Риторический вопрос объяснение с примерами. В бытовом смысле

Риторический вопрос, как эффективное ораторское средство используется для того, чтобы переубедить или привлечь внимание. Но как научиться правильно его задавать, чтобы не попасть в неловкость? Мы расскажем обо всех тонкостях употребления этой риторической фигуры.

Что такое риторический вопрос

Риторический вопрос - это оборот речи, который, имея форму вопроса, не требует ответа. Фактически, это утверждение с вопросительной интонацией, легко превращающееся в обычное предложение.

Людям свойственно ошибаться. – Свойственно ли людям ошибаться?

Если приходит болезнь, человека нужно лечить. – Нужно ли лечиться, когда приходит болезнь?

Такое обращение предполагает, что все адресаты заранее знают ответ, поэтому не станут проговаривать вслух свои мысли. Но сознание все равно ответит, создав внутренний образ и поток ассоциаций. Иллюзия разговора и диалога делает слушателей причастными, хотя на самом деле каждый может оставаться на своей территории комфорта.

Чаще всего риторический вопрос встречается в прозе и поэзии, публицистике, статьях на общественную тематику, политических выступлениях и дебатах.

Эта стилистическая фигура имеет следующие функции:

  • Подчеркнуть выразительность;
  • Предать изречению эмоциональной окраски;
  • Обратить внимание на выступающего;
  • Перенестись к определенному событию или месту;
  • Возбудить любопытство к себе или своему выступлению;
  • Вовлечь в беседу;
  • Поставить акцент на контрасте, противоположностях;
  • Процитировать, упомянуть знаменитость, ссылаясь на ее опыт.

Какие бывают риторические вопросы

  • Вопросительно-риторические . Человек формулирует фразу таким образом, чтобы дать эмоциональную оценку происходящему, выразить личное отношение:

Как я могла забыть дома телефон? (осуждение собственной растерянности, особенностей характера).

  • Побудительные . Они имеют менторский характер, призывающий к действию, но сформулированы мягче, чем приказ.

А вы еще не собираетесь ложиться на свою верхнюю полку? (вежливая, но резкая просьба перейти на свое место в поезде).

  • Отрицательные . Они отрицают какие-то события или явления, хотя в их структуре частица «не» отсутствует.

Вот было мне когда-то 18 лет: смогу ли я вернуть время назад? (сожаление о прошлом, осознание факта, что молодость не вернуть).

  • Утвердительные . Они усиливают уверенность в своей правоте. Характеризуются категоричностью, ярко выраженной эмоциональностью, напористостью, иногда даже надменностью.

Как можно так одеваться? (небрежность, осуждение внешнего вида другого человека).

Неужели есть люди, которые не любят шоколад? (уверенность в том, что шоколад должны любить все, удивление с долей иронии).

Риторический вопрос может нести как негативный, так и позитивный посыл:

  • Сопереживание, забота, поддержка:

Тебе плохо?

Ты правильно поступил. Кому бы это понравилось?

Неужели шеф не понимает, что ты тоже живой человек?

  • Цинизм, провокация, сарказм:

Как можно быть такой расхлябанной?

Вы думаете, что одни такие?

И каков будет ваш следующий промах?

У каждого есть свое восприятие мира, поэтому нет ничего удивительного в том, что услышанная фигура речи покажется непонятной. В таком случае стоит потратить время, чтобы точно разобраться в смысле, который несет изречения.

  • Если фраза «вытянута» из литературного произведения, нужно рассматривать ее в контексте эпохи, в которой жил автор, образа героя, а также главной идеи самого текста.
  • Большинство открытых вопросов стали идиомами, найти их можно в словаре фразеологизмов и крылатых выражений. Именно там рассказывается об их происхождении, подаются примеры, где уместно употреблять эту фигуру речи.
  • Переиначить обращение так, чтобы оно стало утверждением: «Я враг себе?» («Я себе не враг»).
  • Учитывать переносный или скрытый смысл. Зачастую оратор, используя разнообразные стилистические фигуры, старается завуалировать суть, чтобы не казаться слишком банальным.

Как и где правильно использовать риторический вопрос

Перед тем, как употребить риторический вопрос, желательно ознакомиться с особенностями его формулировки:

  • Обдумать, какую мысль эта фигура должна донести, как повлиять на слушателя.
  • Убедиться, что в данной коммуникативной ситуации можно будет избежать двузначности, недопонимания.
  • Максимально сократить вопрос, убрав из него лишние, непонятные, отвлекающие или слишком сложные слова.
  • Чтобы привлечь внимание аудитории и вывести ее из состояния покоя, то эту риторическую фигуру нужно использовать в начале речи.
  • Для подведения итогов его следует употребить в конце монолога.
  • Такие вопросы уместно использовать рядом с другими иторическими фигурами речи: восклицанием и обращением.
  • Все обороты требуют четкого и правильного произношения, уверенного голоса, а также сопровождения соответствующей мимикой и жестикуляцией.

Правильно сформулированная стилистическая фигура запоминается надолго, подталкивает к размышлениям и вызывает паузу в виде задумчивого молчания аудитории. Если это произошло – успех достигнут.

Когда ставят риторический вопрос

Чаще всего риторический вопрос ставится в двух случаях:

  • Когда ответ на него слишком очевиден, и коммуникатора нужно только подтолкнуть к выводам или раздумьям.

Вы не заставите человека любить чтение, если не пробудите интерес к литературе. Не станет же он пить, если не имеет жажды?

  • Когда ответ на вопрос не известен никому или его вообще не существует.

Кто в этом виноват?

Что делать?

Риторический вопрос – секретное оружие Черчилля

Британский государственный и политический деятель Уинстон Черчилль вошел в историю как мастер риторики, мыслитель, писатель, журналист. Его выступления имели ошеломляющий успех, влияя на ход истории. Слово стало для него настоящим оружием, вызывающим здравый смысл многочисленной аудитории.

В 1941 году, после нападение Японии на Перл-Харбор, мистер Черчилль был приглашен принять участие в заседании объединенного конгресса. Во время своего выступления он, прочитав «список нанесённого ущерба», заявил, что не находит логического объяснения действиям японцев и считает их людьми, потерявшими рассудок. После многозначительной паузы оратор спросил:

Как вы считаете, что они за люди?

Реакция зала не заставила долго ждать. Присутствующие сенаторы, политики, журналисты поднялись с кресел, взорвавшись аплодисментами. Этот риторический вопрос, поставленный Черчиллем в нужное время, сказал больше, чем многочасовые выступления других конгрессменов.

Черчилль раскрыл секрет своего ораторского мастерства: прием сильного риторического вопроса можно использовать в монологе только один раз. Обязательно условие таково: он должен звучать просто и резко. Одна строка – идеальная длина для этой фигуры речи.

Риторический вопрос может стать мощным оружием любого оратора, если он научится им пользоваться. Это несложно, если запомнить несколько важных правил, придерживаться наших рекомендаций и учесть секрет Черчилля.

Нередко в устной и письменной речи, а также при создании художественных произведений, используются риторические вопросы, примеры которых будут приведены ниже. Их назначение - привлечь внимание к высказыванию, сделать на нем акцент. Особенность таких вопросов - они не нуждаются в ответе. Познакомимся поближе с этим приемом выразительности.

Терминология

В науке о языке под риторическим вопросом понимается вопросительное предложение, которое не нуждается в ответе. Зачастую бывает и так, что ответ невозможен. Назначение такого приема многообразно:

  • он позволяет акцентировать внимание слушателя или читателя на том, что важно для автора;
  • привлекает внимание к обсуждаемой в тексте проблеме;
  • добивается особой стилистической выразительности.

Такие типы предложений придают произведению эмоциональность, экспрессию, помогают выразить авторские чувства, вызывают в читателе сопереживание.

Особенности

Приведем примеры риторических вопросов, которые помогут выявить их характерные особенности:

  • «Кто виноват?» (Герцен).
  • «Что делать?» (Чернышевский).
  • «Какой русский не любит быстрой езды?» (Гоголь).
  • «Как не любить родные просторы?» (из речи).

Как видим, каждое предложение представляет собой вопросительную конструкцию. В конце нее ставится не точка, а знак вопроса, однако ответ либо заложен в сам вопрос, либо отсутствует в принципе.

Так, Чернышевский в своем романе «Что делать?» пытался найти ответ на нескольких сотнях страниц, но вопрос все равно остался открытым.

Другой пример - произведение Гоголя «Какой русский не любит быстрой езды?». В этом случае подразумевается ответ, что каждый истинно русский человек любит прокатиться с ветерком, промчаться на высокой скорости.

Можно отметить еще одну особенность таких конструкций - они выражают смысл, как и повествовательное предложение. Нередко используются они и для выражения иронии. Приведем примеры из речи:

  • «Ну кто так делает?».
  • «И кто это у нас болтает?».
  • «Где же находится Африка?».
  • «И когда же ты, наконец, возьмешься за ум?».

Эти вопросы не нуждаются в ответе, поэтому ключевой особенностью риторического вопроса является противопоставление формы и содержания. Основное назначение подобных конструкций - выражение определенного настроения.

Использование в текстах

Очень многие классики в своих произведениях активно пользуются риторическими вопросами. Примеры таковы:

  • «О Волга!. . колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?» (из стихотворения Некрасова).
  • «Ребята! Не Москва ль за нами?» (из «Бородино» Лермонтова).
  • «Русь, куда ж несешься ты?» (Гоголь, из «Мертвых душ»).
  • «А был ли мальчик?» (из произведения Горького «Жизнь Клима Самгина»).

Многие риторические вопросы стали крылатыми выражениями. Например:

  • «А судьи кто?» - эта фраза из комедии «Горе от ума» Грибоедова нередко употребляется в случаях, когда оценку предмету или явлению дают люди необъективные, которые и сами не лучше осуждаемого.
  • «Быть или не быть?» - вопрос Гамлета многие задают в том случае, если находятся на перепутье и вынуждены принимать важное для себя решение.

Таковы примеры риторических вопросов из литературы. Нередко мастерам слова удается настолько емко облечь свою мысль в подобной конструкции, что она становится востребованной и актуальной многие столетия.

В бытовом смысле

Рассмотрим примеры риторических вопросов из жизни:

  • «Ты дурак что ли?» - выражение оскорбления.
  • «Ты начнешь уже когда-нибудь делать уроки вовремя?» - побуждение к действию.
  • «Ну и кто ты после этого?» - крайнее неодобрение, изумление, обида.
  • «Неужели сам не видишь, что сделал плохо?» - подчеркивается то, что человек, к которому обращаются с вопросом, знает, что он не постарался.
  • «Как долго мы будем терпеть этот произвол?» - призыв к мятежу, бунту.

Нередко люди сами не осознают, что используют в речи риторические вопросы, примеры которых приведены ниже. Еще несколько привычных ситуаций:

  • «И когда нам, наконец, поднимут зарплату?» - говорящий сетует на низкий уровень оплаты труда, но ни к кому конкретно не обращается.
  • «Что может быть прекраснее свежего воздуха и прогулки на велосипеде?» - предполагается, что ничего. В конструкции выражено восхищение автора.

  • «Как можно не хотеть учиться?» - изумление, недоумение, непонимание.
  • «И на что этот человек рассчитывает?» - выражение неодобрения.
  • «Как нам быть?» - возглас отчаяния.

Как видим, примеров риторических вопросов в русском языке можно подобрать множество. Каждый из них несет определенную эмоциональную окраску, помогает более точно выразить свои эмоции - восхищение, изумление, осуждение, гнев и пр.

Отличие от простых вопросов

Рассмотрим, как при анализе текста быстро отличать такие конструкции от обычных вопросительных предложений:

  • они никому конкретно не адресованы;
  • подразумевают готовый ответ или невозможность такового;
  • помогают выразить мысли и чувства автора;
  • нередко в них заложен протест.

Приведем пример риторического вопроса и простого вопросительного предложения:

  • «А судьи кто?».
  • «А кто будет судьей на этом заседании?».

Первое предложение - риторический вопрос, он ни к кому конкретному не обращен, на него не нужно отвечать. В контексте он передает презрение героя Чацкого и автора - Грибоедова - к тем людям, которые берутся судить, сами не являясь идеальными.

Второе предложение - обычный вопрос, который может быть задан определенному человеку. Его автор не выражает никакого отношения, он просто хотел бы узнать фамилию судьи.

Форма

Чтобы риторические вопросы, примеры которых были приведены выше, в наилучшей степени выражали эмоциональный настрой автора, мастера слова нередко облекают их в особую форму:

  • предложение может быть очень емким и кратким («Что делать?», «Кто виноват?»);
  • используются местоименные вопросительные слова («И кому сейчас легко?», «Какая девушка откажется от шикарного букета?»);
  • пользуются вопросительными частицами («Разве я могу быть не уверенным?», «Неужели кто-то сомневался?»).

Иногда в конце подобных конструкций ставится не обычный вопросительный знак, а восклицательный. Приведем пример из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»: «Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался!». Этот риторический вопрос завершается знаком восклицания, хотя по форме построения, предложение явно вопросительное.

Риторические вопросы, примеры которых были приведены ранее, активно используются как в бытовом общении, так и в художественных текстах. Они помогают сделать речь более выразительной и передать авторское настроение.

Представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.

По сути, риторический вопрос - это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности для говорящего. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго» и как бы намекает, что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу» .

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.

Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, - своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, - т. н. фигуры . Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Так, риторический вопрос представляет собой, в сущности, утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен.

Примеры риторических вопросов

  • «А судьи кто?» (Грибоедов, Александр Сергеевич . «Горе от ума»)
  • «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» (Пушкин . «Медный всадник»)
  • «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Гоголь, Николай Васильевич .«Мертвые души»)

Ссылки

Что такое риторический вопрос? Каждому и так понятно. Сейчас вы прочитали самый простой пример на тему риторических фигур речи в русском языке. По своему смыслу риторический вопрос является не вопросом, а утверждением. Он может выражать повышенный эмоциональный фон высказывания или касаться информации всем известной и широко распространенной. И в том, и в другом случае риторический вопрос не требует ответа и носит условный характер.

Определение риторических вопросов можно найти в словаре Даля, в энциклопедии русского языка, вышедшей под редакцией Ю.Н. Караулова, в Википедии (опирающееся на вышеназванные источники и статьи исследователей-филологов). Все трактовки согласуются между собой и говорят об утвердительном смысле риторических вопросов.

Помимо риторических вопросов существуют риторические утверждения - повествовательные выражения, в конце которых при письме или в устной речи поставлен восклицательный знак. Такой оборот служит для усиления выразительности также, как и риторический вопрос. Риторическим может быть и обращение, которое в таком случае также не требует отклика и носит условный или символический характер. Все риторические предложения являются фигурами речи — обороты, преследующие цель выразить экспрессивность, придать высказыванию больше силы и убедительности.

Риторические вопросы используются человечеством с тех пор, когда появились первые устные сказания. В русской речи они органично вплетаются в художественный текст, бытовую речь, политические манифесты и программные заявления. Постановка риторического вопроса позволяет избежать объяснений в том случае, когда возможна ссылка на общеизвестные факты и явления.

Такой прием переключает внимание слушателей (или читателей) на вещи, которые воспринимаются автоматически и призывают, таким образом, принять позицию оратора без анализа смысла его высказывания.

Примеры риторических вопросов

В русской литературе есть множество примеров риторических выражений как в прозе, так и в стихотворной форме. Они употребляются и в повседневной жизни. Примеры, которые встречаются всем нам повседневно:

  • когда же придет этот троллейбус? (выражение подразумевает, что троллейбус опаздывает и нарушает график движения, что очевидно всем, стоящим на остановке);
  • кто украл колбасу с тарелки? (выражает возмущение хозяина нашкодившим котом, поскольку кот ответить не способен);
  • сколько можно это терпеть? (восклицание означает, что терпеть происходящее дольше невозможно и не нужно).

Вот примеры литературного использования риторического вопроса и восклицания:

О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду? (Анна Ахматова)

В данном случае поэт, очевидно, не стремится умереть, а выражает свое томление и смятение, неудовлетворенность сложившимися обстоятельствами. Риторические вопросы любил использовать Шекспир, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь и другие писатели. Очень много риторических вопросов встречается в религиозных текстах. Ими полны Новый завет, Евангелия, описания деяний апостолов. В исторических текстах такие фигуры речи помогали сделать повествование наиболее ярким и понятным для читателя.

Если риторический вопрос задан реальному человеку, то ответа он не требует, скорее — молчаливого согласия или подтверждения. Однако с риторическими вопросами также часто обращаются не к присутствующим, а к некоторому воображаемому собеседнику. Это может быть явление природы, общество в целом, правительство, мировое сообщество. В повседневной жизни и в быту риторические вопросы часто задают животным или предметам.

Виды риторических вопросов

Риторические вопросы можно подразделить на четыре вида:

  • вопросительно-риторические вопросы, ярко передающие чувства;
  • вопросительно-побудительные, приглашающие к действию;
  • вопросительно-отрицательные, утверждающие невозможность действия или события;
  • вопросительно-утвердительные, выражающие уверенность в чем-либо.

В целом, в человеческой речи вопросы являются одной из самых распространенных конструкций. Риторические вопросы, как ясно из вышесказанного, служат для передачи взглядов говорящего, прояснения его позиции, отношения к обсуждаемой теме и привлечения внимания. Они являются одним из самых выразительных речевых оборотов.

Человек, прибегающий к использованию риторических вопросов, стремится усилить впечатление от своей речи и придать выразительность. Таким образом подчеркивается фраза, выражающая некоторое утверждение. В контексте беседы или повествования смысл фразы является продолжением уже сказанного или развивается в дальнейшем. Риторический вопрос также может служить способом подвести черту под монологом, поставить эмоциональную «точку в конце строки».

Самое эффективное средство донесения идей до аудитории - вовлечение ее в диалог. Ораторских средств для этого изобретено немало, но каждое из них хорошо для своей ситуации. Всякий, кто решился выступить перед публикой, должен знать, что значит риторический вопрос и как правильно его задавать.

Фигуры речи и риторика

Без использования красивых и образных речевых оборотов повествование выглядит «пустым» и трудным для восприятия. Чтобы придать красок своему безудержному потоку мыслей, можно применить уловки, известные еще древним грекам:

  • Изменение порядка слов в предложении, характерного для данного языка;
  • Противопоставление одной мысли другой;
  • Применение сходной композиции в начале или в конце нескольких предложений. Своеобразный грамматический рефрен;
  • Иерархическое расположение слов в предложении по мере усиления лексического значения признака;
  • Намеренный пропуск необходимого слова;
  • Разделение точками слов в предложении;
  • Применение слов с похожим или, наоборот, противоположным значением;
  • Собственные лингвистические изобретения;
  • Употребление в одном контексте несочетающихся определений;
  • Образное «оживление» объекта неживой природы;
  • Нарочитое преувеличение или преуменьшение (чаще всего применяются в сатире);
  • Задавание вопросов, на которые не нужно отвечать.

Определение фигур речи

Риторическим называется такой вопрос, который по своей сути является утверждением и не требует от собеседника ответной реплики . С грамматической точки зрения налицо противопоставление вопросительной формы и повествовательного смысла конструкции.

Используя данную фигуру речи в своем тексте, автор подразумевает, что ответ слишком прост и очевиден, чтобы отвечать на него. Или, наоборот, что он слишком сложен и не может иметь односложного решения. Тем самым достигается передача настроения писателя и придание нарративу эмоциональной окраски.

Данная фигура чаще всего находит применение в таких сферах:

  • Проза и поэзия;
  • Журналистика;
  • Тексты на общественную тематику;
  • Выступления политиков.

Как понять риторический вопрос?

Не так уж редко встречается ситуация, когда слушатель не может вникнуть в суть словесной акробатики оратора.

Чтобы разрешить недопонимание, можно воспользоваться такими советами:

  1. Обратить внимание на контекст . Именно он играет решающее значение для понимания смысла фразы. Если предложение было вырвано из какого-либо литературного произведения, нужно ознакомиться с его содержанием. Также нужно сделать поправку на эпоху, в которой жил писатель или политик. Социальная несправедливость часто становилась объектом нападок мастеров слова;
  2. Попробовать вывернуть смысл фразы наизнанку. Одна из целей утверждений, сформулированных в вопросительной форме - обратить привычную ситуацию на 180 градусов. Например: «Рабы ли мы?» («Мы не рабы.»);
  3. Значительная часть риторических вопросов и восклицаний уже давно стали яркими крылатыми выражениями. Поэтому для разъяснения их значения можно обратиться к словарю фразеологизмов и идиом. Там можно получить справку не только относительно смысла предложения, но и этимологические данные.

Можно ли заканчивать сочинение риторическим вопросом?

Заключение для школьного сочинения является одним из важнейших элементов его композиции. Оно подводит черту под работой ученика и является логичным завершением его рассуждений над проблемой в произведении. Так же как и вступительная часть, заключение не должно отрываться от течения основного текста работы.

Основные правила для хорошего завершения сочинения:

  • Количество предложений в последнем абзаце не должно быть больше 5-6, в противном случае восприятие информации будет затруднено;
  • Задать про себя вопрос: стоит ли соглашаться с позицией автора. Условно разбить исходный текст на тезисы и поразмышлять, какие из них стоит поддержать, а какие - нет;
  • Если ученик не согласен с изначальным текстом практически по всем пунктам, то стоит сдержать себя от оголтелой и эмоциональной критики. Всякое утверждение должно быть подтверждено разумными аргументами;
  • Нужно стараться сделать завершение как можно более позитивным;
  • Повторять уже изложенные в сочинении идеи не стоит.

Одним из наиболее эффектных способов поставить точку в работе является риторический вопрос. Он может вызвать воображаемого оппонента на спор и как нельзя лучше обобщить суждение. Еще лучше, если фигура является классическим афоризмом, связанным с проблематикой текста.

Риторический вопрос: примеры

  • Вопросительно-риторические. Основное их назначение - экспрессивная оценка происходящего. Тем самым человек передает свое индивидуальное и эмоциональное отношение к предмету разговора («Как я забыл положить деньги на телефон?» );
  • Побудительные. По сути своей имеют приказное и повелительное назначение, но имеют отвлеченную формулировку («Когда, наконец, вы прекратите это делать?» );
  • Отрицательные. Несмотря на свое название, они лишены отрицательной частицы «не». Путем использования данной фигуры указывается невозможность какого-либо события или явления. Так, например, Уильям Шекспир писал: «Вот Цезарь был: дождешься ли другого?» (т. е. никогда не будет личности с такими качествами);
  • Утвердительные. В отличие от предыдущего типа, наоборот, призваны усилить утвердительный посыл сказанного («Как можно не полюбить океан?» ).

В саркастическом контексте исходный смысл литературных приемов может несколько смещаться. Отрицательный по форме вопрос может приобрести положительное значение, и наоборот. Например: «Полицейские снова требуют взятки. Кто бы мог подумать?» .

Правила формулировки

Рассмотрим основным правила использования данного приема в «полевых условиях»:

  1. Проанализировать все возможные факты, могущие иметь отношение к проблеме;
  2. Изучить свои и чужие чувства к конкретной ситуации;
  3. Определиться с тем, чего именно хочет или должен хотеть обычный человек;
  4. Рассмотреть препоны и преграды на пути к желаемому;
  5. Какое количество времени необходимо на осуществление задуманного;
  6. Инструментарий, необходимый для движения к цели.

Риторические вопросы должны быть построены максимально кратно, но при этом смысловая нагрузка должна быть высокой. Их можно задавать как в начале речи (чтобы вывести аудиторию из состояния покоя), так и в конце (чтобы подвести яркий итог сказанному). Положительная реакция слушателей на правильно сформулированную конструкцию выглядит как задумчивое молчание.

Как можно не знать, что значит риторический вопрос? Ведь это не только часть школьной программы, но и целый пласт культуры. «Быть или не быть?» Шекспира, «Что делать?» Чернышевского, «А судьи кто?» Грибоедова - все эти высказывания не требуют ответа, поскольку они сами по себе заставляют размышлять миллионы людей над насущными проблемами.

Видео про риторические фигуры

В данном ролике филолог Георгий Кадетов расскажет про риторические фигуры и вопросы, синтаксические стратегии: