Т янссон приключения муми тролля главные герои. Туве янссон сказки долины муми-троллей

Туве Янссон - финская сказочница и иллюстратор, которая писалая свои сказки на шведском. Всемирная популярность пришла к Янсон благодаря книжному сборнику о муми-троллях: замечательных существах, обитающих в выдуманной Муми-долине. Эти рассказы, картинки к которым Янссон выполняла своими руками, побили все рекорды популярности. Многие рассказы довольно короткие – читать всего страниц, некоторые сказки странно заканчиваются, могут запросто оборваться на полуслове.

Складывается такое ощущение, что сказки Янсон живут своей жизнью. Рассказы все похожи тем, что с легкостью открывают внутренний мир людей. И абсолютно непохожи тем, что каждый раз совершают это по-разному.

Это было, должно быть, после обеда где-то в конце августа. Муми-тролль и его мама пришли в самую глухую чащу дремучего бора. Среди деревьев царила мертвая тишина и было так сумеречно, словно сумерки уже наступили. Повсюду, там и тут, росли гигантские цветы, светившие своим собственным светом, подобно мерцающим лампочкам, а в самой глубине лесной чащи, среди теней шевелились какие-то мелкие бледно-зеленые точки. - Светлячки, - сказала мама...

Глава первая О берестяном кораблике и огнедышащем вулкане Мама Муми-тролля сидела на крыльце, на самом солнцепеке, и мастерила кораблик из бересты. «Насколько я помню, у галеаса два больших паруса сзади и несколько маленьких треугольных впереди, у бушприта», - думала она. Больше всего ей пришлось повозиться с рулем, а вот трюм получился легко и быстро. И маленькая крышка для люка, которую...

Жил-был однажды некий хемуль. Он служил в Детском городке аттракционов, однако это вовсе не означало, что жилось ему ужасно весело. Он проверял билеты у посетителей «Луна-парка», для того чтобы они не могли повеселиться больше, чем полагается за один раз, а уж одно это может сделать тебя несчастным, особенно если вынужден заниматься таким делом всю жизнь. Хемуль...

Для большинства советских детей знакомство с муми-троллями началось с книги «Сказочные повести скандинавских писателей». Многие еще и теперь вспомнят розовую обложку, на которой был изображен Муми-папа в цилиндре Волшебника. За ней и начинался чудесный мир, выдуманный и нарисованный великой финско-шведской писательницей и художницей Туве Янссон.

Известные всем муми-герои - это добрые, симпатичные, округлые и бархатные на ощупь существа. Вместе с родственниками и друзьями они живут в уютном синем доме на берегу моря - катаются на волнах, собирают жемчужины и пудрятся кисточками хвостов. В Муми-долине часто происходят удивительные события, а иногда муми-тролли сами отправляются навстречу приключениям. Но в конце каждой повести жизнь входит в привычное русло, в доме наводится порядок, а кофейник отправляется на плиту. Сама Туве Янссон говорила, что в своих книгах пытается воссоздать «безопасное лето детства», а опасной зимой, как известно, муми-тролли впадают в спячку.

Но мир, придуманный Янссон, не сразу был таким идиллическим и менялся на протяжении всей ее жизни. Как и когда появился Муми-тролль? На этот вопрос нет однозначного ответа. Его создательница каждый раз отвечала на него по-разному. Возможно, идею в первой половине 30-х годов подсказали фольклорные традиции. Ее шведский дядя пугал молодую Туве троллем, дышащим холодом, который приходит к тем, кто слишком часто заглядывает в шкаф с продуктами. И действительно, первый нарисованный художницей тролль был страшным, а его черты - слишком длинный нос и холодность - могли достаться впоследствии хемулям и Морре.

В годы Второй мировой войны Муми-тролль появляется на антивоенных карикатурах в журнале «Гарм» Это существо, прототип будущего Муми, появилось на стене летнего дома Янссонов - так Туве ответила своему брату, создав, по собственному признанию, «самое некрасивое существо». Более худой и носатый по сравнению с классическим Муми-троллем персонаж становится постоянным героем зарисовок Туве, а в годы Второй мировой появляется на антивоенных карикатурах в журнале «Гарм». На этих рисунках он порой изображен в черном цвете.

До страниц детских книг муми-тролли добрались подобревшими и побелевшими. Первая из них - «Маленькие тролли и большое наводнение» - была издана в 1945 году. С этого времени соединение картинки и текста стало визитной карточкой Туве Янссон, которая была в равной степени художницей и писательницей. В ее произведениях иллюстрации дополняли слова, а слова - иллюстрации.

На перемены во внешнем облике героев влиял в том или ином роде исторический контекст. В Финляндии даже проводились исследования по поводу фигуры муми-троллей. Первый, появившийся во время войны тролль был довольно худым. В мирное время он начал округляться и достиг пика полноты в 50-е в повести «Опасное лето», которую часто называют самой счастливой муми-книгой. В дальнейшем герой снова начал худеть.


Другой пример влияния мировых событий на книги Туве Янссон - появление в небе ужасной кометы, которая угрожает покою уютной долины и даже заставляет отступить море, в повести «Муми-тролль и комета» (1946). Эта сюжетная линия стала отголоском ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.


События из личной жизни автора также оказывали влияние на муми-мир. Добрый Муми-тролль и отважная маленькая Мю вобрали в себя черты самой Туве, мудрый и свободолюбивый Снусмумрик - ее жениха, журналиста Атоса Виртанена, рассудительная Туу-Тикки - Тууликки Пиетиля, подруги Янссон, с которой она прожила несколько десятков лет. 1970 год, когда умерла мать Янссон, стал годом публикации последней и самой грустной повести из муми-цикла «В конце ноября».

Герои муми-историй получают не только человеческие черты характера, но и человеческие привычки. Им чужды буржуазные предрассудки, по крайней мере Муми-маме, которая отказывается от купальни в пользу Туу-Тикки в сказке «Волшебная зима». Они ругаются, курят, пьют пунш, что не вполне характерно для героев детской литературы. Но еще менее характерно затрагивать в книгах для маленьких такие темы, как одиночество и даже смерть. Однако Янссон умеет писать даже об этом, причем опасные и сложные ситуации воспринимаются героями с той правильной простотой, которой так часто не хватает взрослым. А читать книги о муми-троллях полезно в любом возрасте. И всегда есть чему поучиться: гостеприимству - у Муми-мамы, свободе от вещей - у Снусмумрика, кокетству - у Фрекен Снорк, секретному языку - у Тофслы и Вифслы.


Благодаря магической муми-формуле на своей родине Туве Янссон - национальный герой. Ее сотый день рождения Финляндия отмечала с размахом весь 2014 год. Писательница оставила открытый финал для восьми повестей из муми-цикла - в последней маленькие тролли исчезают из долины. Возможно, они уходят навсегда; но сердца миллионов читателей по всему миру они уже никогда не покинут.

Добро пожаловать в сказочную Муми-долину, созданную непревзойденной финской писательницей Туве Янсон.

Знакомьтесь – Муми-троль . Главный герой одноименных историй, напоминающий забавного маленького гиппопотама муми-тролль, искренний и отзывчивый любимец большой и дружной муми-семьи. Он обожает приключения. Не может жить без своих друзей, путешествует по таинственному лесу и, подобно любому ребенку, искренне верит в волшебство, ожидая чудес. И конечно, чудеса всегда происходят при помощи заботливых муми-взрослых.

Муми-мама – узнать ее очень легко: полосатый фартук и сумка, всегда одинаковая, в которой – только самые нужные вещи: порошки от желудка, сухие носки и конечно же леденцы для многочисленных друзей муми-тролля. Муми-мама – внимательная и рачительная хозяйка, сама забота и доброта. Благодаря ей в муми-доме всегда – уют и порядок. Часто ее можно застать за мытьем чудесной муми-посуды, интересно, о чем же думает муми-мама за этим занятием? Быть может, она вспоминает историю их романтического знакомства с муми-папой. Был шторм и дул пронзительный ледяной ветер, а муми-мама со своей неизменной сумочкой, где все только самое нужное, оказалась в морской воде, тогда-то ее геройски и вытащил на берег муми-папа.

Муми-папа никогда не мог прожить без приключений, его биография достойна большого романа в назидание будущим жителям муми-долины. Муми-папа и сам это прекрасно понимает, потому-то и сел за написание мемуаров. В них он поведает о своем побеге из приюта тетушки Хемули, куда его подкинули совсем крохой, о полном опасностей морском путешествии, благородном спасении муми-мамы и вызволении несчастной Хемули из цепких лап чудовища Морры. Говорят, муми-папа знает все истории на свете, правда рассказывает лишь те, в которых участвовал лично. Подобно многим великим личностям, муми-папа слывет умным, но непонятным. Впрочем, разве это преграда для истинной дружбы?

Снифф – лучший друг муми-тролля и всей муми-фамилии. Сын зверька-Шнырка, одного из так называемых сомнительных друзей муми-папы, репутация Шнырка была столь неоднозначна, что на семейном совете семейство муми-троллей решилось усыновить Сниффа. Конечно же, Снифф искренне благодарен за этот поступок, всем сердцем обожает муми-родителей, поговаривают, однако, что больше всего Снифф дорожит собственным хвостом, а еще гротом, о котором может часами рассказывать окружающим. Те устают, а Снифф считает себя непонятым.

Снусмумрик – самый романтичный из друзей муми-тролля, не может прожить без путешествий и поэтому гостит в муми-долине лишь летом, а потом отправляется в дальние края. Неудивительно, что Снусмумрику известны все птицы и животные муми-мира. А еще он неразлучен со своей губной гармошкой. Живет этот персонаж муми-сказок в собственной палатке, которую разбивает везде, где вздумается, ведь Снусмумрик не признает границ и всяческих запретов, из-за чего ему так не нравятся запрещающие таблички и сторожа.

Снорки – брат и сестра, почти муми-тролли, но волшебные, ведь снорки в зависимости от настроения умеют менять цвета. Недаром маленький муми-тролль тайно влюблен в кокетливую Фрекен-снорк. Обворожительная, всегда разная, Фрекен весела и приветлива, носит челку и золотой браслет на ноге. Как любая модница, Фрекен-снорк обожает вертеться перед зеркалом, примеряя чудесные мумии-наряды, а в ее шкатулках спрятаны любимые браслеты и бусы. Снорк – брат Фрекен, педантичный, любит порядок и организацию. Любая проблема для Снорка - повод провести какое-нибудь важное собрание. Высказывать свои мысли и рассуждать – любимое занятие заносчивого и такого серьезного Снорка, его могли бы счесть занудой, если бы не Хемуль.

Хемуль – именно его тетушка выхаживала в приюте мумии-папу. От нее Хемуль унаследовал длинное платье, похожее на мантию ученого. Вероятно, это утверждение справедливо, поскольку он – один из самых образованных обитателей муми-дола. Несмотря на свою приветливость и добродушие, старина Хемуль любит командовать и всегда считает себя правым. Видимо, на характер Хемуля повлияли долгие странствия в Одиноких Горах.

Крошка Мю – может посоперничать с Хемулем в неуступчивости. Она самая крохотная и капризная жительница муми-долины, считается, что всему виной стала ужасная гроза, во время которой и родилась Крошка Мю. Отсюда, наверное, ее любовь к страшным историям и необъяснимым происшествиям. А вообще, Крошка Мю очень веселая и готова поддержать любую проказу друзей.

Есть в Мумии-доле и свои злодеи, чего стоит хотя бы ужасная Морра . Морра – одинокая и, может быть, от того такая холодная и страшная. При ее появлении гаснет даже самый жаркий огонь. Морра напоминает большую черную тень, где бы она ни появилась, земля там промерзает, как в самый лютый мороз, а появляется Морра, когда ее меньше всего ожидаешь. Ходит слух, что Морра летает на огромных черных крыльях и охотится на людей. А что, если права добродушная муми-мама, полагающая, что Морра просто-напросто одинока?

А еще в Муми-долине живут хатифнаты . Хатифнаты – вечные странники мумии-мира. В грозу держитесь от них подальше, ведь они заряжаются электричеством. Эти странные существа не говорят и не слышат, поэтому общаются только между собой, зато у них прекрасное зрение.

О Туве Янсон

Финская писательница Туве Янссон – дочь известной художницы Сигне Хаммарштен и скульптора Виктора Янссона. Неудивительно, что в будущем Туве Янссон не стала довольствоваться лишь писательской карьерой, лично иллюстрируя свои книги и придумывая облик своих сказочных героев. В 15 лет юная Туве уехала в Швецию учиться в Художественной Академии, а получив диплом факультета изящных искусств уехала в Италию совершенствовать свое мастерство, потом будут стажировки во Франции и Германии, везде, где в то время создавался новый художественный язык. Дома, в Финляндии, молодая художница уже успела сделать имя на иллюстрациях к детским журналам. По возвращении Туве вернулась к этому занятию, работая в штате разных издательств, пока ей в голову не пришла мысль самой написать детскую книгу. Так появились истории о забавных муми-троллях. В 50-е-60-е годы книги о причудливых обитателях Муми-долины били все рекорды популярности. Знаменитая «Шляпа волшебника» была переведена на 34 языка! Туве Янссон написала 8 повестей о муми-троллях, а еще сделала несколько редакций своих книг для постановки в театре. А потом забавные существа населили страницы комиксов, с этой идеей к Янссон обратились представители Associated Press. Так 20 сентября 1954 года мумии-семейство попало в лондонскую “The Evening News”.

Успех муми-троллей по всему миру был поистине огромен, Туве Янсон называли одной из самых талантливых и коммерчески успешных детских авторов. Однако сама Туве Янссон всегда подчеркивала, что, прежде всего она – художник. Как бы то ни было, но иллюстрации сделанные писательницей к своим повестям подарили нам одни из самых лучших мгновений детства.

DET OSYNLIGA BARNET OCH ANDRA BERÄTTELSER

Copyright © Tove Jansson, 1962

Schildts Förlags AB, Finland. All rights reserved.

© С. Плахтинский, перевод, 2016

© Издание на русском языке, оформление.

ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2012

Издательство АЗБУКА®

Весенняя песня

Как-то раз тихим безоблачным вечером в конце апреля Снусмумрик зашел очень далеко на север – там в тени кое-где еще оставались маленькие островки снега.

Целый день шел он, любуясь дикой природой и слушая, как над головой у него кричат перелетные птицы.

И они направлялись домой из южных стран.

Шагал он бодро и весело, так как рюкзак его был почти пуст и не было у него на душе ни тревог, ни печалей. Все его радовало – и лес, и погода, и собственное одиночество. Завтрашний день казался таким же далеким, как и вчерашний, – между ветвями берез мелькало красноватое, неяркое солнышко, и воздух был прохладен и ласков.

«Подходящий вечерок для песни, – подумал Снусмумрик. – Для новой песни, в которой было бы и томление, и весенняя грусть, и, самое главное, безудержное веселье, радость странствий и одиночества».

Эта мелодия звучала в нем уже много дней, но он все не решался выпустить ее на волю. Она должна была как следует подрасти и прихорошиться, стать настолько самостоятельной, чтобы все ее звуки радостно попрыгали на свои места, как только он прикоснется губами к гармошке.

Если бы он вызвал их слишком рано, могло бы случиться так, что они расположились бы как попало, и песня получилась бы так себе, не очень удачной, и он тогда, возможно, потерял бы к этому всякий интерес. Песня – дело серьезное, особенно если она должна быть и веселой, и грустной.

Но в этот вечер Снусмумрик был уверен в своей песне. Она уже почти сложилась – она станет лучшей из его песен.

А когда он подойдет к долине троллей, он сыграет ее, стоя на перилах моста через реку, и Муми-тролль сразу же скажет, что это прекрасная песня. Просто прекрасная песня.

Снусмумрик ступил на мох и остановился. Ему стало немного не по себе, он вспомнил Муми-тролля, который его ждал и очень по нему соскучился. Который им восхищался и говорил: «Ну конечно, ты свободен, ясное дело, что ты уйдешь, неужели я не понимаю, что тебе надо иногда побыть одному».

И в то же время в глазах его были тоска и безысходность.

– Ай-ай-ай, – сказал Снусмумрик и двинулся дальше. – Ай-ай-ай. Он такой чувствительный, этот Муми-тролль. Мне не надо о нем думать. Он очень милый, но сейчас я не буду о нем думать. В этот вечер я наедине с моей песней, и сегодня – это еще не завтра.

Через минуту-другую Снусмумрику удалось выбросить Муми-тролля из головы. Выискивая подходящее местечко для привала, он услыхал журчание ручья, где-то чуть поодаль, в глубине леса, и сразу направился туда.

Между стволами деревьев потухла последняя красная полоска, медленно сгущались весенние сумерки. Весь лес погрузился в вечернюю синеву, и березы, точно белые столбы, отступали все дальше и дальше в полумрак.

Это был прекрасный ручей.

Чистый и прозрачный, он, приплясывая, бежал над коричневыми клочьями прошлогодних листьев, пробегал по еще не растаявшим ледяным туннелям и, повернув на поросшую мхом лужайку, бросался вниз головой на белое песчаное дно, образуя небольшой водопад. Ручей этот то весело напевал тоненьким комариным голоском, то придавал своему голосу суровое и угрожающее выражение, а иногда, прополоскав как следует горло снеговой водицей, заливался смехом.

Снусмумрик стоял и слушал. «Ручей тоже попадет в мою песенку, – подумал он. – Может быть, как припев».

В этот момент из запруды выпал камень, изменивший мелодию ручья на одну октаву.

– Недурно, – восхищенно сказал Снусмумрик. – Именно так это и должно звучать. Еще одна нота – как раз та, что нужно. А может, посвятить ручью отдельную песню…

Он достал свою старую кастрюлю и наполнил ее под водопадом. Зашел под ели в поисках хвороста. Из-за таявшего снега и весенних дождей в лесу было мокро и сыро, и Снусмумрику, чтобы найти сухие ветки, пришлось забраться в густой бурелом. Он протянул лапу – и в тот же миг кто-то взвизгнул и метнулся под ель и еще долго тихонько повизгивал, удаляясь в глубь леса.

– Ну да, конечно, – сказал самому себе Снусмумрик. – Под каждым кустом всякая мелюзга. Знаю я их… И почему они всегда такие беспокойные? Чем меньше, тем непоседливей.

Он вытащил сухой пень и немного сухих веток и не торопясь разложил походный костер в излучине ручья. Костер сразу же занялся, ведь Снусмумрик привык готовить себе обед. А готовил он всегда только себе самому и никому больше. Чужие обеды его не очень-то интересовали, потому что все его знакомые никак не хотели расставаться с привычкой болтать за едой.

И еще они питали слабость к стульям и столам, а некоторые из них пользовались и салфетками.

Он даже слышал об одном хемуле, который переодевался, прежде чем приняться за еду, но это, наверное, была просто клевета.

С отсутствующим видом Снусмумрик хлебал свой жиденький суп, и взгляд его все это время был устремлен на зеленый мшистый ковер, что раскинулся под березами.

Мелодия сейчас была совсем близка, оставалось только ухватить ее за хвост. Но он мог и не торопиться, она все равно была окружена и уже не могла ускользнуть. Поэтому сначала он займется мытьем посуды, потом трубкой, а затем, когда запылают угли в костре и в лесу начнут перекликаться ночные звери, – вот тогда настанет время для песни.

Он увидел ее, когда всполаскивал в ручье кастрюлю. Эта малышка притаилась за корневищем и таращилась на него из-под взъерошенных, нависших надо лбом волос. Глазки смотрели испуганно, но с необыкновенным любопытством, они следили за каждым движением Снусмумрика.

Снусмумрик сделал вид, что ничего не замечает. Он подгреб угли к костру и срезал несколько еловых веток, чтобы было помягче сидеть. Потом достал трубку и неторопливо раскурил ее. Он пускал в ночное небо тонкие струйки дыма и ждал, когда к нему пожалует его весенняя песня.

Но песня не торопилась. Зато малышкины глаза смотрели на него не отрываясь, они восхищенно следили за всеми его действиями, и это начинало его раздражать.

Снусмумрик поднес ко рту сложенные вместе лапы и крикнул:

Крошка юркнула под свой корень и, необычайно смущенная, пропищала:

– Надеюсь, я тебя не напугала? Я знаю, кто ты такой. Ты Снусмумрик.

Она забралась в ручей и стала перебираться на другой берег. Для такой крохи ручей оказался глубоковат, да и вода в нем была слишком холодная. Несколько раз ноги ее теряли опору, и она плюхалась в воду, но Снусмумрик был так рассержен, что даже не попытался помочь.

Наконец на берег выползло какое-то жалкое и тоненькое, как ниточка, существо, которое, стуча зубами, сказало:

– Привет! Как удачно, что я тебя повстречала.

– Привет, – холодно ответил Снусмумрик.

– Можно погреться у твоего костра? – продолжала кроха, сияя всей своей мокрой рожицей. – Подумать только, я стану одной из тех, кому хоть раз удалось посидеть у походного костра Снусмумрика. Я буду помнить об этом всю свою жизнь.

Малышка пододвинулась поближе, положила лапку на рюкзак и торжественно прошептала:

– Это здесь у тебя хранится губная гармошка? Она там, внутри?

– Да, там, – сказал Снусмумрик довольно недружелюбно. Его уединение было нарушено, его песня уже не вернется – пропало все настроение. Он покусывал трубку и смотрел на стволы берез пустыми, невидящими глазами.

Судя по рисункам самой писательницы, муми-тролли похожи на таинственных маленьких зверей, на ожившие игрушки, на фигурки в детских рисунках. В прошлом муми-тролли жили за печами в домах людей, подобно троллям и домовым. Но со временем паровое отопление почти вытеснило печное, и муми-троллям пришлось искать другие пристанища.

Первоначально Туве Янссон называла муми-тролля Снорком и использовала его образ как своеобразную эмблему или подпись. Фигурка Снорка присутствовала на всех иллюстрациях и карикатурах, нарисованных Янссон. Снорк заметно отличался от более позднего образа муми-тролля - он был более худым, с длинным узким носом и ушками, похожими на рожки (аналогичный облик имеют и муми-тролли на ранних иллюстрациях).

В книгах Туве Янссон повествуется об одной семье муми-троллей - Муми-семействе. Эта беззаботная и предприимчивая семья живет в своём доме в Муми-долине (Мумидол), хотя в определённые периоды они жили в маяке и театре.

Удивительная атмосфера царит в доме Муми-троллей и в их Долине . Здесь с распростёртыми объятиями примут любого, кто бы ни пришёл, усадят за стол, уложат спать, оставят жить «насовсем». «Муми-папа и Муми-мама лишь ставили новые кровати да расширяли обеденный стол». Добрый и бескорыстный мир Муми-троллей противостоит алчной и равнодушной, «холодной» Морре , с глазами без выражения, от одного присутствия которой замерзает земля.

Муми-тролли - фантастические существа, ведущие вполне человеческий образ жизни. Их сказочная мечта - мечта о реализации в повседневной жизни самых лучших возможностей, заложенных в человеке. Чудо обыкновенной жизни, которое они воспевают, может состояться лишь при одном условии: каждый имеет право быть самим собой, но никто не имеет права думать только о себе. Книги о них полны юмора и оптимистичны.

Персонажи

Кадр из мультфильма 1992 года. Слева направо: Снифф, Муми-тролль, Малышка Мю, Снусмумрик

  1. Муми-тролль и другие (1978) / 20 мин. 15 сек. / кукольный
  2. Муми-тролль и комета (1978) / 17 мин. 2 сек. / кукольный
  3. Муми-тролль и комета. Путь домой (1978) / 18 мин. 22 сек. / кукольный
  • режиссер: Аида Зябликова (1-2), Нина Шорина (3)
  • сценарист: А.Алтаев
  • оператор: Леонард Кольвинковский
  • композитор: Алексей Рыбников

Свердловсктелефильм

Аттракционы

В Тампере создана «Долина Муми-троллей ». Музей основан по мотивам книг писательницы Туве Янссон . Оригинальные иллюстрации Муми-троллей, выполненные Туве Янссон, а также трехмерные макеты, являются существенной частью атмосферы музея.

Юбилейный 2010 год

2010 год отмечался в Финляндии как «Год Муми-тролля» по случаю 65-летия выхода в свет первой книги Туве Янссон. В связи с этим по всей стране проходили выставки, концерты, театрализованные представления, посвященные муми-троллям и Туве Янссон. Издательство Zangavar (Москва) начало выпуск «Муми-троллей» – Полного собрания авторских комиксов Туве Янссон в пяти томах.

Фигурки персонажей

Туве Янссон и Муми-тролли(1956).

Авторизованные фигуры большинства персонажей книг о Муми-троллях выпускаются финской керамической фабрикой Арабиа . Фабрика выпускает также посуду с авторскими рисунками-иллюстрациями Туве Янссон, как сервизы, так и отдельные предметы вроде кофейных кружек, и Муми-троллей - ёлочные игрушки.

Муми-новодел

Еще при жизни Туве Янссон дала разрешение другим авторам сочинять книги о Муми-троллях. На данный момент в Финляндии и Швеции около десятка авторов пишут книги о приключениях жителей долины Муми. Наиболее известным и успешным среди писателей, продолжающих описание жизни Муми-троллей, считается Харальд Сонессон, который подобно Янссон, сам иллюстрирует свои книги.

См. также

  • Мумий Тролль - советская /российская рок-группа .

Ссылки