Сообщение о рюрике. Новгородский князь Рюрик: биография, история и интересные факты

Происхождение Рюрика

Этимология имени

Рорик из Дании

Эйрик из Швеции

Рорик из Гаутланда

Западно-славянская версия

Варяги из вагров или пруссов

Мекленбургские генеалогии

Вендский сокол

Иоакимовская летопись

Рюрик в историографии

Наследники

Рюрик (ум. 879) - летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

По одной из версий Рюрика отождествляют с конунгом Рёриком (Hrorek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По другой версии, Рюрик - славянское родовое имя, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.

Рюрик в летописях

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению племён чудь, словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицы, охватившие проживающие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом и народом русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться дискуссионной.

Летопись сообщает о том, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть вскоре после прихода на княжение в Новгород простиралась уже на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи:

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи «ПВЛ», Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Древнерусские летописи начали составляться 150-200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII - первой половине XIX века преобладала теория о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. Норманизм), позднее развилась гипотеза о его западнославянском (поморском) происхождении.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь или русы (см. статью Русь).

Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

Норманнская (скандинавская) теория

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, викингами-варягами, происходящими из Скандинавии.

Этимология имени

Древнескандинавское имя Hrorekr является производным от форм старосканд. «*HrooiR» («слава») и «-rikR» («знатный», также толкование как изменённое заимствование из латинского - rex, правитель). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:

  • Hrodric - старо-германский язык
  • Hreric и Hroiricus - старо-английский язык
  • Rorik - восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки
  • Hrirekr - западный старо-норманский язык
  • rorikR, ruRikr, hruRikR - из рунических надписей

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rorik (Hrrekr):

  • Hreiric - сын датского короля V века в эпосе «Беовульф»
  • Рорик - датский король VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для пьесы Шекспира
  • Rudereiks (Рудерих) - король вестготов в Испании в 710-711 гг.
  • Рёрик Ютландский - датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках
  • Хрёрек, сын Хринга - норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне»

Согласно общепринятым утверждениям филологов-германистов общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

Рорик из Дании

По одной из версий Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде. Первый раз имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.

В 855 году Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) ещё раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.

Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рорика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rustringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Эйрик из Швеции

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд […] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой ». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргера Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель » относится к началу его правления - 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.

Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Рорик из Гаутланда

Согласно шведской «Саге о Рорике и его потомках», изданной только в пересказе Д. М. Михайловича, конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов, который владел новгородскими землями:

  • У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом… Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Конунг Альдейгьюборга был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины. И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море… Тогда им пришлось вспомнить о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком… Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику: «Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга»

Пересказ саги на русском опубликован в популярном издании РАЕН и не используется в академических исследованиях, также не известны научные публикации по этой саге на английском. Проблема возникает при идентификации города Альдегьюборг. Д. М. Михайлович отождествляет его с Ладогой, другие авторы указывают на то, что это название является калькой со Старграда, города вагров на Балтийском побережье.

Данные генетических исследований

Результаты исследования ДНК потомков рода Рюриковичей, принадлежащих ветви Мономашичей, были опубликованы и собраны в Интернет-проекте. Предположительно потомки Рюрика из русских княжеских родов имеют разный генотип, указывающий на разных предков по мужской линии. Сам генетический набор исследуемых лиц относится к распространённому в Восточной Европе (гаплогруппа R1a) и в северной Европе (гаплогруппа N1c1a). Так как принято мнение о происхождении Рюрика из Скандинавии, то авторы проекта отобрали результат с гаплогруппой N1c1a и по имеющимся результатам генетических исследований (в SNP-маркерах) европейских жителей сделали вывод о происхождении корней Рюрика в Руслагене, к северу от Стокгольма. В научных изданиях результаты поиска корней Рюрика не опубликованы. Аналогичная гаплогруппа выявлена теми же исследователями преимущественно у лиц, происходящих из Финляндии (90 %), но обнаружена также у уроженцев Швеции(10 %). Сравнение с гаплотипами жителей Северо-Западной России не проводилось.

Маркером этноса является определённая пропорция гаплогрупп, так как обычно народы имеют несколько гаплогрупп среди популяции, часто с преобладающей гаплогруппой. Гаплогруппу N1c (прежнее обозначение: N3) имеют примерно 16 % жителей центральных областей России (см. Генофонд славян), наиболее распространена она среди потомков финно-угорских племён и часто встречается, наряду с R1a, на севере России. Скандинавским маркером, который в популярной литературе называют иногда гаплогруппой викингов, является гаплогруппа I1a. Среди потомков Рюрика данная гаплогруппа не обнаружена.

Западно-славянская версия

Альтернативой «норманской теории» является версия о происхождении Рюрика из среды поморских западных славян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

Варяги из вагров или пруссов

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским народом вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком ». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские походы вендов на соседей.

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из прусских земель, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:

…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»

Мекленбургские генеалогии

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным , второй - Сиваром Победоносным , третий - Труваром Верным . Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыплённое мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар - Псковское (Pleskow), Трувар - Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

По немецкой версии король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайв, или Годслав), погиб в 808 году при штурме Рерика датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что является возможным, но достаточно сомнительным. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Вендский сокол

Славянское племя бодричи, или ободриты, также назывались ререгами . Адам Бременский свидетельствует.

  • Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик - это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. Предположение обосновывалось ссылкой на скандинавские саги, где якобы скальд Гутхорм Синдри называет славян-вендов соколами. Цитируемое место относится к саге о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной» Снорри Стурлусона. Гутхорм Синдри там говорит о «сокольих далях » в контексте войны во 2-й половине X века конунга Хакона с викингами - «как датчанами, так и вендами ». В скандинавских сагах венды (поморские славяне) стали заниматься морским разбоем с X века, в более ранние времена источники фиксируют только их сухопутные походы. Впоследствии автор «Слова о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей - соколичами, однако такой эпитет с древних времён применялся к людям благородного происхождения.

Герб Рюриковичей некоторыми исследователями (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов) трактуется как схематическое изображение пикирующего сокола, хотя другие видели в нём изображение скипетра и даже вил. Современным стилизованным вариантом этого изображения является герб Украины. Подтверждением версии о происхождении имени «Рюрик» от западнославянского обозначения сокола могут служить найденные археологами предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола. Однако в таком случае герб Рюриковичей возможно указывает на датское (или смешанное датско-венедское) происхождение Рюрика, так как похожее изображение сокола (или ворона Одина) отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939-941 гг.). Сокол в скандинавских языках не назывался словом близким к имени «Рюрик», поэтому имя могло быть заимствованным.

Мужское имя Рюрик до сих пор встречается у таких западнославянских народов, как поляки, чехи и словаки. Переход формы «ререг»/«рарог» в «рерик» характерен для славянских наречий бодричей. В древанском зафиксировано woatrik вместо «отрок» и rik вместо «рог».

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись - летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика быля Ефанда, дочь «урманского » (норвежского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский » князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.

Скандинавское происхождение Рюрика косвенно подтверждается одной из версий этимологии слова русь . Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi , то есть шведов в современном финском языке. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собирающих дань с местного населения, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне, а иные готы [готландцы] .» Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Смоленск и на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (древнерусское собирательное название северо-западных финноязычных племён) стоит на первом месте после варягов и перед словенами.

Рюрик в историографии

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житие Св. князя Владимира», написанного предположительно около 1070 года монахом Иаковом: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рориком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность исторического существования Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» - иностранных властителей. В историографии XIX?XX вв. (особенно советского времени) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иностранном происхождении первых князей - «антинаучная норманнская теория», якобы доказывающая, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов-руси, набег которых был только что отражен (ПВЛ: «В лето 6370 изгнаша Варягы за море и не даша имъ дани и почаша сами в соба володати»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело таким образом, что новгородцы сами пригласили варяжскую власть для того, чтобы править ими. По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки предполагают, что Синеус и Трувор, в летописи обозначенные как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Б. А. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» - «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были по замыслу летописца стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Наследники

Неизвестно сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне - Игоре. По Иоакимовской летописи Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.

Кроме Игоря у Рюрика возможно есть и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря - Игорь и Акун.

Князь Рюрик является одной из наиболее таинственных фигур в истории Древней Руси. До сих пор его личность вызывает много вопросов, а существование не раз ставилось под сомнение.

Так кем же был Рюрик? Биография, интересные факты и различные версии о его происхождении представлены в этой статье.

Этимология имени

В русских летописях «Рюрик» произносится также, как в кельтской Галии. Если придерживаться этой версии, то это имя восходит к названию племени руриков и связано с рекой Рур. Имена братьев легендарного князя также можно объяснить, опираясь на кельтские языки. В частности, имя Синеуса, вероятно, образовалось от слова sinu, что означает «старший», а Трувор или Тревор переводится как «третий по рождению».

В то же время, сторонники «варяжского» происхождения князя указывают на похожие по произношению слова в древнескандинавском языке, обозначающие понятия «слава» и «царь».

В последующие века это имя использовалось крайне редко. Например, в сфере онкологии известен знаменитый врач Рюрик Мельников, биография которого является примером преданности клятве Гиппократа. Еще одна известная личность с таким именем — Рюрик Ивнев — популярный русский писатель и поэт. Он творил в начале 20 века и находился под влиянием Андрея Белого.

Происхождение Рюрика: версия первая

По поводу того, кем были предки легендарного князя, существует несколько мнений. По одной из них Рюрик, биография которого содержит множество белых пятен, был из родовитой датской семьи Скиольдунгов. В 837-850 годах ее представители владели городом Дореснадом во Фрисландии. Согласно датским источникам, вплоть до 860 года князь по имени Рерик со своей дружиной совершал набеги на земли Франции, Германии, Англии и Швеции. Затем согласно старинной летописи он был «призван из-за моря от немцев» и поселился в Ладоге («городе славян»), откуда и пришел в Новгород.

Версия вторая

Еще одна версия гласит, что Рюрик (биография князя практически собрана по крупицам) был сыном дочери Новгородского старейшины Гостомысла Умилы от бодричского князя Годослава. В 808 году датский король Годфрид захватывает его вотчину и казнит отца будущего правителя Руси. Умиле и Рюрику приходится бежать. Возможно, они находят пристанище на землях франка, где живут, пока беглый княжич становится совершеннолетним. К 860 году новгородский князь Гостомысл, находясь при смерти и не имея наследника по мужской линии, призвал к себе своего внука от средней дочери — Рюрика, который к тому времени уже был опытным военачальником.

В русских источниках, в частности, в Ипатьевской летописи и в трудах В. Ключевского, указывается, что Рюрик искони жил в Ладоге, откуда был призван славянами в Новгород. Эта версия противоречит общепринятой, о «призвания варягов из-за моря», так как согласно ей Рюрик — славянин, проживающий в Ладоге и командовавший наемной варяжской дружиной.

Рюрик: биография после переезда в Новгород

Как бы то ни было, доподлинно известно, что родоначальник первой русской царской династии был приглашен в этот город его старейшинами. Они надеялись, что Рюрик и его братья Синеус и Трувор помогут прекратить междоусобицы, и в Новгороде воцарится мир.

Чтобы упрочить свое положение, через некоторое время после прибытия в город пришлый варяжский князь женился на девушке из местной знатной семьи, Ефанде. Она родила Рюрику сына Игоря и 2-х дочерей. Некоторые ученые отрицают новгородское происхождение Ефанды, указывая, что матерью наследника князя была урманская (т. е. скандинавская) княжна. Если эта версия верна, что Игорь Рюрикович был чистокровным варягом.

Особенности правления

Рюрик, биография которого известна лишь в общих чертах, посадил в городах Руси своих наместников-бояр, оставив себе только Новгород. Последние относились к верхней прослойке княжеской дружины и командовали гриднями и воями. Кроме того, у князя были слуги-отроки. Каждый горожанин мог обратиться к Рюрику с просьбой, принять его в княжескую дружину. У ее членов были все возможности дослужиться до боярина. Таким образом, Рюрик завел довольно демократические порядки при своем дворе, где, прежде всего, ценились личные качества ратников.

Братья

Есть версия, что князья Синеус и Трувор на самом деле не существовали. Некоторые исследователи считают, что древнерусские летописцы не смогли понять перевод иноязычного текста, который повествовал о том, что Рюрик прибыл на Русь с дружиной (тру-вор’ом) и со своим «домом» (сине-хус’ом).

Что касается классической версии, то согласно ей Рюрик отдал старшему брату Синеусу Белоозеро, где жили племена чудь и весь, Трувору — город кривичей Изборск. После того, как они скончались, не оставив наследников, Рюрик присоединил к Новгороду их вотчины и в 864 году объявил его столицей всей Руси.

Игорь, сын Рюрика: биография

На момент смерти первого новгородского князя в 879 году его сыну было около двух лет. Он был слишком мал, чтобы править, поэтому опекуном при нем был поставлен Олег. В некоторых древних источниках указывается, что он был братом Ефанды и родным дядей Игоря. Рюрик и Олег, краткая биография которых может уместиться в пару строк, прибыли в свое время на Русь вместе и князь всецело доверял своему верному ратнику.

Регент при малолетнем Игоре оказался не только храбрым воином, но и мудрым политиком, обладающим хитростью и гибким умом.

Именно последние качества помогли ему завоевать Киев, где правили варяги Аскольд и Дир, так как он их выманил из города и, показав на малютку Игоря, сказал, что править городом должен сын Рюрика, а не простые воины, не принадлежащие княжескому роду.

Затем Олег покорил все славянские племена, которые находились между Новгородом и Киевом. В 912 году регент умер. По легенде это произошло в результате укуса змеи, выползшей из черепа погибшего князя, о чем его в свое время его предупредили волхвы.

После смерти Олега на престол Новгорода воссел Игорь, отцом которого был Рюрик (биография представлена выше). В 25 лет он женился на Ольге, которая родила ему сына Святослава — отца Владимира Святого — Крестителя Руси.

Игорь был храбрым воином, но отличался жадностью и ненасытностью. Он облагал огромной данью подвластные ему народы, и во время одного из походов был схвачен древлянами, возмутившимися его поборами. Они привязали его и вершинам деревьев и разорвали на части.

Генетические исследования

Несколько лет назад были исследованы ДНК 191 потомка Рюрика. Результаты подтвердили версию о скандинавском происхождении первого правителя Руси. Гаплотипы Рюриковичей N1c1 относятся к тем, которые встречаются в Швеции, Финляндии и Норвегии.

Теперь вы знаете, кем был Рюрик Варяжский (биография князя представлена выше), и какую роль он сыграл в истории Древней Руси? Благодаря ему был заложен фундамент Киевской Руси, сокол-балобан стал символом династии, а ее представители сделали немало великих дел для того, чтобы наша страна заняла достойное место на карте Средневековой Европы.

Князь Рюрик (?830 – 879 гг) — одна из самых таинственных фигур древнерусской истории, легендарный норманнский (варяжский) конунг (предводитель дружины), согласно приданиям, призванный на Русь древними славянскими (новгородскими словенцами) и угро-финскими племенами (кривичами, чудью и весью). Является основателем династии Рюриковичей, правившей Русью, а в последствии и Россией с конца XII по конец XVI в. (последний из династии — царь Федор Иванович).

В русских летописях имя Рюрик звучит так, как звучало в кельтской Галлии. Это имя, вероятно, восходит к названию одного из племен кельтов — «руриков», «рауриков», а племенное название, возможно, связано с рекой Рур.

Это племя еще на рубежах нашей эры ушло от вторгнувшихся в Галлию войск , и уйти оно могло лишь на восток. В поздние время выходцы с берегов реки Рур также получали имена (или прозвища) Рурик. Имена братьев Рюрика также находят объяснение в кельтских языках. Имя Синеус, скорей всего, образовывается от кельтского слова «sinu» — «старший». Имя Трувор объясняется тоже из кельтского языка, в котором имя Тревор значит «третий по рождению».

Рюрик является основателем династии Рюриковичей — династии русских князей, а в последствии и царей, правившей 736 лет, с конца IX по XVI век. Рюрик, руководитель варяжского племени «рос» или «русь». Во времена правления Рюрика к землям славян были присоединены земли племен меря, весь и муром. Согласно летописи, Рюрик был женат на княжне Урманской Эфанде у него был сын Игорь. По непроверенным данным конца XVI — начала XVII столетия, Рюрик умер в Кореле в 879 г., отдав управление государством и малолетнего сына своему дальнему родственнику Олегу.

Существует многочисленные версии происхождения Рюрика.

По одной из версий он был представителем знатной датской семьи Скиольдунгов, владевшей в 837-850 городом Дореснадом во Фрисландии. В датских источниках его имя упомянуто как «Рёрик». Со своей дружиной Рерик совершал набеги в Германию, Францию, Англию и Швецию вплоть до 860 года, когда был «призван из-за моря от немцев» (так сообщается в летописи) и обосновался в «городе славян» — Ладоге, откуда затем и пришел в Новгород.

По еще одной версии, Рюрик был сыном бодричского князя Годослава (ум. в 808) и Умилы, дочери Новгородского старейшины Гостомысла. По Ипатьевской летописи и по мнению В.Ключевского, Рюрик искони жил в Ладоге, откуда и был призван славянами в Новгород. В этом случае никакого «призвания варягов из-за моря» не было, потому как славянин Рюрик был в Ладоге предводителем наемной варяжской дружины.

Приглашенный новгородскими старейшинами для прекращения внутригородских междоусобиц вместе с братьями Синеусом и Трувором, он женился в Новгороде на знатной новгородке Ефанде (Едвинде), от которой имел сына Игоря и двух дочерей. Братья Рюрика — Синеус и Трувор – прибыли в город вместе с ним, и после их смерти Рюрик присоединил к Новгороду вотчину Синеуса Белоозеро (населенную чудью и весью) и вотчину Трувора Изборск (город кривичей), после чего объявил Новгород столицей всей Русской земли в 864 году.

Некоторые из историков ведут происхождение Рюрика от Пруса, брата императора Августа.

Есть еще такая версия. По которой, братьев Рюрика Синеуса и Трувора вообще не существовало, попросту русские летописцы не смогли понять и исказили при переводе иностранный текст, повествовавший о приходе Рюрика на Русь со своим домом (сине-хус’ом) и верной дружиной (тру-вор’ом). Придерживающиеся этой точки зрения исследователи полагают, что приглашения от новгородских славян не было, а напротив, конунг, правивший в Ладоге, воспользовался внутренними междоусобицами в городе и сам прибыл в Новгород.

А в одной из летописей сообщается в связи с этим о восстании недовольных Рюриком в городе во главе с Вадимом Храбрым, которое было подавлено. Вадим был убит, его сторонники сбежали на юг, в Киев. Туда же, согласно этому летописному рассказу, ушли и дружинники Рюрика по имени Аскольд и Дир, которые смогли захватить власть в Киеве около 866 года. По этой версии, первоначально возникло два государства: северная и южная Русь, и в обоих во главе были варяги.

Как бы там ни было, но управляя Новгородом, Рюрик распространил свое влияние на север и восток от города, смог присоединить к себе земли племен меря, весь, муром и тем расширил Новгородское княжество от Волхова до устья Оки.

Образование Древнерусского государства. Рюрик, Трувор и Синеус

Норманны заставили новгородцев и другое славянское племя, и три племени финских платить им дань. Но славяне и финны справились, выгнали непрошеных гостей. Но недолго так жили. Много было беспорядков, правда не соблюдалась. Возникнет спор у людей из разных родов, соберутся старшины их судить, каждый за своего родного вступается. И стали роды друг с другом воевать. А существовал тогда обычай, если какое-то важное дело, то собирались в одно место старшины всего племени или даже из нескольких племен, которые дружно жили между собою. Вот старшины племен, которые выгнали варягов, собрались да и стали думать, как им беспорядки прекратить. Как же это сделать?

Беда выходила от того, что правдивого судьи не было. Будь такой судья, тогда и стали бы славяне мирно жить между собой. Только где же его взять? Из славян или финнов нельзя выбирать такого судью: опять пойдет несправедливость. Надо судью из людей чужих — он верней судить станет. Д и еще такой судья нужен, чтобы силу имел, чтобы, если подсудимый упрям, то заставил бы его слушаться. И положили славяне искать себе судей в чужой земле, именно у варягов. Прослышали они, что в одном роде варяжском, который назывался Русью, есть три князя, которые и судят справедливо, и хорошие воины, так что и подданных смогут заставить слушаться, и никому их в обиду не дадут.

Этих братьев звали: Рюрик, Синеус и Трувор. Вот славяне и отправили к ним послов. Послы пришли, поклонились этим князьям и говорят: «Земля наша велика и обильна, а порядка у нас нет, придете княжить и владеть нами». Эти князья ответили согласием на их просьбу, и пришли к ним со всем своим родом и дружиною.

Дружиной тех называли, которые за каким-то князем или главным военачальником ходили на войну. Они ему были не родня, а потому служили, что надеялись с ним больше добычи получить, и точно, хороший князь очень любил свою дружину и берег ее.

Рюрик с братьями прибыл в славянские земли и привел с собою весь свой русский род, отчего и земля, где они стали княжить, назвалась Русью. Произошло это в 862 г. от Рождества Христова. Значит, теперь более 1000 лет, как это случилось, тогда и началось Русское государство. Рюрик, Синеус и Трувор начали судить славян и финнов, которые их призвали, обороняли их от врагов, а они платили им за это дань. Платили дани столько, сколько назначал князь. Он сам за нею ежегодно ездил.

Синеус стал княжить в городе Белоозере, Трувор — в Изборске, а Рюрик – вначале в Ладоге, после в Новгороде. Братья его умерли, и он стал всей Русью править. Только не велика она была. Ныне у нас есть такие губернии, которые больше всей тогдашней Руси. Однако норманские князья тотчас же начали свои земли увеличивать, покорили города: Полоцк, Муром, Ростов. Лучше стало славянам под властью князей, беспорядок закончился. Князья начали судить по правде, а если кто не слушался, того наказывали. Новгородцы надумали было своевольничать, но Рюрик их усмирил. И из соседей никто не стал их обижать.

Впрочем, он сам судил лишь в Новгороде, а в других городах посадил бояр, которые и начали судить вместо князя, оттого и назывались наместниками. Бояре эти были из княжеской дружины. В ней старшие, важнейшие люди назывались боярами, а меньшие — гриднями и воями. Слуги же княжеские назывались отроками. Каждый мог проситься в княжескую дружину и в ней, пожалуй, дослужиться и до боярина. У самых славных бояр также были свои дружины. А когда начиналась война, то из всякой семьи старшие люди вооружались и приходили к князю, а младшие дома оставались. Наместникам были большие выгоды.

Из дружины Рюрика было два воина, Аскольд и Дир, которые также хотели быть наместниками, но он им не дал городов. Они отпросились у него в Царьград, на службу греческому императору. Рюрик их отпустил. Вот они со своим родом поплыли по Днепру и увидали Киев. Спросили, чей это город, узнали, что он платит дань хазарам. Они остановились тут. Около них собралось довольно варягов, которые все еще продолжали этим путем ходить в Царьград на службу. Киевляне начали им платить дань вместо хазар; соседних славян они победили и начали княжить в Киеве.

Когда же Аскольд и Дир там усилились, надумали идти в Царьград уже не служить, а воевать и поплыли туда на 200 судах. А греческое войско в это время воевало в другом месте. Русские начали грабить окрестности Царьграда, навели ужас и на самый город. В нем была влахернская церковь, где хранилась риза Божией Матери. Главный архиерей греческий, который назывался патриархом, совершил молебствие и обнес эту ризу вокруг стен города. Поднялась буря, лодки русских разбило, они сами едва спаслись на берег и начали просить мира, а когда узнали все, что было, захотели стать христианами.

Греки очень этому обрадовались, окрестили Аскольда и Дира и остаток их дружины, надарили им золота, серебра, шелковых тканей, и они вернулись в Киев. С Рюриком они не совсем дружно жили, нападали на его южные земли, принимали тех, кто к ним уходил из Новгорода. Но Рюрик в скором времени умер; сыну его Игорю было только два года. Младенец, конечно, править государством не мог. И потому власть Рюрик передал Олегу, по всей видимости, своему сподвижнику.

Олег и Игорь

Позднее возникли версии, связывающие Олега с родом Рюрика. По ним, Олег — брат Рюриковой жены, то есть дядя Игоря по матери. Надо отметить, что значение материнской линии родства было немаловажным в то время, а дядя по матери мог считаться как более близкий родственник, чем родные по отцу, и даже мог воспитывать племянника. Олег стал своего рода «кормильцем» Игоря, регентом в период его малолетства. Однако и потом, когда Игорь вырос, Олег не выпускал княжескую власть из рук. Сей опекун Игорев скоро прославился великою своею отважностью, победами, благоразумием, любовью подданных.

Олег был хитрым человеком. Поначалу он взял города Смоленск и Любеч, стоявшие на дороге из Новгорода к Киеву; потом собрал большое войско из всех подвластных ему народов и отправился к Киеву на лодках. Только большую часть лодок позади оставил, а на остальных воинов спрятал, приплыл к Киеву и послал сказать Аскольду и Диру, что приехали варяжские купцы, да понездоровилось им, потому они и просят князей прийти к ним на суда. Князья поверили, взяли с собой немного людей, пришли на суда к Олегу, а он вышел к ним с малолетним Игорем на руках и сказал:

«Вы не князья, а вот сын Рюрика». И в ту же минуту воины его вышли из-под палуб судов, бросились на Аскольда и Дира и убили их. В Киеве ему очень понравилось: в Киеве и теплей, и родится все хорошо, и земля богатая. Олег сказал: «Пусть Киев будет матерью русских городов», и начал в нем жить, а в Новгороде оставил наместника. Но между Новгородом и Киевом еще оставались славянские племена, которые не были еще подвластны Олегу. Он всех их покорил, хотя из них древляне и северяне очень храбро с ним бились.

Олег и до похода, и после похода много старался о том, как устроить Русскую землю, объезжал ее, творил суд и расправу, устанавливал дани. Весь народ его очень любил. О смерти его вот что рассказывается. Было тогда много волхвов, или кудесников, то есть колдунов. Олег и спросил одного из них, от чего он умрет? А волхв и отвечал: «От твоего любимого коня». Олег перестал ездить на этом коне, велел его покоить и холить.

Вернувшись из царьградского похода, он спросил, где его конь? Ему и говорят, что конь издох. И стало князю жаль коня, захотел он посмотреть его кости, приехал туда, где они лежали, наступил на череп и сказал: «Зачем я послушал этого кудесника? Он все ложь говорил: сказал, что я умру от коня, а вот конь-то мертвый, а я жив и здоров». Когда князь говорил это, из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ноги князя и ужалила его. От этого Олег умер. Игорь принял власть над Русью после смерти Олега.

Игорь Рюрикович — великий князь киевский, единственный сын Рюрика, родился в 877 году, убит в 945 г. О жизни Игоря до вокняжения летописи сообщают довольно мало сведений: в 903 году когда еще Игорь был под опекой Олега, к нему привели из Пскова жену, именем Ольгу; в 907 году Олег, отправляясь в поход на Византию, оставил в Киеве Игоря, как бы своим наместником. В 912 году Олег умер, и первым делом вокняжившегося в Киеве Игоря было усмирение взбунтовавшихся древлян, которых он наказал увеличением дани (914 год).

В тоже время покорено или возвращено к покорности племя Угличей, жившее по соседству с Тиверцами; Игорь наложил на Угличей дань, которую отдал любимому воеводе своему Свенельду; ему же отдал и древлянскую дань, чем возбудил ропот в своей дружине. В 915 году пришли впервые на Русскую землю печенеги и киевский князь заключил с ними мир; однако уже в 920 году Игорю довелось вести с этими степняками войну; обстоятельства ее неизвестны.

935 год — корабли и войска Игоря ходили с греческим флотом на Италию; но в 941 году мирные отношения их нарушились и Игорь с большой флотилией — по летописи состоявшей из 10 000 судов — пошел на Константинополь. Император был извещен о приходе руссов болгарами; но Игорь успел сделать высадку и опустошить окрестности Босфора; русская флотилия стала на якоре близ Фара.

Когда против нее вышел греческий флот, Игорь был так уверен в победе, что отдал приказ своим воинам щадить неприятеля и брать их в плен живыми; но в происшедшей схватке греческий огонь, который русские увидели тут впервые, навел такой ужас на Игоря и его воинов, что они в спешке удалились к берегам Малой Азии. Там они попробовали высадиться в Вифинии, но Патрикий Барда и Доместик Иоанн заставили их удалиться на суда; руссы у берегов Фракии еще раз сразились с греками на море и с большим уроном ушли домой. Однако Игорь стал снова собирать многочисленное войско: были призваны из-за моря варяги и наняты печенеги, от которых взяты были заложники.

944 год — Игорь выступил в новый поход на Грецию с флотом и конницей. Корсунцы и болгары снова дали знать императору о приходе руссов и тот немедля отправил к Игорю послов, которые встретили князя близ дунайского устья, предложили ему дань, какую взял некогда Олег, даже большую, если он даст согласие на мир. Дошедши до Дуная, Игорь, посоветовавшись с дружиной, взял у греков дары на всех воинов своих и, приказав наемным печенегам пустошить Болгарию, вернулся в Киев. На следующий год император прислал послов к Игорю, а последний отправил своих послов в Константинополь, где и был заключен мирный договор, «на все лета, пока сияет солнце и стоит мир», но на условиях, менее выгодных для Руси, чем при Олеге.

Император клятвою утвердил договор и снова отправил послов своих в Киев, пред которыми Игорь, на холме, у подножия Перуна, торжественно поклялся соблюдать дружбу с империей; воины его, в знак клятвы, положили к подножию идола оружие, щиты и золото, а те из них, которые были христианами, присягали в церкви св. Илии. Игорь отпустил греческих послов, одарив их драгоценными мехами, воском и пленниками. Дружина Игоря завидовала отрокам Свенельда, что они богаты оружием и всякой одеждой, между тем как они, дружинники князя, босы и наги. Дружинники потому требовали, чтобы Игорь шел с ними собирать налоги с подвластных племен и чтобы поделился с ними.

С наступлением осени 945 году Игорь пошел с дружиной в древлянскую землю и собрал с нее дань; потом, оставив при себе небольшую часть дружины, а остальную отпустив домой, князь хотел еще взять дани с древлянской земли. Но это возмутило древлян: надобно умертвить хищного волка — решили они, иначе он истребит все стало; они вооружились под начальством местного князя Мала, вышли из Коростена, убили Игоря и похоронили недалеко от своего города, перебив и дружину его. По византийским известиям древляне привязали Игоря к двум пригнутым к земле деревьям и, отпустив деревья, разорвали его на двое.

К княжению Игоря относится рассказ арабского писателя Абульфеда о том, что в 944 году руссы взяли столицу арранскую Барду и возвратились в свою землю р. Куром и Каспийским морем. Другой восточный историк, Абульфараг, приписывает это нападение аланам, лезгинам и славянам. Что касается утверждения при Игоре русского господства на берегах Босфора Киммерийского и более решительного подчинения черных болгар русским князьям, то этот вопрос еще требует более обстоятельных исследований.

Таким образом, он был первым князем Рюриковичем, на киевском престоле. Правление Игоря ознаменовалось несколькими крупными военными походами, при этом не только в южном, но и в восточном направлениях. Кроме Византии, русов привлекали берега Каспийского моря, манившего своими богатствами, ведь по Волге через море проходил знаменитый торговый путь, который связывал Русь со странами арабского Востока. На побережье Каспия раскинулись богатые земли и города, утопавшие в роскоши и достатке.

Рюрик Варяжский
Основатель Государства Русского. Новгородский князь.
Годы жизни: около 817-879
Годы правления: 862-879

Предполагается от древне-исландского Hroerikr (Hroðrekr), буквально «славный могуществом». По другой версии — Рюрик — родовое славянское имя, означающее «сокол», который у славян также назывался рарогом.

О происхождении князя Рюрика существует много версий, основными из которых являются норманнская и западно-славянская.

Рожден предположительно в 817 (по другим сведениям в 806-807) году, в семье представителя датского королевского рода Скьольдунгов Хальвдана (князя славян-рарогов) и средней дочери новгородского старейшины Гостомысла Умилы.

До рождения Рюрика Хальвдан был изгнан из Ютландии и нашел приют у императора Карла Великого. Наследник Карла император Людовик I Благочестивый в 826 стал крестным отцом Рюрику и подарил ему провинцию в Нидерландах (земля в Фрисландии).
Повзрослевший Рюрик отомстил за отца. Покорил почти всю Данию и завоевал Ютландию, но после смерти Людовика I потерял права на Фрисландию. С этого момента он со своей дружиной и другими норманнскими племенами стали совершать набеги на многие европейские государства. Его полководческий талант сделал его некоронованным королем норманнов.

До сих пор образ князя Рюрика служит источником вдохновения для писателей и художников

Во времена начала Российской Государственности на Руси среди славянских племен особо выделялось два племенных союза: во главе с Новгородом – Северный, и под главенством Киева – Южный. Жили славяне в племенах и общинах по законам народного правления. Правителя у них не было и управлялись старейшинами, что приводило к разногласиям и частым войнам. Двум союзам, которых разделяли торговые интересы, приходилось между собой соперничать. Это ослабило славян и у них не оставалось сил бороться с внешними врагами. Враги этим пользовались. В 859 году «какие-то храбрые завоеватели, пришедшие из-за Балтийского моря» наложили дань на славян. Через два года славяне изгнали варягов, но между собой не смогли жить в мире. Опять начались разногласия, раздоры и войны.

Призвание Рюрика

Славяне долго думали, как спасти Отечество от гибели и по совету новгородского старейшины Гостомысла решили отказаться от народного правления и назначить над собой единого князя, надежный страж своих границ, вершивший по всей строгости суд и расправу. А чтобы была дисциплина, и не было обид стали искать князя в чужих краях. И пошли славяне за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами».

В 862 году первыми Правителями в Древнем Отечестве согласились стать братья Рюрик, Синеус и Трувор. Страна, в которой они поселились, стала зваться Русь и с этого времени берет начало Российская Государственность. Братья со своей дружиной расселились: Синеус — между чудью и весью на Белоозере; Трувор – у кривичей в Изборске; Рюрик у славян ильменских. Хотя относительно конкретного города поселения Рюрика у историков нет согласия. Одни утверждают в Ладоге, другие в Новгороде. Так начиналось правление Рюриков на Руси.

Вскоре славяне пожалели о «вхождении» варягов в славянский мир и некий Вадим «Храбрый» поднял против чужеродных правителей своих соплеменников. Существует версия что в этой схватке погибли братья Рюрика, но ему удалось казнить Вадима и подавить мятеж. Земли принадлежавшие братьям он присоединил к своим и установил единовластие. К славянскому народу присоединились и некоторые финские племена, приняв их язык, веру и обычаи.

Были у Рюрика недовольные и в своем окружении Аскольд и Дир . Недовольные князем, в поисках счастьях отправились они из Новгорода в Константинополь и основали свою самодержавную область на Руси. Аскольд и Дир на юге, Рюрик на севере.

Собрав многочисленную дружину Аскольд и Дир решили напасть на Византию. Греческий император с войском был в Азии, нападение было неожиданным. По словам византийцев ужас охватил всех, такого не видел еще никто. Пощады не было никому – ни старым, ни малым. Константинополь был в критическом положении, но греков спасло чудо: «опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки». Оставшиеся из дружины со своими князьями вернулись в Киев. Русские язычники напуганные Небесным гневом обратились с просьбой о святом крещении к духовенству Константинополя. По данным историков случаи принятия христианства были известны и до нападения Аскольда и Дира.

Согласно обычаям язычников, кем был Рюрик, он мог иметь несколько жен и наложниц. По преданию одна из его жен Эфанда родила сына Игоря , но также известно, что у Рюрика была дочь и пасынок Аскольд.

Правление Рюриков

Согласно летописи «Повесть Временных лет» Рюрик после смерти своих братьев в Новгороде княжил еще 15 лет и скончался в 879 году, оставив правление и сына Игоря своему родственнику Олегу.

Более 600 лет продолжалась на Руси эпоха правления потомков новгородского князя Рюрика. Последним представителем династии первым русским царем стал .

К нашему времени мало что известно о жизни Рюрика, но память о правителе-основоположнике великой династии Рюриковичей, поднявшей достоинство и авторитет державной России, осталась бессмертной.
И не даром Галерею барельефов великих Россиян, на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде открывает фигура князя Рюрика, «от которого есть пошла Русь Великая»

Первая четверть IX в. — 879 г.

Основатель Новгородского государства на севере Руси и династии, правящей в России до конца XVI в. Русские летописи сообщают о нем дважды - под 862 г. («Сказание о призвании варягов») и под 879 г. (смерть Рюрика, власть перешла к князю Олегу).

Рюрик - биография (жизнеописание)

Рюрик (первая четверть IX в - 879 г.) - основатель Новгородского государства на севере Руси и династии, правящей в России до конца XVI в. Эту историческую личность часто называли легендарной и даже мифической, ведь сведений о Рюрике в письменных источниках насколько было мало, настолько же они были противоречивы.

О призвании варягов Рюрика в русских источниках

Все же наиболее достоверные сведения о появлении Рюрика, как полагают, содержатся в самых ранних из дошедших до нас русских летописях - Повести временных лет (начала XII в.) и Новгородской первой летописи, текст которой отразил Начальный свод (XI в.), непосредственно предшествовавший Повести. Создание и этих хроник отстояло более чем на двести лет от описываемых событий и, видимо, с этим связаны противоречия в информации даже в одном и том же источнике, сообщающем о призвании варягов и Рюрика.

Текст, повествующий о появлении варяжского конунга на северо-западе современной , являлся частью некоего, реконструируемого учеными, Сказания о призвании варягов, которое частично вошло в гораздо более поздние летописные своды. Итак, что нам сообщают о Рюрике Повесть временных лет и Новгородская первая летопись.

Под 859 г. есть запись о том, что некие «варяги из заморья» собирали дань со славянских и финно-угорских народов - Чуди, Словен, Кривичей и Мери. А в 862 г. эти народы (дополнительно упоминается еще и Весь) «изгнали варягов за море» и сами стали «собой владеть». Однако вскоре между ними возникли усобицы, они «стали воевать друг с другом». И решили они «поискать себе князя, который бы владел ими и судил по праву». И «пошли за море к варягам… Те варяги назывались русью…». На призыв посольства откликнулись трое братьев «со своими родами». Старший из них, Рюрик, обосновался в (исходя из археологических данных, ученые полагают, что речь шла не об известном нам Новгороде, а о Рюриковом городище, расположенном в 3 км к югу от него), другой, - на , третий, осел в . «И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Спустя два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик стал единолично править, раздавая «мужам своим» города. , Полоцк, - «над всеми властвовал Рюрик». Двое дружинников из его окружения - и , «отпросились» у него и отправились на завоевание южных земель. Они отбили у хазар Киев и совершили в 866 г. поход на Царьград, но о Рюрике русские хроники ничего не сообщают до 879 г. Под этой датой в летописи появляется скупая запись о смерти князя и о том, что он передал власть своему родичу у, поручив ему и воспитание своего малолетнего сына .

В Ипатьевской летописи (XV в.) в основном повторяется та же информация о Рюрике, но есть и важные расхождения по вопросу о его резиденции. Согласно ее тексту, варяги еще раньше пришли к словенам «и срубили город и сел старший из них Рюрик в Ладоге». После смерти братьев в 864 г. он стал править один и «пришел к Ильмерю и срубил город над Волховом и прозвался и сел тут княжить». Как отметил главный исследователь древностей Новгорода - В. Л. Янин, именно это сообщение способствовало созданию легенды о том, что была столицей Северной Руси. Судя по археологическим данным, это поселение возникло задолго до появления Рюрика на русском Северо-Западе.

Предводитель варягов на какое-то время останавливался в Ладоге, поскольку быстрому продвижению к Ильменю препятствовали пороги на Волхове. К их преодолению нужно было подготовиться, например, поменять суда, предназначенные для морского плавания, на приспособленные для передвижений по рекам. Вынужденная остановка отнюдь не превращала это место в столицу.

Некоторые иные важные моменты, касающиеся деятельности и происхождения Рюрика, не встречающиеся в ранних русских летописях, есть в других, гораздо более поздних хрониках, и потому считаются многими исследователями менее достоверными. В частности, в Никоновской (Патриаршей) летописи XVII в. сообщается о том, что в 864 г. Рюрик подавил смуту в Новгороде, возглавляемую неким Вадимом Храбрым.

Безусловно спорны, но заслуживают внимания специалистов сведения о происхождении новгородского князя в Густынской и Иоакимовской летописях (обе - XVII в.). Эти источники показывают связь Рюрика с - по-видимому, старейшиной новгородских словен. В Густынской хронике сообщается о том, что Гостомысл направлял посольство в Мальборк, город в Восточной Пруссии на южном берегу Балтики. О ранге и полномочиях этого человека известно и из Новгородской четвертой летописи, утверждавшей, что основал именно Гостомысл, и это случилось еще до призвания Рюрика.

Наиболее подробные сведения о жизни и происхождении Рюрика предоставляет Иоакимовская летопись. К сожалению, ее текст сохранился частично и только в изложении . Известный историк полагал, что она написана первым новгородским епископом Иоакимом Корсунянином (умер в 1030 г.). Однако позднее было установлено, что сочинение увидело свет при патриархе Иоакиме (1674-1690 гг.), когда тот был новгородским митрополитом. Исследователи относятся к данным Иоакимовской летописи, как правило, с недоверием и используют их осторожно.

Согласно известиям Иоакимовской летописи, у славянского вождя Гостомысла, правившего в неком Великом граде (историки видят в нем или , или город Велиград в земле южнобалтийских славян ободритов), было 4 сына и 3 дочери. Сыновья умерли, не оставив детей мужского пола, а вот у средней дочери, Умилы, «бывшей за королем финским, родился сын Рюрик». Перед смертью Гостомысл (860 г. по В. Н. Татищеву) распорядился позвать сыновей Умилы на княжение. Рюрик, «придя из Финляндии в 862 г., имел жену Енвинду, королеву урманскую, братьев: Трувора, псковского или изборского, и Синеуса на Беле озере, умер в 879-м».

Исходя из данных Иоакимовской летописи, полагал, что был «шурином Рюриковым, князем урманским, из Швеции». Историк предположил, что был сыном Рюрика, а «княгине его пасынком, из-за того по-сарматски дирар назван», то есть получается, что Аскольд и Дир одно и тоже лицо.

Исторические реалии предания о Рюрике

Реальность исторической фигуры Рюрика часто соотносят с проблемой исторической достоверности Сказания о призвании. Давно замечено, что аналогичные легенды, повествующие о зарождении государственных институтов, существовали у многих народов Европы. Например, летописный рассказ о Рюрике практически совпадает с сюжетом хроники «Деяния саксов», написанной на столетие раньше Видукиндом Корвейским. В нем говорится о приглашении саксов бриттами. Общая модель подобных средневековых преданий предполагает, что для русского летописца было важно не столько описать конкретное реальное историческое событие, очень давнее для него, сколько передать сам смысл легендарного призвания Рюрика.

Подчеркивалась в науке и мифо-эпическая основа Сказания. Многие ученые отвергают реальность существования братьев Рюрика и объясняют имена Синеуса и Трувора оборотами «sine use» и «tru war», то есть «своими сородичами» и «верной дружиной». Некоторые исследователи обращали внимание и на библейские параллели Сказания о призвании варягов и на этом основании приходили к выводу, что оно не отражало элементов народного эпоса и вообще не имело никакой исторической достоверности.

Однако в решении вопроса о реальности предания о Рюрике с самого начала доминировала другая крайность. Российская историческая наука уже почти три столетия, собственно с момента своего рождения, исследует Сказание о призвании варягов Рюрика. И именно его буквальное, как справедливо заметил И. Н. Данилевский, понимание немецкими учеными И. Байером и Г. Миллером (приглашенными для работы в в 1724 г.) и ответная патриотическая реакция породили так называемую «норманнскую проблему» или борьбу норманистов и антинорманистов.

Сегодня уже многие признают, что в норманнской дискуссии всегда было больше политического оттенка, чем конкретно-исторического содержания. в свое время назвал варяжскую «проблему» патологией общественного сознания и разделил фиктивную в научном плане «норманнскую проблему» (способны ли восточные славяне к самостоятельному созданию государственных институтов?) на ряд реальных и существенных для понимания ранней истории Руси вопросов.

Среди основополагающих проблем, связанных с историческими интерпретациями Сказания о призвании варягов, главными для исследователей и сегодня остаются - происхождение и первоначальное значение слов «русь» и «варяги». И за одним, и за другим термином видят этническое (скандинавы, германцы и западные славяне побережья Южной Балтики, восточные славяне и т.д.) или социальное содержание (мореходы, профессиональные воины, наемные дружинники, сборщики дани и т.д.). Периодически появляются новые гипотезы, растет количество аргументов в пользу уже давно выдвинутых версий. Но, как заметил современный исследователь А. В. Назаренко, «беда не в том, что существующие гипотезы происхождения Руси исключают друг друга, а в том, что каждая из них вынуждена закрывать глаза на те или иные «не подходящие» для нее данные». Многочисленные гипотезы этнического происхождения самого Рюрика зеркально отражают практически все существующие в историографии версии появления варяжской Руси.

Рюрик - норманн?

Норманнские версии происхождения Рюрика, прежде всего, аргументируются данными, относящимися к Руси и варягам в целом:

  • содержательный анализ известий письменных источников;
  • лингвистические исследования имен варяжских князей, имен, упоминаемых в летописных текстах русско-византийских договоров Х в., «славянских и русских» названий днепровских порогов в сочинении Х в. византийского императора Константина Багрянородного;
  • многочисленные, атрибутируемые как скандинавские, археологические находки на памятниках русского Северо-Запада. Особую важность представляют скандинавские по происхождению артефакты, найденные в и на Рюриковом городище в слоях IX - X вв.

Среди норманнских или скандинавских гипотез происхождения Рюрика присутствует «интернациональное» многообразие: финская, норвежская, шведская и датская. В пользу финской, например, свидетельствуют известие Иоакимовской летописи о том, что Рюрик прибыл из Финляндии, и популярность лингвистической версии, что само слово «русь» финского происхождения. Но Иоакимовская летопись наряду с другими аргументирует и норвежскую версию: Рюрик, хоть и пребывал в Финляндии, но все же был варяжским князем и родственником «урманского князя» Олега.

Шведская версия

Она основана на следующих аргументах:

  • Рюрик назван варягом, а варяги, согласно давней историографической традиции, соотносятся, в первую очередь, с викингами. Русь по звучанию близко финскому ruotsi, так называли финны шведских «гребцов» - мореходов;
  • Руническая надпись «Рюрик» выбита на камне, который использовался для строительства церкви в Норрсунде в Швеции;
  • Отождествление Рюрика с упоминавшимся в сочинении Снорри Стурлусона «Круг земной» (XIII в.) Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы (начало правления 850-860 гг. - ум. в 882 г.). Последний, согласно данному источнику, покорил много земель на востоке, в том числе и в Аустрленде (территория Руси).

Датская (фрисландская) версия

В ее пользу свидетельствует выяснение того региона, куда было отправлено совместное посольство словен новгородских и чуди. Ведь маловероятно, что оно могло быть направлено к тем варягам, которые незадолго до этого притесняли эти народы. Но скандинавский мир в эту эпоху был обширен и включал не только Швецию и Норвегию, но и Данию, Британию и Фрисландию.

Согласно Повести временных лет, те варяги, которые пришли с Рюриком, называвшие себя Русь, не были ни шведами (свеями), ни норвежцами (урманами), ни британцами (англянами), ни готландцами (готами). В пользу приглашения князя из Ютландии или Фрисландии может свидетельствовать и упоминавшееся сообщение Густынской летописи о посольстве Гостомысла на Южную Балтику.

Главный аргумент - отождествление Рюрика с конунгом викингов Рёриком Ютландским (Hroerekr) из клана Скъелдунгов. Сходство имени, историческая обстановка и «не противоречащая» хронология делают эту версию одной из самых обоснованных даже для тех ученых, которых можно отнести к антинорманистам. До 850 г. Рёрик, будучи одним из мелких датских конунгов, владел Дорестадом во Фрисландии. В 850 гг. он обосновался в южной Ютландии, участвовал во многих военных мероприятиях - набегах на Англию и континент, в осаде шведской Бирки (852 г.). В хрониках тех лет Рёрик заслужил прозвище «язва христианства». Обращение посольства именно к этому конунгу, враждовавшему с немцами и со шведами, было бы логично с точки зрения политической ситуации. Умер Рюрик, согласно русским источникам, в 879 г., и по данным западных - Рёрика не было в живых в 882 г.

Рюрик - славянин?

В отличие от гипотез происхождения термина Русь славянские версии родословной самого Рюрика связаны только с западнославянским миром. Ученые видели Рюрика выходцем из разных славянских народов - руян, вагров, ободритов, поморян и т.д., проживавших на побережье Южной Балтики.

Общим аргументом для этих версий выступают археологические данные:

  • Исходя из анализа древностей археологических культур псковских длинных курганов и новгородских сопок, исследователи полагают, что славянское население русского Северо-Запада в VI - VIII вв. - словене новгородские и кривичи ведут свое происхождение от западных славян южного балтийского побережья;
  • В последние годы появились выразительные археологические находки западнославянского происхождения даже на таких «скандинавских» памятниках, как и Рюриково городище. Речь идет не только об украшениях, но и о такой этноспецифичной категории артефактов, как лепная, то есть, сделанная от руки, глиняная посуда;
  • О западнославянском по происхождению населении в Новгородской земле свидетельствует и лингвистический анализ текстов многочисленных берестяных грамот, найденных при раскопках.

«Прусская» версия

Своим появлением в исторической науке эта версия происхождения Руси и Рюрика обязана . «Когда Рурик с братьями, со всем родом и с Варягами Россами переселился к Славянам Новгородским, тогда оставшиеся жители после них на прежних своих местах Поруссами или оставшимися по Руссах проименованы…». В рамках «прусской» версии, увидев некоторое созвучие с Русью и Рюриком, ученый упомянул и о руянах - жителях острова Рюген.

На сегодняшний день можно считать выясненным источник этой версии. В начале XVI в., в условиях политического противостояния с Польско-Литовским государством, «в ответ» на литовскую этногенетическую легенду о римском происхождении литовцев аналогичная легенда появилась и в Московии. Согласно этой легенде римский император Август «послал своего брата Прусса на берега Вислы - в страну, которая затем была по его имени названа Прусской землей. От этого Прусса и повелись русские князья. В Прусскую землю пришли искать себе князей по совету новгородского воеводы Гостомысла послы новгородцев. Отсюда они взяли себе Рюрика - потомка Прусса и, следовательно, родственника Августа кесаря».

Почти дословно, с указанием, что Прусс приходился Августу «сродником», эта версия была воспроизведена в «Сказаниях о князьях Владимирских» (середина XVI в.) и как официальная идеологема вошла в «Государев родословец». Несмотря на то, что «Прусская» версия подвергалась жесткой критике со стороны историков и лингвистов, те или иные ее элементы в последние десятилетия получили активное развитие в историографии.

Вагры, Варины, Варяги, Варанги…

Побывавший в Московии в первой половине XVI в. австрийский путешественник С. Герберштейн, познакомившись по летописям с русской историей, предположил, что варяги Рюрика, а соответственно и сам Рюрик, происходят от поморских славян вагров. Вагры, именующиеся в некоторых письменных источниках как Варины, - западнославянское племя, проживавшее в средневековую эпоху на полуострове Вагрия. Они входили в состав племенного союза Ободритов (Бодричей).

С. Герберштейн полагал, что «Варяжское море» (так именуют Балтийское море русские летописи) получило свое название от вагров-варинов. Некоторые лингвисты сближают термины варины, вэрины, вэринги/веринги, варяги общим происхождением и считают разными формами одного слова. Дискуссионным является вопрос о так называемых Варангах - так греки именовали скандинавских наемников на византийской военной службе.

Ободриты, Рареги и Мекленбургские генеалогии

Среди западнославянских версий происхождения Рюрика - гипотеза о его связи с племенем ободритов обеспечена источниками наиболее комплексно. В первой четверти XVIII в. появилось несколько трудов по генеалогии правящей династии в германской земле Мекленбург, когда-то заселенной ободритами. Поводом послужил заключенный в 1716 г. брак герцога Мекленбурга Карла Леопольда с Екатериной Ивановной, племянницей , матерью будущей правительницы Анны Леопольдовны.

В сочинении «Разыскание родства» Ф. Томас проводил идею о родстве между русскими и полабско-поморскими славянами (называвшимися германскими источниками вендами), а также о родстве между правящими российской и мекленбург-шверинской династиями. Отвергая скандинавское происхождение Рюрика, он считал его выходцем из славянской Вагрии. Ссылаясь на источники XV в., Ф. Томас проводит мысль о том, что Рюрик был внуком короля ободритов Витслава (умер в 795 г.) и сыном Годлиба (Годслава), погибшего в 808 г. при штурме датчанами города Рерик. Другой немецкий историк начала XVIII в. И. Хюбнер, используя тот же источник, полагает, что сыновья Годлиба - Рюрик, Сивар и Трувор отправились в 840 г. в . Замечено, что привязка Рюрика к Годлибу серьезно противоречит хронологии событий, описываемых русскими летописями.

Многие исследователи связывают появление Мекленбургских генеалогий с подъемом славянского этнического самосознания в XVI - начале XVIII вв., что выразилось в формировании этногенетических легенд. В частности, по работам И. Хюбнера видно, как в более ранние мифоэпические сюжеты о братьях Чехе и Лехе постепенно вплетаются «реалии» о третьем легендарном брате - Русе.

В связи с Мекленбургскими генеалогиями часто рассматривают появление «народного» предания о Рюрике, записанного в среде немецких крестьян в Мекленбурге французом Ксавье Мармье в первой трети XIX в. Предание повествует о короле бодричей Годлаве и о его сыновьях Рюрике,Сиваре и Труваре, которые в поисках славы «пришли в Руссию». Свергнув местных угнетателей, братья по просьбе народа остались на новой родине. При этом Рюрику досталось Новгородское княжество, Сивару - Псковское, а Трувару - .

Исследователи отмечали, что данное предание о Рюрике - единственное зафиксированное в фольклоре. Учитывая, что германское население давно сменило здесь славян-ободритов, а также принимая во внимание «подозрительную» точность и конкретность в хронологии, локализации и именах, обычно не характерных для устных преданий, живущих веками, предполагают книжный характер и позднее происхождение данного источника. Вероятно, на его возникновение повлияли труды по генеалогии, изданные за сто лет до этого.

Ободритской версии происхождения Рюрика не противоречат сведения германского источника XI в. Адама Бременского, который писал: «… ободритов теперь называют рарегами». Слово «рарег» и сходные с ним во многих славянских языках означают название сокола. На этом основании известный историк С. А. Гедеонов выдвинул гипотезу о том, что имя Рюрик является родовым именем вождей ободритов.

Ободритская гипотеза происхождения Рюрика в определенной мере согласуется с данными некоторых русских летописей (Густынская, Иоакимовская, Новгородская четвертая) о Гостомысле. «Великий град», в котором последний правил, мог быть тем Велиградом, который считается столицей бодричей. И, кажется, уже не вызывает удивления сообщение известного исследователя скандинавских древностей на территории Руси, автора книги «Эпоха викингов в Северной Европе», Г. С. Лебедева о том, что «недавно в еще одной франкской хронике, Ксантенских анналах, обнаружено известие о «Густимусле», славянском вожде в земле ободритов».

Происхождение Рюрика и Руси - это одна из тех научных проблем, решение которых напоминает путь к горизонту. Он бесконечен, всегда будет занимать умы ученых и волновать души простых людей. Но, несмотря на всю противоречивость и скудность сведений о Рюрике, ясно, что эта историческая личность реальна. Рюрик, независимо от того, кем он был, откуда пришел, был и остается основателем северной русской государственности, родоначальником одной из двух династий, с которыми связана вся история .

Роман Рабинович, канд. ист. наук ,
специально для портала

Список источников и литературы:

  • Вернадский Г. В. 2004. История России. Древняя Русь. Москва Тверь: «Аграф. Леан».
  • Данилевский И. Н. 1999. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.). М.: «Аспект пресс».
  • Клейн Л. С. 2009. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. СПб: «Евразия».
  • Кузьмин А. Г. 2003. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. М.: «Вече».
  • Ловмяньский Х. 1985. Русь и норманны. М.: «Прогресс».
  • Мыльников А. С. 2000. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. СПб.
  • Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов, 1950. М.-Л., Издательство АН СССР.
  • Петрухин В. Я. 2013. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры. М.: «Форум»; «Неолит».
  • Повесть временных лет. 1996. Издание второе. СПб.: «Наука».
  • Славяне и Русь: проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. Четвертое издание. М.: «Флинта», «Наука». 2001.
  • Татищев В. 2003. История Российская. Том 1. М.:«Издательство АСТ».
  • Фомин В. В. 2008. Начальная история Руси. М.: «Русская панорама».
  • Янин В. Л. 2008. Очерки истории средневекового Новгорода. М.: «Языки славянских культур».