Экзистенциальные потребности. Экзистенциальные потребности человека

(лат. existentia - существование) - потребности, связанные для человека со смыслом жизни и разрешением «вечных» истин в процессе его жизненной самореализации.

По Эриху Фромму в основе лежит «биологическая дихотомия между инстинктами, которых человеку недостает, и самосознанием, которого бывает в избытке.

Экзистенциальный конфликт человека создает определенные психические потребности, которые у всех людей одинаковые. Каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в мире, свою беспомощность и заброшенность и искать новые формы связи с миром, в котором он хочет обрести безопасность и покой. Экзистенциальные потребности кроются в условиях человеческого существования. Они свойственны всем людям, и их удовлетворение необходимо для сохранения душевного здоровья, также как удовлетворение естественных потребностей необходимо для поддержания физического здоровья человека (и его жизни).

Но каждая из экзистенциальных потребностей может быть удовлетворена разными способами. Эти различия в каждом случае зависят от его общественного положения. Различные способы удовлетворения экзистенциальных потребностей проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме».

определяет 5 основных экзистенциальных потребностей человека:

С точки зрения такой психодиагностической методики, как , разнос в поведении между инстинктами и сознательным (социальным) поведением будет давать человеку чрезмерное облысение головы в различных зонах. На эту тему есть статья на нашем сайте о .

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 17 (346). Философия. Социология. Культурология. Вып. 33. С. 101-103.

О. В. Пащенко

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Рассматривается значение экзистенциальных потребностей в качестве способа достичь полноценной, гармоничной жизни. Современный мир приводит к искажению экзистенциальной ситуации человека, что влечет за собой массовую утрату смысла жизни, разрушение целостности личности.

Ключевые слова: экзистенциализм; экзистенция; экзистенциальные потребности; сущность; бытие; будущее; трансценденция; целостность.

Стремление человека к целостности является одной из определяющих сторон человеческой природы. Целью данной статьи является определение роли экзистенциальных потребностей в формировании целостной личности.

Целостность - обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой, достаточной интегрирован-ностью, самодостаточностью, качественным своеобразием, автономностью и причастностью к другой, более фундаментальной, целостности1. Таким образом, целостность прежде всего подразумевает принадлежность к другому, более фундаментальному, целому. Опираясь на философию экзистенциализма, таким целым можно выделить бытие. Удовлетворяя экзистенциальные потребности, человек приближается к подлинному бытию, которое и дает ощущение целостности.

Экзистенция - это трансценденция к бытию2. Именно она помогает человеку перейти границу между обыденной жизнью и подлинной, которая приближает человека к бытию.

В течение всей жизни человек пытается понять свою сущность, обрести целостность, постоянно испытывая неудовлетворенность жизнью. Культура, в которой он рождается, постоянно навязывает свои нормы, законы, правила поведения. И находясь внешне в свободном состоянии, человек все-таки ощущает себя несвободным, запертым в рамки социально-культурных требований.

Особенно эта ситуация проявляет себя в современном мире, где человек живет в индустрии «симулякров», виртуализации вещей, которыми теперь все чаще являются продукты духовного производства.

Симулякр - по-латыни означает приведение или двойник, т. е. нечто, подобное

действительной вещи, но являющееся лишь приведением и заменяющее эту вещь, являющееся ее мертвой имитацией. Это значение перекрещивается и с латинским же словом "симуляторум", которое подчеркивает значение живой игры, что естественно, ибо мертвая имитация живого разыгрывается именно живым, т. е. человеком, и им оживляется3. Симулякры нужны человеку для того, чтобы замаскировать реальные жизненные проблемы с помощью искажения реальности, приспособления к ней, идеализации или преображении действительности. Симулякры все больше заполняют мир, закрывая доступ к «подлинности».

Происходит искажение экзистенциальной ситуации. Человек, удовлетворяя ежедневные потребности, чувствует себя несчастным, потому что не происходит удовлетворение экзистенциальных, сущностных потребностей человека. За большинством личностных психологических проблем стоят неудовлетворенные экзистенциальные потребности. «Человек нуждается в драматизме жизни и переживаниях; и если на высшем уровне своих достижений он не находит удовлетворения, то сам создает себе драму разрушения»4.

Выделяют экзистенциальные потребности, которые присущи человеку изначально. Именно эти потребности связаны с попытками понять смысл жизни и смерти, свое предназначение и обрести свое место в мире. По мнению Э. Фромма, у человека существует пять экзистенциальных потребностей: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе взглядов и преданности5.

Необходимо также отметить, что экзистенциальные потребности формируют экзи-

О. В. Пащенко

стенциальные ценности. Так, например, потребность в установлении связей формирует ценность любви, взаимопонимания. Потребность найти близкого человека, заботиться о нем, преодолеть ощущение изоляции, найти себя в другом человеке. Человеческая природа такова, что постоянно стремится к обращению внутрь себя, к проблемам смысла своей жизни, к вопросам достижения личного счастья и полноты бытия. Чаще всего ценность жизни осознается через близких людей. Через близость, заботу, понимание, обращение к другому, человек может осознать свою ценность и при этом формируется ценность другого человека. Именно принадлежность к другому помогает человеку осознать себя как целостное существо.

В современном мире идет искажение одной из фундаментальных человеческих ценностей - ценности любви. Плотское наслаждение становится главной формой проявления чувств, что является губительным для душевного состояния человека, заменяя собой взаимопонимание, дружбу. Пропадает ценность семьи, что ведет к разладу человека, в том числе и с самим собой, так как именно семья дает человеку чувство устойчивости и защиты в этом мире. «Эмоциональная функция семьи - удовлетворение её членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья»6.

Потребность в преодолении, или транс-ценденции, также является необходимой для осознания полноты жизни. Человек всегда стремится вынести свою сущность вовне, не удовлетворяясь пространственно-временными границами, в которых он заключен. Творческая сущность человека стремится к преобразованию мира. Будущее - это одна из возможностей выхода за свои границы, овладения собственным миром. Если человека лишить этой возможности, то он начинает себя разрушать. Жизнь становится механическим выполнением набора действий, которые подменяют реальность, отдаляют человека от природы и других людей.

Будущее человека всегда связано с проблемой смысла. И. Ялом отмечал: «Человек находится в противостоянии между сознанием неизбежной смерти и желанием продлить

жизнь; между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности большему целому; между неструктурированным бессмысленным миром и потребностью в смысле жизни»7.

Потребность в системе взглядов формируется благодаря нормам, идеалам и ценностям. Ценности помогают человеку ориентироваться в мире, делая его понятным и устойчивым. Поэтому очень важно, какие ценности для нас важны для направления дальнейшей жизни.

Что касается положения современного человека, то тут происходит подмена ценностей. А, следовательно, выбор не тех ценностей ведет к невозможности достичь экзистенциального бытия. Во многом этим объясняется неудовлетворенность жизнью человека XXI в. Человеческая природа всегда стремится обрести подлинное бытие. Но человек изначально не может его достичь из-за своей ограниченной способности выбора ценностей, смыслов и жизненных принципов. Человек потерян, не имеет стойкого душевного фундамента, на который мог бы опереться, выстраивая свой мир. Поэтому современный человек живет не сегодняшним днем, а надеждами на будущее.

Здесь мы подходим к проблеме смысла. Именно смыслы помогают человеку правильно и свободно направлять свою жизнь. Экзистенция означает наполненную смыслом, воплощаемую свободно и ответственно жизнь в создаваемом самим человеком мире, с которым он находится в отношениях взаимовлияния и противоборства8.

Отсутствие экзистенциальных смыслов приводит к тому, что жизнь становится средством достижения прагматичных целей, через достижения, власть, наличие большого количества денег, высокий или особый социальный статус. Абсолютно благоприятные условия жизни человека не могут помочь преодолеть внутренний дискомфорт, который находится в душе, из-за невозможности удовлетворить значимые экзистенциальные потребности. Человек всегда стремится реализовать свой внутренний потенциал, и именно в этой реализации он ощущает наибольшую полноту и осмысленность жизни8.

Важную роль в становлении человека как целостного существа играет потребность в идентичности. Современная культура упрощает человека, формируя одностороннее

Экзистенциальные потребности как основание целостности личности

развитие интеллекта. Масс-культура создает «человека-наслаждающегося, развлекающегося», «бегущего от свободы» в мир иллюзий, псевдоценностей, информации и знаний, стереотипизирует сознание массового человека, его быт, потребности, чувства, мысли, ценности, убеждения, поведение9.

Человек вовлечен в социокультурную ситуацию своего времени. Поэтому очень часто то, что является патологией для человеческой природы, воспринимается как норма. Утрата экзистенциальных смыслов грозит человеку душевным разладом, нервозностью, то есть обретением тех состояний, которые для современного человека становятся нормой. И избавиться от которых пытаются с помощью индустрии развлечений. Самым опасным для человечества становится то, что подобные стереотипы поведения, ставшие нормой, утверждаются в качестве идеалов, укореняющихся в культурной традиции, а, следовательно, в будущем способных легко заимствоваться последующими поколениями.

Примечания

2 См.: Аббаньяно, Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм / пер. с итал. А. Л. Зорина. СПб. : Алетейя, 1998. С. 11.

3 См.: Мамардашвили, М. Беседы о мышлении [Электронный ресурс]. URL: http://www. psychology.ru/library/00055.shtml.

4 Фромм, Э. Анатомия человеческой деструк-тивности / пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. М. : АТС, 2004. С. 13.

5 Там же. С. 286.

6 Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб. : Питер, 1999. С. 1.

7 Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия [Электронный ресурс]. URL: http://www.psy-inst/library.php.

8 См.: Лэнгле, А. Экзистенциальный анализ -найти согласие с жизнью // Fundamenta psy-chiatrica. 1999. № 12. С. 139-146.

9 См.: Дорофеева, Е. В. Человек и его сущность в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма // Приволж. науч. вестн. 2013. № 4 (20). С. 64-69.

1 См.: Моторина, Л. Е. Философская антропология. М. : Акад. проект, 2009. С. 100.

В отличие от Фрейда и Юнга Э. Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию. Он стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная и конца Средневековья (конец XV века) по наше время. По завершении своего исторического анализа Эрих Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем обществ. Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь — отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы “убежать от свободы”. Первый из них — авторитаризм, определяемый как “тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным „Я"”. Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях . При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных. Второй способ бегства — деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь — общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.

Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. “Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других — таким, каким они хотят его видеть”. Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.

Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой . Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Он отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам, В своей книге “Искусство любви”, одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности.

Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктам! Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей . Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.

Основные экзистенциальные потребности человека

Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека

Потребность в установлении связей

Потребность в установлении связей, Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться. принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством “продуктивной любви”, помогаю людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

Потребность в преодолении

Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении свое; пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

Потребность в корнях

Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью . К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.

Потребность в идентичности

Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Каждый человек должен быть способным сказать: “Я — это я”. Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя я как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

Потребность в системе взглядов и преданности

Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходимо стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта системаориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество. Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни.Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Социальные типы характера

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл “основными ориентациями характера”. Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Фромм выделял пять социальных типов характера , превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы . К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивным представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разным людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

Рецептивные типы

Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни t находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни -скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

Эксплуатирующие типы

Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому а добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

Накапливающие типы

Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, “накопители” ч тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности — предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

Рыночный тип

Рыночный тип исходит из убеждения, что личность, оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — “Я такой, каким вы хотите меня видеть”.

Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества — открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал “рыночную” личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

Продуктивный характер

В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность — людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.

4. Экзистенциальные потребности человека

Фромм считает, что в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами (как, например, влечение к смерти в теории Фрейда). Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством "продуктивной любви", помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим (в таком случае становится востребованной психологическая помощь или даже психотерапия).

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности (в таком случае консультация и помощь психолога просто необходимы).

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу (иногда это чувство становится возможным впервые пережить в психотерапии или психоанализе) .

4. Потребность в самотождественности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, - в самотождественности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способен сказать: "Я - это я". Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям, даже если это указания собственного бессознательного. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество. Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

5. Искусство любви

Любовь -- это абстракция:

Карл Маркс критикует ошибочность превращения предиката (то есть абстракции) в субъект. В результате такого действия любовь превращается в Молоха. Эрих Фромм обращает внимание на то, что любовь это абстракция, и "в действительности же существует лишь акт любви".

Любовь -- это не вещь, а процесс, действие, акт:

Идиоматические изменения происходящие в языке делают любовь вещью: "у меня огромная любовь к вам". Такое выражение бессмысленно. Можно говорить о любящем человеке, о любви человека и нельзя говорить о человеке любви. "Существительное „любовь" как некое понятие для обозначения действия „любить" отрывается от человека как субъекта действия. Любовь превращается в богиню, в идола, на которого человек проецирует свою любовь; в результате этого процесса отчуждения он перестает испытывать любовь, его способность любить находит свое выражение в поклонении „богине любви".

Любовь -- это не только чувство:

Эротическая любовь -- "это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок. Если бы любовь была только чувством, то не было бы основания обещать любить друг друга вечно. Чувство приходит и уходит. Как я могу знать, что оно останется навечно, если мое действие не включает разумного выбора и решения?" .

Две противоположные формы любви:

Эрих Фромм сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Если первая "предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения", то вторая означает лишение объекта своей "любви" свободы и держание его под контролем. "Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее".

Любовь по принципу бытия или плодотворная любовь:

Такие мировые религии как Буддизм, Иудаизм, Христианство, и ряд других религий и учений посвящены культуре плодотворной любви. Но плодотворная любовь является скорее исключением, чем правилом, и это замечание перекликается с библейским "…тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Матф.7:14) Только если человек "осознает человеческую ситуацию, дихотомии, присущие его существованию, и свою способность раскрыть свои силы, он будет в состоянии успешно решить эту свою задачу: быть самим собой и для себя, и достичь счастья путем полной реализации дара, составляющего его особенность, -- дара разума, любви и плодотворного труда" ] .

Любовь по принципу обладания или неплодотворная любовь:

Переход от "влюбленности" к иллюзии любви-"обладания" можно часто со всеми конкретными подробностями наблюдать на примере мужчин и женщин, "влюбившихся друг в друга".

Любовь -- это искусство:

Большинство людей исходят из предпосылки, что "любовь -- божий дар, выпадающий человеку как счастливый случай, удача", однако проведя исследование природы любви Эрих Фромм показывает, что "любовь -- искусство, такое же, как искусство жить", и это искусство требует "знаний и усилий". Фромм в своих работах отражает много граней любви: искусство, самообновление, самообогащение, наслаждение и т. п., и при изложении теории любви он дает такое определение: "Любовь -- это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство". Он также исследует мотивацию активности и показывает, что активность бывает двух видов, и активность творца отличается от "пассивной" активности "жертвы".

Фактор когнитивности:

Кластер когнитивности охватывает такие понятия как "сигнал", "ощущение", "образ", "сознание", "разум" . "Если бы кто-то взялся изучить воздействие матери, по-настоящему любящей себя, он смог бы увидеть, что нет ничего более способствующего привитию ребенку опыта любви, радости и счастья, чем любовь к нему матери, которая любит себя". В противоположность этому "Истории известны случаи, когда в джунглях теряли младенцев, и они вырастали среди зверей. И ни один из найденных детей не смог стать полноценным человеком, не смог влиться в нашу человеческую общность".

Теория любви

"Любовь -- ответ на проблему человеческого существования"

Человек -- это осознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживание отчужденности от природы, от других людей. Поэтому глубочайшей, стержневой потребностью человека является стремление покинуть тюрьму своего одиночества, стремление обрести единение с другими людьми.

Виды любви:

Братская

Материнская

Эротическая

Любовь к себе

Любовь к Богу

Возможности и потребности человека

Индивид -- это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизическими особенностями. У индивида, собственно, и индивидуальные биологические, и социальные потребности...

Возможности и потребности человека

Семья -- первичная и основная биосоциальная ячейка человеческого общества, представляющая собой группу людей, объединенных любовью, браком и кровными узами. Семья характеризуется тремя основными признаками: совместным проживанием ее членов...

Воспитание способности самоуправления и самосовершенствования

Потребности и мотивы настолько тесно переплетены в структуре личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи. Начинать анализ нужно с потребностей. В своих первичных биологических формах потребности есть состояние организма...

Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е...

Личность и направленность личности в психологии

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации -- это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий...

Мотивация деятельности человека

Источником деятельности человека и предпосылкой его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе мотивации человека: поскольку человек нуждается в определенных условиях существования...

Направленность и мотивы деятельности личности

Одним из основных источников активности личности являются потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования...

Особенности потребностей аффилиации

Потребность - это свойство живых организмов, выражающее исходную форму их активного и избирательного отношения к предметному миру. Также потребность может определяться как субъективное состояние человека, выражающее его нужду...

Потребности личности

Общепризнано, что потребности - это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей - от биологической трактовки до социально-экономической...

Потребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности

1. Мотивация и основные функции мотивации. Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели...

Протекание психологических процессов у человека

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом...

Роль природной и социальной сферы в формировании потребностей человека

Формирование потребностей человека - сложный и длительный процесс, обусловленный его воспитанием и средой в самом широком понимании, природной и социальной структуры этой среды, той информации, которую получает человек со дня его рождения...

Топология и теория поля К. Левина

По мнению Левина, движущей силой человеческой деятельности является потребность. Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности)...

Человек в поисках смысла: проблемы личности в гуманистической психологии

Эрих Фромм один из первых психологов, старавшихся расширить горизонты психоанализа. Экзистенциальная философия стала основой его гуманистической теории. По Э.Фромму, неотъемлемой чертой человеческого существования является одиночество...

В книге «Здоровое общество» (1955) Фромм утверждал, что психически здоровый человек отличается от больного тем, что оказывается в состоянии найти ответы на экзистенциальные вопросы - ответы, которые в наибольшей степени отвечают его экзистенциальным потребностям . Как и поведение животных, наше поведение мотивируется такими физиологическими потребностями, как голод, секс, безопасность и т. д., но их удовлетворение не приводит к разрешению человеческой дилеммы . Лишь специфические экзистенциальные потребности, присущие только человеку, могут подтолкнуть нас на путь воссоединения с природой. Эти потребности выявляются в ходе эволюции человеческой культуры, они вырастают из наших попыток раскрыть смысл своего существования, избежав при этом помрачения рассудка. Другими словами, здоровый индивидуум обладает лучшей способностью находить пути соединения с миром, удовлетворяя потребности в установлении связей, преодолении себя, укорененности в мире, самоидентичности , наконец, в наличии системы ценностей .

Потребность в установлении связей

Первая экзистенциальная потребность человека - это потребность в установлении связей, стремление к объединению с другими людьми. Фромм определяет три основных направления, по которым человек может вступать во взаимоотношения с миром: подчинение, власть и любовь. Чтобы достичь единства с миром, человек может подчиниться другому человеку, группе, социальному институту. «Делая этот шаг, он переступает границы своей обособленности, своего индивидуального существования, становясь частью чего-то большего, нежели он сам, и осознает себя в контексте власти, которой подчиняется» (Fromm , 1981, р. 2).

С точки зрения Фромма, подчинение и власть - непродуктивные стратегии, не дающие личности нормального здорового развития. Покорные люди ищут взаимоотношений с властными, а властные - с покорными. Когда покорный и властный человек находят друг друга, они часто вступают в союзные отношения, удовлетворяющие их обоих. Хотя такой союз и может приносить партнерам радость, он так или иначе препятствует движению к целостности и психологическому здоровью личности. Партнеры «живут друг другом, удовлетворяя жажду близости и вместе с тем испытывая недостаток внутренней силы и уверенности в себе, которых требует от них свобода и независимость» (Fromm , 1981, р. 2).

Люди, находящиеся в союзных отношениях, привязаны друг к другу, но не любовью, а отчаянной жаждой установить связь, потребностью, которая никогда не может быть удовлетворена с помощью подобного партнерства. В глубине такого союза лежит бессознательное чувство враждебности, заставляющее человека, живущего в союзе, обвинять своего партнера в том, что тот не может полностью удовлетворить его потребности. По этой причине они ищут нового подчинения или новой власти и в результате становятся все более зависимыми от своих партнеров и все менее свободными.

Единственная продуктивная стратегия установления связи - это любовь. Фромм определяет любовь как «союз с кем-то или с чем-то находящимся вне человека при условии сохранения последним обособленности и целостности своего Я » (Fromm , 1981, р. 3). Несмотря на то что любовь включает в себя непосредственное участие в жизни другого человека и общность с ним, она в то же время предоставляет человеку свободу быть уникальным и самостоятельным и позволяет ему удовлетворить потребность в установлении связей, не нарушая своей целостности и независимости. В любви двое становятся одним целым, хотя при этом каждый остается самим собой.

Фромм был убежден, что подлинная любовь является единственным путем, с помощью которого человек может стать единым с миром и одновременно прийти к своей индивидуальности и целостности. В книге «Искусство любить» (1956) он выделил четыре основных элемента, которые являются общими для всех форм подлинной любви: заботу, ответственность, уважение и знание. Если мы любим другого человека, мы должны интересоваться им и проявлять о нем заботу. Любовь также означает желание и способность нести ответственность за другого человека. Любя другого, мы удовлетворяем физические и психологические потребности этого человека, принимаем и уважаем его таким, какой он есть, и не пытаемся изменить его. Но мы можем уважать других, только если располагаем определенным знанием о них. В данном случае «знать» означает смотреть на других с их собственной точки зрения.

Потребность в преодолении себя

В отличие от животных, людьми движет потребность в преодолении себя , определяемая как желание подняться над пассивным и случайным существованием в «царство целеустремленности и свободы» (Fromm , 1981, р. 4). Подобно тому как потребность в установлении связей может в равной степени удовлетворяться продуктивными и непродуктивными методами, потребность в преодолении себя можно удовлетворить как позитивно, так и негативно. Мы можем преодолевать нашу пассивную природу как путем созидания жизни, так и путем ее разрушения. Помимо созидания через воспроизводство, общего для всех представителей животного мира, человек способен осознать эту свою функцию и по аналогии с ней создавать искусственные творения, такие как произведения искусства и научные концепции, религиозные верования и общественные институты, материальные и моральные ценности, главной из которых является любовь.

Творить означает быть деятельным и заботливым по отношению к тому, что создано человечеством. Однако есть и другой путь: преодоление жизни путем ее разрушения и превращения другого в жертву. В «Анатомии человеческой деструктивности» (1973) Фромм обосновывает мысль о том, что человек является единственным биологическим видом, для которого характерна злонамеренная агрессия (malignant aggression ), которая означает способность убивать не только ради выживания, но и по другим причинам. Хотя для некоторых индивидов и даже в некоторых культурах злонамеренная агрессия является мощной доминирующей силой, ее нельзя отнести к числу универсальных человеческих свойств. В частности, многие доисторические общества и некоторые современные традиционные, или «примитивные», культуры Потребность в укорененности

Когда человеческие существа развиваются как отдельный вид, они теряют свой дом в мире природы, что осознается ими благодаря уникальной способности мыслить. Последовательно возникающие при этом чувства изоляции и беспомощности становятся невыносимы. От этого проистекает третья экзистенциальная потребность - потребность в обнаружении своих корней, жажда в буквальном смысле «укорениться» в этом мире и снова почувствовать его своим домом.

Потребность в укорененности можно рассматривать и в контексте филогенеза, то есть развития конкретного представителя человечества как вида. Фромм абсолютно согласен с Фрейдом в том, что инцестуальные стремления присущи человеческим существам, но, в отличие от него, не считает, что все они основаны на сексуальной почве. Фромм утверждает, в частности, что стремление к инцесту базируется на «глубокой жажде возврата в теплое уютное материнское чрево или к ее питающей груди» (1955, с. 40). В этом смысле на Фромма оказала большое влияние концепция раннего матриархального общества, выдвинутая Дж. Дж. Бахофеном (1861-1967). В отличие от Фрейда, который считал древние общества патриархальными, Бахофен придерживался той точки зрения, что центральной фигурой в этих древнейших социальных группах была все же мать. Именно она сообщала своим детям чувство укорененности, именно она побуждала их либо к развитию личной индивидуальности, либо к фиксации, тормозящей психологический рост.

Потребность в укорененности может быть удовлетворена с помощью более или менее продуктивных стратегий. Продуктивной является стратегия, которая предполагает, что, оторвавшись от материнской груди, человек рождается по-настоящему. Это означает, что он активно и творчески взаимодействует с миром, приспосабливается к нему и достигает целостности. Эта новая связь с реальностью обеспечивает безопасность и восстанавливает чувство принадлежности к миру и укорененности в нем. В поисках своих корней люди могут выбирать и обратную стратегию, а именно, непродуктивную стратегию фиксации (fixation ). Фиксация означает упорное нежелание индивида двигаться за пределы безопасного мира, изначально очерченного матерью. Люди, которые используют для удовлетворения потребности в корнях стратегию фиксации, «боятся подняться на следующую ступень развития, оторваться от материнской груди. Они страстно желают, чтобы их опекали, по-матерински холили и лелеяли, защищали от неблагоприятных воздействий окружающего мира; по характеру они очень зависимые, пугливые и крайне неуверенные в себе» (Fromm , 1955, р. 40).

Самоидентичность

Четвертой экзистенциальной потребностью является потребность в осознании себя отдельной сущностью, или в самоотождествлении. Будучи оторваны от природы, мы вынуждены самостоятельно формировать концепцию своего Я , воспитывать в себе способность ответственно заявить: «Я - это я» или «Я отвечаю за свои действия».

В эссе «О непослушании» (1981) Фромм подхватывает известную мысль антропологов о том, что в традиционных культурах люди очень тесно отождествляли себя со своим кланом и не мыслили себя отдельно от него. В общих чертах то же самое характерно и для Средневековья, чей представитель был в значительной степени отождествлен со своей социальной ролью в феодальной иерархии. Вслед за Марксом Фромм полагал, что подъем капитализма существенно раздвинул границы экономической и политической свободы, однако не принес человеку истинного ощущения своего Я . Для большинства людей самоидентичность означает привязанность к другим или преданность различным институтам - нации, религии, профессии, социальной группе. Вместо отождествления с кланом развивается стадный инстинкт, покоящийся на чувстве несомненной принадлежности толпе. Причем этот факт остается неоспоримым, несмотря на то что однородность толпы и конформизм ее участников зачастую прикрываются иллюзией индивидуальности.

Не отождествляя себя ни с чем и ни с кем, мы рискуем потерять рассудок. Эта угроза является для нас мощным фактором мотивации, заставляя сделать все возможное, чтобы приобрести чувство самоидентичности. Невротики пытаются находиться возле сильных людей либо стараются закрепиться в социальных или политических институтах. Психологически здоровые люди имеют меньшую потребность соответствовать толпе и отказываться от ощущения своего Я . Им не нужно ограничивать свою свободу и проявления собственной индивидуальности, чтобы существовать в человеческом обществе, поскольку сильной стороной их самоидентичности является ее подлинность.

Система ценностей

Последняя описанная Фроммом экзистенциальная потребность - потребность в системе ценностей. Мы нуждаемся в некой маршрутной карте, системе взглядов и ценностей, помогающей нам ориентироваться в этом мире. Без такой карты мы были бы «абсолютно растеряны и не имели бы возможности действовать целенаправленно и последовательно» (Fromm , 1955, р. 230). Система ценностей позволяет нам организовать то огромное количество стимулов и раздражителей, с которыми мы сталкиваемся на протяжении жизни. «Человек окружен множеством загадочных явлений и, имея на это полное основание, вынужден придавать им смысл, вкладывать их в понятный для него контекст» (Fromm , 1955, р. 63).

«Самый первый витальный интерес заключается в сохранении своей системы координат, ценностной ориентации. От нее зависит и способность к действию, и в конечном счете - осознание себя как личности» (Fromm , 1973).

Каждый человек имеет свою философию, т. е. внутренне согласованную систему взглядов на мир. Многие люди воспринимают эту философию в качестве жизненной основы. Таким образом, если какие-либо явления и события не вписываются в рамки упомянутой системы, они трактуются человеком как «ненормальные», «неразумные»; если же, напротив, вписываются, то рассматриваются как проявление «здравого смысла». Чтобы приобрести и сохранить свою систему ценностей, люди способны предпринять практически любые шаги вплоть до самых радикальных - например, избрать путь иррационального авторитаризма, как Адольф Гитлер и другие фанатики, сумевшие выбиться в лидеры.

Табл. 20.1. Человеческие потребности

Потребность

Негативные составляющие

Позитивные составляющие

Установление связей

Подчинение или власть

Преодоление себя

Разрушение

Созидание, творчество

Укорененность в мире

Фиксация

Целостность

Самоотождествление

Принадлежность группе

Индивидуальность

Система ценностей

Иррациональные цели

Рациональные цели

Комплексный подход к разрешению экзистенциальных конфликтов личности