Российско монгольская граница. Отрывок, характеризующий Российско-монгольская граница

РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКАЯ ГРАНИЦА

КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНЫЕ ПУНКТЫ

Дружественные пограничные отношения между Монголией и Россией имеют давнюю историю. Нынешняя граница между Монголией и Россией установлена на основе договора «О государственной границе между МНР и СССР» от 1958 и 1976 годов.Управление пограничной службы Монголии ведет совместную работу с Пограничной службой ФСБ РФ на основе Договора между правительствами Монголии и РФ о сотрудничестве по пограничным вопросам от 1994 года в области охраны государственной границы, обмена информацией и опытом, а также подготовки профессиональных кадров.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

    Общая длина границ Монголии 8162 километра (из них 3543 километров с Россией).

    По суше 2863 км., водные участки - 680 километров.

    Российско-Монгольская государственная граница отмечена на местности 1925 пограничными знаками (основные - 964, промежуточные - 961).

    В среднем за год Российско-Монгольскую границу пересекают 526074 пассажиров и 232282 единицы транспорта.

КПП на Российско-Монгольской границе

На Российско-Монгольской границе действуют 29 КПП. (Это по информации с официального сайта Посольства Монголии в России). Из них:

    Международные: Цагааннуур, Боршоо, Алтанбулаг, Сухэбатор, Эрээнцав

    Двухсторонний, постоянный: Тэс, Арц уурь, Ханх, Бига-Илэнх, Зэлтэр, Агацын Гол, Ульхан, Эрээнцав

    Сезонные пункты пропуска: Баянзурх, Хээгт, Шишгэд гол, Хонгор овоо, Цагаан арал, Хутаг-Ондор, Худэр, Тогтор, Ямалхын гол.

    Транзитные: Асгатын гол, Харигий гол, Бох морон, Тээл, Хандгайт, давст, Тэс.

На российско-монгольской границе открыто 8 автомобильных переходов и два железнодорожных, работающих круглый год. Для граждан третьих стран возможен переход только на автомобильных КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай), Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия) и на железнодорожном переходе: Наушки – Сухэ-Батор (Бурятия). Если в группе, например, окажутся граждане бывших союзных республик, их как граждан третьих стран через границу не пропустят. Пропуск граждан третьих стран на этом переходе планируется открыть только после реконструкции КПП Монды – Ханх.

Для граждан России возможен переход также через автомобильные КПП: Монды – Ханх, Соловьевск – Эренцав, Хандагайты – Боршо, Цаган-Догород – Арц-Суры, Шара-Сур – Тэс, Верхний Ульхун – Ульхун и на железнодорожном – Соловьевск – Эренцав.

Для жителей приграничных районов определен упрощенный переход границы без оформления виз, по паспорту с местной пропиской. Так жители Тункинской долины могут совершить поездку в Монголию, на озеро Хубсугул без получения визы.

При пересечении границы взимаются местные сборы. На автомобильном КПП «Кяхта – Алтанбулаг» российская сторона взимает деньги за оформление документов на выезде из России и санитарную обработку машин при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт – около $10 и страховку автомобиля – $20–25.

На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕХОДЫ НА ГРАНИЦЕ РОССИЯ - МОНГОЛИЯ
КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай)

    Автомобильный пропускной пункт на Алтае в Ташанте находится в горах. Между российским и монгольским КПП более 20 км грунтовой дороги и перевал Дурбэт-Даба высотой 2400 м. Здесь существует правило: на нейтральной полосе не должен оставаться никто. Этот участок надо проехать до закрытия монгольского КПП. Работают же пропускные пункты с 9 утра до 6 вечера.

КПП Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия)

    На автомобильном КПП "Кяхта - Алтанбулаг" российская сторона взимает деньги за оформление документов (около 90 р.) на выезде из России и санитарную обработку машин $5-7 при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт - около $10 и страховку автомобиля - $20-25.

    На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день. Современный терминал рассчитан на пропуск до 500 автомобилей в сутки, но на практике, даже если приехать рано утром, это не значит перейти границу до обеда.

КПП: Монды – Ханх

    Пересечение границы гражданами третьих стран на КПП Монды – Ханх (оз. Хубсугул) не предусмотрено межправительственным соглашением между Россией и Монголией и возможно только для жителей Монголии и России.

  • Автомобильный пункт пропуска Монды-Ханх (302 км от Иркутска) расположен на перевале Мунгийн-Даба (1830 м.) Имеет статус двухстороннего. Это значит, что сегодня пересекать здесь границу могут только граждане Монголии и России. Работает летом с 15 апреля по 15 сентября - с 10:00 до 18:00, зимой - с 10:00 до 17:00. В выходные и праздничные дни не работает.

    До границы с Российской стороны идет вполне приличная асфальтовая дорога. От поселка Монды дорога хорошего качества постоянно идет вверх. Перевал Мунгийн-Даба и одновременно граница. После прохождения границы начинается стандартная монгольская грунтовая дорога. Лес пропал - вокруг степь, с рощицами по склонам гор. От границы, дорога идет с общим понижением. Не доезжая до поселка Ханх необходимо оплатить сбор за въезд в Хубсугульский национальный парк.

    В настоящее время Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ прорабатывает вопрос об изменении статуса международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) Монды-Ханх с двустороннего на многосторонний. Уже в 2010 году начнется реконструкция автомобильного пункта пропуска «Монды». Положительное заключение этому проекту было дано в Росгранице. Планируется, что проектно-сметная документация будет сделана в 2010 году, а сама реконструкция начнется годом позже. (По другим источникам проектная документация уже готова).

КПП Соловьевск – Эренцав

    Работает 7 дней в неделю с 9 до 18 с перерывом на обед с 14:00 до 15:00 по Читинскому времени.

КПП Хандагайты – Боршо

    Пограничный пункт Хандагайты - Боршоо на российско-монгольской границе в ближайшее время будет обустраиваться для практического перевода его статуса с двустороннего на многосторонний. На эти цели Росграница выделяет 15 миллионов рублей. Реконструкция пограничного пункта на тувинском участке российско-монгольской границы позволит увеличить вдвое возможности пропуска людей и автомашин.

    Генеральный консул Монголии в Кызыле Базарсад сообщил о принятом руководством Монголии решении открывать до 3-4 раз в месяц данный пункт для пропуска представителей третьих стран еще до завершения реконструкции, которая обычно растягивается на несколько лет.

    Пока же пункт пропуска Хандагайты-Боршоо работает в двустороннем режиме и открыт для граждан и юридических лиц России и Монголии. Прибывающие в Туву многочисленные иностранцы пересечь госграницу на тувинском участке не могут и вынуждены пользоваться КПП Кяхта в Бурятии или Ташанта в Республике Алтай.


Прошло уже пять месяцев, как мы вернулись из нашего большого путешествия. Думаю, что фотографии за это время уже успели "настояться", а значит - настало время поделиться ими с читателями этого блога. Под катом - рассказ про переход границы и наш первый день в Монголии!

2. 24 июля. Утром мы выехали из поселка Кош-Агач (эдакой Мекки алтайского туризма) в сторону населенного пункта Ташанта - последнего оплота цивилизации перед границей с Монголией.

3. накануне показался нам весьма оживленным, а вот после Кош-Агача трасса была совершенно пустой и безлюдной.

4. Рельеф начинает меняться, а горы становятся все выше и красивее, как бы говоря о том, что скоро мы окажемся в совершенно другой стране. Два года назад, помнится, после изнурительного пятидневного перегона по России и Казахстану перед нами точно так же появлялись хребты киргизского Тянь-Шаня, и на нас вновь нахлынуло это чувство - вот она, та самая мечта, куда мы очень давно хотели попасть, и теперь мы уже совсем рядом!

5. Усталость после долгого пути начала отходить на второй план, а глаза просто отдыхали, созерцая открывающиеся с каждым километром просторы.

6. Впрочем, впереди была граница двух стран, и мы все равно еще немного нервничали. Дорога постепенно начинала набирать высоту, а по краям проезжей части появилась желтая разметка. Но мы здесь фактически все равно были одни, так что никто не видел наше небольшое нарушение ПДД. :)

Перед самой границей к нам подъехала легковушка с иркутскими номерами, водитель и пассажиры которой были очень удивлены и расстроены, что в Монголию, оказывается, в то время нужно было получать визы - они хотели немного "срезать" и вернуться домой в Иркутск по кратчайшему пути, пройдя границу, но не получилось. :) Уж не знаю, насколько больше внезапно стал их маршрут, но глядя на карту мира, мне кажется, что петлю так тысячи на две километров им пришлось сделать - очень сомневаюсь, что из машина прошла бы Бугузун, а больше там, вроде как, дорог в ту сторону нет...

Российскую сторону прошли очень быстро, буквально за 20 минут. Проверка виз в паспортах, транспортный контроль, досмотр машины, паспортный контроль, до свидания. На вершине перевала (кстати, высота на этой фотографии ровно 2500 метров, о чем нам с непривычки дало знать легкое головокружение) российские пограничники в последний раз проверяют визы и выпускают на нейтральную территорию.

7. Россия остается позади, ну а перед нами (в прямом и переносном смысле) - микроавтобус с казахскими номерами, в нем сидели 15 казахов, а на крыше ехали их вещи.

8. С перевала следует затяжной спуск вниз, на котором нам все же удается их обогнать. Вдалеке виднеется монгольский пропускной пункт.

9. Французы, участники благотворительного ралли Лондон - Улан-Батор. Цель - доехать на своей машине до монгольской столицы, продать там машину и отдать деньги на благотворительность. Я вроде бы читал, что по правилам ралли надо ехать на легковушке с маленьким объемом двигателя (кажется, менее полутора литров), но французы решили пройти путь на микроавтобусе.

Как и всякие законопорядочные европейцы, они по незнанию остановились в нескольких метрах перед закрытыми воротами (мы как раз умудрились попасть в обеденный перерыв пограничников с 14 до 15 часов). Что сделают казахи, догнавшие нас буквально через полминуты? Правильно, объедут всех и встанут первыми, уперевшись в ворота бампером! Все в порядке вещей. Здесь Азия.

10. Погода в горах очень быстро меняется. Только что светило солнце - и вот внезапно пошел дождь с градом, от которого пришлось прятаться в машине. А через 10 минут снова выглянуло солнце!

Обсуждаем с французом и казахами предстоящий маршрут. Француз говорит по-английски, вставляя французские слова, когда затрудняется. Казахи говорят по-казахски и немного по-русски. И при этом все друг друга понимают!

11. За нами тем временем наблюдал местный житель.

Проходили около часа. Вначале заполнили миграционные карты, благо что анкеты были на английском и монгольском. Помогли французам с заполнением, так как "монгольский вариант английского" был чем-то похож на "русский вариант английского" (извиняюсь за тавтологию), который французы местами не понимали. Дальше заполняли разрешение на временный ввоз транспортного средства, так как выходить из страны собирались в другом месте (через поселок Ханх) - без этого нас бы не выпустили на своей машине.

Пока нашли всех чиновников, пока поставили все печати. Французы везли машину на продажу, для этого им нужны были еще документы, немного помогли с заполнением и общением с таможенниками. В общем, было весело.

В этой поездке я также начал вести дневник, стараясь каждый день записывать в него наиболее запоминающиеся моменты. И вот, благодаря дневнику, я вспомнил еще одного персонажа, которого мы встретили на границе.

В общем, как бы это попроще сказать... Коротко стриженый русский парень немного "тревожного" вида с паспортом гражданина Республики Казахстан (!) ехал (по его словам) из Москвы к другу в Улан-Батор (!) на новеньком черном Лэнд Крузере 200 (!) с очень "непростыми" ПИТЕРСКИМИ номерами (!), а машиной он управлял - внимание, апофеоз ситуации - ПО ДОВЕРЕННОСТИ! :)))

Наши погранцы его выпустили, а вот монгольские от такого расклада, мягко говоря, были поражены. Пришел какой-то их начальник, выслушал весь рассказ и начал орать что-то вроде "бл#, да ты же ее в Улан-Баторе продать хочешь!!! ". На что парень скромно ответил: "да не, я к другу на пару недель в столицу отдохнуть еду... Ну а че, все ведь так ездят ! ".

Забыл сказать - крузак был нетонированный, багажник абсолютно пустой, а единственным багажом "отдыхающего" была маленькая черная сумочка для документов и бумаг, висящая на плече...

12. В общем, не знаю, чем там кончилось с ним дело, так как нас выпустили, а его оставили на КПП. Сразу после границы в маленьком домике покупаем у дедушки-монгола, плохо говорящего по-русски, местное ОСАГО за 1100 рублей (к счастью, рубли они принимают на границе), попутно меняем часть наличных денег на местные тугрики.

Два с половиной месяца назад, в начале мая мы были в Казахстане, стояли на урочище Босжира и наблюдали звездопад. Одним из моих желаний, загаданных тогда, было "оказаться в Монголии". Что же, должен признать в очередной раз - звезды все-таки умеют исполнять желания, и иногда даже существенно быстрее, чем ты ожидаешь в тот момент, когда его загадываешь!

13. Ну вот мы и здесь. Здравствуй, Монголия!

14. Буквально через пару километров от границы начинается отличный асфальт, ведущий практически до самого города. Многочисленные заборы и смотровые вышки (вроде той, что виднеется возле правого края на фото) как бы намекают, что мы все еще в пограничной зоне.

15. А Дэф тем временем радостно проглатывает километры гладкого асфальта, еще даже не подозревая, сколь "веселые" дорожки ждут нас впереди...

16. Фактурное небо, идеальный горизонт, необычные столбики ручной работы - в этой фотографии прекрасно всё!

17. Дорога вскоре привела нас в Баян-Улгий - центр одноименного "аймака" (области) и единственный оплот цивилизации на сотни километров вокруг. Город довольно большой по местным меркам.

18. Движение тут не очень интенсивное. При въезде в город эта машина начала мигать мне фарами чуть ли не с другого конца улицы. Я уже и скорость снизил до минимума, и лишний раз убедился, что мы с Юлей пристегнуты, и вокруг двадцать раз осмотрелся. Оказалось, что водитель просто захотел с нами поздороваться - остановился, помахал рукой и поехал дальше...

19. А здороваются с тобой тут все поголовно, и это нам очень напомнило Киргизию.
Ну и внимание на голубой "приус", который виднеется за столбом. Оказывается, один из пограничников уже отзвонился кому следует по поводу двух "руссо туристо", и нас в этом городе уже ждали...

Как я уже писал ранее, из Москвы я выезжал примерно с такими мыслями:

"И вот я еду по трассе. Почему-то один. В другую страну, где почти никто не говорит по-русски. У меня есть навигатор, чужой трек и отмеченные на карте точки. А единственный план на тот момент - проехать 5 000 километров, чтобы где-то в незнакомом городе найти человека по имени Мурат, который и подскажет нам, как быть дальше... "

20. Собственно, следующим пунктом нашего плана было купить сим-карту и позвонить по номеру, который Евгений john_59 прислал мне когда-то по почте. Но сделать этого мы не успели, так как Мурат сам нашел нас раньше, чем мы его. Убедившись, что это тот человек, которого мы искали, отдаем ему свои паспорта и документы на машину. После этого нам остается только следовать за белым кроликом ехать за голубым "приусом".

Мурат... Если ввести в поисковик слова "Баян Ульгий Мурат", то, оказывается, можно найти много интересного... В общем-то, наверное, все путешественники, которые посещали Монгольский Алтай, так или иначе сталкивались с этим персонажем. :)

Если бы я ехал в те края сейчас, то заранее сделал бы для него ксерокопии нужных документов (они требуются для изготовления пропусков в погранзону), а после этого отправился бы в гостиницу в центр города, где ночевка вдвое дешевле и есть горячий душ. Но опыт - это такая вещь, что чужого часто не хватает, а свой порой дается весьма непросто... В посте с я постарался обо всем этом рассказать.

Ну а на тот момент мы вдруг оказались "посередине нигде" и без каких-либо документов, что в целом добавляло ситуации пикантности. Так что мы решили просто расслабиться и будь всё как будет. А напоследок покажу немного инстаграмных карточек:

"Прежде всего мы попытались купить симку, чтобы позвонить человеку по имени Мурат, который занимается оформлением пропусков в погранзону. Симку купить не успели, так как Мурат нашел нас сам... Отдали ему паспорта и документы. Судя по его глазам, ему можно верить. А еще он обещал угостить нас монгольской водкой... "

"Этот роскошный коттедж в центре Баян-Улгия мы сняли на сутки за смешные деньги. До удобств только идти далековато... "

"Интерьер нашего жилища. Просто, стильно, молодежно! "

Впоследствии мне пришлось констатировать, что решение "забухать с местными " оказалось стратегически неверным... Но хозяин дома был весьма настойчив ("ты же уважаешь мою семью? "), жена угостила какими-то нереально вкусными мантами (горячие, тонкое тесто, нежнейшее мясо и вкусный сок - никогда таких не ел), у его дочери - какое удивительное совпадение - оказался день рождения (пришлось подарить ей 200 рублей в местных тугриках, чему Мурат был несказанно счастлив), ну а водки за столом вначале было меньше половины бутылки - в общем, как говорится, ничего не предвещало.

Еще примерно через час:

"Монгольской водки оказалось недостаточно, так что нам пришлось съездить за добавкой на древнем прульном приусе, которым управлял несовершеннолетний сын Мурата. После чего хозяева дома начали петь монгольские песни для своих гостей... "

Видя, что ситуация плавно начинает выходить из-под контроля, я объяснил Мурату, что мы очень устали с дороги, и нам надо лечь спать в 10 вечера, чтобы наутро встать в 8. Мурат пообещал, что именно так все и будет, что он встанет на час раньше и быстро оформит нам пропуска в погранзону.

Я сам водку не особо люблю, так что мы с женой пили российское пиво, привезенное с собой через границу. Мурат фактически в одно лицо выпил полторы бутылки водки, периодически "стреляя" у нас по банке пива ("а что, я все люблю, что мне предложат! ") и запивая им водку. Единственным плюсом (огромным, надо сказать) было то, что он не становился агрессивным от алкоголя (вспоминаем рассказы друзей про пьяных алтайцев и тувинцев), иначе нам бы просто пришлось заводить мотор и мчаться ночью обратно к границе...

Ну и еще какое-то время спустя:

"В левом верхнем крае кадра можно увидеть шкаф, на котором стоит коробка из-под миксера. Именно оттуда жена хозяина под всеобщие аплодисменты достала заначку, когда вся купленная монгольская водка кончилась. Разговор плавно сменился на события в Украине. С нетерпением ждем, что же будет дальше... "

А дальше на шум подтянулись какие-то соседи, знакомые, знакомые знакомых, Мурат вроде бы незаметно подливал женщинам водку в вино, всем было весело, все пели песни, мы, так сказать, сполна хлебнули местного колорита, стараясь при этом оставаться трезвыми.

Ближе к полуночи начались интересные рассказы вроде "а три года назад мой знакомый турист он немец и жестко изнасиловал мою соседку в этой комнате вот прям здесь где ты сидишь ", все присутствующие вокруг нас понимающе кивали, а жена у меня человек впечатлительный... В общем, мне пришлось встать и объявить всем, что вечеринка закончена.

- Денис, ну че ты как не мужык?
- Мурат, иди нах, нам вставать завтра рано.

Вытолкал всю компанию на улицу, дав им на прощание несколько банок пива. Женщины быстренько убрали все со стола, после чего вечеринка плавно перешла в соседний дом. Я сбегал в Дэф и принес железяку, с которой мне почему-то в той ситуации было спокойнее, после чего мы заперлись в нашем элитном бунгало и легли спать. Соседи гуляли почти до утра.

Вот таким вот оказался наш первый день в Монголии...

Точки съемки
Посмотреть все фотографии на

Фото Марк Агнор

Журналисты «Информ Полиса» на себе испытали все плюсы и минусы первых дней безвизового режима между Россией и Монголией

Событие, которое ждали около 20 лет, свершилось на прошлой неделе. Монголия стала безвизовой страной. 14 ноября вступило в силу межправительственное соглашение о взаимных поездках. И в этот день одной из первых пересекла границу по новым правилам группа жирналистов «Информ Полиса».

Целью своего первого безвизового визита в Монголию мы решили выбрать не Улан-Батор, а Дархан. В этот крупный город можно добраться и вернуться обратно за один день. По дороге есть еще городок Сухэ-Батор и знаменитая торговая зона «Алтан-Булаг». Однако пока они интереса не вызывают. Сухэ-Батор – промышленный станционный городок, село Алтан-Булаг во вторую «Маньчжурку» еще не превратилось.

Требования на нашей границе

Утром 14 ноября ажиотажа на погранпереходе в Кяхте еще не было. Возле КПП с обеих сторон скопилось по десятку машин, и почти все с монгольскими номерами. Переход через границу много времени не занял. Наша пограничница на КПП посмотрела паспорта и поставила штампы. На таможенном контроле тоже все прошло быстро. Нас лишь предупредили о том, что можно, а что нельзя ввозить в Россию.

Оказывается, есть лимит на провоз алкоголя. Один человек может ввезти не больше трех литров алкоголя. Запрещено ввозить продукты животного происхождения, поэтому постарайтесь наесться бесподобного монгольского мяса до возвращения. Впрочем, знаменитый монгольский творог провозить можно. Главное, чтобы он был в «магазинской» упаковке и для личного употребления.

Заминка случилась с машиной. Выяснилось, что при первом пересечении границы владелец машины должен показать техпаспорт и продемонстрировать номера двигателя, кузова. Все это заняло около получаса. Столь быстрое прохождение через нашу границу мы списали на то, что 14 ноября был рабочий день. Пассажирский автобус обычно досматривают гораздо дольше. При этом почему-то запирают пассажиров перед досмотром в душном помещении и запрещают разговаривать по мобильному. После досмотра не разрешают выходить на крыльцо. Нельзя даже курить, хотя в урне лежат окурки. Остается загадкой, кто же там все-таки курит.

Деньги, менялы и страховка

По сравнению с нашей стороной переход через монгольский КПП был стремительным. Нужно было только заполнить иммиграционную карточку, подойти к окошку и получить штампик в паспорт. Здравствуй, Монголия! Первое удобство, которого нет у нас, – сразу на монгольском пункте пропуска можно обменять рубли на тугрики. В здании есть несколько обменников. 14 ноября курс был таким: 1 рубль - 39 тугриков. При обмене ваша 5-тысячная купюра может превратиться в пухлую пачку монгольских денег, едва влезающих в бумажник. Первое ощущение – я миллионер! Захватите кошелек побольше, а лучше приобретите в Монголии.

Кстати, предупреждаем: в Монголии нет металлических монет, только купюры. Кто-то предпочитает менять деньги на КПП, чтобы было на что пообедать в дороге и купить сигареты или воду. Другие - на улице, где снуют десятки менял. Тут курс обмена 1 к 41. Это выше, чем в банке. Но при этом вы будете иметь дело с оравой крепких парней в потертых кожанках, похожих на братков из 90-х. Кстати, мимо «менял в кожанках» проехать не удастся, при выезде с КПП необходимо получить страховку на машину (с нашего микроавтобуса взяли 2000 рублей страховки). Как раз в это время в машину или автобус залезают уличные менялы.

Верблюды и коварный гаишник

Алтан-Булаг пока не впечатляет. Вместо процветающей торговой зоны - ряд унылых домов с вывесками на русском и монгольском языках, недостроенные корпуса зданий, блеклые кафе и закусочные. Единственное, что напоминает о появлении торгового города, – несколько центров автомобильного ремонта. Говорят, там можно достаточно недорого отремонтировать машину.

Зато автотрасса отсюда до Улан-Батора приличная. Дороги прямые, как стрела, асфальт почти без выбоин и ям. Монголы следят за качеством трассы - на обочинах часто попадались дорожные рабочие и техника. За окном промелькнул Сухэ-Батор. Как нам и говорили, это промышленный город с огромными техтерриториями и котельными - близнецами нашей ТЭЦ-1.

Вообще в течение всей поездки не оставляет стойкое чувство дежавю. Пейзажи очень напоминают Тугнуйскую долину и наши пригороды. Вот за окном промелькнули монгольские поселки «Исток» и «Левый берег», «Мелькомбинат» с такими же элеваторными колоннами. О том, что мы все-таки в Монголии, напоминают лишь большие стада тучных животных. Особенно верблюдов.

Вторую остановку нам организовали монгольские гаишники. Оказывается, нужно время от времени платить «дорожный сбор». Прямо посреди трассы стоит будочка с шлагбаумом, где потребуют примерно 500 тугриков. Пишем примерно потому, что цены разнятся. С одной из наших машин потребовали оплату только в одну сторону, с другой, которая поехала чуть позже, взяли на обратном пути и больше. Тут же на КПП мы столкнулись с наглостью монгольского гаишника. Человек в униформе осмотрел машину и указал на трещину на стекле. Последовала длинная фраза на монгольском. Видимо, обозначавшая, что с таким стеклом ездить тут неприлично. Затем человек в форме перешел на русский, сказав очень понятно: «200 рублей!». Спорить с местным стражем порядка чревато. Поэтому дали ему 200 рублей, квитанции не получили, зато двинулись дальше.

Дархан – город контрастов

После полутора часов езды возник город Дархан, смахивающий на наш Гусиноозерск. Но со своими особенностями. Первыми вас встретят окраины с рядами скупщиков бараньих шкур и продавцами дров. Затем жилые многоэтажки, кольцевые развязки и довольно неплохие магистрали. Машин в Дархане, как во всей Монголии, много, и все непрерывно сигналят. Из-за обилия пешеходов автомобили двигаются неспешно. Водители соблюдают правила, кулаками друг другу не грозят. Все чинно, благородно.

Еще один интересный момент - в Дархане нет общественного транспорта. За весь день мы не увидели ни рейсового автобуса, ни даже маршрутки с традиционной «линзой». Зато в Дархане много такси, которые пользуются популярностью – многие местные, выйдя из магазина тут же, не торгуясь (!), усаживаются в «таксо». Оно, по нашим меркам, смехотворно смешное - от 1 до 2 тысяч тугриков, в рублях - от 25 до 50. Это поражает, учитывая, что бензин в Монголии стоит дороже, чем у нас. При перерасчете на наши деньги цена 1 литра 92-го составляет порядка 40 рублей и выше.

Поэтому при въезде в Монголию советуем основательно заправиться еще на российской стороне, возле Кяхты. Вообще Дархан – это город контрастов. С одной стороны, красивые площадки отдыха, кольцевые развязки и дорогие машины. С другой - бараньи шкуры на обочинах, мусор во дворах из-за отсутствия урн. По тротуарам разгуливает молодежь, то одетая в супермодную одежду с айфонами, то облаченная в дешевые пуховики.

Пошарпанные «советские» пятиэтажки и рядом здания банков и торговых центров из стекла и бетона. Странно, что в банках Дархана трудно поменять рубли на тугрики. А в торговых центрах практически нет национальной продукции. На прилавках бутиков «засилье» Южной Кореи и Китая. Кое-где монгольский товар есть – развешаны «кашемир», кожа, изделия из верблюжьей шерсти, носки и перчатки из шерсти яка, ковры, войлочные сапоги и тапочки. Но стоимость вещей почти такая же, как в Улан-Удэ.

В Дархане почти нет сувенирных лавок, где можно было купить туристическую безделушку. Лишь в одном бутике увидели магнитики. Но цена «кусается» – за магнит попросили 15 000 тугриков (почти 400 рублей). Возможно, это потому, что в Дархан почти не ездят европейские туристы. Зато национальный товар можно обнаружить в продуктовых супермаркетах. Тут можно увидеть знаменитую тушенку, сухой творог, боовы, колбасы.

Обед по-монгольски

Закусочных, где можно отведать настоящей монгольской еды, в городе не так уж и много. Кафе есть. Но на поверку большинство из них являются пивными забегаловками. Ассортимент соответствующий: пиво (отметим, что недорогое) и закуски. Правда, чая подают много. Закажешь стакан, а принесут огромную кружку.

Есть у монгольских пивных еще одно коренное отличие. Почти все они – бары-караоке. Видимо, монголы очень любят петь. Кстати, зайдя в один из ресторанов мы услышали из кабинок мощное разноголосое пение. Настоящую монгольскую кухню нашли уже на выезде из Дархана. Отметим, что сервис неплохой – тут же выделили кабинку, принесли меню с картинками, что сделало выбор доступным делом.

А когда принесли, ахнули. Блюда были не просто большими. Они были огромными! Одному весь этот продуктовый ассортимент, включающий в себя гору обжаренной баранины, монгольских поз, чебуреков, салата и картофеля, съесть невозможно. Так что, зайдя в ресторан, заказывайте одно блюдо на двоих или даже на троих. Есть еще один хороший момент – огромные порции стоят невероятно дешево!

«Дьюти фри» на замке

Обратный путь занял порядка полутора часов. Расстроило то, что магазин беспошлинной торговли Duty free shop работает лишь до 18.00, хотя вроде должен круглосуточно. Впрочем, на нашей стороне и такого магазина нет. В целом монгольский КПП встретил дружелюбно и, даже можно сказать, расхлябанно. Нам предложили самим открыть ворота и не забыть «закрыть за собой дверь». Что мы и сделали, собственноручно «открыв и закрыв» для себя границу.

А вот российский КПП отнесся к нашему возвращению серьезно. Опять досмотр, бегающие служебные собаки, вопросы, свет фонарей и строгая пограничница. Удивилась она и нашему короткому визиту в Монголию.

Какова цель визита была? Вы что, туда обедать ездили? – с нескрываемым любопытством спросила она.

Честно говоря, так оно и было. Всего общий досмотр и проверка заняли у нас полтора часа. Но, подчеркнем, это был рабочий день 14 ноября. Вторая редакционная машина, которая возвращалась позже, угодила под жесткий досмотр.

Мы простояли на КПП девять часов. Очередь была на выезде с территории Монголии, - рассказывает наш фотограф Марк Агнор.

Город перспектив

Пока итоги таковы: сейчас Дархан абсолютно не готов к приему туристов. В городе мало торговых центров. Товар исключительно такой же, что на дешевых улан-удэнских рынках. Есть вещи качественные, но и цена на них высокая. Пока ехать за товаром в Дархан резона нет. Удивило неумение продавцов торговаться. Тут не встретишь скидок, монголы называли цены и тут же теряли интерес к покупателю.

Еще одно предупреждение для тех, кто намерен поехать в Дархан. Там почти не говорят на русском. Английский не понимают. Кстати, в этом, говорят, отличие Дархана от Улан-Батора. В монгольской столице вас иногда поймут, в Дархане – нет. Поэтому учите бурятский, ибо в прошлой поездке нашему журналисту Аревик Сафарян весьма пригодились даже школьные уроки бурятского. Хотя бы знайте счет, чтобы понять цену. Цифры на бурятском и монгольском почти не отличаются. Или берите с собой переводчика.

Пока плохо развита в Дархане система общепита. Нам пришлось довольно долго шастать по улицам, пока, наконец, не нашли приличный ресторан с настоящей монгольской кухней. Говорят, имеются различные историко-культурные памятники. Но они где-то за городом. Добраться до них не удалось. Таким образом, Дархан пока мало чем может обрадовать туристов из России. Но уверены, что такое положение дел будет недолгим. Нынешний Дархан, сейчас напоминающий Улан-Удэ конца 90-х, скоро преобразится.

Вкратце объясню девочкам и тем, кто ещё не в курсе: «Тойота Приус» - это гибридный японский автомобиль, в котором бензиновый двигатель дополнен электрическим. Процесс их совместной работы управляется бортовым компьютером, и основной (бензиновый) двигатель работает только тогда, когда в этом есть необходимость. И выключается, как только нужда в его усилиях отпадает - при движении на малой скорости (например, в пробках), во время остановки на светофоре, при торможении, при движении с отпущенной педалью газа или на уклоне и в других ситуациях, когда электродвигатель в силах справиться самостоятельно.

Благодаря этому гибридные автомобили экологичнее обычных машин с ДВС, но монголы, конечно же, покупают их не поэтому. А потому, что «гибриды» позволяют экономить на бензине, который, как я уже писала, в Монголии дорог. Расход у «Приусов» - от 4 до 6 литров на 100 километров, в зависимости от версии, сезона и манеры вождения. Езда в эко-режиме по длинным степным трассам позволяет местным жителям значительно экономить на топливе.

Есть у гибридных автомобилей один маленький недостаток (но он же и достоинство) - пусковой аккумулятор. Он используется для включения автомобиля - да-да, именно включения - и поддержания его функций, когда тот выключен (питание часов и сигнализации, например), поэтому постепенно разряжается. Так что «гибрид» не любит долго стоять без дела, его нужно «выгуливать» хотя бы раз в несколько дней, чтобы пусковой аккумулятор подзарядился. Особенно не любят бездельничать эти машины в холодное время года. Зато в режиме постоянной эксплуатации аккумулятор чувствует себя бодро, и машину не требуется ставить на регулярный прогрев в морозы, как обычные авто. Даже в -30° и ниже она включится без проблем - ей ведь не нужно крутить замёрзший стартер. Но возможности пускового аккумулятора сильно ограничены, и, например, «подкуривать» от «гибрида» обычный автомобиль нельзя, только собрата с такой же миленькой маленькой батареечкой. Так что если вдруг вам понадобится помощь такого рода, не надейтесь на «Приусы», ищите машину попроще м покрупнее.

Правительство Монголии покупку «гибридов» всячески приветствует. В принципе, в этой стране и так очень человечные пошлины на ввозимые автомобили - у них же нет своего «как бы автопрома, который изо всех сил нужно тянуть за уши, а значит, нет и необходимости в заградительных пошлинах на импорт. На гибридные же автомобили пошлина ещё ниже, чем на обычные. Более того, с июня 2016 года в Монголии отменена таможенная ставка при импорте новых автомобилей из Японии и налоги на японские же автомобили с пробегом менее 3 лет. Прекрасный пример грамотного регулирования импорта, когда поощряется ввоз более качественных товаров. Так что в ближайшее время эта страна заткнёт нас за пояс по количеству классных автомобилей на душу населения. По автомобильной экологичности-то, я думаю, уже заткнула. Эх, везёт же!

Цель маршрута - пересечь Монголию с запада на восток, познакомившись с этой замечательной страной так, чтобы из Алтая попасть на озеро Байкал. Времени на всё было всего неделя, поэтому было решено ехать по самому простому пути – Южному.

  • 6 дней
  • протяженность ~2000 км
  • фотоотчёт и рассказ о маршруте -

Целью маршрута было пересечь Монголию с запада на восток, познакомившись с этой замечательной страной так, чтобы из Алтая попасть на озеро Байкал. Времени на всё было всего неделя, поэтому было решено ехать по самому простому пути – Южному.

Граница Россия - Монголия

Данный маршрут предполагает въезд в Монголию через границу в селе Ташанта республики Алтай, а выезд из деревни Кяхта республики Бурятии. Можно проезжать в обратном порядке, также есть ряд других пограничных пунктов между двумя странами.

Режим работы каждого пункта отличается и может меняться, поэтому для планирования поездки лучше уточнить время и дни работы пунктов. Для этого можно поискать последние новости на сайте росграницы, введя в поиске "Ташанта" или другой пропускной пункт. Пункт в Кяхте работает без перерывов и выходных, но и там возможны изменения, на всякий случай также стоит поискать на сайте rosgranitsa.ru. Пункт в Ташанте часто закрывают на несколько дней в связи с праздниками на Монгольской стороне, будьте внимательны при планировании поездки.

Документы необходимые для перехода границы: для граждан России достаточно одного заграничного паспорта, других документов и виз на срок до 30 дней не потребуется. Гражданам иных стран, в том числе СНГ нужна виза. Через границу пропускают только на транспорте. Водителю необходимо иметь при себе свидетельство о регистрации транспортного средства и водительские права, причём права подойдут простые российские, в Монголии на момент написания статьи (2016г.) международные водительские права не требовались. Российская страховка транспортного средства в Монголии не понадобится, там вам придётся оплатить их собственную (1 500 руб. в 2016г.), плюс транспортный налог (500 руб.), - и то и другое вам будут упорно продавать сразу после пересечения границы. На пограничном пункте в Монголии с вас возьмут ещё около 50 руб. за санитарную обработку, которую, кстати, могут и не делать вовсе, просто выписав квитанцию.

Наши впечатления от прохождения границы

Так как очередь у границы в Ташанте занимали в воскресенье вечером, границу прошли быстро. На обе стороны в целом ушло около 4 часов. На нашей стороне работают чётко, всё интуитивно понятно, если запутались, вам всегда подскажут, куда подойти и что сделать. Вещи сильно не проверяли, мы взяли несколько сумок и пропустили их через рентген, все остальные вещи (вся машина под завязку, включая багажник на крыше) сильно воротить не стали, просто осмотрели машину, попросив открыть всё, что открывается. Главное нормально отвечать на вопросы и делать то, что скажут, тогда никаких проблем, кроме ожидания в очередях, не возникнет. На монгольской стороне сложнее разобраться, что к чему, и спросить труднее, - с русским языком у них не всё так хорошо, иногда лучше говорить на английском. Но и там, если проявить внимательность, всё проходит довольно-таки быстро, не стесняйтесь спрашивать, куда идти и что делать. Граница в Кяхте гораздо более продуманная с монгольской стороны, а круглосуточный режим работы даёт возможность пройти границу в ночь, когда народу практически нет. На нашей стороне нас, как граждан России, пропустили без очереди.

Дороги Монголии

Южный путь - одна из трёх основных магистралей, проходящих с запада на восток, и именно южный путь считается самым асфальтированным. Из 2000 км около 1100 км асфальт, по состоянию на 2016 г. Дороги строятся большими участками. Но тем не менее, это Монголия, и зачастую основной путь - это десяток накатанных по степи дорог, особенно если свернуть с основной магистрали. Просёлки в разном состоянии: некоторые относительно хорошие, можно ехать быстро, но большая часть с так называемой гребёнкой, - ехать по ней не очень приятно, однако есть выбор, и зачастую можно найти хорошую колею, главное не сбиться с верного направления, так как некоторые ответвления ведут к дальним юртам или же совсем в другие долины.

По указателям ориентироваться очень трудно, лучше пользоваться навигатором и картами. Броды на Южном пути есть, в июле не представляли абсолютно никакой сложности, даже легковым автомобилям, но видно, что реки прилично разливаются во время паводков. Новый асфальт в западной части очень хороший, а вот тот, что ближе к Улан-Батору довольно-таки коварный: то и дело посреди дороги встречаются ямы приличных размеров, следует быть всегда на чеку. Большинство асфальтовых дорог платные, на выезде из городов стоят пропускные пункты, обычно берут по 1000 тугриков.

На основной магистрали движение относительно живое, можно надеяться на помощь в случае необходимости. Монголы, живущие далеко от Улан-Батора, чаще всего ездят на подготовленных "Крузаках" и, надо сказать, ездят лихо, возя с собой по 4 запасных колеса. Но если съехать немного дальше от основной дороги, можно подолгу не встречать вообще ни одного автомобиля.




Участки асфальта на Южном пути, Монголия на 2016 год

Навигация

На протяжении всего пути мы пользовались мобильным приложением maps.me . Заранее были закачены все необходимые карты, поэтому телефон работал в авиарежиме, без заскоков на роуминг. Приложение удобное, быстрое, корректно вело даже по адресам Улан-Батора – в общем, нареканий нет, остались довольны. Планировали приобрести бумажную карту, но нашли её только в Улан-Баторе, когда необходимости уже не было. Весь путь прошли только с одним приложением на смартфоне.

Питание

  • Вода . На Южном пути советуем запасаться водой при каждой возможности. Озера встречаться будут, но многие из них соленые и подъезд к ним не всегда прост, а реки в основном грязные. Пару раз мы пробовали набирать воду в редких колодцах, где берут воду местные кочевники, но использовали ее только для приготовления еды на газу и в технических целях, - все же к этой воде лучше привыкнуть (присутствует мелкая взвесь и непривычный запах). Для питья в дороге использовали только покупную бутилированную воду, которая, кстати, дорожает по мере продвижения в более засушливые районы.
  • Еда . Магазины в городах Монголии, конечно, есть и вполне приличные, встречаются даже супермаркеты. Но мы, как истинные фанаты автономии, еще в России закупили еды по принципу туристической раскладки на 2 недели + запас "ништяков". Так нам не приходилось тратить время в душных городах на поиски провианта, и мы могли остановиться поесть в любом месте, как только захотим. Единственное, чего нам очень не хватало – так этого свежих овощей и фруктов, - в магазинах они бывают очень редко, либо стоят очень дорого. В следующий раз мы смело возьмем с собой несколько кило помидоров и огурцов, - погранцы к такому не придираются. Что касается местной кухни - она есть, по дороге встречаются кафе и юрты с вывесками на монгольском языке, но ожидать хорошего сервиса где-то кроме Улан-батора не стоит.
  • Газ . Опять же, в Южном направлении деревьев нет, поэтому нет дров, а значит рассчитывать на вечер с костром не приходится вообще. Полагаемся только на газовые или бензиновые горелки и берем топливо с запасом, опять-таки на границе с ним проблем не было.

Ночёвки

Палатка или машина - самый популярный и зачастую единственный вариант для ночёвок в Монголии. Есть кончно гостевые юрты, куда можно напроситься, а в городках есть что-то вроде отелей, но удобства там сомнительные (за исключением Улан-Батора), поэтому гораздо приятнее и интереснее ночевать в бескрайних Монгольских степях. Главное запастись водой, едой и топливом для готовки, так вы можете в любой момент съехать с накатанной дороги и разбить лагерь. Мы очень полюбили заезжать на какую-нибудь гору, чтобы вид был поинтереснее.

Деньги

Деньги в Монголии - это Тугрики. Валюту, как мы читали, можно поменять в каждом городе. Но, оказывается, далеко не каждый банк занимается обменом. И, честно говоря, для нас эта задача превратилась в настоящий квест: в городе Улгий двери заветного банка закрыли прямо перед нашим носом, а в Ховде мы потратили боле 2х часов на хождения из банка в банк. В общем, вероятно, хоть какую-то часть наличности стоило бы обменять на границе у назойливых менял, чтобы были деньги хотя бы на бензин, так как рубли не принимают.

Язык

Монголы не говорят по-русски. Иногда нам везло на школьный английский. Объясняться часто приходилось на языке жестов.

Топливо

Заправок на Южном пути достаточно, мы заправлялись в среднем через полбака. Стоимость бензина в 2 раза дороже, чем России. С собой была запасная канистра, но ни разу не использовалась. На заправках в основном 92 и дизель, с 95, а тем более 98 проблема, он есть только в Улан-баторе. Мы заправлялись на заправках "Петровис", выбрали ее так как выглядела цивильно, бензин был нормальный, и было решено заправляться только на станциях этой марки. Вероятно другие заправки тоже нормальные, поскольку на них заправлялись также местные, к слову, недешёвые автомобили. Порядок заправки немного другой: к нам выходил работник, сам заливал бензин, и с этим же человеком мы рассчитывались наличными.

Подготовка автомобиля к Монголии

Прокол колеса – обычное дело на Монгольских дорогах, поэтому запаска обязательна, а надёжнее две. Обладателям шоссейной резины с узким профилем нужно быть готовым к приключениям. В населенных пунктах можно починить прокол, местные шиномонтажки скрываются под вывеской «дугуй засвар.

Перед поездкой внимательно осмотрите подвеску вашего автомобиля, а лучше пройдите хорошее ТО в каком-нибудь проверенном автосервисе.

Ещё одна особенность которую следует учесть - пыль . Путешествуя по дорогам Монголии будьте готовы к тому, что пыль будет везде. Поэтому не лишним будет предусмотреть возможность закрытия салонных воздухозаборников и других возможных щелей в машине.

В целом в путешествии по Монголии на автомобиле нет ничего сверхъестесвенного, если вы хотя бы на базовом уровне знаете свой автомобиль и его слабые места. Например, у моей Suzuki слабое звено - это приводной ремень двигателя, как раз он и засвистел к концу поездки, но, зная о проблеме, у меня был с собой запасной ремень. К слову, это была единственная дополнительная деталь, взятая с собой в путешествие, но в следующий раз я положу с собой ещё пару частей для большей уверенности, чего и вам рекомендую.

Шноркель, лебёдка, силовые бампера и все прочие внедорожные атрибуты совершенно не обязательны на данном конкретном маршруте. Всё это может пригодиться, если вы собираетесь уехать, например, в глубь северной Монголии подальше от основных автомагистралей. По южному же пути, при желании, можно проехать на любом автомобиле.