы.
Стихотворение состоит из 6 строф. В первых четырёх лирический герой как будто отсутствует, а в двух последних появляется. В первых четырёх строфах один за другим возникают образы наступающей весны, которые даны через зрительное восприятие лирического героя. Он в роли наблюдателя. Но в двух последних строфах лирический герой не в силах сопротивляться общему возбуждению природы. Это движение захватывает и переполняет всё его существо. Стоит как в забытьи и оказывается участником всеобщей радости: «Весна! Весна! И всё ей радо.»Приведите примеры звукописи (ассонанс, аллитерация).
Аллитерация на [л]
Аллитерация на [ш]
В первых двух строфах аллитерация на [г] [р]
В первой строфе звук [у]
Ассонанс на [о] [э] [а] Ощущение любви, ласки, солнца, тепла.
Лирический герой заворожен музыкой весны, она его убаюкивает. Это и журчанье ручья и дуновенье ветерка.
Грохот ломающегося льда, крик грачей, звук камушков в ручье.
Звук бегущей воды.
Придают лёгкость стиху, нежность, напевность.
Каким размером написано стихотворение?
Четырёхстопный ямб с пиррихием. Облегчённые строки передают лёгкость, быстроту ожившей природы. А также состояние души лирического героя, которого переполняет радость и жажда жизни.
Какую рифму использовал поэт?
В четырёх строфах рифма перекрёстная, а в двух кольцевая. Перекрёстная рифма передаёт изменчивость, взаимопроникновенность всех процессов природы. Кольцевая как бы создаёт ощущение включённости челевека в неизменный ход жизни, в смену времён года, потому что человек – часть природы.
Вывод: Таким образом, мы с вами проанализировали стихотворение И.А.Бунина «Бушует полая вода» и увидели, что все элементы текста играют важную роль в раскрытии замысла поэта. Все средства художественной выразительности, особенности синтаксиса, фонетики в стихотворении приобретают особое значение.
Домашняя работа. Используя материалы третьей колонки таблицы, письменно ответить на вопрос: «Какими художественными средствами И.А.Бунин создаёт образ весны в стихотворении «Бушует полая вода…»

Тема И.Бунин «Бушует полая вода…»

Аннотация:

Данный урок по литературному чтению предназначен для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уроке освоения нового материала в ходе анализа стихотворения И. Бунина формируются познавательные, коммуникативные и личностные УУД обучающихся. Особое внимание уделяется развитию устной речи, сохранению здоровья.

Показателем результативности урока является целенаправленная учебная деятельность учащихся в течение всего урока. Организован этап рефлексии учебной деятельности – самооценка.

Цели : создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций: общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной (учиться работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения общего результата); формировать тип правильной читательской деятельности при изучении нового произведения.

Формы проведения учебно-познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование и материалы: электронные образовательные ресурсы, раздаточные таблицы по самооценке, карточки-листочки для игр.

Ход занятия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Здравствуйте. Я надеюсь, что сегодняшний день пройдет с пользой для всех нас. У всех хорошее весеннее настроение. Все красивы и здоровы! Начинаем наш урок литературного чтения!

2. Актуализация знаний.

Пятиминутное чтение художественных книг (перед каждым уроком, в дифракционных очках, с артикуляцией и без артикуляции читают пять минут)

Спасибо! Я рада, что все читают разные интересные книги и помнят: «Кто много читает, тот много знает, потому, что «Чтение-лучшее учение» (продолжают пословицы, сл.№1 )

3. Формулирование темы урока. Проектирование плана урока.

Посмотрите на экран (сл.№2). Что скажете про эти названия? (на экране разные названия произведений о весне: «Оттепель», «Весна, весна! Как воздух чист!», «Гонимы вешними лучами», «Ландыш», «Северная берёза».

Да, вы правильно заметили, что это названия разных произведений об одном и том же времени года - о весне. Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

(формулируют тему: изучение произведения о весне).

Разрешите мне уточнить тему: изучение стихотворения И.Бунина «Бушует полая вода…» (сл.№3 )

Спланируйте нашу дальнейшую работу на уроке (ответы: «Сегодня на уроке мы будем читать новое произведение, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, заботиться о своем здоровье, слушать ответы товарищей»)

Правильно ли я вас поняла: «На уроке мы знакомимся и анализируем новое произведение И.Бунина, работаем над формированием типа правильной читательской деятельности, развиваем речь, творческие способности и не забываем следить за своим здоровьем!» (кивают в знак согласия: «Да, да, так!»)

4. Открытие нового знания. Работа с текстом до чтения

Прочитайте название произведения Ивана Бунина. Рассмотрите иллюстрацию.

Попробуйте предположить, о чём это произведение? (ответы: «О весне, о ранней весне, о природе весной, о весеннем настроении у всех» и др.)

Можете догадаться, кто герои произведения? (автор, Весна)

Позже, на уроке, мы узнаем больше о И.Бунине.

5. Введение нового знания в систему знаний. Работа с текстом во время чтения

Послушайте стихотворение (читаю наизусть)

Поделитесь вашими впечатлениями о произведении (высказывания: «Очень яркое, радостное, волнительное пробуждение природы, понравилось, улучшает настроение») Прочитайте произведение самостоятельно. Возьмите карандаш в помощники себе. Отмечайте понравившиеся строки, о которых захочется высказаться (читают про себя, делают пометки)

На что обратили внимание при чтении? Есть такие места? Зачитайте вслух. Выборочное чтение (читают отрывки, объясняют, чем понравилось, что заинтересовало, удивило)

Проведём диалог с автором (читают строки и вступают в диалог с автором: «А как это вода бушует? Очень быстро течёт? А грачи первыми прилетают к нам? Теперь понятно, почему в зале прыгают солнечные зайчики - это они отражаются в лужах на улице и проникают в комнату через стекло! Как же хочется выйти на улицу и подышать весной! А можно нам окно раскрыть и тоже вдохнуть весну? Да! Давайте правда откроем окно!»)

Правы ли мы были в начале урока в своих предположениях относительно того, что одним из главных героев выступает автор? Поясните. («Да, мы же с ним вели диалог! Он рядом!)

Прочитайте предложение:

« …И утром в воздухе нагретом густые белые пары напоены теплом и светом» (сл. №5 )

Раскройте смысл этого предложения (высказывания учащихся, пытались пропеть, придумали мелодию)

Да, я с вами согласна, в этом предложении мы чувствуем тепло, свежесть весенних дней, представляем солнечные яркие краски, и активный щебет птиц, звуки весны. Какое ёмкое по смыслу выражение автора! И мы его поняли!

Словарная работа (сл.№6 )

Как понимаете слова и выражения: полая вода, дымятся бугры, в забытьи, ветер глаза закрывает? (высказывания учащихся: «… вода вешняя, холодная, как половодье на реке; бугры дымятся, наверное, потому, что они тёплые стали, а воздух ещё не согрелся и появился пар; в забытьи - это без памяти или одурманен свежим воздухом; ветер очень приятный и ласковый»)

(читают, говорят о сравнениях, олицетворениях)

На уроке не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз (сл.№7 )

Проводит зарядку ученица - инструктор по физкультминуткам в классе:

Поморгали глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали…

Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону…

Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа…

Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой…

Закроем глаза, накроем ладонями, скрестив пальцы на лбу – пальминг.

Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения, на аквариум с рыбками - так успокаиваем глаза зелёным цветом.

Зарядка окончена!

6. Работа с текстом после чтения

Подумайте, какова основная мысль стихотворения И.Бунина? («…весной в природе всё последовательно, все идет своим чередом: половодье, проталины, много солнца, прилёт птиц, запах свежести, всё находится в движении, в пробуждении»)

Каковы наши чувства? («…мы рады приходу весны») - Каковы чувства автора? («…он любит весну, ждёт ее, очарован звуками и запахами весны»)

А что ж сама Весна? («…она, как хозяйка на земле, в воздухе- везде она правит, всем шлёт радость и веселье»)

Слушая ваши ответы, я поняла, что чувства Весны, автора и наши – во многом совпадают!

Иван Бунин сумел передать нам свои мысли и чувства. Мы поняли его. Автор настоящий мастер слова!

Посмотрите на экран. Некоторые сведения о Бунине (автобиография, случаи из жизни, творчество, сл.№8, №9, №10 )

Творческие задания любят все. По нашему произведению для вас сегодня две игры

Игра: «0 или 1» (сл.№11 ) Для правильного выполнения необходимо ещё раз просмотреть стихотворение внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). А теперь закройте текст!

Я говорю фразу из стихотворения и. Бунина. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.

«Бушует талая вода» (0)

«Что жёлтым солнечным пятном по крышам зайчики трепещут» (0)

«Кругом вода журчит, сверкает» (1)

«Крик журавлей звучит порой» (0)

«А ветер мягкий и сырой…» (1)

Проверяем правильный ключ. Встаньте, у кого такой же получился: 00101(встают те учащиеся, у кого такая комбинация цифр)

Игра: «Дерево мудрости» (сл.№12)

Вы уже хорошо помните текст этого стихотворения. Задайте любые вопросы по произведению. Запишите их на том же листочке и прикрепите на дерево (на доске прикреплено яркое дерево из картона, выбегают, крепят магнитиками вопросы в виде листочков на дерево).

Я тоже хочу поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать вопросы, читать их, а вы отвечайте без ошибок.

Вопросы, придуманные учащимися:

Сколько в стихотворении восклицательных предложений?

Найдите глаголы настоящего времени.

Чем пахнет весна?

Крик каких птиц услышал Бунин?

Найдите существительные 2-го склонения.

В какое время дня разливаются лужи?

Спасибо! Вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!

7. Рефлексия. Самооценка

Наш урок подходит к концу. Итог урока надо всем учиться подводить. Мы будем главное сейчас в уроке находить! Скажите, что по- вашему самое главное было на уроке сегодня? (высказывания: «…изучали новое произведение, развивали речь, технику выразительного чтения, следили за своим здоровьем, думали, слушали учителя и одноклассников, играли»)

Да, я с вами полностью согласна! Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением Ивана Бунина, развивали речь, выразительное чтение, не только узнали новые факты из жизни природы, но и сумели понять мысли и чувства автора. А это самое важное и ценное!

Домашнее задание - принести в класс книги И.Бунина, прочитав из них любое произведение. Рекомендовать одноклассникам. По желанию выучить стихотворение наизусть.

Самооценка. (Ученик диктует текст самооценки вслух, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус, стараются быть объективными, сл.№13 )

    Я старался правильно отвечать на вопросы (+, -)

    Работал активно, поднимал руку

    Внимательно слушал ответы одноклассников

    Узнал для себя новое

    Следил за своим здоровьем

Встаньте, у кого пять плюсов, у кого четыре плюса. Почему некоторые ученики поставили себе минус? (надо быть активнее на уроке, участвовать в беседах, диалогах)

Я, в свою очередь, вас оценю. На этом наш урок окончен. Всем спасибо за плодотворную работу на уроке!

Литература:

Романовская З.И. Учебник по литературному чтению «Живое слово» -

Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения, М.,2006

Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников, М.,1990

Примечание

Полный конспект урока по системе развивающего обучения Л.В. Занкова записан после проведённого урока, учитывая ответы обучающихся.

На уроке использовалась презентация из 14 слайдов (см. приложение):

    Книги. Пословицы о чтении

    Тема урока. Иллюстрация к произведению

    Словарная работа

    Зарядка для глаз

    Сведения о Бунине (8,9,10)

    Рефлексия-самооценка

    Методическая таблица «Продуктивное чтение» для самоанализа урока.

И. А. Бунин - «Бушует полая вода»

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает

Поэзия Бунина очень своеобразна, стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин - тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. Его стихи своеобразны. Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.

Бунин резко отрицательно отнесся к символизму, вся его поэтика, по существу, была упорной борьбой с символизмом. Причем поэта не смущало, что в этой борьбе он оказался один. Он стремился вырвать из своего творчества все, что могло бы быть общего с этим течением в искусстве. Бунин особенно отвергал "неправду" символизма. Для символистов действительность была покрывалом, маской, скрывающей иную, более подлинную реальность, разоблачение которой совершается путем преображения действительности в творческом акте. Пейзаж - пробный камень в изображении действительности. Именно тут Бунин особенно упорствует против символистов. Для них природа - сырой материал, который они подвергают переработке. Бунин же хочет быть созерцателем совершенного творения.
Бунин оставался верен своему антисимволизму, он никак не мог поверить, что форма способна служить не только вместилищем мысли, но и выражать саму мысль.
Форма стихов Бунина, конечно, безукоризненна, но нельзя не отметить, что поэт сознательно лишил ее многих существенных возможностей. Связав свою форму, он отчасти связал себя.

Иван Алексеевич Бунин
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа "Антоновские яблоки". В 1901 году в издательстве символистов "Скорпион" вышел сборник стихотворений "Листопад". За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия.
Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже.

6 класс

Тема урока: Иван Алексеевич Бунин

Стихотворение «Бушует полая вода…»

Цели урока:

    Познакомить учащихся со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Бушует полая вода…» и с картинами известных художников о весне.

    Развивать навыки выразительного чтения и умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, учить учащихся высказывать свои мысли;

    Учить слушать, понимать и ценить природу, воспитывать любовь и восхищение природой, стремление беречь и защищать природу.

Тип урока-урок-комбинированный

Вид урока:урок-беседа;

Методические приемы: беседа, выразительное чтение,словарная работа, словесное описание

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация с картинами известныххудожников о весне.

Эпиграф к уроку:

«Писатель мыслит образами»

И.Бунин

Ход урока:

    Объявление темы и целей урока;

    Вступительное слово учителя о писателе.

Внимание к слову, умение пользоваться им отличает настоящих писателей и поэтов. Попробуем понять, в чем красота истинной поэзии Ивана Алексеевича Бунина. Представим автора как человека и поэта и ответим на вопрос: Как вглядывается в мир поэт и каким он его рисует?» Так что же такое слово в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, зеленое – зеленым, воду – водой…Вот мы смотрим воду, бугры, лужи, солнце… Попробуем описать первые весенние дни, полую воду, шумящую и глухо, и протяжно.

    Выразительное чтение стихотворений учащимися.

    Словарная работа

Объяснение слов ы выражений

Бушует (бушевать)

Проявляется с необычной, разрушительной силой;

Полая вода (полый)

Разлившаяся по вскрытии реки вода

Шумит и глухо, и протяжно

Шумит незвонко и медленно

Пролетный

Перелетный (о птицах, проявляющихся весной или осенью при перелете)

Черные бугры (бугор)

Небольшое возвышение, холм

«Зайчики» трепещут (трепетать)

Колеблются, дрожат

Рыхлые облака (рыхлый)

Неплотные

Солнце греет гумен (гумно)

Помещение, сарай для хлеба, площадка для молотьбы

В забытьи стоишь (забытье)

Как во сне

Запах талых крыш (талый)

Запах от крыш, на которых растаял снег

Вода журчит (журчать)

Вода производит легкий, монотонный, булькающий шум

    Беседа по вопросам:

О чем это стихотворение? (Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая весна, которую мы пытались описать.Но чтоб понять и оценить стихотворение, надо быть предельно внимательным)

Бушует полая вода… Как вы понимаете слова бушует и полая? Здесь поэт дает звуковую характеристику. Но мы не можем передать шум воды. Вода… давайте послушаем полую воду: Шумит и глухо и протяжно. А грачи кричат весело и важно.

В стихотворении описывается ранняя весна, когда кое-где уже обнажились пласты земли, но еще нет зелени. Какие цвета использует поэт при описании ранней весны?

Светлый и теплый колорит весеннего дня создают отраженные в лучах солнечные лучи и веселые прыгающие зайчики. А какие синонимы можно подобрать к слову трепещут?(Трясутся, колеблются, дрожат).

Какими изобразительными средствами пользуется поэт, чтобы «нарисовать весну»?

А в каких случаях вы чувствуете присутствие человека? Что испытывает весной человек?

6. Словесное описание.

7. Рассматривание картин известных художников о веснечерез проектор (И. Левитан «»Весна – большая вода», «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели», А. Пластов «Весна»)

Что вы видите на картине?

Какое из этих произведений ярче передает настроение весны: стихотворение или картина? Почему?

Скажите, когда вы видите картину, слышите, как шумит вода или как солнце ласково греет? Чувствуете все это?

8. Вывод. Художник для создания своей картины пользуется красками, ее оттенками и передает то, что видит; а писатель, чтобы написать стихотворение о весне, пользуется не только «красками», но и может передать запахи, чувства, шум воды. Стихотворение полно новых красок, запахов и звуков. Весна Бунина – «деревенская», с криком петухов, с тихими гумнами и дворами. Поэт смотрит на природу из усадьбы, вдыхает «свежий запах», доносящийся не с «потопленных лугов», а из сада. И солнечные «зайчики» прыгают в «зале». Все это он создает с помощью метафор и эпитетов.

9. Домашнее задание. Попробовать сочинить стихотворение о весне.

Иван Алексеевич Бунин

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Период работы Ивана Бунина в Орле был непродолжительным, однако именно тогда молодой поэт научился ценить природу родного края. Все свободное время он проводил за городом, наслаждаясь красотой лесов и лугов, подмечая каждую мелочь и впоследствии пытаясь выразить свои ощущения словами.

Бунин не переставал удивляться, насколько переменчивым может быть окружающий мир, и эти перемены приводили его в восхищение. Еще вчера лес, покрытый нежной листвой, уже серебрится от инея, а зеленые поля вдруг превращаются в бескрайнюю снежную равнину. Но с особым нетерпением автор ждал прихода весны, которая ассоциировалась у него с обновлением, свободой и надеждой.

В стихах Бунина весна часто представляется кроткой и нежной, робкой и восхитительно красивой. Она несет с собой новую жизнь и дарит ощущение радости. Совсем по-другому выглядит весна в стихотворении «бушует полая вода…», написанном в 1892 году. Здесь она представлена напористой и даже агрессивной, но при этом дарит предвкушение некоего праздника, который сама природа ожидает с нетерпением. Именно ранней весной талая вода «шумит и глухо, и протяжно», в небе слышны крики грачей, которые возвращаются на родину, а земля успевает за день прогреться настолько, что начинает исходить первым весенним паром.

Автор искренне удивляется том, что днем на улице стоит уже по-летнему теплая погода и «в полдень лужи под окном так разливаются и блещут». Однако ночные сумерки несут с собой легкие заморозки, так как зима пока еще не хочет сдавать своих позиций. Поэту нравится такое упорное пробуждение природы, он радуется тому, что «ярким солнечным пятном по залу «зайчики» трепещут», а «меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет.

Бунин действительно искренне рад приходу весны, отмечая при этом, что подобные чувства испытывает не он один. Это - пора обновления, которая дурманит почище молодого вина . И это восхитительное ощущение поэт передает словами: «Как в забытьи каком стоишь и слышишь свежий запах сада». Журчание талой воды, крики петухов на селе, солнце, которое в полдень уже начинает припекать - каждое мгновение наступающей весны рождает в душе поэта то особое чувство радости, когда мир кажется лишенным каких-либо недостатков. Вместе с тем, приходит и ощущение умиротворения, которое свойственно людям тогда, когда они находятся в абсолютной гармонии с природой. «А ветер, мягкий и сырой, глаза тихонько закрывает», — отмечает автор, получая удовольствие от каждого мгновения жизни.