Эффективные методы и приемы обучения русскому языку. Принципы, методы и приемы обучения русскому языку

Понятие «метод» трактуется в методике по-разному.

Метод - от греч. methodos - путь исследования, теория - способ осуществления какой-либо деятельности.

4) теоретические методы обучения, теоретико-практические, практические Л.П. Федоренко).

Самой общепринятой является первая классификация по источнику получения знаний. По источнику получения знаний выделяются следующие методы обучения русскому языку: слово учителя, беседа, работа с учебником, анализ языкового материала, технические и наглядные пособия, упражнения.

Слово учителя - общее название всех высказываний учителя на уроке: сообщения темы и задач урока, мотивации учебной деятельности учащихся, объяснения нового материала (в узком смысле именно это и является словом учителя), разъяснение задания для самостоятельной работы. Используется на всех этапах обучения и больше всего при объяснении нового материала (от 5 до 15 минут). Также широко может быть использовано при закреплении и обобщении пройденного. Слово учителя должно быть последовательно, логично, содержательно и правильно с точки зрения норм русского литературного языка.

Беседа предполагает участие в ней не только учителя, но и учащегося. Эффективна на этапе актуализации новых знаний в контексте знаний ранее усвоенных. Беседа строится на основе вопросов/ответов и проводится по определённому плану. Каждый вопрос для беседы должен быть заранее продуман учителем, правильно сформулирован, должен быть полным и точным, логическая последовательность вопросов должна вызывать ответную логику мыслительных действий учащихся.


Работа с учебником - учащиеся самостоятельно усваивают теорию, осмысляют её и закрепляют в процессе выполнения упражнений. Конечно, учитель при этом должен руководить деятельностью учащихся: выделять в теоретической части параграфа главное и обращать на это внимание учащихся. Никогда, правда, не следует ограничиваться этим методом, т.к. может произойти утрата учащимися познавательной активности, интереса к учению.

Использование технических и наглядных пособий - использование магнитофона, видео, кодоскопа, экранных пособий. Наглядные пособия делятся на графические, символические, изобразительные, натуральные (объёмные).

Графические - таблицы, схемы;

Символические - карты;

Изобразительные - фотографии и картины;

Натуральные - макеты.

Чаще всего сопровождают метод «слово учителя». Это всё, что воспринимается учеником зрительно, визуально.

Наблюдение над языковым материалом заключается в выделении по определённому правилу языковых явлений, их характеристике. Выражается в грамматическом разборе, в анализе языка художественного произведения. Используется в целях закрепления теоретических знаний или в целях опережения подступа к новой теме.

Наблюдение проводится под руководством учителя по определённому плану, по определённым вопросам. Оно подготавливает учащегося к осознанию языкового явления.

М.Т. Баранов выделяет методы обучения в зависимости от двух этапов обучения:

1) овладение учащимися знаниями и умениями;

2) отчёт учащихся об овладении знаниями и умениями.

Л.А. Мурина выделяет также этап ознакомления учащихся с учебным материалом и определяет для каждого этапа следующие методы:

Этап ознакомления учащихся с учебным материалом - познавательные методы обучения;

Этап овладения учащимися знаниями, умениями и навыками - практические методы обучения;

Этап отчёта учащихся об овладении знаниями, умениями и навыками - методы контроля.

Познавательные методы делятся в свою очередь на объяснительные (лекция, слово учителя ) и эвристические (беседа, наблюдение над языковым материалом, лингвистический анализ текста, самостоятельный анализ учебного материала и др.).

Лекция - это развёрнутое выступление учителя продолжительностью до 20 минут в 5-7 классах, и до 20-35 минут в 8-11 классах на определённую тему. Тема лекции должна носить обобщающий, универсальный характер («Почему мы говорим? Почему понимаем друг друга?» - первое занятие).

Лингвистический анализ текста даёт возможность, в частности, показать роль грамматических средств в выражении автором своего отношения к описываемому.

Самостоятельный анализ учебного материала , когда на специально подобранном дидактическом материале или упражнениях ученики ведут наблюдения над языком, производят анализ, делают посильные выводы и обобщения. Данный метод должен использоваться учителем постоянно, не только как самостоятельный метод, но и в сочетании с другими методами. Особенно важно добиться в конце самостоятельного анализа вывода на лингвистическую тему, потому что самостоятельно сформулированное логическое рассуждение - это свидетельство осознания сущности приобретаемых знаний.

Практические методы обучения делятся на две группы:

1) методы закрепления знаний (вопросы для закрепления знаний, конспектирование, тезирование, составление плана, языковых таблиц, алгоритмы, доклад на лингвистическую тему);

2) методы формирования умений и навыков (нахождение изучаемого языкового явления, метод подбора примеров, письмо по памяти, комментированное письмо, орфографический и пунктационный разбор, списывание, различные виды диктантов ).

Вопросы для осмысления, усвоения и закрепления знаний используются учителем с целью:

а) помочь ученикам правильно понять правило, содержание параграфа, задание упражнения, сопоставить отдельные факты и т.д.;

б) проверки знаний, их совершенствования;

в) повторения пройденного материала;

г) обобщения и систематизации материала и т.д. При условии правильного и умелого использования метод вопросов является важным компонентом методики практически каждого урока, в том числе и лекции.

При формулировке вопросов учитель должен правильно выражать свои мысли, понятно для учащихся; задавать вопросы в последовательности, предполагающей ответную логику в высказываниях детей.

Ещё один метод, который, на мой взгляд, заслуживает внимания и о котором не сказано в учебниках, это метод укрупнения дидактических единиц - УДЕ. Этот метод широко использовался в 20 - 30 годы. Метод создаёт условия для реализации целей развития системного мышления и творческого воображения; актуализации и расширения словарного запаса; воспитания познавательного интереса.

Объектом исследования является любое словарное слово, что дано в учебнике в рамочке. Это слово рассматривается с разных сторон науки о языке (с позиции фонетики, лексики, орфографии, морфологии, словообразования, синтаксиса). УДЕ даёт возможность многократно повторять одни и те же «манипуляции», но с новым словом, что способствует развитию более устойчивых умений и навыков. Грамматические упражнения соединяются с лексико-семантическим и смысловым разбором.

Вдумываясь в лексическое значение слов, учащиеся легче переходят к пониманию их грамматического значения. Проникновение в сущность изучаемого, в богатство его связей со всеми родственными словами позволяет развить системное мышление и творческое воображение. Метод УДЕ даёт возможность использовать на уроках индивидуальную, групповую и коллективную работу, дифференцировать задания, отрабатывать навыки работы со словарями.

Уроки языка можно интегрировать с уроками литературы, математики, музыки, биологии и т.д. в зависимости от исследуемого слова (например: исследуя слова виртуоз, вокал - с музыкой).На уроке может звучать музыка, демонстрироваться репродукции картин художников (например: к уроку со словом дождь можно подготовить репродукции картин Ф.А. Васильева «Перед дождём, В.В.Богаткина «Дождь уходит»). О методе УДЕ и разработки уроков с использованием этого метода см. в журнале «Русский язык и литература», № 6 2002 год, с. 66-72.

Среди методов формирования умений и навыков остановимся на методе списывания . Списывание может быть дословным, осмысленным и осложнённым всякого рода задачами.

Текстуальное, дословное списывание с правильных образцов в качестве наиболее эффективного метода овладения грамотным письмом рекомендовали многие русские педагоги (В.П Шереметевский, А.И. Томсон, Н. Бунаков и др.). Есть у этого метода и противники (К.Д. Ушинский , А.В. Текучёв и др.), которые придерживаются мнения, что списывание с готового текста является одним из самых малоэффективных приёмов обучения орфографии.

В последнее время, как показала практика, дословное списывание рассматривается как один из эффективных методов работы в среднем звене (5-7). В этом возрасте имеются наиболее благоприятные условия для усвоения орфографии не на базе механического запоминания и не на основе мышления, что имело бы место в юношеском возрасте, а на базе непроизвольной памяти, которая есть память в присутствии мышления (Срагодич А. В. Списывание в системе обучения орфографии//РЯШ, № 4, 1984. С. 31 ).

Орфографический разбор предполагает совокупность действий ученика:

1) назвать (выделить) орфограмму в слове);

2) определить в какой морфеме находится орфограмма;

3) обозначить условие выбора правильного написания;

4) определить орфографическое правило:

Изложить - в корне есть орфограмма, выбор а/о в корнях лож/лаг . Нужно писать о перед ж . Корни с чередующимися гласными.

Письмо по памяти как метод формирования правописных умений и навыков рассчитано на развитие орфографической и пунктационной зоркости. Текст, записанный на доске или данный в учебнике, после разбора закрывается, ученики пишут его по памяти. По окончании работы текст открывается, и ученики сверяют с ним написанное. Текст может быть дан домой для разучивания наизусть. Дома учащиеся разбирают его с орфографической точки зрения, выделив все слова на проходимое или повторяемое правило. Это задание может быть осложнено записью текста в тетрадь с подчёркивание орфограмм, повторением соответствующих параграфов, справками по орфографическому словарю. На другой день в классе текст пишется по памяти.

В этой записи не должно быть ни одной ошибки. Оценивается такое письмо очень строго. Упражнение рассчитано не только на усвоение определённого количества орфограмм, но и на тренировку воли, внимания, памяти и дисциплины учащихся.

Поскольку обучение - это двусторонний процесс, в котором активно участвуют учитель, и ученик, то, рассматривая методы обучения, нельзя говорить только о методах работы учителя, нужно учитывать и особенности учебной работы ученика.

Универсальной классификации методов школьного обучения нет, поэтому целесообразнее всего сгруппировать отдельные методы в соответствии с существующими подходами к обучению.

1 группа методов обучения с точки зрения организации учебного процесса:

1) связное сообщение учителем учебного материала;

2) метод беседы учителя с учениками;

3) самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

2 группа методов обучения по источнику знаний, получаемых учащимися :

1) словесные методы;

2) наглядные методы;

3) практическую работу.

На уроках русского языка преобладают словесные методы в соединении с практическими упражнениями, причем явное преимущество отдается упражнениям: им должно быть отведено основное место в работе. Упражнения предполагают значительное использование учебника: учебник - основной источник материалов для упражнений.

Наглядные методы предполагают использование таблиц, схем, картин, рисунков в учебнике, диафильмов и пр. Одно из важных назначений наглядных пособий состоит в том, чтобы при их помощи организовывать самостоятельную работу учащихся. Кроме того, следует выбирать для работы такие наглядные пособия, которые позволяют сравнивать и сопоставлять одни явления с другими.

3 группа методов с точки зрения учебных задач, стоящих перед учителем на различных этапах урока или системы уроков :

1) сообщения новых знаний;

2) закрепления знаний и автоматизации умений и навыков;

3) учета и про верки знаний, умений и навыков.

Сообщение новых знаний и их·закрепление организуются с помощью наблюдения, когда дети под руководством учителя ведут наблюдения над языком, делая на их основе самостоятельные выводы, что способствует активизации внимания учащихся. Для автоматизации навыков необходимо регулярное повторение пройденного и достаточное количество упражнений.

Теоретики и практики прошлого делили методы обучения на две группы: догматические (методы готовых знаний) и эвристические .

Первые методы делали установку на заучивание учебного материала, а вторые предполагали активную работу ученика, рассчитывали на возможность ребенка мыслить и самостоятельно работать.

Современной школой используются эвристические методы, направленные на активизацию познавательных процессов.

Раскрывая содержание эвристического метода, ученые различают его разновидности:

1) проблемный;

2) поисковый (или частично поисковый);

3) исследовательский.


Сущность проблемного метода заключается в создании учителем проблемной ситуации, в постановке такого вопроса, который стал бы для учащихся проблемой, задачей. Такие вопросы предполагают несколько ответов-догадок, а ученик должен найти ключ к решению этой задачи и выбрать лишь один, верный ответ. Поиск правильного пути решения проблемы активизирует мыслительную деятельность ребенка. В начальной школе чаще всего применяется проблемно-поисковый метод, исследовательский метод младшему школьнику пока недоступен.

Методы обучения, в том числе грамматике и правописанию, следует рассматривать и с точки зрения тех познавательных операций, которые дети выполняют в процессе приобретения знаний по языку под руководством учителя. Всякий изучаемый предмет или явление, для того чтобы его познать, расчленяют на составные элементы (анализ), которые затем объединяют в одно целое (синтез). При этом анализ и синтез соединяются с другими мыслительными операциями (сравнение, сопоставление, классификация и т.д.).

Аналитико-синтетический метод является основным при обучении всем учебным предметам; вся познавательная работа ученика - это прежде всего анализ и синтез. Успех обучения заключается в правильном соотношении анализа и синтеза в зависимости от природы изучаемого материала, от этапа и задач обучения. К концу работы по той или иной теме аналитическая работа постепенно сокращается, а доля синтетических упражнений увеличивается:

Дидактика и методика, говоря о методах обучения, рассматривают их также с точки зрения хода мыслей школьников при изучении материала. Различаются два метода: индуктивный и дедуктивный .

Индукция - форма мышления, при которой человек, идя от частных случаев, единичных вещей; приходит к общему правилу, от фактов - к обобщению. При пользовании индуктивным методом учащиеся наблюдают за явлениями языка, затем делают вывод или формулируют правило.

Дедукция - такая форма мышления, когда от общих положений, правил, законов идут к менее общим, конкретным положениям. При дедуктивном методе мысль идет от общих положений (определений или правил) к конкретному материалу, который затем анализируется.

При обучении родному языку учителю приходится использовать совокупность методов, помогающих детям осмысленно и прочно усвоить изучаемый материал.

Практические методы предполагают выполнение учащимися практических упражнений. Классификация упражнений может быть проведена с учетом различных признаков.

1. По характеру языкового материала - фонетические, орфоэпические, графические, грамматические, орфографические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и т.д.

2. По характеру умственной деятельности - аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, классификация, группирование, сопоставление, сравнение, обобщение и т.п.

З. По форме проведения - устные и письменные.

4. По уровню самостоятельности - с объяснением до выполнения упражнения, с проверкой после выполнения, полностью ·самостоятельные.

Особым упражнением аналитического характера является разбор (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).

Задания для СРС

Оформить в профессиональном словаре запись, посвященную характеристике понятий: предмет изучения, объект изучения, средство обучения, программа, учебно-методический комплекс, знания, умения, навыки, система обучения, личность, индивид, субъект.

Сформулировать цели и задачи предмета «Русский язык» в школе:

a. с русским языком обучения;

b. с казахским языком обучения.

Составить плановый конспект из ответов на предложенные ниже вопросы:

1. Какие правительственные документы регламентируют организацию обучения?

2. Какие сведения содержатся в учебном плане?

3. Почему программа считается важнейшим компонентом учебно-методического комплекса?

4. Какую роль играет учебный предмет «Русский язык» в реализации воспитательных задач?

5. Какие специфические черты характерны для изучения русского языка как неродного в школах с казахским языком обучения?

6. Какими показателями обусловлено качество обучения предмету?

7. Как соотносятся между собой понятия профессиональная компетенция, профессиональные умения, профессиональное мастерство?

8. Раскрыть содержание обще дидактических принципов.

Тема 3. Принципы, методы и приемы обучения русскому языку

Общедидактические принципы обучения русскому языку в школе. В основе обучения любому предмету лежат принципы – исходные теоретические положения, определяющие траекторию деятельности педагога. Эти положения могут использоваться в обучении всех школьных предметов и характеризоваться как общедидактические , а также они могут способствовать качественной организации усвоения одного из предметов и классифицироваться как частнодидактические (общеметодические) . В работе над усвоением каждого лингвистического раздела предполагается также учет частнодидактических принципов, о которых будет сказано ниже.

Применительно к конкретной дисциплине принципы первой группы интерпретируются. Так, содержание принципа научности при усвоении лингвистической теории предполагает достоверность, точное соответствие излагаемого тому, что реально установлено в науке; сущность явлений при опоре на этот принцип раскрывается аргументированно, на основе характеристики отношений и связей. Принцип развивающего обучения ориентирует на формирование устойчивого интереса к предмету, создающего мотивацию учения и активность детей. Экстралингвистический подход к работе над учебным материалом создает дополнительные возможности для формирования нравственных, социально-общественных, интернациональных, патриотических и трудовых качеств субъекта и свидетельствует о важности принципа единства обучения и воспитания .

Принцип связи теории с практикой также имеет свою специфику при усвоении языковых дисциплин: лингвистическая теория служит той базой, на основе которой формируются навыки использования единиц языка в различных условиях общения. Реализация этого принципа находит яркое выражение при усвоении языка: каждое теоретическое положение экстраполируется в речевую ситуацию. Степень сознательности в усвоении лингвистической теории обусловлена активностью обучаемых, их заинтересованностью. Принципы доступности, сознательности и активности будут соблюдаться, если учитель русского языка умеет заинтересовать детей, выбирая из общего арсенала методических приемов такие, эффективность которых призвана способствовать качественному усвоению сведений, их трансформации в навыки.

Принцип последовательности дает представление о способах связи новых сведений с ранее пройденным материалом и соотносится с принципом преемственности : при таком подходе осуществляется не просто взаимосвязь тем и разделов, а соотнесенность в использовании тех навыков познавательной деятельности, которые были сформированы у обучаемых ранее. Важную роль играет грамотное и целенаправленное следование принципу использования наглядных средств обучения: тщательное продумывание содержания каждого его компонента и способов применения на различных формах занятий – одно из важнейших условий правильной организации познавательного процесса.

Следует напомнить, что знание педагогом индивидуальных особенностей учащихся, внимательное наблюдение за учебными действиями каждого, умение использовать различные подходы и различные по степени сложности задания, учет психологических характеристик памяти, внимания, работоспособности связаны с принципом индивидуализации обучения , выполнение которого призвано положительно повлиять на качество усвоения материала. Только на основе дифференциации обучения может быть реализован принцип доступности , который определяется и возрастными особенностями обучаемых, и уровнем их развития.

Частнодидактические принципы дают представление о тех общих положениях, которые определяют подходы к обучению конкретному предмету. Так в обучении русскому языку приоритетными положениями будут:

– экстралингвистический (сопоставление единиц языка и жизненных реалий);

– функциональный (показ роли и функции языкового явления в речи);

– структурно-семантический (рассмотрение языковых явлений как с точки зрения структуры, так и с точки зрения значения);

– межуровневые и внутриуровневые связи;

– нормативно-стилистический подход к использованию единиц языка;

– обращение к историческим комментариям.

Классификационные характеристики методов обучения. Метод – это сочетание способов и форм, направленных на достижение определенной учебной цели. Метод содержит указание на способ и характер организации познавательной деятельности обучаемых. В дидактике существуют разные подходы к характеристике соотношения понятий метод и прием . Будет правомерным определить метод как способ работы обучающего и обучаемого, направленный на передачу и усвоение знаний, на овладение навыками и умениями эти знания применять. Отбирая активные рациональные методы, в качестве отличительного признака рекомендуется использовать показатель степени активности обучаемых, а также характер их учебно-познавательной деятельности. Учитываются при этом и следующие отличительные признаки:

– источники познания (вербальные, наглядные, практические);

– методы логики (аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные);

– характер обучения (объяснительный, иллюстративный, проблемный);

– уровень познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивный, продуктивный, эвристический);

– степень проблемности предлагаемого материала (эвристическая, исследовательская, алгоритмическая, с ориентиром на программирование);

– дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля);

– вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.

Такое многообразие подходов свидетельствует о том, что одни и те же познавательные действия, рассмотренные с различных точек зрения, могут быть охарактеризованы по нескольким параметрам. Если же говорить о степени востребованности, то каждый из них будет эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, в ходе выполнения конкретных дидактических функций.

В 60-70-е годы известные дидакты И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделяют пять основных методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский Эта классификация в частных методиках соответствующим образом корректируется. Так, из трех проблемно-поисковых методов, по мнению Н. З. Бакеевой. и З. П. Даунене, два – проблемного изложения и исследовательский – не находят себе заметного применения при обучении русскому языку как неродному. На уроках русского языка в этих условиях они практически совпадают с одним из двух методов, которые И. Я. Лернер и М. Е. Скаткин называют соответственно объяснительно-иллюстративным и частично-поисковым. В то же время репродуктивный метод, выделяемый в этой же типологии, нуждается в дальнейшем членении, поскольку он связан с разными типами мыслительной и речевой деятельности учащихся.

Представляет интерес классификация методов активного обучения, разработанная А. М. Смолкиным, поскольку она оказывается наиболее приемлемой при обучении неродным языкам. Ученый различает имитационные методы активного обучения, т. е. такие способы работы, в которых учебно-познавательная деятельность школьников построена на имитации. Все остальные методы относятся к неимитационным (например, подача материала в форме лекции). Имитационные методы, в свою очередь, делятся на игровые и неигровые. К первой группе относятся проведение деловых игр, игрового проектирования, выполнение ситуативных упражнений, а ко второй – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач.

Классификация методов по источнику получения знаний представлена в фундаментальном учебнике А. В. Текучева «Методика русского языка» (М., 1987): 1) слово (рассказ) учителя; 2) беседа; 3) анализ языка (наблюдения над языком, грамматический разбор); 4) упражнение; 5) использование наглядных пособий (схем, таблиц); 6) работа с учебной книгой; 7) экскурсия .

М. Н. Вятютневым предложена классификация методов, используемых на уроках неродного языка:

грамматико-переводный (отобранные тексты иллюстрируют различные грамматические явления);

прямой (усвоение звуков иностранной речи, отработка правил произношения, структурирование предложений по моделям);

фонетический (материал для чтения представляется в фонетической транскрипции, отрабатывается изолированное произношение звуков и слов);

натуральный (отрабатывается техника угадывания и структурирования умозаключений на основе уже известного);

психологический (сочетание прямого и натурального методов с проигрыванием изучаемых диалогов);

аудио-визуальный (усвоение базисных слов и конструкций, максимальное использование зрительно-слуховой техники);

аудио-лингвальный (основное внимание уделяется устной речи, организуется заучивание диалогов и их поэтапная адаптация);

метод чтения (обучение детей аналитическому и синтетическому видам чтения);

структурный метод (основное внимание – построению грамматических образцов).

Говоря о тренировочных методах применительно к языковым занятиям, следует особо выделить методы речевой тренировки . Так, метод речевой имитации призван сформировать автоматизированные речевые навыки: от обучаемого требуется повторение, подражание услышанному или написанному. При использовании оперативного метода обучаемые производят какие-либо речевые действия, связанные с нахождением, выделением, дополнением, изменением, введением или исключением определенных единиц языка. Коммуникативный метод предполагает осознание и самостоятельное образование единиц общения – предложений или связных текстов. Здесь используется пересказ, конструирование, перевод, написание изложений, сочинений, рецензий, рефератов.

Разработка методов обучения тесно связана с появлением новых подходов к изучению языков. Поскольку любой метод ориентирован на обучение конкретной языковой функции, то система обучения языку предполагает комплексное использование различных методов при превалирующей роли коммуникативного, направленного на формирование умений адекватно излагать чужие мысли и выражать свои на конкретном языке. Методическое обоснование возможностей коммуникативного метода дается в работах Е. И. Пассова, утверждающего, что «коммуникативный метод основан на том, что процесс обучения является моделью процесса коммуникации». Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, поскольку путь к этой цели есть само практическое пользование языком, основанное на принципе речемыслительной активности. Коммуникативность связана с важным общедидактическим принципом – принципом индивидуального подхода к процессу обучения, однако при обучении языку этот принцип имеет свою специфику: поскольку отношение к окружающей действительности всегда индивидуально, то индивидуальной, личностной является и речь.

В 90-ые годы А. В. Дудниковым разработан еще один подход к характеристике методов обучения, в основе которого лежит характеристика способа мышления. Использование дедуктивных, индуктивных, дедуктивно-индуктивных и индуктивно-дедуктивных способов организуется с учетом позиции изучаемого языка (родной, неродной, иностранный). Индуктивный метод – это движение мысли от частного к общему, от наблюдений над отдельными особенностями изучаемой языковой категории к пониманию закономерностей, лежащих в основе определения или правила. В качестве приема здесь может быть использована беседа эвристического характера, а также слово учителя. Для индуктивного начала типична аналитическая работа мысли: вычленение частей в составе языковой характеристики, наблюдение над элементами, выявление их специфики на основе сравнения и сопоставления. Дедуктивный метод предполагает движение мысли от общего к частному, от формулировки определения или правила к конкретным признакам, подтверждающим исходные положения. Здесь важное место также отводится слову учителя, при этом учитель идет от выводов и обобщений к подбору доказательств их истинности. Дедукция дает представление о новом понятии в готовой словесной формулировке, после чего это понятие делится на составляющие, которые усваиваются путем сравнений и сопоставлений. Тесное соприкосновение индуктивного и дедуктивного методов, по мысли А. В. Дудникова, рождает комбинации, которые в практике преподавания языка используются достаточно часто: к индуктивной основе подключаются элементы дедукции или к дедуктивному способу мышления присоединяются элементы индукции.

В методике обучения неродному языку в последнее десятилетие большой популярностью пользуются интенсивные методы обучения, послужившие основой для создания цельной и результативной технологии обучения, имеющей свои особенности:

– используются приемы, активизирующие сознательные и подсознательные процессы психики для создания прочной языковой базы;

– вся система заданий направлена на коммуникативную деятельность;

– создаются условия для коллективного взаимодействия.

Особое место в современных условиях обучения языку занимает метод блоков, который характеризуется следующими особенностями: 1) тема или ситуация для разговора предлагается всей группе; 2) подготовка к диалогу (полилогу) идет на родном языке обучаемых; 3) организуется процесс перевода диалогов; 4) диалоги разучиваются и отрабатываются в ходе ролевых игр; 5) выполняются разноуровневые творческие тренировочные упражнения; 6) усваиваются грамматические характеристики типовых конструкций; 7) для контроля используются специальные тесты; 8) практикуется проведение изложений и сочинений.

Прием как составная часть метода. Прием рассматривается как составная часть метода, своего рода шаг к учебной цели. Если метод характеризуется как способ мыслительной деятельности, то прием служит средством реализации избранного метода. Иначе говоря, метод – это стратегия, а прием – это тактика работы над языковым материалом. Среди приемов наиболее четко выделяются в лингводидактической литературе две основные группы: 1) дидактико-методические и 2) предметные.

Приемы первой группы – это методические разновидности действий учителя и учащихся, ведущие к усвоению материала. Такие приемы носят общедидактический характер, поскольку могут быть использованы при усвоении любого учебного предмета. Одни из них соответствуют различным целям, этапам и методам работы (применение наглядности, организация коллективной или индивидуальной деятельности, использование учебных алгоритмов); другие как бы реализуют, уточняют, конкретизируют определенные учебные методы (сообщение обучаемого или обучающегося, выполнение упражнений и др.).

К числу дидактико-методических следует отнести логические приемы обобщения, сопоставления, сравнения, систематизации, алгоритмизации, анализа, синтеза, организации и проведения лингвистического эксперимента и т. д. Среди методических приемов в условиях изучения неродного языка особенно большое значение имеет прием сопоставления (или сравнения) явлений языков. Неправомерным представляется утверждение, что этот прием не связан с определенными методами в силу своей универсальности: в определенной мере его востребованность проявляется в каждом из учебных методов. Предметные методические приемы специфичны для языковых дисциплин. Они зависят, прежде всего, от характера изучаемого материала. Примерами таких приемов на языковых занятиях могут служить приемы выделения корня слова, подбора родственных слов, анализа звуков, различения наречий и существительных с предлогами, предлогов и союзов, структурирования предложений и т. д.

При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения. Учитывая то, что каждый из методических приемов имеет свои достоинства и недостатки, учитель не может отдавать предпочтение одному из них, он использует их в системе, во взаимосвязи, стремясь достигнуть наилучших результатов в усвоении студентами знаний, выработке у них умений и навыков, развитии мыслительной активности. При этом каждый из методов будет включать в свой состав не только общие, и частные приемы, но и индивидуальные (авторские), а эффективность работы педагога будет определяться рациональностью их системного применения.

Задания для СРС

1. Составить опорную таблицу, в которой отразить общедидактические, общеметодические, частнометодические принципы, охарактеризовать их.

2. Дать определение понятию метод , рассказать о различных классификациях методов. Выбрать оптимальную классификацию, доказать ее преимущества.

3. Определить соотнесенность понятий метод и прием , рассказать о классификации приемов.

4. Анализируя поурочные планы (см. приложение), определить характер используемых в них методов и приемов.

5. Подготовить сообщение-аннотирование лингводидактических источников по данной теме.

Тема 4. Инновационные технологии и современные методики обучения русскому языку

Обучение – основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов и наставников, усвоение социального опыта, формирование эмоционально-ценностного отношения к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов школьников в современных условиях осуществляется в процессе дифференцированного обучения, тесно связанного с воспитанием. Реформирование системы школьного образования ориентирует учителей русского языка на поиск современных и эффективных методик, на апробацию и внедрение рациональных технологий, направленных на развитие коммуникативной компетенции выпускников. В современной дидактике активно используется термин интерактивное обучение, но его понимание не является однозначным: во-первых, интерактивной называется научная информация из определенной отрасли, поступающая в организованный процесс познания извне; во-вторых, так называется межличностное общение и взаимодействие субъектов – обучаемых и обучающих. Технология интерактивного обучения, основанная на явлении интеракции (англ. interaction – взаимодействие, взаимовлияние, взаимовоздействие ), предполагает грамотно организованное познавательное межличностное общение.

Уточнение дидактической терминологии и выбор одной из типологических характеристик методов призваны конкретизировать понятия интерактивное обучение, интерактивные технологии обучения, интерактивные методы. Их стержневой компонент указывает на отличительную черту, характеризующую необходимость создания ситуации совместных усилий в процессе познавательной деятельности и правильно организованного общения, которое способствует развитию индивидуальности и воспитанию личностных качеств субъекта обучения.

Инновационные технологии обучения. Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение) – совокупность методов обучения, оказывающая позитивное влияние на изменение свойств и состояний субъекта. Технологией называют также последовательность дидактических усилий, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретной учебной дисциплине.

Технология достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии каждого ученика на основе устойчивой мотивации носит название акмеологической . Она представляет собой вариантное сочетание любых активных форм и методов, основанных на дифференцированном подходе.

Для знакомства с новым материалом, в полном соответствии с принципом сознательности и активности, учителя обращаются к исследовательской технологии – обучению через открытие: используются такие дидактические приемы, которые опираются на частично-поисковый, поисковый, проблемный методы. Инновационный характер указанной технологии проявляется благодаря интеграции лингвистического и литературоведческого материала, привлечению сведений по культуре речи, стилистике, исторической грамматике.

Проектная (конструкторская) технология предполагает обучение школьников коллективной, групповой, индивидуальной работе над проектами и формирование навыков реферирования.

В современной школе большое признание получила видеотехнология: она опирается на использование компьютерной поддержки и предполагает зрительно-слуховое восприятие словесных образов.

Тренинговая технология заключается в экстраполяции теоретических знаний по лингвистике в речевую практику, в целенаправленной отработке коммуникативных умений и навыков путем выполнения тренировочных упражнений с заданиями аналитического, репродуктивного и конструктивного характера.

Технология полного усвоения опирается на принцип обратной связи и определяет необходимость включения в учебный процесс различного вида тестов. Тестовые задания применяются на уроках с целью текущего, рубежного и итогового контроля.

Методы инновационного обучения. Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) характеризуется в дидактической науке как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Так называется совокупность приемов или операций, необходимых для теоретического или практического познания научной отрасли или явлений действительности.

На основе анализа имеющихся типологических характеристик методов обучения представляется возможным унифицировать классификацию применительно к языковым занятиям. По источнику знаний методы могут быть представлены такими характеристиками: догматический, репродуктивный, эвристический.

Догматический метод по сути связан с такими его разновидностями, как слово учителя, рассказ, объяснение. Источником информации при использовании этого метода выступает учитель, от которого требуются и глубокие знания представляемого лингвистического материала, и умение иллюстрировать его речевыми примерами, и способность влиять на восприятие учащихся.

Репродуктивный метод предполагает самостоятельное усвоение материала учебника. Чтобы добиться высокого качества усвоения, учителю необходимы организационные умения: он предлагает план изложения теоретических сведений или формулирует вопросы к научному тексту, дает задание на самостоятельный подбор примеров, на конспектирование материала, на его компрессию или представление в виде опорной таблицы или схемы.

Эвристический метод соотносится с поисковой или частично-поисковой деятельностью учащихся под руководством учителя, его использование предполагает наличие проблемы, для решения которой определяется специальная ситуация или учителем формулируются проблемные вопросы.

Приемы обучения в современной лингводидактике. Приемы как компоненты традиционных методов могут быть использованы на различных дидактических этапах современного урока. В первую очередь это различные виды бесед (воспроизводящих, эвристических, обобщающих). Напомним, что эвристика (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю ) – наука, изучающая продуктивное творческое мышление, предоставляет в пользование дидактики специфичные способы обучения, ведущие к открытию через активную творческую деятельность, направленную на познание. Значимость организации бесед в процессе обучения так велика, что в дидактике обращение к ним характеризуется как метод. Восходящий к Сократу, этот способ направлен на актуализацию, извлечение скрытых в человеке знаний с помощью наводящих вопросов.

От обучающихся требуется не просто отвечать на предлагаемые вопросы, но продвигаться к истине, под руководством наставника размышляя, высказывая собственное мнение, формулируя все новые и новые вопросы. Профессионализм педагога проявляется в умении грамотно ставить вопросы, не спешить с высказыванием собственной точки зрения, чутко реагировать на любые результаты поиска, учитывать личностные и индивидуальные особенности обучаемых. Не менее значимым является требование к адресной постановке вопросов и к использованию их вариантов.

Близкими к сократовской беседе являются такие приемы активизации творческого мышления, которые соотносятся с понятием проблемное обучение , также обусловленным потребностью в эффективных способах активизации творческого мышления. Здесь в большей степени, чем при организации беседы, у обучающихся проявляется богатство воображения, развитость фантазии, умение абстрагироваться. Происходит это благодаря умению учителя создавать проблемные ситуации и грамотно направлять поиск. Если проблемные ситуации рассматривать как дидактические приемы, то сам процесс такого познания представлен в дидактике как самостоятельный метод. Составляющими проблемного метода являются такие приемы, как привлечение ассоциаций, аналогий, организация наблюдений над языком, формулировка противоречий и нахождение путей для их устранения, постановка контрольных вопросов.

Рассмотрим наиболее распространенные приемы активизации творческого мышления при использовании проблемного метода применительно к процессу освоения русского языка. Задания на привлечение ассоциаций используются при коллективном решении лингвистических задач. Обратимся к примерным вопросам, ответы на которые связаны с привлечением ассоциаций:

1. Какое применение данному лингвистическому явлению вы можете предложить?

2. Какое изученное ранее явление напоминает вам данный материал?

3. Что можно преобразовать в данном тексте? Какие компоненты можно заменить?

4. Что получится, если а) изменить стиль? б) изменить последовательность частей? в) заменить согласованные определения несогласованными?

5. Какие другие комбинации в использовании чужой речи возможны?

Аналогия в познавательном процессе выступает в двух основных аспектах: как средство освоения знаний об объекте и как средство синтеза нового знания об объекте и окружающей среде. Область использования аналогий широка. В частности, на уроках русского языка приемы аналогии могут быть использованы с целью:

– выявления значимости изучаемой грамматической категории;

– прогнозирования способов использования языкового материала в практике формирования речевых умений и навыков;

– демонстрации реальных путей функционирования языкового явления;

– нахождения подсказки для решения лингвистической задачи;

– тренировки памяти;

– развития навыков и приемов различных видов речевой деятельности.

В качестве приема организации интерактивного обучения применяются также контрольные вопросы , предлагаемые в процессе организации различных видов опроса. В лингводидактике контрольные вопросы применяются как эвристические приемы, необходимые для формирования прочной теоретической базы, формирующей готовность к реализации коммуникативных задач. Приведем примеры возможных заданий контрольного характера:

1. Перечислите все характеристики изучаемого языкового явления.

2. Самостоятельно сформулируйте определения понятий.

3. Выделите главные характеристики данной грамматической категории.

4. Определите трудности усвоения темы, наметьте пути их преодоления.

5. Составьте опорную таблицу на определенную тему.

6. Определите характер пунктуационного правила.

7. Дополните сведения учебника материалом, раскрывающим историю вопроса.

Описанные выше приемы направлены на активизацию обучаемых в формате диалогового общения и призваны позитивно повлиять на развитие интеллектуальных способностей, необходимых в условиях коммуникации.

Адекватной и наиболее часто применяемой моделью организации интерактивного обучения является учебная игра. Ее образовательные возможности изучены всесторонне: игра предоставляет педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, привлечением обучаемых с различным уровнем подготовленности. Игра характеризуется эмоционально-личностным воздействием, позитивно влияет на формирование коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений, применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств обучаемых.

В дидактической литературе достаточно подробно описан прием мозговой атаки, широко применяемый для систематической тренировки творческого мышления и его активизации. Этот прием призван устранить боязнь критики при генерировании идеи и вызываемых ею последствиях, он используется для выявления возможно большего количества оригинальных идей. Упор делается на расслабление внимания к критической оценке значимости отдельных идей. Важно не их качество, а количество. Критика выдвинутых идей производится позднее, после того, как «творческий сеанс» будет закончен. Вот как могут быть сформулированы методические рекомендации по организации приема мозговой атаки при усвоении языковых понятий, правил, определений:

1. Сформулируйте проблему, исходя из языковых примеров.

2. Определите основные термины, востребованные для решения проблемы.

3. Наметьте пути решения проблемы.

4. Примите участие в оценке выдвинутых одноклассниками идей.

5. Обоснуйте выбор той идеи, которая кажется вам наиболее приемлемой.

Организация мозговой атаки предполагает последовательное выполнение ряда процедур, обязательными из которых являются:

– формирование группы участников научного полилога;

– создание группы экспертов;

– сообщение задачи вместе с определением оптимальных методик;

– ее решения;

– генерирование идей по правилам прямой коллективной мозговой атаки.

К числу наиболее эффективных относятся следующие приемы работы:

– выполнение заданий группами, одинаковыми или разными по уровню подготовки;

– заслушивание индивидуальных сообщений (при этом уровень самостоятельности их подготовки может быть различен);

– составление опорных таблиц и схем;

– компрессия материала в ходе его презентации, его восстановление на основе опоры;

– организация конференций, дискуссий, дебатов.

Методы обучения - дидактическая категория, которая толкуется как способ взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников, направленной на достижение учебной цели. Для профессионального решения проблемы выбора способов взаимодействия с учениками на уроках русского языка учителю необходимо иметь системное представление о многоаспектной классификации методов обучения русскому языку, приёмах их применения и условиях выбора.

В зависимости от этапа процесса обучения все методы обучения делятся на методы собственно обучения и методы контроля. На основе типов учебного материала методы собственно обучения подразделяются на методы преподнесения знаний (познавательные), методы формирования знаний и умений (практические), а методы контроля - в свою очередь, на методы контроля за усвоения знаний и методы контроля за формированием умений.

Познавательные методы обучения могут обеспечивать как получение знаний в готовом виде, так и добывание знаний на основе наблюдений за языковым материалом. В первом случае в распоряжении учителя два объяснительных метода: 1) сообщение учителя; 2) самостоятельный анализ детьми лингвистического текста учебника; во втором два эвристических метода: 1) беседа; 2) самостоятельный анализ языкового материала.

Практические методы обучения организуют процесс закрепления знаний и формирования умений. Закрепление знаний осуществляется двумя практическими методами: 1) методом монологического высказывания на лингвистическую тему; 2) методом постановки вопросов. Указанные методы закрепления знаний имеют различные приёмы реализации, наработанные практикой преподавания русского языка в школе. Так, например, самым распространенным приёмом реализации метода постановки вопросов является фронтальный опрос. Если сами методы закрепления знаний имеют устойчивый состав, то приёмы их реализации постоянно меняются. Чем выще уровень педагогического мастерства учителя, тем разнообразнее приёмы включения в урок методов закрепления знаний.

Познавательные и практические методы обечения на уроках русского языка применяются отдельно и в сочетании друг с другом. Выбор одного или какой-то комбинации из них зависит от ряда условий психологического, педагогического, методического и лингвистического характера.

Проблема классификации методов обучения является одной из острых проблем современной дидактики. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Слово учителя - это «общее название для всех видов более или менее развернутых высказываний учителя на уроке с целью объяснения нового материала, разъяснения чего-либо непонятного, ответа на вопросы учащихся, дополнений к материалу учебника, расширения круга сведений по тому или иному разделу учебника». Беседа - один из самых распространенных методов обучения, который используется при изучении всех разделов курса и на этапе знакомства с новым материалом, и на этапе закрепления, и на этапе повторения. Этот метод широко применяется всеми учителями, потому что он позволяет привлечь к работе всех (или почти всех) учащихся, что способствует активизации учебного процесса. Связь изучаемой теории с процессом формирования навыков достигается за счет использования при обучении метода языкового анализа. Этот метод богат методическими приемами, что позволяет применять его при изучении почти всех разделов курса русского языка и на этапе знакомства с новыми языковыми явлениями, и на этапе первичного закрепления (узнавание фактов языка), и на этапе закрепления и обобщения (различные виды разбора). Метод наблюдений над языковыми явлениями применяется с целью наилучшего осознания изучаемой языковой теории. Этот метод издавна является способом изучения языка как в лингвистике, так и в школьном курсе. Метод моделирования тесно связан с методом языкового анализа и наблюдений над явлениями языка. Учебные языковые модели даются ученику в готовом виде и являются для него инструментом познания. Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний - как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.

Метод обучения - способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития школьников.

В результате применения методов обучения достигается усвоение учащимися знаний, умений и навыков.

Все методы обучения делятся на общие , которые можно применять к любой дисциплине, и частные , применяемые в одной области знаний, в том числе в области русского языка.

Методы обучения русскому языку классифицируются по-разному:

1)по источнику получения знаний (М.А.Данилов, А.В..Текучёв);

2)дидактическим задачам (метод приобретения знаний и метод формирования умений и навыков) (И.Р.Палей, И.Т.Огородников);

3)по уровню познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, исследовательский, эвристический) (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин);

4)теоретические методы обучения, теоретико-практические, практические Л.П.Федоренко).

По источнику получения знаний выделяются следующие методы обучения русскому языку : слово учителя, беседа, работа с учебником, анализ языкового материала, технические и наглядные пособия, упражнения.

Слово учителя – общее название всех высказываний учителя на уроке: сообщения темы и задач урока, мотивации учебной деятельности учащихся, объяснения нового материала (в узком смысле именно это и является словом учителя), разъяснение задания для самостоятельной работы. Используется на всех этапах обучения и больше всего при объяснении нового материала (от 5 до 15 минут). Также широко может быть использовано при закреплении и обобщении пройденного. Слово учителя должно быть последовательно, логично, содержательно и правильно с точки зрения норм русского литературного языка.

Беседа предполагает участие в ней не только учителя, но и учащегося. Эффективна на этапе актуализации новых знаний в контексте знаний ранее усвоенных. Беседа строится на основе вопросов/ответов и проводится по определённому плану. Каждый вопрос для беседы должен быть заранее продуман учителем, правильно сформулирован, должен быть полным и точным, логическая последовательность вопросов должна вызывать ответную логику мыслительных действий учащихся.

Работа с учебником – учащиеся самостоятельно усваивают теорию, осмысляют её и закрепляют в процессе выполнения упражнений. Конечно, учитель при этом должен руководить деятельностью учащихся: выделять в теоретической части параграфа главное и обращать на это внимание учащихся. Никогда, правда, не следует ограничиваться этим методом, т.к. может произойти утрата учащимися познавательной активности, интереса к учению.

Использование технических и наглядных пособий – использование магнитофона, видео, кодоскопа, экранных пособий.

Наглядные пособия делятся на:

Графические – таблицы, схемы;

Символические – карты;

Изобразительные – фотографии и картины;

Натуральные (объемные) – макеты.

Чаще всего сопровождают метод «слово учителя». Это всё, что воспринимается учеником зрительно, визуально.

Наблюдение над языковым материалом заключается в выделении по определённому правилу языковых явлений, их характеристике. Выражается в грамматическом разборе, в анализе языка художественного произведения. Используется в целях закрепления теоретических знаний или в целях опережения подступа к новой теме.

Наблюдение проводится под руководством учителя по определённому плану, по определённым вопросам. Оно подготавливает учащегося к осознанию языкового явления.

М.Т.Баранов выделяет методы обучения в зависимости от двух этапов обучения : 1) овладение учащимися знаниями и умениями; 2) отчёт учащихся об овладении знаниями и умениями.

Л.А.Мурина выделяет также этап ознакомления учащихся с учебным материалом и определяет для каждого этапа следующие методы :

Этап ознакомления учащихся с учебным материалом – познавательные методы обучения;

Этап овладения учащимися знаниями, умениями и навыками – практические методы обучения ;

Этап отчёта учащихся об овладении знаниями, умениями и навыками – методы контроля.

Познавательные методы делятся в свою очередь на объяснительные (лекция, слово учителя) и эвристические (беседа, наблюдение над языковым материалом, лингвистический анализ текста, самостоятельный анализ учебного материала и др.).

Лекция – это развёрнутое выступление учителя продолжительностью до 20 минут в 5-7 классах, и до 20-35 минут в 8-11 классах на определённую тему. Тема лекции должна носить обобщающий, универсальный характер («Почему мы говорим? Почему понимаем друг друга?» - первое занятие).

Лингвистический анализ текста даёт возможность, в частности, показать роль грамматических средств в выражении автором своего отношения к описываемому.

Самостоятельный анализ учебного материала , когда на специально подобранном дидактическом материале или упражнениях ученики ведут наблюдения над языком, производят анализ, делают посильные выводы и обобщения. Он должен использоваться учителем постоянно, не только как самостоятельный метод, но и в сочетании с другими методами. Особенно важно добиться в конце самостоятельного анализа вывода на лингвистическую тему, потому что самостоятельно сформулированное логическое рассуждение – это свидетельство осознания сущности приобретаемых знаний.

Практические методы обучения делятся на две группы: 1) методы закрепления знаний (вопросы для закрепления знаний, конспектирование, тезирование, составление плана, языковых таблиц, алгоритмы, доклад на лингвистическую тему); 2) методы формирования умений и навыков (нахождение изучаемого языкового явления, метод подбора примеров, письмо по памяти, комментированное письмо, орфографический и пунктационный разбор, списывание, различные виды диктантов).

Вопросы для осмысления , усвоения и закрепления знаний (а) помочь ученикам правильно понять правило, содержание параграфа, задание упражнения, сопоставить отдельные факты и т.д.; б) проверки знаний, их совершенствования; в) повторения пройденного материала; г) обобщения и систематизации материала).

При формулировке вопросов - правильно и понятно выражать свои мысли; задавать вопросы в последовательности, предполагающей ответную логику в высказываниях детей.

Метод укрупнения дидактических единиц .

Словарное слово, данное в учебнике в рамочке, рассматривается с разных сторон науки о языке (с позиции фонетики, лексики, орфографии, морфологии, словообразования, синтаксиса).

Этот метод широко использовался в 20 – 30 годы. Метод создаёт условия для реализации целей развития системного мышления и творческого воображения; актуализации и расширения словарного запаса; воспитания познавательного интереса.

Метод списывания (м.б.дословным, осмысленным и осложнённым всякого рода задачами).

Орфографический разбор - совокупность действий ученика: 1) назвать (выделить) орфограмму в слове); 2) определить в какой морфеме находится орфограмма; 3) обозначить условие выбора правильного написания; 4) определить орфографическое правило.

Письмо по памяти (развитие орфографической и пунктационной зоркости). Текст, записанный на доске или данный в учебнике, после разбора закрывается, ученики пишут его по памяти. По окончании работы текст открывается, и ученики сверяют с ним написанное. Текст может быть дан домой для разучивания наизусть. На другой день в классе текст пишется по памяти. В этой записи не должно быть ни одной ошибки. Оценивается такое письмо очень строго. Упражнение рассчитано не только на усвоение определённого количества орфограмм, но и на тренировку воли, внимания, памяти и дисциплины учащихся.