Водное хозяйство и основы водохозяйственного проектирования. Официальная терминология Что такое Водное хозяйство, что означает и как правильно пишется Водопотребление народного хозяйства рф в будущем

Водное хозяйство – это производственная и природоохранная система, обеспечивающая население и хозяйство каждого региона и страны в целом водой в нужном объеме и надлежащего качества и защищающая окружающую среду от вредного воздействия вод. Функциональное назначение В.х. по обеспечению водой надлежащего количества и качества обусловливает одну из его главных целей: воспроизводство, охрана водных ресурсов и восстановление водных объектов. В задачи В.х., как отрасли экономики, входят: учет, изучение и комплексное использование поверхностных и подземных вод, включая охрану вод и борьбу с ущербом, причиняемым народному хозяйству наводнениями, селями, а также вопросы водного права. В.х. включает:

  • гидротехнические (инженерные) мелиорации (осушение – орошение земель, обводнение пастбищ и сельскохозяйственное водоснабжение);
  • гидроэнергетику;
  • водный транспорт (судоходство и лесосплав);
  • водоснабжение и водоотведение (канализация);
  • использование водных недр (разведение и лов рыбы, добыча солей и пр.);
  • регулирование рек для борьбы с наводнениями и др.

Основой В.х. служат:

  1. Поверхностные и подземные водные объекты.
  2. Сооружения, обеспечивающие регулирование и территориальное перераспределение речного стока, воспроизводство водных ресурсов, водозабор из поверхностных и подземных источников.
  3. Сооружения, обеспечивающие очистку забираемой из водоисточников воды, отвод сточных вод и их очистку перед сбросом в водоемы.
  4. Сооружения, обеспечивающие повторное использование вод в системах оборотного водоснабжения.
  5. Сооружения по деминерализации соленых и солоноватых вод (опреснительные установки).
  6. Сооружения по защите территорий, прилегающих к водным объектам, от подтопления и переформирования берегов, а также от эрозии, селей и лавин.
  7. Сооружения, позволяющие использовать водные объекты в целях водного транспорта, лесосплава, рыбного хозяйства и рекреации.

К водным объектам относятся: реки, озера, водохранилища, др. поверхностные водоемы и водные источники, а также каналы и пруды; подземные воды и ледники; внутренние моря и др. внутренние морские воды; территориальные воды (территориальное море). Регулирование речного стока обеспечивается при помощи плотин. Плотины, перегораживая реки, поднимают уровень воды от нескольких до 300 м и образуют водохранилища объемом от 1 млн. м 3 до 200 млрд. м 3 и площадью зеркала от 1-2 км 2 до 8450 км 2 . Водохранилища осуществляют суточное, недельное, сезонное и многолетнее регулирование стока. Территориальное перераспределение стока осуществляется с помощью каналов и насосных станций. Различают три вида перераспределения стока: подача воды из источника непосредственно потребителю, внутрибассейновые и межбассейновые переброски стока. Самым распространенным способом перераспределения стока служит подача воды по открытым каналам. В мире имеются каналы протяженностью в несколько сотен километров и с пропускной способностью до 300 м/с.

Многочисленные и разнообразные сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов рек, озер, морей, подземных вод или предотвращения (уменьшения) вредного воздействия воды на окружающую среду (наводнения, размывы берегов, селевые потоки и др.) называются гидротехническими сооружениями. По целевому назначению их разделяют на сооружения общего назначения и специальные.

К сооружениям общего назначения относятся:

  • водонапорные (плотины, дамбы), водопроводящие (каналы, трубопроводы, гидротехнические тоннели, лотки), водозаборные, служащие для забора воды из водотоков и водоемов;
  • водосбросные – для сброса излишков воды и полезных ее пропусков для поддержания санитарных или экологических условий, глубин для судоходства и др. (водосливы, водоспуски, глубинные водосбросы);
  • регуляционные, предназначенные для регулирования взаимодействия потока с руслом (в целях борьбы с размывами или отложениями наносов), а также защиты берегов от воздействия волн и течений.

К специальным гидротехническим сооружениям относятся сооружения, предназначенные для нужд одной отрасли В.х.:

  • мелиоративные (каналы, насосные станции и др., предназначенные для осушения, орошения и обводнения земель);
  • водно-энергетические (здания ГЭС и ГАЭС, деривационные каналы и тоннели, уравнительные резервуары и др. сооружения, предназначенные для использования водной энергии);
  • водно-транспортные (каналы, судоходные шлюзы, причалы, волноломы и пр.);
  • лесосплавные (бревноспуски, плотоходы и др.);
  • рыбохозяйственные (рыбоходы, рыбоподъемники, рыбоводные пруды и др.);
  • для водоснабжения и водоотведения (водозаборы, насосные станции, каналы, коллекторы, очистные станции и др.);
  • для борьбы с наводнениями, селями, эрозией почв (защитные дамбы, ливнестоки и др.);
  • для использования подземных вод;
  • для создания хвостохранилищ, шламонакопителей (дамбы, трубопроводы и пр.).

В ряде случаев применяют совмещенные сооружения, которые выполняют несколько функций, например, здания ГЭС – с водосбросными отверстиями, судоходные шлюзы – с водосбросами, водосбросы – с водозаборами. Группу гидротехнических сооружений, объединенных условиями совместной работы и местоположением, называют гидроузлом.

По месту расположения гидроузлы бывают речные, на каналах, морские, озерные и прудовые; по основному назначению – водозаборные (для различных отраслей В.х.), энергетические, водно-транспортные, рыбохозяйственные (рыбо-водные пруды); гидроузлы, регулирующие сток рек для его использования в различных целях (орошения, энергетики, водоснабжения, борьбы с наводнениями и пр.), для благоустройства населенных пунктов и др. Часто гидроузлы имеют комплексное назначение – для нужд нескольких отраслей В.х. Например, Цимлянский гидроузел на Дону имеет водно-транспортное значение, создает условия для орошения и обводнения, имеет в своем составе ГЭС и рыбоподъемник. Гидроузлы бывают безнапорные (например, речные гавани) и напорные; последние подразделяют на низконапорные (напор менее 10 м), средненапорные (10-50 м) и высоконапорные (более 50 м). Напорные гидроузлы часто бывают комплексными.

Комплекс гидротехнических сооружений, обычно объединенных в несколько гидроузлов, имеющих линейные участки трассы (участки рек, каналы, тоннели) и служащих общим водохозяйственным целям, называется гидротехническим комплексом или гидросистемой. Как и гидроузлы, гидросистемы бывают специализированными и комплексными. Например, в Волго-Донской комплекс входят: Волго-Донской канал длиной 101 км, Цимлянский комплексный гидроузел, оросительно-обводнительная система на левом берегу Дона, охватывающая территорию протяженностью более 600 км. Этот крупный гидротехнический комплекс решает вопросы водного транспорта, ирригации, водоснабжения, гидроэнергетики и рыбного хозяйства. В системе МПР России управление В.х. на местах осуществляется бассейновыми водохозяйственными управлениями (БВУ) и территориальными органами в субъектах РФ. БВУ осуществляет координацию деятельности территориальных органов, а также управлений эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем, расположенных в границах обслуживаемого бассейна, и обеспечивает единую техническую и экономическую политику в ведении В.х. в целом по бассейну. Разделение территории России на отдельные водохозяйственные управления позволяет приблизить оперативное руководство В.х. непосредственно к водопользователям и водопотребителям, а также упростить систему рационального использования и охраны водных ресурсов выделенных регионов. В этих управлениях дают разрешение на водопользование и контролируют их на местах, организуют мероприятия по сокращению потребления водных ресурсов, использованию и охране вод от загрязнения, засорения и истощения.

Отличительной особенностью сооружений В.х. является их высокая капиталоемкость, поскольку они требуют повышенной надежности в силу громадных ущербов не только экономического, но и социального и экологического характера от разрушения плотин, дамб и каналов, а также от нарушений подачи воды в системах водо- и энергоснабжения. В В.х. России около 70 % основных производственных фондов приходится на сельское хозяйство и промышленность, 15 % – на жилищно-коммунальное хозяйство и 10 % – на гидроэнергетику. На водопроводы приходится 27 % основных фондов водохозяйственного назначения, по 22 % – на канализационные сети с очистными сооружениями и каналы совместно с оросительной сетью, 15 % – на водохранилища и несколько более 10 % – на оборотные системы водоснабжения в промышленности и мероприятия по защите от вредного воздействия вод. В последние десятилетия вследствие бурного роста водопотребления и ухудшения качества воды стал ощутимым недостаток водных ресурсов. Это вызвало возникновение и обострение противоречий, связанных с использованием воды различными отраслями В.х. Радикальным, а во многих случаях единственным способом устранения или смягчения этих противоречий служит организация водохозяйственных комплексов, объединяющих отрасли хозяйства в водохозяйственные системы и структуры различных масштабов.

Водохозяйственным комплексом (ВХК) называют гидроузел и водохранилище со всеми сопутствующими сооружениями. Основная цель организации ВХК – оптимальное использование водных ресурсов основными водопотребителями и водопользователями. При функциональном объединении нескольких гидроузлов и водохранилищ, расположенных в одном или нескольких речных бассейнах, образуется водохозяйственная система. В России с 1993 года центральным органом исполнительной власти в области водного хозяйства является МПР. Его задачи:

  • разработка и реализация основных направлений федеральной политики в области водного хозяйства, воспроизводства и охраны водных ресурсов, восстановления водных объектов, бассейнового регулирования использования водных ресурсов;
  • обеспечение населения и народного хозяйства качественной водой;
  • сохранение чистоты и полноводности водных объектов, включая воды внутренних морей.

В задачи МПР входит также организация строительства и эксплуатации водохранилищ и др. комплексных водохозяйственных объектов, обеспечение разработки и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий паводков и др. видов вредного воздействия вод. МПР организует и осуществляет выдачу лицензий на пользование водными ресурсами.

Водное хозяйство, отрасль народного хозяйства, занимающаяся изучением, учётом, планированием комплексного применения водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения и транспортировкой их к месту назначения (потребления). Главная задача В. х. - обеспечение всех отраслей народного хозяйства водой в нужном количестве и соответствующего качества.

По характеру применения водных ресурсов отрасли народного хозяйства делятся на потребителей, каковые довольно часто безвозвратно изымают воду из её источников (рек, водоёмов, водоносных пластов), - промышленность, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство (для промышленного, бытового и с.-х. водоснабжения, орошения, обводнения), и водопользователей, каковые в большинстве случаев применяют не самоё воду, а её энергию либо водную среду, - гидроэнергетика, водный транспорт, рыбоводство и др. (см. Водопользование).

Отрасли народного хозяйства предъявляют к водным ресурсам различные требования, исходя из этого вопросы водохозяйственного строительства самый целесообразно решать комплексно, учитывая особенности каждой те изменения и отрасли в режиме подземных и поверхностных вод, каковые появляются при постройке гидротехнических их эксплуатации и сооружений и каковые нарушают сложившиеся в природе связи. Комплексное применение водных ресурсов разрешает самый рационально удовлетворять потребности в воде каждой отрасли народного хозяйства, оптимально сочетать интересы всех водопользователей и водопотребителей, экономить средства на постройку сооружений.

Успешным комплексным решением проблем В. х. помогает канал им. Москвы (выстроен в 1932-37), разрешивший обеспечить питьевое и промышленное водоснабжение Москвы; это глубоководная транспортная магистраль, обводняющая реки и каналы недалеко от Москвы и дающая возможность приобретать электричество; водохранилища канала активно применяются как туризма и места отдыха.

Но требования отраслей смогут быть и противоположными. Так, расширение площадей орошаемых земель в бассейне Амударьи, забор её вод для Громадного Каракумского канала, создание на притоках водохранилищ, в особенности Нурекского, приведёт к практически полному прекращению стока в Аральское море, что может ухудшить условия рыболовства.

Но сам Громадный Каракумский канал, не считая орошения хлопковых полей, есть водоснабжающей и обводняющей артерией и помогает для разведения рыбы; на его берегах создают территории отдыха и спортивные базы. Нурекский гидроузел (на Вахше) по большей части ирригационно-энергетический. Замыслы комплексного освоения водных схемы и ресурсов применения водных объектов должны входить составной частью в национальные замыслы развития народного хозяйства СССР и союзных республик.

Непременной обязанностью В. х. есть работа по охране вод от загрязнений промышленными и бытовыми стоками (см. Сточные воды). На фабриках и заводах сооружаются и реконструируются очистные сооружения, а сдача в эксплуатацию новых фирм допускается только при наличии устройств для очистки вод, сбрасываемых в водоёмы и реки.

Водные ресурсы СССР снабжают водой все отрасли народного хозяйства. Годовой сток рек равен 4714 км3, из них 4350 км3 формируется в пределах материковой части страны, а 330 км3 поступает из сопредельных государств. самая ценная часть стока - грунтовые и подземные воды - образовывает 1020 км3.

Народное хозяйство СССР применяет 226 млрд. м3 (эти 1965) воды в год, т. е. лишь 5% неспециализированного годового стока. Более 50% этого количества расходуется сельское хозяйством, практически треть - на бытовое и промышленное водоснабжение.

В связи с возрастающими требованиями, предъявляемыми народным хозяйством к В. х., несоответствием между потребностями и водными ресурсами в них в отдельных районах и негативным распределением стока по временам и годам года местные источники выясняются недостаточными. Появляется необходимость в регулировании стока больших и средних рек (для чего создают водохранилища), перераспределении его между бассейнами и в транспортировке воды на громадные расстояния. К примеру, по Громадному Каракумскому каналу воды Амударьи перебрасываются в бассейн Теджена и Мургаба, с введением в эксплуатацию канала Иртыш - Караганда началась переброска вод рек Северного Ледовитого океана в засушливые районы Казахстана; проектируется направить воды Вычегды и Печоры через Волгу и Каму в Каспийское море.

Управление В. х. в СССР имеет очень сложную структуру. Созданное в 1965 союзно-республиканское Министерство водного хозяйства и мелиорации занимается вопросами организации эксплуатации и водохозяйственного строительства гидротехнических систем и сооружений, и обеспечением комплексного применения и охраной водных ресурсов страны. Местные органы В. х. находятся в двойном подчинении - республиканских Совета и министерств Министров союзных республик.

Формирование В. х. как отрасли ещё не завершено (1971) и не будет прекращаться по мере установления хозрасчётных связей с другими отраслями организации и народного хозяйства единого централизованного управления им. Громадное внимание формированию В. х. и охране национального водного фонда СССР уделено в Директивах 24-го съезда КПСС по пятилетнему замыслу развития народного хозяйства СССР на 1971-75.

В замыслах капитального строительства СССР для В. х. централизованно выделяются капитальные вложения на сооружения многоцелевых водохозяйственных объектов, создаваемых для водообеспечения нескольких отраслей. Отношения между В. х. и другими отраслями, появляющиеся в связи с применением вод, регулируются водным законодательством СССР. Учёт водных ресурсов и все нужные сведения о них сосредоточены в водном кадастре.

Что такое "Водное хозяйство"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Водное хозяйство , отрасль нар. х-ва, обеспечивающая управление водными ресурсами с целью удовлетворения нужд населения и нар. х-ва в воде, рационального использования и охраны вод от загрязнения, засорения и истощения; эксплуатацию водохоз. систем, а также предупреждение и ликвидацию вредного воздействия вод. В. х. решает технич. проблемы водообеспечения нар. х-ва, использования водотоков и водоёмов, в т. ч. водохранилищ, для судоходства, гидроэнергетики, рыбного х-ва и др. нужд, защиты земель от наводнений. Воды, находящиеся в собственности гос-ва, образуют гос. водный фонд. Основа водных ресурсов - ежегодно возобновляемые запасы воды в реках. В СССР среднемноголетний сток рек составляет 4714 км3. Эксплуатац. запасы подземных вод 320 км3. На 1 км2 площади СССР приходится в ср. 190 тыс. мэ воды в год. Распределены водные ресурсы по терр. СССР неравномерно, что неблагоприятно сказывается на развитии отд. агропром. комплексов, поскольку более 60% зем. угодий расположено в засушливой зоне. Водные ресурсы в СССР используют, как правило, комплексно, т. е. с учётом запросов разл. отраслей нар. х-ва. При плановых расчётах и проведении водохоз. мероприятий учитывают данные кадастра водного. Водные отношения на терр. СССР регулируются водным кодексом. Использование водных ресурсов осуществляется на основе водохоз. баланса, т. е. сопоставления потребностей в воде (см. Водопользование, Водопотребление) с кол-вом и качеством имеющихся в определ. время на данной терр. водных ресурсов. В 1985 в нар. х-ве СССР использовано 282 км3 воды (в с.х-ве - 53%). Режим водопотребления, как правило, не соответствует режиму поверхностных вод, поэтому возникает необходимость увязки всех водных ресурсов и управления ими. Для удовлетворения потребностей в воде населения и нар. х-ва с учётом перспектив развития всех его отраслей, а также для охраны от загрязнений пром. и бытовыми стоками (см. Сточные воды) и борьбы с вредным воздействием вод проектными ин-тами системы Минводхоза СССР разрабатываются схемы комплексного использования и охраны вод СССР (по пятилетиям), по бассейнам морей, рек и озёр. В них систематизируются материалы исследований и проектных проработок по совр. и перспективному состоянию и разрабатываются осн. водохоз. и др. мероприятия, к-рые после утверждения схемы реализуются водохоз. орг-циями и водопотребителями. Развитие водных ресурсов осуществляется путем сооружения водохранилищ на реках и их притоках, задерживающих воду в периоды, когда приток воды превышает потребности в ней, межбассейнового перераспределения речного стока с устройством каналов (им. Москвы, Днепр- Донбасс, Большой Ферганский, Каракумский и др.). В СССР построено более 1,5 тыс. крупных водохранилищ с общим объемом воды 1242 км3 и полезным объемом более 500 км3. Для снижения негативного воздействия на природу (затопление и подтопление земель, ухудшение качества воды и пр.) водохранилища на горных реках создают преим. в их верховьях. Отд. водотоки и водоёмы посредством каналов и гидротехнич. сооружений превращены в сложные водохоз. системы (ВХС), характерные для р-нов с высокой степенью потребления естеств. водных ресурсов, при энергетич. освоении рек и развитии орошаемого земледелия. Водохозяйственным стр-вом и эксплуатацией гидротехнич. сооружений, а также регулированием использования водных ресурсов занимается Минводхоз СССР. Для руководства водными ресурсами создано 155 бассейновых управлений по регулированию использования вод, к-рые осуществляют также оперативный контроль за лимитами расхода воды предприятиями (орг-циями). Контроль за использованием водных ресурсов и организация природоохранной деятельности возложены на Госкомитет СССР по охране природы. Отношения между В. х. и др. отраслями нар. х-ва, возникающие в связи с использованием вод, регулируются Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик.

При разработке перспектив развития водного хозяйства согласование требований водопользователей должно выполняться на базе водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны водных ресурсов (СКИОВР) отдельных речных бассейнов. Однако, к настоящему времени Ранее разработанные СКИОВР не в полной мере соответствуют современной водохозяйственной обстановке, тем не менее их использование при управлении водным фондом в достаточной степени обеспечивает обоснованность принимаемых решений.

Стратегической целью государственной политики в области использования, восстановления и охраны водных объектов является обеспечение прав граждан на чистую воду, благоприятную водную среду и поддержание оптимальных условий водопользования. Эта цель достигается путем осуществления долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление качества поверхностных и подземных вод в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, защиту водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, предотвращение и ликвидацию вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем.

Для достижения стратегической цели государственной политики в области использования, восстановления и охраны водных объектов приоритетными направлениями использования, восстановления и охраны водных объектов являются:

1. Надежное водообеспечение населения и отраслей экономики и, в первую очередь, улучшение качества питьевого водоснабжения за счет совершенствования водоочистки и расширения водозаборов из подземных вод.

2. Восстановление качества вод водных объектов до нормативов, соответствующих их целевому использованию.

3. Совершенствование системы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений всех видов собственности.

4. Предупреждение и защита от вредного воздействия вод: затопления территорий при половодьях и паводках, подтопления грунтовыми водами, разрушения берегов водных объектов.

5. Создание экономического и финансового механизма водопользования, позволяющего в полном объеме обеспечить финансирование водохозяйственной деятельности.

6. Развитие системы мониторинга водных объектов, водохозяйственных сооружений и улучшение контроля за использованием водных объектов.

7. Совершенствование обеспечения управления водным фондом.

9. Развитие системы законодательного и нормативного правового обеспечения в области использования, восстановления и охраны водных объектов.

Комплекс технических мероприятий включает: перевооружение и ре-конструкцию существующих водохозяйственных и мелиоративных систем; пересмотр устаревших правил использования водных ресурсов существующих водохранилищ с учетом водопотребителей, водопользователей и обеспечение экологических попусков; строительство новых регулирующих емкостей и гидроузлов в зонах дефицита водных ресурсов. При этом предусматривается расширение использования подземных вод, что диктуется необходимостью повышения качества воды и обеспечения резервного водоснабжения населенных пунктов на случай чрезвычайные ситуаций. В первую очередь, это относится к крупным городам, водоснабжение которых базируется на поверхностных источниках.

В соответствии с прогнозной оценкой, выполненной с учетом «Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу», заложенных в них темпов роста промышленного производства и изменений численности населения по субъектам РФ, а также с учетом анализа современного водопотребления, в перспективе до 2010 г. получат дальнейшее развитие все водопотребители и водопользователи-участники водохозяйственного комплекса; ожидается увеличение забора свежей воды в целом по России до 105 км 3 , (поверхностных вод,- 85 км 3 , морской воды - 5 км 3 , подземных вод - 15 км 3). Рост объемов забора водных ресурсов прогнозируется в промышленности (на 50%), энергетике и сельском хозяйстве (на 35%). В жилищно-коммунальном хозяйстве с учетом реформ коммунального хозяйства прогнозируется снижение забора свежей воды на 0,7 км 3 (4,3%). К 2010 г. на питьевые и хозбытовые нужды прогнозируется расходовать в среднем на одного жителя 266 л/сут, в том числе городского - 3 16 л/сут, сельского - 126 л/сут.

По прогнозу рост объемов водопотребления свежей воды из природных водных объектов будет сопровождаться увеличением использования воды из систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения на 30 км 3 (23,8%) и объемов сброса сточных вод в водные объекты до 77 км 3 (на 38,5%).

Первоочередные работы по строительству и реконструкции водопроводных сооружений будут осуществлены в г.Москве и Московской области (на базе Южного месторождения подземных вод), в гг.Архангельске (на базе Пермиловского месторождения подземных вод), Санкт-Петербурге, Курске (Шумаковский водозабор подземных вод), республиках Адыгея, Калмыкия, Мордовия и Сев. Осетия-Алания, в г.Владивостоке, в Краснодарском крае, в 17 городах Кировской области, в гг.Череповец, Рязань, Пермь, Саранск (Сурский водопровод), Томск. В результате проведения первоочередных мероприятии производительность водозаборов из подземных вод возрастет на 0,8 млн. млн. м 3 /сут, из поверхностных источников - на 1,0 млн. м 3 /сут.

Намечается строительство и реконструкция гидроузлов и водохранилищ в бассейнах рек: Ока (Верхне-Упинское вдхр. на р.Упа, Тульская обл.; завершение строительства Тамбовского вдхр.; гидроузел на р.Пахра, Московская обл.; Рыбницкое и Кромское вдхр., Орловская обл.); Волга (реконструкция Пугачевского вдхр., Саратовская обл; реконструкция Тихвинской водной системы, Ленинградская обл.; Ахметлавровское вдхр. на р.Алтата, Саратовская обл.); Десна (Курское вдхр. на р.Тускарь, Курская обл.); р.Кубань (водоемы на групповых водопроводах Ставропольского края); Кама (Нурское вдхр. и реконструкция Терлянского и Белорецкого вдхр., республика Башкортостан; реконструкция Южно-Камского, Лысвенского, Н.и В.-Зырянско-го, Очерского вдхр., Пермская обл; Верхне-Араслановское и Ново-Златоустовское вдхр. на р.Ай, Челябинская обл.); Иртыш (завершение строительства канала Иртыш - Омь и вдхр. на р.Омь, Омская обл.); Тобол (Митинское вдхр., Курганская обл.); Амур (вдхр. на р.Могоча, Читинская обл.); Лена (Бэдьиминское вдхр., Республика Саха); прочие реки (Сахалинская обл., республики Калмыкия и Карелия, Калининградская обл. и Приморский край).

Финансовое обеспечение предусматривает использование средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местного бюджета, а также внебюджетных средств хозяйствующих субъектов. По источникам финансирования прогнозируется распределение затрат следующим образом: из федерального бюджета - 10 %), из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - 35 0%), из внебюджетных источников - 55 %.

К затратам капитального характера отнесены: строительство и реконструкция гидроузлов и водохранилищ; строительство противоэрозионных, противооползневых, берегозащитных сооружений; строительство противопаводковых защитных дамб; строительство коллекторов для понижения уровня грунтовых вод; строительство сооружений по очистке сточных вод, обустройство зон санитарной охраны водозаборов и др.

К текущим расходам отнесены: обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос; мониторинг водных объектов; развитие системы контроля состояния водных объектов; ежегодная текущая очистка русел рек; текущие мероприятия по экологическому оздоровлению нарушенных территорий, разработка водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, государственных программ использования и охраны водных объектов, а также ведение государственного водного кадастра, реестра водных объектов, регистра гидротехнических сооружений, государственного надзора за безопасностью гидротехнических сору-

Объемы и источники финансирования мероприятий по реализации Государственной стратегии увязаны с проектом ФЦП «Экология и природные ресурсы России» на 2002-2010 годы, одобренным Правительством Российской Федерации, в котором рассмотрены 3 подпрограммы: «Водные ресурсы и водные объекты», «Возрождение Волги», «Охрана оз. Байкал и Байкальской природной территории». Общий объем финансирования ФЦП оценивается в сумме 900 – 1000 млрд. рублей. Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета и Федеральной адресной целевой программы на соответствующий год, исходя из возможностей федерального бюджета.

водное хозяйство

Водное хозяйство, отрасль народного хозяйства, занимающаяся изучением, учетом, планированием комплексного использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения и транспортировкой их к месту назначения (потребления). Основная задача . . - обеспечение всех отраслей народного хозяйства водой в необходимом количестве и соответствующего качества. По характеру использования водных ресурсов отрасли народного хозяйства делятся на водопотребителей, которые часто безвозвратно изымают воду из ее источников (рек, водоемов, водоносных пластов), - промышленность , сельское хозяйство, коммунальное хозяйство (для промышленного, бытового и с.-х. водоснабжения, орошения, обводнения), и водопользователей, которые обычно используют не самое воду, а ее энергию или водную среду, - гидроэнергетика , водный транспорт, рыбоводство и др. (см. Водопользование). Отрасли народного хозяйства предъявляют к водным ресурсам разные требования, поэтому вопросы водохозяйственного строительства наиболее целесообразно решать комплексно, учитывая особенности каждой отрасли и те изменения в режиме подземных и поверхностных вод, которые возникают при строительстве гидротехнических сооружений и их эксплуатации и которые нарушают сложившиеся в природе связи . Комплексное использование водных ресурсов позволяет наиболее рационально удовлетворять потребности в воде каждой отрасли народного хозяйства, оптимально сочетать интересы всех водопотребителей и водопользователей, экономить средства на строительство сооружений. Удачным комплексным решением проблем В. х. служит канал им. Москвы (построен в 1932-37), позволивший обеспечить питьевое и промышленное водоснабжение Москвы; это глубоководная транспортная магистраль , обводняющая реки и каналы в районе Москвы и дающая возможность получать электроэнергию; водохранилища канала широко используются как места отдыха и туризма. Но требования отраслей могут быть и противоположными. Так, расширение площадей орошаемых земель в бассейне Амударьи, забор ее вод для Большого Каракумского канала, создание на притоках водохранилищ, особенно Нурекского, приведет к почти полному прекращению стока в Аральское море , что может ухудшить условия рыболовства. Однако сам Большой Каракумский канал, кроме орошения хлопковых полей, является водоснабжающей и обводняющей артерией и служит для разведения рыбы ; на его берегах создают зоны отдыха и спортивные базы. Нурекский гидроузел (на Вахше) в основном ирригационно-энергетический. Планы комплексного освоения водных ресурсов и схемы использования водных объектов должны входить составной частью в государственные планы развития народного хозяйства СССР и союзных республик. Непременной обязанностью В. х. является работа по охране вод от загрязнений промышленными и бытовыми стоками (см. Сточные воды). На заводах и фабриках сооружаются и реконструируются очистные сооружения, а сдача в эксплуатацию новых предприятий допускается лишь при наличии устройств для очистки вод, сбрасываемых в реки и водоемы. Водные ресурсы СССР обеспечивают водой все отрасли народного хозяйства. Годовой сток рек равен 4714 км3, из них 4350 км3 формируется в пределах материковой части страны, а 330 км3 поступает из сопредельных стран. Наиболее ценная часть стока - грунтовые и подземные воды - составляет 1020 км3. Народное хозяйство СССР использует 226 млрд. м3 (данные 1965) воды в год , т. . только 5% общего годового стока. Более 50% этого количества расходуется сельское хозяйством, почти треть - на бытовое и промышленное водоснабжение. В связи с возрастающими требованиями, предъявляемыми народным хозяйством к В. х., несоответствием между водными ресурсами и потребностями в них в отдельных районах и неблагоприятным распределением стока по годам и временам года местные оказываются недостаточными. Возникает необходимость в регулировании стока крупных и средних рек (для чего создают водохранилища), перераспределении его между бассейнами и в транспортировке воды на большие расстояния. Например, по Большому Каракумскому каналу воды Амударьи перебрасываются в бассейн Мургаба и Теджена, с введением в эксплуатацию канала Иртыш - Караганда началась переброска вод рек Северного Ледовитого океана в засушливые районы Казахстана; проектируется направить воды Печоры и Вычегды через Каму и Волгу в Каспийское море. Управление В. х. в СССР имеет весьма сложную структуру. Созданное в 1965 союзно-республиканское Министерство мелиорации и водного хозяйства занимается вопросами организации водохозяйственного строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений и систем, а также обеспечением комплексного использования и охраной водных ресурсов страны. Местные органы В. х. находятся в двойном подчинении - республиканских министерств и Совета Министров союзных республик. Формирование В. х. как отрасли еще не завершено (1971) и будет продолжаться по мере установления хозрасчетных связей с другими отраслями народного хозяйства и организации единого централизованного управления им. Большое внимание развитию В. х. и охране государственного водного фонда СССР уделено в Директивах 24-го съезда