«Положительные и отрицательные стороны ситуации успеха на разных этапах урока» Творческая группа: Михайлова М. Иванова Л.А

Урок - это действо одного актера. Оно во многом отличается от театрального действа. Актер долгое время изучает свою роль, участвует в репетициях, отрабатывает все детали своих действий на сцене и вз заемодий с другими актерами, которые принимают участие в подготовке спектакля. Но он, по сути, не взаимодействует со зрителями. У актера есть достаточное количество времени на процесс вживания в роль. Учитель также готовится к св оеи роли в классе, предварительно занимается режиссурой своего урока. Но он ограничен во времени: почти ежедневно необходимо провести 4-5 уроков, да еще и в разных классах. Но сложность не только в этом. Успех или неус пих действа во многом зависит от действий учащихся. Они не пассивные наблюдатели, а активные участники учебно-воспитательного процессо процесу.

Казалось бы, учительница, готовясь к уроку, тщательно выстроила его структуру, продумала все детали (организации учащихся на учебную деятельность, объяснение нового учебного материала, виды работы с у учениками по формированию умений и навыков, использование различных средств обучения и др.), но, открывая дверь классной комнаты, увидела картину, которая не была предусмотрена режиссерским замыслом: мальчик и устроили драку в одном углу классной комнаты, на классной доске нарисовано шарж на учительницу; отсутствует географическая карта, которую необходимо использовать на уроке. Учительница некоторое время"организовува ла"семиклассников на работу с намерением проверить качество выполнения домашнего задания с помощью индивидуальных карточек. Но оказалось, что учащиеся подготовили домашних заданий: вчера в школе проводилась я обще школьная спартакиада, в которой участвовали почти все ученики класссі учні класу...

Как видим, благие намерения учительницы, ее режиссерский замысел оказались напрасными. Но урок нужно проводить, соответственно ситуации изменяя и его структуру, и виды учебной работы, и многое другое го. В этом и заключается сложность деятельности учителяля.

В творческой деятельности учителей нередко можно услышать такой диалог после проведенного открытого урока, на котором присутствовали другие учителя:

Блестящий урок провел. Сергей. Дмитровичи

Не просто блестящий - это проявление высокого мастерства

Сергей. Дмитриевич, признайтесь, сколько вы готовились к этому уроку?

Трудно измерить это во времени, уважаемые коллеги. Как говорится - всю жизнь

Бесспорно, путь к высокой мастерства учителя на уроке - длительный и даже тернистый. Успех зависит от многих факторов. Во-первых, - это основательная научная психолого-педагогическая подготовка. Во-вторых, действенная помощь директора школы и его заместителей. В-третьих, владение техникой и технологией посещения и анализа уроков своих коллег. В-четвертых, способность заниматься самоанализом своих урокахроків.

В педагогическом наследии. ВО. Сухомлинского мы находим блестящие мысли о роли руководителя школы в формировании профессионализма молодых учителей. В монографии"Разговор с молодым директором"Василий. Александрович дрович подчеркивает:"Урок - в центре внимания и забот опытного директора. Опыт убеждает, что посещение и анализ урока - важнейшая работа директора, от его высокого научного уровня зависит оч есть много: интеллектуальное богатство жизни педагогического и ученического коллективов, методическая мастерство педагогов, многогранность запросов и интересов воспитанников. От повседневного совершенствования урока, что происходит благодаря вдумчивому анализу руководителей, зависит культура всего педагогического процесса в школе. От урока идут десятки незаметных на первый взгляд ниточек к внеклассной работе, к са мовиховання школьников, к индивидуальной творческой лаборатории учителя, обмена опытом, к работе педагогического коллектива с родителями"олективу з батьками"1.

Каждый учитель должен посещать уроки своих коллег, особенно опытных мастеров педагогического дела. Это дает возможность учиться у других, сравнивать свою работу с работой коллег, преодолевать собственные ошибки в орг ганизации учебно-воспитательной работы с учащимися на уроке. Следует также систематически анализировать свои уроки. Это важный фактор становления педагогического мастерства. Самоанализ позволяет утверждать положительно и аспекты подготовки и проведения урока и преодолевать недостатки, избегать ошибкаилок.

В этом контексте возникает необходимость овладения технологией и техникой посещения и анализа урока

Выделяют следующие основные типы анализа урока

1. Полный: проводится с целью контроля за качеством учебно-воспитательного процесса и изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы

2. Краткое: проводится с целью общей оценки деятельности учителя, определения его научно-теоретического уровня. Он отражает лишь основные дидактические категории

3. Комплексный: предполагает всестороннее рассмотрение всех аспектов урока в единстве проявления содержания, видов, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса. Применяют преимущественно при одновременном анализе и нескольких уроковів.

4 аспектно: предусматривает рассмотрение лишь отдельных сторон деятельности учителя и учащихся на уроке - воспитательной, дидактической, санитарно-гигиенической, психологической и др.. Используют преимущественно для выявления судьба лекарств или выяснения эффективности педагогических приемов в деятельности учителяля.

Различают определенные виды анализа урока

1. Дидактические: предполагает анализ урока по основным дидактическими категориями, в частности направлен на анализ и оценку таких факторов:

а) в какой мере урок соответствует требованиям дидактических принципов;

б) отвечает урок и его ход и результаты требованиям учебной программы, содержания учебной дисциплины;

в) насколько правильно определена дидактическая цель урока;

г) в какой мере изучения учебного материала соответствует структуре процесса овладения знаниями, умениями и навыками;

д) соответствие процесса учения логике учебного процесса;

е) эффективность использования методов и средств обучения на уроке;

есть) способы активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке;

ж) какой мере структура урока соответствует его типа;

с) система контроля и оценки учебной деятельности учащихся на уроке

2. Психологические: предполагает изучение психологических аспектов деятельности учителя и учащихся на уроке - общение с учениками, учет особенностей психического развития детей. Он строится на принципах требованиями ог развивающего обучения, в частностиа:

21. Урок проводят не ради урока, а с целью воздействия на личность ученика, формирование у него определенных интеллектуальных, моральных, волевых и других качеств. Процесс обучения должен вносить изменения не только в и интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом. Обучение будет развивающим лишь при условии, что оно вносит изменения в структуре личностиості.

22. Изменения в структуре личности происходят лишь в том случае, когда ученик действует благодаря внутренним мотивам. Действие через принуждение разрушается, как только меняются условия. Отсюда вывод: не упрекать ученику и за лень или пассивность, а стимулировать познавательную активность и интерес не наказывать за невыполнение требований, а так организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренними мотив ами учебной деятельности воспитанникианців.

23. Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных задач и творческое решение учебных задач. Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения есть целесообразная организ ация познавательной деятельности учащихся, определения определенной установки и организация вниманияуваги.

24. Успех обучения зависит не только от внешних факторов - содержания урока, использование соответствующих методов, приемов и средств обучения, но и от внутренних условий - индивидуально-психологических особо ливости ученикиів.

25. В процессе анализа урока необходимо учитывать подготовленность учителя, его рабочее настроение, психологический контакт с классом, его способность ориентироваться в не предполагаемой педагогической ситуации ее, умение сочетать фронтальную работу с различными видами групповых и индивидуальных занятий и т др.. Также надо учитывать организованность учащихся, уровень умственного развития, отношение к учебе, лиц ности самоорганизации, учебных способностейості.

В процессе анализа урока необходимо ставить вопрос:"все возможности использовал учитель для развития личности учащихся?"

Психологический анализ урока предполагает рассмотрение следующих факторов:

а) целеполагания, адекватное этапам и задачами урока - определение психологических задач урока и его этапов;

б) психологическое обоснование этапов урока и их последовательности;

в) психологическая характеристика деятельности учителя и учащихся на основе анализа их взаимодействия на уроке, эффективности последнего;

г) раскрытие причин и условий положительных и отрицательных результатов урока;

д) психологически и методически оправданы предложения вариантов, способов и приемов, использовавшихся учителем на уроке

3. Воспитательный анализ урока предполагает учет таких факторов:

а) воспитательная направленность урока с позиций решения задач всестороннего гармоничного развития личности;

б) в какой мере на уроке решались задачи умственного воспитания;

в) эффективность формирования трудовых умений учащихся, профориентационная направленность и экономическая целесообразность;

г) условия формирования нравственных качеств воспитанников через организацию их на учебную деятельность и через содержание учебного материала;

д) особенности содержания и хода формирования эстетических чувств и умений воспитанников;

е) обеспечение условий для физического развития школьников и сохранения их здоровья;

есть) особенности общения учителя с учениками на принципах гуманизма и педагогики сотрудничества

4 методических анализ урока предполагает учет таких факторов:

а) тема урока, ее место в структуре учебного материала;

б) обоснованность выбора типа урока;

в) структура урока, целесообразность этапов урока и эффективность использования времени на каждом этапе;

г) какие основные понятия формировались на уроке;

д) целесообразность использования методов, приемов и средств обучения;

е) направленность на формирование базовых знаний, умений и навыков;

есть) установление внутренне предметных и межпредметных связей;

ж) методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся;

с) методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся;

и) объем и характер домашнего задания, подготовка учащихся к его выполнению; индивидуализация и дифференциация домашнего задания;

и) подведение итога урока с целью осознания учащимися их продвижение в овладении знаниями

5. Организационный аспект анализа урока предполагает следующие компоненты:

а) наличие плана урока и реализация его учителем;

б) уровень обеспеченности урока необходимыми дидактическими средствами обучения, эффективность их применения;

в) соблюдение психологических и гигиенических требований к организации урока (учет изменений состояния работоспособности учащихся, дежурства и смена видов деятельности на уроке, соблюдение воздушного, теплового, света делового режимов, забота о расположении учащихся на рабочем месте)

г) состояние организации ведения учителем документации на уроке (тетрадей и дневников учащихся, классного журнала);

д) рациональность использования времени на уроке (своевременность начала, целесообразность использования времени в течение урока, психологический начало и завершенность урока и др.);

е) соблюдение правил охраны труда и техники безопасности во время урока

В подходе к анализу урока необходимо соблюдать системности. Знакомство с различными видами и типами анализа урока дает возможность выделить два подхода: по элементный и поэтапный анализ урока. Каждый из описанных выше видов анализа урока имеет, по сути, аспектный подход. При этом важно отметить, что акцентирование внимания лишь на отдельных аспектах деятельности учителя и учащихся на уроке - это искусственное нарушением ния требований системностисті.

Рассмотрение отдельных явлений вне системы является нарушением диалектической закономерности взаимосвязей и взаимообусловленности различных явлений одной системы. Поэтому не следует ограничиваться лишь аспектным типом анализа урока, а прибегать к полного и комплексного анализа урока, обеспечивая при этом системный подход. Такая необходимость обусловлена??самим процессом обучения, осуществляется на урокеці.

Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует на раскрытие целостности объекта, механизмов, которые его обеспечивают, на выявление многообразных связей сложного объекта т и сведение их в единую научную систему. Системный подход требует:

Выделение и фиксации множественных элементов, образующих систему;

Расчленение системы на составляющие элементы и изучение их качественной специфики;

Изучение связей между элементами в системе, изучение ее структуры и, что особенно важно, выделение тех связей, которые являются системообразующими;

Установление и классификация актуальных связей и взаимодействия системы как целого и его элементов с окружающей средой, то есть системой ближнего порядка;

Изучение процессов управления, обеспечивающих стабильный характер поведения системы и достижения желаемых результатов

Конкретизируя общие требования системного подхода к анализу сложных явлений, можно прийти к выводу, что при рассмотрении учебно-воспитательного процесса на уроке нужно придерживаться следующих положений

1. Учебно-воспитательный процесс на конкретном уроке является составной частью целостного педагогического процесса в школе, направленного на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Поэтому необходимо ро озглядаты конкретный урок в системе связей с уроками конкретной учебной дисциплины, а также в системе межпредметных связейів.

2. Системообразующим элементом целостной системы учебно-воспитательного процесса является наличие цели. Итак, при анализе урока нужно исходить из целей, которые являются ведущими на этом уроке

3. Методологической основой процесса обучения является принцип единства его содержательной и процессуальной сторон. К содержательного компонента принадлежит содержание обучения; процессуальному - формы, методы, приемы и средства и обучения. Обязательным при анализе урока является установление связи и взаимодействия между содержанием учебного материала и формами и методами организации обученияння.

4. Процесс обучения направлен на развитие личности, формирование системы его мышления и становление научного мировоззрения. Важно, чтобы в процессе анализа урока было указано, как содержание учебного мате алу способствовал становлению системы мышления школьников, как влиял на интеллектуальное развитие личноститі.

Практика анализа урока только из дидактических позиций не ориентирует учителя на понимание учебно-воспитательного процесса как сложной системы, в которой все компоненты - методы, приемы, средства - находятся в тесной ному взаимосвязи. Поэтому необходимо твердо стоять на позиции именно системного подхода к анализу урока и делать его как можно полнее, следуя целостности. Особенно это важно в работе с молодыми учите лями. Это главная предпосылка становления профессионализма учителя, формирование его педагогической мастерствасті.

Во время наблюдения и анализа урока с позиций системности надо придерживаться определенной программы. Опыт творчески работающих руководителей школ, методистов убеждает, что научно мотивированным и практически удобным ной есть такая программа наблюдения и анализа урока:

1. Организационная структура урока: начало урока, поздравления учеников, подготовленность оборудования (доска, мел, ручки, тетради, учебники, наглядные пособия, технические средства обучения и др.)

2. Санитарно-гигиенические условия проведения урока: соблюдение гигиенических требований (воздушного, теплового, светового режимов), соответствие мебели возрасту учащихся; психологическая готовность учащихся к уроку, эмоций ийний фон уроку.

3. Тип и структура урока: целесообразность выбранного типа урока с точки зрения обработки конкретной темы, достижения дидактической цели, место конкретного урока в системе уроков по данной теме; какой мере выбрана стр руктуры соответствует типу урока, обеспечение логической целостности урока и его дидактического завершениия.

4. Моделирование процесса организации познавательной деятельности учащихся с учетом основных закономерностей учебного процесса: действия движущей силы, соблюдения требований логики учебного процесса, учета с структуры процесса овладения знаниями, умениями и навыками, моделирования мотивов ученияя.

5. Особенности реализации на уроке требований дидактических принципов обучения: научности, систематичности и последовательности, сознательности, активности и самостоятельности в обучении, наглядности, основательности знаний, с связи обучения с практической деятельностью, доступности обучения и учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, эмоциональности обученияя.

6. Рациональность и эффективность использования на уроке методов обучения: сочетания разнообразия; соответствие методов и приемов обучения цели урока и возрастным особенностям учащихся; реализация требований м методов и приемов обучения на уроке обучения учащихся владению методами самостоятельной познавательной деятельности; результативность использованных методов, развитие умственных способностей учащихся, использование др. дивидуальних, групповых и коллективных форм учебной работы с учащимсяи.

7. Методы, приемы и виды анализа и оценки учебной деятельности учащихся; объективность оценки, ее стимулирующая направленность

8. Обеспечение оптимизации в подборе дидактического материала, целесообразность его использования

9. Особенности мыслительной деятельности учащихся на уроке: а) формирование внимания учащихся соотношение непроизвольного и произвольного внимания б) место памяти в мыслительной деятельности учащихся, обучение школьников владению м методами и приемами запоминания, использование приемов для активизации различных видов памяти (образной, словесно-слуховой, эмоциональной, механической, операционной) и видов запоминания в) мышления. Нева деятельность учащихся на уроке: методы, приемы и средства активизации мыслительной деятельности (создание проблемных ситуаций, организация самостоятельной познавательной деятельности).

10. Реализация на уроке основных требований составных частей, обеспечивающих всестороннее гармоничное развитие личности: умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания

11. Поведение учителя на уроке: умение управлять классным коллективом, организация учащихся на учебную работу, обеспечения трудовой дисциплины; проявление конструктивных и коммуникативных умений; владение педаго огичним тактом; проявления перцептивных и суггестивных умений и компонентов педагогической техники (умение одеваться с учетом особенностей профессиональной деятельности, умение владеть своим телом - ходить, си дети, стоять; владение голосом, тоном, темпом и ритмом педагогической речи; владение жестами и мимикой; владение навыками психотехники), уровень культуры педагогического общенияя.

12 результатов урока: выводы и предложения, достижения цели, качество знаний, умений и навыков учащихся; воспитательное и образовательное значение урока; наиболее эффективные методы проведения урока; недостатки в организации и и проведении урока; рекомендации по совершенствованию тех или иных аспектов педагогического процесса на урокеі.

Посещая урок, важно в совершенстве владеть методикой и техникой записей последствий наблюдений, предварительного анализа учебно-воспитательного процесса с позиций предлагаемой программы

Рекомендуемая структура и схема записей посещенной урока размещается на двух развернутых листах тетради или специального журнала. Приведем конспективно запись хода и содержания урока по украинскому языку с с соблюдением предлагаемой схемы, а также текстовый анализ этого же урока (табл. 33.3).

. Таблица 33. Схема записи хода и содержания посещенной урока

Ход времени

украинский язык 5-Б класс 32 ученика

Герасименко Нина Сергеевна Тема урока:"Личные местоимения"

1 Приветствие учителя к ученикам Все учащиеся встают и здороваются каждый по-своему

Цель посещения: начать изучение деятельности учительницы по осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся на уроке ознакомиться с системой организации самостоятельной учебной работы учащихся

2 Учительница предлагает ученикам написать дату,"классная работа"На переносной доске предлагает задачи: а) раскройте скобки, числительные запишите словами, согласуйте числительные с существительными: 3 (тетради), 3 (карандаши цев), 4 (тракторов), 9 (учащихся), 5 (тетрадями), 16 (велосипедистами), б) числительные запишите словами: Я встретился с 50 учениками из средней школы Киева в) такие числительные поставьте в творительном падеже: 65, 648, 934, 723 -, 934, 723-й

При выполнении самостоятельной работы, в которую включились все ученики класса, три ученика (Петр С, Оксана М, Гавриил Т) работают у доски по индивидуальным заданиям на карточках Учительница контролирует работу у учащихся, помогает отдельным, ободряет других:"Молодчина","Красиво пишешь","Работай самостоятельно"3 некоторыми шутит Все ученики увлечены трудои жартує. Всі учні захоплені працею.

Выводы и предложения

Положительные стороны урока

Поздравление составляет картину общего шума

В школе должна быть выработана четкая этическая норма приветствия учителя с учениками в плане: учитель заходит в класс, все ученики встают; учитель здоровается:"Здравствуйте!", А затем после короткой паузы предлагает им м садиться; учащиеся приветствуют учителя вставаниявставанням

Целесообразно осуществляет организацию учащихся на учебную деятельность путем включения их в конкретную работу, что способствует снятию в коре головного мозга возбуждения от предыдущих раздражителей и включению в конкретную в деятельность Это свидетельствует о целеустремленности работы учительницы в направлении реализации требований принципа прочности знанияь

Предлагать другим учителям (особенно Анновского РИ, Семененко ПМ, Оборотько СИ) посетить уроки Нины Сергеевны и овладеть техникой организации учащихся на учебную работу Для всех учителей (особенно м молодых) определяющими должны стать слова КД Ушинского: хорошие дидактов и делают, что все время повторяют, и только каждый раз добавляют что-то новось нове

Учительница создает благоприятные условия для самостоятельной учебной работы каждого ученика в условиях коллективного труда В отношении к ученикам тактичный, вежливый

Ученики, выполняющих задачи у доски, работают небрежно Петр С допустил ошибки в написании числительного 468 в Д в, а Оксана М - в написании числительного 849 в ОВ Учительница]

На психолого-педагогическом семинаре рассмотреть вопрос о путях активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе проверки качества знаний учащихся Предложить Нине Сергеевне и Николаю Ивановичу (математика)

Предмет, класс, учитель количество учеников, тема урока, цель посещения и др.

Структура, ход и содержание урока Деятельность учителя и учащихся

Ход времени

3 Учительница одновременно прекращает работу всех учеников:"Дети, заканчивайте работу Кто не записал последних числительных, не начинайте Положите ручки Сосредоточьте внимание на вопросах, которые записаны на переносной доске (переворачивает доску), и готовьтесь дать устные ответы на них"На переносной доске записаны следующие вопросы: 1) Какая часть речи называется местоимением? 2) Как изменяются местоимения? 3) Назовите игру пи местоимений по значению? ш, как хорошо усвоил предыдущий материал"и ик гарно засвоїв попередній матеріал" та ін.

4 Учительница"На предыдущих уроках, дети, мы познакомились с местоимением, как части речи, группами местоимений Тема нашего сегодняшнего урока:"Личные местоимения"Приступая к изучению личностных местоимений Прошу вниманиянників. Прошу уваги"

Выводы и предложения

Положительные стороны урока

Недостатки в ходе и содержании урока

не заметила этих ошибок, не привлекла учеников к их исправлению

провести несколько открытых уроков, на которых имело бы место включение всех учащихся в самостоятельную учебную работу

Такая работа способствует актуализации знаний учащихся

На досках, где работали три ученика, результаты работы не стерты Учительница лишь вскользь посмотрела на результаты их работы и сказала:"Садитесь Справились с заданием"Это педагогически неправильно

Любую работу учащихся надо оценивать каким-то конкретным одобрением или неодобрением (если не оценкой), тщательно следить за правильностью ее выполнения, а после окончания вытирать доску

Учительница определяет тему урока Пытается сосредоточить внимание учащихся на изучении нового материала

Учительница не определяет цели урока выдвигает тем самым перед учащимися конкретной перспективы, которая была бы организующим началом их умственной деятельности

В каждом отдельном случае учитель должен четко сообщать учащимся тему урока, указывать на перспективу их мыслительной деятельности: чего они достигнут, на какую ступеньку грамотности поднимутся, попрацюва авшы внимательно над изучением нового учебного материала Изучить этот вопрос в других учителей Рассмотреть на психолого-педагогическом семинаррі

Предмет, класс, учитель, количество учеников, тема урока, цель посещения и др.

Структура, ход и содержание урока Деятельность учителя и учащихся

Ход времени

Учительница Вспомните, какие местоимения относятся к личным Сергей уже вспомнил Прошу Ученик К личных принадлежат местоимения: я, мы, ты, он, она, оно, они Учительница Правильно!

В классе 32 ученика На изучение нового материала было использовано 12 мин Это должно составлять (при включении каждого ученика в активную познавательную деятельность) 384 учне-минуты Ученики были исключены из самостоятельной р работы, внимание рассеяно Следовательно, эффективность использования времени составляла лишь 10 - 13 13%

Учительница продолжает рассказывать об употреблении личных местоимений в предложениях Ученики не работают Уже несколько устали, учительница остается сама по эту сторону психологического барьера Учительница Поняли, дети и? а не реагує

Выводы и предложения

Положительные стороны урока

Недостатки в ходе и содержании урока

Санитарно-гигиенические условия на уроке неудовлетворительные: в классе грязно, открыта лишь одна форточка, душно, ощущается нехватка кислорода Дети сидят за столами, которые высоки для них Табуретки не имеют опоры Дея которые ученики становятся коленями на табуретки, чтобы было удобнее писать Учительница не обращает внимания на их осанку за рабочим местосцем

Этот вопрос надо решить с директором на производственном совещании Учеников этого класса надо переводить в другую комнату, где есть соответствующие парты Все учителя должны проработать пособия по гигиене труда учащихся

Язык учительницы выразительная, но несколько резкая

НС не обладает должной мере методикой организации учащихся на самостоятельную учебную деятельность Конструктивные и коммуникативные умения учительницы слабые

Самому провести открытые уроки с элементами проблемности, показать технику для всех учителей Как вывести учителей 3 круга ложных традиций?

Предмет, класс, учитель, количество учеников, тема урока, цель посещения и др.

Структура, ход и содержание урока Деятельность учителя и учащихся

Ход времени

5 Учительница Сделаем, дети, физкультпаузы Все возбужденно и облегченно загудели, вскочили с места Учительница командует: стать ровно Под ее руководством ученики выполняют 4 короткие упражнения: для мышц пальцев в рук, плеч садится на место місця

6 Учительница Откройте дневники и запишите задание на дом Запись на доске: § 65, упр 426 (реч 3,4,5)

7 Учительница Сейчас мы выполним часть упражнения 426 После этого вы поймете, как работать над этой задачей дома Первое предложение разбирают устно для образца А потом ученики самостоятельно работают над исполнением ям задачи Учительница контролирует работу учащихся, помогает отдельным преодолеть осложнения Вместе с тем перед каждым учеником кладет на стол специальные карточки с индивидуальными заданиями, а также листы чистой бумаги Ученики уже привыкли, очевидно, к тому, что будут такие виды работы, и реагируют спокойно закончили выполнять первое и второе предложения упражнения Несколько учеников читает предложения, объясняет употребление местоимений Р облять некоторые исправлениявиправлення

Выводы и предложения

Положительные стороны урока

Недостатки в ходе и содержании урока

Хорошо, что учительница организует физкультурные паузы Пытается выполнять наши рекомендации

физкультпаузы носила формальный характер: так и осталась лишь одна форточка открыта, не было упражнений на дыхание, для шейных суставов, грудной клетки и таких, которые способствовали бы максимальному доступа в крови к мозгу

Дать задание учителю физической культуры еще раз провести беседу по технике проведения физкультпаузы Изучить со всеми учителями конкретные упражнения с осознанием их физиологической основы

Домашнее задание ученики получили своевременно Учительница следит, чтобы все ученики сделали записи в своих дневниках, отыскали задачи в учебнике

Положительно, что следующая небольшая работа является своеобразным инструктажем к выполнению упражнения

Своевременное ознакомление учащихся с домашним заданием (да еще когда получают инструктаж в форме выполнения подобной работы под руководством учителя) - залог успешной работы учеников над домашними задачей мы Надо этот прием показать учителям на открытых уроках и в дальнейшем сделать его правилом в работе всех учителяв

Предмет, класс, учитель, количество учеников, тема урока, мста посещения и др.

Структура, ход и содержание урока Деятельность учителя и учащихся

Ход времени

8 Учительница Перед вами на карточках задачи Возьмите чистые листы бумаги Посмотрите, чтобы поле было с правой стороны, на первой строке напишите свою фамилию и имя, на поле поставьте, как всегда, шифр ваш вой карты Выполняйте самостоятельно задания 2,4,6 и 9 Меня ничего не спрашивайте Каждый из вас получит оценку, будьте усердны Ученики быстро включаются в работу Видно, что они привыкли к выполнению таких дл ань Учительница контролирует самостоятельность На каждой карточке напечатаны 10 небольших задач, направленных на выработку умений и навыков орфографического плана: правописание приставок, звонких и глухих пригол осных, употребление большой буквы, упрощения в группах согласных, правописание падежных окончаний существительных 2-й отмены в родительном падеже, правописание числительных, употребление личных местоимений и иників та ін.

9 Учительница Заканчивайте, работу дети Если кто и не до конца выполнил свои задачи, не волнуйтесь Я оценю вашу работу по количеству набранных баллов Передайте задачи и свои работы на переднюю парту Ученики ш быстро это разнооблять

10 Учительница Составьте тетради, книги и портфели Сядьте ровно Вот и звонок Урок закончен Идите на перерыв

Выводы и предложения

Положительные стороны урока

Недостатки в ходе и содержании урока

Очень похвально, что НС уделяет так много внимания включению всех учащихся в самостоятельную учебную деятельность, направленную на выработку умений и навыков Только таким путем знания по-настоящему могут стать адбанням ученикинів

В классе уже слишком тяжелый воздух Ученики преждевременно устали, начинают чаще дышать, зевать Учительница не замечает этого

Всех учителей ориентировать на подготовку дидактического материала для включения в такую??работу Эффективность урока определяется прежде всего тем, как учитель сумел организовать познавательную деятельность каждого у ученика Организовать обработки учителями и обсуждения на семинаре литературы, посвященной оптимизации процесса обученияня

Обеспечена четкая организация учащихся Это проявление педагогической техники

Многие учителя еще недостаточно владеют педагогической техникой В следующем году этот вопрос должен стать предметом глубокого изучения

Урок имеет неплохую психолого-физиологической завершенность

На основании сделанных записей удобно проводить беседу с учителем о качестве организации им учебно-воспитательной работы на уроке. Сначала надо указать на положительные стороны урока, пути закрепления этой й положительной деятельности. Затем аргументированно проанализировать недостатки, имевшие место в работе учителя на уроке, определить оптимальные пути преодоления этих недостатков в дальнейшей деятельноститі.

Подаем пример отдельных фрагментов полного анализа посещенного и законспектированные урока

1. Организация учащихся на учебную деятельность была обеспечена хорошо. Учительница сразу же сумела включить учащихся в полезную учебную деятельность, не тратя времени на лишние разговоры. Ученики достаточно организованы:: у них подготовлены ручки, тетради, учебники, дневники. Доска чистая, есть мел. Заранее подготовлены также наглядные пособия (переносная доска, таблица), и они размещены так, чтобы не отвлекать предчувствий асно внимание ученикиученикиучнів.

2. Санитарно-гигиенические условия для проведения урока обеспечены лишь частично: учительница проводила физкультпаузы, меняла один вид работы другим; в классной комнате достаточно дневного света, падающим с слева. В противном санитарно-гигиенические условия для нормальной умственной работы учащихся были неудовлетворительные: комната после предыдущего урока не была проветрена, не было сделано влажной уборки, в классе. Бру дно, ученики работают за столами, которые не соответствуют их росту; сидят на табуретках, опоры для мышц спины и пояса нет; окна не открываются (забиты наглухо), открыта лишь одна форточка; сооб тря тяжелое, в классе душно (где-то около 24 °. С). Не обращается внимание на положение учащихся по рабочим местом. Это снижает умственную активность, приводит к переутомлению учащихся, неправильного развития их скал этно системтеми.

Эмоциональный фон в начале и в ходе урока был хорош: учительница задает коллектива класса мажорный тон, ободряет учеников в их работе, уместно шутит. Психологическая готовность учащихся к уроку была обеспечь чена: ученики приготовили необходимое оборудование, встретили учительницу с готовностью работатьи.

3 довольно удачно и мотивировано избран тип урока - комбинированный. Реализована структура урока соответствует его типа. Учебная тема"Личные местоимения"как раз и требовала решения различных задач: и проверь. СКУ качеств знаний, умений и навыков учащихся, и изучение нового материала, и формирование умений и навыков, применения знаний на практике. Компоненты урока были связаны между собой логической последовательностью и с абезпечилы дидактическую целостность уроклісність уроку.

4. На уроке реализованы требования принципов обучения. Особенно удачно соблюден принцип научности: учебный материал, который изучался, отвечает требованиям научной нормативной грамматики

Принцип связи обучения с жизнью частично нашел свою реализацию: в карточках для индивидуальной работы предлагались отдельные задачи, которые побудили учащихся использовать знания для рассказов п об окружающей действительности. Однако надо более широко показывать выход знаний в практику, потребность в конкретных знаниях для решения жизненных задач частности, при изучении нового материала учительница не п оказали, для чего учащимся нужны знания о личные местоимения. Здесь проявился формализм в овладении знаниями. Жизненная практика толчком к сознательному овладению знаниями и критерием проверки истинно сти полученных знаний. Первой требования учительница не сдержалаалася.

Требования принципа систематичности и последовательности были реализованы на уроке так, как они заложены в программе по украинскому языку

Принцип доступности также нашел свое отражение в ходе и содержании урока. Содержание учебного материала, упражнения были доступны для учащихся. Однако с точки зрения умственных возможностей части учащихся этого было нед достаточно. Для способных учеников (Сергея. А,. Натальи. В,. Оксаны. Т,. Светланы. Н,. Петра. С и др.) требуются более сложные задачи, которые обеспечивали бы достаточную нагрузку на их ум и способствовали активному разви ку умственных потенций этих ученикицих учнів.

полной мере реализовались и требования принципа наглядности: были использованы классная и переносная доски, таблица склонения личных местоимений, оформление оборудования не требует дополнений. Учительница соб имувалась правил использования наглядного оборудования. Дидактический материал, предложенный на переносной доске, способствовал активизации учебной деятельности учащихся. Но все же использована таблица не способствует а активизации мышления учащихся. Записи учащихся на доске небрежные. Да и вообще, нужно ли было в таком пассивном варианте вызвать этих трех учеников к доскеошки?

Значительное внимание на уроке уделялось реализации требований принципа сознания, самостоятельности и активности учащихся в обучении. Это неплохо удалось сделать на тех этапах урока, где учительница проверяла качество знает ань, умений и навыков учащихся. В ходе проверки формировались умения и навыки учащихся. Здесь были созданы оптимальные условия для активной самостоятельной работы каждого ученика, рационально было использовано время, а том в и эффективность такой работы заслуживает внимания. Однако на этапе изучения нового материала учительница, по сути, исключила учеников с самостоятельной учебной работы, а поэтому и требования активности и сознания и не были реализованы. Не было создано ситуации для действия движущей силы, учительница не помогла учащимся осознать сути проблемной задачи. Так, например, с 304 учне-минут, которые были отведены на изучение нового материала, лишь 10-15 процентов было использовано рационально. Учительница не осознала важности роли самостоятельной учебной деятельности учащихся, не в полной мере владеет техникой реализации этого с авданнавдання.

Требования принципа прочности знаний, умений и навыков учащихся на отдельных этапах урока были реализованы удачно. Если это не нашло должного реализации в процессе изучения нового материала, то при формировании в. УЧН нов умений и навыков учительница достигла мастерства, заслуживает внимания, изучения и подражания. Каждый ученик получает задание и должен самостоятельно работать над его выполнением. Особое внимание уделялось сь закреплению ранее полученных знаний, выработке на их основе умений и крепких навичочок.

5. На уроке по возможности использовались различные методы обучения. Уместно были использованы словесные, наглядные и практические методы. Они, в основном, соответствуют цели урока и возрастным особенностям учащихся. Одобрительно, что именно на уроке языка учительница уделяет достаточно внимания и фактическим методам обучения (система упражнений и др.). Однако в процессе изучения нового материала неправильно была предоставлена??преимущество словесным методам (рассказ, объяснение). Это и привело к активности учительницы и пассивности ученикиі учнів.

Учительница работала над формированием у учащихся внимания. Если это удалось ей в начале и конце урока (все имели конкретную работу), то в процессе изучения нового материала. Нине. Сергеевне не удалось мобилизовать ты внимание учащихся. Ученики и учительница остались по разные стороны психологического барьерру.

Наблюдение за уроком дает право говорить, что учительница способствовала умственном развитии общих способностей учащихся, в частности оперативной памяти, репродуктивной деятельности. Однако на уроке не было создано условий для развития творческих способностей учащиесяв.

Не проводилась целенаправленная работа над формированием у учащихся четких и осознанных мотивов учения, в частности познавательных мотивов в процессе изучения нового материала

На уроке видное место занимала индивидуальная работа учащихся. Однако она не отделялась психологически от коллективной учебной деятельности всего класса

Ученики неплохо владеют методами самостоятельной учебной работы в процессе формирования умений и навыков. Так, они довольно ловко выполняли задания по карточкам, с переносной доски. В процессе такой работы они не задают дополнительных вопросов. Это свидетельствует, что уделяется должное внимание обучению учащихся владению методами учебной работы. Все же в процессе изучения нового материала учеников не учили, как опрацюв ать его, как выделять главное и др.. А предпосылки для этого были. Обучение учащихся владению методами самостоятельной учебной работы как инструментом познания - важная задача школы по формированию лич те, подготовки ее к самостоятельной активной деятельностиьності.

Устные ответы учащихся на уроке оценивались (и их почти не было). Однако в конце урока все ученики самостоятельно работали над выполнением индивидуальных заданий. Учительница проверяла их после урока результатам ать неплохие. Два ученика не справились с учебными заданиями (Анатолий. Г,. Евгений. С), но учительница не оценивала их работы. Все ошибки были исправлены (Как рассказывала. Н. С, она проводит в таких выпад ках с этими учениками индивидуальные консультации, помогает им ликвидировать пробелы, побуждая тем самым к действию). Такой подход психологически мотивированный. Главное - использовать оценку не только для констатации уровня и качества учебной деятельности, но и для стимулирования учащихся к активному обучениюо навчання.

6. На уроке определенной степени решались задачи всестороннего гармоничного развития личности. Имела место работа над решением задач умственного воспитания. Но этот процесс успешно осуществлялся только на а этапе проверки знаний, умений и навыков учащихся и формирования умений и навыков. Здесь действительно все ученики работали самостоятельно, овладевали методами учебной работы. А в процессе изучения нового мате лу, как мы уже отмечали, не было создано надлежащих условий для самостоятельной учебной работы. Наблюдалась умственная пассивность большинства ученики учнів.

Задачи нравственного воспитания также реализовывались в виде приемов, направленных на формирование ответственности, дисциплинированности, уважения друг к другу: отношение к ученикам со стороны учителя основывается на доброжелательности, вежливости, соблюдения педагогического такта. Частично дидактический материал (предложения, упражнения) способствовал формированию у учащихся чувство любви к своей стране. Других воз ностей на уроке булло.

Вопросам сохранения и развития здоровья не уделялось должное внимание при моделирования урока и в его ходе. Проводилась только физкультурная пауза, один вид деятельности менялся на другой. Но, как уже зас значалося, физкультурная пауза не полностью достигла цели. Санитарно-гигиенические условия на уроке неудовлетворительные. Не чувствовалось заботы о создании оптимальных условий для нормального развития организма уч нов. А это приводит к ухудшению состояния здоровья детей, снижения их умственной активности. Этот вопрос должен стать предметом изучения для всех учителей в ближайшее чаий час.

О реализации задач трудового воспитания, то они в определенной мере были осуществлены: на всех этапах урока, помимо изучения нового материала, проводилась целенаправленная работа по организации умственного труда и учащихся, их учили беречь и рационально расходовать каждую минуту урока, обращать внимание на культуру труда, обучали также владению методами самостоятельной учебной робот.

Задачи эстетического воспитания были реализованы на уроке. Все дети одеты аккуратно, хорошие прически у мальчиков и девочек, учительница заботится о соблюдение обучающимися эстетики в ведении тетрадей; в взаем минах учительницы с учениками ощущается чувство внутренней уважения к ученикам ("Пожалуйста","Спасибо"и др.). Классная комната оформлена со вкусом, нет ничего лишнего. Столы окрашены в мягкий салатный кол ир. Однако случилось так, что комната была убрана (мусор, бумажки и др.), а это осталось без внимания, хотя, как оказалось позже, это была случайность, вызванная стечением обстановкиспричинена збігом обставин.

7. Поведение учительницы свидетельствует о ее большой опыт и мастерство. Она хорошо владеет классом, умеет организовать учащихся на учебную деятельность, видит каждого ученика, умеет распределять внимание, способна забей езпечиты трудовую дисциплину на основе привлечения всего классного коллектива в учебной деятельности. Правда, в процессе изучения нового материала это не удалось осуществить полностью: значительная часть учеников выпала из поля зрения учительницыьки.

Педагог неплохо владеет конструктивной деятельностью, умело моделирует урок, умеет подобрать необходимый материал, обеспечивает логическую и дидактическую целостность урока. Даже самого урока показала умение п перестраивать свою деятельность и деятельность учащихся в зависимости от учебного материала, эмоционального состояния учащихся, уровня деятельности классного коллектива, целесообразно распределила класс для выполнения различных видов н авчальних заданиемь.

Коммуникативная деятельность учительницы неплохая: она умеет обеспечить мажорный тон работы, создать положительный эмоциональный фон, видит весь класс и каждого ученика в частности, умеет вовремя тормозить неразрешенную деятельность слишком возбудимых учеников (как это было с. Николаем. С), побуждать к активной деятельности вялых ученики.

Также преподаватель владеет педагогическим тактом, что было хорошо видно на всех этапах урока. Неплохо отработана педагогическая техника: распределение задач между учениками, переключения их внимания с одного вида деятельности на другой, подготовка предыдущих дидактических задач и оборудование для их выполнения. И все это на первый взгляд так просто и рационально. Эта сторона деятельности учителя заслуживает изучения и на следования другими учителямями.

Есть основания утверждать, что в. Н. С выработался хороший стиль работы: деловитость и простота без наглядности, театральности, как это наблюдается в других учителей во время посещения уроков. Ученики, очевидной дно, давно усвоили этот стиль и чувствуют себя удобно в такой деловой обстановке. Значительную роль играет и тон работы. Как уже отмечалось, он мажорный. Учительница все время пытается поддержать бодрость и деловой настрой детей, создавая положительный эмоциональный фон для активной умственной деятельностиьності.

Внешний вид учительницы соответствует требованиям этики учителя: скромная, но красивая прическа, модный красивый костюм голубого цвета, лакированные туфли, отсутствие лишних украшений, легкая улыбка в глазах - все это способствует созданию положительного психологического климата в классном коллективе.

Язык правильная, мелодичная, ризнотональна на разных этапах урока в обращении к разным учащихся. Дикция выразительная, волевая. Все это дополняется кстати мимикой, жестами, четкой конгруэнтностью. Учительница всегд ди выбирает нужное место в классе у доски и при контроле за индивидуальной работой ученикинів.

«Современный и традиционный урок: плюсы и минусы»

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного. Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Но для начала попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Структура традиционного урока:

    организационный момент;

    проверка домашнего задания;

    проверка знаний и умений учащихся;

    постановка цели занятия перед учащимися;

    организация восприятия новой информации;

    первичная проверка понимания;

    организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;

    творческое применение и добывание знаний;

    обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

    контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

    домашнее задание к следующему уроку;

    подведение итогов урока.

Проблема данной структуры (хотя она привычна) заключается в том, что педагог всегда ограничен во времени, он выполняет функцию передатчика информации. Высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребёнка, поддерживать интерес к проблеме на протяжении всего урока. Учитель работает с учащимися, обладающими средними способностями, не учитывая запросы отличников и не умеет заинтересовать детей со слабой мотивацией.

Итак, традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Так может и не стоит ничего менять?

Однако, как говорилось выше, современному педагогу необходимы изменения, т.к. требования, предъявляемые к качеству образования, уроку, выпускнику, высоки. Детям интересен педагог, умеющий думать, чувствовать, понимать мир как они, постигающие его стремительно.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

    демонстрирует универсальные и предметные способы действий

    инициирует действия учащихся

    консультирует и корректирует их действия

    находит способы включения в работу каждого ученика

    создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

    применяет развивающие технологии.

    обладает информационной компетентностью

В современном уроке меняется сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

Сравним основные элементы традиционного и современного уроков:

Требования к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Учитель выдвигает перед учащимися проблему

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Совместно с учениками четко сформулировать тему, цель, задачи урока по наводящим вопросам

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Совместное планирование по образцу/памятке

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Дифференцированный подход совместно с групповыми методами подготовки

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Выработать критерии проверки совместно с учащимися (алгоритмы проверки)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

По выявленным затруднениям учеников заполняются листы самооценки

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Заполнение листов самооценки по выбранным критериям, акцентируя внимание на объективности оценивания

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Рефлексия (инициатива исходит от ученика)

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Домашние задания должны содержать креативную составляющую, которые позволят проявить ученику свои творческие возможности (не более трети от пройденного в классе)


Современный урок это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активного думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно- ориентированный подходы в обучении к своим ученикам, а задания носят мотивированный характер, который поддерживается разумно используемыми ИКТ.

Современный урокэто не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?

    Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.

    Знание типологии урока

    Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.

    Планирование воспитательной функции урока.

    Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

    Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

    Практическая направленность учебного процесса.

    Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

    Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

    Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.

    Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

    Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

    Включение компьютеров в педагогические технологии.

    Дифференциация домашних заданий.

    Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

    Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

    Обеспечение эстетических условий

    Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

    Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

    Технологическая карта урока – что это.

Остановимся на одном из самых проблемных этапах урока: составлении технологической карты урока по ФГОС.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

От стиля преподавания учителя тоже многое зависит. Остановимся на этом более подробно.

Демократический стиль деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения

Попустительский стиль деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

Авторитарные тенденции в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Каждый педагог должен понимать, что качество преподавания предмета, качество знаний учащихся зависят от многого, в том числе и стиля преподавания.

Так что же для нас современный урок?Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение.

Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо просто провести урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя, который должен СЛЫШАТЬ- СЛУШАТЬ-ПОНИМАТЬ.

Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

Реальная ценность урока - его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:

1) Организационную сторону урока. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит преподаватель в , подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;

2) Содержание урока. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов учеников, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;

3) Воспитывающую роль урока. Использует ли учитель содержание материала в воспитательных целях, какова система требований учителя. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли учитель внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону урока:

А) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

Б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

В) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

Г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;

Д) техника на дом и проверка домашних заданий;

Е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять , делать чертежи, схемы;

5) Особенности поведения преподавателя на уроке. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.

Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение-это лишь первый этап контроля, второй-разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя.

Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего не следует искать на каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все “элементы” - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере такие конкретные обстоятельства:

А) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;

Б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования; в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются) ;

Г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:

А) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

Б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;

В) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

Г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

Д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.




Ситуация успеха на уроке предоставляет ребенку возможность: - выражать свое «я», - выдвигать разного рода инициативы, - брать на себя ответственность, - самоутверждаться с учетом сильных сторон его личности, - формировать взгляд на другого ребенка как на безусловную личность,. - сохранять свое здоровье.


Положительные стороны ситуации успеха на разных этапах урока 1.Организационный: - создание положительного настроя, - побуждение к новой деятельности с подчеркиванием предыдущих достижений, -усиление акцента на предстоящей работе, чем-то удивив, заинтересовав детей.


Здравствуйте, ребята, садитесь…. -Здравствуйте, ребята, мы сегодня отправимся в увлекательное «путешествие»…. -Здравствуйте, ребята, садитесь, вы вчера меня очень порадовали своими знаниями… Как можно по-другому поприветствовать друг друга? Орг. момент – камертон урока.


2. Проверка домашнего задания. -Предоставление возможности в устранении ошибок в задании, выполненном самостоятельно, что дает шанс получить более высокую оценку, - предупреждение и устранение подобных ошибок после их анализа в дальнейшем, что ведет к более успешному выполнению аналогичных заданий, - вызывание чувства относительной неудовлетворенности чем-то из предыдущей деятельности с целью улучшения результата.


3. Изучение нового. - Лавирование между известным и неизвестным, -предоставление возможности рассмотреть со всех сторон любые ситуации, - скрытое инструктирование ученика в способах совершения действий, - обозначение важности усилий ребенка в совершаемой деятельности, -рассмотрение решений проблемы, предложенных детьми, - использование жизненного опыта ребенка.


4. Закрепление изученного. - Использование ситуации «от простого к сложному», - высокая оценка каких-либо деталей, (Успешное выполнение простого задания дает уверенность в том, что возможно выполнение сложного. Успех не результата в целом, а какой-то детали, тоже помогает почувствовать себя успешным.). -скрытая помощь учителя (опорные карточки, алгоритм действий,…).


5.Итог. - Аргументирование выставляемой отметки ученику, - оценивание действий ученика с акцентом на детали. - подчеркивание положительного личного опыта ученика,. - определение трудностей и выбор путей их преодоления, -рассматривание каждого ребенка при оценивании, как «персональную исключительность».


Каковы негативные последствия непрерывного успеха в учебной деятельности? Учащийся начинает относиться к успеху как к чему- то само собой разумеющемуся; перестает переживать из-за возможного неуспеха; формируется уверенность в своем постоянном успехе появляется завышенная самооценка; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; требует, ждет постоянного подтверждения успешности своей учебной деятельности.


К снижению старательности и ответственности меньше времени уделяет выполнению домашних заданий вырабатывается небрежное отношение к учебному материалу. Поверхностный взгляд на самого себя и учебный материал. Снижается успеваемость, т.е. появляются "пробелы" в значениях.



1. Восстановите цели, которые мог ставить учитель, планируя данный урок. 2. Классифицируйте элементы знаний, представленные в данном фрагменте урока. 3. Составьте логико-дидактическую схему представленного на уроке учебного материала. 4. Перечислите методы обучения, используемые учителем на данном уроке с обозначением основания классификации методов. 5. Перечислите методы проверки и оценки знаний учащихся, используемые учителем на данном уроке с обозначением основания классификации методов. 6. Перечислите используемые на уроке средства обучения; моменты использования. 7. Выделите положительные стороны просмотренного фрагмента урока. 8. Выделите отрицательные стороны просмотренного фрагмента урока. 9. Дайте краткую характеристику учителя как профессионала и личность. 10. Оцените воспитательное воздействие урока на учащихся.

Анализ:

1.Цели : образовательные – познакомить учащихся с понятиями файл, файловая система, каталог;

развивающие – развивать у учащихся логического мышления, речи, внимания, памяти, усидчивости и аккуратность;

воспитательные – воспитывать интереса к предмету, нравственное и моральные качества личности

2.Классификация знаний

1.Файловая система: файл, папка, имя файла, каталог, путь к файлу, расширение.

2. Хранение информации: имя диска, кластеры диска, файлы на диске, каталоги.

3.Сетевое окружение

3. Логико-дидактическая схема урока:

    Сообщение темы, цели и задачи урока;

    Мотивация обучения;

    Актуализация знаний;

    Изучение нового материала;

    Применение полученных знаний на практике;

    Подведение итогов урока

4. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, фронтальный опрос.

5. Методы проверки и оценки знаний учащихся : фронтальный опрос.

6. Средства обучения:

    Учебно-методические: видеоролик

    Программные: PC Windows XP, WM Player

    Технические: компьютер, мультимедийная установка

Средства обучения используются на протяжении всего урока

7. Положительные стороны урока:

    Наличие видеоуказателей на материал который требуется законспектировать ученику

    Обеспечивает устойчивую концентрацию внимания на уроке

    Есть возможность дозированной подачи материала

    Включен материал для самоконтроля

8.Отрицателные стороны урока:

    Расслабляющая фоновая музыка

    Монотонное изложение материала

9.Характеристика личности учителя: Знание предмета и общая эрудиция, методическое мастерство учителя на высоком уровне, учителем выбран оптимальный темп изложения материала. Не эмоциональное изложение материала, правильная дикция, четкая и внятная речь.

Научное, доступное и простое изложение материала, отражается связь теории с практикой, высокая степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала, выбран оптимальный объем предложенный для усвоения материала, используется эффективные способы деятельности учителя на уроке

10. Воспитательное воздействие на уроке: Положительное отношение к предмету, дисциплинированность.

Разработайте план-конспект 1 урока с использованием ЦОР и указанием ссылок на них.

Конспект урока по информатике на тему: «Компьютерные сети. Локальные сети». 10 класс.

Цели:

Обучающие:

    дать представление о назначении компьютерных сетей, их видах.

    познакомить учащихся со структурой локальных сетей.

    научить выделению различных типов топологий локальных сетей.

Развивающие:

    развивать у учащихся умение обмена файлами в локальной компьютерной сети.

    прививать учащимся основные приемы работы в сети.

    формировать навыки выделения топологии сети.

Воспитательные

    прививать интерес к предмету.

    формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности.

Знания и умения.

    Знать понятие компьютерных сетей, их виды.

    Знать понятие локальной сети, её назначение и организацию.

    Уметь грамотно определять топологию локальной сети, выявлять недостатки каждой топологии.

Оборудование : компьютер, экран, проектор, презентация по теме, доска.

План урока:

    Организационный момент – 2 мин.

    Объяснение новой темы – 25 мин.

    Закрепление нового материала – 8 мин.

    Подведение итогов урока и домашнее задание – 5 мин

Тип: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Форма обучения: Фронтальная.