Какие есть льготы для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации? Меры социальной поддержки лиц из числа коренных малочисленных народов севера, сибири и дальнего востока Фонд коренных малочисле.

Предоставление мер социальной поддержки лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущих традиционный образ жизни и хозяйствования, является одним из важных направлений социальной политики, реализуемой в субъектах Российской Федерации.

Так, в Ямало-Ненецком автономном округе показателем обеспеченности лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, выступает региональный стандарт минимальной материальной обеспеченности указанных лиц. Под региональным стандартом минимальной материальной обеспеченности лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, понимается показатель обеспеченности лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, выраженный в материальных средствах, необходимых указанным лицам для поддержания достаточного уровня их жизнедеятельности, перечень и нормы потребления которых определяются постановлением Правительства автономного округа .

Гарантии прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, в сфере охраны здоровья и социальной защиты реализуются посредством организации оказания медицинской помощи лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, по месту их фактического проживания, в том числе в отдаленных местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, развития мобильных форм медицинской помощи в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, постоянно проживающим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, связанный с традиционной хозяйственной деятельностью на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, предоставляется ежемесячное пособие в размере 3000 руб. Следует отметить, что в соответствии со ст. 18-3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.11.2006 № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» право на получение ежемесячного пособия имеют ведущие традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера несовершеннолетние лица по достижении возраста 14 лет, не осваивающие образовательные программы в образовательных организациях по очной форме обучения, из числа коренных малочисленных народов Севера в автономном округе .

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из числа коренных малочисленных народов Севера, воспитывающиеся опекуном (попечителем) или в приемной семье, ведущей традиционный образ жизни (оленеводство), но достижении совершеннолетия безвозмездно обеспечиваются для ведения традиционной хозяйственной деятельности из расчета на одного ребенка 40 шестами для чумов, одним зимним и одним летним (брезентовым) нюком, одной печью для чума, а также оленями в количестве 30 голов, в том числе 10 важенками. Дополнительные меры социальной поддержки распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа коренных малочисленных народов Севера - выпускников государственных и муниципальных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при условии перехода их по достижении совершеннолетия на ведение традиционного образа жизни .

В соответствии со ст. 9 Закона Хабаровского края от 28.11.2012 № 241 «О поддержке домашнего северного оленеводства в Хабаровском крае» оленеводам, осуществляющим трудовую деятельность в оленеводческих хозяйствах края, за кочевой и (или) полукочевой образ жизни предоставляются ежемесячные денежные выплаты в размере 10 000 руб., а также осуществляется возмещение затрат на оплату стоимости проезда один раз в год на воздушном, водном, железнодорожном транспорте и (или) автомобильном транспорте междугородного сообщения в пределах территории края, связанного с поездками по социальным нуждам (медицинское обследование, лечение, протезирование, оздоровительный отдых), а также предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение .

Кроме того, детям оленеводов, обучающимся в учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования или но очной форме обучения в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, предоставляются ежегодные денежные выплаты в размере 5000 руб. Указанные выплаты предоставляются детям оленеводов до достижении возраста 23 лет при условии, что они непрерывно находятся в период летних каникул в местах кочевий не менее 30 дней .

Гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в качестве оленеводов в оленеводческих хозяйствах Республики Коми, предоставляются ежемесячные компенсационные выплаты за кочевой и полукочевой образ жизни в размере 4000 руб. Ежемесячная компенсационная выплата предоставляется:

  • физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с организацией, ведущей оленеводческое хозяйство, независимо от ее организационно-правовой формы, зарегистрированной в установленном порядке на территории Республики Коми;
  • физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с работодателем - индивидуальным предпринимателем, ведущим оленеводческое хозяйство, зарегистрированным в установленном порядке на территории Республики Коми;
  • индивидуальным предпринимателям, ведущим, в том числе единолично, оленеводческое хозяйство, зарегистрированным в установленном порядке на территории Республики Коми;
  • главам крестьянских (фермерских) хозяйств, ведущих оленеводческое хозяйство, зарегистрированных в установленном порядке на территории Республики Коми .

Оленеводы и чумработницы, занятые в оленеводческих хозяйствах Ненецкого автономного округа, в том числе в общинах малочисленных народов, имеют право на ежемесячные социальные выплаты в размере 2000 руб. Кроме того, им предоставляются единовременные социальные выплаты для компенсации расходов на получение дополнительных платных медицинских услуг, в частности, для оформления разрешения на хранение и ношение оружия в размере не более 3000 руб. один раз в пять лет, а также получения медицинской наркологической помощи в размере не более 5000 руб. один раз в три года . Указанным лицам ежегодно предоставляются средства первой медицинской помощи (медицинские аптечки стоимостью 2000 руб.) , при рождении ребенка средства гигиены для новорожденного .

Оленеводам и чумработницам, занятым в оленеводческих хозяйствах Ненецкого автономного округа, на каждого совместно проживающего с ними ребенка в возрасте от 1,5 до 8 лет, предоставляется ежемесячная компенсационная социальная выплата в размере 6000 руб. Необходимо отметить, что ежемесячная компенсационная социальная выплата не назначается, а выплата назначенной прекращается в случае зачисления ребенка в образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного или начального общего образования, либо помещения ребенка на полное государственное обеспечение в государственную (муниципальную) образовательную организацию или в медицинскую организацию государственной (муниципальной) системы здравоохранения, расположенную на территории Ненецкого автономного округа. Ежемесячная компенсационная социальная выплата не предоставляется вышеуказанным лицам на детей в возрасте от 1,5 до 4 лет в случае получения ими меры социальной поддержки в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 22.03.2011 № 10-03 «О ежемесячной компенсационной социальной выплате родителю или иному законному представителю, совместно проживающему и фактически воспитывающему ребенка на дому» .

Оленеводам и сотрудникам перевалочных баз, занятым в оленеводческих хозяйствах Магаданской области, в том числе в общинах малочисленных народов (а также лицам в возрасте от 14 до 18 лет, учащимся общеобразовательных организаций Магаданской области, трудоустраиваемым в оленеводческие бригады в период летних каникул), предоставляется ежемесячная социальная выплата в размере 6000 руб., а также один раз в пять лет компенсируются расходы на получение дополнительных платных медицинских услуг с целью оформления разрешения на хранение и ношение оружия в размере 3000 руб.

Указанные лица имеют право на единовременную социальную выплату при рождении ребенка в размере 5000 руб. на приобретение средств гигиены для новорожденного. На каждого не посещающего дошкольную образовательную организацию ребенка возраста от 1,5 до 7 лет, совместно проживающего с родителями, иными законными представителями, ведущими кочевой образ жизни, предоставляется ежемесячная социальная выплата в размере 6000 руб.

Оленеводы, работающие в оленеводческих хозяйствах на территории Северо-Эвенского городского округа, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение и (или) ремонт жилых помещений в населенных пунктах Северо-Эвенского городского округа при условии занятости в оленеводческих хозяйствах не менее пяти лет .

Женщинам-оленеводам, работающим непосредственно в оленеводческих бригадах, в связи с беременностью предоставляется единовременная выплата в размере 5000 руб.; единовременная выплата в связи с рождением первого ребенка предоставляется в размере 15 000 руб., на каждого последующего ребенка размер единовременной выплаты увеличивается на 3000 руб. от предыдущей выплаты .

Социальная защита коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, направленных на сохранение и развитие традиционного образа жизни, исконной среды обитания, хозяйственной деятельности и промыслов.

  • См: ст. 1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.03.2016 № 1-ЗАО«О гарантиях прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» // Ведомости Законодательного собрания ЯНАО. 2016. № 1-1.
  • Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округаот 15.01.2014 № 2-П «Об установлении размеров ежемесячных пособий лицамиз числа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономномокруге и иным лицам, осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность» [Электрон, ресурс] // Официальный Интернет-сайт исполнительных органов гос. власти авг. округа. URL: ЬИр://правительство.янао.рф. 17.01.2014.
  • Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. 2006. № 9.
  • Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округаот 22.05.2008 № 250-А «Об утверждении Положения о порядке предоставления и размере дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Красный Север. 2008. № 104 (спецвыпуск № 59).

По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина, поддержавшего инициативу Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создан Благотворительный фонд поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Учредителем Фонда выступила Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации . Создание фонда отвечает интересам устойчивого развития коренных малочисленных народов. Средства Фонда будут формироваться за счет добровольных взносов, пожертвований и вкладов спонсоров, партнеров, а также субъектов, где проживают коренные малочисленные народы Севера.

Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России Григорий Ледков:

«Создание Фонда обусловлено необходимостью совершенствования имеющихся механизмов финансирования мероприятий, проводимых Ассоциацией, в интересах развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, и потребностью в эффективном инструменте поддержки проектных идей. По созданию Фонда проведена огромная подготовительная работа, проведены переговоры с губернаторами регионов, где проживают коренные малочисленные народы Севера, с руководством ТЭКов. В результате мы пришли к паритету – создать Фонд поддержки коренных малочисленных народов. Основные направления деятельности Фонда мы будем обсуждать на координационных советах Ассоциации».

Аккумулируемые в Фонде средства, будут направляться на поддержку проектов и основных мероприятий Ассоциации коренных малочисленных народов по наиболее актуальным направлениям, в том числе на развитие регионального и международного сотрудничества. Также среди приоритетных направлений значится осуществление различных проектов в правовой сфере. В будущем Фонд расширит спектр своей деятельности.

«Перед Фондом стоит достаточно амбициозная задача – создать плановое системное финансирование деятельности Ассоциации, сделать так, чтобы представители коренных малочисленных народов могли получить юридическую помощь с привлечением высококвалифицированных специалистов, реализовывать масштабные проекты, направленные на сохранение и развитие традиционного образа жизни, языка и культуры коренных малочисленных народов» , - поясняет Григорий Ледков.

Работа Фонда и его взаимоотношения с партнерами регулируется Уставом. В нем отражены правовые положения, полномочия и функции, порядок формирования его имущества. Органами управления Фондом, согласно Уставу, определены Совет Фонда, исполнительный директор Фонда и Попечительский совет. Первый состав Совета будет сформирован его учредителем – Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Исполнительным директором Фонда назначен Виктор Максов, уроженец Свердловской области, который ранее занимал должности государственной службы и работал в различных регионах.

По мнению Виктора Максова, у Фонда должна быть открытая и прозрачная финансовая система, надзор за которой будет осуществлять Попечительский совет, сформированный из числа представителей регионов, оказывающих поддержку.

«Эффективность работы Фонда будет во многом зависеть от тесного взаимодействия и координации с Ассоциацией и ее филиалами в регионах, органами государственной власти, общественными организациями и движениями России, а также международными организациями в сфере поддержки и развития коренных малочисленных народов Российской Федерации» , - говорит Виктор Максов.

При этом, особое внимание Фонд планирует уделить содействию реализации Стратегии государственной национальной политики России и Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Информационный центр АКМНСС и ДВ РФ

Россия – многонациональная страна, которая стремится сохранить многообразие культур самых различных этносов, населяющих её территории. Учитывая малочисленность и угрозу исчезновения многих народов, особенно живущих на крайнем севере, их традиции требуют особой защиты и сохранения. Именно поэтому в России действует целый ряд дополнительных льгот и преференций для представителей малых народов Севера.

Оглавление:

Льготы для малочисленных народов Севера в России - законы


Обязанность государства и отдельных корпораций обеспечивать защиту малых народов России закреплена в положениях ФЗ №82 от 30.04.1999.
Данный законодательный акт однозначно закрепляет принципы защиты коренных малочисленных народов Российской Федерации от ущерба, наносимого традиционной среде их обитания и предусматривает широкие льготы, направленные на представителей таковых народностей. При этом данные льготы распространяются на широкий перечень сфер жизни и могут предполагать, как прямые денежные выплаты, так и определенные стимулирующие или защищающие меры, например, связанные с прохождением воинской службы и несением других повинностей.

Полный перечень этносов, подлежащих подобной защите рассматривается Постановлением Правительства РФ №255 от 24.03.2000. На текущий момент в данном перечне находится 47 различных народностей, проживающих на территории всей России в различных регионах. При этом количество представителей таковых народов составляет от 0 до приблизительно 45 тыс. человек.

Обратите внимание

В вышеозначенном перечне народностей присутствуют алюторцы, которых по состоянию на 2010 год в ходе переписи населения не было выявлено, то есть – эта народность может считаться вымершей, однако все еще присутствует в вышеозначенном перечне. При этом число носителей алюторского языка составляет по разным оценкам от 0 до 40 человек, однако с целью его защиты и сохранения интереса к нему, он преподается в нескольких школах в местах проживания коряков, а материалы на нем периодически публикуются в местной газете «Абориген Камчатки».

Также отдельные особенности защиты коренного населения раскрываются и в положениях Гражданского кодекса РФ. В частности, статья 123.16 ГК РФ предусматривает возможность законного формирования отдельных общин малочисленных народов в качестве некоммерческих организаций. Деятельность таковых общин может заключаться в преодолении последствий изменений их окружающей среды, защите самобытности, сохранении и развитии устоявшегося традиционного образа жизни и культуры.

Важный факт

Законодательство регулирует все возможные преференции для малых народов, не обозначая их словом «льготы», а закрепляя в качестве основных их неотъемлемых прав.

Коренные народы Севера и военная служба

В соответствии с положениями действующего российского законодательства, по призыву является обязанностью совершеннолетних здоровых мужчин в Российской Федерации. Однако учитывая особое положение малочисленных народов, с целью их защиты и предоставления им льгот, они имеют право воспользоваться альтернативной гражданской службой. При этом альтернативная служба для коренных народов предусматривает в первую очередь направление их на предприятия или организации, связанные с их традиционными промыслами, без соблюдения принципов территориального разделения несения службы в различных субъектах РФ.

Для получения права на несение АГС для коренных народов, они должны обратиться в военкомат по месту жительства с заявлением о направлении их на альтернативную службу по причине принадлежности к коренным народам. Таковая принадлежность определяется непосредственно документами гражданина, в которых указана его национальность. Однако обязательность такового заполнения означенных граф законом не предусмотрена. В случае спорных ситуаций, при отказе военного комиссариата направить лицо, принадлежащее к коренным народам на альтернативную службу в традиционных хозяйствах, оно может добиться реализации такового права через суд.

Права коренных народов Севера в России

В целом, перечень прав коренных народов включает в себя, как было означено выше, множество преференций в различных сферах жизнедеятельности. Это позволяет им продолжать хранить свои традиции и образ жизни и компенсировать ущерб, оказываемый им государством, прогрессом и использованием природных ресурсов. В частности, к таковым особым правам, помимо альтернативной службы вместо воинской повинности, можно отнести:


Как можно понять из вышеозначенного спектра прав, их большая часть направлена непосредственно на сохранение традиционного образа жизни и отсутствие составов преступлений или административных правонарушений, обусловленных таковым образом жизни. При этом аналогичные действия в иных обстоятельствах могли бы считаться таковыми, если бы исполнялись не представителями коренных народов или в иных местностях и территориях РФ.