Плюсы и минусы демократии, её достоинства и недостатки. Основные плюсы и минусы демократии Форма правления демократия плюсы и минусы

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая:

на сложность принятия согласованных решений;

на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа;

на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;

на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.

Сторонники прямой демократии, наоборот, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов (Аним. 3):

отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;

приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;

отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;

возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;

на ослабление демократического контроля снизу.

Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность рядового избирателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы и могут привлекать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

Развитие современных компьютерных технологий приносит новые моменты в развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной демократии" или "телематической демократии". Под телематикой понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь идет о возможности для гражданина кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов из дома. Компьютерная демократия технически возможна, но и у нее могут быть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, "тиранией некомпетентности"), может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о голосовавших3.



Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

Основные черты

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.



4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном; правительство основано на согласии управляемых; правило большинства; правило меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; ценности сотрудничества и компромисса.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Политическое лидерство

Политический лидер – человек руководящий не только политическими процессами, но и осуществляющий функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способный изменять ход событий и направленность политических процессов. Сущность лидерства: отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Политическое лидерство – это социальное отношение, выражающее взаимосвязи и взаимодействие социальных общностей по поводу преодоления неравенства их статуса в структуре общества с целью утверждения приоритета своих интересов посредством овладения политической властью. В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней: 1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы. 2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов. 3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института. Типология лидерства, связанная со способом легитимации власти :1) традиционное лидерство, основанное на обычаях, традициях; 2) рациионально-легальное лидерство, связанное с избранием лидера демократическим путем; 3) харизматическое лидерство (от греч. «харизма» – милость, божественный дар), авторитет которого опирается на веру и эмоции. Типы лидеров в зависимости от характера их деятельности: -лидер-консерватор (привержен стереотипам социального поведения, стремится консервировать или адаптировать их к изменениям); лидер-реформатор (стремится к изменению идеалов или приведению в соответствие с ними социальной реальности);-лидер-революционер (стремится к коренному преобразованию всей общественной жизни). По отношению к власти можно выделить оппозиционного и властвующего лидера. По типу деятельности: Политик, идеолог. По стилю деятельности: авторитарное лидерство (единоличное направляющее воздействие) и демократическое (вовлекающее членов группы, общности в управление ею). функции лидерства: социально-организационную (интегративную) – процесс организации и управления, мотивации и интеграции в единую социальную общность;-культурно-организационную (социокультурную) – социализация ценностной ориентации людей; -нормативно-регулятивную – координация и регулирование политических интересов.

Черты политического лидера

Характерные черты политического лидерства:

Острый ум, политическая интуиция;

Организаторский талант, ораторские способности;

Политическая воля, готовность брать на себя ответственность

Популярность, умение нравится людям, завоевывать их симпатии;

Наличие яркой политической программы, отвечающей интересам большихполитических групп.

Развитые страны относят себя к демократическим. С ней принято отождествлять благосостояние и экономические достижения. Во время предвыборных дебатов, политики с трибун используют ее, как инструмент привлечения голосов избирателей. Так ли демократия хороша, как описывают ее журналисты?

Общее описание

Любой гражданин участвует в принятии государственных решений. Народ – главный источник власти, а депутаты представляют его интересы.

Основные признаки:

  1. Свобода слова и самоопределения.
  2. Личные права человека.
  3. Социальное равенство.

Возникла демократия в Древней Греции, а с течением веков меняла формы. До 18 столетия управлением государства занимались народные собрания, где меньшинство подчинялось решению большинства. Затем этот способ утратил актуальность. Появилось делегирование, при котором люди доверяли руководство монархам, выбранным на открытом голосовании. Такой подход сохранился до настоящего времени.

Цель демократии – это ограничение произвола управленцев . Антитеза – диктатура, политическое устройство, где власть принадлежит одной партии, а мнение остальных не учитывается.

Сегодня, количество действующих демократических институтов является самым большим за всю историю, однако они по-прежнему остаются предметами споров среди политологов.

Преимущества

  • Права человека . Свобода слова – это великое достижение за последние годы. Конституция защищает интересы всех слоев общества, закрепляя за каждым гражданином ряд прав, среди которых: право на жизнь, неприкосновенность жилища, недопустимость насилия, самоопределение и другое. Никто не заставит действовать против воли. Документ состоит из 137 положений.
  • Сменяемость правительства . Демократия является инструментом борьбы с коррупцией и злоупотреблением властью. Трудно представить, чтобы действующий президент светского государства передавал полномочия по наследству, игнорируя процедуру выборов. Любой гражданин вправе выдвигать свою кандидатуру для участия в прозрачном избирательном процессе. Смена правителя происходит по демократической традиции, без кровавых революций и гражданских столкновений.
  • Доступность информации . Отсутствие цензуры в новостях и объективное освещение действительности. Внедрение кодекса этики журналиста. К сожалению, большинство издательств, принадлежит частным владельцам, и показывают реальность с учетом их интересов.
  • Независимые суды . Они функционируют по принципу разделения власти. В случае нарушения справедливости, гражданин вправе обратиться в суд, который примет решение исходя из статей Конституции. Обвиняемым, предоставляется государственная защита. Исключено стороннее вмешательство в правосудие.
  • Рыночная экономика . Она основана на свободном предпринимательстве и многообразии форм собственности. Гражданин, при выборе производителя и покупателя, исходит из личных предпочтений. Ограничена монополия государства. Честная конкуренция – это главная черта демократических взаимоотношений.
  • Интеллектуальный рост человека и право на образование . Любой имеет свободу выбора профессии. Исчезает распределение должностей на основании родственных связей, и талантливым людям открыта карьерная лестница.
  • Укрепление мира . Демократические страны не враждуют друг с другом. Конфликты обычно начинают авторитарные режимы, стремящиеся переключить гнев народа с внутренних проблем, на внешнюю угрозу. Развитые правительства предпочитают торговать и развиваться. Горячие точки на карте появляются в государствах, где установлена диктатура.

Недостатки

  • Утопическая идея . Никакая модель демократии, не создаст механизма народовластия. Основная часть населения – это некая аморфная масса. Решения всегда принимают личности. Благодаря конкретным гениям достигается научно-технический прогресс.
  • Избрание некомпетентной власти . Сильная сторона демократии также ее и недостаток. Научно доказано, что большинство людей по мыслительным способностям мозга, не могут анализировать реальную ситуацию в стране. По этой причине на выборах, побеждают не умные кандидаты, а обладающие лучшим ораторским мастерством. Популизм стал главным инструментом приобретения голосов.
  • Власть инстинктов . Большинство не продвигает уникальных идей развития. Прежде всего, людей заботит их личное благосостояние. Требование хлеба и зрелищ не приведет к развитию искусства и науки. Общество способно только на банальные решения.
  • Опасность возникновения диктатуры . Такие правители приходят к власти, прикрываясь маской демократии. Обещают свободу каждому, а затем проводят политику удовлетворения интересов лишь одной партии. В этих странах начинает процветать коррупция и безнаказанность чиновников.
  • Приводит к упадку цивилизации . Демократические ценности ограничивают применение инструментов жесткой борьбы с преступлениями. Защита свобод граждан приводит к терактам, незаконной миграции и росту сепаратизма. Ярким примером в истории стало падение Древнего Рима, когда власть от элиты перешла к плебеям. Это привело к распаду империи существовавшей несколько столетий.

Возможна ли демократия в современном мире?

Постепенно идеи равенства и свободы теряют свое неоспоримое значение. В западных странах демократия стала избирательной. Разговаривать прилюдно разрешено не на любые темы. Например, если в отдельных европейских странах негативно выразиться об африканских мигрантах, то можно потерять работу или получить значительный штраф. В России это проявляется при критике власти, когда за публикацию фотографии в интернете, людей привлекали к уголовной ответственности.

При описании преимуществ и недостатков, подразумевается демократия в первоначальном варианте. Безусловно, демократические черты сформировали цивилизованное общество. Однако в реальной жизни, такие ценности полностью внедрить невозможно.

Историческая оценка демократического политического режима

В современном мире демократические основы государственного управления признаются и в разной степени обеспечиваются во всех развитых и развивающихся государствах. При этом, рассматриваемый политический режим не следует идеализировать, признавая его безусловным благом, на что, в том числе, указывают неоднозначные исторические оценки демократии.

В частности, известно, что древнегреческий философ Аристотель, в работах которого большое внимание уделялось изучению форм правления и поиску наиболее оптимальных из них, в зависимости от особенностей государственного устройства, относил демократию к «плохой» форме правления, обращая внимание на то, что абсолютная власть народа, безотносительно к имущественному положению, образованию граждан, и т.д. (власть «черни»), не отвечает потребностям поступательного эффективного развития государства, поскольку, в конечном итоге, соответствующая власть используется преимущественно в личных, а не общественных интересах.

В Средние века и Новое время отношение к демократии постепенно менялось, в том числе в связи с повышением грамотности населения и совершенствованием политической культуры граждан, и, постепенно, демократия перестала считаться «плохой» формой правления, при сохранении неоднозначного отношения к ней представителей различных направлений политической науки.

Кроме того, и среди крупных государственных деятелей демократия не всегда признавалась абсолютным благом.

Пример 1

Так, например, широко известно высказывание британского государственного и политического деятеля XX в. Уинстона Черчилля, который называл демократию «наихудшей» формой правления, за исключением всех других форм, выработанных человечеством.

Иными словами, отношение к демократии может быть охарактеризовано как неоднозначное, но тем не менее, по словам У. Черчилля, ничего лучшего мировой политической наукой не придумано.

В этой связи, представляется целесообразным рассмотреть положительные и отрицательные стороны демократического политического режима, исходя из содержания которых возможно формирование целостного представления и выработка собственного отношения к рассматриваемой форме государственной организации.

Общая характеристика положительных и отрицательных сторон демократии

Переходя к рассмотрению вопроса о плюсах и минусах демократического политического режима, прежде всего, следует обратить внимание на то, что безотносительно к признакам, которые будут описаны ниже, подлинная демократия способствует сохранению политической стабильности при минимизации использования принудительных механизмов со стороны государства. Во многом это становится возможным благодаря тому, что в демократических условиях между властными решениями и населением страны существует устойчивая, прозрачная обратная связь, отражающая критику или поддержку соответствующих решений со стороны граждан.

Анализ специальной литературе позволяет сделать вывод о том, что в числе положительных аспектов демократического правления можно назвать:

  • Признание на высшем законодательном уровне и реальное гарантирование естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности;
  • Обеспечение формального равенства граждан, то равенства их положения перед законом и судом, безотносительно к имущественному и социальному положению;
  • Обеспечение возможности и реальная поддержка активного участия населения страны в ее политической жизни;
  • Постепенное формирование эффективных механизмов общественного контроля и самоуправления;
  • Разумное ограничение государственной власти, необходимое для недопущения ее абсолютизации;
  • Существование условий для постоянного обновления властных структур, отказа от необоснованного применения насилия с их стороны, как способа решения политических вопросов;
  • Четкое распределение функций между органами государственной власти, в условиях функционирования системы разделения властей, предполагающей эффективные механизмы сдержек и противовесов, для недопущения сосредоточения всей полноты государственной власти в одних руках.

Замечание 1

В то же время отмечается, что даже сформировавшийся демократический режим отличается наличием ряда негативных признаков, в числе которых можно назвать фактическое отсутствие реального равенства возможностей политических партий и граждан, несмотря на их юридическое провозглашение; зависимость принимаемых решений от лоббизма со стороны крупных промышленников, сохранение коррупционной составляющей, нередко – также слабость механизмов общественного контроля за выдвижением кандидатов в органы государственной власти.

Плюсы и минусы различных форм демократии

Выше были рассмотрены положительные и отрицательные стороны демократии в целом, безотносительно к тому, о какой конкретно ее форме идет речь. При этом в литературе подчеркивается, что прямая и представительная демократии, как основные типы рассматриваемого политического режима, также отличаются наличием сильных и слабых сторон.

Так, например, в числе недостатков прямой демократии принято называть сложность принятия согласованных решений в условиях больших социальных групп, нередко – также недостаточность компетенции и излишнюю эмоциональность населения в процессе принятия политически значимых решений, и связанную с этим высокую подверженность общественного сознания манипулированию со стороны профессиональных политиков.

В свою очередь, сильными сторонами прямой демократии выступает непосредственное участие народа в выработке и принятии важных решений, обеспечение возможности совершенствования политической культуры граждан, и т.д.

В свою очередь, негативными сторонами представительной демократии можно назвать:

  • Отрыв органов государственной власти и их конкретных представителей от избирателей;
  • Расширение возможностей для влияния мощных групп давление;
  • Ослабление подлинно демократического контроля;

Плюсами представительной демократии выступают:

  • Высокая компетенция лиц, принимающих государственно-властные решения;
  • Повышение оперативности и эффективности политической деятельности и т. д.

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая:

o на сложность принятия согласованных решений;

o на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа;

o на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;

o на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.

Сторонники прямой демократии, наоборот, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов:

o отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;

o приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;

o отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;

o возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;

o на ослабление демократического контроля снизу.

Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

64. Булатова А.Н. Политология: Учеб.пособие/ Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н.. - Алматы: Данекер, 2000

65. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов - 2-е изд., доп. - М.: ИТРК РСПП, 1997.

66. Политология: Учеб.пособие.-Алматы «Қазақ Университеті», 2000

67. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие М.Гардарики, 2000

68. Политология: Курс лекций. - Алматы: Творч.объед.»Журналист», 1994

Всем известен такой термин, как «демократия», который в переводе с греческого языка означает «власть народа». Именно при данном политическом режиме считается, что власть не должна быть захвачена силой, и она не дана Богом, а принадлежит лишь исключительно народу. Известно, что демократия берет свои истоки в Древней Греции, Древнем Риме, а также в средневековых городах - государствах. Однако лишь в 1776 году впервые за всю историю человечества была реализована идея демократии на масштабе целой страны, которая получила название США. Демократия характеризуется такими признаками, как: провозглашение и полное признание прав и свобод человека; принятие решений большинством; выборность органов государственной власти и управления, должностных лиц своим избирателям; гласность в деятельности государства. Однако от степени участия народа в управлении демократию делят на: прямую и представительную. Прямая демократия - это такая форма политической организации общества, при которой основные решения и выдвигаются, и принимаются, и исполняются непосредственно гражданами «1, 430». Хочу отметить, что данная форма организации жизни общества обеспечивает эффективный контроль над политическими институтами и должностными лицами, предупреждает злоупотребление властью «2, 87», не допускает отрыва правящей стороны от народа. Также нельзя не заметить и то, что при прямой демократии растет политическая активность населения, появляются возможности для свободного волеизъявления народа, а также происходит самореализация и самоутверждение личности как части политической системы. Да, я полностью согласна с тем, что прямая демократия представляет собой такую форму государственной власти, при которой растет гражданская позиция всех членов общества, где голос каждого гражданина будет не просто услышан, а принят во внимание и будет иметь свой вес в принятии решений. Но я не могу и раскрыть некоторые отрицательные стороны данной формы. Во-первых, очень сложно привлекать большинство граждан к активному участию в политической жизни страны без принуждения, так как очень многие граждане не желают добровольно заниматься политикой. Также хочу отметить и то, что мнение большинства легко поддается влиянию, и зачастую это может закончиться тем, что власть попадет в руки не истинным лидерам, а демагогам. Еще можно сказать о том, что большой разброс мнений мешает выборке единого решения. Представительная демократия - это такая политическая форма организации жизни людей, при которой народ является источником власти, но государством управляют представительные органы, которые были выбраны гражданами страны. Рассматривая положительные моменты данной формы демократии, необходимо сказать о профессионализме власти, о том, что представительная демократия при обсуждении того или иного вопроса в парламенте дает возможность достичь баланса интересов, в отличие от прямой демократии, где решения принимаются простым большинством. Полагается, что при репрезентативной демократии гарантируется политическая стабильность, порядок «3, 122». Но не могу не заметить и некоторые негативные стороны. Прежде всего, при данной форме народ фактически лишается истинной власти, за исключением того времени, когда происходят выборы в органы государственной власти. Также при таком роде демократии происходит отдаление депутатов и чиновников от народа, а это, в свою очередь, приводит к бюрократизации власти. Представляется, что представительная демократия имеет свой здравый смысл. Но если мы рассматриваем общество в целом, то понимаем, что при данной форме демократии люди лишены реальной власти и возможности влияния на нее. Сложная иерархическая система управления лишает простой народ власти. И тогда о какой демократии идет речь? Конечно, если отталкиваться от «идеальной» демократии, пусть даже и представительной, то мы понимаем, что человек обладает правом голоса на выборах, референдумах; теоритически он способен влиять на политическую жизнь страны. Но зачастую идеал далек от реальности. Тогда в данном случае мне приходится говорить о том, что подобного рода демократия является красивой сказкой для граждан страны, под которой и прячутся высшие должностные лица, руководствуясь не интересами своей родины, своего народа, а какими - то личными желаниями и целями. Подводя итоги, хочу сказать, что демократия является примером такого политического режима, где соблюдаются интересы, взгляды и позиции всех граждан страны. Однако на свете не бывает ничего идеального, так и демократию в целом нельзя отнести к какой - то совершенной модели, особенно учитывая те негативные моменты, представленные в статье. Система человеческого общества слишком сложна и многогранна, да и мнение разных людей никогда не будет совпадать. Поэтому, на мой взгляд, такой политический режим, как демократия, имеет свой здравый смысл, а с недостатками необходимо бороться, обеспечивая комфортные условия для жизни в стране.