Консульство и образование наполеоновской империи. Консульство во франции и империя наполеона бонапарта Какие меры включала континентальная блокада? Какие цели ставил Наполеон, прибегая к этой политике? Составьте свой прогноз развития международных отношен

Вопросы и ответы к § 11. Консульство и образование наполеоновской империи

1. Укажите причины создания империи Наполеона Бонапарта. Сравните восстановленную им монархию с монархией Людовика XVI.

Причины создания империи:

  • Франции требовалось примирение сторонников и противников революции;
  • Наполеон Бонапарт использовал это как одно из средств реабилитации своего режима в глазах католиков;
  • Наполеон Бонапарт использовал это как средство повышения авторитета на международной арене (например, благодаря этому титулу на равных шли мирные переговоры между императорами Наполеоном I и Александром I);
  • вполне возможно, что это было осуществление детской мечты Наполеона, который воспитывался в монархической стране и всегда стремился к величию;
  • в распоряжении Бонапарта была вся полнота исполнительной власти и преданность армии, его решения никто не имел шанса оспорить.
Империя Наполеона Бонапарта
  • Законодательный орган власти существовал, но не имел реальных полномочий
Королевство Людовика XVI
  • Власть передавалась по наследству
  • Власть монарха была абсолютной
  • Законодательный орган власти отсутствовал
2. Расскажите о внутренней политике консульства и империи Наполеона I.

Бонапарт стимулировал развитие крупного бизнеса, принимая для этого целый комплекс мер, включая укрепление франка. Одновременно он развернул масштабное государственного строительство, что с древних времён использовалось для того, чтобы дать работу беднякам. Создание новых рабочих мест стимулировало и развитие бизнеса крупной буржуазии, которую, повторюсь, поддерживало правительство.

Бонапарт также решил примириться с умеренными противниками революции. Он объявил амнистию эмигрантам, а также попытался наладить отношения с католической церковью. Последнее включало целый комплекс мер. Первый консул пошёл на переговоры с папой римским.

Позже папа римский возглавлял церемонию коронации императора. После серии военных побед Франции римский первосвященник стал подконтролен Парижу, при этом он всячески прославлялся и поддерживался в начинаниях, которые не расходились с политическим курсом империи.

Отделение церкви от государства во Франции было отменено, позиции католических иерархов формально восстановлено, но, к примеру, епископов Наполеон назначал лично. Пользуясь своим правом издавать законы самостоятельно, Наполеон ввёл во Франции и на подконтрольных ей территориях ряд кодексов с новыми нормами общественных отношений.

Его кодекс содержал много завоеваний революции в области гражданского права и личных свобод, именно к таким свободам стремились революционные движения многих стран после окончания Наполеоновских войн.

3. Какие меры включала континентальная блокада? Какие цели ставил Наполеон, прибегая к этой политике? Составьте свой прогноз развития международных отношений в связи с её применением.

Наполеон надеялся лишить Великобританию денег на продолжение войны. Для этого он запретил всем подконтрольным ему странам любые торговые отношения с этим подчинёнными Лондону территориями. Однако такие меры не были выгодны, прежде всего, континентальным странам: они слишком уже зависели от английских товаров, в то время как английская промышленность могла бы найти новые рынки сбыта в своих и чужих колониях.

Именно поэтому Россия на деле не соблюдала блокаду. Из этого можно сделать вывод, что продолжение блокады привело бы лишь к разорению поддерживавших блокаду стран. Это понимал и Наполеон, потому по воспоминаниям некоторых современников строил планы покорения британских колоний, в первую очередь Индии.

4. Начните составление таблицы «Внешняя политика консульства и империи». Графы таблицы: годы, основные события во внешней политике, итоги, значение.

Внешняя политика консульства и империи

Годы События Итоги Значение
1800 2-й итальянский поход, победа в сражении при Маренго Австрия вышла из войны и признала новую границу Франции по реке Рейн, Пьемонт и Генуя стали владениями ФранцииАнтифранцузская коалиция распалась, Франция расширила свои владения в Италии
1801-1802 Франция подписала мир со всеми участниками антифранцузского союза Франция получила передышку Полученное время было использовано для подготовки к новым войнам
1803 Начало новой войны с Англией
Начинает формироваться новая антифранцузская коалиция
1805 Антифранцузский союз оформлен. Англия, Австрия, Россия, Неаполь и Швеция Отложено вторжение на Британские острова
21.10.
1805
Трафальгарское сражение Нельсон потопил франко-испанскую эскадру Наполеон отказывается от плана высадки на Британские острова
2.12.
1805
Сражение при Аустерлице Победа Наполеона Коалиция распалась
21.10.
1806
Акт Наполеона о континентальной блокаде Англии Начало континентальной блокады Решение Наполеона к подчинению всей Европы, для полной блокады Англии
14.06.
1807
Битва при Фридланде Победа Наполеона Распад 4-й антифранцузской коалиции
9.07.
1807
Тильзитский мир Россия присоединилась к континентальной блокаде Раздел сфер влияния в Европе между Францией и Россией
1807-
1808
Вторжение Наполеона в Испанию и Португалию На трон Испании посажен дядя Наполеона Партизанская война испанцев

§ 11. Консульство и образование наполеоновской империи


Образование консульства г. – принятие новой Конституции Франции, установление консульства. 1 консул 2 консул 3 консул Создание законов Объявление войны Назначение министров и чиновников Заключение мира ЗАКОНОСОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС


Политика консульства 1799 – 1804 гг. – консульство во Франции. Политика консульства: 1. Развитие предпринимательства. 2. Финансовая реформа – введение франка. 3. Ускорение промышленного переворота. Запрещались стачки и союзы рабочих. Недовольных политикой Первого консула ждали казни, аресты, ссылки.


Франция становится империей г. – установление во Франции империи. Для чего нужна была армия Наполеону? Кто мог служить в наполеоновской армии? Сколько лет в ней служили? На какие рода войск делилась армия Наполеона? Что означает «принцип равных возможностей», объявленный Наполеоном в армии?








Завоевательные войны консульства и империи. Дата Место сражения Итог 1805 г.Высадка десанта в Англии Армия переброшена на Вену 1805 г.м.Трафальгар Победа англ.флота под командованием адмирала Нельсона 1805 г.д.Аустерлиц Победа Франции над Россией и Австрией


Завоевательные войны консульства и империи. Дата Место сражения Итог 1805 г.Высадка десанта в Англии Армия переброшена на Вену 1805 г.м.Трафальгар Победа англ.флота под командованием адмирала Нельсона 1805 г.д.Аустерлиц Победа Франции над Россией и Австрией 1806 г.Иена (Пруссия)Победа Франции над Пруссией


Завоевательные войны консульства и империи. Дата Место сражения Итог 1805 г.Высадка десанта в Англии Армия переброшена на Вену 1805 г.м.Трафальгар Победа англ.флота под командованием адмирала Нельсона 1805 г.д.Аустерлиц Победа Франции над Россией и Австрией 1806 г.Иена (Пруссия)Победа Франции над Пруссией 1806 г.Подписание с побежденными государствами договора о континентальной блокаде Англии

Пришедшая к власти во Франции в период Директории крупная буржуазия вскоре оказалась между двумя противостоящими социально-политическими силами. С одной стороны, городские трудящиеся, страдавшие от безработицы и постоянного ухудшения уровня жизни, усиливали борьбу с режимом термидорианцев. С другой стороны, активизировалась дворянская реакция -- зрели роялистские заговоры, ставившие своей задачей реставрацию монархии. Это вынуждало термидорианцев бороться на два фронта. Выступая против народа, буржуазия искала поддержки справа; страх перед дворянской реакцией заставлял ее заключать временные соглашения с левым крылом демократов. «Политика качелей», как называли ее современники, свидетельствовала о внутренней непрочности термидорианской республики.

Свое политическое спасение правящие круги видели в создании режима военной диктатуры. Предельно централизованное государство, возглавляемое «сильной личностью», могло силой оружия защитить интересы крупных предпринимателей от опасности справа и слева. Стабилизация была нужна и значительной части крестьянства, стремившегося сохранить приобретенную в ходе революции землю.

Наибольшую поддержку получил генерал Наполеон Бонапарт, ставший чрезвычайно популярным благодаря победам, одержанным французскими войсками под его командованием (особенно в Италии и Египте).

В 1799 г. (9--10 ноября, или 18--19 брюмера VIII года по республиканскому календарю) Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию. Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.

Демократические силы, в значительной мере ослабленные в предыдущие годы, не смогли оказать должного сопротивления новой диктатуре. Биржа ответила на переворот повышением курса ценных бумаг. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана и действительно обеспечена защита его собственности на землю.

Внутренняя политика Наполеона состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции: гражданских прав, прав собственности на землю крестьян, а также тех, кто купил во время революции национальные имущества, т. е. конфискованные земли эмигрантов и церкви. Обеспечить все эти завоевания должен был Гражданский кодекс (1804), вошедший в историю как кодекс Наполеона. Наполеон провел административную реформу, учредив институт подотчетных правительству префектов департаментов и супрефектов округов (1800). В города и деревни назначались мэры. Был учрежден государственный Французский банк для хранения золотого запаса и эмиссии бумажных денег (1800), нейтрализована система сбора налогов. Административные и правовые нововведения Наполеона заложили основу современного государства, многие из них действуют и по сей день. Именно тогда была создана система средних школ -- лицеев и высшие учебные заведения -- Нормальная и Политехническая школы, до сих пор остающиеся самыми престижными во Франции. Прекрасно сознавая важность воздействия на общественное мнение, Наполеон закрыл 160 из 173 парижских газет, а остальные поставил под контроль правительства. Была создана мощная полиция и разветвленная тайная служба. Наполеон заключил конкордат с папой Римским (1801). Рим признавал новую французскую власть, а католицизм объявлялся религией большинства французов. При этом свобода вероисповедания сохранялась. Назначение епископов и деятельность церкви ставились в зависимость от правительства.

Экономическая политика состояла в обеспечении первенства французской промышленной и финансовой буржуазии на европейском рынке.

Наполеон обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата, артиста, обаянием, позволявшим ему легко располагать к себе людей. Этот человек в неизменном сером сюртуке и треуголке занял прочное место в истории, дав свое имя целой эпохе. Империя Наполеона оказалась непрочной. Однако трагическая судьба императора глубоко потрясла его современников, в том числе художников, музыкантов, поэтов, дала обильную пищу романтизму, расцветшему в европейской культуре последующих десятилетий. Сражения Наполеона вошли в военные учебники. «Наполеоновское право» лежит в основе гражданских норм западных демократий. Реставрированная монархия Бурбонов не смогла уничтожить закрепленные Наполеоном результаты Революции.

19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?»

Просмотр содержимого документа
«Консульство и образование наполеоновской империи»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Агаповская средняя общеобразовательная школа № 1им. П.А. Скачкова»

Методическая разработка урока истории в 8 классе

по теме: «Консульство и образование наполеоновской империи»

Выполнила: С.Т. Культасова,

учитель истории и обществознания

с.Агаповка

2018 год

Тема: Консульство и образование наполеоновской империи

Цель урока: Охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.

Задачи урока:

    Узнать особенности перехода от республики к империи во Франции;

    Показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции;

    Показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе. Продолжить формировать уважительное отношение к мировой культуре.

Тип урока: комбинированный

I Орг. момент:

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Мотивация.

II Опрос домашнего задания:

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами начнем изучать один из важнейших и наиболее сложных периодов мировой истории – 19 век. Это время привнесло огромное количество изменений в европейскую жизнь. Мы с вами узнаем, как развивались ведущие европейские государства, а именно Франция, Великобритания, Германия и Италия. Это очень трудный материал и вам нужно будет приложить максимум усилий, чтобы его постичь. Изменения, которые произошли в этих странах, впоследствии привели Европу к 1 мировой войне. А причины этого ужасного конфликта кроятся непосредственно в этом периоде.

На вам был задан § 9-10 Либералы, консерваторы и социалисты . Даю вам 5 минут, чтобы вы повторили д\з и подготовились к опросу. Активные ребята в конце урока получат хорошие оценки.

Фронтальный опрос:

    Что такое либерализм? Идеология свободы

    Главные принципы либерализма? право ч-ка на жизнь, свободу, равенство, собственность

    Какими методами либералы предлагали преобразовывать гос. устройство? Реформами

    От какого слова происходит название консервативной идеологии? Охранять, сохранять

    Главные принципы консерватизма. Сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, культуры, порядка.

    Каких мыслителей социалистов-утопистов вы можете назвать? Сен-Симон, Фурье, Оуэн

    Что такое социализм?

    Что такое марксизм? Назовите его основателей. Маркс, Энгельс

    Какими методами призывали свергать старые порядки социалисты? Революцией

    Что такое анархизм?

    Представители анархизма. Прудон, Бакунин, Кропоткин

III Новая тема:

Рассказ учителя: Ребята, в прошлом году вы начали изучать ВФР. Напомню вам, что по ее итогам была свергнута монархия, казнен французский император Людовик 16, и власть перешла в руки народного представительного органа. Сначала это было Национальное собрание, потом название сменилось на Законодательное собрание, а потом на Директорию.

19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?».

Чтобы узнать о том, что такое Консульство и какие меры принимала французская власть в это время, проведем небольшую работу по вариантам. 1 вариант сейчас читает пункт «Успокоение порядок законность», второй вариант «Свобода равенство собственность». На выполнение задания вам 5 минут, по истечении которых я задам вам несколько вопросов, ответы на которые дадут вам оценки.

Вопросы для 1 группы Вопросы для 2 группы

Что было принято в 1799г? (КЦ) Какие законы были приняты?

Высший законодательный орган (Сенат) В чем суть денежной реформы?

Исполнительная власть (3 консула) Зачем закрывали газеты?

Какие полномочия у консулов

Кто был главным консулом (НБ)

Консульство - период в истории Франции, когда власть принадлежала Наполеону Бонапарту. Продолжался с 1799 по 1804.

В первый период консульства были приняты следующие меры:

    Подтверждение права имущества, приобретённого в годы революции;

    Поощрение предпринимательства. Крупной буржуазии предоставлялись государственные заказы.

    Денежная реформа (создание французского банка и новой денежной единицы – франка).

    Укрепление полиции, во главе которой встал Фуше, создавший мощную машину полицейского сыска.

    Католическая церковь объявлялась религией всех французов.

    1804 создан «Гражданский кодекс» - свод законов, в котором провозглашались основные права и свободы человека.

Рассказ учителя : Усиление Франции вызывало недовольство у европейских монархов, они создавали все новые и новые коалиции, ставящие своей целью вернуть Францию к границам 1792 г. и восстановить в ней монархию Бурбонов. Наполеон «унаследовал» войны, которые вела Франция. Ребята, запомните - войны, которые пришлось вести Наполеону,- это не только выражение его личных амбиций и претензий на мировое господство, а защита дела французской революции.

Главным врагом революционной Франции являлась Англия, и принудить ее к миру можно было не столько военными средствами, сколько экономическими. Для этого Наполеон ввел запрет на торговлю с Англией. Этот указ о континентальной блокаде должен был не только изгнать английские товары из Франции, но и вообще задушить английскую экономику, лишив ее европейских рынков. Для достижения результата Наполеону надо было добиться, чтобы к континентальной блокаде примкнули все европейские государства, иначе план был обречен на поражение. Как вы думаете, зачем Наполеон принял подобные меры?

Задание. Ребята, сейчас вы самостоятельно прочтете пункт Завоевательные войны консульства и империи стр. 96-98 и заполните таблицу.

Главные битвы наполеоновских войн

Название битвы или похода

Дата битвы

Итог

Битва при Маренго

Победа французов. Австрия вышла из войны. К Франции были присоединены Пьемонт и Генуя

Сражение под Ульмом

Октябрь 1805

Победа французов. Захвачена австрийская крепость Ульм

Морское сражение у мыса Трафальгар

Победа англичан. Англия закрепила статус владычицы морей

Битва при деревне Аустерлиц

Наполеон одержал победу над русско-австрийскими войсками. Австрия капитулировала

Битва при Фридланде

Победа французов. Россия заключила мир с Францией. Присоединение страны к континентальной блокаде Англии

Франция вторглась в Португалию

Франция вторглась в Испанию

Установление марионеточного правительства. Присоединение страны к континентальной блокаде Англии

IV Закрепление материала.

Вопросы для закрепления:

    Что такое консульство?

    Какие меры Наполеона вы узнали?

    О каких сражениях мы узнали?

V Домашнее задание: § 11 чтение, пересказ. записи в тетради учить.

VI Итог урока.