Кто может поступать в магистратуру. Можно ли поступить в магистратуру на другую специальность

Сегодня многих выпускников бакалавриата, специалитета, и магистратуры, решивших продолжить обучение в магистратуре волнует один вопрос:

Какие категории лиц имеют право обучаться в магистратуре бесплатно?

Рассмотрим ситуации поступления в магистратуру на бюджет для бакалавров, специалистов дипломированных специалистов и магистров.

1. Поступление в магистратуру с дипломом «бакалавр» рассматривается, как получение первого высшего образования. При этом у вас есть все шансы поступить в магистратуру на бюджетную форму обучения на конкурсной основе.

2. Поступление в магистратуру с дипломом «дипломированный специалист» старого образца, для тех выпускников, которые еще обучались по уровням, а не по ступеням высшего профобразования, введенным в 2012 году, позволяет поступать в магистратуру на бюджет.

3. Поступление в магистратуру с дипломом специалиста нового образца рассматривается, как получение второго высшего образования. Поэтому вы можете претендовать только на контрактную форму обучения.

4. Поступление в магистратуру с дипломом магистра, рассматривается, как получение второго высшего образования. Обучение в магистратуре по новой специальности может осуществляться только на платной основе.

Напомним, что новый закон «Об образовании РФ», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, описывает полную структуру российского образования. Давайте обратимся к законам России, чтобы доказать право «дипломированных специалистов» учиться в «бесплатной магистратуре».

Магистратура для дипломированных специалистов бесплатна

Доказательство:
1. Новый закон об образовании (статья 69, часть 8) определяет те случаи, когда получение высшего образования рассматривают, как второе высшее. Эта норма дублирует 6 статью пункт 5 закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» по программам магистратуры.

2. В 8й части 69 статьи Закона № 273-Ф3 обучение в магистратуре за счет бюджета (магистратура бесплатно), рассматривают как второе или последующее высшее образование для лиц, имеющих диплом магистра или специалиста.

3. Ранее из этой нормы было исключение: статья 4 часть 4 Федерального закона № 232-ФЗ от 24.10.2007 года (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2009 г. № 260-ФЗ). Согласно этому исключению: лица с дипломом квалификации "дипломированный специалист" могли обучаться в магистратуре бесплатно. В данном случае получение образования не рассматривается, как получение второго высшего.

4. В статье 121 пункте 21 Федерального закона № 185-ФЗ закон от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ признан полностью утратившим силу, включая ст. 4. Отметим, что термины, включая наименования документов о квалификации и об образовании, сохранились в новом федеральном Законе № 273-Ф3.

5. Рассмотрим статью 60 часть 7 пункт 3. Под дипломом специалиста подразумевается документ, подтверждающий получение высшего образование специалитета. Это означает, что в понятие диплом специалиста закона об образовании не входит диплом "дипломированного специалиста".

6. Сделаем вывод: в 69 статье 8 часть пункт 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нет указаний на лиц, имеющих дипломы "дипломированного специалиста". Поэтому получение образования в магистратуре для дипломированных специалистов не рассматривают, как второе или последующее высшее образование.

Итак, с 1 сентября 2013 года дипломированные специалисты имеют право поступать в магистратуру на бюджет и обучаться бесплатно.

Запись в графе для "дипломированных специалистов" и "специалистов" отличается

По закону РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» диплом «специалиста» или «дипломированного специалиста» определяет условия поступления. Напоминаем, что «дипломированные специалисты» могут обучаться в магистратуре бесплатно.

1. Так дипломированный специалист в документах об образовании в определенной графе под именем "квалификация" имеет запись вида «Химик», «Географ» и т.п.

2. Те же лица, которые имеют квалификацию «специалист» в соответствующей графе имеют запись «Специалист».

В России о магистратуре студенты не догадывались, да и вообще знать не знали, что это такое. А уже в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, и обучение стало теперь делиться на две части: четыре года (как бы основное) и два (по окончании основного курса учеба заканчивается защитой магистерской диссертации).

Для чего нужна магистратура?

Дело в том, что задача Болонского процесса - это дать возможность специалистам, закончившим вузы, отправиться в любую страну мира и без проблем найти там себе работу по специальности. То есть уровень обучения должен быть высок и примерно одинаков в разных государствах. Обученные в магистратурах студенты имеют идентичные знания и навыки. Уже около шести лет (с 2012 года) прошло с того момента, как почти все вузы России перешли на такую систему обучения своих студентов.

Нужно ли поступать в магистратуру?

Четырехлетнее обучение в институтах дает студентам только основную базу знаний по избранной ими профессии. Причем лишь в последний год учебы в бакалавриате им начинают давать азы, чтобы они могли постичь тонкости профессии. Есть еще один аспект. Если вам захочется найти работу за границей, то, не имея диплома после магистратуры, вряд ли вы сможете осуществить свою мечту. Предпочтение отдадут не специалисту, а магистру.

Каким образом поступить в магистратуру

Прежде всего, перед студентом встанет вопрос о начале обучения. Как поступить в магистратуру? Кому доступна такая возможность? Только студентам последнего курса бакалавриата или всем желающим, конечно, из числа тех, кто имеет высшее образование? Можно ли поступить в магистратуру, если вы мужчина 49 лет, работающий в гипермаркете охранником? Ответ, в общем-то, прост.

Если вы гражданин России, проживающий за границей, или иностранный гражданин, получивший диплом бакалавриата или специалитета, то смело можете подавать документы в вуз. Таким образом, запреты относительно пола, возраста, национальности отсутствуют.

От вас потребуется пройти конкурсный отбор для бесплатного обучения, сдать вступительные испытания. Кстати сказать, эти испытания могут отличаться друг от друга в разных вузах. Вам придется пройти комплексный дифференцированный экзамен (как правило, устно). Примерный проходной балл зависит от правил поступления в тот или иной вуз.

Кроме этого, необходимо сдать положенные документы:

  • паспорт и ксерокопии;
  • заявление о поступлении;
  • дипломы, подтверждающие ваше высшее образование;
  • фото нужного размера;
  • если поступление на льготных условиях, то потребуются документы, подтверждающие право на льготы;
  • справки от медработников для разрешения на обучение;
  • в некоторых образовательных учреждениях от поступающих требуют портфолио.

Вот примерные действия, описывающие, как поступить в магистратуру.

Формы обучения

Этот вопрос всегда интересует студентов. Для удобства учебные заведения идут навстречу обучающимся. Получить образование можно:

  • очно (наиболее полное, глубокое обучение, рассчитанное на ежедневные занятия);
  • заочно (два раза в год посещение вуза, контроль получения знаний);
  • вечернее обучение (студенты днем работают, вечером проходят обучение);
  • дистанционно (имея компьютер и доступ к Интернету, студенты занимаются по индивидуальному графику обучения, что очень удобно совмещать с работой или с другой какой-либо занятостью).

Стоимость

Те, кто думает идти после бакалавриата или специалитета в магистратуру, должны знать, что обучение, как правило, платное. То есть решить вопрос: "Как поступить в магистратуру?" - это одно дело, а вот платно или бесплатно обучаться - совершенно другое. Тем более что стоимость обучения зависит и от местонахождения учебного заведения, и от его престижности, и от формы получения образования. Нельзя сбрасывать со счетов сумму баллов, которые вы набрали при поступлении на вступительных испытаниях. Влияет также профиль профессии и ее популярность. Приблизительные цены в известных университетах и институтах Москвы достигают от пятидесяти до трехсот тысяч рублей в год. А если выбор был сделан в направлении менеджмента или прикладной информатики, то цена возрастет вдвое, а то и втрое.

Как поступить в магистратуру, теперь понятно, но это только полдела. Как отучиться и закончить? Вот непраздный вопрос. В общем, все не так-то просто.

А как поступить в магистратуру на бюджет? Возможно ли это? Да, возможно. Если у вас есть степень бакалавра или диплом, который вы получили до 2012 года (диплом специалиста), то магистратура для вас будет рассматриваться как первое высшее образование. Будущего студента допустят к конкурсу на бюджетной основе.

Как поступить в магистратуру после бакалавриата? Если вы учились на бакалавриате бесплатно, то продолжите такое же бесплатное обучение и дальше. Тем более студент сможет получить другую профессию, если посчитал, что выбор, который он сделал раньше, оказался неправильным.

Какие направления охватывает магистратура?

Это очень интересный и важный вопрос. В магистратуре за два года обучения вы сможете значительно дополнить ваши знания и умения по той специальности, которую получали в бакалавриате или на специалитете. Однако также вы можете кардинально поменять свой выбор.

Что наиболее популярно сейчас в магистратуре? Для каждого студента есть выбор:

  • психологическое направление;
  • рекламное дело;
  • экономика;
  • управленческая деятельность;
  • менеджмент;
  • педагогические дисциплины;
  • прикладная информатика;
  • дизайн.

Так что, куда поступить в магистратуру, дело сугубо индивидуальное. Выбирать можно из огромного множества вузов и программ обучения как в России, так и за рубежом.

Магистратура – это высшая ступень профессионального образования, которая следует после бакалавриата или специалитета. Магистратура является дополнительным преимуществом, если в Ваших планах построить блестящую карьеру, в том числе международную. Крупные корпорации и холдинги при рассмотрении соискателей отдают конкурентное преимущество обладателям магистерской степени. В Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС есть программы магистратуры по нескольким направлениям: «Менеджмент», «Международные отношения», «Государственное и муниципальное управление».

Для слушателей программ MBA и EMBA существуют, как опции к программам, программы «Магистратура + MBA/EMBA».

На некоторых программах прием абитуриентов ведется как на платной, так и на бюджетной основе, на некоторых – только на платной основе.

Преимущества обучения на бюджете

Главное преимущество такого обучения – это получение бесплатного образования. Несомненно, поступить в институт на этой основе довольно сложно. Бюджетных мест немного, а конкуренция среди абитуриентов высока. Набор на бюджетные места производится по результатам вступительных мероприятий, с учетом индивидуальных достижений. Для тех, кто не добрал баллы на бюджетные места, предлагается гибкая система скидок на платное обучение, в зависимости от количества баллов. На каждой программе магистратуры, имеющей бюджетные места, предусмотрена своя система скидок. Уточняйте у менеджеров приемных комиссий.

Кто имеет право поступить на бюджет

Условия поступления в магистратуру на бюджет зависят от диплома претендента и определяются законодательно.

Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» поступить в магистратуру на бесплатной основе имеют право соискатели с дипломами старого образца (до 2012 года), являющиеся дипломированными специалистами. Они приравниваются по статусу к бакалаврам и имеют право обучаться на бюджетных местах.

Если у претендента на обучение в магистратуре диплом нового образца (после 2012 года), где в графе, соответствующей квалификации, указано «специалист», то бюджетное образование ему будет недоступно. В данном случае обучение в магистратуре будет являться вторым высшим образованием.

Претенденты, имеющие диплом бакалавра, имеют право поступать на бюджет в магистратуру, имеющую бюджетные места.

Претенденты, имеющие диплом магистра (обучавшиеся ранее на бюджете), не могут еще раз учиться на бюджетных местах, т. к. образование будет считаться как второе высшее.

Вступительные испытания при поступлении на бюджет

Абитуриенты, претендующие на бюджетные места, поступают в магистратуру на конкурсной основе. Как правило, вступительные испытания заключаются в прохождении письменных тестирований, в результате которых претенденту на обучение полагается получить определенное количество баллов. Итог оценивается по 100–балльной шкале. Необходимое количество баллов для зачисления на обучение на бесплатной основе определяется вузом. ИБДА РАНХиГС проводит вступительные испытания самостоятельно. При поступлении в магистратуру проводятся тесты на русском и английском языках, включающие в себя несколько частей по разным дисциплинам. Для поступления на программу «Международный менеджмент» претендентам требуется пройти тестирование по менеджменту и английскому языку. По программе «Международные отношения и интеграционные процессы в Евразии» предусмотрено единое тестирование по трем дисциплинам: математике, английскому языку, международным отношениям. Вступительные испытания по разным предметам проводятся в один день и ограничены по времени. Для подготовки к вступительным экзаменам факультеты вуза предоставляют полные данные об источниках информации и рекомендованной литературе. Помимо письменного экзамена, при поступлении на программу магистратуры «Международный менеджмент» также предполагается собеседование с руководителем программы.

Программы, предусматривающие наличие бюджетных мест

На данный момент в ИБДА РАНХиГС существует 4 программы магистратуры. Две из них предусматривают наличие бюджетных мест. На факультете международного бизнеса и делового администрирования на «Международном менеджменте» их количество равняется 10. Эта программа магистратуры является полностью англоязычной. При условии хорошей успеваемости обучение предполагает бесплатные стажировки в зарубежных вузах – партнерах ИБДА.

Вторая программа магистратуры, на которой есть бюджетные места, – это «Международные отношения и интеграционные процессы в Евразии» на факультете международных отношений. Количество мест на бюджете здесь составляет 8. Основной задачей программы является подготовка грамотных специалистов и профессионалов в своем деле в области международных отношений.

Документы, необходимые для поступления в магистратуру

Поступление в магистратуру на бесплатной основе требует подготовки и предоставления определенного комплекта документов, состоящего из оригиналов и копий. Как правило, это:

  • паспорт;
  • диплом, подтверждающий наличие высшего образования;
  • несколько личных фотографий;
  • документы, свидетельствующие об особых правах при поступлении (устанавливаются законодательством РФ).

Формы и срок обучения в магистратуре на бюджете

На программах магистратуры в ИБДА РАНХиГС, предусматривающих наличие бюджетных мест, возможно обучение только в очной форме. Это обеспечивает глубокое погружение в изучаемые дисциплины, так как предполагает наиболее частые встречи с преподавателями и большее количество учебных часов. Поэтому очная форма подойдет тем, кто желает получить максимальные знания по выбранной специальности. Отличительной чертой обучения в магистратуре ИБДА является возможность совмещать работу и учебу, т. к. очная форма обучения реализована в вечернее время с 19 до 22 часов (2–3 раза в неделю), иногда – обучение в выходные дни (с 10 до 17 часов). Общая продолжительность обучения в очной магистратуре составляет 2 года.

Результаты обучения в магистратуре на бюджетной основе

В завершении образовательных программ магистратуры выпускники получают государственные дипломы, подтверждающие степень магистра по выбранным направлениям. Данный документ об образовании дает отличные перспективы трудоустройства как в российских, так и в зарубежных компаниях. Практические знания, полученные в процессе обучения, позволяют решать огромный спектр задач в профессиональной деятельности. Также большим преимуществом выступает получение возможности сотрудничества с ассоциацией выпускников и доступ к бизнес-контактам других выпускников ИБДА РАНХиГС.

Магистратура в ИБДА РАНХиГС предполагает получение огромного багажа знаний благодаря углубленному изучению теории и множеству практических заданий. Среди преподавателей института практики, обладающие большим опытом работы в крупных, стабильно работающих компаниях и холдингах. Кроме этого, обучение ведут талантливые преподаватели, закладывающие теоретический фундамент дисциплин, а также представители ведущих научных образовательных учреждений, в том числе зарубежных. Сильный преподавательский состав – это один из показателей, обеспечивающих ИБДА РАНХиГС высокие рейтинги среди других образовательных учреждений. Примером может выступать рейтинг «Топ-1000 российских менеджеров», в который за период с 2001 по 2018 год вошли 160 преподавателей и выпускников института. Поэтому ИБДА РАНХиГС – это та известная школа бизнеса, в которую стоит поступать, если перед Вами стоит вопрос: куда подать документы для продолжения обучения?



В нынешнее время молодым людям доступно высшее двухуровневое образование. Каждый студент, который в будущем хочет стать отличным специалистом по выбранному им профилю, должен четко понимать, бакалавриат и магистратура – что это такое и чем эти степени отличаются друг от друга. Разница между ними существенна, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Узнайте, каковы особенности этих академических степеней.

Что такое бакалавриат

Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.

Сколько учатся

Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.

Программа бакалавриата

План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная . Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная/очная.
  2. Академическая . Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учиться можно как на дневной, так и на заочной форме.

Бакалавриат в России

В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он - магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Как поступить на магистратуру

Получение второй ступени высшего образования возможно только по окончании бакалавриата. Необходимо будет сдать устный комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Его содержание, порядок проведения определяются каждым университетом, поэтому везде отличаются. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями Болонской системы. Обучение длится два года. Не обязательно поступать сразу, сначала можно несколько лет поработать по специальности.

Кто может поступить

Для подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки.

Магистратура по другой специальности

В процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.

Оплачивается работодателем

В трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет.

Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:

  1. Работодатель оплачивает все расходы, связанные с образованием. Так поступают, если компания очень заинтересована в работнике.
  2. Компания дает дни оплачиваемого отпуска на посещение подготовительных курсов, лекций, сдачу экзаменов.

Чем отличается бакалавр от магистра

Разница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. В чем отличие бакалавриата от магистратуры, что лучше? Несколько примеров:

  1. В магистратуру может поступить только бакалавр.
  2. В аспирантуре имеет право обучаться только студент, у которого есть академическая степень магистра.
  3. Обучение на бакалавриате длится четыре года. В магистратуре – два.
  4. Вторую ступень высшего образования можно получить не по той специальности, которую вы приобрели на бакалавриате.
  5. Кто такой бакалавр? Он ориентирован на трудовую деятельность, практическое использование полученных знаний. В магистратуре готовят к работе в научно-исследовательской сфере.
  6. Вторую ступень высшего образования можно получить не во всех учебных заведениях.

Диплом бакалавра

Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах. Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу. Продолжают учебу лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.

С таким документом человеку доступен большой выбор мест работы. Магистратура значительно повышает ваши шансы на трудоустройство по специальности в аналитические и исследовательские центры, крупные корпорации. Этот диплом обязательно нужно иметь лицам, которые планируют в дальнейшем поступать в аспирантуру или заняться преподавательской деятельностью.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Фото из личного архива Ирины Поповой

Выпускница магистерской программы и юрист налоговой практики фирмы Sameta Ирина Попова на работе чувствует себя одновременно писателем и актером. В интервью Ирина рассказала, почему профессия юриста - очень творческая, почему она выбрала для обучения именно эту магистерскую программу и что помогло ей при поступлении и трудоустройстве.

О работе юриста и выборе магистратуры

По какой-то неведомой для меня причине работу юриста не принято считать творческой. От самого слова, кажется, веет скукой и многостраничными типовыми договорами. В такие моменты я вспоминаю, как периодически мучаюсь, пытаясь подобрать слова в меморандуме (в этот момент я почти писатель), или готовлю речь для выступления в суде (почти актер). Не верьте, когда говорят, что юрист - это не про творчество.

Когда я выбирала магистерскую программу, меня привлек, во-первых, сам ее профиль. Моя логика была примерно следующей: я настолько против налогов, что должна круто их изучить и представлять интересы слабой стороны в этих отношениях. Во-вторых, предметы (банально, но это одна из важнейших составляющих для любой программы) и преподаватели кафедры, а также приглашенные специалисты: блестящий преподавательский состав - 50% успешности освоения дисциплины, остальное - готовность студента воспринимать новые знания. В-третьих, любовь к учебе и Вышке. Не думаю, что этот пункт нуждается в комментариях.

О поступлении

Определившись со своими приоритетами, я начала готовить портфолио для поступления. Я постаралась сделать его максимально объемным, приложив даже грамоту, полученную за выступление на юбилее . В итоге оно было все-таки не самым примечательным, но я смогла поступить на бюджет. Поэтому я всегда говорю абитуриентам, сомневающимся в своем портфолио: самое важное - показать, что вы заинтересованы в нашей программе, вам близок профиль, вы хотите развиваться в выбранном направлении. Продемонстрировать это можно, написав сопроводительное письмо и эссе. Четыре года назад я сделала ставку именно на эти две составляющие.

Об учебе

Учебу в магистратуре я бы условно разделила на два периода: первый год - это непрерывный учебный процесс (24/7), который приостанавливался только на сессии (настоящее испытание на прочность), второй год - проверка твоих личных навыков тайм-менеджмента. Это связано с устройством на работу и необходимостью одновременно писать магистерскую диссертацию и готовиться к итоговым экзаменам, а это без учета текущих предметов. Учиться было сложно, но признаться, я не верю в ценность «легких» знаний, «легких» дисциплин.

Что дала мне магистратура? Действительно очень многое, но я бы хотела рассказать о трех вещах. Первое - я начала заниматься наукой, мое портфолио исследователя из нулевого превратилось в довольно весомое и внушительное. Именно в магистратуре я впервые опубликовала результаты своих исследований, именно в магистратуре я столкнулась с проблемой выбора: научная или практическая работа? Пару лет назад я выбрала практику, но не думаю, что это окончательное решение.

Второе - магистерская программа поспособствовала моему устройству на работу. Это любимая история, которую я рассказываю на днях открытых дверей в магистратуру. Закончив первый курс, я занялась поисками работы, составила симпатичное резюме и решила, что рассылать его буду только в компании из Legal 500 (Tax), тогда я была довольно самоуверенной. Так как богатым практическим опытом я похвастаться не могла, то перечислила все свои публикации и указала тему диссертационного исследования, не забыв упомянуть имя своего научного руководителя – Александра Николаевича Козырина (академический руководитель нашей магистерской программы, заведующий ). На мое резюме откликнулись, и так я оказалась на собеседовании со старшими юристами в компании, в которой работаю до сих пор. Я довольно уверенно отвечала на все вопросы, в какой-то момент мои будущие коллеги обратили внимание на строчку в резюме, где значилось имя моего научного руководителя. Они очень уважительно покивали и сказали, что я определенно должна у них работать. Позднее один из тех старших юристов признался, что когда увидел имя Александра Николаевича, то подумал: это круто. Таким образом, магистратура не только дала необходимые знания, но авторитет академического руководителя добавил мне несколько баллов на собеседовании.

Третье обстоятельство (едва ли не самое важное) - возможность преподавать.

О преподавании

В детстве моей любимой игрой была школа. Я рассаживала мягкие игрушки и обучала их математике, русскому языку, включала документалки про искусство, еще на видеокассетах. Повзрослев, я пыталась учить мою подругу игре на фортепьяно, а еще чуть позже - учила английскому знакомых. И в какой-то момент начала преподавать студентам Вышки финансовое право (неплохой карьерный рост для учителя игрушек).

Мне повезло: я работаю с бакалаврами и со студентами магистратуры. И у тех, и у других есть свои преимущества и недостатки. Бакалавры, например, более заинтересованы, кажется, что некоторым интересно буквально все, но при этом их одержимость оценками сводит меня с ума. С магистрами же в некотором смысле проще, так как их знания по профильным предметам значительны, я говорю с ними на одном языке, но «раскачать» их, отвлечь от работы и вернуть к учебе иногда бывает действительно сложно.

Думаю, у меня, как у преподавателя, также есть недостатки. Я не всегда улавливаю настроения в группе, периодически сталкиваюсь со сложностями при получении странных сообщений студентов (от «поставьте мне «автомат»» до «я пропустил(а) занятие, потому что…»), иногда очень непросто сдерживаться и не реагировать на проявление невоспитанности - к счастью, это случается нечасто. В таких ситуациях меня очень поддерживает Александр Алибиевич Ялбулганов , профессор нашей кафедры, с которым мы преподаем историю финансового права. Эта статья - еще один повод поблагодарить его за поддержку.

Практический опыт работы налоговым юристом очень помогает мне в преподавательской деятельности. Я стараюсь рассказывать максимально много примеров из своей практики, а также приглашаю коллег для проведения отдельных семинаров или участия в игровых спорах. Я придерживаюсь довольно консервативного подхода в части теоретической подготовки студентов (действительно считаю, что без серьезных теоретических знаний сложно стать настоящим профессионалом своего дела), но при этом исключать из учебных программ практические дисциплины недопустимо. Едва ли не основная моя задача - найти равновесие.

Можно вспомнить много важного и интересного, связанного с преподаванием, но закончу одним из самых ярких событий в моей преподавательской жизни. Пару недель назад я участвовала в церемонии вручения дипломов студентам, у которых в прошлом году проводила семинары по финансовому праву (мои первые студенты). Когда я стояла на сцене, вручала дипломы, видела довольные лица студентов, я поняла, что в данную минуту я, пожалуй, самый счастливый человек.

О планах на будущее

В моих планах, безусловно, отдельное место занимает получение научной степени, я уже работаю над своим исследованием, на которое, к сожалению, не всегда хватает времени. Также я рассматриваю варианты с зарубежными стажировками, мне бы хотелось получить доступ к ресурсам иностранных университетов для проведения своего исследования, узнать мнение иностранных коллег. Но это долгосрочное планирование, а пока я поглощена подготовкой к курсу по налоговому праву. Я давно хотела попробовать себя в этой дисциплине, и сейчас в моей голове столько идей, что 12 семинаров для них явно недостаточно.

Четыре года назад я занималась подготовкой портфолио для поступления в магистратуру. Тогда я не могла подумать, насколько важным будет принятое решение: я займусь наукой, найду крутую работу, стану преподавателем Вышки. Думаю, я не ошиблась с выбором магистерской программы.

Прием документов на магистерскую прогр амму продолжается по 31 июля. На программе предусмотрены 20 бюджетных и 10 платных мест, а также 5 платных мест для иностранцев.