Кто такие кулаки в ссср. Исторический ликбез

в России - деревенская буржуазия. Кулаки - это крупные (по сравнению с середняками и крест. беднотой) зем. собственники, арендаторы, эксплуатировавшие батраков и бедняцко-середняцкую часть деревни. Однако в массе своей они мало отличались по уровню культуры и быта от крестьян, участвовали в крест. физич. труде. Составляя небольшое меньшинство крестьянства, К. вместе с тем было самым многочисл. слоем капиталистич. предпринимателей в земледелии. К. начало появляться еще в докапиталистич. деревне, в связи с развитием товарного произ-ва, и сложилось в пореформенную эпоху. "Прибирая к рукам" и крестьянские, и помещичьи, и казенные земли, К. концентрировало в своих руках все большее и большее количество земель. В России в кон. 19 в. на долю К. приходилось не более 1/5 крест. дворов. Но, указывал В. И. Ленин, "...по своему значению во всей совокупности крестьянского хозяйства, - в общей сумме принадлежащих крестьянству средств производства, в общем количестве производимых крестьянством земледельческих продуктов, - крестьянская буржуазия является безусловно преобладающей. Она - господин... деревни" (Соч., т. 3, с. 145). В дореволюц. России кулаки производили 50% товарного хлеба, концентрировали в своих х-вах большую часть с.-х. машин и орудий, половину конского поголовья, владели торг. заведениями и торг.-пром. предприятиями, содержали трактиры, занимались ростовщичеством. В стремлении к накоплению К. наталкивалось на рогатки крепостничества. Отсюда - его враждебность к дворянам-помещикам, "...но еще более несомненна его враждебность по отношению к сельскому пролетариату" (там же, т. 8, с. 207). После революции 1905-07 царизм, оставляя нетронутым помещичье землевладение, вместе с тем встал на путь форсированного разрушения крест. общины, укрепления К., стремясь в его лице создать свою верную опору (см. Столыпинская аграрная реформа). Пролетарскую революцию К. встретило враждебно. Однако на 1-м этапе сов. агр. преобразований (до лета 1918), пока шла ликвидация помещичьего землевладения, К. выступало вместе со всем крестьянством. При этом оно захватывало лучшие земли, помещичий инвентарь и скот. Кулаки проникали в сел. советы и во мн. местах подчиняли их своим интересам. Владея большими запасами хлеба, они пытались голодом сорвать хлебную монополию, восстановить свободную торговлю, принудить Сов. власть отказаться от социалистич. преобразований. Летом - осенью 1918 оно открыто выступило против Сов. власти. По стране прошла волна кулацких восстаний. К. стало осн. социальной опорой контрреволюции (см. Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР 1918-20). Кулацкие банды зверски расправлялись с рабочими и крест. беднотой, помогали белогвардейцам и интервентам. В борьбе с К. большую роль сыграли комитеты бедноты и продотряды рабочих. Введенная в 1919 продразверстка была направлена на изъятие хлебных излишков в деревне, в первую очередь у кулаков. К. был нанесен сильнейший удар, часть кулацких х-в была экспроприирована. К. лишилось 50 млн. га из 80 млн. га земли, к-рыми владело до революции значит. части др. средств произ-ва. С переходом к нэпу на базе социального расслоения деревни возобновился рост кулацких х-в. Однако восстановить свои дореволюц. позиции К. не смогло. Национализация земли уничтожила осн. источник капиталистич. накопления в деревне. Сов. власть проводила политику ограничения и вытеснения К., облагая его повышенными налогами, ограничивая размеры зем. аренды и найма рабочей силы, лишая политич. прав и т. д. С др. стороны, эксплуататорские возможности К. ограничивались экономич. помощью гос-ва бедноте и середнякам, что укрепляло трудовое крест. х-во. Гл. роль в капиталистич. накоплении теперь играла концентрация рабочего скота, с.-х. машин и орудий, а не земли, как было до революции. По данным обследования 614 тыс. крест. х-в в 1927, среди них было 3,2% кулацких, к-рые имели 7,5% рабоч. скота, 21,7% машин и орудий. Бедняцкая группа (26,1% обследованных х-в) имела 6,5% рабочего скота, 1,6% машин и орудий. Бедняки, а частью и середняки были вынуждены на кабальных условиях нанимать рабочий скот и инвентарь у кулаков и зажиточных середняков. Отношения, основанные на сдаче в наем средств произ-ва, были наиболее распространенными капиталистич. отношениями в доколхозной деревне. К. арендовало значит. зем. площадь у бедняков и маломощных середняков. В х-вах с посевом от 16 до 25 дес. половина земли была арендованной, а в х-вах с посевом св. 25 дес. - до трех четвертей. Ок. 1,4 млн. кулацких и зажиточных середняцких х-в держало сроковых рабочих (батраков). Собственно кулацких х-в в 1927 насчитывалось ок. 1 млн. (примерно 4-5%). Вместе с зажиточной верхушкой середняков они производили до 30% товарного хлеба. Владея значит. средствами произ-ва, арендуя землю, эксплуатируя труд батраков и бедняков, закабаляя их при помощи ростовщического кредита, кулацкие х-ва к сер. 20-х гг. значительно окрепли, усилили сопротивление политике Сов. власти в деревне. К. выступало с требованием организации "Крест. союза", к-рый должен был противостоять Коммунистич. партии. Кулаки проникали в Советы, пытались захватить в свои руки крест. орг-ции и кооперацию, чтобы сорвать политику ограничения и вытеснения К. Они вели антисов. и антиколхозную агитацию. Вновь стал расти кулацкий террор. В 1926 было зарегистрировано 400 террористич. актов со стороны К., в 1927 - 700, в 1928 - 1027. В 1927 К. организовало "хлебную стачку", отказываясь продавать хлеб гос-ву по твердым ценам. Чтобы сломить саботаж хлебозаготовок, гос-во вынуждено было применить чрезвычайные меры (применение ст. 107 Уголовного кодекса РСФСР о привлечении к судебной ответственности и конфискации имущества виновных в спекуляции). Часть кулацких х-в была экспроприирована, у кулаков было проведено изъятие тракторов и др. сложных машин, кредитных средств, усилены ограничения для кулаков в аренде земли, в создании отрубных и хуторских х-в. Возросло налоговое обложение кулацких х-в, в частности стало применяться индивидуальное обложение. Весной и летом 1929 в кулацких х-вах прокатилась волна батрацких стачек. Развертывание сплошной коллективизации послужило основой для перехода от политики ограничения и вытеснения к политике ликвидации К. как класса. К. оказало ожесточенное сопротивление колхозному движению (от антиколхозной агитации до убийства активистов, поджогов колхозного имущества, организации мятежей). Клас. борьба приняла крайне острые формы. Этим в значит. мере было обусловлено проведение ликвидации К. в форме "раскулачивания" - насильств. экспроприации всех средств произ-ва и широкого применения репрессивных мер. Конкретные формы осуществления политики ликвидации К. были разработаны в постановлениях и инструкциях Политбюро ЦК ВКП(б) (от 30 янв. 1930), ЦИК и СНК СССР (от 1 и 4 февр. 1930). В р-нах сплошной коллективизации был отменен закон о разрешении аренды земли и применении наемного труда. Краевым и обл. исполкомам Советов и пр-вам автономн. республик предоставлялось право решать вопрос о конфискации имущества кулаков и их выселении. Конфискованное у кулаков имущество должно было передаваться в неделимые фонды колхозов как взнос бедняцких х-в и батраков. Предусматривалось разделение кулацких х-в на 3 категории, причем только в отношении первой из них (наиболее мощные х-ва, владельцы к-рых участвовали в контрреволюц. борьбе) рекомендовалось применять решительные меры: арестовывать, отдавать под суд, а семьи выселять, имущество конфисковать. В отношении экономически мощных х-в кулаков, эксплуатировавших бедноту, но не участвовавших в контрреволюц. выступлениях, применялись экспроприация средств произ-ва и выселение в отдаленные р-ны. Владельцы менее мощных х-в, активно не выступавшие против Сов. власти, но эксплуатировавшие наемных работников, расселялись в пределах тех же адм. р-нов. Осн. масса К. была отнесена к 3-й категории, значит. часть их впоследствии была принята в колхозы. Раскулачивание осуществлялось как обществ. кампания с участием представителей Сов. власти, групп бедноты, колхозников. Вопрос о раскулачивании тех или иных лиц обсуждался на собраниях крестьян. Кулаки с семьями выселялись в специально отведенные места и там получали возможность заниматься производит. трудом. Часть кулаков ликвидировала х-ва и переселилась в города и др. р-ны. Однако в практике раскулачивания были допущены ошибки и извращения. Меры борьбы против кулака нередко переносились и на середняка. В нек-рых р-нах доля "раскулаченных" доходила до 15% крест. х-в, тогда как фактически кулацкими были не более 5% х-в. Эти и др. ошибки, к-рые вызвали недовольство крестьян, в дальнейшем были исправлены. В 30-х гг. в ожесточенной борьбе с К. сов. крестьянство было избавлено от кулацкой эксплуатации, в СССР победил колх. строй, исчезли условия, порождающие К. (см. Коллективизация сельского хозяйства СССР). В 1930-32 из р-нов сплошной коллективизации было выселено 240 757 семей - ок. 1/4 всех кулацких х-в, или примерно 1% крестьянских х-в. Часть их была направлена на работу в горнодобывающую промышленность, на лесозаготовки, часть - организована в с.-х. артели особого типа и продолжала заниматься земледелием. С бывших кулаков, которые лояльно относились к Сов. власти и честно трудились, постепенно снимались ограничения в правах. В соответствии с Конституцией СССР 1936 всем им были предоставлены избират. права. В сент. 1938 артели быв. кулаков были преобразованы в с.-х. артели с обычным порядком управления (до этого правления в них не избирались, а назначались). Т. о., осн. часть быв. кулаков была вовлечена в социалистич. строительство, перевоспитана, превратилась в честных равноправных граждан сов. об-ва. Во Время Вел. Отечеств. войны 1941-45 в оккупированных врагом р-нах фашисты вербовали из числа наиболее озлобленных быв. кулаков своих прислужников (полицейских, старост и т. п.). Но большая часть быв. кулаков и их детей честно выполнила гражданский долг на фронте и в тылу. В связи с этим после войны с них были сняты последние ограничения (лишение права выезда с места поселения). Лит. (помимо указанной в ст. Крестьянство, Коллективизация сельского хозяйства СССР): Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 289-93); Калмыкова А. И., О нек-рых вопросах расслоения сов. деревни в годы восстановит. периода (1921-1925 гг.), "ВМГУ", серия 9, ист. науки, 1960, No 3; Гайстер А. И., Расслоение сов. деревни, М., 1928; Каврайский В. A., Нусинов И. С., Классы и клас. борьба в совр. деревне, Новосиб., 1929; Сулковский М. В., Клас. группировки и производств. типы крест. х-в, М., 1930; Данилов В. П., Социально-экономич. отношения в сов. деревне накануне коллективизации, "ИЗ", т. 55, М., 1956; Семернин П. В., О ликвидации кулачества как класса, "ВИ КПСС", 1958, No 4; Пинаров А. П., К вопросу о ликвидации кулачества как класса и судьбе быв. кулаков в СССР, в кн.: История сов. крестьянства и колх. строительства в СССР, М., 1963; Сидоров В. A., Мероприятия по труд. перевоспитанию быв. кулаков, "ВИ", 1964, No 1; Погудин В. И., Проблема ликвидации кулачества как класса в сов. историографии, "ВИ", 1965, No 4. В. П. Данилов. Москва.

Статья исключительно полезная с точки зрения понимания того, почему кулаками на местах стали зачастую обозначать не того, кого надо, и почему всё обернулось именно таким образом.

Г.Ф. Доброноженко

Отрицание существования кулачества в деревне 1920-х годов было широко распространено среди местных руководителей, что нередко было связано с трактовкой ими термина " кулак ". Местные руководители, считая кулаком лишь ростовщика и торговца, "искали в деревне кулака-мироеда, ростовщика и в таком виде не находили", "старого, явного кулака, каким его знало крестьянство не обнаруживали"66..
Существовала и прямо противоположная трактовка: "торговец, не имеющий сельского хозяйства (не эксплуатирующий наемный рабочий труд на сельскохозяйственных операциях и др.) - не кулак, а просто торговец, или просто спекулянт, мародер, ростовщик или еще что угодно"67.
Термин " кулак " в качестве синонима "сельской буржуазии" использовали в середине 20 -х гг. главным образом аграрники-марксисты левого направления. Об их взглядах можно составить представление по трактовке понятия " кулак " Ю. Лариным: "кулацкое хозяйство является интегральным, сложным по составу источников доходов, но единым по эксплуататорской сущности его частей"68. Ю. Ларин выделяет четыре типа кулаков. Первый тип - " кулак-производственник, который при помощи наемных рабочих ведет производственное хозяйство в размерах, превышающих полное использование трудовых сил самих крестьянских семей", с предпринимательской целью, т.е. для продажи на рынке товаров, созданных чужим трудом. Вторым типичным видом Ю. Ларин считает " кулаков-скупщиков " - наиболее ненавистной для рядового крестьянина разновидностью кулачества. "Третий вид - кулак-торговец " промышляет торговлей городскими товарами и закупаемыми или кустарными изделиями. И четвертый тип - кулак-ростовщик, дающий соседу в аренду плуг, лошадь и т.д."69

Аграрники-марксисты, трактующие понятие " кулак " в широком смысле как сельскую буржуазию, предпочитали не использовать в своих исследованиях термин " кулак " ввиду того, что он "не вполне научен" . Для обозначения класса сельских эксплуататоров в 1920-е годы употреблялись термины "мелко-капиталистические хозяйства", "капиталистические предприниматели", "частнокапиталистическое хозяйство", "предпринимательская группа", "хозяйства кулацко-предпринимательского типа".
С 1930-х годов в научной литературе для обозначения сельской буржуазии используется исключительно термин " кулак ".
[*] Грант Московского общественного научного фонда (проект № 99-1996); грант РГНФ, № 99-01-003516.
* См. подробнее: Г.Ф. Доброноженко. Классовый противник диктатуры пролетариата: крестьянская буржуазия или мелкобуржуазное крестьянство (идеология и практика большевизма 1917-1921 гг.) // Рубеж. Альманах социальных исследований. 1997. N 10-11. С. 144-152.
* Крестьянские Комитеты Общественной взаимопомощи.
1 Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. 3-е изд., доп. М., 1987. С. 262; Краткий политический словарь. 2-е изд., доп. М., 1980. С. 207; Трапезников С.П. Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос: В 2 т. М., 1967. Т.2. "Исторический опыт КПСС в осуществлении ленинского кооперативного плана. С. 174.
2 Смирнов А.П. Наши основные задачи по поднятию и организации крестьянского хозяйства. М., 1925. С. 22; Першин А. Два основных источника расслоения крестьянства // Жизнь Сибири. 1925. № 3(31). С. 3.
3 Деревня при НЭПе. Кого считали кулаком, кого тружеником. Что говорят об этом крестьяне. М., 1924. С. 21, 29, 30.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989. Т. 2. С. 215.
5 Энциклопедический словарь Бр. А. и И. Гранат и К0. 7-е изд. М., 1991. Т. 26. С. 165.
6 Сазонов Г.П. Ростовщичество - кулачество. Наблюдения и исследования. СПб., 1894. С. 86.
7 Энгельгард А.Н. Письма из деревни. 1872-1887 гг. М., 1987. С. 521 - 522.
8 Гарин-Михайловский Н.Г. Сочинения. М., 1986. С. 17; Н. Успенский. Издалека и вблизи. Избр. повести и рассказы. М., 1986. С. 14, 18; Злотовратский Н.Н. Деревенские будни. Очерки крестьянской общины // Письма из деревни. Очерки о крестьянстве в России второй пол. ХIХ в. М., 1987. С. 279, 355.
9 Сазонов Г.П. Указ. соч. С. 149.
10 Энгельгард А.Н.. Указ. соч. С. 521,522.
11 Постников В.Е. Южно-русское крестьянство. М., 1891. С. ХVII.
12 Там же. С. 114, 117, 144.
13 Постников В.Е. Указ. соч. С. ХVII.
14 Гвоздев Р. Кулачество - ростовщичество и его общественно-экономическое значение. СПб., 1899. С. 148, 160.
15 Там же. С. 147, 154, 157, 158.
16 Ленин В.И. Полн. собр. соч.. Т. 3. С. 383.
17 Там же. Т. С. 178 - 179.
18 Там же. Т. 1. С. 507.
19 Там же. Т. 3. С. 179.
20 Там же. Т. 1. С. 110.
21 Там же. Т. 3. С. 178.
22 Там же. Т. 3. С. 169, 178; Т. 17. С. 88 - 89, 93.
23 Там же. Т. 3. С. 69, 177; Т. 4. С. 55.
24 Там же. Т. 3. С. 69 - 70.
25 Там же. Т. 3. С. 169.
26 Там же. Т. 16. С. 405, 424; Т. 17. С. 124, 128, 130 и др.
27 Там же. Т. 34. С. 285.
28 Там же. Т. 35. С. 324, 326, 331.
29 Там же. Т. 36. С. 361 - 363; Т. 37. С. 144.
30 Там же. Т. 36. С. 447, 501, 59.
32 Там же. Т. 36, С. 510; Т. 37. С. 16, 416.
33 Декреты Советской власти. Т. II. С. 262 - 265.
34 Там же. Т. II. С. 352 - 354.
35 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 146, 196, 200.
36 Там же. Т. 38. С. 236.
37 Там же. Т. 38. С. 256.
38 Там же. Т. 38. С. 14.
39 Директивы КПСС по хозяйственным вопросам. Т. 1. 1917-1928. М. 1957. С. 130-131.
40 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 58.
41 Там же. Т. 37. С. 46.
42 Там же. Т. 31. С. 189-220.
43 Там же. Т. 37. С. 94.
44 Там же. Т. 39. С. 312, 315.
45 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд. М., 1970. Т. 2. С. 472.
46 Тринадцатый съезд ВКП(б): Стеногр. отчет. М., 1963. С. 442-443.

47 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 3. С. 341.

48 Троцкий Л. О наших задачах. Доклад на общегородском собрании парторганизации в г. Запорожье. 1 сентября 1925 г. М.; Л., 1926. С. 4.

49 Анцелович Н. Рабоче-крестьянский союз и батрачество (к постановке вопроса) // На аграрном фронте. 1925. № 5-6. С. 84.

50 СУ РСФСР. 1926. № 75. Ст. 889.

51 Директивы КПСС и Советского Государства по хозяйственным вопросам... Т. 1. С. 458; Лурье Г.И. Кооперативное законодательство. 2-е изд. М., 1930. С. 22-23.

52 Земельный кодекс РСФСР. М., 1923. С. 118; СУ РСФСР. 1922. № 45. Ст.426.

53 СЗ СССР. 1925. № 26. Ст. 183; СУ РСФСР. 1925. № 54. Ст. 414.

54 СЗ СССР. 1927. № 60. Ст. 609.

55 Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР 1917-1954 гг. М., 1954. С. 300-302.

56 СЗ СССР. 1929. № 14. Ст. 117.
57 Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1927-1932 гг. / Под ред. В.П. Данилова, Н.А. Ивницкого. М., 1989. С. 211-212.
58 Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. М., 1989.
59 Хрящева А.И. Группы и классы в крестьянстве. 2-е изд. М., 1926. С. 109-112; Социалистическое хозяйство. 1924. Кн. II. С. 59.; Условия подъема деревни и дифференциация крестьянства // Большевик. 1925. № 5-6 (21-22). С. 24-25.
60 Горохов В. К вопросу о расслоении крестьянства (из опыта одного обследования) // Экономическое строительство. Орган Московского Совета РК и КД. 1925. № 9-10. С.54.
61 Смирнов А.П. Наши основные задачи... С. 5,6.
62 Смирнов А.П. Политика Советской власти в деревне и расслоение крестьянства (кулак, бедняк и середняк). М.; Л., 1926. С. 33.; Он же. К вопросу о дифференциации крестьянства. Правда. 1925. 7 апр.; Он же. О крепком трудовом крестьянстве. Правда. 1925. 31 февр.; Он же. Еще раз о крепком трудовом крестьянстве. Правда. 1925. 5 апр.; 1925. 7 апр.
64 Богушевский В. О деревенском кулаке или о роли традиции в терминологии // Большевик. 1925. № 9-10. С. 59-64.
65 Там же. С. 62, 63, 64.
66 Соскина А.Н. История социальных обследований сибирской деревни в 20-е годы. Новосибирск, 1976. С. 184-185.
67 Как живет деревня: Материалы по выборочному обследованию Емецкой волости. Архангельск. 1925. С. 98.
68 Ларин Ю. Сельскохозяйственный пролетариат СССР. М., 1927. С. 7.
69 Ларин Ю. Советская деревня. М., 1925. С. 56.

Слово «кулак» хорошо известно русскоговорящему населению. Кажется, с ним всё предельно ясно. Но, оказывается, что подобное слово есть и в других языках, совсем не славянских. Так, житель Турции, услышав его от иностранца, кивнёт в знак того, что понимает, о чём идёт речь. Но почему-то коснётся уха. А ведь ещё несколько десятков лет назад и у славян этот термин вызвал бы двойственные чувства. Видимо, не всё здесь так просто.

В этой статье рассматривается эволюция значений слова «кулак», а также прослеживается его родословная.

Что такое кулак

Кулак - это согнутая пясть. С таким значением слово упоминается ещё в письменном памятнике XIII века (Патриаршая или Слово «пясть» в те времена использовали для обозначения руки. Кроме такого толкования «кулак» может также обозначать следующие понятия:

  • Сосредоточенные войска для нанесения решительного удара.
  • Деталь машины, благодаря которой приводится в движение определённый механизм. Так, поворотный кулак автомобиля - это обязательная часть транспортного средства, благодаря которой колёса могут поворачиваться, меняя траекторию движения.
  • Крестьянин-собственник, имеющий нечестным путём нажитое имущество.
  • Человек, отличающийся скупостью и корыстолюбием.

А теперь обо всем по порядку.

Откуда пришло слово

Есть люди (их называют этимологами), посвящающие своё время поиску истоков, от которых происходят разные слова. Как опытные детективы, они цепляются за малейшие улики: находят совпадения морфем в разных языках, смотрят на звуковой состав слова. Благодаря их трудам можно узнать родословную многих русских терминов.

Однако не всегда версии по происхождению одного и того же слова у разных этимологов совпадают. Они могут долго спорить между собой, но это лишь помогает ещё ближе подобраться к истине. Так произошло и в случае с рассматриваемым в статье термином.

История происхождения слова «кулак» весьма запутана и неоднозначна. Такого мнения придерживаются многие языковеды, в частности Макс Фасмер и Павел Черных. Поэтому о происхождении данного слова можно говорить только предположительно, уточняя, что существует много разных версий. Далее в статье рассматриваются некоторые из них.

Версия №1

Алексей Соболевский - автор многочисленных работ по лингвистике, считает слово «кулак» древним русизмом. Он замечает, что в древнерусском языке такого слова не было, а вместо него употреблялось «пясть». И только со временем согнутую пясть начали называть кулаком. Соболевский полагает, что вполне возможно родство данного слова с древнерусским «куль» (старая единица измерения) - кулек (мешочек). Скорее всего, «кулак» в те времена обозначал примерно то же, что и нынешнее «мешок», «обвёртка». Если всё так, именно этот смысл вложен в современное слово «кулак» в значении «крестьянин-торговец», «скупщик».

Версия №2

Возможно, что слово «кулак» пришло из тюркских языков. В них kulak имеет то же значение, что и в русском. Однако в турецком языке это же слово переводится, как «ухо». Тем не менее многие языковеды придерживаются именно этой этимологии.

Версия №3

Павел Черных тюркское заимствование считает неправдоподобным. Он объясняет, что слово «кулак» очень древнее, возможно, оно существовало ещё во времена, когда письменность не была развита. Черных предполагает, что древнерусское «кулакъ» могло бы оказаться производным от утраченного ещё более древнего слова.

Версия №4

Наконец, Николай Шанский возводит «кулак» к общеславянскому kuliti («сжимать в комок»). Родственным этому слову он считает «кукиш» (жест издёвки, презрения).

Всё ли так просто?

Вопреки тому что многим людям дать определение слову «кулак» кажется простым и бесхитростным занятием, для лингвистов это составляет значительную трудность. Почему?

Человек, не связанный с филологией или анатомией, скорее всего, скажет, что кулак - это часть тела. Тогда стоит уточнить, что частями тела называют лишь определённые участки организма: рука, нога, шея... А вот является ли таковым, например, сердце? «Сердце - это орган», - ответит физиолог. Действительно, «сердце и другие части тела» - звучит странно. Это потому, что здесь важную роль играет параметр видимости объекта. Невидимые внешне органы редко относят к частям тела.

Кулак: часть тела или его форма?

Кажется, что теперь всё понятно, но лингвисты всё ещё сомневаются. «Части тела, - говорят они, - должны быть не только видимыми, но и сохраняться, независимо от позы человека, его мимики, жестов». Что ж, в этом есть логика. Локоть, кисть и запястье присутствует у человека всегда. Не важно, катается ли человек на велосипеде, спокойно сидит на кресле или активно жестикулирует. Стало быть, это части тела. А вот про кулак можно сказать, только в том случае, если человек примет определённую позу (в случае вытянутых пальцев руки кулак отсутствует).

Примерно так же ведёт себя и улыбка. Губы - это часть тела, они присутствуют всегда. А вот улыбка то появляется, то исчезает. Всё зависит от положения губ, а они могут быть и сердито сжатыми, и удивлённо округлёнными. Точно так человек может и сжимать кулак, и расслаблять руки. Можно говорить, что улыбка и кулаки получены вследствие изменения формы частей тела: такие себе трансформы.

На что способен кулак

На этом можно было бы и остановиться, но есть ещё что-то, на что филологи предлагают обратить внимание. Они уверяют, что кулак не является обычным трансформом, хотя есть все основания полагать это. Всё дело в функциях, которые он на себя возлагает, и они больше свойственны частям тела, чем их формам.

Во-первых, как и все трансформы, кулак может выражать определённые человеческие эмоции, мысли, передавать информацию адресату. Показать кулак - довольно выразительный жест, по которому сразу можно догадаться о намерениях человека. Но это ещё больше наталкивает на мысль, что кулак не является частью тела. Ведь трудно передать эмоции, показав ногу или руку собеседнику.

Однако уже вторая функция кулака редко свойственна трансформам. Обычно со словом «кулак» люди ассоциируют борьбу. Это потому что он обладает собственной силовой функцией. Чаще всего человек сжимает кулак для того, чтобы оказать физическое воздействие на что-либо. То есть предмет обсуждения выступает в роли силового инструмента, которым человек может пользоваться при возникшей необходимости. Стоит отметить, что такие действия не всегда связаны с агрессивным намерением. Кулаком можно постучать в дверь, не имея никакого злого умысла, или замесить тесто для пирога.

Таким образом, наиболее точным будет вывод: кулак обладает промежуточными свойствами между частями тела и трансформами.

Кулак как хранилище

Фразеологизм «взять волю в кулак» связан с ещё одной функцией кулака, которая не рассматривалась в статье. «Это функция вместилища и хранилища маленьких объектов», − именно так говорит Александр Летучий в своей работе по лингвистическим исследованиям. Здесь всё понятно: в кулачке ребёнок может зажать конфету, спрятав её от строгого взгляда мамы. Или, допустим, женщина едет в трамвае на работу. В кулаке очень удобно зажать монетки, чтобы не выронить их до появления контролёра.

С такой точки зрения рассматриваемый фразеологизм можно толковать следующим образом: «Человек собирает свои физические, психические и душевные силы, помещая их в определённое замкнутое пространство (кулак), чтобы те не смогли от него ускользнуть».

С другой стороны, фразеологизм «взять волю в кулак» - это объединение всех сил в одно монолитное целое, в одно тело, коим и является кулак.

Кулачный бой

Первое упоминание кулачных боёв на Руси можно найти ещё в «Повести временных лет». Хотя слово «кулак» там не употреблялось, в данной статье стоит обратить внимание и на эту старинную русскую традицию.

Своими корнями кулачный бой уходит ещё в дохристианское время. Таким способом люди развлекали себя, а также отрабатывали навыки самообороны, необходимые для той эпохи.

Мужчины объединялись в команды и дрались «стенка на стенку». Довольно популярным видом была и борьба «сам на сам», то есть «один на один», а также «сцеплялка-свалка», где каждый боролся против всех, сам за себя.

Куликово поле

Интересно, что название происходит от слова «кулак». Несложно догадаться, почему. Именно здесь и проводились кулачные бои, выяснялись спорные вопросы, разрешение которых казалось невозможным мирным путём. Так и прозвали эту местность «Куликово», то есть «кулаки».

Договоримся о терминах

Физики, биологи и другие люди, так или иначе связанные с наукой, прежде чем завести диалог о сложном явлении, говорят: «Давайте договоримся о терминах». Зачем? Дело в том, что в одно и то же слово можно вкладывать совершенно разный смысл. Из-за этого происходят недопонимания, возникают споры. Чтобы разговор был конструктивным, лучше говорить на одном языке, то есть чётко понимать, что означают употребляемые термины.

Слова - омонимы

Как уже говорилось, кулак - это и кисть с прижатыми пальцами, и крестьянин-торговец, и человек, отличающийся незавидными качествами. Любители техники могут добавить свое значение. Ведь существует ещё и разворачивающий колёса автомобиля. Однако данное слово - не просто многозначный термин.

Иногда разные понятия объединяются под одним и тем же звучанием и написанием, хотя и не имеют никаких смысловых связей. Такие слова называют омонимами. «Кулак» в значении согнутой руки, и «кулак» в значении торговца также являются омонимами.

Это легко проверить, заглянув в толковый словарь русского языка. Там эти слова идут в разных статьях.

Кулак-торговец

Само понятие «кулак», когда речь идёт о людях, возникло ещё до реформы. Кулаками тогда называли торговцев, которые прибегали к всевозможным уловкам, чтобы увеличить свою прибыль. Кроме этого, кулаки часто занимались посредничеством между производством и сбытом: покупая по низкой цене, продавали втридорога. Бывало, что кулак исполнял роль современного кредитора, одалживая участок земли, зёрна для посева, животных для работы в поле. После чего крестьянин, решившийся воспользоваться услугами такого человека, обязан был вернуть всё с большими процентами либо же отработать.

Такая практика, с одной стороны, помогала бедным крестьянам выжить, давала им шанс на развитие своего хозяйства. С другой стороны, жёсткие условия «сделок» не позволяли жителям деревни встать на ноги, а ещё больше разоряли малоимущих.

Называя человека «кулаком», крестьянин, прежде всего, имел в виду его моральное содержание. Это прозвище возникло из-за того, что такие предприниматели оказывали влияние на людей, вызывая у деревенских жителей зависимость, тем самым «держа их в кулаке».

Необходимо отметить, что зажиточные крестьяне - это не всегда кулаки. В сознании современников того времени было чёткое распределение между честным заработком, которым считалась всякая физическая работа, приносящая пользу себе и обществу, и обманом, к которому прибегали некоторые жители, эксплуатируя труд своих односельчан.

Кулаки как один из классов общества

Трактовка слова «кулак» в значении морального облика человека сохранялась до 1920-х годов XX века. После чего отношение к слову поменялось. Если раньше этот термин имел переносное значение и указывал на нравственные качества человека либо его жульнические приёмы, то теперь за словом «кулак» закрепилось конкретное значение одного из классов общества.

Зажиточные крестьяне - это угроза для всего общества. Такое мнение было распространено среди людей, которые вели борьбу с кулачеством.

Примеры употребления

Для лучшего понимания в статье приводятся предложения со словом «кулак» в разных значениях.

  • Мальчик решительно сжал кулаки и ринулся в бой: хулиган обижал знакомую ему девочку.
  • Кулак этого парня был увесистый - с таким человеком нужно было либо дружить, либо обходить стороной.
  • Василия в деревне называли кулаком, потому что любил он обманным путём присвоить себе чужие средства.
  • С кулаками обращались жёстко, находя в них угрозу для всего мира.
  • Отец считал, что кулак - это отличный метод воспитания, но так ни разу им и не воспользовался.
  • Собрав волю в кулак, уставший турист поднялся и пошёл вслед за уходящей группой.

Даже в самой обычной беседе нужно с внимательностью относиться к двусмысленным словам. Пользуясь каким-либо понятием, следует при необходимости уточнять, какой именно смысл в него вложен.

Рассмотрев слово «кулак» в значениях, присущих современному языку и культуре прошлых столетий, можно смело употреблять его в самых разных контекстах. Это придаст не только выразительность речи, но и предоставит возможность лучшего понимания собеседника при ведении диалога.

Российская история знала немало исторических событий, связанных с различными классовыми явлениями. Одним из таких стало кулачество - это деревенская буржуазия. Классовое деление в Советском Союзе было острым вопросом. Отношение к кулакам изменялось в соответствии с ходом истории и курсом правящей власти. Но в итоге все пришло к такому процессу, как раскулачивание и ликвидация кулачества как класса. Давайте взглянем на страницы истории.

Кулачество - это что? И кто такой кулак?

Кулаками до революции 1917 считались успешные торговые купцы. Иная смысловая окраска придается этому термину после революции 1917 года. В определенный момент, когда Всесоюзная коммунистическая партия большевиков меняла направленность своего политического курса, менялось и значение кулачества. Иногда оно приближалась к среднему классу, занимая позицию фермерского класса - переходного явления посткапитализма, либо к элите сельского хозяйства, играющей роль эксплуататоров, которые использовали труд наемных рабочих.

Законодательство относительно кулачества также не давало однозначной оценки. Термины, принятые на Пленумах Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков, отличались от терминов, используемых отдельными историческими лидерами РСФСР. Советская власть несколько раз меняла свою политику - изначально был избран курс раскулачивания, затем пришедшая оттепель избрала «курс на кулака» и максимально жесткий курс на ликвидацию кулачества. Далее мы рассмотрим предпосылки, причины и другие особенности этих исторических событий. Окончательное отношение в итоге: кулачество - это классовый враг и противник.

Терминология до революции 1917 года

В самом первом смысле слово «кулак» имело только негативное значение. В дальнейшем это использовалось в советской пропаганде против представителей этого класса. В сознании крестьянских людей укрепилась идея, что единственный честный источник дохода - это физический и тяжелый труд. И те люди, которые получали прибыль другим путем, считались непорядочными (сюда относили ростовщиков, скупщиков и торговцев). Отчасти можно сказать, что трактовка такова: кулачество - это не экономический статус, а больше психологические черты или профессиональное занятие.

Российский марксизм и понятие кулачества

Теория и практика российского марксизма делили всех крестьян на три большие основные категории:

  1. Кулаки . Сюда относили зажиточных крестьян, использующих труд наемных, буржуазию сельской местности. С одной стороны, здесь присутствовало негативное отношение к таким крестьянам, а с другой - было справедливо утверждать, что нет официального понятия «кулачество». Даже во время ликвидации его представителей так и не были сформулированы четкие признаки, по которым гражданина относили или не относили к этому классу.
  2. Деревенская беднота . В эту группу входили прежде всего наемные работники кулаков, они же батраки.
  3. Середняки . Проведя аналогию с нашим временем, можно сказать, что это некий современный средний класс в крестьянстве. По экономическому положению они находились между двумя первыми указанными группами.

Однако и при существовании такой классификации все равно оставалось много противоречий в определении терминов «середняк» и «кулак». Эти понятия часто встречались в работах Владимира Ильича Ленина, которые на долгие годы определили идеологии власти. Но он сам так до конца не разграничил указанные термины, указав всего один отличительный признак - использование наемного труда.

Раскулачивание или раскрестьянивание

Хоть и не все согласны с утверждением, что раскулачивание - это политическая репрессия, но так оно и есть. Применялась она по административному порядку, меры по ликвидации кулачества как класса исполняли местные органы исполнительной власти, руководствуясь политическими и социальными признаками, указанными в постановлении Политбюро Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков, вышедшем 30 января 1930 года.

Начало раскулачивания: 1917-1923 годы

Первые мероприятия по борьбе с кулачеством начались еще в 1917 году, после революции. Июнь 1918 года ознаменовался созданием комитетов бедноты. Они сыграли не последнюю роль в определении советской политики кулачества. Комитеты выполняли перераспределяющие функции на местах. Именно они решали, что делать с тем, что изымалось у кулаков. Те, в свою очередь, с каждым днем убеждались все больше, что просто так советская власть их не оставит в покое.

В этом же году, 8 ноября, на собрании делегатов комитетов бедноты В. И. Ленин сделал заявление о том, что необходимо разработать решительный курс на ликвидацию кулачества как класса. Его обязательно нужно победить. Иначе благодаря ему появится капитализм. Другими словами, кулачество -

Подготовка к административному раскулачиванию

15 февраля 1928 года в газете «Правда» впервые выходит публикация материалов, порочащих кулаков. Сообщалось о тяжелой и угнетающей сельской обстановке, об опасном росте количества богатых крестьян. Также было сказано, что кулаки создают угрозу не только на селе, но и в самой коммунистической партии, управляя определенным количеством ячеек.

Сообщения о том, что кулаки не допускали представителей бедноты и батраков в отделения партий на местах, регулярно пестрили на страницах газеты. У богатых крестьян насильно изымался хлеб и самые разные имеющиеся запасы. И это вело к тому, что они сокращали посевы и уменьшали личное хозяйство. Это, в свою очередь, влияло на трудоустроенность бедняков. Они теряли рабочие места. Это все позиционировалось как временные меры ввиду чрезвычайного положения на селе.

Но в итоге был совершен переход к политике ликвидации кулачества. Из-за того что от раскулачивания стали страдать более бедные крестьяне, были осуществлены попытки поддержания определенных слоев населения. Но они не привели ни к чему хорошему. В селах и деревнях постепенно начинается голод и рост уровня бедности. Люди начинали сомневаться: а было ли хорошим решением ликвидировать кулачество как класс.

Осуществление массовых репрессий

1928-1932 гг. стали временем коллективизации и раскулачивания. Как это происходило? Для проведения раскулачивания кулаки были поделены на 3 основные группы:

  1. «Террористы». Сюда относили кулаков, которые составляли контрреволюционный актив и организовывали восстания и террористические акты, наиболее активные участники.
  2. Сюда относились менее активные участники контрреволюционных процессов.
  3. Все остальные представители кулачества.

Арест представителей первой категории был самым серьезным. Такие дела передавались в прокуратуру, обкомы и крайкомы партии. Кулаки, принадлежащие ко второй группе, выселялись в дальние места СССР или отдаленные области. Третья категория была поселена в специально отводимых районах за пределами колхозов.

Первая группа кулаков получала самые строгие меры. Их отправляли в концлагеря из-за того, что они представляли угрозу безопасности общества и советской власти. К тому же они могли устроить террористические акты и восстания. В общем плане меры раскулачивания предполагали немедленную ликвидацию кулаков в виде ссылки и массовых переселений, конфискации имущества.

Для второй категории были характерны массовые побеги из районов переселения, так как зачастую там был суровый климат, в котором жить было непросто. Комсомольцы, которые проводили раскулачивание, часто были жестоки и могли с легкостью устраивать несанкционированные расстрелы кулаков.

Количество жертв

Решение ликвидировать кулачество как класс привело к большим социальным потрясениям. По доступным данным, за весь период было подвержено репрессии почти 4 миллиона человек. Из этого количества 60 % (2,5 миллиона человек) были отправлены в кулацкую ссылку. Умерло из этого количества почти 600 тысяч человек, а самый большой уровень смертности был в 1930-1933 годах. Эти показатели превышали показатели рождаемости почти в 40 раз.

Согласно одному расследованию журналиста А. Кречетникова, в 1934 году существовала секретная справка отдела ОГПУ, согласно которой 90 тысяч кулаков погибли в пути следования ссылочного пункта и еще 300 тысяч умерли от недоедания и болезней, царствовавших в местах ссылки.

Политика смягчается

В 1932 году был официально приостановлен процесс массового раскулачивания. Но практически полностью остановить запущенную машину оказалось сложнее из-за возникшего сопротивления снизу.

В июле 1931 было издано постановление о переходе от массового раскулачивания к индивидуальному, а также дана инструкция о том, что является перегибом в процессе и как бороться с неподконтрольностью раскулачивания. При этом пропагандировалась идея, что смягчение политики по отношению к представителям этого класса не означает ослабление классовой борьбы на селе. Наоборот, она только будет набирать силу. В послевоенный период началось освобождение от «кулацкой ссылки». Людей массово начали возвращать домой. В 1954 по постановлению Совета Министров СССР последние кулаки-переселенцы получали свободу и права.

Хлеб - не от кулаков

Отдельно стоит рассмотреть такой момент, связанный с ограничением кулачества как класса, - производство хлеба. В 1927 году с помощью этого населения производилось 9,78 миллиона тонн, в то время как колхозы давали всего 1,3 миллиона тонн, из которых на рынок в итоге поступало всего половина (0,57 миллиона тонн). В 1929-м благодаря таким процессам, как коллективизация и раскулачивание, колхозы произвели 6,52 миллиона тонн.

Правительство поощряло переход бедных крестьян в колхозы и таким образом планировало быстрее уничтожить кулачество, которое ранее по факту являлось единственным производителем хлеба. Но было запрещено принимать в колхозы лиц, признанных представителями этого класса. Запрет на аренду земельных участков, на найм частной рабочей силы в результате стал причиной резкого спада в сельском хозяйстве, который был более-менее приостановлен только в 1937 году.

Реабилитация и послесловие

Жертвы репрессий реабилитируются в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991. По этому же закону проводится реабилитация лиц, подвергшихся процессу раскулачивания, и членов их семей. Судебная практика Российской Федерации рассматривает подобное гонение как действие в рамках политических репрессий. Особенность российского законодательства состоит в том, что необходимо установить факт применения раскулачивания. При реабилитации семье возвращалось все имущество или его стоимостное выражение, конечно, если это имущество не было национализировано во времена Великой Отечественной войны, а также если отсутствуют иные препятствия.

Настоящий разговор пойдет о кулаках и о таком явлении как кулачество.
Откуда взялось само слово «кулак». Версий существует множество. Одна из наиболее распространенных сегодня версий – кулак, это крепкий хозяйственник, который держит все свое хозяйство в кулаке. Но вначале ХХ века больше была распространена другая версия.
Одним из основных способов обогащения кулака – дача денег или зерна в рост. То есть: кулак дает деньги своим односельчанам, или дает зерно, посевной фонд бедным односельчанам. Дает с процентами, довольно приличными. За счет этого он этих односельчан разоряет, за счет этого он становится богаче.
Как этот кулак получал свои деньги или зерно обратно? Вот он дал, допустим, зерно в рост – это происходит, например, в Советском Союзе в 20-е годы, то есть до раскулачивания. Заниматься такой деятельностью по закону кулак не имеет право, то есть никакого ростовщичества для частных лиц, никакой кредитной практики не предусматривалось. Получается, что он занимался деятельностью, которая, по сути, была противозаконной. Можно конечно предположить, что он обращался в советский суд, с просьбой чтобы с должника взыскали его задолженность. Но скорее всего, происходило иначе, то есть шло банальное выбивание того, что должник должен. Именно крайне жесткая политика с выбиванием долгов и дала кулакам их название.
Итак, кто такие кулаки?
Распространенное мнение, что это наиболее трудолюбивые крестьяне, которые, стали более богато жить за счет своего героического труда, за счет большего умения и трудолюбия. Однако кулаками называли не тех, кто более богат, кто более сытно живет. Кулаками называли тех, кто использовал труд батраков, то есть наемный труд, и тех, кто занимался ростовщичеством на деревне. То есть кулак – это человек, который дает деньги в рост, скупает земли своих односельчан, и постепенно обезземеливая их, используют их в качестве наемной рабочей силы.
Кулаки появились задолго до революции, и в принципе это был достаточно объективный процесс. То есть с улучшением системы обработки земли самым нормальным объективным явлением является увеличение земельных участков. Более крупное поле проще обработать, оно получается более дешевым в обработке. Крупные поля можно обрабатывать техникой – обработка каждой отдельной десятины получается дешевле, и соответственно такие хозяйства более конкурентоспособны.
Через увеличение величины земельных наделов проходили все страны, которые переходили из аграрной в индустриальную фазу. Это хорошо видно на примере американских фермеров, который сегодня в Соединенных Штатах немного, но поля, которых простираются далеко за горизонты. При этом имеются в виду поля каждого отдельного фермера. Поэтому укрупнение земельных участков факт не только естественный, но даже необходимый. В Европе этот процесс назывался пауперизацией: с земли сгонялись малоземельные крестьяне, земля скупалась и переходила во владения лендлордов либо богатых крестьян.
А что происходило с бедными крестьянами? Обычно их вытесняли в города, где они или шли в армию, во флот, в той же самой Англии, или устраивались работать на предприятия; или нищенствовали, грабили, умирали с голоду. Для борьбы с этим явлением в Англии были введены в свое время законы против бедных.
И подобный процесс начался в Советском Союзе. Начался он после гражданской войны, когда был произведен передел земли по количеству едоков, но при этом земля находилась в полном пользовании крестьян, то есть крестьянин мог землю продать, заложить, подарить. Этим и воспользовались кулаки. Для Советского Союза сама ситуация с переходом земли к кулакам была мало приемлема, так как была связана исключительно с эксплуатацией одних крестьян другими крестьянами.
Существует мнение, что кулаков раскулачивали по принципу – есть лошадь, значит, зажиточный, значит кулак. Это не так. Дело в том, что наличие средств производства подразумевает и то, что на них должен кто-то работать. Допустим, если в хозяйстве 1-2 лошади, которые используются как тяговая сила – это ясно, что крестьянин может работать сам. Если в хозяйстве есть 5-10 лошадей, как тяговая сила, ясно, что сам крестьянин на этом работать не может, что он обязательно должен кого-то нанимать, кто будет использовать этих лошадей.
Критериев определения кулака было всего два. Как я уже говорил – это занятие ростовщической деятельности и использование наемного труда. Другое дело, что по косвенным признакам – например, наличие большого количества лошадей или большого количества техники – можно было определить, что этот кулак действительно используют наемный труд.
И возникла необходимость определить, какой будет дальнейший путь развития села. То, что укрупнять хозяйства необходимо – было совершенно очевидно. Однако путь, идущий через пауперизацию (через разорение бедных крестьян и вытеснение их из деревни, либо превращение их в наемную рабочую силу), он был на самом деле очень болезненным очень долгим и сулил действительно большие жертвы; пример с Англией.
Второй путь, который рассматривался, – это избавиться от кулаков и провести коллективизацию сельского хозяйства. Хотя в руководстве Советского Союза были сторонники обеих вариантов, победили те, кто выступал за коллективизацию. Соответственно, кулачество, которое являлось именно конкуренцией колхозам, должно было быть ликвидировано. Было принято решение провести раскулачивание кулаков, как социально чуждых элементов, а их имущество передать создающимся колхозам.

Какие были масштабы этого раскулачивания? Конечно, раскулачено было очень много крестьян. В общей сложности раскулачиванию подверглось более 2-х миллионов человек – это почти полмиллиона семей. При этом раскулачивание шло по трем категориям: первая категория – это те, кто оказывал сопротивление советской власти с оружием в руках, то есть организаторы и участники восстаний, террористических актов. Вторая категория – это прочий кулацкий актив, то есть люди, которые выступали против советской власти, боролись против нее, но пассивно, то есть, не используя оружие. И, наконец-таки, третья категория – это просто кулаки.
В чем было различие между категориями? Кулаками относящихся к первой категории занимались «тройки ОГПУ», то есть часть из этих кулаков была расстреляны, часть из этих кулаков была отправлена в лагеря. Вторая категория – это семьи кулаков первой категории, и кулаки и их семьи по второй категории. Они подвергались высылке в отдаленные места Советского Союза. Третья категория – так же подлежали высылке, но высылке в пределах того региона где они жили. Это как допустим в Московской области, выселить из окрестности Москвы на окраину области. Всех этих трех категорий набиралось более 2-х миллионов человек с членами семей.
Много это или мало? На самом деле, статистически, это получается где-то одна кулацкая семья на одну деревню, то есть одна деревня – один кулак. В некоторых деревнях, конечно, выселяли по несколько семей кулаков, но это лишь означает, что в других деревнях кулаков не оказывалось вообще, их не было.
И вот выселили больше 2-х миллионов кулаков. Куда их выселяли? Есть мнение, что выселяли в Сибирь, выбрасывали чуть ли не в снег, без имущества, без еды, без ничего, на верную погибель. На самом деле это тоже не соответствует действительности. Большинство кулаков действительно, которые выселялись в другие регионы страны, они выселялись в Сибирь. Но они использовались в качестве так называемых трудопоселенцев – они строили новые города. Например, когда речь идет о героических строителя Магнитки и речь идет о раскулаченных выселенных в Сибирь, зачастую речь идет об одних и тех же людях. И лучшим примером тому служит семья первого президента Российской Федерации. Дело в том, что его отец был как раз раскулаченным, а дальнейшая его карьера сложилась в Свердловске, бригадиром.
Какие страшные репрессии применялись против кулаков? Но здесь вполне очевидно, раз он стал бригадиром среди рабочих, то наверное репрессии были не очень жестокие. Поражение в правах тоже, как сказать, если учесть, что сын кулака стал впоследствии Первым секретарем свердловского Обкома партии.
Разумеется, при раскулачивании были достаточно многочисленные перекосы, то есть иногда была действительно ситуация, когда середняков пытались объявить кулаками. Были моменты, когда умудрялись кого-нибудь оклеветать завистливые соседи, но такие случаи были единичными. Собственно, жители деревни сами определяли, кто у них в деревне кулак и от кого нужно избавиться. Понятно, что справедливость здесь торжествовала не всегда, но решение о том, кто такие кулаки, принималось не сверху, не советской властью, оно принималось самими односельчанами. Определялось по спискам, представленными комбедами, то есть жителями этого самого села, и решалось, кто конкретно кулак и что с ним дальше делать. Сельчане определяли и категорию, к которой будет отнесен кулак: злостный это кулак или скажем так просто мироед.
Более того, проблема кулаков существовала и в Российской Империи, где богатые крестьяне умудрялись подмять под себя село. Хотя сельская община сама по себе от роста кулаческого землевладения отчасти защищала, и кулаки стали в основном нарождаться после Столыпинской реформы, когда некоторые становились богатыми, фактически скупали все земли своих односельчан, заставляли односельчан на себя работать, становились крупными продавцами хлеба, по сути, становились уже буржуазией.
Была и другая картина, когда те же самые односельчане, объявив кулака мироедом, благополучно топили его в ближайшем пруду, потому что на самом деле все богатство кулака строится на том, что он сумел отнять у своих односельчан. Дело в том, что как бы хорошо ни работали люди на селе… почему нельзя допустим трудолюбивому середняку стать кулаком? Его богатство ограничено размером его земельного надела. Пока он пользуется той землей, которую его семья получила по принципу раздела по числу едоков, много богатства этот крестьянин получить не сможет, потому что урожайность на полях вполне ограничена. Хорошо работает, плохо работает, сравнительно небольшое поле приводит к тому, что крестьянин остается достаточно бедным. Для того чтобы крестьянин стал богатым он должен что-то забрать у других крестьян, то есть это идет именно вытеснение и обезземеливание своих односельчан.
Если говорить о страшных репрессиях против кулаков и их детей, то есть очень хорошее постановление Совета Народных Комиссаров СССР, где сказано: «Детям спецпереселенцев и ссыльных при достижении ими шестнадцатилетнего возраста, если они ни чем не опорочены, паспорта выдавать на общих основаниях и не чинить им препятствий к выезду на учебу или на работу». Дата этого постановления 22 октября 1938 года.
Собственно альтернативным путем постепенному укрупнению хозяйств за счет пауперизации оказалась коллективизация. Крестьяне в тех селах, где уже не осталось никаких кулаков, постепенно сводились в колхозы (кстати, чаще всего, вполне, себе добровольно) и получалось, что на одну деревню имеется общее поле, достаточно обширное, на которое выделялась техника, с помощью которой это поле и обрабатывалось. По сути, жертвами коллективизации оказались только кулаки. И кулаки, как бы многочисленны не были жертвы, составляли менее 2% от всего сельского населения Советского Союза. Как я уже говорил ранее – это где-то одна семья на одно довольно большое село.