В помощь школьнику. Особенности философской лирики пастернака Лирика пастернака кратко самое главное

Для получения зачета студент должен выполнить следующие задания:

1. Составить хронологическую таблицу.

2. Подготовить конспект лекций по теме.

3. Подготовить самостоятельно письменный анализ стихотворений «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме»

4. Уметь анализировать следующие стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Ты в ветре, веткой пробующем...", "Гамлет", «Рассвет», "Август", "Быть знаменитым некрасиво..." ,"Во всем мне хочется дойти...", «Когда разгуляется», "Ночь", "Единственные дни".

5. Выучить наизусть следующие стихотворения: «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…».

6. Уметь отвечать на следующие вопросы:

Как в творчестве Б. Пастернака решалась тема предназначения поэта? Определите основные мотивы, раскрывающие тему личности. Как с этой темой соотнесен образ лирического героя? Каковы мотивы философской лирики поэта? Каковы художественные особенности ранней и поздней поэзии Пастернака? Какова роль конкретной детали в художественной системе стихотворений Пастернака? В чем заключаются особенности любовной лирики Пастернака? Определите основные особенности пейзажной лирики Пастернака. Какую философскую идею она выражает?



Любить иных – тяжелый крест… Никого не будет в доме…»
Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Все это – не большая хитрость. Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проёме Незадёрнутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого. И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной. И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной. Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь, - Тишину шагами меря. Ты, как будущность, войдёшь. Ты появишься из двери В чём-то белом, без причуд, В чём-то, впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют

Тема лекции: « Лирика Бориса Пастернака»

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА .

Творчество Пастернака многотемно, но его лирику объединяют общие философские идеи. Уже в ранней поэзии обозначились мировоззренческие концепции его будущих поэтических книг: самоценность личности, бессмертие творчества, связь человека со всем сущим. Единство авторского "я", природы и творчества стало темой стихотворения "Февраль. Достать чернил и плакать!.." (1912). Лирическая ситуация создана на основе мотива романтической поэзии - бегства лирического героя из города в естественный мир. Его стремление раствориться в природе подчеркнуто особенностями синтаксиса, в предложениях отсутствует авторское "я" как подлежащее, Пастернак прибегает к безличным формам: "достать чернил", "писать о феврале", "достать пролетку". Единение лирического героя и ливня, проталин, грачей, ветра - источник поэтического творчества, природа которого интуитивна и лишена логического начала: "И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд".

Контрастные мотивы ливня и "сухой грусти" лирического героя, весны и черноты, а также благодати природы, переполненности эмоциями и вещной детали - нанятой "за шесть гривен" пролетки - вовсе не выражают темы дисгармонии; наоборот, они представляют образ единого и многомерного мира. Обратите внимание на то, как в художественную систему уже этого стихотворения органично вошла прозаическая деталь. Эта особенность характерна для постсимволистского периода русской поэзии - для творчества футуристов и акмеистов.

Объединяющим все мотивы стихотворения является лейтмотив черноты, выраженный образами черной весны, чернил, чернеющих проталин, грачей, которые сравниваются с обугленными грушами, дна очей. При аскетичности цвета художественный мир стихотворения динамичен и звучен, в нем самоценны глаголы движения и звуковые образы ("плакать", "писать о феврале навзрыд", "ветер криками изрыт").

Вы видите, что пейзажная лирика Пастернака и философична, и исполнена чувств, она выражает как мировоззрение поэта, так и его эмоциональное состояние. Это же относится к стихотворению "Ты в ветре, веткой пробующем..." (1919). Оно построено на традиционных для русской литературы образах. Это и знакомая вам по "Обломову" ветка сирени, и сад, и уже встретившиеся в предыдущем стихотворении ветер и обновляющий землю дождь. Все они есть один мир, которому принадлежит и лирический герой, и связанный с его существованием вещный мир, что выражено соответствующими образами, в том числе метафорами и сравнениями:

У капель - тяжесть запонок, И сад слепит, как плес, Обрызганный, закапанный Мильоном синих слез.

Пастернак был верен своей идее единства и взаимосвязи человека и мира, бессмертия жизни. Его философские воззрения на человека восходили к учениям итальянских гуманистов, к их концепции человека как пятого - наряду со стихиями воды, земли, воздуха и огня - элемента вечной вселенной, о чем он писал в статье "Несколько положений". Например, в "Сестре моей - жизни" как символ бессмертия представлено творчество М. Лермонтова. Ему и была посвящена книга. Демон ("Памяти Демона") - образ вечного творческого духа Лермонтова: он бессмертен, един с природой, потому и "Клялся льдами вершин: / Спи, подруга, лавиной вернуся". Свою внутреннюю связь с Лермонтовым поэт подчеркнул реминисценцией. Так, если в поэме Лермонтова "Демон" были строки "Поныне возле кельи той / Насквозь прожженный виден камень", то в стихотворении Пастернака мы встречаем образ уцелевшей "за оградой грузинского храма" плиты. Демон печали и любви в интерпретации поэта во многом соответствовал и образу Демона на полотнах М. Врубеля.

Однако революционная реальность противостояла пастернаковскому восприятию единого мира. Так, послеоктябрьское время представлялось ему мертвым, его лидеры - искусственными, природой несотворенными созданиями, как он писал в письмах к знакомым. В 1918 г. им было написано стихотворение "Русская революция", в котором современность ассоциировалась с характерным образным рядом: бунт, "топки полыханье", "чад в котельной", "людская кровь, мозги и пьяный флотский блев".

Тогда же он обратился к теме, противоположной этой, и написал психологическую повесть "Детство Люверс" о живой детской душе. Психика девочки, девушки Жени Люверс чутко воспринимает все происходящее вокруг нее. Улица "полошилась", день "тыкался рылом в стекло, как телок в парном стойле" (вспомните метафорический образ из стихотворения "Ты в ветре, веткой пробующем...": сад "в окошко торкался"), поленья падали на дерн - все она чувствовала, осязала. Детскому сознанию свойственна нерасчлененность восприятия, ему неведома расколотость существования на быт и интуицию.

Такое видение пространства, мелочей, событий, людей мы наблюдаем и в лирике Пастернака. Во "Втором рождении" сам быт стал лирическим пространством, а концепция мира как движущегося целого выражалась в мотиве проникновения внутреннего мира человека в мир предметный ("Перегородок тонкоребрость / Пройду насквозь, пройду, как свет. / Пройду, как образ входит в образ / И как предмет сечет предмет"), а также сродства и с миром непредметным ("Но пусть и так, - не как бродяга, / Родным войду в родной язык").

СУДЬБА СТРАНЫ И ЛИЧНОСТЬ

В книге "На ранних поездах" поэт выразил свое ощущение родины. Его Россия - не просто советское государство, пастернаковский патриотизм не был синонимичен патриотизму советскому. Стремясь постичь "неповторимые черты" России, он всматривается в жизнь народа и испытывает к нему такое же чувство сродства, как и к природе:

Превозмогая обожанье, Я наблюдал, боготворя. Здесь были бабы, слобожане, Учащиеся, слесаря.

("На ранних поездах", 1941)

Концепция единого мира, помимо таких составляющих, как поэт, его чувственный и вещный мир, природа, творчество, включила и понятие народа. Россия теперь - единое пространство, не разделенное на народ и интеллигенцию, народ и врагов народа и так далее. Пастернак создал сходный с блоковским образ России-избранницы с особой "русской судьбой", в ней вечные, неподвластные ничьей воле ценности, она в развитии, в обновлении:

И русская судьба безбрежней, Чем может грезиться во сне, И вечно остается прежней При небывалой новизне.

("Неоглядность", 1944)

Отечественную войну он рассматривает как конфликт "душегубов" и "русской судьбы безбрежной". Тема жертвенности и бессмертия души - одна из главных в вошедшем в книгу цикле "Стихи о войне". В стихотворении "Смелость" (1941) безымянные герои, не причисленные к живым, уносили свой подвиг "в обитель громовержцев и орлов"; в стихотворении "Победитель" (1944) всему Ленинграду выпал "бессмертный жребий".

В стихах о войне Б. Пастернак выразил христианское понимание значения личности. В Евангелии его привлекала идея о том, что в. царстве Божием нет народов, но есть личности. Эта тема обрела особый смысл в творческой судьбе поэта зимой 1945/46 г., когда он приступил к написанию романа "Доктор Живаго". Герой романа доктор Юрий Живаго вопреки революционной реальности сохранял свою внутреннюю свободу. В этом образе выразилась мысль поэта о самоценности человеческой личности, о том, что всякая стадность приближает человека к состоянию неодаренности.

Антипод Живаго - одержимый идеей революционного служения Стрельников, революция для него - Страшный суд на земле. Однако революция беспощадна и к Стрельникову. Живаго умирает в роковой для крестьянской России год раскулачивания - 1929-й. Трагичны жизни его близких, их участь - эмиграция, сталинские лагеря. Так судьба человека, во многом зависимая от судьбы России, являет в романе путь познания высших истин.

ЛИРИКА ИЗ РОМАНА "ДОКТОР ЖИВАГО".

Пастернак писал, что в Живаго он стремился запечатлеть и себя, и Блока, и Есенина, и Маяковского. Тема творческой личности стала одной из центральных в двадцати пяти стихотворениях Живаго, составивших заключительную часть романа. Одно из них - "Гамлет" (1946). Несомненно, образ Гамлета автобиографичен, лирический герой представляет себя в роли Гамлета ("Гул затих. Я вышел на подмостки"). Несомненно и то, что он выражает терзания стремящегося сохранить свою независимость, внутреннюю отстраненность от жестокой эпохи Живаго: ведь в этом образе выражена драма долга и самоотречения. Судьба Гамлета соотнесена с судьбою Христа, Христова судьба - прообраз последующих жертвенных подвигов. У Гамлета, как и у Христа, нет права выбора, его судьба совершается помимо его воли, он знает, что выполняет "замысел упрямый" Господа. В молитве Гамлета ("Если только можно, Авва Отче, / Чашу эту мимо пронеси") звучит евангельская тема. В главе 14 Евангелия от Марка читаем: "Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня". В главе 26 Евангелия от Матфея: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия". В главе 22 Евангелия от Луки: "Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!" Пастернак максимально приближает свой текст к тексту Евангелия. С этими словами Христос обратился к Богу Отцу в Гефсиманском саду, зная, что ему предстоит мучительная смерть. Гамлет, как и Христос, знает, что вопреки молитве испытания все-таки постигнут его. Как Христос добавил к своей просьбе: "впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет", так и Гамлет осознает свою миссию в соответствии с "замыслом упрямым". Вечность трагического чувства и внутренней драмы личности-одиночки, ее сложные отношения с эпохой выражены и в мотиве фарисейства: фарисейство новозаветного времени - "далекий отголосок" того, что происходит в современности, "другой драме".

Фарисеи –иудейская секта, её члены на необыкновенную святость, со строгостью исполняли многочисленные обряды, но были горды и лицемерны, что и было осуждено Христом, как сообщает нам Евангелие.

Такой же представляется Пастернаку современная эпоха: "Я один, все тонет в фарисействе. / Жизнь прожить - не поле перейти".

Тема "Гамлета" соответствует теме стихотворения "Гефсиманский сад" (1949), которое завершает роман. Крестный путь неотвратим как залог бессмертия, и Христос, приняв чашу испытаний и пережив муки смертного, произносит: "Ко мне на суд, как баржи каравана, / Столетья поплывут из темноты".

Повторилась тема "Гамлета" и в стихотворении. "Рассвет" (1947). Лирический герой берет на себя бремя чужих забот: "Я чувствую за них за всех, / Как будто побывал в их шкуре". Слияние судеб лирического героя и народа - завет свыше: "Всю ночь читал я твой завет". Мотив погружения в повседневность также имеет евангельские корни. В "Докторе Живаго" была выражена мысль о том, что дух Евангелия во времена апостолов заключался в изложении истин через повседневность, что и было выражено в притчах. Таким образом, Пастернак полагал, что сама повседневность, мирская суета, ежедневные людские заботы символичны, в них скрыты высшие истины. В "Рассвете" душа лирического героя впитывает в себя мелочи человеческой жизни: "Везде встают, огни, уют, / Пьют чай, торопятся к трамваям".

Пастернак назвал это стихотворение "плохим Блоком". Таким образом, в словах "ты", "твой завет" звучит и тема литературной преемственности, в них - образ Блока.

Так Пастернак решил традиционную в русской поэзии тему поэта и толпы.

Тема земных и небесных путей, соотнесенности человеческой жизни с миром вечности раскрыта в стихотворении "Август" (1953). В нем образный ряд являет синтез предметного, бытового мира ("слегка увлажнена подушка", занавеси, диван, "край стены за книжной полкой"), душевных состояний ("размах крыла расправленный", женщина, творчество) и метафизических явлений (Преображение Христа, свет горы Фавор, открывший апостолам божественную суть Христа, "лазурь преображенная", "золото второго Спаса").

Солнце - и конкретный пейзажный образ, и символ жизни - контрастирует с мотивом сна.

Лирический герой "Августа" видит сон о собственном погребении. Пастернак рисует ситуацию, в которой соединились и бытовые детали, и мистическая образность:

В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее...

Однако сон, как в "Светлане" Жуковского, оказывается кошмаром, образы солнца и Преображения знаменуют возвращение героя к жизни, хотя он с ней и прощается.

Тема сродства быта, плотского начала и духа, а также вера в преодоление тревог, метелей внешнего мира выразились и в любовной лирике романа. В стихотворении "Зимняя ночь" (1946 ) противопоставлены два мира - безбрежный (вселенская снежная мгла) и локальный (дом, место встречи). Символами происходящего "в этих мирах являются образы-антонимы - метель и свеча. Мир дома стал для лирического героя, как и для доктора Живаго, самоценным пространством, именно в нем он познает плотскую и духовную радость. Бытовой образ "И падали два башмачка / Со стуком на пол" дополняет надбытовой, духовный план стихотворения, который, в свою очередь, трансформируется в сверхчувственный, неземной: "И жар соблазна / Вздымал, как ангел, два крыла / Крестообразно". Плоть, как полагал Пастернак, не греховна. В повести "Охранная грамота" (1930) поэт писал о чистоте и святости обнажения и близости, об их защищенности от разврата. В "Зимней ночи" плоть словно получает благословение свыше. Потому и появляется в стихотворении образ свечи. Этот образ, выражающий, как правило, идею святости, чистоты, душевного покоя, сопровожден "земной" деталью, говорящей как раз о плотском, об обнажении и интимной близости: "И воск слезами с ночника / На платье капал".

ПОСЛЕДНЯЯ ЛИРИКА

Свой образ мира, отличный от того, что предлагала в основном атеистическая советская литература, Пастернак представил в лирике 1956-1959 гг., которая была объединена им в книгу "Когда разгуляется". Ее темы отразили те вопросы, которые он решал на протяжении всего своего творчества: поэт и время, жизнь и бессмертие и другие. Устранившись от общественной жизни, он пытался сохранить в своем внутреннем мире согласие и покой, уберечь его от внешних влияний, как стремился к этому и Живаго. В ряде стихотворений Пастернак выразил свое понимание назначения поэта. Так, в стихотворении "Быть знаменитым некрасиво..." (1956) истинная поэзия была противопоставлена окололитературной суете. Поэту, как полагал Пастернак, противопоказано быть знаменитым, заводить архивы, для его таланта губительны успех и шумиха, "быть притчей на устах у всех" - позор и самозванство. Он формулирует сентенцию: "Цель творчества - самоотдача". Как в "Гамлете" лирический герой стремился предугадать, что случится на его веку, так и лирический герой стихотворения "Быть знаменитым некрасиво..." стремится жить так, чтобы "услышать будущего зов". Поэту следует сохранить свою индивидуальность, что соответствует понятию живой души:

И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.

В стихотворении "Во всем мне хочется дойти..." (1956) лирический герой - максималист, он говорит о своей страсти познания сущности явлений, постижения полноты жизни ("Жить, думать, чувствовать, любить, / Свершать открытья"). Среди перечисленных Пастернаком понятий и явлений нет умозрительных, рациональных. Его лирический герой воспринимает мир просто и естественно, как это делают любимые герои Л. Толстого. Истина жизни и является, как полагает Пастернак, материалом для творчества. Природа творчества адекватна окружающему миру:

В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты.

Если придававший поэзии утилитарное, социальное значение В. Маяковский сравнивал творчество с маузером, грозным оружием, рифму уподоблял бочке с динамитом, то Пастернак ассоциирует поэзию с садом ("Я б разбивал стихи, как сад").

За счет многочисленных перечислений разнородных понятий создается психологический подтекст: перед нами экстаз творчества, в заключении стихотворения оформившийся в образ "Натянутой тетивы / Тугого лука". Этому способствуют и лексические и синтаксические анафоры.

Природа как образ гармоничной простоты и совершенства, как идеал противопоставлена в системе ценностей честолюбивой суете, искусственности. Следуя традициям А.С. Пушкина, Й.С. Тургенева, Пастернак создал образ природы не мастерской, хотя это бы соответствовало идеологии времени пятилеток, рекордным темпам социалистического строительства,- тезе о человеке, который как хозяин проходит по планете, а природы-храма. В стихотворении "Когда разгуляется" (1956) "простор земли" и храм были уподоблены друг другу:

Как будто внутренность собора - Простор земли, и чрез окно Далекий отголосок хора Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою.

Мир природы в стихотворении эмоционален (небо "празднично", "торжества полна трава"), многомерен, полнокровен, что выражается сравнениями ("Большое озеро как блюдо", "скопленье облаков" - "горные ледники", "Просвечивает зелень листьев, / Как живопись в цветном стекле"), многоцветен (лес то горит, то словно покрыт копотью, между туч проглядывает синева, введены образы солнца и зелени).

Концепция человека как пятого элемента вселенной и творчества как его духовной работы соотносится Пастернаком с темой времени и вечности, что мы видим на примере двух стихотворений - "Ночь" и "Единственные дни". Постоянное движение, устремленность к иным пределам составляют суть творческой жизни, о чем Пастернак написал в стихотворении "Ночь" (1956) . Художник, артистическая натура сравнивается с летчиком в ночном небе; он, как лирический герой многих произведений Пастернака, принадлежит и земному пространству, то есть конкретному времени, и вечности; он парит над планетой, над ночными барами, казармами, вокзалами, иными словами, над тем, что измеряется временем, имеет свои временные характеристики, и "уходит в облака". Летчик - образ, раскрывающий тему единства земли и неба. В отличие от поэтов-романтиков Пастернак не противопоставляет одно другому, его поэтическое сознание направлено на синтез миров. Потому здесь встречается распространенный в поэзии Пастернака прием уподобления "высокого" "низкому", духовного вещному: летчик исчез в тумане, "Став крестиком на ткани / И меткой на белье", а его виражам находится параллельный образ, благодаря которому ночное небо становится бесконечным:

И страшным, страшным креном К другим каким-нибудь Неведомым вселенным Повернут Млечный Путь.

Последние две строфы - обращение к творческой натуре, в котором пять раз звучит призыв "не спи"; духовные усилия соединяют время как нечто осмысленное человеком, конкретное, в чем проявляется земное бытие и чему принадлежит сам художник, и вечность, которой опять же он принадлежит: "Ты - вечности заложник / У времени в плену".

Отношение к жизни как к непрерывному солнцевороту, к бесконечности "единственных дней", множественности единичного и единству множества выражено в стихотворении "Единственные дни" (1959). Философия времени сводится к следующему: индивидуальное и неповторимое соединяется с чередой такого же индивидуального и неповторимого, образуя бесконечную цепь. При |этом как в предыдущем стихотворении время - составляющая вечности, так в этом стихотворении день - образ вечности и его составляющая: "И дольше века длится день, / И не кончается объятье". Эта очевидная истина в конце 50-х гг. была не так уж очевидна, официальная идеология страны не признавала этой непрерывности и взаимосвязи времен, была направлена на забвение ценностей дореволюционного прошлого, воспринимала настоящее как переходное состояние и целиком была обращена к "светлому будущему".

Особенность метода выражения философской лирики Пастернака состоит в том, что она нигде открыто не представлена. В общем-то это нетипично для поэзии, однако у автора глубоко зашифрован стихотворный подтекст, скрыт очень тонко, практически на линии риска. Читателю следует самому проделать путь, начиная с поэтического образа, заканчивая философским обобщением, основным направлением философской лирики Пастернака. Поэтом предложен первичный материал для усиленного мыслительного поиска, им же предоставлены указатели путей с использованием разных намеков. А «как бы» за кадром находится главная авторская философская позиция. В философской поэзии Пастернака трактуются основы бытия, но первое место занято любовью, которая является не просто чувством, а жизненным принципом, первоосновой жизни. Только благодаря любви человек может познать мир. Любовь обладает аналогом в природном мире, представленным всеобщей взаимосвязью всех вещей и явлений. В философских стихах Пастернака большая роль отведена проблеме мировоззрения, единственным решением которой является признание в полной мере всех разновидностей жизни. Цель поэтического творчества Пастернака заключается в самовыражении, самоотдаче. Он не увлечен непосредственно человеческой славой: поэту следует поступать таким образом, чтобы он смог завоевать мировую любовь.

Как раз это и является глубинным смыслом философской поэзии Пастернака, которая состоит из самоотдачи создателя и поэта. Мир ожидает труда мастера слова так же, как труда землепашца. Поэтом должно реализовываться его предназначение, которое он имеет на бренной земле, и он не вправе свернуть со своего пути, отказавшись от исполнения своей роли. Это является неким роковым фатализмом философской поэзии Пастернака. однако фатализмом счастливым, так как он предоставлен свыше. Именно философской лирикой автор пытался рассказать читателям о внешней стороне событий, об их глубинном смысле; он очень переживал по поводу точной передачи сути изображенных им жизненных явлений, он сильно тревожился за сохранение в настоящей реальности вечных моральных человеческих ценностей.

В философских лирических произведениях Пастернак позаимствовал представление о призвании поэзии в некоторой степени у классики, но делая обобщения, лирик именует свою поэзию по-новому. Она называется поэзией-губкой, впитывающей целый мир, чтобы позже после того, как ее отожмут, люди получат свой мир. Она попытается открыть его им. Во всем этом и состоит высокое предназначение поэзии, так как лишь поэт обладает особым, полным, стопроцентным и одновременно первичным знанием о мире. Борис Пастернак является одним из великих поэтов-философов своей эпохи.



    Философская поэзия Гавриила Державина полностью искренняя и правдивая, что может быть подтверждено отказом писателя от должности "придворного...



    Один из главных мотивов философских лирических произведений Тютчева представлен мотивом иллюзорности, эфемерности, ирреальности существования. ...


    Женская поэзия отличается тонкостью ощущений, гибкой музыкальностью, раскрытием глубины душевного переживания. По-видимому, эмоциональная суть...



    Языки прозы и поэзии являются двумя сторонами медали: как будто они относятся к литературе, будучи ее видами, но едва ли существует возможность, ...



    Поэтические жанры являются своеобразными подвидами творчества, объединенными в общую категорию, имеющую наименование "Поэзия". Так как возникновение...

    Сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького,
    доктора филологических наук - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Юрий Минералов 2018. Все права защищены.

    Копирование текстов без письменного разрешения автора является грубым нарушением
    федерального закона об охране авторских и смежных прав.

Центральное место в лирике Пастернака принадлежит теме при-роды. Содержание этих стихотворений значительно шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рас-светах, Пастернак повествует о природе самой жизни, исповедует ве-ру в нравственные основы жизни. Пейзаж в творчестве Пастернака не просто изображается, а живет и действует. Вся полнота жизни в разнообразии ее проявлений вмещается в кусочек природы, который, кажется, способен чувствовать, мыслить и страдать.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!» относится к ранней лирике Пастернака. Написанное в 1912 году, оно было опубликовано в сборнике «Лирика» в 1914 году, а позже открывало сборник «Поверх барьеров», в который вошли стихи разных лет. Проникнутое грустным настроением прощания с зимой, стихотво-рение поражает точностью пейзажных зарисовок. Лирический ге-рой, поэт, хочет написать о феврале, когда чернеют проталины и появляются первые лужи. Ему хочется умчаться на пролетке за шесть гривен туда, «…где ливень еще шумней чернил и слез». Ты-сячи грачей, похожих на обугленные груши, «сорвутся в лужи и об-рушат сухую грусть на дно очей». Картина пробуждающейся при-роды создает у поэта особое настроение: «Писать о феврале навзрыд». Для ранних стихотворений Пастернака характерен уди-вительный подбор лексики, ассоциативные ряды образов.

Метафорическая насыщенность — также одна из отличитель-ных особенностей художественной системы Пастернака. Это и «гро-хочущая слякоть», «клик колес», «ветер криками изрыт». Обилие свежих, новых сравнений, метафор, эпитетов привлекает внима-ние, делает язык поэта особенным и неповторимым, но в то же вре-мя сложным для восприятия.

Стихотворения «Сосны» и «Иней» вошли в сборник «Переделки-но». Они были написаны в 1941 году во время жизни на даче, в подмосковном поселке Переделкино. Красота природы окружающе-го мира вызывает у поэта чувство благоговения и восхищения:

И вот, бессмертные на время, Мы к лику сосен причтены И от болей и эпидемий и смерти освобождены. («Сосны»)

В стихотворении «Иней» звучит та же тема беспредельной бла-годарности миру природы, дарующей человеку возможность видеть мир во всем его многообразии. Дни поздней осени, отмеченные первыми заморозками и первым снегом, особенно дороги поэту:

И белому мертвому царству, Бросавшему мысленно в дрожь, Я тихо шепчу: «Благодарствуй, Ты больше, чем просят, даешь».

Лирический герой Пастернака — страстная натура. Он не пере-стает удивляться и радоваться миру, потому что именно в простоте заключена его красота, только надо понимать это и уметь находить ее во всем. Пастернак видит и стихийность мира, и сложность в пе-реплетении человеческих судеб, и в то же время простоту, потому что люди не могут жить друг без друга. Тема любви звучит во мно-гих стихотворениях Пастернака. Переживший не один раз это ве-ликое и всепоглощающее чувство, Пастернак много писал о любви.

Стихотворение «Любить иных тяжелый крест…» было написано в 1931 году и вошло в цикл стихотворений «Второе рождение». Оно было посвящено жене — Зинаиде Николаевне Нейгауз, известной пианистке. Проникнутое большой любовью, нежностью и восхище-нием, оно невольно вызывает в памяти лучшие строки любовных стихотворений Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Образ любимой прекрасен и неповторим:

Любить иных — тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.

В этом же сборнике было стихотворение «Никого не будет в до-ме…». Дата написания совпадает — это 1931 год. Тема ожидания любимой, которая должна неожиданно появиться в сумерках, рас-крывается на фоне угасающего зимнего дня. Лирический герой на-ходится в гармонии с природой. Приметы зимы напоминают рос-черк кисти художника-импрессиониста: «…белых мокрых комьев // Быстрый промельк маховой», «Зимний день в сквозном проеме // Незадернутых гардин». Душа поэта живет ожиданием встречи:

Ты появишься у двери В чем-то белом без причуд, В чем-то впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют.

Тема России всегда волновала Пастернака. Судьба писателя была неотделима от судьбы родины. Для него не было вопроса: ос-таться после революции в России или эмигрировать на Запад. Ев-ропа означала материальное благополучие и покой, а Советская Россия открывала неясные, невиданные в мировой истории гори-зонты. И Пастернак сделал свой выбор — остался на родине. Во второй половине 30-х годов, когда в СССР прокатилось несколько волн жесточайших репрессий, Пастернак осознал, что «единение с временем перешло в сопротивление ему». Но и в самые тяжелые минуты испытаний Пастернак сохранял любовь к отечеству. Это можно увидеть на примере небольшого стихотворения «На ранних поездах», написанного в 1941 году и вошедшего в цикл стихотворе-ний «Переделкино». Это маленький рифмованный рассказ. Его ге-рой — измученный сложнейшими вопросами бытия интеллигент. «В горячей духоте вагона» подмосковной электрички ему открывается правда о прекрасном и непобедимом народе.

Сквозь прошлого перипетии И годы войн, и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты. Превозмогая обожанье, Я наблюдал, боготворя. Здесь были бабы, слобожане, Учащиеся, слесаря.

Так поэту открылись «России неповторимые черты». И он увидел то, что под силу прозреть лишь «вещим зеницам». Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повсе-дневной шелухи. Рубежом сороковых годов разделяется два перио-да творческого пути Пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая простота и ясность. Его стихи одухотворены присутст-вием открывшегося поэту «огромного образа России».

На протяжении всего творческого пути Пастернака волновал во-прос позиции поэта. В цикле стихов «Тема с вариациями» (1918) он ищет в художнике, в творчестве источник силы, способной противо-стоять стихии разрушения, бушующей в современном мире. Пыта-ясь выйти к пониманию сути мира, жизни, законов ее движения, развития, поэт утверждал созидательную природу искусства:

Поэзия, не поступайся ширью, Храни живую точность: точность тайн. Не занимайся точками в пунктире И зерен в мере хлеба не считай.

В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…», написанном в 1956 году, Пастернак определяет свое творческое кредо:

Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.

Воля к преодолению своих пределов сочеталась с постоянной за-ботой о сохранении собственного почерка, с желанием «не отсту-паться от лица». Первая строка стихотворения задает тон всему стихотворению:

Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.

Истинное величие поэта — не в том, чтобы стяжать себе славу, а в том, чтобы «привлечь к себе любовь пространства, // Услышать будущего зов».

Своеобразным поэтическим манифестом стало стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Оно было написано в 1955 году и вошло в сборник стихов «Когда разгуляется» (1956-1959). Стихотворение проникнуто чувством сопричастности всему живущему на земле, стремлением постигнуть сложность жизнен-ных явлений «до оснований, до корней, до сердцевины». Прибли-жаясь к пушкинскому философскому постижению жизни: «Я жить хочу — чтоб мыслить и страдать», Пастернак пишет:

Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.

Пастернак вновь ставит знак равенства между стихами и чудом из чудес — природой. В его стихах оживает «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осока, сенокос, грозы раскаты». И путеводной звездой на этом пути в будущее, к идеалу, становится для него бессмертная музыка, рожденная повседневностью для вечности:

Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды.

«Лирика позднего Пастернака открывает перед нами позицию по-эта — в отношении к миру и времени — в несколько ином ракурсе сравнительно с его творчеством прежних лет. Идея нравственного служения здесь преобладает надо всем прочим… Смысл бытия, назна-чение человека, сущность мира — вот вопросы, волновавшие Пастер-нака на протяжении многих лет, в особенности в конце жизненного пути, когда он, можно сказать, полностью отдает свою лирику поискам основ, разгадыванию конечных целей и первопричин» (А. Синявский).

Важное место в лирике Пастернака занимают стихотворения, включенные в роман «Доктор Живаго» (1956). Они написаны глав-ным героем этого произведения — Юрием Живаго. Это стихи, кото-рые были найдены в его бумагах после смерти героя, они представ-ляют свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе. В романе стихи выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную, строго продуманную композицию. Открывается она стихотворением о Гамлете, который в мировой культуре стал обра-зом, символизирующим раздумья над характером собственной эпо-хи. Лирический герой этого стихотворения, несущий в себе мысли и идеи своего поколения, выходя на подмостки жизни, понимает, что ему придется «испить свою чашу» лишений, горя, страданий, и мо-лит Бога: «Авва Отче, чашу эту мимо пронеси». Но он знает, что прийти к бессмертию можно лишь после того, как пройдешь все ис-пытания, посланные тебе судьбой. Лирический герой осознает, что он, как и каждый человек, должен пройти свой жизненный путь, каким бы трудным он ни был: Материал с сайта

Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути, Я один, все тоне в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.

В романе встречаются указания на обстоятельства возникнове-ния замысла тех или иных стихов. Одно из самых знаменитых сти-хов доктора Живаго «Зимняя ночь». Образ свечи, появляющейся на страницах романа, становится символическим. Накануне Рождест-ва Юра с Тоней проезжали по Камергерскому. «Вдруг он обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте од-ного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, прони-кавший на улицу почти с сознательностью взгляда…» В это время в сознании Юрия Живаго складываются стихи: «Свеча горела на сто-ле. Свеча горела…» как начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой. Так образ свечи становится символом поэтического дара Юрия Живаго и его любви к Ларе, которую он пронес в своей душе через всю жизнь:

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

В цикле стихов доктора Живаго есть несколько стихотворений, по-священных православным праздникам. Одно из них называется «Ро-ждественская звезда». Рассказывая о рождении Христа, поэт описыва-ет Вифлеемскую звезду, которая зажглась над колыбелью младенца:

Она пламенела, как стог, в стороне От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне.

Мы видим прекрасного младенца, «сияющего, в яслях из дуба, как месяца луч в углубленье дупла», его мать, деву Марию, которая любовалась Рождественской звездой.

Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое на-зывается «Гефсиманский сад». В нем звучат слова Христа, обра-щенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что «спор нельзя решать железом», и потому приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». И в этом стихотворении при-сутствует мотив добровольного самопожертвования во имя искуп-ления человеческих страданий и мотив будущего Воскресения:

Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья приплывут из темноты.

Таким образом, открывается книга стихотворений темой пред-стоящих страданий и сознанием их неизбежности («Гамлет») и закан-чивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвой.

«Наследие Бориса Леонидовича Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего века. Оно за-воевало любовь и признание самых взыскательных и строгих цени-телей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необхо-димостью, упоительным чтением и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия» (А. Озеров).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сборник Постернака стехи о природе
  • реферат ранняя лирика бориса пастернака
  • анализ стихотворений б.пастернака иней, сосны
  • пастернак не просто изображается
  • анализ стиха пастернака после грозы

Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она словно пожар, словно восстание против устоявшихся жанров и разграничений. И поэтому Пастернак -сын своего времени, времени трех революций, когда все рушилось и все приходило в движение. “Я стал частицей своего времени и государства, и его интересы стали моими”, - описывает поэт. Словно с черного хода приходят в поэзию и остаются существовать там навсегда все эти “залпом”, “взахлеб”, “навзрыд”, “вдребезги” и “наповал”. Образы в лирике рождаются из ниоткуда, из простых созвучий, из случайностей:

Ирпень - это память о людях и лете,

О воле, о бегстве из-под кабалы,

О хвое на зное, о сером левкое

И смене безветрия, вёдра и мглы…

Поэт дает себе полную волю, которую можно достичь только в своеобразном поэтическом бреду. Однако бред тот самый принадлежит гению. Словно некто играет на наших глазах сверкающими, быть может драгоценными, камушками в игру, правила которой не ясны нам, но процесс завораживает и гипнотизирует нас.

Он чешуи не знает на сиренах,

И может ли поверить в рыбий хвост,

Тот, кто хоть раз с их чашечек коленных

Пил бившийся как об лед отблеск звезд?

Скала и шторм и - скрытый ото всех

Нескромный - самый странный, самый тихий,

Играющий с эпохи Псамметиха

Углами скул пустыни ребяческий смех…

Многоточие, завершающее тот самый пассаж из “Темы с вариациями”, создает некое разреженное пространство, в котором повисает наш облегченный и восторженный вздох. Стихи Пастернака сотканы из ничего, словно кружева из грошовых ниток, словно музыка из семи нот. Поэт абсолютно свободен в работе с материей слова. Предмет его страсти - жизнь. Но слово - орудие, посредством которого поэт воздействует на нее. Поэзию Пастернака можно назвать экспрессивной, метафорической, непонятной. Можно придумать ещё десяток определений. Все равно за ними ничего не будет стоять. Поэт ускользает, как угорь из рук, он все пора пребывает за пределами своих определений. Его талант неуловим и неопределим. Такова мудрость поэзии, и такова ее наивность: “Какое, милые, у нас/ Тысячелетье на дворе?” Кто это спрашивает? Откуда тот самый человек? Зачем он здесь? Его соловьиная речь движет и меняет мир. Даль начинает изрекать, кусты - спрашивать, тоска - блуждать. Он создает шедевры, они остаются в памяти, проникают в гены, становятся частью жизни. У меня так случилось со стихотворением “Август”. Можно назвать это любовью с первого взгляда - чудесным образом сразу после первого прочтения оно вошло в мое сознание, чтобы остаться там навсегда. Я ни с кем не спорил, какое стихотворение у Пастернака лучшее. Для меня, несомненно, это.

Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве - богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака - это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки. Известна любовь Бориса Пастернака к музыке - ему даже прочили композиторское будущее, но смыслом его жизни стала поэзия.

Первые публикации его стихотворений относятся к 1913 году. В следующем году выходит первый сборник поэта “Близнец в тучах”. Пастернак входил в небольшую группу поэтов “Центрифуга”, близкую к футуризму, но попавшую под влияние символистов. К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал.

Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе, требующей полной самоотдачи:

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты - времени заложник

У вечности в плену.

Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые полностью раскрылись в последующем: поэтизация “прозы жиз- ни”, внешне неярких фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения - чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятыми. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали “затертые” поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.

Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения:

В посаде, куда ни одна нога

Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые, спят снега

(“Метель”)

Но какую экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении “Метель” речь идет о путнике, заблудившемся в посаде, о метели, усугубляющей безысходность его пути. Душевное состояние путника передают обычные слова, но само чувство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения, который придает ему своеобразный синтаксис.

Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он его видит. В стихотворении “Старый парк” сказано, что “карающих стай девятки разлетаются с дерев”. А далее находим такие строчки:

Зверской боли крепнут схватки,

Крепнет ветер, озверев,

И летят грачей девятки,

Черные девятки треф.

Образный ряд этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленное сравнение: грачи - девятки треф - самолеты. Дело в том, что стихотворение написано в 1941 году, в пору, когда не названные в нем самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. В сложных ассоциативных рядах - своеобразие поэзии Пастернака.

М. Горький писал по этому поводу Пастернаку: “Много изумляющего, но часто затрудняешься понять связи ваших образов и утомляет ваша борьба с языком, со словом”. И еще: “Иногда я горестно чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего творчества и отражается в нем именно как хаос, дисгармонично”. В ответ Пастернак писал: “Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану”. В зрелой лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетающаяся с глубиной мысли:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины.

Произошедшая с поэтом эволюция была естественным путем художника, желающего во всем дойти “до самой сути”. Постижение духовного мира человека, законов развития общества, природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Многие его стихи служат поводом для раздумья над вопросами жизненного устройства. Вот, к примеру, отрывок из стихотворения “Вокзал”:

Вокзал, несгораемый ящик

Разлук моих, встреч и разлук,

Испытанный друг и указчик,

Начать - не исчислить заслуг.

Бывало, вся жизнь моя - в шарфе,

Лишь подан к посадке состав,

И пышут намордники гарпий,

Парами глаза нам застлав.

Бывало, лишь рядом усядусь -

И крышка. Приник и отник.

Прощай же, пора, моя радость!

Я спрыгну сейчас, проводник.

Живописная и звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы - таковы характерные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин. Известно, что его творческий путь был нелегким его осуждали, травы (после написания романа “Доктор Живаго”). В те дни Пастернак напишет:

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Признанием большого литературного таланта Бориса Пастернака явилась присужденная поэту в 1958 году Нобелевская премия “За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”. Тогда Пастернака вынудили отказаться от этой премии. В 1989 году она была возвращена поэту посмертно. Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса Пастернака имеет важное значение не только в русской, но и в мировой культуре.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Достойные того, чтобы быть воспетыми: Красавица моя, вся стать, Вся суть твоя мне по сердцу, Все рвется музыкою стать, И все на рифмы просится. Необычным образом представлена в лирике Пастернака природа. Мало чисто пейзажных описаний, мало описаний “чистой” природы. Все нарисовано как-то вперемешку: природа какая-то пригородная, и недаром любимое пространство поздних стихов автора - ...

Мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы. Учебный предмет «Литература» - часть образовательной области «Филология». Он тесно...

И Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского "Гроза".) б) Паратов и Карандышев. (По драме А.Н. Островского "Бесприданница".) 76. а).Смысл названия драмы А.Н.Островского "Гроза". б) Тема утраченных иллюзий в драме А.Н. Островского "Бесприданница". 77. а) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".) б) Знакомство...

XIX века.) 214. «И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия» (Н. А. Некрасов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.) Темы сочинений по литературе ХХ века 215. Стихотворение И. А. Бунина «Ночь». (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение И. А. Бунина «Летняя ночь». (Восприятие, истолкование, оценка.) 216. Стихотворение И. А. Бунина « ...