Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка урока по русскому языку по теме:

« Правописание О - Е после шипящих и Ц

в окончаниях имён существительных».

Учитель начальных классов:

Мяновская И.В.

Тема: Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён

существительных.

Цели урока:

Образовательные:

Сформировать понятие у учащихся о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.

Развивающие:

Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения)

Воспитательные

Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие).

Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

Владимир Троицкий

А когда уроки проходят быстро, интересно?

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

  1. Активизация мыслительной деятельности.

Эпиграф.

«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

Кто грамматических не знает свойств и правил»

А.П. Сумароков

1. Чистописание.

На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.

У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?

Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.

– В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).

– В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.

Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. На доске вывешивается карточка.

Ш, Ж, Ш, Щ- шипящие.

2.Введение в тему урока.

На доске слова:

ш..пот

неуч…м

нож…м

свинц…м

бельч…нок

Прочитайте слова.

Что у них общего?

Распределите на группы.

Сформулируйте тему урока, цель.

Сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.

Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Это и есть тема нашего урока (запись в тетрадях).

Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.

Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД!

3.Работа по теме урока.

Поиск решений.

Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.

У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь знак ударения.
  3. Выдели окончание.
  4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

Запишите вывод на карточке - правило.

За ландыш…м

пейзаж…м

над рощ…й

свеч…й

с птиц…й

мудрец…м

Карточка-правило

В окончаниях имён существительных после букв __________________________ под ударением пишем ___, без ударения ______.

Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное?

И вот наш научный консультант советует нам обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.57). Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы? Правы ли мы с вами? Сделали мы открытие? А какое? (правило)

А теперь предлагаю составить схему к этому правилу.

Давайте мы её запишем в тетрадь, как маячок, который будет сигналить нам.

4.Первичное закрепление.

Для закрепления научного открытия нужно ребята написать «распределительное письмо ». А что это такое? Кто-нибудь знает? А вот я сейчас напишу на доске

О Е

Мячом, товарищем, птенцом, чижом, глупцом, шалашом, душем, ландышем, душой, врачом, страницей, свечой.

По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).

5.Вторичное закрепление.

По выбору

1 группа – работа по учебнику с. 57(1)

2 группа – выборочный диктант

Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м.
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м.
Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.

3 группа – Записать данные имена существительные с предлогами. Записать только полученные слова.

с (орлица) –

перед (Сережа) -

с (борщ) –

за (рубеж) –

под (кожа) –

за (плащ) –

Урок русского языка в 5 классе.

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных

Цель: 1. Создать на уроке проблемную ситуацию, которая поможет открыть причины написания о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

2. Развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, мышления, наблюдательности; развивать умения применять знания на практике;

    Воспитывать взаимоуважение, любовь и интерес к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения.

Тип урока: комбинированный урок по орфографии (повторение, изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний).

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер; учебник; карточка с индивидуальным заданием; словарь ударений, фразеологический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Проверьте, чтобы у вас всё было готово к уроку. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число – девятнадцатое марта, классная работа.

Сколько букв и сколько звуков в слове девятнадцать ? (13 букв, 11 звуков). Почему не совпадает количество букв и звуков? (Мягкий знак звука не обозначает, звук [д] не произносится).

Хорошо, вспомнили фонетику, непроизносимых согласных. А теперь проверим домашнее задание.

2. По следам домашнего задания.

1) Индивидуальная работа у доски: обозначить склонение имен существительных

Друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, дружба, тетрадь.

2) Синтаксический разбор предложения с характеристикой:

Ветер с...рдито срыва...т последние л...сты с дерев...ев.

3) О бразовать форму множественного числа:

1 вариант – дела, места, грузины, апельсины

1 вариант – валенки, чулки, армяне, томаты.

4) Вставьте, где нужно ь :

Много туч..., грач..., мяч..., товарищ..., много рощ..., молодеж..., мыш..., глуш..., печ..., много задач...

5) Дополнительные вопросы к отвечающим у доски:

Что называется именем существительным?

Какие существительные относятся к 1, 2 , 3 склонению?

Что называется склонением?

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы:

1) На доске записан материал для наблюдения:

болеть душой, болеть сердцем. (слайд)

Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.

Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)

храбре ц óм – земледéль ц ем (слайд)

клю ч óм – задá ч ей

черте ж óм – стóро ж ем

малы ш óм – лáнды ш ем

пла щ óм – товáри щ ем

После каких согласных стоят выделенные буквы?

Правильно, выделенные буквы стоят после шипящих согласных и ц. (Учитель подчёркивает двумя чертами шипящие и ц).

Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц) (слайд).

В какой части слова орфограмма?

Новая орфограмма в окончании. (Учитель выделяет окончания у слов, записанных на доске).

К какой части речи относятся слова с орфограммой?

К имени существительному.

В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. Падеже)

Сформулируйте тему урока.

«Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных». (Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях).

Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Сформулируйте цели урока, используя начало предложений:

1) Познакомиться с...

2) Научиться.....

Цель нашего урока – выяснить, при каких условиях пишется о, а при каких е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Для этого давайте поставим ударение в словах. (Дети проговаривают слова, учитель на доске проставляет ударение).

Какую закономерность вы заметили?

Под ударением пишется о, без ударения – е.

Сформулируйте правило.

В окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о, без ударения – буква е.

Откройте учебник на странице 221, прочитаем правило. (1 ученик читает правило).

Итак, мы с вами верно сформулировали правило. Давайте его ещё раз повторим. (2 учащихся повторяют правило). Обратите внимание на обозначение орфограммы: шипящий / ц подчёркивается двумя чертами, окончание выделяется, ставится ударение.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5 . Закрепление материала

1) Объяснительный диктант (у доски)

Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом, пять пальцев, быть молодцом, за лиловой тучей.

2) Ребята, а сейчас творческое задание . Буду показывать рисунки, вам нужно записать название этих предметов в творительном падеже.

(карандашом, камышом, дворцом, полотенцем, ключом, малышом, кирпичом, блюдцем, тучей)

Проверим, выделите орфограмму.

3) Выборочный диктант (выписать слова с о – е в окончаниях существительных в два столбика:

1. Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом. 3. Ласточка свила гнездо под крышей. 4. Над рощей пронеслась туча. 5. Подобрали ребята двух птенцов. 6. Ласточку называют вестницей весны.

Проверим, 1 столбик -о, второй – е.

Кто допустил ошибки?

Молодцы.

4) «Назови другим словом»

Подберите синонимы - слова на изучаемую орфограмму, поставив в творительный падеж.

Суп со свеклой называется – борщом.

Небольшой лес иначе называют – рощей.

Рисунок, картину, изображающую природу - пейзажем.

Человека, лечащего людей – врачом.

Воина (бойцом), луну (месяцем),

Родник (ключом), юношу (хлопцем), д етёныш птицы (птенец).

Большое, обычно тёмное облако, несущее осадки (туча).

Небольшой зверёк отряда грызунов с длинными задними ногами, длинными ушами и коротким хвостом (заяц).

Справились, а теперь поменялись тетрадями. Взаимопроверка. Исправили ошибки, если есть. Объяснить в чем ошибка. Поднимите руку у кого нет ошибок? Молодцы!

5) Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде. Выделите окончания существительных.

Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину – служить ей сердцим и душёй .

6) (Если время) Самостоятельная работа . Списать вставить о или е.

1. храбрец..м

8. встреч..й

2. ключ..м

9. чертеж..м

3. каланч..й

10. гребц..в

4. удач..й

11. неудач..й

5. зайц..в

12. мудрец..в

6. сторож..м

13. пейзаж..м

7. ш...пот

14. ш...колад

7. Итог урока.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы снова воспользуемся методикой незаконченного предложения.

Сегодня на уроке мы познакомились....

Мне удалось на уроке....

Самым интересным для меня на уроке было....

Я думаю, что с домашним заданием....

Хорошо, ребята, сегодня на уроке активно работали почти все, карточку я проверю к следующему уроку, в мини-проекты мы с вами оценим на следующем уроке по закреплению этой темы.

8. Домашнее задание: параграф 101, упр 556(п).

Самоанализ урока русского языка.

Урок русского языка в 5 классе

Учитель: Кудрявцева Л.В.

Предмет: русский язык

Тема урока: ц в окончаниях имён существительных. Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: формирование у учащихся понятия о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Задачи урока: предметные: ознакомление с правиломправописаниягласных О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц, овладение умением правильно писать О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц и графически обозначать условия выбора правильных написаний; метапредметные : овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения; личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, формирование умения общаться через работу в группе. Оборудование : мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, учебник русского языка для 5 класса/ Ладыженской Т.А. и др, рабочие листы с материалами к уроку.

I. Организационный момент. (слайд 2) Картина Репина Д.П. «Весна»

Здравствуйте, ребята.– С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Какие чувства вызвала у вас картина Д.П. Репина «Весна»? Какие краски использовал художник, чтобы передать радостное настроение? - А теперь улыбнитесь, подарите свою улыбку тому, кто рядом с вами. Приступим к работе. Вперёд за новыми знаниями!

II. Постановка проблемы. Определение целей и задач урока.

Цель этапа : - содействовать развитию умений формулировать тему, проблему, ставить цели, планировать свою деятельность на личностно-деятельностном уровне.

Ребята, прочитайте стихотворение. (слайд 3)

Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малыше й
Улыбаться до уше й? Юнна Мориц Весна

О каком луче говорит Юнна Мориц в своём стихотворении?

Определите, каким настроением проникнуто следующее стихотворение?

Что с нею? Что с моей душо й?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней! Евгений Баратынский

Ребята, как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом стихотворении? По каким признакам вы догадались об этом?
- А теперь обратим внимание на слова с выделенными орфограммами. (Малышей, ушей, душой)
- Какой частью речи они являются?
- В какой части слова выделены буквы О и Е?
- После каких согласных стоят эти буквы?

Вывод: Все слова имена существительные, орфограмма в окончании перед Ш, но буквы пишутся разные.

Проблемный вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?

Хотелось бы получить вам ответ на этот вопрос? Какова тема нашего урока? - Откройте тетради, запишите число и тему урока, а я запишу её на доске (Правописание О и Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных).

Тема урока известна, есть проблема, а что же нужно сделать, чтобы к концу урока мы с вами вместе смогли ответить на этот вопрос? - Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока. А для этого позовём на помощь слова помощники: познакомиться…научиться правильно …(дети говорят) - познакомиться с правилом о написании О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных - научиться писать слова с данной орфограммой - соотнести это правило с орфограммой О-Ё после шипящих в других морфемах.

III. Актуализация знаний.

Цель этапа : Актуализировать знания путём создания «ситуации успеха», активизировать умственную деятельность

Итак, ребята, внимательно прочитайте еще раз формулировку темы нашего урока. (Тема на доске) - Как вы думаете, какие уже полученные ранее знания помогут вам в изучении данной орфограммы? Выделите ключевые слова в формулировке темы урока. (имя существительное, окончание, шипящие) - Дайте определение данным понятиям. (Надо вспомнить определение имени существительного как части речи; какую морфему мы называем окончанием, какие звуки речи являются шипящими и назвать их)

– Снова обратимся к стихам. Найдите в первых двух строчках (Это чей пушистый луч /Так щекочет из-за туч) существительные. Докажите свой выбор. - Какую морфему слова мы называем окончанием?
- Укажите окончание в словах. Докажите, что названная вами морфема является окончанием. (Ученик склоняет слова)
- И последнее, какие звуки мы называем шипящими? Назовите их. ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ). - Молодцы, ребята. Мы готовы к изучению новой темы?

III. Разъяснение нового материала.

Цель этапа: -вызвать интерес к изучению темы

Учить сравнивать слова с однотипными орфограммами

Повторить тему «О-Ё в корне имён существительных после шипящих»

Употребим слова луч и туч в творительном падеже в единственном числе (лучом, тучей) Можете ли вы объяснить, какие гласные надо написать в окончании? - Посмотрите внимательно на слова малышей, ушей, душой. (буквы пишутся разные). Что же является условием выбора орфограммы?

Организация наблюдения. Работа с карточками по группам

Цель этапа: - содействовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

У вас на столе лежит рабочий лист. Найдите 1 задание. Это карточка-информатор. Выполните задание. Работа в группах

1 задание Карточка-информатор

    Прочитай слово.

    Поставь знак ударения.

    Выдели окончание.

    Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

    Сделай вывод.

Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?!


- Значит, под ударением пишется о, без ударения е?
- Давайте познакомимся с правилом написания О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных. (Обращение к теоретическому материалу на с.76.)

Цель: - познакомиться с правилом написания О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Обратимся за разъяснением к учебнику (с.76). Проведём наблюдение над словами, записанными в столбиках. - Прочитайте правило. Это орфограмма.

Запишите правило кратко в карточке (задание 2)

2 задание Карточка – правило:

В окончаниях существительных после________________

под ударением пишем ___, без ударения _____.

Технология изучения нового материала «Оратор». (за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение данной темы просто необходимо, ответьте на вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?

Назовите условие выбора написания буквы О после шипящих и ц в окончаниях существительных (ударение).
- Назовите условие выбора написания буквы Е после шипящих и ц в окончаниях существительных (безударная позиция).
- Как графически на письме обозначается орфограмма?

Работа в парах. Составление схемы. Запись в тетради и на доске (слайд 4)

Для того чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при работе с данной орфограммой, мы составим памятку.

Задание 3 Карточка-памятка
- Впишем условия выбора орфограммы в приготовленную памятку. Итак, с чего начнем?

1) часть речи -____________________ (сущ.)
2) морфема -__________________ (окончание)
3) после шипящих и ц под ударением _____ (О) без ударения _____ (Е)

Проверим, как работает алгоритм, сможем ли мы им пользоваться. (объясняют написание слов, пользуясь памяткой.

Птицей, чёрный, грачом (пишут на доске и в тетради)

Итак, после шипящих и ц в окончаниях существительных действительно под ударением пишется О, без ударения – Е. В корне слова после шипящей под ударением пишется ё, а не о (исключение…..)

- Какая цель нашего урока сейчас выполнена?

(изучили правило о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; соотнесли это правило с орфограммой О-Ё после шипящих в корне слова).

Так теперь, ребята, вы можете объяснить, какие гласные надо написать в окончаниях слов лучом и тучей ?

Физкультминутка. (слайд 5) - Молодцы, ребята. Чтобы вы немного отдохнули, сил набрались, я приглашаю вас на весеннюю разминку. (солнышко лучистое)

IV. Усвоение нового материала.

Цель этапа: формировать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой.

- Выполним упражнение №557на доске и в тетрадях(написать не все слова)

V. Выработка умений и навыков. (слайд 6)

Цель этапа:закрепить умение пользования памяткой.- научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой - научиться графически обозначать орфограмму

Работают по вариантам (6 вариантов, проверить на интерактивной доске)

VI. Закрепление полученных знаний на практике. (слайд 7)

Цель этапа: - закрепить полученную информацию

Вспомнить цели урока, осознать их достижение или недостижение.

Оценить собственную деятельность; Для учителя: зафиксировать неразрешённые затруднения, если они есть, как направление будущей работы

Задание 4 Задание личностно-ориентированного характера. - А теперь у нас с вами следующий вид работы. На рабочем листе напечатаны три задания. Каждый из вас выберет одно задание, с которым будет работать. Послушайте внимательно инструкцию.

Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2. Если вы уверенно чувствуете себя, хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.

- Давайте ознакомимся с заданиями.

Какой цели урока мы добьёмся, если выполним это задание? (Научимся правильно писать слова с изучаемой орфограммой; научимся графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных).

Подумайте, как вы усвоили материал урока, определитесь в выборе задания и приступайте к его выполнению.

С врач…м, перед колодц…м, за рубеж..м, за туч...й, с мудрец…м.

С врач…м, перед колодц…м, ж…лтый, за рубеж..м, с мудрец…м, за туч...й, с пч..лкой.

(слайды 8,9,10) - Давайте проверим правильность выполнения заданий. Кто выполнил работу правильно, поднимите руки. Оцените свою работу.

VII. Инструкция домашнего задания.

- Итак, ребята, как вы думаете, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? (ответы детей)

Домашнее задание: п. 99, правило стр. 76, упр.555.Давайте посмотрим задание. Озвучим план ваших действий по его выполнению.

Задание творческого характера: сочинить сказку о правописании гласных о и е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных или несколько предложений на тему Весна», используя слова с изученной орфограммой. (по выбору)

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Подведем итоги сегодняшнего урока.Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?

Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

Обратимся ещё раз к вашему настроению. Изменилось ли оно?

(слайд 11)

Приложение

    задание Карточка-информатор

1.Прочитай слово. 2.Поставь знак ударения. 3.Выдели окончание. 4.Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву. 5.Сделай вывод.

Ландышем, задачей, плащом, товарищем, лучом, карандашом.

Задание 3 Карточка-памятка

1) часть речи___________________
2) морфема __________________
3) после шипящих и Ц под ударением ____ без ударения ____

Задание 4 Самостоятельная работа

Вариант № 1. О или Е? Спишите, обозначьте орфограмму «О –Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц».

Вариант № 2. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е. Обозначьте орфограмму.

С врач…м, перед колодц…м, за рубеж..м, за туч...й, с мудрец…м. _________

Вариант № 3. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е в окончании. Обозначьте орфограмму. Если есть «лишние» слова, запишите их в 3 столбик.

С врач…м, перед колодц…м, ж…лтый, за рубеж..м, с мудрец…м, за туч...й, с пч..лкой. _________

Мудрец…м, меж…й, морж..м, репортаж…м, свинц…м.

Колодц…м, свеч…й, лапш…й, сторож…м, борщ…м.

Туч…й, малыш…м, кож…й, глупц…м, старц…м.

Огурц…м, плащ…м, юнош…й, меч…м, марш…м.

Ландыш…м, певц…в, полотенц…м, учениц…й, луч…м.

Товарищ…м, задач…й, кольц…м, дворц…м, карандаш…м.

Тема:

Ужом, багажом, гаражом, чертежом, ножом, стрижом, малышом, шалашом, лапшой, ковшом, пряжей, пейзажем, сторожем, экипажем, пляжем, порошей, крышей, ландышем, сушей.

Лучом, мечом, ключом, кумачом, сургучом, кирпичом, каланчой, калачом, саранчой, бичом, врачом, свечой, грачом, силачом, ткачом, плащом, борщом, дачей, задачей, смерчем, добычей, тучей, плачем, рощей, товарищем.

Пловцом, продавцом, хитрецом, пыльцой, рысцой, птицей, шприцем, страницей, пшеницей.

I. 1. По ниве прохожу я узкою межой. (Майк.) 2. Из-за толстых ракит и берез на нас глянул старенький серый домик с тесовой крышей и кривым крылечком. (Т.) 3. Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. (Гарш.) 4. Был за школой пруд с чистой водой и песчаным пляжем. (В Кулагин.)

II. 1. Гаврик снял с крыши весла и взвалил их на маленькое, но крепкое плечо. (Лаг.) 2. Розовая чайка пошла в небо бесшумной свечой. (Алд-Сем.) 3. Капитан гаечным ключом легонько стукнул по трубе, она звонко отозвалась. (Воскр.) 4. Наденька зябко ежилась под холодным резиновым плащом. (В. Кур.) 5. Дениска подался всем туловищем назад и осадил гнедых (Ч.) 6. Тогда считать мы стали раны, товарищей считать. (Л.) 7. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечом и ввалился в дом с своей ношей. (Т.)

III. 1. Однообразная дикая тундра замкнула путешественников в свое кольцо. (Алд.-Сем.) 2. Суровое лицо отца стало еще угрюмее. (Кор.) 3. Всей своей жестокой, слепой силой природа обрушивалась на беглецов. (Бык.) 4. Рука бойцов колоть устала. (Л.) 5. Конь плелся дорожной рысцой, весь покрылся инеем. (А. К. Т.) 6. Пыль, жара, солнце так и печет, (Л. Т.) 7. Далеко за рекой слышатся веселые песни косцов. (С.-М.) 8. Народ справедливо называет землю кормилицей. 9. Над станицей низко летели рваные хлопья облаков. (Ш.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите слова в три колонки: 1) с о - е после шипящих в окончаниях существительных; 2) с о - ё после шипящих в корнях слов; 3) с ё после шипящих в окончаниях глаголов.

1. Мы не хотим, чтобы на поле боя опять шагали тысячи бойцов, чтоб стало черным небо голубое, чтоб дети оставались без отцов. (Агаш.) 2. Движение и шепот в шеренге школьников все усиливались. 3. Шорохи переросли в тревожный гул. (Алд.-Сем) 4. Сухой жесткий комок подкатился к горлу матери. (С. Арутюнов.) 5. Обоз беженцев сливается с последними пехотными частями, и все вместе без отдыха течет по шоссе в безбрежных облаках пыли. (Сераф.) 6. Сквозь косую зеленую решетку, увитую плющом, мальчику удалось увидеть стол с кувшином молока и нескольких человек… (Кат.) 7. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. (П.) 8. Выползло из-за облаков солнце, побежало лучом по полям (Прилеж.) 9. Опять отворилась дверь, и вошел хозяин со свечой. (Ч.) 10. Джулия прислонилась плечом к выступу скалы. (Бык.) 11. Кто хочет сделаться глупцом, тому мы предлагаем: пускай пренебрежет трудом и жить начнет лентяем. (Н.)