1 чек лист. Образцы чек-листов и их заполнения

Чек-лист – фундаментальный элемент тестирования ПО. Он состоит из набора тестов, по завершении которых можно будет вынести вердикт: готов к выпуску продукт или нет. И если не готов, сказать: что именно нуждается в доработке.

Почему нельзя быть уверенным в качестве продукта, не имея чек-листа?

  • Можно бесконечно долго тестировать приложение, но так и не убедиться в том, что проверено действительно все. Чтобы этого не произошло, нужно придерживаться фиксированного набора тестов, охватывающих весь функционал.
  • Нельзя сделать вывод о степени готовности продукта к выпуску. Только на основе чек-листа можно увидеть в процентах, какая часть общего функционала работает корректно.
  • В силу ограниченности человеческой памяти и внимания без чек-листа практически невозможно сказать со 100% уверенностью, какие именно компоненты продукта уже проверялись, а какие все еще нуждаются в проверке.
  • Без фиксированного набора тестов нельзя оценить затраты времени, необходимые для проведения тестирования.

Чек-лист создается на основе Спецификации требований программного обеспечения . Определяя набор необходимых тестов, следует руководствоваться тремя основными правилами:

  1. Чек-лист должен охватывать весь функционал разрабатываемого продукта. Ни одно заявленное в спецификации требование не должно остаться без внимания.
  2. Число тестов нужно минимизировать. Чем больше требований проверяется одним тестом — тем лучше.
  3. Набор тестов должен не повторять требования, а проверять их.

Когда следует приступать к созданию чек-листа?

На завершающем этапе создания Спецификаций. Замечания QA-специалиста нужно обсудить и внести в требования до начала процесса разработки. Иначе возрастает риск потратить несоизмеримо больше ресурсов на переделку уже реализованных модулей или выдать продукт, который не соответствует ожиданиям заказчика.

Как мы создаем и ведем чек-листы в Magora Systems?


Случалось ли вам забывать что-нибудь?

Например, плавки в бассейн или студенческий?

Разворачиваешь машину, ругаешь себя последними словами… Уверен, у каждого были такие моменты.

Сегодня мы поговорим о надёжном средстве «чтобы не забывать» - чек-листах.

Что такое чек-лист?

Это набор каких-то действий, которые нужно выполнить. Или предметов, которые нужно взять. Плюс пометки, схемы, подсказки.

Смысл чек-листа - не допустить ошибку. Избежать форс-мажора и нервотрёпки. Достать всю рутину из головы и переложить её на бумагу.

Профессиональные чек-листы

Чек-листы пришли к нам из авиации. Там цена ошибки - сотни человеческих жизней.

Любой пилот наизусть знает, что ему нужно делать перед взлётом. Тем не менее пилоты всё прогоняют по специальным чек-листам. При этом один проверяет, а второй - проверяет, как проверяет первый.

Чек-листы используют при строительстве, в медицине и других областях, где недопустимы ошибки.

Авиационный чек-лист, всё на английском - это язык авиации:

Чек-лист перед хирургической операцией:

Чек-листы в моей жизни

Я открыл их для себя недавно. Теперь не представляю, как обходился без них всё это время.

Вещи, которые я беру на футбольную тренировку:

А это мой чек-лист ежемесячной проверки автомобиля:

На случай командировки:

Поскольку каждая командировка имеет свои особенности, то этот чек-лист - просто шаблон, в который я добавляю что-то или удаляю.

Это мой чек-лист по написанию статей для блога:

Здесь всё: как собрать идеи, редактирование текста, оформление и раскрутка.

Заметьте, что здесь много вспомогательной информации. Вот, например, указание, какого размера должны быть картинки в том или ином случае:

А вот мой чек-лист для резервного копирования и очистки компьютера:

Выполняю его один раз в две недели.

Всё это постоянные чек-листы. Иногда я создаю чек-лист для какого-то разового мероприятия. Например, если планирую отпуск.

Как оформлять чек-лист?

  1. Сокращайте . Это не сочинение. Это просто набор пунктов. Чёткость формулировок! Простой словарь! Задача - чтобы даже при беглом взгляде вы ухватили суть.
  2. Удаляйте ненужное. Включайте только то, что вы можете забыть. Например, в чек-листе по написанию статей нет пункта «Включить ноутбук». Я это сделаю и без напоминания.
  3. Выделяйте важное. Капслоком или жирным шрифтом. Главное - не переборщите. Одного-двух выделений на лист достаточно.
  4. Постоянно редактируйте. Чек-лист должен быть актуальным. Видели мои правки карандашом? Вот. Когда правок становится много, я печатаю чек-лист заново.

Где хранить?

На бумаге, в смартфоне, в Evernote… Там, где вам удобно.

Можно даже наносить чек-лист прямо на вещь. Например, я раньше использовал наклейки на ноутбук. Но это не прижилось))

Итого

Чек-листы - это просто и удобно. Это спасет вам кучу времени. И нервов.

Почему об этом не рассказывают в школе? Вместо дурацких нравоучений типа: «А голову ты не забыл?».

Случалось ли вам забывать что-нибудь?

Например, плавки в бассейн или студенческий?

Разворачиваешь машину, ругаешь себя последними словами… Уверен, у каждого были такие моменты.

Сегодня мы поговорим о надёжном средстве «чтобы не забывать» - чек-листах.

Что такое чек-лист?

Это набор каких-то действий, которые нужно выполнить. Или предметов, которые нужно взять. Плюс пометки, схемы, подсказки.

Смысл чек-листа - не допустить ошибку. Избежать форс-мажора и нервотрёпки. Достать всю рутину из головы и переложить её на бумагу.

Профессиональные чек-листы

Чек-листы пришли к нам из авиации. Там цена ошибки - сотни человеческих жизней.

Любой пилот наизусть знает, что ему нужно делать перед взлётом. Тем не менее пилоты всё прогоняют по специальным чек-листам. При этом один проверяет, а второй - проверяет, как проверяет первый.

Чек-листы используют при строительстве, в медицине и других областях, где недопустимы ошибки.

Авиационный чек-лист, всё на английском - это язык авиации:

Чек-лист перед хирургической операцией:

Чек-листы в моей жизни

Я открыл их для себя недавно. Теперь не представляю, как обходился без них всё это время.

Вещи, которые я беру на футбольную тренировку:

А это мой чек-лист ежемесячной проверки автомобиля:

На случай командировки:

Поскольку каждая командировка имеет свои особенности, то этот чек-лист - просто шаблон, в который я добавляю что-то или удаляю.

Это мой чек-лист по написанию статей для блога:

Здесь всё: как собрать идеи, редактирование текста, оформление и раскрутка.

Заметьте, что здесь много вспомогательной информации. Вот, например, указание, какого размера должны быть картинки в том или ином случае:

А вот мой чек-лист для резервного копирования и очистки компьютера:

Выполняю его один раз в две недели.

Всё это постоянные чек-листы. Иногда я создаю чек-лист для какого-то разового мероприятия. Например, если планирую отпуск.

Как оформлять чек-лист?

  1. Сокращайте . Это не сочинение. Это просто набор пунктов. Чёткость формулировок! Простой словарь! Задача - чтобы даже при беглом взгляде вы ухватили суть.
  2. Удаляйте ненужное. Включайте только то, что вы можете забыть. Например, в чек-листе по написанию статей нет пункта «Включить ноутбук». Я это сделаю и без напоминания.
  3. Выделяйте важное. Капслоком или жирным шрифтом. Главное - не переборщите. Одного-двух выделений на лист достаточно.
  4. Постоянно редактируйте. Чек-лист должен быть актуальным. Видели мои правки карандашом? Вот. Когда правок становится много, я печатаю чек-лист заново.

Где хранить?

На бумаге, в смартфоне, в Evernote… Там, где вам удобно.

Можно даже наносить чек-лист прямо на вещь. Например, я раньше использовал наклейки на ноутбук. Но это не прижилось))

Итого

Чек-листы - это просто и удобно. Это спасет вам кучу времени. И нервов.

Почему об этом не рассказывают в школе? Вместо дурацких нравоучений типа: «А голову ты не забыл?».

Тема эта важна практически для всех владельцев бизнеса, для предпринимателей, для всех тех, кто хочет сделать свою работу и продвижение продукта намного эффективнее. Думаю, что желающих добиться высоких результатов среди читателей этого сайта предостаточно, поэтому изучаем тему и сразу же начинаем практиковать.

Чек лист на практике представляет собой список дел с пометками о выполнении, с заметками, в чем были трудности, с пояснениями важности данного пункта. Таким образом, он из простого списка превращается в инструмент для анализа ситуации, для принятия верных решений, для того, чтобы в море дел можно было заметить важные нюансы и сделать поправки, что принесет рост бизнеса во всех отношениях.

В чем преимущество составления таких чек листов и работы с ними? Если ваш сотрудник получает в работу грамотно составленный чек лист, у него нет шансов сделать что-либо не так. Если ваш клиент получает чек лист, то он получает в руки прямое руководство к действию по освоению вашего продукта или технологии. Одновременно он ощущает заботу о его удобстве пользования продуктом, следовательно, повышается лояльность к вашей компании.

Чек лист для предпринимателя лично означает пристальное внимание к деталям, с ним вы не забудете ни про одно дело, успеете все сделать, придете на все запланированные мероприятия вовремя. К примеру, вы готовите открытие нового проекта, надо успеть море дел, и в самый последний момент вдруг выяснится, что такую мелочь, как рекламные визитки, забрать из типографии забыли. Неприятно, да и проект продвигаться без таких красивых «напоминалок» потенциальным клиентам, которые собрались на презентации, будет намного дольше и сложнее. Если же вы за месяц до этого мероприятия составили чек-лист, и для каждого своего сотрудника или для себя выписали по порядку все дела, которые надо будет выполнены, то вы никогда уже ничего не забудете.

В чем разница? За месяц вы в спокойной обстановке пишете все дела, учитываете все риски и нюансы, а перед презентацией непосредственно вы нервничаете, суетитесь, немудрено что-либо забыть. И в результате затраченные время, деньги, силы – пойдут не на пользу, а если и на пользу, но не на такую, какой она могла бы быть.

История и современные реалии чек листов

Чек листы пришли в нашу жизнь из авиации. Пилотам составляется подробное описание полета в виде чек листа, и в ходе самого полеты делаются отметки о выполнении пунктов, а также о особенностях выполнения каждого пункта. Такая схема очень понравилась человечеству, как это не забавно звучит.

И понятие чек лист плавно перекочевало в нашу совсем «нелетную» жизнь. В работе кадровиков, маркетологов, дизайнеров чек лист играет очень важную роль в качестве опросного листа. Узнать, что же хочет на самом деле клиент, какова его ситуация во всех подробностях, и какой результат он ожидает – все это можно сделать довольно быстро, четко и главное – точно! Надо всего лишь разработать для него грамотный чек-лист и попросить заполнить. Многие компании предлагают заполнить такой чек лист, затем выдают резюме ситуации и рекомендации – бесплатно, в качестве первого подарка. Но на самом деле – это инструмент накопления базы клиентов, возможность показать потенциальному покупателю важность данной покупки вашего товара или услуги. В результате клиент благодарен компании за анализ ситуации, за рекомендации, и в 30-40% случаях делает покупку. Хотите научиться составлять такие чек листы? Читайте далее!

Как составить чек лист

Если вы не можете сделать это сами, обратитесь в специализированную компанию. Но знать основные правила составления вам в любом случае нужно, чтобы оценить, за что вы отдали деньги?

1 правило

Чек лист состоит из пунктов, в них описываются небольшие дела, которые в итоге складываются во всеобщий процесс, ведущий к важной глобальной цели. Не надо объединять в один пункт множество этапов, каждый этап выделяйте в отдельный пункт. Это будет первый столбец вашей таблицы. Далее идет столбец с отметкой о выполнении. И третья колонка – примечания. Там указываются трудности, которые возникли, нюансы и мелкие детали. Именно эти примечания станут потом почвой для размышлений, когда будете составлять следующий чек лист. Помните, что объединение в один пункт нескольких дел может стать причиной неточного исполнения или несвоевременности выполнения задания. К примеру, вместо «отреагировать на жалобу клиента», пишем в следующем виде:

  1. Найти в базе контакты клиента
  2. Позвонить клиенту с целью пригласить в офис
  3. Провести беседу с клиентом
  4. Вручить ему подарки от фирмы
  5. Доставить клиента до дома на служебном автомобиле.

2 правило

Профессионалы данной техники рекомендуют даже в задании использовать формулировки в утвердительной форме, в прошедшем времени. Приведенный выше пример будет выглядеть в таком случае вот так: контакты клиента найдены, звонок клиенту сделан, клиент приглашен, беседа проведена, подарки вручены, клиент домой отвезен. Есть мнение, что такая форма задания у исполнителя рождает большую ответственность. Есть в этом вопросе некоторая непривычность для восприятия, поэтому стоит попробовать писать в разных вариантах и решить, какой удобен более всего именно вам.

3 правило

Большой чек лист – не эффективен. Сделайте его на 20 пунктов и не более! Если дел на самом деле больше, то разделите дело на «под-дела», их на пункты, и уже их на подпункты. На одной странице на один день должно быть не более 20 небольших дел. И выполнять подчиненному будет легче, и вам проверять и анализировать тоже.

4 правило

Не пишите длинных формулировок заданий, максимум – 3-4 слова, желательно выражайтесь глаголами. Это придаст заданию четкости, выполнять такое будет легче и шансов напутать будет меньше.

5 правило

Дела, которые вы выполняете как само собой разумеющееся, включать в чек лист не нужно! К примеру, задание – составить опросник для покупателей. Вы же не пишете в самом начале – возьмите ручку, листок бумаги… и прочее. В данный чек лист надо включить только пункты, имеющие непосредственное отношение к делу, то есть то, что вы реально можете забыть.

6 правило

В чек листе обязательно выделяйте самое главное, то есть основную задачу, трудновыполнимый пункт, пункт, который говорит об итоге работы. Сами определите, что конкретно вам надо выделить цветом или жирным шрифтом, но выделения необходимы, чтобы знать ключевые и самые важные моменты дела. Но не увлекайтесь процессом, много выделенных пунктов только дезориентируют исполнителя, и не заострят внимание на нужных моментах.

7 правило

Подготовка к чему-либо важному никогда не проходит гладко, часто вносятся изменения в ход дела. Поэтому чек лист должен редактироваться. Вначале делайте поправки ручкой или карандашом. Если в итоге правок накапливается очень много, просто перепечатывайте чек лист.

8 правило

Делайте чек лист красивым, приучайте и себя, и сотрудников, и клиентов, к эстетике, к порядку. И работать будет приятнее, и структурирование очень помогает работать эффективнее.

9 правило

Корректируйте чек лист, если обнаружится, что пункты стоят не по местам, или что дела не до конца разделены на мелкие дела, или если какие то дела упущены. Пройдите весь чек лист вместе с сотрудником, который будет исполнять задание, он может вам указать на несоответствия довольно грамотно.

10 правило

Доступ до чек листов должен быть и у руководителя, и у исполнителя. Зачастую требуется, чтобы и некоторые другие сотрудники могли посмотреть стадии выполнения дел по чек листу. Лучше всего в этом случае использовать компьютер, программу по принципу CRM, и в прямом режиме можно будет видеть, как обстоят дела на конкретный момент. Дайте доступ до этих чек листов тем работникам, которые должны вести наблюдение и контроль, и задача будет выполнена.

Что дает чек лист

Преимуществ использования чек листов – множество. В первую очередь – это структурирование всей информации о проекте, деле, услугах, товаров, о конкретном человеке. Помните, что запись дает формирование задачи намного глобальнее, чем устное распоряжение. Записал – запомнил, сказал – забыл.

Качество и скорость обучения новых работников вашей компании заметно повышаются. Отпадает постоянно ходить за новичком, контролировать, поправлять. Он просто смотрит в чек лист и по порядку выполняет все поставленные небольшие задачи. Очень скоро его работа станет привычкой, и чек лист будет требоваться в самых редких случаях. Количество ошибок в выполнении работы уменьшается в разы, как у молодых, так и у опытных сотрудников при освоении новой работы.

И еще одно важное преимущество чек листов в рабочем процессе. Если один сотрудник выпадает из дела по любой причине (отпуск, больничный, перевод на другую должность), то его с легкостью может заменить другой человек, с помощью чек листа, ведь весь регламент указан в этом документе. Вам не придется учить кого-то заново, искать судорожно замену отсутствующим. Следовательно, еще одно преимущество этого документа – существенная экономия времени руководителя или менеджеров среднего звена.

Освоив технику разработки и использования чек листов, вы существенно оптимизируете свой производственный процесс. Разработав такой лист для кадрового отдела, вы сможете на стадии приема на работу намного лучше узнавать своих потенциальных работников. Маркетолог может с помощью чек листа проводить опросы и мотивировать покупателей к обращению в компанию. Успешное внедрение чек листа в работу даст больше четкости в понимании рабочих процессов и правильности в принятии решений.

Е.Щугорева.

Елена Щугорева — консультант по бизнесу, тренер по ораторскому мастерству и технике речи.
С ней можно связаться по электронной почте [email protected] или через группу в Фейсбуке https://www.facebook.com/groups/904597872912469/

В дополнение к статье просмотрите видео на тему о том, как правильно составлять чек-листы:

Facebook Twitter Google+ LinkedIn

Чек-лист менеджера по продажам – это главный инструмент контроля качества и эффективности его работы. С его помощью может осуществляться надзор - во-первых, со стороны руководства, а во-вторых, со стороны самого работника. Как правильно составить чек-лист расскажем в нашей статье, а также приведем пример и покажем образец.

Чек-лист менеджера по продажам: что это и для чего он нужен

Чек-лист – это список задач, которые необходимо выполнить менеджеру по продажам (любому другому менеджеру) в течение какого-то времени, например, рабочего дня.

Это не просто список задач, это список тех задач, которые не просто необходимо выполнить в обязательном порядке, но и проверить их выполнение, отчитаться о выполнении – перед самим собой, перед руководством. Вообще в переводе с английского «лист» – это «список», а «чек» – это «проверка».

Чек-лист для розничного магазина – также эффективный инструмент для того, чтобы не забыть сделать что-то, что является важным и обязательным для выполнения менеджером по продажам.

Темп деловой активности сегодня настолько насыщен, что забыть о чем-то важном на самом деле совсем не сложно: можно забыть и пропустить важную встречу, забыть сделать необходимые закупки, ответить на коммерческое предложение и т. д.

Чек-лист применяется во всех отраслях деятельности, где недопустимо совершать ошибки: в медицине, строительстве, других областях.

Бывает так, что в течение рабочего дня у менеджера буквально нет ни одной свободной минуты не только для отдыха, но и для некоторых важных дел.

Но при этом, если проанализировать результативность по итогам рабочего дня, оказывается, результатов-то особых и нет: как будто много работал, много чего делал, не присел ни разу, а в итоге ничего не сделал.

Такое явление характерно не только для менеджеров по продажам, но и для любой категории работников. Такое случается тогда, когда менеджер не структурирует свой рабочий день так, как было бы лучше, тратит слишком много времени на выполнение малозначительных задач, оставляя мало времени или вовсе не оставляя время на те задачи, которые должны быть в приоритете.

И при этом менеджеру кажется, что он целый день работал, не покладая рук.

Чек-лист помогает решить эту проблему эффективного планирования своего времени. Записав в чек-лист задачи, которые он обязательно должен выполнить в течение дня, менеджеру придется распределить свое время таким образом, чтобы его хватило на выполнение всех задач.

Программа по автоматизации магазина Бизнес.Ру позволит контролировать не только выполнение своих дел вовремя, но и сотрудников. Ставьте подчиненным задачи онлайн и следите за их выполнением в течении дня, при необходимости вносите корректировки.

Чек-лист для руководителя отдела продаж. Видео

Как правильно составить и написать чек-лист

Чек-лист представляет собой таблицу, состоящую из столбцов:

  1. Задача;
  2. Отметка о выполнении;
  3. Примечания.

Это общепринятая, привычная и знакомая многим структура чек-листа. Она может изменяться в зависимости от отрасли, в которой работает тот или иной менеджер.

Есть несколько простых правил, следуя которым можно написать правильный чек-лист, который станет эффективным инструментов управления собственным временем, а также личным помощником менеджеру по продажам и любому другому специалисту фирмы.

Правила эти следующие:

1. Пишите коротко. Необходимо задачи записывать в сокращенном варианте,в виде пунктов, без расшифровки и ненужных пояснений;

2. Пишите нужное. Записывать в чек-лист нужно только те задачи, которые имеют определенную важность и которые менеджер может забыть. Очевидно, что нет необходимости записывать в чек-лист что-то наподобие «Включить компьютер»;

3. Пишите в утвердительной форме. Например, задачи могут выглядеть следующим образом:

  • Подготовить протокол разногласий по договору с поставщиком N;
  • Подписать договор с поставщиком N1;
  • Отправить коммерческое предложение покупателю N2.

Некоторые специалисты в области менеджмента и ритейла говорят, что задачи можно писать не в утвердительной форме, но даже в прошедшем времени.

Якобы такая форма записи задач в чек-листе повышает личную ответственность менеджеров и, соответственно, повышает эффективность работы именно этого менеджера (каждого из них).

В таком случае те же задачи будут выглядеть следующим образом (пример):

  • Подготовил протокол разногласий по договору с поставщиком N;
  • Подписал договор с поставщиком N1;
  • Отправил коммерческое предложение покупателю N2.

4. Расставляйте приоритеты. Наиболее важные задачи в чек-листе можно выделить жирным шрифтом или записать заглавными буквами («капслоком»).

Менеджер в случае непредвиденных обстоятельств может внести в свое расписание изменения таким образом, что они не затронут выполнение самых важных задач, запланированных на сегодня.

Выделяя задачи, не переусердствуйте: слишком много выделенных задач могут просто дезориентировать менеджера, что в итоге приведет к тому, что какие-то из наиболее важных пунктов выполнены не будут.

5. Не делайте слишком большой чек-лист. Специалисты говорят, что пунктов и задач должно быть не больше 20. Другими словами, записывать нужно только то, что действительно важно и о чем ни при каких условиях нельзя забыть;

6. Редактируйте. Темп деловой активности современного человека в течение дня не только стремителен, но бывает и непредсказуем. В течение рабочего дня могут и будут возникать новые задачи, которые нужно решить и выполнить также сегодня: новые встречи, поездки, звонки, переписка. И это обязательно внесет коррективы в ваш чек-лист;

7. В колонке для примечаний обязательно указывайте, с какими трудностями вам пришлось столкнуться, выполняя ту или иную задачу, какие были нюансы;

8. Анализируйте. В конце рабочего дня, после него необходимо пробежаться по вашему чек-листу и посмотреть, что выполнено, как выполнено, перечитать заметки, которые вы оставили на чек-листе в течение рабочего дня.

Этот анализ поможет вам выявить собственные возможные проблемы с планированием времени, с расстановкой приоритетов, а также решить эти задачи. Работа по чек-листу, его постоянный анализ, анализ каждого прошедшего дня поможет повысить эффективность работы менеджера по продажам.

Чек-лист для менеджера по продажам образец

Чек-лист для менеджера по продажам образец на рабочий день (рабочую неделю) может выглядеть следующим образом (пример):

Номер п/п

Задача

Отметка о выполнении

Примечания

Проверить электронную почту

Проверить поступления денежных средств от покупателей, заказчиков

Подготовить платежные документы для расчета с поставщиками

Подготовить редакцию договора с заказчиком N

Согласовать договор с заказчиком N с руководством

В случае согласования с руководством отправить на согласование с заказчиком N

Подготовить коммерческое предложение в фирмы N1, N2 и N3

Отправить коммерческие предложения в фирмы N1, N2 и N3

Позвонить в фирмы N1, N2 и N3, сообщить об отправке им коммерческих предложений и договориться о времени контакта по этим коммерческим предложениям.

Найти контакты руководства фирм N4 и N5, позвонить и договориться о встрече до конца текущей недели.

Посмотреть заявки на отгрузку на сегодня

Выписать счета-фактуры, ТТН

Занести первичные документы в

Подшить входящие документы в папку

Снять отчет с кассового аппарата

Подготовить и сдать отчет по продажам за прошлую неделю

Встретиться и провести переговоры

с директором фирмы N6

Встретиться с коммерческим директором фирмы N7

Провести переговоры во время бизнес-ланча с начальником отдела продаж фирмы N8

Подготовить и сдать отчет по работе с дебиторами

C программой для автоматизации работы магазина Бизнес.Ру Вы легко сможете ставить планы своим подчиненным и отслеживать процент их выполнения. Система мотивации станет прозрачной и продавец сможет сам понять сколько и за что он заработал.

В зависимости от того, чем торгует ваш магазин образец для чек-листа менеджера по продажам может быть другим. Как минимум задачи будут отличаться, причем, задачи на каждый день, на каждую неделю будут разными.

Не стоить искать чек-лист или его образец, готовый, подходящий именно для вашего магазина, изучив указанный выше образец, подготовьте со своими менеджерами по продажам бланки чек-листов, которые подходят именно вам и которые будут работать на повышение эффективности вашего бизнеса.