Современный урок имеет 7 стандартных этапов. Типы учебных занятий

Учебная дисциплина: ОП 01 Педагогика.

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Тема урока : Структура современного урока.

Цель:

  • вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению

Задачи

Содействовать осмыслению теоретических основ структурирования учебного занятия, пониманию принципов структурирования;

Формировать умение проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям;

Развивать интерес к педагогической теории и практике;

Развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить умозаключения, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;

Развивать моторику мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соизмеримость движений (для студентов с ОВЗ);

Воспитывать дисциплинированность, собранность, ответственность и честность, уважение к товарищам, педагогу.

Тип урока : учебное занятие закрепления знаний (по П.И. Третьякову).

Методы: постановка перспектив, беседа, побуждающий от проблемной ситуации диалог, письменный опрос, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, упражнение, тестирование.

Форма обучения : фронтальная; групповая; индивидуальная.

Оборудование: тетрадь для записи, раздаточный материал: варианты структуры урока, лист самоконтроля, бланки для текущего контроля, типы учебных занятий (по И.П.Третьякову), карточки с заданием для групп, образцы структуры уроков, бланки теста для студентов, ответы на тест.

Этапы урока:

Организационно-мотивационный этап:

Организационный момент.

Мотивация.

Совместная постановка целей занятия.

Актуализация полученного опыта.

Этап самостоятельной работы по получению опыта деятельности:

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Применение полученной информации в практической деятельности.

Рефлексивно-оценочный этап:

Защита проектов - видеороликов.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационно-мотивационный этап.

1) Организационный момент.

Здравствуйте.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, приложите свою ладошку к ладошке товарища - передайте хорошее настроение.

Проверьте, всё ли готово к учебному занятию. Сегодня на уроке нам понадобятся тетрадь для записи теоретического материала, ручка, раздаточный материал и хорошее настроение.

2) Мотивация.

Создание проблемной ситуации: одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

Перед вами различные варианты структуры урока (Приложение 1). Сколько вариантов структуры урока вам предложено? (Два)

Прочитайте их внимательно.

Организация начала занятия.

Первичная проверка понимания.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Организация начала занятия.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Побуждение к осознанию противоречия.

Что вас удивило? Что интересного заметили? (Все варианты структуры урока разные, разные названия типов уроков)

Побуждение к формулированию проблемы.

Какой возникает вопрос? (От чего зависит структура современного урока?)

Какая будет тема урока? (Структура современного урока)

3) Совместная постановка целей занятия.

Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать, от чего зависит структура современного урока)

Определим задачи сегодняшнего урока. В этом нам поможет уже знакомая нам таксономия целей Блума.

Назовите задачи (К концу урока мы должны знать теоретические основы структурирования учебного занятия; понимать принцип структурирования; уметь проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям.)

В ходе урока вы работаете с листом самоконтроля (Приложение 2). В нём указаны результаты и даны шкалы, на которых вы должны будете отметить свои достижения в конце урока. Приступая к работе спланируйте, какого результата вы хотите достичь: карандашом поставьте отметку (крестик) на шкалах.

4) Актуализация полученного опыта.

Прежде чем перейти к изучению нового, вспомним структурные элементы урока и их характеристику. Заполните таблицу (Приложение 3), укажите пропущенные задачи этапа и реальный результат. На выполнение работы вам даётся 3 минуты.

Дидактические задачи

Реальный результат

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Для студентов с ОВЗ даётся задание «Собери мозаику» - необходимо из предложенных элементов собрать таблицу «Характеристика структурных элементов урока» (Приложение 4).

Поменяйтесь работами - взаимопроверка. Оцените работы товарища по критериям. За каждый правильный ответ - 1 балл. 9-10 баллов - «отлично», 7-8 баллов - «хорошо», 5-6 баллов - «удовлетворительно», менее 5 баллов - «неудовлетворительно». Поставьте отметку. Сверьте с образцом (Приложение 5). Все ли смогли правильно оценить?

Структурные элементы урока и их характеристика

Дидактические задачи

Реальный результат

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе

Полная готовность класса, оборудования, учащихся

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения, выявление пробелов и коррекция

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия цели, актуализация ЗУ

Готовность к деятельности на основе З

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания З и способов действий

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, коррекция

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения З и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Активная деятельность по систематизации, классификации

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения З и способами действий, коррекция

Подведение итогов занятия

Адекватность самооценки учащихся оценке учителя

Рефлексия

Открытость в осмыслении своих действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Реализация необходимых и достаточных условий для выполнения домашнего задания

2. Этап самостоятельной работы по получению опыта деятельности:

5) Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Материал для выдвижения гипотез.

Варианты структуры урока, с которыми вы уже работали, помогут открыть первый принцип выбора структурных компонентов учебного занятия. Прочитайте их внимательно.

Побуждение к гипотезе.

Что заметили? (Разные типы урока - разные структурные компоненты)

От чего зависит выбор структурных компонентов учебного занятия? Какие есть гипотезы? (От типа урока)

Побуждение к проверке.

Вы с этой гипотезой согласны? Почему?

К какому выводу пришли? (Первый принцип структурирования - учёт типа урока)

Сравним вывод с учебным материалом (Приложение 6).

Выделяют следующие типы учебных занятий (по И.П.Третьякову):

А от чего зависит тип учебного занятия? Что заметили? (От дидактической цели)

Влияет ли цель урока на структуру? Как? (В зависимости от цели определяем основную часть урока)

Какой ещё принцип структурирования урока можно назвать? (Учёт дидактической цели урока)

Применение полученной информации в практической деятельности.

Разный материал для выдвижения гипотезы.

Продолжим исследование структуры урока. Каждая группа получит свою карточку с заданием (Приложение 7).

1 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия закрепления знаний.

2 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия обобщения и систематизации знаний.

Подсказкой вам будут варианты структуры уроков, с которыми вы уже работали. Воспользуйтесь разрезными карточками. Выберите структурные компоненты учебного занятия и расположите их в нужной последовательности. На работу вам даётся 3 минуты.

Выдвижение решающей гипотезы 1-й группой.

Заслушаем 1-ю группу. Какой был тип урока? Какие структурные компоненты вы предложили?

Организация начала занятия.

Проверка выполнения домашнего задания.

Подготовка к основному этапу занятия.

Закрепление знаний.

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

К какому выводу вы пришли? (Вводная часть и заключительная часть урока не меняется, а меняется основная часть в зависимости от типа)

Заслушаем 2-ю группу. Какой был тип урока? Какие структурные компоненты вы предложили?

Организация начала занятия.

Проверка выполнения домашнего задания.

Подготовка к основному этапу занятия.

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Что вы заметили? (В основном этапе занятия структурный элемент соответствует типу урока)

К какому выводу вы пришли? (Структура зависит от типа урока)

Почему варианты разные? (Зависит от творчества учителя)

Какова последовательность действий при планировании урока? (1. Определить тип урока. 2. Определить цель урока. 3. Определить доминирующую деятельность на основном этапе урока. 4. Подобрать комплекс структурных компонентов во вводной и заключительной части урока.)

Группы работали с разным материалом, но к какому общему выводу пришли? (Структура зависит от типа урока, учитель должен творчески подходить к проектированию урока)

3. Рефлексивно-оценочный этап:

7) Подведение итогов занятия.

Возврат к проблемному вопросу.

Какой была тема урока? (Структура современного урока)

Какой проблемный вопрос мы поставили? (От чего зависит структура современного урока?)

Какую вы ставили перед собой учебную цель? (Узнать, от чего зависит структура современного урока)

Удалось ли её решить? Каким способом? (Мы исследовали разные типы уроков и определяли структуру учебного занятия)

8) Демонстрация усвоения изученного материала и получения опыта деятельности.

Чтобы оценить результаты своей работы на уроке, выполните задания (Приложение 9). На работу вам даётся 4 минуты.

1. Инструкция:

1. Текст задания:

А) Учёт типа урока.

Б) Учёт методов обучения.

Ответ: А, В, Д.

2. Инструкция :

Текст задания:

1 Организация начала занятия.

2 Проверка выполнения домашнего задания.

3 Подготовка к основному этапу занятия.

4 Усвоение новых знаний и способов действий.

5 Первичная проверка понимания.

6 Закрепление знаний и способов действий.

7 Обобщение и систематизация знаний.

8 Контроль и самопроверка знаний.

9 Подведение итогов занятия.

10 Рефлексия.

11 Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Ответ: 1,2,3,8,9,10,11 или 1,3,8,9,10

3. Инструкция:

Текст задания:

А. Определить цель урока.

В. Определить тип урока.

Ответ: В, А, Г, Б.

4. Инструкция:

Текст задания:

Типы учебных занятий

Структура учебного занятия

1. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

2. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

3. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Ответ: А - 3, Б - 2, В - 1 .

Сверьте ответы с образцом (Приложение 10).

9) Рефлексия.

Сравните прогностическую и итоговую оценку. Каковы изменения?

10) Домашнее задание.

Домашнее задание вы выберите сами в зависимости от результатов урока:

1. Те, кому нужно поработать над знанием теоретических основ структурирования учебного занятия и пониманием принципа структурирования работают с учебником стр…

2. Те, кому нужно поработать над умением проектирования структуры учебного занятия с учётом разных типов урока предлагают не менее 2 вариантов структуры уроков каждого типа, опираясь на теорию И.П. Третьякова.

Приложение 1

Структура учебных занятий для анализа

Структура учебного занятия изучения и первичного закрепления новых знаний

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Структура учебного занятия комплексного применения знаний, умений и навыков

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Приложение 2

Лист самоконтроля

Знать теоретические основы структурирования учебного занятия

Понимать принцип структурирования

________________________________________

Уметь проектировать структуру учебного занятия

________________________________________

Проводить различия между структурой уроков разных типов

________________________________________

Определять последовательность планирования учебного занятия

________________________________________

Оценивать продукт своей деятельности по критериям

________________________________________

Приложение 3

Структура и характеристика этапов учебного занятия для контроля

Дидактические задачи

Реальный результат

Организация начала занятия

Полная готовность класса, оборудования, учащихся

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения, выявление пробелов и коррекция

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия цели, актуализация ЗУ

Готовность к деятельности на основе З

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания З и способов действий

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, коррекция

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения З и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Активная деятельность по систематизации, классификации

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения З и способами действий, коррекция

Подведение итогов занятия

Адекватность самооценки учащихся оценке учителя

Рефлексия

Открытость в осмыслении своих действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Реализация необходимых и достаточных условий для выполнения домашнего задания

Приложение 4

Раздаточный материал для контроля для студентов с ОВЗ

Подготовка учащихся к работе

Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

Активные действия учащихся с объектом

Усвоение сущности знаний и способов деятельности

Самостоятельное выполнение заданий, применение в знакомой и измененной ситуации

Формирование целостной системы З по теме, курсу

Получение достоверной информации о достижении результата

Анализ и оценка успешности достижения цели. Перспектива работы

Мобилизация на рефлексию своего поведения

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Приложение 5

Структурные элементы урока и их характеристика для само- и взаимопроверки

Дидактические задачи

Реальный результат

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе

Полная готовность класса, оборудования, учащихся

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения, выявление пробелов и коррекция

Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия цели, актуализация ЗУ

Готовность к деятельности на основе З

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания З и способов действий

Активные действия учащихся с объектом

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, коррекция

Усвоение сущности знаний и способов деятельности

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения З и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, применение в знакомой и измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы З по теме, курсу

Активная деятельность по систематизации, классификации

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения З и способами действий, коррекция

Получение достоверной информации о достижении результата

Подведение итогов занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели. Перспектива работы

Адекватность самооценки учащихся оценке учителя

Рефлексия

Мобилизация на рефлексию своего поведения

Открытость в осмыслении своих действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Реализация необходимых и достаточных условий для выполнения домашнего задания

Приложение 6

Выделяют следующие типы учебных занятий (по И.П.Третьякову):

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Учебное занятие закрепления знаний.

Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Учебное занятие комплексного применения знаний, умений и навыков

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний.

Цель: усвоение знаний в их системе.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН, рефлексии деятельности.

Цели: Определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения, закрепление и систематизация знаний, коррекция знаний, умений, навыков, оценка хода и результатов деятельности и себя в ней.

Приложение 7

№ 1. Предложить структурные компоненты учебного занятия закрепления знаний.

№ 2. Предложить структурные компоненты учебного занятия обобщения и систематизации знаний.


Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Приложение 8

Возможные варианты структуры учебного занятия закрепления знаний

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний и способов действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Организация начала занятия

Закрепление знаний и способов действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний и способов действий.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний и способов действий.

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Возможные варианты структуры учебного занятия обобщения и систематизации знаний

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Обобщение и систематизация знаний

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу занятия

Обобщение и систематизация знаний

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Приложение 9

Бланк ответов _________________________________________

(Фамилия И.)

1. Инструкция: Выберите букву, соответствующую варианту правильного ответа и запишите в бланке.

1. Текст задания: К принципам структурирования учебного занятия относятся:

А) Учёт типа урока.

Б) Учёт методов обучения.

В) Творческий подход к проектированию урока.

Г) Учёт формы организации познавательной деятельности.

Д) Учёт дидактической цели урока.

Ответ: _________________

2. Инструкция : Запишите ответ в бланке цифрами в необходимой последовательности.

Текст задания: Укажите последовательность структурных компонентов учебного занятия проверки, оценки и коррекции ЗУН, рефлексии деятельности.

1 Организация начала занятия

2 Проверка выполнения домашнего задания

3 Подготовка к основному этапу занятия

4 Усвоение новых знаний и способов действий

5 Первичная проверка понимания

6 Закрепление знаний и способов действий

7 Обобщение и систематизация знаний

8 Контроль и самопроверка знаний

9 Подведение итогов занятия

10 Рефлексия

11 Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Ответ: _______________________________

3. Инструкция: Запишите ответ в бланке буквами в необходимой последовательности.

Текст задания: Укажите последовательность планирования учебного занятия.

А. Определить цель урока.

Б. Подобрать комплекс структурных компонентов во вводной и заключительной части урока.

В. Определить тип урока.

Г. Определить доминирующую деятельность на основном этапе урока.

Ответ: ____________________________

4. Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. Каждому элементу первого столбца соответствует один элемент второго столбца. Запишите правильный ответ, соединив буквенные и числовые показатели (Например, А-1).

Текст задания: Каким типам учебных занятий соответствуют предложенные структуры?

Типы учебных занятий

Структура учебного занятия

А Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Б Учебное занятие закрепления знаний.

В Учебное занятие обобщения и систематизации знаний.

1. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

2. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

3. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Ответ: _________________________

Приложение 10

1, 2, 3, 8, 9, 10, 11 или 1, 3, 8, 9, 10

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обычно в оргмомент входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.

2. Проверка домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.

3. Введение нового материала, которое осуществляется или на основе сообщения учителя или путем самостоятельной его проработки учащимися. 4. Закрепление нового материала. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

5. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

6. Задание на дом. В эту часть урока входит объяснение сущности задания и, если нужно, методики его выполнения.

7. Подведение итогов урока.

Урок может включать все названные элементы (комбинированный урок), или только некоторые (специализированный урок, направленный на решение определенной дидактической задачи).

Структура урока изучения нового материала:

1. Оргмомент.

2. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.

3. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

4. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

5. Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, смысловая группировка и т.п.).

6. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.

7. Контроль результатов первичного запоминания.

8. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.

9. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

10. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

11. Задание на дом.

12. Итог урока.

Структура урока формирования умений и навыков:

1. Оргмомент.

2. Повторение сформированных умений и навыков (опорных).

3. Проведение проверочных упражнений.

4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

5. Упражнения на их освоение.

6. Упражнения на их закрепление.



7. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.

8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию.

9. Упражнения творческого характера.

10. Задание на дом.

11. Итог урока.

Структура урока закрепления:

1. Оргмомент.

2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.

4. Проверка выполнения работ.

5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Задание на дом (если это необходимо).

7. Итог урока.

Структура урока повторения:

1. Оргмомент.

2. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач.

3. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной)

4. Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке.

5. Задание на дом.

6. Итог урока.

Структура урока проверки знаний:

1. Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала.

2. Постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими при выполнении работы. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы.

3. Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

4. Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок).

5. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура повторительно-обобщающего урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока.

3. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.

4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

5. Формулирование выводов по изученному материалу.

6. Оценка результатов урока.

7. Подведение итогов.

8. Задание на дом (не всегда)

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

1. Организация начала урока.

2. Сообщение темы урока и его задач

3. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

4. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии.

5. Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях.

6. Творческое применение знаний и умений.

7. Упражнение по отработке навыков.

8. Домашнее задание.

9. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Выделяют две цели для уроков такого типа:

  • Содержательная цель : расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.
  • Деятельностная цель : научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Алгоритм создания урока открытия нового знания

Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.

Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.

Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

  • Моделируем способ открытия нового знания.
  • Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.
  • Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.
  • В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.
  • В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.
  • Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.
  • Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.
  • Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.
  • Составляем технологическую карту урока (конспект).
  • Проводим по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.

Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.

Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:

  • «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
  • «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
  • «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Приемы для этапа мотивации:

  • Психологический тренинг.
  • Графический диктант.
  • "Да-нет".
  • Рифмованное начало урока.
  • Эпиграф к уроку.
  • Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
  • Начало урока с элементами театрализации.
  • Прием "Фантастическая добавка".
  • Прием "Оратор".
  • Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
  • Интеллектуальная разминка.
  • Прием "Светофор".

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

  • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
  • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.
  • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации:

  • Видеосюжет.
  • Анализ выполнения домашнего задания.
  • Лото.
  • Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
  • Ролевой сюжет.
  • Отсроченная догадка.
  • Смена ролей.
  • Театрализация.
  • Ряд ассоциаций.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Прием "Почини цепочку".
  • Слепой текст.
  • "ИДЕАЛ".

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

  • Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
  • В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения .
  • Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Приемы:

  • Мозговой штурм.
  • Подводящий диалог.
  • Прием "Яркое пятно".
  • Группировка.
  • Домысливание.
  • Прием "Птичий базар" - ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

  • Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
  • На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
  • Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
    • Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
    • Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.
  • Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

Приемы:

  • Деловые игры.
  • Дерево целей.
  • Пресс-конференция.
  • Эксперимент.
  • Проблемный ряд.
  • Подводящий диалог.

5. Реализация построенного проекта

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

Приемы:

  • Вопросы к тексту.
  • Доклад.
  • Лови ошибку.
  • Пресс-конференция.
  • Проблемный диалог.
  • Фантастическая добавка.
  • Деловые игры.
  • Проблемный поиск.
  • Ромб ассоциаций.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Приемы:

  • Комментирование чтение.
  • Вопросы к тексту.
  • Лови ошибку.
  • Отсроченная догадка.
  • Пресс-конференция.
  • Презентация.
  • Прием "Снежный ком".
  • Рассказ-эстафета.
  • Прием "Удивляй".
  • Аукцион.
  • Реклама.
  • Таблица "? + !".

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Приемы:

  • Деловые игры.
  • Прием "Да-нет".
  • Найди соответствие.
  • Творческие

Урок является главной составной частью любого учебного процесса. Именно на нем сосредотачивается основное внимание не только учащегося, но и педагога. Поэтому качество подготовки учеников по тому или иному предмету во многом зависит от уровня проведения урока, его методологической и содержательной наполненности, а также от царящей в классе атмосферы.

Как же добиться высоких показателей учебного процесса? Для этого преподаватель должен тщательно подготовить все этапы современного урока по ФГОС. Эти стандарты содержат в себе рекомендации, позволяющие не только вооружить учащихся умениями и знаниями, но и подсказать педагогу, что сделать для того, чтобы все происходящее в классе вызывало у воспитанников подлинную увлеченность и искренний интерес.

Структура современного урока

Для обеспечения целенаправленной деятельности процесса обучения все его звенья разбиваются на отдельные элементы. Это и есть этапы урока. Они включают в себя не только изучение нового материала, сопровождающееся высокой мыслительной активностью учащихся, но и выполнение задачи по запоминанию и длительному сохранению в памяти всех полученных знаний.

Этапы урока по ФГОС в основной школе зависят от его целей и задач. Так, если учащимся предлагается закрепить и развить уже полученные знания, то в этапы урока включается:

  • сообщение школьникам цели занятия;
  • воспроизведение знаний, умений и навыков учащимися;
  • выполнение учениками предложенных учителем заданий, упражнений;
  • проверка уже выполненных работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их корректировка;
  • запись домашнего задания (при необходимости).

Этапы урока по ФГОС, образец которых приведен ниже, преследуют своей целью сформировать умения и навыки у учащихся. Подобная структура учебного процесса состоит:

  • повторения уже сформированных знаний и навыков;
  • решения проверочных задач;
  • знакомства с новыми умениями;
  • показа образца упражнения по полученным знаниям и выполнения задания по указанному алгоритму;
  • подведения итогов урока;
  • записи домашних заданий.

Этапы урока закрепления по ФГОС состоят:

  • в организации начала урока;
  • постановке воспитательных и образовательных задач;
  • проверке домашнего задания.

На уроке по закреплению полученных знаний учитель должен создать спокойную и деловую обстановку. Детей не должны пугать контрольные и проверочные работы. Это вызовет их чрезмерное волнение и исказит результаты.

Этапы урока в начальной школе

Современное российское образование считает своей основной целью не обычную передачу навыков и умений от педагога к учащемуся, а формирование и дальнейшее развитие способностей детей к самостоятельной постановке учебной проблемы, к формулированию алгоритма ее решения, а также в последующем - контроль оценки полученного результата.

Современный урок по ФГОС - это действенный учебный процесс. Он имеет непосредственное отношение к интересам ребенка и его родителей, а также государства и общества в целом.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют свои особенности и состоят из следующих элементов:

  • организации класса;
  • актуализации (повторения) ранее усвоенных умений и знаний;
  • постановки задачи;
  • открытия новых знаний;
  • физкультминутки;
  • первичного закрепления материала;
  • выполнения самостоятельной работы с самопроверкой согласно предложенного эталона;
  • физкультминутки;
  • включения нового материала в систему знаний;
  • подведения итога урока.

Все этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют своей целью подготовить учащегося к саморазвитию. При этом предполагается, что младший школьник получит умение:

  • самостоятельно выбирать цели, адекватные имеющимся у него способностям;
  • ставить перед собой задачи и принимать решения;
  • самостоятельно находить пути решения нестандартных ситуаций;
  • осуществлять контроль над собственными действиями;
  • согласовывать свою точку зрения с другими людьми и общаться с ними.

Другими словами, этапы современного урока в условиях ФГОС ставят своей целью превратить ребенка из пассивного слушателя в исследователя, добывающего знания и работающего с другими детьми самостоятельно. При этом возрастает роль учителя. Он должен быть настоящим профессионалом и иметь желание раскрывать способности каждого ученика. Это главный ресурс учебного процесса, без которого становятся невозможными современные требования ФГОС, предполагающие организацию учебно-воспитательной деятельности в школе.

Основные этапы школьного урока

Важнейшая задача, которую ставит перед собой современная система образования, состоит не только в освоении детьми знаний по тому или иному предмету. Ее целью является и формирование учебных действий, предполагающих «научить учиться».

От современного школьника требуется умение управлять собственной образовательной деятельностью и владеть навыками самооценки и самоконтроля. При этом основные этапы урока по ФГОС - это:

  • целеполагание;
  • продуктивная самостоятельная деятельность;
  • рефлексия.

Рассмотрим их подробнее.

Целеполагание

В структуре традиционных уроков данный этап занимал ведущее место. Однако на сегодняшний день система образования рассматривает его с новой позиции. Все этапы урока по ФГОС претерпели определенные качественные изменения. Коснулись они и целеполагания. На данном этапе задача учителя состоит вовсе не в доведении до учеников своей цели. Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок сам осознал смысл учебной задачи и принял ее как особо для него значимую. Только в таком случае деятельность школьника станет целенаправленной и мотивированной. Ребенок будет стремиться найти, узнать и доказать.

Рассматривая цели этапов урока по ФГОС, можно сказать о том, что целеполагание особым образом проектирует образовательные действия школьников. При этом оно связано с уровнем развития детей, особенностями изучаемой темы, профессионализмом педагога и с внешним социальным заказом.

Организация первого этапа школьного урока

Нередко у учителей вызывает затруднение вопрос формулировки цели. Это может быть связано с тем, что первый этап урока, как полагают многие, необходимо просто преодолеть, а затем и забыть про него. Однако это не так. Целеполагание проходит через все этапы урока в соответствии ФГОС. При этом на него возлагаются функции мотивации обучающихся, а также стабилизации процесса получения знаний и диагностики выполненной работы. Иными словами, можно сказать так: «Как цель поставили, таким и будет полученный результат».

Организовать этап целеполагания не просто. Этот процесс потребует продумывания приемов и средств, которые бы мотивировали школьников на предстоящую деятельность.

Одним из вариантов решения данной технологической задачи может быть выбран следующий перечень действий:

  • проведение диагностики целей учащихся;
  • систематизация и поледующий анализ выявленных данных;
  • конструирование технологических линий получения знаний школьников и технологической линии подачи материала учителем.

Приемы целеполагания

Проходя последовательно этапы урока по ФГОС, преподаватель на самом первом из них должен назвать тему занятия и предложить классу сформулировать цель. Это можно сделать с использованием опорных глаголов. Среди них следующие: проанализировать, изучить и уметь, выяснить, доказать и обобщить, сравнить, закрепить и т. д.

Еще один прием целеполагания включает в себя работу над понятием. В этом случае преподаватель должен объяснить значения всех слов темы, отыскав ответы в толковом словаре.

Третий прием целеполагания предлагает учителю проводить беседы с детьми, направленные на конкретизацию и обобщение нового учебного материала. Такой диалог подводит детей к тому, о чем они не могут пока рассказать в силу своей некомпетентности. В возникшей ситуации от школьников потребуются дополнительные действия или исследования. Это и есть постановка цели урока.

Учитель также может предложить детям ту или иную проблемную ситуацию. Этот прием приводит к тому, что ребенок обнаруживает дефицит своих способностей и знаний. В таком случае цель воспримется им в качестве субъективной проблемы.

Самостоятельная работа

Каким образом можно повысить эффективность проводимого урока? Для этого педагог должен пойти по самому доступному пути, проверенному длительной практикой. При этом урок вступает в свой второй этап, который предполагает самостоятельную работу учащихся. В этом временном промежутке, занимающем особое место в любом школьном занятии, дети приобретают знания в процессе личной деятельности.

При этом педагогу необходимо только управлять самостоятельной работой своих подопечных. Данный этап урока становится весьма действенным средством обучения, которое:

  • в каждом конкретном случае соответствует поставленной дидактической цели и решаемым задачам;
  • ведет учащихся от незнания к знанию, формируя у них определенный объем и уровень умений и навыков;
  • вырабатывает у детей психологическую готовность к систематическому самостоятельному пополнению полученных знаний, а также умение ориентироваться в огромном потоке общественной и научной информации;
  • служит серьезным орудием педагогического управления и руководства над самостоятельной учебной деятельностью школьника.

Организация второго этапа урока

ФГОС выдвигают определенные требования к содержанию самостоятельной работы, форме ее выполнения и назначению. Все эти указания позволяют правильно организовать данный этап урока, основной целью которого является не только получение новых знаний, но и выработка привычек и навыков к труду.

Самостоятельная работа может быть:

  • индивидуальной;
  • фронтальной;
  • групповой.

При этом подобные задания могут быть:

  1. Воспроизведены по образцу. Это позволит ученику запомнить определенный алгоритм действий в каждой конкретной ситуации и достаточно прочно усвоить их.
  2. Выполнены по реконструктивно-вариантному типу. Такая самостоятельная работа проводится на основе уже полученных знаний, предлагая поиск конкретного способа решения новых задач.
  3. Эвристическими. Подобные самостоятельные работы формируют у учащихся навыки и умения поиска решения вне известного им образца.
  4. Творческими. Такие работы позволяют школьникам получать новые знания, а также постоянно укреплять навыки их самостоятельного поиска.

На данном этапе урока детям могут быть предложены разнообразные виды работ с книгой, а также решение упражнений и задач.

Рефлексия

После того как будут пройдены первый и второй этапы урока (по ФГОС), новые государственные стандарты общего образования предлагают следующую ступеньку универсальных учебных действий. Она состоит в получении детьми рефлексивных умений. При этом ученики должны понять причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности.

В школе не должно быть неудачливых детей. Педагог обязан заметить даже самое незначительное продвижение ребенка вперед и вовремя поддержать его.

Рефлексия как этап современного урока (ФГОС) позволяет поддержать детскую активность и творчество. Она также оказывает непосредственное влияние на сознательность школьника.

Рефлексия - это обязательное условие для создания на уроке развивающей среды. Причем для учителя она вовсе не является самоцелью. Это процесс, готовящий детей к внутренней сознательной рефлексии. Что же включает в себя данное понятие? В переводе с латинского слово «рефлексия» означает не что иное, как «обращение назад».

Согласно словарю иностранных слов, это понятие обозначает «самопознание и размышление о внутреннем состоянии». Ударение в этом слове ставится на слог «ле».

Рассматривая этапы урока по ФГОС, невозможно обойти вниманием рефлексию. В современной педагогике это понятие означает самоанализ учебной деятельности, а также ее результатов. Рефлексия приучает ребенка к самооценке, самоконтролю и саморегулированию. Она формирует у него привычку к осмыслению событий и различных проблем. Психологи связывают рефлексию с развитием и становлением духовной жизни человека. Однако ребенку сложно научиться управлять собой без помощи учителя. Именно совместная работа педагога и ученика позволяет получить конкретные результаты, помогающие школьнику оценить свою деятельность на уроке.

Виды рефлексии

В начале и в конце урока огромное значение для педагога имеет установка эмоционального контакта с учениками. Для этого он может воспользоваться приемом рефлексии настроения. Самым простым вариантом при этом явится показ карточек с изображением смайликов. Причем изображенные на картинке лица должны быть веселыми, грустными и нейтральными. Кроме того, учитель может предложить ребятам остановить свой выбор на солнышке или на тучке. Первый рисунок будет означать хорошее настроение, а второй - плохое.

Еще одним приемом рефлексии настроения является выбор одной из двух картин. На одной из них изображен пейзаж, проникнутый печалью, а на второй - весельем и радостью. Ученики должны выбрать рисунок, соответствующий их настроению.

Следующий вид рефлексии - рефлексия деятельности. Она представляет собой осмысление приемов и способов работы, выполняемой над учебным материалом. Такой вид применяется, как правило, при проверке заданий в конце урока. В этом случае учащимся предлагается оценить результаты урока в виде окончания таких фраз, как:

  • Я разобрался...
  • Я узнал...
  • Я сумел… и т. д.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: СТРУКТУРА (ЭТАПЫ)УРОКА ПО ФГОС ПРИМЕРЫ ВЗЯТЫ ИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО ВТОРОМ КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: « Развитие умения подбирать к словам –предметам слова – признаки». Учитель начальных классов Ивлева Наталья Петровна МБОУ ССОШ №65 г. Красноярск

2 слайд

Описание слайда:

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Сравним традиционный и современный урок Как проходил обычный урок? (табл.) На учителя возлагалось множеству функций, его роль была ведущей УЧИТЕЛЬ формулирует и сообщает цели и задачи сообщает, что должны сделать для достижения цели руководит выполнением практических задач контролирует практическую деятельность оценивает работу уч-ся на уроке выясняет, что запомнили учащиеся объявляет д/з, чаще одно на всех Новые подходы к уроку Тему урока формулируют сами УЧАЩИЕСЯ Цели и задачи формулируются УЧАЩИМИСЯ Способы достижения цели планируют УЧАЩИЕСЯ Практическая деятельность осуществляется по намеченному плану с применением группового и индивидуального метода Контроль в форме самоконтроля и взаимоконтроля УЧАЩИЕСЯ формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценка в виде самооценки и взаимооценивании Итог: реффлексия (осознание своей деятельности, само осмысление) УЧАЩИЕСЯ самостоятельно выбирают д/з из предложенных учителем, с учетом индивидуальных возможностей

3 слайд

Описание слайда:

Структура урока в начальных классах состоит из нескольких этапов: I этап. Организация класса (орг.момент) II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) IV этап. Открытие нового знания. V этап. Физкультминутка. VI этап. Первичное закрепление. .VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. VIII этап. Физкультминутка. IХ этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Х. Рефлексия деятельности (итог урока).

4 слайд

Описание слайда:

I этап. Организация класса (орг.момент) (1-2 минуты) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность; -включение детей в деятельность; -выделение содержательной области. Приёмы работы: -учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); -учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; -девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); -самопроверка домашнего задания по образцу. Орг.момент Распахнем глаза пошире. Раз, два, три, четыре. Веселы, бодры мы снова И к занятиям готовы. – Вы сегодня будете учеными-исследователями в освоении новых знаний. Ваш ум, внимание, знания помогут на уроке. Желаю вам успешных поисков и решений! Откройте тетради по русскому языку.

5 слайд

Описание слайда:

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) (4-5 минут) Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникновение проблемной ситуации. -актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); -создание проблемной ситуации; -выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. На доске таблички: Научиться конструировать словосочетания. (Подбирать к словам-предметам слова –признаки) Находить слова-предметы Находить слова-признаки - Ребята посмотрите на эти таблички. Как вы думаете, что мы уже умеем делать, а чему должны сегодня научиться на уроке? Ответы детей: умеем находить слова- предметы и слова-признаки. А научиться должны конструировать словосочетания. -Расставим таблички в нужном порядке: 3. Научиться конструировать словосочетания. (Подбирать к словам-предметам слова –признаки) 2. Находить слова-признаки 1. Находить слова-предметы Назовите тему урока (дети называют тему)

6 слайд

Описание слайда:

III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (4-5 минут) Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. -Как вы понимаете конструирование? (посмотреть в словаре) Строить, создавать конструкцию чего-нибудь.(Подбирать к словам-предметам слова –признаки) Для того, чтобы конструировать из слов-предметов и слов признаков надо их знать.

7 слайд

Описание слайда:

IV этап. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).(7-8 минут) Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение её решения. -Способы: диалог, групповая или парная работа. -Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог. -Организация самостоятельной исследовательской деятельности. -Выведение алгоритма. Первый этап нашей работы находить слова – предметы. Что такое слова –предметы (слайд1 подсказка)(ученики рассказывают правило) Назовите предметы (дети называют быстро по цепочке предметы) (слайд2, группа предметов, составленная Незнайкой) - Правильно ли Незнайка составил группу предметов? (дети находят лишнее слово-бегать и называют группу одним словом-овощи) 4. Словарная работа со словами-предметами – овощи (запись слов в тетради) Второй этап нашей работы находить слова-признаки. -Что такое слова-признаки? (слайд 3, дети называют правило) Назовите слова-признаки (дети называют быстро по цепочку признаки) Игра Я называю предметы, вы хлопаете в ладоши, Называю признаки, топаете ногами. Третий этап урока (конструирование) Вернемся к словарному слову ОВОЩИ и попробуем подобрать к нему слово-признак. (дети подбирают слова: полезные, свежие, мытые) -ВЫВОД(составляется самими детьми): в словосочетании слова должны быть связаны вопросом. -А Незнайка придумал слово ЖЕЛЕЗНЫЕ (ответы детей: железных овощей не бывает) ВЫВОД(составляется самими детьми): чтобы верно сконструировать словосочетание, необходимо, чтобы слова были подобраны по смыслу. Составление алгоритма Алгоритм: 1.Задай вопрос от слова предмета к слову-признаку. 2.Проверь! Связаны ли эти слова по смыслу. 3. Запиши в тетрадь. 4. Проверь орфограммы.

8 слайд

Описание слайда:

VI этап. Первичное закрепление. (4-5 минут) Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. -Способы: фронтальная работа, работа в парах. -Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. -Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. V этап. Физкультминутка. Словосочетания со словом ОВОЩИ записываются в тетрадь, отмечают главное слово, записывают вопрос. После записи дети проверяют себя по шаблону на слайде.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут) Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. -Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). -Выполняется письменно. -Методы: самоконтроль, самооценка. Работа в группах (слайд с правилами для группы) (группы по 4 ученика) – 5 группп Каждая группа получает шапочку с картинкой овоща. Нужно записать на листке 4 слова-признака к данному слову-предмету. Придумывают группой, записывает каждый из группы по очереди. Выбирают докладчика, он надевает шапочку своего овоща и выходит к доске.(при работе пользуются алгоритмом конструирования словосочетаний составленным ранее) Оценивание происходит всем классом.

11 слайд

Описание слайда:

В группе не нужен ответственный. Если есть ответственный, пусть сам и работает. Один говорит, другие не слушают. Если не понял, молчи. Свое несогласие не высказывай. В группе не нужен ответственный. Если есть ответственный, пусть за всех и работает. Один говорит, другие не слушают. Если не понял, молчи. Свое несогласие не высказывай. В группе должен быть ответственный. Если не понял, переспроси. Один говорит, другие слушают. Свое несогласие высказывай вежливо. Работать должен каждый на общий результат.

12 слайд

Описание слайда: