Обучение единственный способ развития человека. Обучение и развитие человека

Рассматривая проблему эмоций с биологической точки зрения, П.К. Анохин подчеркивает, что эмоции охватывают весь организм и придают состоянию человека определенное биологическое качество. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локализации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма. Именно благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, и руководствуется самым древним и универсальным критерием всего живого - стремлением выжить; это и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма.

Он рассматривает эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". При этом он опирается на теорию эволюции Ч. Дарвина. Согласно ей сохраняются только полезные приспособления. Исходя из этого эмоциональные состояния, не только удерживающиеся в процессе эволюции, но и развившиеся до определенной планки, не могли бы сохраниться и закрепиться наследственностью, если бы они были хоть немножко вредны или бесполезны для жизни. При этом Анохин утверждает, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность, как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

Активационная теория Д. Линдсли

В своей теории Линдсли заменил широкое понятие организмического возбуждения, которое было предложено Даффи, на понятие активации.

Активация - "нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры".

Толкование эмоций Линдсли предполагает существование предшествующего эмоционального стимула, который может быть внешним условным, либо внутренним безусловным. Эти стимулы порождают импульсы, которые в свою очередь активизируют ствол мозга, дальше импульсы посылаются к таламусу и к коре больших полушарий. "Гипотетический активизирующий механизм" преобразует все эти импульсы в поведение, которое характеризуется "эмоциональным возбуждением".

Согласно представлениям П. Мак-Лина, в формировании мотивационно-эмоциональных состояний играют роль два круга: амигдалярный и септальный . Первый связан с пищевыми и защитными реакциями, второй - преимущественно с половыми.

Подкорковые эмоциогенные структуры оказывают активирующее влияние на кору головного мозга. Она же, в свою очередь, на основании оценки сигналов из внешней и внутренней среды определяет формирование эмоционально окрашенных целостных поведенческих актов.

У человека и животных существует функциональная, межполушарная асимметрия . Специализация больших полушарий головного мозга проявляется и в эмоциональной сфере. Более эмоциогенным является правое полушарие, играющее преимущественную роль на ранних этапах овладения навыками. У человека положительные эмоции связаны в основном с левым полушарием, отрицательные - с правым. Соответственно различается и оценка афферентации от периферических рецепторов: различные психосоматические проявления чаще связаны с левой половиной тела. Левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая - положительные эмоции. Эти различия проявляются уже у новорожденных, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.

Трудности в определении локализации эмоциогенных структур мозга у животных были в значительной степени преодолены после открытия в 1954 г. Дж. Олдсом и П. Милнером феномена внутримозгового самораздражения . Крыса получала возможность, нажимая на педаль, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные в мозг электроды различные его отделы. Высокий уровень положительного подкрепления в тех случаях, когда электрод находился в положительной эмоциогенной структуре ("зоны награды", "центры удовольствия", "система поощрения"), приводил к выработке инструментального условного рефлекса в течение нескольких минут.

"Зоны награды" созревают очень рано и уже в первые дни после рождения включаются в регуляцию поведения. Системы отрицательного подкрепления ("зоны наказания") также готовы к функционированию на самых ранних этапах постнатальной жизни. Если электрод вживлен в "зону наказания", животное, замкнув один раз цепь тока, в дальнейшем избегает нажимов на педаль.

Таким образом, по стремлению животного к максимизации или минимизации электростимулирования данной "точки" можно отнести ее к системам положительного или отрицательного подкрепления.

Гипоталамическая теория Э. Гельгорна

Активационная функция эмоций отмечается многими авторами. Э. Гельгорн (1948) считает, например, что ускорение и усиление реакций, поддерживающих индивидуальное и видовое существование живых систем, представляет одну из самых ярких черт эмоционального реагирования. Она состоит в том, что при возникновении эмоций происходит активация нервных центров, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передаваемая неспецифическими путями возбуждения (Линдсли, 1960; Арнольд, 1967). Согласно «активационным» теориям, эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и ее отдельных подструктур. Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации. Отсюда можно говорить о мобилизационной функции эмоций.

Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т. к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

Концепция Арнольда

Концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил «мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. В классификации эмоций М. Арнолд делит эмоции на положительные и отрицательные, критерием этого деления является тенденция (возможность) к действию по сближению/ удалению с объектом.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состоя-ний, отражающих в форме непосредственных переживаний отношения человека к миру. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его ак-тивности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Классификации эмоциональных состояний.

Эмоциональные состояния имеют очень разнообразные проявле-ния. По степени интенсивности и продолжительности они могут быть длительными , но слабыми (печаль), или сильными , но кратковременными (радость). По субъ-ективному переживанию : на эмоции положи-тельного порядка , связанные с удовлетворением жизненных по-требностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции отрицательного порядка , связанные с неудовлетворе-нием жизненных потребностей и потому доставляющие неудо-вольствие.

По содержанию эмоции можно классифициро-вать на простые и сложные в зависимости от того, какого уров-ня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и др. Наконец, по форме протекания все эмоциональные состоя-ния делятся начувственный тон, настроение, эмоции, аффект , стресс, фрустрацию , страсть, высшие чувства.

Аффект.

В критических условиях при неспособности субъекта найти бы-стрый выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Это самая мощная из рассматриваемых эмоциональной реакцией. Аффект — сильное и кратковременное эмоциональное со-стояние, сопровождаемое резко выражен-ными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов . Отличитель-ная черта аффекта — ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. При этом изменяется мышление, человек теряет способность предвидеть результаты своих поступков. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Теряя власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию.

Эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства . Так, например, чувство любви к футболу не является эмоцией. Эмоции будут представ-лены на стадионе состоянием восхищения, которое испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру спортсменов или эмоцией возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе. К основным, фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх.


С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. К числу стенических (или “гиперстенических”) эмоций относятся эйфория, мания, гнев, тревога; к числу “астенических” - печаль, тоска, апатия, страх. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее рас-пространенная среди живых существ форма эмоциональных пережи-ваний — это удовольствие , получаемое от удовлетворения органичес-ких потребностей (или неудовольствие , связанное с неудовлетворением органичес-ких потребностей).

Нравственными (моральными) называются чувства, пережи-ваемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом . Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев, религии, господствующей иде-ологии, принятых в обществе.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, воз-никающие в процессе познавательной деятельности человека . К интеллектуальным чувствам относятся удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения в правильности решения и пр. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельно-сти вызывает в человеке целую гамму переживаний.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное от-ношение человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Чело-век испытывает эстетические чувства при восприятии произведений художе-ственной литературы, музыкального, изобразительного, драма-тического и других видов искусства.Особую форму переживания представляют собой высшие чув-ства . Чувства — личностные образования. Они характери-зуют человека социально-психологически. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведе-нии, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, посколь-ку направлено на удовлетворение потребности. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Настроение.

Поднастроением понимают общее эмоциональное состоя-ние, окрашивающее в течение длительного времени все пове-дение человека . На-строение является эмоциональной реакцией не на непосредст-венные события, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не специальное переживание, при-уроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д.

Эмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое воз-никает у человека, когда его нервная система получает эмоциона-льную перегрузку . Эмоциональный стресс появляется в ситуа-циях угрозы, опасности, обиды и т.д. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

Фрустрация психологическое состояние расстройства, подавленности, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек-тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели . Фрустрация сопровождается це-лой гаммой отрицательных эмоций, озлобленностью, подавленностью, внеш-ней и внутренней агрессией.

Любовь - это высшая степень эмоционально-положитльного отношения. В развитии любви одного человека к другому наблюдается оп-ределённая периодизация. Стендаль выделяет четыре рода любви: любовь-страсть, любовь-влечение, физическую любовь, любовь-тщесла-вие и представляет генезис любви следующим образом: восхи-щение; наслаждение; надежда; зарождение; первая кристалли-зация (активная идеализация объекта любви); сомнение; вторая кристаллизация (2-я идеализация, соче-тающаяся со стремлением убедить себя, доказать, что объект вос-хищения отвечает взаимностью).

Теории эмоций . Эволюционная теория эмоций.

Дарвиным было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует.

Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как определенная эмоция. Т.е. при встрече со злобной собакой мы вначале ощущаем, как у нас задрожали колени и похолодело внутри, а потом понимаем, что мы испугались. По мнению Джемса, "мы грустим потому что плачем, злимся потому что наносим удар, боимся потому что дрожим".

Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к., по мнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковые физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует это состояние и какой знак - положительный или отрицательный- ему припишет. Вундт на основе эмпирических данных выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение , что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.

Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость между возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо потребности. Эмоция = необходимая информация - имеющаяся информация. Я сно, что в случае, если индивид имеет всю необходимую информацию о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция; если же имеющейся информации недостаточно, то возникает эмоция отрицательная.

Основная идея Сартра - о том, что эмоциональное сознание изначально является сознанием мира, а эмоция - превращением мира. Однако существуют и ложные эмоции, которые являются лишь формами поведения. Настоящая эмоция сопровождается чувством убедительности. "Эмоция есть то, во что верят". Когда человек оказывается в тупике, он целиком устремляется в эмоцию, деградируя при этом. Всякое эмоциональное восприятие происходит только на фоне полного изменения мира. Сартр называет эмоцию "внезапным падением сознания в магическое".

Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин) постулирует: положительные эмоции возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на поиск новых приспособительных действий.

Информационная теория эмоций (П.В.Симонов) утверждает: "Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.

Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изу- чает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний.

По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразделяется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.

Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей - сигнал.

В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей - символ. В научном мышлении соответственно - понятие и знак.

Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных операционных процедур.

Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.

Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач.

Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.

В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления: 1) наглядно- действенное (сенсомоторное) ; 2) наглядно-образное; 3) абстрактно-теоретическое.

Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое мышление индивида.

Попробуем подойти к теме эмоций с научной точки зрения. Существует великое множество разных психологических теорий эмоций. И первая проблема, с которой я столкнулся, это их классификация. С детства я привык подходить к изучению какого-либо вопроса с построения некой системы. Приведу классификацию, понравившуюся мне.

В ней выделяется восемь основных подходов к эмоциям, на каждом мы остановимся подробнее:

  • Биологические теории эмоций;
  • Психоаналитические теории эмоций;
  • Мотивационная теория эмоций У.Липера ;
  • Когнитивные теории эмоций ;
  • Адаптационная теория Плутчика ;
  • Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда ;
  • Информационная теория эмоций Симонова ;
  • Эмоции в рамках учения А.Н.Леонтьева .

С некоторыми другими классификациями можно ознакомиться, пройдя по следующим ссылкам:

  1. http://www.emotionlabs.ru/view/klassifikaciya-emocij/
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B9

В этой работе я попытаюсь осветить взгляды разных ученых на проблему эмоций. К сожалению, эта область психологии изучена мало, поэтому нельзя точно утверждать об абсолютной верности той или иной теории и противоречивости другой. Все они правильны, но большинство из них рассматривает эмоции с какой-то одной стороны, не обращая внимания на другие аспекты. Тогда как логичнее было бы, на мой взгляд, рассматривать их в купе, все вместе и заниматься построением новой, более полной теории на основе уже существующих.

Биологические теории эмоций.

Эта теория была разработана и развивалась советским физиологом , Пётром Кузьмичом Анохиным (14.01.1898 – 5.03.1974).

Он утверждал, что теории эмоциональных состояний отличаются одной чертой, которая и является причиной их недостаточности: они не рассматривают эмоциональные состояния как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного.

Из сказанного выше можно видеть, что он был убеждён в необходимости эмоций у человека и посвящал свои исследования раскрытию того, в чём состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.

Чтобы было понятнее рассмотрим пример, который приводит П.К. Анохин. Он говорит, что ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, Пётр Кузьмич Анохин приводит пример, когда хищник в течение многих дней, целенаправленно преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство голода), так и позитивными (процесс насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели».

Психоаналитические теории эмоций.

Э то теория о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии.

Развивал эту теорию преимущественно Зигмунд Фрейд. Он рассматривал в основном негативные аффекты* . Это исходит из того, что аффекты порождаются конфликтом между бессознательным (интерес - влечением либидо) и предсознательным (санкции Супер-Эго). Такого рода аффекты порабощают Эго и могут стать причиной психического расстройства.

Психоаналитическая теория эмоций - "теория эмоций, которая утверждает означающий характер эмоциональных фактов, должна искать это значение в самом сознании. Иначе говоря, именно сознание само делает себя сознанием, будучи взволнованным потребностью во внутреннем значении".

Холт отвергает теорию инстинктивных влечений. В своей теории он подчеркивает значимость внешней стимуляции и перцептивно-когнитивных процессов, но в то же время признает, что важны феномены, которые связаны с выражением и переживанием эмоций. По мнению Холта, "не смотря на то, что сексуальное влечение, агрессию, страх и другие аффективные феномены можно рассматривать как биологически детерминированные, врожденные … реакции, они активизируются лишь в результате осознания индивидом внешнего давления…".

Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

___________________________

* Аффект
Нем.: Affekt. - Франц.: affect. - Англ.: affect. - Исп.: afecto. - Итал.: affetto. - Португ.: afeto.
Термин, заимствованный психоанализом из немецкой психологической традиции: всякое эмоционально-аффективное состояние - приятное или неприятное, смутное или отчетливое, - проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке. По Фрейду, всякое влечение находит свое выражение на двух уровнях: аффекта и представления. Аффект - это качественное выражение количества энергии влечения и ее разновидностей.

Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887-1902. Нем., 95; англ., 84; франц., 76-77.

http://www.psyoffice.ru/1292-affekt.html

_________________________________________________________________________________________________________________________________


Мотивационная теория эмоций Роберта Уарда Липера

Он выносит на обсуждение тот факт, что, "не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим".

В качестве примера он рассматривает ситуацию, когда вы едете на машине с человеком, который крайне неосторожно управляет ей. При этом Липер отмечает то, что вы не будете любоваться окружающим вас пейзажем, а будете сосредоточенно смотреть на дорогу и пытаться сообразить, что бы вам такого сделать, чтобы машину вели более аккуратно. Здесь на лицо влияние эмоции страха за свою жизнь на активность всего организма. И именно этот факт послужил основой того, что Липер рассматривает эмоциональные процессы как мотивы.

Пример, описанный Робертом Уардом Липером, очень ярко изображает эмоции человека в подобной ситуации. Когда едешь с неаккуратным, невнимательным или агрессивным водителем, постоянно чувствуешь себя не комфортно. Я часто ловил себя на мысли, что инстинктивно, сидя на пассажирском сидении, как бы нажимаю на педаль тормоза (сильно жму ногой в пол, имитируя нажатие педали). При этом сильно меняется мимика лица. Это происходит непроизвольно, осознание приходит чуть позже, а в этот момент, мне кажется, что я действительно торможу.

Автор полагает, что среди мотивов возможно выделение двух типов. Это эмоциональные и физиологические мотивы. При этом Липер подчеркивает, что физиологические мотивы могут зависеть от внутреннего состояния организма (голод, жажда), а могут зависеть от внешней стимуляции (боль от механического удара). А эмоциональные мотивы зависят от психических процессов. Основным различием между этими типами мотивов Липер предлагает считать то, что эмоциональные мотивы - "это процессы, которые зависят от сигналов, … напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные * или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями…". А физиологические мотивы - это процессы, которые зависят либо от особенных, специфических химических условий внутри организма, либо от сильного раздражения извне.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

*Перцепция (восприятие) - это процессы отражения предме­тов или явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств.

http://www.psyperm.narod.ru/K15_151.htm

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Когнитивные теории эмоций ( Когнитивность* )

Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов

Согласно Арнольд, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок.

"Термин "восприятие" Арнольд толкует как "элементарное понимание". В данном случае "воспринять объект" - значит в некотором смысле "понять" его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего". В сознании формируется образ воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Арнольд понимает эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его.

По Арнольд оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, который не связан с размышлением, оценка выступает в роли завершающей стадии перцептивного процесса и отдельно может быть представлена только рефлексивно.

Шехтер: Когнитивно-физиологическая т е ория

Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической (рис. 4).

В одном из экспериментов, направленных на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом - состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Рис. 4. Факторы возникновения эмоций в когнитивно-физиологическойконцепции С. Шехтера

Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

Теория эмоций Дж.Келли

Дж.Келли создал теорию личностных конструктов. Он полагал, что "люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта". Также он описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Целью Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Так же Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья, а также в терапевтической практике.

Л.Фестингер: Теория когнитивного диссонанса

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание.

В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Ее основным понятием является диссонанс. Диссонанс - это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у него есть два пути: во-первых, изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности; во-вторых, попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Таким образом, с позиции данной теории возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса чаще всего используется для того, чтобы объяснить поступки человека и его действия в самых различных ситуациях. Причем в детерминации поведения и возникновении эмоциональных состояний человека когнитивным факторам придается гораздо большее значение, чем органическим изменениям. Многие представители данного направления полагают, что когнитивные оценки ситуации самым непосредственным образом влияют на характер эмоционального переживания.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

*Когнити́вность (лат. cognitio , «познание, изучение, осознание») - термин, используемый в нескольких, значительно отличающихся друг от друга контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Адаптационная теория эмоций Плутчика

Плутчик рассматривает эмоции как средство адаптации. Ниже мы рассмотрим базовые прототипы адаптивного поведения и эмоции, которые им соответствуют.

Номер Протипический адаптивный комплекс Первичная эмоция
1.
Инкорпорация - поглощение пищи и воды.
Принятие.
2. Отвержение - реакция отторжения, экскреция, рвота.
Отвращение.
3. Разрушение - устранение препятствия на пути удовлетворения.
Гнев.
4. Защита - первоначально на боль или на угрозу боли.
Страх.
5.
Репродуктивное поведение - реакции, сопутствующие сексуальному поведению.
Радость.
6.
Депривация - утрата объекта, приносящего удовольствие.
Горе.
7.
Ориентировка - реакция на контакт с новым, незнакомым объектом.
Испуг.
8.
Исследование - более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды.
Надежда или любопытство

Плутчик определяет эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разделяет эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевает различные комбинации первичных эмоций. К тому же, первичные эмоции, ограничены во времени и образуются при внешнем воздействии, а каждой вторичной соответствует определенный физиологический и экспресситвно-поведенческий комплекс. Плутчик считает, что "постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации…".

Интересно, что для некоторых животных таблица может выглядеть несколько иначе. Например, некоторые обезьяны склонны рушить и ломать всё вокруг, когда испытывают страх.

Теория дифференциальных эмоций Изарда Эдди Кэролла

Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов:

  • Основную мотивационную систему человека составляют десять+одна базовых эмоций (далее будет более подробно объяснено какие эмоции являются базовыми и почему).
  • Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания.
  • Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.
  • Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние.
  • В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса

В рамках дифференциальной теории эмоций, последние рассматриваются не только как мотивационная система организма (как в теории Липера), но и в качестве базовых личностных процессов, которые придают смысл человеческому существованию.

Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты. Нейрофизиологический аспект определяется в терминах активности центральной нервной системы. Здесь предполагается, что эмоция - это функция соматической нервной системы. На нервно-мышечном уровне - проявляется в виде мимической активности. На чувственном уровне - эмоция представлена переживанием.

Критерии, на основе которых Изард определяет базовые эмоции следующие:

  1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
  2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
  3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
  4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
  5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Этим критериям, по мнению автора, соответствуют такие эмоции как:
  1. Радость
  2. Удивление
  3. Печаль
  4. Гнев
  5. Отвращение
  6. Презрение
  7. Горе-страдание
  8. Стыд
  9. Интерес-волнение
  10. Вина
  11. Смущение
Все остальные эмоциональные состояния, по версии Изарда, являются производными или составными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.

Информационная теория эмоций Симонова

Симонов говорит о том, что его подход к проблеме изучения эмоций принадлежит павловскому направлению изучения высшей нервной деятельности мозга. Он придерживается мнения, что "эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта".

Симонов предлагает формулу, в которой он представляет правило возникновения эмоций:

ЭМОЦИЯ = НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ - ИМЕЮЩАЯСЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Эмоции в рамках учения А.Н. Леонтьева

"В самом общем виде функция эмоций может быть охарактеризована как индикация плюс/минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности". Эмоции, по мнению Леонтьева, способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми результатами, но в то же время он подчеркивает, что хотя эмоции и играют очень важную роль в мотивации, сами мотивами не являются.

К эмоциональным процессам Леонтьев относит аффекты, собственно эмоции, чувства. Он разделяет их по продолжительности во времени. Следуя логике Леонтьева, самые непродолжительные во времени аффекты, они сопровождаются ярко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, а самыми продолжительными - чувства, причем они надситуативны, предметны и иерархизированы.

Заключение.

Если обратиться к вопросу о возникновении эмоций - единого мнения не существует (этого и следовало ожидать). Деление теорий на группы производилось с учетом того, что именно ученые считали причиной возникновения эмоций.

В биологических теориях эмоций (теории Анохина, Даффи, Линдсли, Джемса, Ланге) источник возникновения кроется в органических изменениях. У разных авторов это называется по разному, но не важно как это называется, так как смысл един.

В психоаналитических теориях причина эмоций - столкновение инстинктивной энергии с запретами и нормами Супер-Эго. Это можно объяснить тем, что вся теория психоанализа была построена на представлении о двух инстинктах (эрос, тонатос), а так же на трехкомпонентной теории строения личности (Ид, Эго, Супер-Эго).

В когнитивных теориях возникновение эмоций связывается с деятельностью cognito, и эмоция представляется как оценка, в этом с когнитивными теориями эмоций сходна информационная теория Симонова, где эмоция это оценка ситуации, мне кажется, что их можно было бы объединить под общим названием когнитивных теорий, но делать мы этого не будем в силу того, что ключевым словом у когнитивистов является оценка, а у Симонова - информация.

Оставшиеся теории: мотивационная, адаптационная соответственно рассматривают эмоции как мотивы, адаптации к условиям среды, при этом механизм возникновения становится понятным.

Отдельное место занимает взгляд А.Н. Леонтьева на ту же самую проблему, так как он рассматривает эмоции в рамках своего учения о деятельности, механизмом возникновения, автоматически, является человеческая деятельность. Причем он говорит о том, что эмоции - это "специфическое личностное отношение", а уже само понятие отношение включает в себя понятие о деятельности, то есть без какого-либо рода деятельности отношения и отношение не представляется нам возможным. Теории эмоций