Военная специальность рэб. Воронежский военный авиационный инженерный университет

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная орденов Ленина и Октябрьской Революции, дважды Краснознамённая, ордена Кутузова академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж)»
Год основания
Тип военное учебное заведение
Начальник генерал-полковник Геннадий Васильевич Зибров
Студенты более 12 000 курсантов
Расположение Россия Россия , г. Воронеж
Сайт академия-ввс.рф
Награды

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная орденов Ленина и Октябрьской Революции, дважды Краснознамённая, ордена Кутузова академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» - высшее военное учебное заведение Военно-воздушных сил (ВВС) . В академии ведётся подготовка офицерских кадров по командно-инженерному, инженерному и военно-гуманитарному профилям для авиации всех видов, родов войск и частей радиоэлектронной борьбы Вооружённых Сил Российской Федерации .

История ВУЗа

Прародителем нынешней академии считается Военное аэродромно-техническое училище ВВС в Сталинграде , решение об открытии которого было принято в конце 1948 года Генеральным штабом Вооружённых Сил СССР , а открытие состоялось 1 января 1950 года .

Структура академии

ВУНЦ ВВС осуществляет подготовку специалистов по 18 гражданским и 26 военным специальностям . Среди сотрудников вуза 58 докторов и 445 кандидата наук, 59 профессоров и 215 доцентов , большая часть которых была приглашена из других военных вузов с обещанием представить жилье, причём преподавателей не имеющих учёного звания (степени) намеренно не приглашали, дабы не снижать своих аккредитационных показателей.

В том числе в структуру академии входят:

  • Управление академии
  • Общеакадемические кафедры
  • Центр научно-исследовательский и образовательных информационных технологий
  • Центр подготовки научно-педагогических кадров
  • Научно-исследовательский испытательный центр радиоэлектронной борьбы
  • Научная рота
  • Кадетская инженерная школа (10-11 классы)
  • Подразделения обеспечения

Факультеты

В структуре ВУНЦ ВВС имеется 14 факультетов.

  • Гидрометеорологический факультет

Готовит офицеров по специальностям «Метеорология» и «Исследования природных ресурсов аэрокосмическими средствами». Подготовка военных метеоспециалистов в 1950-1956 годах осуществлялась в Серпуховском авиационно-техническом училище спецслужб, в 1956-1960 годы в Кирсановском военном авиационно-техническом училище. С 1962 года подготовка специалистов метеорологической службы возобновлена на метеорологическом цикле Мичуринского военного авиационно-технического училища, впоследствии в Воронежском военном авиационном инженерном училище, затем институте, а ныне ВУНЦ ВВС. Факультет создан в 1975 году.

  • Факультет средств аэродромно-технического обеспечения полётов

Готовит офицеров по специальностям «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование», «Средства аэродромно-технического обеспечения полётов авиации» и «Метрология и метрологическое обеспечение». Первый набор курсантов на основные тыловые специальности был проведён в 1949 году, а уже осенью 1951 года тыл ВВС получил первых специалистов - техников по строительству и эксплуатации аэродромов, по эксплуатации и ремонту аэродромных машин, по эксплуатации и ремонту спецавтотранспорта. Факультет создан в 1975 году.

  • Факультет инженерно-аэродромного обеспечения

Готовит офицеров по специальностям «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Энергообеспечение предприятий». Факультет создан в 1975 году.

Готовит офицеров по специальностям «Управление персоналом», «педагогика и психология» и «Менеджмент организации». Факультет создан в 2003 году.

  • Факультет радиоэлектронной борьбы (применения и эксплуатации средств РЭБ с системами управления войсками и оружием противника)

Готовит офицеров по специальности «Средства радиоэлектронной борьбы». Факультет создан в 1981 году в составе Воронежского высшего военного инженерного училища радиоэлектроники.

Готовит офицеров по специальности «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем». Факультет создан в 1981 году в составе Воронежского высшего военного инженерного училища радиоэлектроники.

  • Факультет летательных аппаратов

Готовит офицеров по специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Факультет создан в 1975 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет авиационного вооружения

Готовит офицеров по специальности «Робототехнические системы авиационного вооружения». Факультет создан в 1992 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет авиационного оборудования

Готовит офицеров по специальности «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов». Факультет создан в 1975 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет авиационного радиоэлектронного оборудования

Готовит офицеров по специальностям «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» и «Эксплуатация радиоэлектронного оборудования самолётов и вертолётов». Факультет создан в 1987 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет радиотехнического обеспечения

Готовит офицеров по специальности «Радиоэлектронные системы». Факультет создан в 1994 году на базе факультета радиоэлектроники Тамбовского ВВАИУ РЭ.

  • Факультет авиационных средств связи

Готовит офицеров по специальности «Радиотехника». Факультет создан в 1993 году в составе Тамбовского ВВАИУ РЭ как факультет радиосвязи.

  • Факультет переподготовки и повышения квалификации
  • Специальный факультет

Занимается подготовкой военных кадров и технического персонала зарубежных государств. Подготовка иностранных военных специалистов начата в ВУНЦ ВВС в октябре 1993 года.

Не стоит спешить кричать о мальчишах-плохишах, которые эту тайну разглашать кинулись. Мои собеседники - люди вполне взрослые, и постарше меня будут. И то, что они мне рассказали, а рассказали однозначно малую толику, сделано ничуть не из желания оболгать или испакостить святое.

Наоборот.

Основной целью стало привлечь внимание к проблемам, которые сегодня заметны для глаза человека понимающего и находящегося в курсе проблемы. Мы это если и оценим, то только тогда, когда локти отгрызать будет поздно.

Первоначально этот материал планировался как интервью. Вопросы и ответы. Но, хорошо подумав, я его переписал. Моим собеседникам погоны абсолютно не жмут, и скоропалительно в отставку они не собираются. Так что это будет просто рассказ от некоего лица.

Речь пойдет о заведении, которое находится в Воронеже и называется длинно и красочно: «Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина ».

Центр образован на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 609-р путём слияния ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Монино, Московской обл.) и Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж).

Маленькая поправочка. При образовании ВУНЦа «подгребли» заодно и бывшее теперь Воронежское высшее военное инженерное училище радиоэлектроники, кузницу кадров для РЭБ. И теперь от училища остался один факультет №5 в структуре ВУНЦ.

Зачем это понадобилось, сказать сложно, но факт: РЭБовцев теперь готовят в стенах авиационного центра. Частично вроде бы оправдано, ибо в старой структуре училища было 2 факультета, воздушный («С») и наземный («Н»). Теперь все в одной куче как бы.

Отвлекусь. Как вы думаете, уважаемые читатели, много преподавательского состава из академии ВВА (Монино, Московская область) рванула на столь замечательную работу в Воронеж? Правильно думаете, меньше 5%. На уровне статистической погрешности. Об этом писали много и со вкусом, кто-то понимал преподавателей и профессоров, пославших провинцию куда подальше, кто-то обвинял. Но на деле результат был такой, что ВУНЦ вроде бы переехал в Воронеж, а препсостав - нет. Дураков в России все меньше и меньше вроде бы.

Здесь надо отдать должное начальнику ВУНЦ генерал-лейтенанту Зиброву, который, по словам моих собеседников, развил не то что бурную, даже сложно сказать, что это была за деятельность. Метлой вымел два округа, но штат укомплектовал.

На сайте ВУНЦ это звучит так: «Военный учебно-научный центр ВВС «ВВА» впитал в себя славные традиции Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина и Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, Военного авиационного инженерного университета (ВАИУ) (г. Воронеж), Военного института радиоэлектроники (г. Воронеж), Иркутского и Ставропольского высших военных авиационных инженерных училищ, Тамбовского высшего ВАИУ радиоэлектроники, а также Федерального государственного научно-исследовательского испытательного центра радиоэлектронной борьбы и оценки эффективности снижения заметности ».

Понятно, что значит «впитал», да? Собрал с миру по нитке. Ну да не об этом речь. Кстати, мои собеседники как раз из НИИ РЭБ. Но об этом позже.

Итак, сегодня мы имеем роскошный (реально) и прекрасно подготовленный центр по обучению. Да, и первая научная рота в России была организованна именно здесь. Но до этой роты мы еще дойдем. И имеем две проблемы.

Первая, как уже говорилось, преподавательский состав. Который на 70% состоит из преподавателей бывшего ВАИУ, далеко не самого престижного училища в СССР и России. И, можно сказать, что ВУНЦ - это ВАИУ, но уровнем повыше и покомфортнее. Несмотря на роскошную вывеску, это по-прежнему «техничка».

ВАИУ готовило наземный персонал, как следует из названия. Метеорологов, прибористов, электриков, оружейников, связистов и прочих специалистов аэродромного обслуживания. Те же самые специальности сегодня и в структуре ВУНЦ ВВА. С добавлением нового факультета БПЛА. Точка. Летчиков и штурманов, понятное дело, готовят в профильных училищах.

А, да, еще и РЭБ. Вот о РЭБе мы и говорили в основном.

Мои собеседники считают, что запихнуть РЭБ в структуру технического (простите, инженерного) авиационного заведения идея далеко не шедевральная. То, что факультет №5 вообще кого-то выпускает, уже хорошо. Но если вдаваться в подробности, то печаль полнейшая.

То, что в структуру НИИ РЭБ, где работают товарищи офицеры, за 8 (восемь!) выпусков (считая и кадры от ВИРЭ) не отобрали НИ ОДНОГО выпускника, говорит о многом. А между тем, с каждым годом, по мере развития средств РЭБ, нужда в кадрах становится все более ощутимой.

Да, в этом году из войск по направлению на защиту кандидатской степени пришло аж два лейтенанта. Уровень подготовки ошеломляющий. Вообще непонятно, что эти два года в войсках делали эти офицеры. И чем они будут писать диссертации. Не в плане рук, в плане мозгов.

Уровень подготовки умов «жертв ЕГЭ» ввергает в ступор. Люди, специалисты, офицеры, закончив обучение, не способны ни на что. Да, сегодня у армии есть престиж. Хорошие зарплаты, перспектива и прочее. Но нет фактически людей, способных, а главное, желающих идти хоть куда-то. Пофигизм доминирует. Главное - отслужить контракт. Как - там разберемся.

НИИ РЭБ - заведение небольшое, около полутора сотен человек. Но обеспечить себя хоть каким-то притоком кадров институт не в состоянии. Кадры просто негде брать. Между тем, техника, которую испытывают в институте «старички», зачастую завтрашнего дня. И именно в НИИ РЭБ дают заключение о целесообразности госиспытаний той или иной разработки. И доводят технику до ума в рамках все тех же государственных испытаний.

Кто будет этим заниматься лет через десять, когда «старички» уйдут на заслуженную пенсию, сказать не берется никто.

О «научной роте». Как ни странно, выручает. В НР попадают далеко не самые глупые выпускники технических вузов, того же «политеха». И бывшие студенты идут туда охотно. НР - это не совсем армия, если что. Комнаты в общежитии на четверых, с телевизором. Интернет. Работать можно. Можно реально заниматься наукой.

Для основного контингента НР - это просто годичная «халява». Вроде ты в армии, а вроде и нет.

Но есть и извращенцы, слава богу. Которые после НР вполне нормально идут служить. За три последних года таких человек 5-6 нашлось. Действительно, умные и перспективные ребята.

Но есть нюанс. Да, они на контракте. Да, звания у них офицерские. (Сам по телевизору видел репортажик в прошлом году, как двое рядовых дембелей НР превратились в один миг в лейтенантов. - Прим. авт.) Но здесь вся суть именно в том, что они заканчивали не военный вуз, а гражданский. И, соответственно, им на этот контракт чихать, если что. Они государству за обучение ничего не должны, при желании развернутся и уйдут.

Кто их заменит (да и нас тоже, кстати, мы не вечны)? Никто.

Самое страшное, что это понимают все. И мы, научники, и преподаватели. На днях пришли сдавать зачеты по «физо», чуть раньше в спорткомплекс прибыли. У нас был шок. Занимались две группы курсантов. Больше половины в татуировках. И не «за ВДВ» или сердечко, нет. Тигры, драконы, змеи, какие-то вообще твари непонятные. Все цвета радуги. Расписные, как будто их по зонам набирали, амнистией заманивали.

Мы спросили у начкафедры, что за безобразие, ведь татуировки запрещены. Нельзя офицеру их иметь, тем более, когда на всю руку или ногу. Эти еще ничего, отвечает. Вы бы на других посмотрели. Тут есть группа, там все до одного расписаны. Других нет…

Других нет…

И вот мы, два старых конденсатора, понемногу начинаем понимать весь ужас нашего завтра. Смотрим на курсантов, на вчерашних школьников и завтрашних офицеров, и понимаем, что им в основной массе на хрен ничего не надо. Одет, обут, накормлен, довольствие за которое на гражданке не просто пахать надо, жизнь с перспективой. Нормально…

Язык не поворачивается их назвать тупыми. Ни курсантов, ни двух летех, которые как в войска ушли с пустыми головами, так и с такими же вернулись. Ну как можно два года прослужить в РЭБе, и путать «S» и «L» диапазоны? Как???

Это система противодействия, система, которая уничтожит нас без ядерных боеголовок. Которая уже превратила несколько поколений в обезьян, просто не умеющих, и, самое страшное, не желающих мыслить.

Мы про ЕГЭ.

ЕГЭ убьет нас весьма быстро, просто потому, что думать не надо. Физик, неспособный простейшую модельку на бумаге рассчитать. Летчики, бросающие бомбы по GPS (хорошо хоть попадают), но неспособные это сделать по прицелам. Электронщик, плохо представляющий физические процессы. И так можно до бесконечности.

Молодых реально разучили МЫСЛИТЬ. Не ДУМАТЬ, думать они пока еще умеют на уровне инстинктов. МЫСЛИТЬ.

Да, в окоп с пулеметом - запросто! Хватит и ума, и патриотизма. Ребятки действительно в этом плане получше пошли, не такие амебы, как лет 10 назад. В танк - нормально. К пушке. С баллистическими вычислителями после айфона любой совладает.

Сегодня проблема в испытаниях новых разработок. Для пользования нужен один мозг, для испытания - другой. А для разработки?

Если завтра нам будет некому испытывать и доводить до ума разработанное, то что будет послезавтра? КТО, скажите, будет разрабатывать то, что надо будет испытать?

Кто разработал то, чем сейчас гордимся? «Красухи» те же? Да те, кого уже толком и нет среди нас. Они у нас диссертации принимали. И нам недолго осталось. Мы можем учить, мы можем пока работать, мы можем довести до ума что угодно. Сегодня. Но если сегодня учить некого, то завтра все будет весьма печально.

Систему подготовки почти убили, с двух училищ наскребли на факультет, ну Череповец реанимировали. Но там почти те же проблемы.

Но главная подлость этого ЕГЭ, что молодые абсолютно не умеют творчески мыслить и анализировать. «Отайфонить» задачу, запомнить порядок выполнения функций еще могут. Понять проблему - единицы.

Завтра, а тем более послезавтра, нам будут нужны кадры, которые смогут хотя бы нас заменить. А по идее - пойти дальше нас. Но система убийства мозгов сделала свое дело. «Жертвы ЕГЭ» нас не заменят. Не придумают, не разработают, не построят, не отладят.

Так странно, если честно. Всю жизнь считали, что воевать будем с Министерством обороны США. А почти победило нас Министерство образования России.

Вот и получается, что самая-самая главная военная тайна России - это сколько у нас осталось умных людей. И сколько их может быть в перспективе.

Факультет радиоэлектронной борьбы (и информационной безопасности) в своем нынешнем составе образован в 2010 году на базе двух факультетов, которые, в свою очередь, были сформированы в составе Воронежского высшего военного инженерного училища радиоэлектроники. Первый набор курсантов по специальностям подготовки факультета был произведен в августе 1981 г. С 1 сентября 1981 года училище начало свой первый учебный год, а первый выпуск офицеров был осуществлен в 1986 году.

В качестве Высшего военного инженерного училища радиоэлектроники вуз просуществовал до конца 1993 года. В ноябре 1993 года училище было преобразовано в Военный институт радиоэлектроники. В этом статусе институт просуществовал до августа 2006 года. В связи с реформой военного образования Военный институт радиоэлектроники был присоединен в качестве структурного подразделения к Воронежскому высшему военному авиационному инженерному училищу (военному институту).

5-й факультет радиоэлектронной борьбы (и информационной безопасности) - единственный в системе вузов Минобороны России, который ведет подготовку высококвалифицированных специалистов в области радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и информационной безопасности (ИБ) для войск радиоэлектронной борьбы ВС РФ (Сухопутные войска, ВВС и береговые части ВМФ), а также других родов войск, силовых структур и ведомств.

Факультет готовит офицеров по двум специальностям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования:

  • специальные радиотехнические системы
  • информационная безопасность автоматизированных систем

и пяти военным специальностям.

Кроме того, профессорско-преподавательский состав факультета принимает участие в обучении офицеров с высшим оперативно-тактическим образованием по программе магистерской подготовки.

Обучающиеся на факультете осваивают интереснейшие военные специальности, становясь специалистами по применению комплексов РЭБ с воздушно-космическими и наземными системами управления, учась эксплуатировать авиационные комплексы РЭБ и применять средства защиты информации от иностранных технических разведок. В рамках научной работы курсанты выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по направлениям деятельности факультета, большое внимание уделяется подготовке научно-педагогических кадров, функционируют две научные школы. В учебном процессе активно используются современные технологии, автоматизированные обучающие системы и новейшие образцы вооружения и военной техники.

На факультете действуют военно-научные кружки, спортивные секции. По окончании обучения выпускники факультета могут пойти по пути командной, инженерной или научной деятельности. Весь личный состав факультета принимает активное участие в научных, спортивных и культурно-досуговых мероприятиях.

Факультет и его подразделения - неоднократные победители различных конкурсов и соревнований. Преподаватели и курсанты занимали призовые места и награждались дипломами международного салона «Архимед», выставок «Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация ОПК», «Средства обеспечения безопасности государства. Интерполитех», «Высокие технологии - XXI век», «Интеллектуальная собственность - XXI век» и «НТТМ», конкурсов «Инновационные технологии в образовательном процессе», «У.М.Н.И.К.», конкурса научных работ вузов МО РФ, открытом московском конкурсе на лучшую работу студентов вузов в области информационной безопасности и международной конференции «Гагаринские чтения», а также становились неоднократными победителями Всероссийских конкурсов «Инженер года» и «Студент года».