Словарный диктант на тему н и нн в разных частях речи. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Тренировочный материал по правописанию Н-НН в различных частях речи

  1. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

нн

Пишется в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида без приставок и без зависимых слов

Примеры: правленый текст, мощёная улица

Исключения: данный, желанный, священный, нежданный, негаданный, невиданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, неслыханный, читанный

В прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида (обычно с приставками)

Примеры: купить – купленный, сделать – сделанный

Исключения: смышлёный, приданое, названый (брат), незваный (гость), непрошеный

Пишется в кратких причастиях

Пример: работа выполнена в срок

При помощи суффиксов –ованн, -еванн

Примеры: рисковать – рискованный, корчевать – корчёванный

Исключения: кованый, жёваный

В страдательных причастиях прошедшего времени (как правило, есть приставка или зависимое слово)

Примеры: нарисованный, боец, раненный в ногу

Примечание 1. Наличие приставки не или второго корня не влияет на написание н-нн. Примеры: крашеный – некрашеный, кованый – златокованый

Примечание 2. В словах, образованных от прилагательных и причастий, пишите столько же н, сколько в слове, от которого они образованы.

Примеры: варёный – вареник, избранный – избранник

Примечание 3. В кратких прилагательных пишется столько н, сколько и в полных

Пример: дорога длинна (дорога длинная)

7 класс

Груж...ные вагоны, разгружен...ый вагон, груж...ные углем вагоны, вяз...ный свитер, связ...ный шарф, вязан...ый вручную шарф, священ...ый символ, желан...ый гость, негад...ный случай, неслых...ный поступок, мотивирован...ый отказ, балован...ый ребёнок, циклёван...ый пол, рассеян...ый человек, избран...ые труды, умерен...ый климат, брошен...ые деньги, смышлё...ый юноша, назва...ый брат, богатое прида...ое, кипячён...ое в кастрюле молоко, ране...ый солдат, ранен...ый в руку солдат, мощ...ная улица, мощён...ая булыжником улица, печ...ный к...ртофель, печ...ный в золе к...ртофель, туш...ныё овощи, туш...нные на сковороде овощи, вяле...ая рыба, вялен...ая на балконе рыба, жаре...ые грибы, жаре...ные в сметане грибы, вскипяч...ное молоко, выглажен...ый костюм, наклеен...ая бумага, поездка ограниче...а, девочка воспита...а, войска противника рассея...ы и уничтоже...ы, лица сосреточе...ы, друзья образова...ы, комиссия образова...а, все озабоче...ы, организова...о спортивное общество, прошло организова...о, запута...а котёнком, история тума..а и запута...а, шаги увере...ы, движения замедле...ы, увере...ы в победе, костюмы подогна...ы, речь сдержа...а, и немногословна, всё испорче...о,

8 класс

Подстрижен...ые волосы, стриже...ые волосы, стрижен...ые под машинку волосы, нестриже...ые волосы, коше...ый клевер, выкошен...ый луг, некоше...ая трава, лома...ая линия, клёпа...ые трубы, сломан...ый замок, тушё...ый картофель, приглашён...ые артисты, непроше...ые гости, смешан...ое население, фасован...ые продукты, разочарован...ый взгляд, обоснован...ые пр...тензии, прив...легирован...ые сословия, полирован...ая поверхность, циклёван...ый пол, выкован...ый меч, кова...ая решётка, писа...ая красавица, писан...ый масля...ыми красками портрет, неписа...ые законы, желан...ый друг, невидан...ый размах, неслыхан...ая удача, неждан...ая радость, священ...ый долг, нечаян...ая встреча, смышлё...ый помощник, пута...ый след, запутан...ое дело, копчё...ые продукты, все возмуще...ы и удивле...ы, встревоже...а хищником

9 класс

Предложения обоснова...ны, войска сосредоточе...ны, бойцы сосредоточе...ны, выводы обоснова...ны, аудитория взволнова...на, девушка была весела и взволнова...на, они аккуратны и воспита...ны, скоше...ная трава, столбы точё...ные, головки золочё...ные, наклее...ные бумажки, сдержан...ые стоны, рифмова...ные звуки, выкрашен...ые стены, залоснён...ые манжеты, закопчён...ый потолок, копчё...ая рыба, писан...ые масл...ными красками картины, огороже...ный двор, плетён...ые коробки, стёган...ый халат, зажж..ные свечи, запута...ные нити, собра...ные ягоды, окраше...ные двери, засе...нные поля, убра...ные травы, засуше...ные цветы, разве...ные семена, фигуры рас...тавле...ны, руки исцарапа...ны, заряже...на картечью, заплака...ный ребёнок, балова...ный ребёнок, заигра...ная пластинка, жела...ный ребёнок, недвусмысле...ный ответ, нежда....ый – негада...ный, малосолё...ый огурец, наделё...ный умом, негаше...ная известь, ошеломлё...ный взгляд, первозда...ный вид, конкретизирова...ный материал, написа...ный реферат, дети обескураже....ы, избра...ны в парламент, гранё...ный стакан.свяа...ная шапка, вязв...ная мамой.вяза..ная кофта, кова...ный в кузнице, девушка воспита...на, мороже...ная рыба, ответы пута...ны

Всегда –НН-

Всегда –Н-

Непроизводные прилагательные.

невиданный

читанный

священный

смышленый

багряный

неслыханный

желанный

слышанный

приданое невесты

рдяный

негаданный

жеманный

ставленный

посажёный отец

пьяный

нежданный

обещанный

деланный

названый брат

румяный

неожиданный

считанный

штукатуренный

прощёное воскресенье

зеленый

нечаянный

нетленный

чванный

конченый человек

свиной

венчанный

бороненный

лелеянный

кованый жеваный

вороной

чванный

мысленный

черпанный

стираный-перестираный

пряный

раненый

юный

Словарные диктанты.

  1. Булка испечена, лицо взволнованно, избраны депутатами, жесты изысканны, дверь заколочена, окована цепью, волосы взъерошены, молодежь эрудированна и образованна, хорошо характеризованы, ответы слабы и неуверенны.
  2. Море взволновано ветром, почта принесена, совершенны по форме, средства изысканы, ответы неуверенны, ноги обморожены, обои наклеены, лицо желто и сморщенно, принесены рисунки, поступки рискованны.
  3. Ограничено правилами, атака отражена, она талантлива и воспитана, лицо задумчиво и сосредоточенно, болезнь запущена, работа зачтена, возведена на престол, расположено в горах.

Слова для линокарт и перфокарт.

Мужественный наклонно скошенный

Занесенный скреплены постиранный

Навеянный юность напряжённо

Немощеный чеканно отвлеченный

Овсяный трактованный замороженный

Руганый-переруганый просяной домотканый

Рыхленый стираный-перестираный асфальтированный

Уверенность неожиданно настенный

Усовершенствованный песчаный завоеванный

Мученик деревянный нежданный

Надуманный непрошеный приданое

Черченный мелом длинно смышленый

Мороженный во льду преданно изъезженный

Задуманный надуманный израненный

Печенный в золе ветреный подлинный

Тесты.

1 вариант.

1.В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Будем открове...ы, проза совреме...ика, беше...ая собака.

2) Правле...ая рукопись, решение зако...о, животное взбеше...о.

3) Ответить рассея...о, вечный стра...ик, ученики недисциплинирова...ы.

4) Лату...ые трубы, вяза...ая шапка, выборы преждевреме...ы.

1) Раны множестве...ы, бойцы ране...ы, движения скова...ы холодом.

2) дети воспита...ы и аккуратны, задачи реше...ы, планы расстрое...ы.

3) Аргументы взвеше...ы и точны, белье развеша...о, мы удивле...ы.

4) Маршруты определе...ы, поле скоше...о, дети смышле...ы.

3 . В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Ответить письме...о, гости...ая, овся...ый, овчи...ый.

2) Пусты...ый, деревя...ый, серебря...ый, ветре...ый.

3) Окраи...ый, подли...ый, невида...ый, уронить нечая...о.

4) Золоче...ые купола, слома...ые часы, беле...ые маляром потолки, безветре...ый день.

2 вариант.

1. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Кова...ая решетка, масля...ая краска, свежезамороже...ая рыба, цели...ые земли.

2) Строче...ая шелком блузка, переперче...ая еда, незва...ый гость, долгожда...ый ответ.

3) Замасле...ый фартук, штопа...ый-перештопа...ый шарф, моче...ые яблоки, гравирова...ая надпись.

4) нереше...ый вопрос, броше...ая бочка, бракова...ая деталь, импровизирова...ый концерт.

2.В каком ряду во всех словах пишется Н?

1) Окруже...ы забором, лица рассея...ы, экзамены выдержа...ы, уже глаже...ые вещи.

2) Тяжелоране...ый сапер, масле...ый блин, реше...ый пример, посаже...ый отец.

3) Краше...ые двери, нехоже...ые тропы, нежда...ый гость, бракова...ые детали.

4) Свежемороже...ые овощи, домотка...ая скатерть, смышле...ый малыш, некоше...ые травы.

3. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Бара...ий, да...ый, беше...ый, паха...ый.

2) Песе...ый, балова..ый, пусты...ый, отчая...ый.

3) Серебря...ый, реше...ый, непроше...ый, свежескоше...ый.

4) Негада...ый, жаре...ый на костре, несоле...ый, заказа...ый.

3 вариант.

1. В каком ряду все слова пишутся с НН?

1) Луже...ая кастрюля, неприбра...ая комната, дубле..ый полушубок, це...ые факты.

2) Купле...ые игрушки, погаше...ый огонь, груже...ая песком тачка, гаше...ая известь.

3) Рассея...ые ученики, свяще...ый долг, сказа...ое слово. тисне...ая золотом грамота, прекло...ый возраст.

4) Чита...ая-перечита...ая книга, ране...ый в руку боец, глаже...ое белье, рискова...ое поведение.

2. В каком ряду все слова пишутся с Н?

1) Сви...ая котлета, оцинкова...ое ведро, ветре...ая погода, дикови...ый зверь, пчели...ый рой.

2) Ветря...ая мельница, беше...ая скорость, гости...ый двор, незва...ые гости, полотня...ый завод.

3) Овчи...ый тулуп, серебря...ый перстень. подветре...ая сторона, некупле...ые подарки, мече...ый атом.

4) Лебеди...ая песня, беле...ые потолки. плене...ый рыцарь, нежда...ый гость.

3. В каком ряду все слова пишутся с НН?

1) Подветре...ая сторона, некормле...ый скот, стекля...ая дверь, незапятна..ая совесть.

2) Жела...ый ребенок, нечая...ая радость, корчева...ый участок, низи...ые кустарники.

3) Оловя...ые детали, газирова...ая вода, перче...ый-переперче....ый суп, подли...ый случай.

4) Асфальтирова...ое шоссе, безветре...ый день, несея...ые травы, рассея...ый ученик.

Материал для индивидуальных карточек.

  1. Коше…ая трава, скоше…ая трава, коше…ая утром трава, точе…ые ножки, заточе…ый карандаш, точе…ый мастером брус, плете…ое кресло, сплете…ые ветви, искусно плете…ые кружева, тка…ая скатерть, сотка…ая скатерть, тка…ая мастерицей скатерть, вяза…ый шарф, связа…ый шарф, вяза…ый бабушкой шарф, травле…ый волк, затравле…ый волк, травле…ый собаками волк.
  2. Чище…ая обувь, нечище…ая обувь, непочище…ая обувь, чище…ая мальчиком обувь, краше…ый пол, некраше…ый пол, краше…ый кистью пол, зва…ый обед, незва…ый гость, вызва…ый врач, зва…ые к ужину гости, мороже…ая рыба, немороже…ая рыба, свежемороже…ая рыба, мороже…ая на зиму рыба, золоче…ая трость, позолоче…ая трость, золоче…ая мастером трость.
  3. Купле…ый билет, лише…ый голоса, броше…ый мяч, реше…ый вопрос, неслыха…ый скандал, рожде…ый зимой, плене…ый враг, да…ый случай, нежда…ый гость, отчая…ый боец, свяще…ый долг, обиже…ый друг, испуга…ый воробей, виде…ый фильм, погаше…ый огонь, взволнова…ая речь, штопа…ый носок, пуга…ая взрывом ворона, корчева…ый лес, кова…ый сундук, закова…ый в латы.

В старинной гостинице.

В тума…ой дали песча…ого берега тускло светились багря…ые огни стари…ой гости…ицы. В гости…ой на краше…ом полу, украше…ом затейливым орнаментом, стоял искус…о сдела…ый стол с искусстве…ыми цветами в стекля…ой вазе. Точе…ые ножки стола с заточе…ыми концами были позолоче…ы. Жже…ые спички лежали на подставке серебря…ого подсвечника с зажже…ыми свечами, рядом стояла позолоче…ая ваза с позолоче…ыми ручками. В ней изумле…ому взору открывался стра…ый набор варе…ых овощей, моче…ых яблок, солее…ых огурцов и кваше…ой капусты. Копче…ая колбаса, туше…ое мясо, мороже…ая рыба, замороже…ые лангусты, толчее…ые орехи, сви…ые отбивные лежали в серебря…ых чашах. На отглаже…ой тка…ой скатерти, сотка…ой из белоснежного льна, стояли деревя…ые блюда, стекля…ые фужеры, оловя…ые ложки, костя…ые вилки. Сквозь закопче…ые стекла еле пробивался лу…ый свет.

Материал взят из следующих пособий:

Иванова С.Ю., Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2006.

Ахрименкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. М.: Просвещение, 2005.


Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника иди другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо заданий. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и навыков учащихся. А как же я использую компьютеры на своих уроках русского языка?! В качестве примера я хочу описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок проводился как урок зачёт с применением компьютера. Работа строилась так. Я традиционным способом объяснила сначала условия правописания н, нн в причастиях и прилагательных. Затем перешла к опорному конспекту по этой теме. Так как с этой темой мы встречались раньше, то опорный конспект рассказала одна из учениц класса. На парте перед каждым учеником лежали перфокарты. В течение урока ученик должен был сделать работу и на перфокарте, и на компьютере. Была создана экспертная группа, которая проконтролировала результаты работы учеников, так один учитель справиться с этим не сможет. Результаты заносились в табло оценок. В результате у ученика было две, три оценки: за устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за компьютер. Каждая программа на компьютере состоит из трёх автономных блоков: обучающего, тренировочного и контролирующего. Любой из этих блоков может быть использован как самостоятельное педагогическое программное средство и органически, впитаться в канву традиционно проводимого урока путём выбора меню, предложенного на экране монитора перед началом работы.

Цели урока

  1. Вооружение школьников технологией, позволяющей достичь высокой грамотности в написании слов с-н- и -нн-
  2. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы.
  3. Воспитание культурного навыка работы со справочными пособиями различных видов как основы для дальнейшей самостоятельной деятельности в старших классах.

Ход урока

Первый этап. Орг. Момент: вступительное слово учителя.

Второй этап. Повторение пройденного: презентация с правилами, фронтальный опрос можно провести в виде форума.

Вопросы форума:

Когда в прилагательных пишется нн ?

Назовите исключения из этих правил.

Как отличить отглагольные прилагательные с суффиксом -н- от причастия с -нн- ?

Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?

Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?

Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

Третий этап. Работа с опорным конспектом, подготовленным в word.

Четвёртый этап. Применение полученных теоретических званий на практике.

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м - с нн ).

Размешанн ые краски

Бесценн ая вещь

Выкрашенн ые лавки

Поляна освещен а

Ткан ый узор

Туристы размещен ы

Комиссия образован а

Румян ые лица

Свин ые окорока

Некрашен ая ткань

Писан ая красавица

Тетрадь исписан а

Кожан ый портфель

Ветрен ый день

Ветрян ой двигатель

Безветренн ый день

Рассеянн ый мальчик

Нечаянн ая ошибка

Работа экстренной группы: 18 баллов – 5, 17-16 баллов 4, 15-14 баллов – 3.

Пятый этап. Алгоритм правописания –н- и –ин- в прилагательных и причастиях.

Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа - кожан ый: песок, рожь;

барабан - барабанн ый: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина - глинян ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать - вязан ый: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять - валян ый: веять, паять, сеять, стрелять.

графически объясните написание н и ин в словах:

кошен ый луг - некошен ый, скошенн ый и кошенн ый по росе луг;

выкрашенн ый забор - крашеный - давно не крашеный - некрашеный;

неткан ая скатерть - тканн ая золотом - сотканн ая - несотканн ая;

ранен ый воин - раненн ый в бою - легкоранен ый - поранен ы плугом;

жжен ый сахар - полусожженн ая рукопись - выжженн ая пустыня.

проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.

Старый Мазай любит до старости свой низменный край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А. Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10) Ночь была безветренная.

Составьте и запишите диктант из слов-исключенний на все случаи данной темы.

Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость- , - ний- , -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, выделите суффиксы.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

Объясните разницу в написании однокоренных слов.

Все мои друзья образованн ы. Комиссии уже образован ы.

Лица солдат суровы и озабоченн ы. Мы были озабочен ы зачётом.

Сборы прошли организованн о. Организован о хорошее питание.

Шерсть вся запутан а котенком. Эта история запутан а и неясна.

Море взволнован о бурей. Говорил взволнованн о, горячо.

Таких заданий на одного ученика около 5. Учащиеся должны правильно поставить или нет н в причастия и прилагательные. Компьютер как бы вместе с учеником проходит путь усвоения умений и навыков правильного написания. Он как бы призывает учащихся работать совместно. “Прекрасно! Верный ответ”, - говорит компьютер при правильном ответе. А на неправильный ответ он “реагирует” звуковым сигналом и мигает слово “Ошибка!”. Если учащийся допустил ошибку, то спустя заданное время компьютер высвечивает на экране правильную запись словосочетания, в котором была допущена ошибка. По окончании работы выставляется оценка по 5 бальной системе. Шкала оценок соответствует принятым в педагогической практике нормам. При работе на компьютере ученику приходятся быть внимательным и постоянно анализировать, используя определённые умственные операции. Так как компьютеров на каждого ученика не хватает, то учащиеся у меня на таких уроках работают поочерёдно. Часть ребят работают на компьютерах, часть - делают перфокарты, затем меняются. Обмениваются перфокартами, ставят друг другу отметки, которые вносятся экспертной группой в табло. Табло сдаётся мне, и я на его основании ставлю отметки в журнал. Как я уже говорила, на своих уроках я применяю перфокарты. Их я делаю многоразового использования. Они находятся внутри тонкой пластиковой плёнки. Учащиеся работу выполняют на плёнке. Во время следующей работы предыдущие задания просто стираются.

Шестой этап. Контроль усвоения пройденного материала.

Карточки контроля

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.

Образец: румяный - ребёнок румян, девочка румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.

Образец: масленица - масленый (блин).

Непринуждённость, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.

Задание 1. Вставьте н и нн , выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции - революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.

Образец: копчёность - копчёный.

Смышлёность, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба - печеная рыба, позолоченное кольцо - золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса –о-

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастие, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

Задание 1. Вставьте н или нн , объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость, посаже_ый отец,

Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н и НН в прилагательных”.

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.

Образец: запутать - шерсть запутана, говорить запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошеный луг - нескошенный луг

Крашеное изделие - давно не крашенный забор

Плетенная умельцем корзина - корзина не сплетена

Купленный хлеб - раненый солдат

Данный пример - тканый узор

Полусожженная рукопись - полувяленая рыба

Мороженое мясо - незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных”.

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн .

Решения обдуманны (верны) - все ходы обдуманы

Взгляды устремлены вдаль - движения устремленны (решительны)

Бумаги направлены в суд - двигать направленно

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.

Образец: белить - беленый, давно не беленные стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба -

Засеянное поле -

Священная клятва -

Желанные праздники -

Медленные движения

Рассеянные ветром тучи -

Сосредоточенные лица -

Испытанные друзья –

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

Воспитаны - воспитанны, изолированы - изолированны, спаяны - епаяннм, рассеяны - рассеянны, сдержаны - сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названный брат, раненный в грудь, странный случай, целинный урожай, подлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

Седьмой этап. Подведение итогов экспертной группой, выставление баллов в табло результатов.

Восьмой этап. Домашнее задание.

Но я хочу отметить, что работу с компьютером в преподавании русского языка нужно рассматривать как дополнение к традиционным приёмам и методам обучения. Он не может полностью заменить учителя. Ведь за учителем остаётся ведущая роль “режиссера” урока и всего процесса обучения, а компьютер является лишь помощником, методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.

Класс. Словарные диктанты на орфографические темы

Словарный диктант № 1. Непроизносимые и сомнительные согласные

Агентство, ассистентский, безмолвствовать, бескорыстный, беспристрастный, бесчувственный, блеснуть, брусчатый, взгрустнулось, горестный, да здравствует, добросовестный, должностной, дощатый, жизнерадостный, захолустный, интеллигентский, искусный, клетчатка, комендантский, крупитчатый, лаборантский, ландшафт, масштаб, мундштук, наперсник, неистовство, объездчик, окрестность, опасность, парламентский, передатчик, перебежчик, перекрёстный.

Словарный диктант № 2. Непроизносимые и сомнительные согласные (продолжение)

Переписчик, перехлестнуть, песчаный, поверхностно, подписчик, под уздцы, поздний, по-прежнему, попутчик, постный, потчевать, почерк, праздничный, предвестник, предчувствие, прелестный, разведчик, разослать (от слать), разостлать (от стлать), редкостный, рентген, ресница, ровесник, рыбацкий, сверстник, светский, словесный, совестливый, совместный, страстный, сумасшедший, съестной, тростник, туристский, тягостный, тяжеловесный, уездный, упразднить, участвовать, хрустнуть, частный, шествовать (идти), шефствовать (быть шефом), яростный, яство.

Словарный диктант № 3. Слова с двойными согласными

Аккомпанемент, аккомпанировать, аккордеон, аккумулятор, аккуратный, аллегория, аллигатор, аннотация, антенна, аппарат, аппетит, аппликация, артиллерия, ассистент, ассортимент, аттестат, аттракцион, аффект, балл, балласт, баллон, баррикада, бацилла, бессонница, бриллиант, бессуффиксный, вилла, вожжи, выжженный, гамма, гиббон, гиппопотам, горилла, грамм, грипп, диаграмма, дискуссия, дрессированный, дрожжи, жжёный, жужжать, иллюзия, иллюминация, иллюстрация, иммунитет, интеллект, интеллигентный, искусство, каллиграфия, кассета, классика, коллега, коллектив, коллекция, колосс (великан).

Словарный диктант № 4. Слова с двойными согласными (продолжение)

Комиссия, комментарий, компресс, компромисс, конгресс, коралл, корректный, корреспондент, коррозия, коттедж, кристалл, кросс, кроссворд, массаж, массив, металлический, миссия, нарцисс, новелла, оккупация, одессит (Одесса), параллель, пассажир, пассивный, перрон, пессимизм, пресса, прогресс, пропеллер, профессия, процесс, рассчитать, режиссёр, саванна, стеллаж, телеграмма, теннис, терраса, территория, тонна, трасса, троллейбус, труппа, тоннель, хоккей, хоккеист, холл, целлофан, шасси, шоссе, экспресс, эффект.

Словарный диктант № 5. Слова с двойными согласными. Слова, в которых нет двойных согласных

Алюминий, актриса, белорус, белоруска (но: Белоруссия, белорусский), брюзжать, волейбол, галерея, гостиная, гостиница, гуманизм, десант, десерт, дилетант, драма, имитация, карикатура, колонка, коридор, кристальный, лилипут, манка, опереточный, официальный, офицер, привилегия, продюсер, раса, расчёт, расчётливый, расчётный, ресурс, реферат, трёхтонка, труженик, финский, элита.

Словарный диктант № 6. ПРИСТАВКИ ПРЕ- и ПРИ-

Пребывать где-то, прибывать куда-то, презирать предателя, призирать сироту, прекратить, преобразовать, преодолеть, препятствие, претензия, претендовать, притворить дверь, претворить мечту, планы; привыкать, приготовить, приказать, приключение, примерять одежду, примирять врагов, приобрести, приспособить, присутствовать, притвориться больным, прекословить, камень преткновения, приданое невесты, бесприданница, привилегия, приоритет.

Словарный диктант № 7. О-Ё-Е после шипящих

Жокей, жонглёр, изжога, мажорный, ожог (сущ.), поджог (сущ.), обжёг (глагол), прожорливый, распашонка, трещотка, трущоба, чащоба, чопорный, шомпол, шорник, шорох, бечёвка, зажжённый, жёваный, жёлоб, кошёлка, не в счёт, недочёт, никчёмный, печёнка, причёска, пшёнка, решётка, чёткий, шёпот, щёголь, щёлочь, кочёвка, корчёвка, напряжённость, ночёвка, отмежёвываться, печёный, сгущёнка, сушёный, толчёный, тушёнка, учёный, верблюжонок, вершок, дьячок, кумачовый, новичок, ножовка, парчовый, ручонка, речонка, дирижёр, стажёр.

Словарный диктант № 8. Н и НН в разных частях речи

Жёваный, кованый, ветреный (человек, день), ветряной (двигатель, оспа, мельница), серебряный, деревянный, стеклянный, оловянный, приданое (невесты), приданное значение, посаженный в тюрьму, посажёный отец, желанный, жеманный, данный, нечаянный, отчаянный, священный, невиданный, неслыханный, бешеный, диковинный, старинный, бездонный, бессонница, брошенный, смышлёный, мороженый, племянник, именинник, раненый, тканый.

Словарный диктант № 9. Н и НН в разных частях речи (продолжение)

Стреноженный, шерстяной, совершеннолетие, поклонник, путаник, пунктуационный, рьяный, рассчитанный, хоженый, езженый, эмалированный, искусственный, гривенник, дискуссионный, квалифицированный, классифицированный, нежданно-негаданно, мошенник, труженик, вышеизложенный, балованный, злоумышленник, оккупированный, зажжённый, длина, длинный, дарёный, отъявленный, неписаный, непрошеный.

Словарный диктант № 10. Сложные существительные

Бортпроводник, вице-президент, военачальник, горемыка, дровозаготовки, иван-да-марья (растение), канцтовары, киловатт-час, лжепророк, маскхалат, мать-и-мачеха (растение), мини-юбка, музей-квартира, норд-вест, овощехранилище, плацдарм, пресс-конференция, прима-балерина, полтетради, товарооборот, четверокурсник, южноамериканец.

Словарный диктант № 11. Сложные прилагательные

Взаимно перпендикулярные, витаминосодержащий, высокоинтеллектуальный, достопримечательный, жизненно важный, идейно-политический, иззелена-синий, кисло-сладкий, косноязычный, кредитно-денежный, левосторонний, литературно-критический, максимально близкий, молниеносный, научно обоснованный, научно-популярный, обоюдовыгодный, общественно полезный, общественно-политический, официально-деловой, рабски покорный, широкодоступный.

Класс. Слова с непроверяемыми написаниями (по алфавиту)

Словарный диктант № 12. А

Абонемент, абитуриент, авантюра, агрегат, адвокат, адъютант, академия, аккомпанемент, аллегория, амфитеатр, аналогия, аномалия, анонимный, аплодисменты, арматура, артиллерия, арьергард, астрономия, аттракцион, аппликация, апелляция.

Словарный диктант № 13. Б

Багровый, бакалея, бить баклуши, баланс, балерина, балласт, баллон, барометр, бархат, батальон, батарея, бахрома, бетон, бечёвка, бидон, бинокль, биссектриса, блокада, богатырь, бойкот, болото, бордовый, браслет, брезент, бриллиант, брошюра, бутерброд, бюллетень.

Словарный диктант № 14. В

Вагон, вакансия, вакуум, вакцина, варежка, ватрушка, велосипед, вентилятор, верблюд, вереница, веретено, вермишель, вестибюль, ветеран, ветчина, визит, винегрет, виолончель, виртуоз, витраж, витрина, вокзал, волейбол, волокита, волокно, волшебство.

Словарный диктант № 15. Г

Габарит, гавань, газон, галантерея, галерея, гараж, гардероб, гармония, гарнизон, генерал, гениальный, геология, георгин, гербарий, гибрид, гигиена, гимнастика, гипербола, гипотеза, гирлянда, гонорар, горизонт, готовальня, градация, грамматика, грамота, гримаса, гуманизм.

Словарный диктант № 16. Д

Девиз, дезертир, дезинфекция, декламация, декларация, делегация, деликатес, демисезонный, демобилизация, демократия, десант, десерт, дефект, дефис, диагноз, диагональ, диалект, диаметр, диапазон, диверсант, дивизия, диета, дилетант, дипломат, директор, дирижёр, диспетчер, дисциплина, донор, досконально.

Словарный диктант № 17. Е-И

Егерь, енот, жакет, жаргон, жасмин, желанный, жемчужина, жетон, жилет, жонглёр, зефир, игнорировать, иерархия, иероглиф, иллюминация, имитация, инвентарь, иней, инженер, инициал, интеллект, интеллигентный, интервал, интерьер, инцидент, истина.

Словарный диктант № 18. К

Кабель, кабина, кавалерия, кавычки, каламбур, каланча, калач, калейдоскоп, календарь, каллиграфия, калория, камертон, каморка, кампания (мероприятие), канава, канал, канонада, канцелярия, каравай, караван, карантин, караул, карикатура, каркас, карнавал, карниз, картон, кастрюля, каталог, катастрофа, каторга, кашне, каштан, каюта, квитанция.

Словарный диктант № 19. К

Кенгуру, керамика, кибернетика, кипарис, кисея, кларнет, кобура, коврижка, ковыль, коллега, коллектив, колонна, колорит, колос (у злаков), колосс (великан), колпак, колхоз, комбайн, комбинат, комедия, комета, комиссия, комод, компания (общество, объединения, предприятие), компас, компенсация, комплимент, композитор, компонент, компресс, компромисс, комфорт, конвейер, консерватория, конспирация, контингент, континент.

Словарный диктант № 20. К

Контрабанда, контракт, конферансье, конфетти, конфисковать, конфорка, концентрировать, коралл, корзина, коридор, коромысло, корыто, космонавт, котлован, кочан, коченеть, кочерга, кошелёк, коэффициент, крапива, кредит, кристалл, критерий, кропотливый, культпоход.

Словарный диктант № 21. Л-М

Лабиринт, лаборатория, лазарет, лаконичный, лауреат, лачужка, легенда, ликвидация, лимит, линолеум, лодыжка, ложбина, локомотив, лопата, лоскут, лотерея, лохмотья, лощина, мавзолей, магистраль, макароны, макулатура, манекен, манифест, маргарин, марионетка, медиана, медикаменты, медицина, мезонин, меланхолия, мелодия, мемориальный, меридиан.

Словарный диктант № 23. П

Павильон, палатка, палисадник, панорама, пантомима, параграф, парадокс, парашют, паркет, парламент, пародия, партизан, парфюмерия, парчовый, пастила, патриот, пациент, пелена, пельмени, пергамент, перила, периметр, перископ, периферия, перламутр, перспектива, пехота, пирамида.

Словарный диктант № 24. П

Плантация, пластилин, плафон, полемика, полигон, портмоне, портьера, постамент, президент, прекословить, премьера, препарат, претендовать, прецедент, привередливый, привилегия, приоритет, провиант, провинция, провокация, прогноз, проект, прокламация, пропаганда, пропеллер, псевдоним, пьедестал.

Словарный диктант № 25. Р-С

Рацион, революция, регламент, режиссёр, резервуар, резиденция, резонанс, рекорд, реликвия, рентабельный, репертуар, репетиция, репортаж, реставрация, рецепт, рецидив, риторика, саксофон, салфетка, саранча, свирель, семафор, сенсация, сервиз, сержант, сертификат, силуэт, симпатичный, синоним, синтаксис, сирень, ситуация, скафандр, скорлупа, солидарность, соната, соперник, спартакиада, специалист, стандарт, стамеска, стеллаж, стипендия, суматоха.

Словарный диктант № 26. Т-У

Таможня, тарелка, телевидение, темперамент, тенденция, топор, тормоз, торпеда, трагедия, траектория, трамплин, трамбовать, трамвай, трансформатор, траншея, трафарет, тренер, тренировка, трибуна, тротуар, трофей, ультиматум, упоение, ураган, учреждение.

Словарный диктант № 27. Ф-Х

Факультет, фанатик, фанера, фармацевт, фарфор, фасад, фаянсовый, федерация (Российская Федерация), феерия, фейерверк, феномен, фестиваль, филармония, филиал, флакон, фланель, фолиант, фонетика, фонтан, формат, форсировать, фортепьяно, фронтон, хамелеон, хаотический, хореография, хрестоматия.

класс. Словарные диктанты на орфографические темы

Правописание Н и НН в разных частях речи

Упражнения

1. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа – кожан ый: песок, рожь;

барабан – барабанн ый: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина – глинян ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать – вязан ый: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять – валян ый: веять, паять, сеять, стрелять.

2. От данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс.

Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух, муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина, равнина, старина, целина, свинья.
Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия, экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня, чугун, ворона, конь.

3. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, суффиксы выделите по образцу:

болезнь – болезненн ый.
Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число, клюква, солома, листва, мужество, отечество, родство, чувство.

бесить – бешен ый.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить, кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить, слоить.

4. Графически объясните написание н и нн в словах:

кошен ый луг – некошен ый, скошенн ый и кошенн ый по росе луг;
выкрашенн ый забор – крашеный – давно не крашенн ый– некрашен ый;
неткан ая скатерть – тканн ая золотом – сотканн ая – несотканн ая;
ранен ый воин – раненн ый в бою – легкоранен ый – поранен ы плугом;
жжен ый сахар – полусожженн ая рукопись – выжженн ая пустыня.

5. Проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн .

1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни ворон ого коня. 8) Станица обнесен а землян ым валом (Л.Толстой). 9) Настя была столь же ветрен а, как и ее барышня(А.Пушкин) . 10) Ночь была безветренн ая.

7. Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, -ний-, -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

8. Объясните написание н и нн в словах.

Прян ик, тружен ик, гостин ица, морожен ое, путешественн ик, дружинн ик, родственн ик, малинн ик, священн ик, воспитанн ик, учен ик, лиственн ица, конн ица, гривенн ик, имен инн ик, пленн ик, ставленн ик, коноплян ик, нефтян ик, сушен ица, учительн ица, путан ица, торжественн ость.

9. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий.

Образец: тушен ые овощи (несов. вид, нет зависимого слова, приставки); тушенн ые в горшочке (з.с.); нетушен ые (приставка не- не влияет на правописание); потушенн ые овощи (приставка).
Кован ый сундучок, груженн ая кирпичом баржа, стрелян ые гильзы, раненн ый в плечо, названн ый в честь, сеченн ые градом поля, купленн ый товар.

10. Объясните написание н и нн , указав слово, от которого образовано сложное прилагательное: широколистве нн ое (лиственн ое).

Болезненн о вялый вид, длинн орукий юн оша, прян о-нежный аромат, послеобеденн ый сон, свежеморожен ое мясо, свежезамороженн ые фрукты, самоткан ый ковер, малоношен ый пиджак, высокохудожественн ый вкус, долгожда_ый новорожде_ый, малоезже_ый путь, новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые интересы, обществе_о полезный труд.

11. От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.

Образец: белить – выбеленный – беленый.

Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.

12. Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, суффиксы выделите.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

13. От данных слов с помощью суффиксов -ник-, -ость-, -ик- образуйте, если возможно, производные слова по образцу: родственный – родственн ик, родственн ость.

Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный.

14. Объясните разницу в написании однокоренных слов.

1) Все мои друзья образованн ы. Комиссии уже образован ы.
2) Лица солдат суровы и озабоченн ы. Мы были озабочен ы зачетом.
3) Сборы прошли организованн о. Организован о хорошее питание.
4) Шерсть вся запутан а котенком. Эта история запутанн а и неясна.
5) Море взволнован о бурей. Говорил взволнованн о, горячо.

15. Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м – с нн ).

1) Размешанн ые краски,
2) бесценн ая вещь,
3) выкрашенн ые лавки,
4) поляна освещен а,
5) ткан ый узор,
6) туристы размещен ы,
7) комиссия образован а,
8) румян ые лица,
9) свин ые окорока,
10) некрашен ая ткань,
11) писан ая красавица,
12) тетрадь исписан а,
13) кожан ый портфель,
14) ветрен ый день,
15) ветрян ой двигатель,
16) безветренн ый день,
17) рассеянн ый мальчик,
18) нечаянн ая ошибка.

КАРТОЧКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.
Образец: румяный ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно .

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.
Образец: масле н ица – масле н ый (блин).

Непринужденн ость, бешен о, бесцеремонн ость, жизненн о, доверенн ость, гостин ица, ветрен о, лиственн ица, карманн ик, таможенн ик, родственн ик.

2

Задание 1. Вставьте н и нн , выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

3

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец: время революции – революцио нн ое время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.
Образец: копче н ость – копче н ый .

Смышлен ость, воспитанн ик, мудрен ость, маслен ица, избранн ик, туманн ость, путан ица, запутанн ость, ремесленн ик, юн ость.

4

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.
Образец: пече нн ая в золе рыба – пече н ая рыба, позолоче нн ое кольцо – золоче н ое кольцо .

Квашенн ая в бочке капуста, побеленн ый потолок, растопленн ое масло, груженн ая лесом баржа, вымо-щенн ая улица, раненн ый в руку воин, давно не крашенн ые волосы, незасеянн ое поле, посаженн ые детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса -о- .

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

5

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастия, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

6

Задание 1. Вставьте н или нн , объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты; улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые волосы; смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме «Н и нн в прилагательных».

7

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.
Образец: запутать – шерсть запута н а, говорить запута нн о .

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2. Подчеркните слова с суффиксом -онн- .

Сезонный, редакционный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

8

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошен ый луг – нескошенн ый луг
крашен ое изделие – давно не крашенн ый забор
плетенн ая умельцем корзина – корзина не сплетен а
купленн ый хлеб – ранен ый солдат
данн ый пример – ткан ый узор
полусожженн ая рукопись – полувялен ая рыба
морожен ое мясо – незамороженн ая ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме «Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных».

9

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн .

Решения обдуманн ы (верны) – все ходы обдуман ы
Взгляды устремлены вдаль – движения устремленн ы (решительны)
Бумаги направлен ы в суд – двигаться направленн о

10

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.
Образец: белить – беле н ый, давно не беле нн ые стены .

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тка нн ый золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанн ое морожен ое, запутанн ое дело, путан ая история, юн ый шахматист, история запутанн а, нерешенн ая задача, неткан ый материал, золочен ая нить. неразгаданн ая тайна, слоен ый пирог, кипячен ая вода.

11

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн .

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба –
засеянное поле –
священная клятва –
желанные праздники –
медленные движения –
рассеянные ветром тучи –
сосредоточенные лица –
рассеянные ученики –
испытанные друзья –

12

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

воспитан ы – воспитанн ы, изолирован ы – изолированн ы, спаян ы – спаянн ы, рассеян ы – рассеянн ы, сдержан ы – сдержанн ы.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, рдяный рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный – изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названый брат, раненные в грудь, странный случай, целинный урожай, недлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.