Упражнения на орфографию по русскому языку. Тренировочные упражнения по орфографии и пунктуации

Это одна из тем учебно- методического пособия «Готовимся к экзамену по русскому языку. ОРФОГРАФИЯ». Тема «Правописание гласных» содержит теоретический и практический материал, способствующий осмысленному усвоению учебного материала в максимально короткий срок, позволяющий совершенствовать орфографическую грамотность учащихся, самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку. Теоретический материал закрепляется разнообразными практическими заданиями, в том числе контрольными тестовыми заданиями. Для контроля результативности усвоения учебного материала в конце темы предлагаются тексты повышенной трудности.

Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения Подстреха Нила Михайловна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Это одна из тем учебно- методического пособия «Готовимся к экзамену по русскому языку. ОРФОГРАФИЯ». Тема «Правописание приставок» содержит теоретический и практический материал, способствующий осмысленному усвоению учебного материала в максимально короткий срок, позволяющий совершенствовать орфографическую грамотность учащихся, самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку. Теоретический материал закрепляется разнообразными практическими заданиями, в том числе контрольными тестовыми заданиями. Для контроля результативности усвоения учебного материала в конце темы предлагаются тексты повышенной трудности.

Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения Подстреха Нила Михайловна.

Краснодарский край, ст.Ленинградская, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.Я. Лавровского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

ОРФОГРАФИЯ

Теоретический материал

Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать однокоренное, родственное по значению, слово, в котором гласный стоит в сильной позиции (ударной), например:

Посв е тить фонарем – св е т;

Посв я тить жизнь науке – св я то

ВНИМАНИЕ!

В некоторых корнях происходит чередование гласных, которые проверять «ударением» нельзя.

Глаголы совершенного вида нельзя проверять глаголом несовершенного вида: «оп о здать» нельзя проверить словом «оп а здывать», а надо «п о здно», «п о здний».

В словах старославянского происхождения с безударными неполногласными сочетаниями ра, ла (в русских корнях им соответствуют полногласные сочетания оро, оло) в корне пишется а: бразды (бороздка), облако (оболочка).

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя паписание слов:

Задр…жать-др…жь ум…лять-м…лит

Зар…жать-зар…за ум…лять-делать м…лым

Раздр…жать-др…знит оз…мь-з…мний

Зап…вать-зап…ть оз..мь- о з…млю

Зап…вать-запить сп…ши-сп…шка

…ведение к концу-прив…дший сп…ши-сп…шут

Пр…ведение в замке-в…деть скр…пя зубами-скр…п

Разв…вается флаг-в…ять скр…пя сердце-кр…пкий

Разв…вается ребенок-разв…тие р…скошный-р…скошь

Пок…яние-к…яться.

Корни с чередующимися гласными.

Морфологическая группа корней (правописание гласной зависит от суффикса –а-)

Корни

Примеры

Исключения

Б е р- / -б и р- (а)

П е р- / -п и р- (а)

Д е р- / -д и р- (а)

Т е р- / -т и р- (а)

М е р- / -м и р- (а)

Ж е г- / -ж и г- (а)

Ч е т- / -ч и т- (а)

Ст е л- / -ст и л- (а)

Бл е ст- /-бл и ст(а)

Л о ж- / -л а г- (а)

Ск о ч- / -ск а к- (а)

Соб е ру – соб и рать

Зап е реть – зап и рать

Выд е рнуть – выд и рать

Выт е реть – выт и рать

Зам е реть – зам и рать

Выж е г – выж и гать

Выч е т – выч и тать

Расст е лить – расст и лать

Бл е стеть – бл и стать

Изл о жение – изл а гать

Выск о чить - скак а ть

Соч е тать, соч е тание

Ск а чок, ск а чу

Фонетическая группа корней (правописание гласной зависит от ударения).

Корни

Правила

Примеры

1) -тв а р- / -тв о р-

Кл а н- / -кл о н-

Г а р- / -г о р-

2) -з а р- / -з о р- (а)

Без ударения –о-

Исключение

Без ударения пишется –а-

Под ударением, как слышится

Исключение:

Тв о рение

Накл о ниться

Г о рение

Приг а рь, утв а рь

З а рницы

З о ри, з а рево

З о ревать, з о рянка

Лексическая группа корней (правописание корней зависит от значения слова)

Корни

Их значение

Примеры

Исключения

1) -м а к-

М о к-

2) -р а вн-

Р о вн-

3) –плов-

Плыв-

Плав-

«погружать в жидкость»

«впитывать жидкость»

«одинаковый, равный»

«гладкий, ровный»

Только в словах

Только в слове

Во всех остальных словах

Обм а кнуть кисть

Ботинки пром о кают

Ур а внение

Выр о внять дорогу

Пл о вец, пл о вчиха

Пл ы вун

Попл а вок, пл а вник

Ур о вень

Р а внина, р а вняйсь, р а вняйтесь, р а внение (в строю)

Запомнить: пор о вну, р о весник

В корне -раст-, -ращ-, -рос- правописание гласной зависит от

сочетания согласных в самом корне:

Раст-: вырастить,

Ращ-:выращенный,

Рос-:выросли,

Исключение: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль

Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Написание их определяется по словарю. Правописание наиболее употребительных слов следует запомнить: панорама, периферия, наваждение, возражать, дирижер, катастрофа, корзина, эксперимент, палисадник и др.

Необходимо различать:

Кампания (мероприятие, война) - компания (группа людей);

Дефицит-дефицитный, дефект-дефективный;

Магнитофон, магнетизм, обаяние-обоняние;

Бокал-бакалея

К-рнавал, б-тон, б-чевка, б-дон, бадм-нтон, эл-ксир, эст-када, утр-мбовать, сп-ртакиада, абон-мент, д-зертир, адв-кат, взбуд-ражить, к-нонада, д-кламация, к-мпоновка, в-тчина, д-зентерия, к-лач, ант-гонизм, м-нумент, щеп-тильный, дил-тант, к-варный, пров-кация, в-трушка, в-стибюль, прив-легия, в-негрет, дир-ктива, г-рнизон, ав-нтюрист, м-ридиан, п-лисадник, аккомп-немент, в-лидол, к-морка, в-нтиляция, пер-ферия, декл-рация, инт-лл-генция, к-нфорка, п-скарь, к-равай, ст-пендия, пиг-лица, к-бура, деф-цит, м-ланхолия, к-рдинальный, серт-фикат, к-лорийный, обв-рожить, пр-винция, д-магог, арт-ллерия, р-гламент, апл-дисменты, б-йкот, в-кансия, аф-ризм, доск-нально, бахр-ма, д-визион, к-рифей, ап-ртаменты, вет-ринар, д-скриминация, ан-малия, г-ризонт, ижд-венец, к-рпорация, к-рниз, д-крет, г-бариты.

Вставьте пропущенные буквы, проверьте себя по словарю.

К-нтингент, л-квидация, рез-люция, реф-рат, хам-леон, мет-орит, реаб-литация, агр-гат, л-нолеум, -блигация, м-тивировать, предвыборная к-мпания, мец-нат, н-стальгия, экстр-вагантный, песс-мист, об-яние, прим-тивный, р-спектабельный, пр-токол, предв-рительный, опт-мист, пан-рама, р-цензия, об-лиск, п-циент, оранж-рея, пар-докс, пар-пет, об-няние, рест-врировать, п-литра, подстр-кать, р-ликвия, сув-ренитет, пр-амбула, трен-ровка, ш-ренга, к-варный, кат-гория, эксп-римент, траф-рет, диап-зон, ан-нимный, крим-нальный, ор-гинальный, ан-мальный, взбал-мутить, эп-демия, пр-винциальный, цив-лизация, дел-гат, эксп-диция, д-настия, персп-ктива, м-ланхолия, фр-гат, п-ролон, нав-гация, эксп-нат, компр-мат, к-тастрофа, в-ртуозный, к-мпетенция, пом-рещиться, корп-рация, дост-верный, комбин-зон.

Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.

М…рщинистый, укр…титель, ст…рожил города, ув…жжение, вообр…жжение, ум…лчать, упл…тить, просв…щение, раст…лковать, ум…лять о помощи, зап…вала в хоре, обст…ятельство, обн…вленный, возр…ждение, насл…ждаться, к…лючий, пор…девший, раздв…гать, землетр…сение, сост…влять план, переест…новка, объед…ниться, увл…кательная история, раск…лить печь, оп…лчение, упл…тнить, см…гчение, препод…ватель, оч…рование, об…жать младшего, разв…вается флаг, посв…тить стихи, пренебр…жительный, впеч…тление, пок…яние, соед…нительный, р…скошный, погл…щать, б…чевать баржу, скр…петь дверью, благосл…влять, обусл…вливать, уполном…чивать, ув…дать от жары, пол…скать белье, разр…дить посевы, б…чевать пороки, скр…пить печатью, страшное прив…дение, ум…лять значение, нав…вать скуку, разр…дить ружье, ув…дать друга, ум…лять о помощи, нав…вать проволку.

В каких рядах во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. Пом…гать, д…кумент, безотл…гательный;
  2. Изл…жение, д…рижировать, д…лекая;
  3. В…новатый, пов…р, вбл…зи;
  4. Акв…рельный, з…ря, ук…ротить;
  5. Нагр…вать, стр…мление, соч…тающий;
  6. Под…рить, хв…стун, просл…вляя;
  7. Переб…решь, коварный, ст…рона;
  8. Обаяние, прик…снуться, л…скающий;
  9. Соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант;
  10. Пер…од, к…пошиться, предв…рительный;
  11. С…туация, ср…жаться, б…седующий;
  12. См…гчение, увл…кательный, упр…стить;
  13. Ст…рательно, оз…ренный, кв…танция;
  14. Эп…демия, пласт…линовый, пре…бразовать;
  15. Пре…бладать, п…чать, тор…пясь;
  16. Осл…жненный, м…лькает, м…тодика;
  17. Выцв…сти, л…тучий, ож…гание;
  18. В…ршина, подд…ржать, сож…лея;
  19. Нар…стание, загр…мождать, обн…женный;
  20. Дел…гат, перег…реть, об…зательный.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

Прим-рять соперников, зап-х, прим-рять платье, прор-дить всходы, ударился оз-мь, скр-пить подписью, созревает оз-мь, выт-снить из вагона, осн-щение, зав-зать бант, р-птать на судьбу, пос-деть на скамейке, в-пиющий произвол, ст-рожка лесника, препод-ватель, ост-новка, разд-вать, осв-тить храм, хорошее осв-щение, объед-нение, снежная л-вина, поставить подп-сь, об-татель, исп-сать страницу, земля об-тованная, м-ловые глыбы, м-ловидный юноша, т-снение на коже, ст-рожил деревни, ос-нила внезапная догадка.

Спишите, исправляя допущенные ошибки.

Блестать красотой, начинать работу, хрестоматия, изберательная кампания, расстилить, замереть от счастья, увиртюра, обояние, шевелюра, воссидать, иждивенец, новый бирет, акворель, заравнять канаву, сочетать, плавец, озорение, произростать, прикоснуться, погорелец, запивать лекарство, промакашка, дражать от холода, седенье, разрядить посевы, претензия, поросло мхом, метеорит.

Контрольные задания

1.Укажите верный, на ваш взгляд, вариант ответа.

1.Все гласные в корне проверяются ударением

да

нет

2.Чередующиеся гласные можно проверить ударением.

да

нет

3.Глаголы с суффиксом ыва – ива можно использовать в качестве проверочных слов

да

нет

4.В словосочетании избирательная кампания допущена орфографическая ошибка.

да

нет

5.Правописание корней с чередованием е//и определяется наличием или отсутствием суффикса –а-

да

нет

6.Написание гласных в корнях крап – кроп, равн – ровн зависит от суффикса –а-

да

нет

7.Слова отрасль, ростовщик являются исключением

да

нет

8.Выбор гласной в словах проск а чу и проск о чу зависит от неопределенной формы этих глаголов.

да

нет

9.Правописание корней гар – гор, зар – зор подчиняется одному и тому же правилу.

да

нет

10.Гласные в корнях слов измерять, умирать, примирить проверяется по одному и тому же принципу.

да

нет

Тест№

Непроверяемые безударные гласные

1)м…гистр 4)б…калавр

2)п…ркет 5)ф…нарь

3)б…тальон

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…бачок 4)гастр…ном

2)б…лагур 5)проп…ганда

3)б…клажан

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…блук 4)ярм…рка

2)п…лисадник 5)к…лчан

3)п…ликлиника

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)п…лигон 4)нав…ждение

2)к…рниз 5)адв…кат

3)к…вычки

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)т…бак 4)об…яние

2)в…кзал 5)об…няние

3)к…рзина

1)ман…фест 4)п…скарь

2)мач…ха 5)экзам…натор

3)сн…гирь

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)м…ценат 4)хр…стоматия

2)ижд…венец 5)л…леять

3)ст…пендия

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)н…гилизм 4)т…ррариум

2)д…фирамб 5)кор…дор

3)эксп…диция

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)инт…ллигент 4)б…нокль

2)ман…пуляция 5)б…тон

3)прив…легия

Необходимо различать:

Крап-кроп

(Слова с корнем крап имеют значение меченый, в крапинку (крапленые карты, мрамор с вкраплениями). Корень кроп имеет несколько значений: слегка обрызгать, падать мелкими каплями (окропить святой водой, дождь кропит целый день); старательно, вникая в мелочи (кропотливая работа, накропать роман).

Сед-сид

Буква е пишется в словах седло, приседать и образованных от них (можно проверить седла, присесть). Буква и пишется в слове сидеть и в словах, образованных от него (можно проверить: сидя)

ОРФОГАФИЯ

Тест №1

Проверяемые безударные гласные

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)др…жать 4)к…роткий

2)усл…ждать 5)огр…дить

3)осл…жнять

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)нас…рить 4)под…рить

2)пол…скать дитя 5)зас…рить

3)пол…скать белье

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)просл…влять 4)бр…нить

2)разд…вать 5)охр…нять

3)ур…нить

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)осв…щение 4)разв…вать волю

2)оп…кунство 5)в…трило

3)в…нтовая лестница

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)поб…режье 4)зас…дание

2)стар…ки 5)уб…гать

3)ст…хать

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)подб…вать 4)м…тодика

2)об…жать ребенка 5)изр…дка

3)об…жать вокруг дома

1)пом…рить 4)нав…вать тоску

2)зав…вать волосы 5)об…вать кожей

3)разв…ваться на ветру

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1)отл…чать 4)щ…пать лучину для

2)зав…щание самовара

3)больно щ…пать 5)обл…зать губы

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1)скр…петь 4)сл…пой

2)сл…паться 5)зап…вать песню

3)зап…вать водой

Тест №2

Чередование гласных в корнях слов

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)ст…рать 4)ум…рать

2)обд…рать 5)ум…реть

3)зап…рать

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)отп…рать 4)заб…рать

2)отб…рать 5)зап…реть

3)отм…рать

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)расст…лать 4)бл…стеть

2)расст…лить 5)бл…стать

3)отп…реть

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)прик…снуться 4)заг…рать

2)пл…вец 5)р…стение

3)обр…стать

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)р…весник 4)прик…сновение

2)з…рница 5)пром…кашка

3)к…сательная

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)прил…гательное 4)прил…жение

2)р…стовщик 5)ур…внение

3)утв…рь

1)предл…жить 4)пл…вчиха

2)накл…ниться 5)ур…вень

3)р…внина

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1)отв…рить дверь 4)отр…сль

2)вск…чить 5)р…сток

3)ск…кать

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1)попл…вок 4)обм…кнуть

2)жук-пл…вунец 5)изл…жение

3)вым…кнуть

Тест №3

Непроверяемые безударные гласные

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)м…гистр 4)б…калавр

2)п…ркет 5)ф…нарь

3)б…тальон

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…бачок 4)гастр…ном

2)б…лагур 5)проп…ганда

3)б…клажан

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…блук 4)ярм…рка

2)п…лисадник 5)к…лчан

3)п…ликлиника

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)п…лигон 4)нав…ждение

2)к…рниз 5)адв…кат

3)к…вычки

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)т…бак 4)об…яние

2)в…кзал 5)об…няние

3)к…рзина

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)манн…фест 4)п…скарь

2)мач…ха 5)экзам…натор

3)сн…гирь

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)м…ценат 4)хр…стоматия

2)ижд…венец 5)л…леять

3)ст…пендия

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)н…гилизм 4)т…ррариум

2)д…фирамб 5)кор…дор

3)эксп…диция

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)инт…ллигент 4)б…нокль

2)ман…пуляция 5)б…тон

3)прив…легия


Задания по орфографии для 9-11 классов

1. Двойные согласные

Около ак..уратно стрижен..ого мож..евелового куста опираясь на колон..у распол..жилась директрис..а картин..ой гал..ереи автор дис..ертации по искусству импрес..ионизма. Слушая жуж..ание пчел она изучала эф..ектную программ..ку новой эксп..зиции и я я..ствен..о предст..вляла себе натюрморты с изображением из..скан..ых я..ств, груп..овые п..ртреты эпохи Ренес..анса и полотна с ал..егорическими сюжетами. Поприветствовав свою кол..гу профес..ора – искусствоведа директрис..а уверен..о проше..ствовала по ал..ее направляясь на дис..кус..ию посвящен..ую живописи гол..андского барок..о.

2. Употребление Ъ и Ь

А)Теплой июн..ской ноч..ю когда поверхность крыши бл..стела от лун..ого света генерал..ша старшая доч.. протод..якона пр..слушиваясь к соловьин..ому пению листала непод..емный двух..язычный словарь чтобы об..яснить значения слов ад..ективация, контр..агент и суб..ект.

Б)Генерал..ша об..жала грил..яж и бул..он из шампин..онов. По понедельникам она предпоч..тала сеч.. крепос..ных мужич..ков а по суб..отам отчаян..о бранила молодеж...

В) В доме стояла необ..яснимая тиш.. лиш.. под окнами были слышны шаги юн..ого ад..ютанта страс..ного поклон..ика генерал..ши.

3. Н и НН в словах различных частей речи

А)Утомлен..ый путешествен..ик сосредоточен..о осматривал окрес..ности отряхивая пыль с рван..ых башмаков. Восх..щен..ый увиден..ым он слушал комарин..ый гул глядя в серебрян..ый б..нокль инкрустирован..ый драгоцен..ыми каменьями. Его глазам открывалась во..истину невидан..ая картина не..коше..ые луга сияли девствен..ой красотой не..пуга..ые журавлин..ые стаи торжествен..о ше..ствовали срывая листья с лимон..ых деревьев посеребрен..ые облака отражались в стеклян..ой глади реки. На песчан..ой отмели путешествен..ик от..скал бесцен..ые берестян..ые грамоты. Писан..ые несколько веков назад они были сохран..ы и не..испорчен..ы. Несказан..о обнародован..ый путешествен..ик упоен..о пр..танцовывал на берегу. Тихим безветрен..ым вечером он возвращался в запущен..ую гостин..ицу прижимая к сердцу неожидан..ую находку.

Б)В честь именин Мариан..ы стол накрыт вязан..ой скатертью из..скан..ой и ч..порной. В вазы поставлен..ы цветы подарен..ые гостями по стенам развеш..н..ы воздушные шары. На стол водружен..ы серебрян..ые блюда по углам поставлен..ы позолочен..ые подсвечники.

В) Копчен..ые колбасы плавлен..ый сыр салаты из краснокочан..ой капусты варен..ых овощей и мелко резан..ых фруктов эф..ектно смотрятся в стеклян..ой посуде. На кухне ждут своего часа жарен..ые котлеты тушен..ые в соусе тефтели масл..н..ые блины с икрян..ой начинкой. А в холодильнике прячется невидан..ый десерт особен..ое морожен..ое которое изготовлен..о по старин..ому рецепту лимон..ый торт украшен..ый консервирован..ыми фруктами. (В) след за взволнован..ой именин..ицей желан..ые и долгождан..ые гости рассаживаются вокруг стола.

4. Приставки ПРЕ и ПРИ

А)Пр..бывая на отдыхе пр..зидент пр..успевающей к..мпании пр..верженец новых взглядов и пр..восходный ком..ерсант пр..давался воспоминаниям о пр..красных днях проведен..ых в Пр..карпатье.

Б) Пр..одолев множество пр..град он наконец смог пр..творить в жизнь свою мечту пр..был в этот южный город и сразу (же) пр..ступил к осмотру мес..ных достопр..мечательностей пр..ч..дливых построек пр..зентабельных отелей и пр..стижных магазинов.

В) На пр..морском бульваре он пр..сел на скамье возле пр..пиравшихся с пр..старелым гидом туристов и пр..глушив звук включил радиопр..емник. Туристы пр..кратили пр..глупый спор пр..щурили глаза и пр..возмогая усталость пр..ступили к поискам пр..станища.

5. Сложные слова

А)(Не) далеко от (водо) (грязе) лечебницы и магазина (аудио) и (видео) техники появился (снежно) белый (трех) этажный выставочный павильон из (железо) бетона и (голубовато) белого стекла. Пройдя по (огнен..о) красной ковровой дорожке мы попадаем в (чрезвычайно) парадный (конференц) зал где только что началась (пресс..) конференция и (седо) волосый (вице) губернатор докладывает об охране (лесо) насаждений и строительстве (водо) очистных сооружений на (северо) западе нашей области.

Б)На втором этаже в хол..е украшен..ом (бело) снежными гардинами распол..жилась (выставка) продажа продовольствен..ых товаров (хлебо) булочных и (мясо) молочных изделий. Выпив (крем) соды отправляемся на третий этаж в (книжно) журнальный отдел что (бы) ознакомиться с (учебно) методическими и (литературо) ведческими изданиями полистать редкие книги на (древне) (церковно) славянском языке.

В) Посетив (чудо) выставку мы (радостно) – возбужден..ые отправляемся вдоль (ярко) освещен..ой магистрали к ближайшей железно (дорожной) станции где нас уже ожидает (ярко) голубой (электро) поезд.

6. Наречия и наречные сочетания

А)(В) середине сентября ясная погода установилась (на) долго и мы с ребятами (по) многу гуляли в лесу который находится (не) (по) – далеку. Нам (во) (что) (бы) (то) (н..) стало хотелось насладиться последним теплом и мы отправлялись в лес (по) одиночке (по) двое или (по) трое.

Б) Как (то) раз мои друзья (в) троем несколько часов (к) ряду (без) толку искали грибы. Казалось день прошел (в) пустую однако возвращаться ни (с) чем не хотелось. И вот (в) далеке показалась небольшая (на) вид поляна (в) середине которой возвышался (на) редкость корявый пень сплош.. усыпан..ый грибами. Это был сон (на) яву! Ребята (в) миг повеселели и (на) перегонки бросились к заветному пню. (С) начала рвали грибы (без) разбора и (в) перемешку бросали в корзину но (в) скоре заметили что вся поляна усеян..а лисичками и груздями.

В) В тот день друзья (до) упаду собирали (до) отказа набив корзины а (за) одно и карманы выл..жили (с) верху (на) показ самые красивые лисички и пошли (на) зад (без) удержно хохоча и (ис) (под) тишка подтрунивая друг над другом. Вечером все (до) – сыта наелись жарен..ых грибов а то что не с..ели оставили (на) утро.

7. Частицы НЕ и НИ

А)(Н..) смотря на (н..) прилично долгий звонок (н..) кто (н..) подходил к двери однако (н..) кто звонил (н..) прекращая. Наконец мама (н..) спеша отставила (н..) доварен..ый суп и (н..) торопливо но уверен..о пошла отп..рать. У двери стоял (н..) кто иной как (н..) давний знакомый отца профес..ор Нечипорук. Гость (по) обыкновению был (н..) ловок и (н..) уклюж. (Н..) чуть (н..) смущаясь (н..) чищен..ых ботинок он прошел по (н..) вероятно чистому паркету прихожей при этом (н..) умолкая (н..) на секунду.

Б)(Н..) ждан..о – (н..) гадан..о разразился (н..) предсказан..ый синоптиками ливень а я как (на) зло (н..) захватил зонта! Так промок что (н..) рад был (н..) свежему воздуху (н..) радуге!

В)Мама отнюдь (н..) радостно посмотрела на пол и (н..) весело усмехнулась приглашая (н..) званого гостя в кабинет.

Вопрос №1.

1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.

Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать, р…внина, з…ря,соб…рать, изл…гать, бл…стательный,пл…вец, зам…рать, р…сток, соч…тание

2) . Определите виды подчинительной связи в словосочетаниях: сильный дождь, встретил впервые, портрет писателя, то дерево, начал читать, летящий шар, домик из песка, ответил другу, ваш дом, бежать быстро, поступил по- своему, серебряный шар, отвечал думая, шквал огня.

Вопрос №2.

1)

Пч…лка, крыж…вник,сожж…шь, грош…вый,плащ…м,увлеч…нный, кумач…вый, деш…вый,печ…шь, ж…сткий, зайч…нок,шапч…нка,смеш…н, общ…, молодож…ны.

2 ).Объясните наличие или отсутствие тире в простом предложении.

Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. Чтение вот лучшее учение. Слово не стрела. Но острее стрелы. Книга это источник знаний. Ласковое слово что весенний день. Знание орудие, а не цель. Она известная актриса. Жить Родине служить. Высота Эльбруса пять тысяч шесть сорок два метра. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Вопрос №3.

1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:

Бе…порядок, во…действие, ра…смотреть, и…рытый, во…полнить, бе…вкусный,ра…ломить,чре…мерный, чере…полосица,ис…кусанный,

Ни…падать, ни…вергаться,во…гордиться, ра…смешить, во…кликнуть.

2) Определите виды односоставных предложений.

Потеплело. В дверь позвонили. Люблю грозу в начале мая. Осень. Нездоровится. По дороге тащат машины. Уходим завтра в море. Ночь. Светает. Полюбуйся красотой ландышей. Пойдем в лес. Подмораживает.

Вопрос №4.

1) Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:

Печё(н,нн)ый картофель, серебря(н,нн)ый, ю(н,нн)ый, заполне(н,нн)ы, ветре(н,нн)ый, СОБРа(н,нн)ые, вяза(н,нн)ая крючком, гуси(н,нн)ый, кожа(н,нн)ый, безветре(н,нн)ый, тума(н,нн)ый,соловьи(н,нн)ый, осе(н,нн)ий, задума(н,нн)о, гли(н,нн)яный

2) определите виды сказуемых.

Он продолжает заниматься. Метель была страшная. Ветер казался тёплым. Владимир начал сильно волноваться. Девочка перестала плакать. Тюльпаны продолжают расти. Мы сидели на берегу реки. Тает мокрый снег. Нет солнца. Громко поют птицы. Он мой хороший друг.

Вопрос №5.

1) Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:

Дыш…шь,он руб…т, они смотр…т, он та…т, стел…шь, они гон…т, он держ…т, он бре…т, он колыш…тся, они черт…т, он маж…т, слыш…мый, кол…щий, вид…щий. Терп…щий, бре…щий, чита..мая,

2)

Река глубокая и широкая протекала рядом. Горная цепь состоящая из множества хребтов видна издалека. Пушкин великий русский поэт создал много шедевров. Город залитый светом виднеется внизу. Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив. Мерцая поднимаются облака. Несмотря на сильный шторм корабли вышли в море. Весёлый и счастливый он светился от радости.

Вопрос №6.

    Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:

Прилеч…, меч…, идёш…, отреж…те, свеж…, мощ…, настеж…, рубеж…, удивиш…ся, пахуч…, еш…, извлеч…, мелоч…, проч…, замуж…, горяч…

2) Определите принадлежность слова к той или иной группе (по значению, употреблению), назовите художественное средство.

Улыбаться, смеяться, хохотать; Ложь бывает доброй или злой;дипломат- дипломант;

Вече, боярин, опричник;Поляши(тетерева), летянина(дичь)

Вопрос №7.

1) . Слитно или раздельно. Объясните.

(не) выкрашенный пол, пол (не) покрашен, (не) ответив, (не) ласковый, (не) собранные заранее, (не) легко, вовсе (не) добрый, нисколько (не) злой, (не) раскрыты, (не) широкая, а узкая, (не) правда, уже (не) успевающий, (не) спрятанные от дождя.

2) .Расставить знаки препинания, объяснить.По сообщению газет эстафета отменяется. По- моему дело ясное. К счастью добавилась грусть. К счастью всё закончилось хорошо. Во- первых не спеши. Во- вторых не отвлекайся. Таким образом смысл сказанного это выработка характера.Действительно камни бывают разной твёрдости.

Вопрос №8.

1). Объясните постанову дефиса или его отсутствие.

Кое()кто, пол()арбуза, пол()года, в (пятых) ,действовать по()прежнему,

кто()нибудь,тёмно()бровый,пол()Москвы, тёмно()синий, где()либо, пол(лампы), железно()дорожный, шахматно()шашечный, как()то, чуть()чуть.

2). Расставьте знаки препинания и объясните их.

Солнце и светит и греет и ласкает. Мал золотник да дорог. На субботник вышли как взрослые так и дети. Снег лежал повсюду на дороге на крышах на деревьях. Весна пришла не только в лес но и в город. Воздух солнце и вода всё это укрепляет здоровье. Капли дождя глухо стучали или громко барабанили.

Вопрос№9.

1) .

К кому (н…) обращался Ростов, (н…)кто не мог ему ответить.

Сколько бы (н…) смотреть на море- оно (н…)когда не надоест.

Что только он (н…)делал, как (н…)старался, (н…) (с) какой стороны не мог обойти болото.

(Н…)где на небе (н…)тучки. На (н…)скольких деревьях (н…)листочка.

2) .Расставьте знаки препинания и объясните их.

Прохладой дунуло и прошлогодний лист зашумел. Солнце зашло и начало смеркаться. Последние тени сливались да непроглядная мгла сгущалась. Собрание закончилось однако люди ещё долго не расходились. Птица пролетит или зверь веткой хрустнет.На небе ещё не появилась луна но можно было ещё различать дорожки сада.

Вопрос №10.

1). Вставьте пропущенные буквы, объясните.

Работать (в) иечени… двух дней, отметить неожиданные перемены (в)течении… болезни; гулять (в) продолжении… зимнего сезона, найти отражение (в0 продолжени… фильма;сказать (в) заключении…выступления, находиться (в) заключени…;(в)следствии…засузи, участвовать (в)следствии… по делу

2) Расставьте знаки препинания и объясните их.

Синцов долго не мог узнать когда пойдёт поезд на Минск. Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то теперь увидит его. Кучер Трофим сказал моему отцу что дорога стала тяжёлая и нам не доехать засветло до деревни. После долгих лет разлуки я снова увидел сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней детства.Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда- либо зверь тревожно нюхал воздух.

Вопрос 11.

1). Вставьте пропущенные буквы, объясните.

Размеш…нный,перекле…нный, оштукатур…нный, залив…стый, прерыв…стый, заносч…вый, бесед…вать, буш…вать, рассматр…вать, закле…вать, подсматр…вать, увид…ный, услыш…нный,говорл…вый, завид…вать.

2) . Расставьте знаки препинания и объясните их.

Река разлилась весна была дружная. Солнце ярко светит быстрые ящерицы сверкая блёстками купаются в его лучах. Настанет утро двинемся в путь. Раздался сильный шум грохотали поезда шумели паровозы. Налетает злая вьюга падает на плечи деревьев белая шаль. Любишь кататься люби саночки возить.

Вопрос №12.

1) . Определите способы образования следующих слов.

Потемнеть, соединять, ледокол, мороженое (вкусное), книжонка, поэт- классик, тоненькая, собеседник, морозец, востребовать, развитие, отказ, поныне, разработка, прошептал, по- своему, указ.

2) .Выполнить морфологический разбор существительного и прилагательного.

С другом. Тёплым (днём).

Вопрос №13.

1)

В ПОТЕМНЕВШ…М ВОЗДУХ…, ИЗ ЗЕЛЕНЕЮЩ…Й РОЩ…, В ПОТУХШ…М ПЛАМЕН…, ПО осенн…й алле…, светящ…мся фонарём, дымящ…юся даль, на почерневш…м пол…, в серебрящ…мся инее…, в трудн…й ситуации…, в открывш…мся планетарии…, о неприятн…й фальш…, о любящ…м друг…, на алеющ…м знамен…

2 )Определить типы речи.

Вопрос №14.

1) Выполнить морфологический разбор глагола.

(туман) стелется

2). Определить стили речи.

Упражнение 262. Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.

I. 1. Я и старуха Изергиль остались под густой тен…ю виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как та…т в голубой мгле ночи силу…ты тех людей, что пошли к морю. (Горьк.) 2. В течени… пяти недель доктор Любомудров н… мог с достаточной ясностью определит… болезнь паци…нта. (Горьк.) 3. Зашумел невидимый в ночи пар…ход с погаш…ными огнями, и человеческая лавина покатилась вперед, к деб…ркадеру. (Чак.) 4. Отозвалась женщина, попросила подождать, и он дожидался так долго, что уже хотел отложить разговор, когда она секретарски кор…ектно сообщила назначе…ый ему час, под…езд и комнату, куда он должен при…ти. (Фед.) 5. За какие-н…будь два-три дня листве…ая пор…cль разош…ет м…хнатую зеле…ую шубу тайги пестрым узором. (Полев.) 6. Сережа, весну…атый, (голубо) глазый паренек с сер…цем Данко, взывал об отмщении, дети на руках матерей тянули к Пулату худые руч…нки - а он … н… мог при…ти на помощ… . (Раш.) 7. Один английский уче…ый недавно под…итал вес пойма…ой в Англии рыбы на ед…ницу снасти и приш…л в ужас: еще недавно на одну снасть пр…ходилось сто пятьдесят килогра…ов выловл…ой рыбы, а сейчас - н… больше сем…надцати килогра…ов. (Закр.) 8. Потихон…ку я встал из-за стола, подошел к окну и заглянул вниз - там была большая красная вывеска с белыми буквами «Зеле…ая Торговля». (Андреев) 9. Он указал в рап…рте, что, как выяснилось, его настоящим, родным отц…м был герой гражданской войны Василий Яковлевич Толстиков, погибший под Царицын…м, а оказавшийся впоследстви… врагом народа Серпилин, за которого мать вышла вторым браком, усыновил его в пят…летнем возр…сте. (Сим.) 10. Надо выскак…вать на берег, а иной раз и в воду и по…тягивать трап за веревку. В жарк…ю погоду это просто приятно. В зл…ю непогодь - тоже хорошо. А вот в такую моросявку - н… рыба н… мясо. Н… борьбы, н… удовольствия. (Сарт.)

II. 1. Во тьме, рассе…ва…мой бел…зной снега, раздавался мерный шаг батал…на. (Бек) 2. Осмотрев нареза…ые впереме…ку с луком огурц… и п…мидоры, взглянув на яич…цу-глазуныо, Закамышный нашел, что столы накрыты щедро, что Иван Лукич будет доволен, да и перед гостями не будет совес…но. (Бабаев.) 3. С каждой минутой курени все больше наполнялись лю…кими голосами, лю…кими движениями - на одном дворе мать звала сына, на другом плакало, зал…валось слезами н… вовремя разбуж…нное дитя. Во двор возле липы пожилой человек вводил коня, со двора напротив выгоняли поросят, и за ними покорно брел замурза…ый мальч…ка с опуще…ыми по-стариковски плечами … (Мел.) 4. Близость реки ощущалась во всем: в свеж…м воздухе, в обильной р…се на травах, брызжущей на людей светлыми ледя…ыми каплями, в таинстве…ых звуках, характерных для пр…речья,- в тихом булькань…, коротком внезапном всплеске, шуршань…, похожем на ч…и-то быстрые осторожные шаги: может, это лисица разгул…вала в камышах, а может, серый волк под…скивал сухой островоч…к, чтобы расположиться там на отдых и подремать на солн…шке. (Тютюн.) 5. Никита, щ…рясь от со…ца и снежного блеска, шел медле…о, выб…рая дорогу, ступая калошами осторожно по наезж…ой, скользкой шос…ейке, и словно прислуш…вался и пригляд…вался ко всему впереди. (Смирн.) 6. Все говорили ш…потом, поеж…вались, словно кон…чик кабатчикова ножа щ…котал между лопатками. (Смирн.) 7. Ожила сирен…вая труба, заш…пела, закашляла, прочищая горло, и запела резко, печально, немножко неприятно, как Клавка Косоурова, ц…ганка. Оглуш…нные, ребята от неожида…ости попятились, но тут же сунулись поближе к гра…офону. (Смирн.)

Упражнение 263. Перепишите, заменив, где надо, строчные буквы прописными.

1. И крикнул сокол с тоской и болью, собрав все силы: «о, если б в небо хоть раз подняться!.. врага прижал бы я … к ранам груди и … захлебнулся б моей он кровью!.. о, счастье битвы!» А уж подумал: «должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..» (Горьк.) 2. В митиных ушах гулко отдались слова, одно жестче другого. (Голуб.) 3. Как раз в тот предрассветный час, когда мать попрощалась с сыном и знакомая нам «волга», перемахнув через мост, скрылась в кубанском ущелье, в прискорбном случилось то, что и должно было случиться: Илья Голубков освободил стешу из плена. (Бабаев.) 4. Наконец Завьялов вырвал нужный адрес: кировский проспект, 81. Его попросили ничего не записывать, просто сказали адрес и ничего не говорящее название учреждения: «нии-24». (Чак.) 5. Почему-то представлялось, что южный крест светится по-иному и главенствует в ночном небе, а он прост: обычный ромб, скромное сочетание из неярких звезд. (Кап.) 6. На «пингвин» я вернулся с брошюрой о русских моряках, побывавших в прошлом веке на шлюпам «восток» и «мирный» в антарктике. (Кап.) 7. Остановился закурить и осмотрелся. «Прага» - на месте, кинотеатр - на месте, вот старый, стиснутый домами арбат, но площадь не та.- Она словно влилась в новую, незнакомую ему широкую, пробившуюся сквозь жилой массив к москве-реке улицу. А это и есть новый арбат. Вот он каков. Смело рубанули! Пересек площадь, направляясь к гоголевскому бульвару. (Поп.) 8. В праздничные дни надевал старик свои регалии - два солдатских «георгия», орден красного знамени за гражданскую, да за отечественную ордена Кутузова и Суворова. (Поп.) 9. Уезжать домой еще нельзя: на завтра и на послезавтра множество дел - ив самом цк, и в совете министров, и даже в академии наук, где Василий Антонозич хотел договориться о переводе в старгород одного из многочисленных институтов, какими ведает академия. У Артамонова тоже были дела в москве, тоже, надо полагать, раньше, чем послезавтра к вечеру домой не соберется. «Ну, что будем делать-то? - спросил Артамонов.- в «датский мир» зайти, что ли? Внучатам игрушку поискать». (Коч.)

Упражнение 264. Перепишите, раскрывая скобки.

I. 1. Феня сидела уже за столом, похрумкивая, грызла сахар - она любила пить чай (в) прикуску. (Сарт.) 2. По Оби идут пароходы, река живет, солнце старается (во) всю. (Лип.) 3. Капитан вылез (из) за стола я (в) плотную подошел ко мне, продемонстрировав всю (не) уклюжесть закоренелого штатского. (Первом.) 4. (На) против себя, (в) правой стороне (полу) кольца Скрипкин приметил молодого толстого полицейского в (полу) военной форме. (Гин.) 5. От напора встречного ветра машину покачивало, и казалось, летит она (не) вперед, а плывет (в) месте с облаками (на) зад. (Федос.) 6. В департаменте полиции Наде сказали, что (бы) готовилась к ссылке. (То) же натри года. (Коптел.) 7. Что (бы) служить родине, надо быть (не) просто лояльным, а подлинным ее гражданином, работать для нее не (за) страх, а (за) совесть. (Никул.) 8. Закамышный пожелал, что (бы) обед был приготовлен (в) складчину. (Бабаев.) 9. Иван пошел, по улице в ту сторону, (от) куда долетали звуки баяна. Григорий и Галина посмотрели ему (в) след. (Бабаев.) 10. В вестибюле Завьялов опустил (пятнадцати) копеечную монету в телефон (автомат) и набрал номер справочного бюро. (Чак.) 11. Просьба Завьялова для Прохоровой (по) меньшей мере (не) ожиданна. Действительно, (не) лепо: какое у него может быть дело к Лизе? (Чак.) 12. Фоном домов была стена тайги, подступающая (в) плотную к будущим улицам; (Полев.) 13. Дина, (то) же почти (не) покидавшая палубы, очень заинтересовалась новым пассажиром. (Полев.) 14. Получив телеграмму, Литвинов даже зажмурил глаза: (поло) водье, только этог-о (не) хватало. (Полев.)

II. 1. В (конце) концов я решил снова написать записку - коротко и (по) деловому сообщить, что закончил первую главу повести и хочу ей показать. Согласно (де) нашему договору. (Брег.) 2. (По) зади у Литвинова был трудный рабочий день, (пол) часа (на) зад он мечтал (по) скорее добраться до дома, поесть, посидеть на крылечке. (Полев.) 3. Грузовик мчался, виляя, около надменных беркутов, сидевших по обочинам широкой дороги. (Ни) один беркут (не) шевельнулся, хотя машина проскакивала около них почти (в) притирку. (Пауст.) 4. Ведь (не) даром Светка называла меня и моих друзей «посторонними». И такие «посторонние» молодые люди, которые растрачивают себя (по) пусту, не на главное, были, наверно, всегда, даже в годы революции. (Дем.) 5. Синева Алтая, его аромат и тот заветный кедр (ни) чуть (не) приближались к Рязанцеву, хотя шофер Владимирогорский и вел машину со скоростью около (восьми) десяти километров в час: (не) настье двигалось на Алтай с (севера) запада еще быстрее. (Залыг.) 6. Орхидей в ботаническом саду было (не) счетное количество. Белые, красные, розовые, (густо) малиновые, (нежно) желтые, лиловые - такого скопления орхидей нет, (по) видимому, (ни) где в мире. (Тихон.) 7. Александрова (то) же вышла из своей избы, как всегда, вся в черном, повязанная своим (не) изменным платком, но (не) подошла к нам, а, остановившись на меже, (из) под руки стала смотреть в небо. (Первом.) 8. Комната выглядела, как заброшенный, (ни) кому (не) нужный сарай. На опустевших столах и на полу валялись какие (то) исчерченные и изорванные бумаги. (Бабаев.) 9. Баюткан (не) ожиданно и смело рванулся (на) встречу опасности, мелькнул рыжей тенью между стволов, понесся с закинутыми (на) зад рогами мимо Улукиткана, гордый, (не) устрашимый. (Федос.) 10. Лучше гроза, ливень, чем эта могильная тишина. Как угнетающе она действует на человека! (Так) же, вероятно, тяжело переносят затяжную (не) погоду и звери и птицы. (Федос.) 11. Все, без чего сможем обойтись пять-шесть дней: (не) прикосновенный запас продуктов, одежды, личные вещи,- укладываем (в) низ. Остальное: спальные мешки, посуду, рацию, (не) много продуктов, что нужно будет каждодневно на стоянках,- уложили (с) верху утром. (Федос.)

III. 1. Цагеридзе глядел, как бродят по тайге косматые снежные тени, то широко заслоняя собой даже самые ближние к конторе деревья, то, словно бы скрутившись в толстые тугие жгуты, уходят куда (то) (в) глубь, в лесную чащобу, а (в)след за ними устало волочатся (по) низу метельные хвосты поземки. (Сарт.) 2. Егор Ильич всегда заметен в толпе. И причина не в том, что он одет в (не) модный ныне китель и фуражку, а в том, что его просто (не) возможно (не) заметить. Именно (по) тому на него долго смотрят и оборачиваются (в) след даже (не) знакомые люди. (Не) знакомые люди (с) начала останавливают на Егоре Ильиче (бегло) рассеянный взгляд, (по) том глядят пристальней, (за) тем - (во) все глаза, а (по) том оборачиваются, (так) как (не) знакомый старик уже оказывается за спиной: он шагает ходко. (Лип.) 3. Петин, этот деловой, умный, (добро) порядочный сухарь, каковым до сих пор инженер его считал, на глазах оборачивается какой (то) другой, (ни) разу еще (не) виденной и, вероятно, (тщательно) скрываемой им от людей стороной. (Полев.) 4. Рязанцев (на) конец рассмотрел ее глаза - они были серые с зеленым. А больше Рязанцев (ни) чего (не) заметил в них, по (тому) что они оставались настороженными (не) то от (мимо)летного смущения, (не) то это было у них в природе - долго (ни) кому (не) открываться. (Залыг.) 5. Елена Семеновна в ручей заглянула, увидела себя в прозрачной воде и остановилась, будто разглядывая что (то) в этом отражении. Очень легкой казалась она, стоя на камне, на котором (едва) едва умещались ее зеленые (босо) ножки. «И (так), значит, (то) же может быть?! - (не) то спросила, (не) то согласилась она.- (Не) видели, даже (не) слышали, а (все) таки представили себе человека…» (Залыг.)

Упражнение 266. В приведенных отрывках из рассказа А. П. Чехова «Письмо к ученому соседу» найдите орфографические ошибки; выпишите слова с ошибками, исправив последние, и укажите соответствующие правила правописания.

1. Дорогой Соседушка! Максим … (забыл как по батюшке, извените меня великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. 2. Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал, потому что наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя. 3. Я не согласен с Герасимовым касательно Ваших умственных идей, потому что живу и питаюсь одной только наукой, которую провидение дало роду человеческому для вырытия из недр мира видимого и невидимого драгоценных металлов, металоидов и бриллиантов. 4. Вы сочинили и напечатали в своем умном сочинении, как сказал мне Герасимов, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. 5. Я недавно читал у одного французского ученого, что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик, как думают ученый. И нащот этого мы поговорим. Приежжайте, сделайте милость. Приежжайте хоть завтра, например. Мы теперь постное едим, но для Вас будим готовить скоромное. Дочь моя Наташенька просила Вас, чтоб Вы с собой какие нибудь умные книги привезли. Она у меня эманципе все у ней дураки, только она одна умная. Молодеж теперь я Вам скажу, дает себя знать. Через неделю ко мне прибудет брат мой Иван (Майор), человек хороший но между нами сказать, Бурбон и наук не любит. Это письмо должен Вам доставить мой ключник Трофим ровно в 8 часов вечера. Если же привезет его пожже, то побейте его по щекам, по профессорски, нечего с этим племенем церимонится.

Упражнение 267. Перепишите, раскрыв скобки; где надо, вставьте буквы и замените строчные прописными.

I. Пройдя (пол) версты, Бобров взобрался на пригорок. Прямо под его ногами открылась огромная п…н…рама завода, раскинувшегося на пятьдесят квадратных верст. Это был настоящий город из красного кирпича с лесом (высоко) торчащих в воздухе закопче…ых труб,- город, весь пропита…ый запахом серы и железного угара, оглуша…мый вечным, (не) смолка…мым грохотом. Четыре доме…ые печи господствовали над заводом своими чудовищными трубами. Рядом с ними возвышалось восем… кауперов, предназнач…ных для ц…ркуляц…и нагретого воздуха,- восем… огромных железных башен…, увенча…ых круглыми куп…лами. Вокруг доме…ых печей разбросались другие здания: ремонтные мастерские, литейный двор, промывная, пар…возная, (рельсо) прокатная, мартеновские и пудлинговые печи и так далее.

Завод спускался (в) низ тремя громадными природными площадями. Во всех направлениях сновали маленькие пар…возы. Показываясь на самой нижней ступени, они с пронзительным свистом летели (на) верх, и…езали на (н…) сколько секунд в ту…елях, (от) куда вырывались, окута…ые белым паром, гремели по мостам и, (на) конец, точно по воздуху, неслись по каме…ым эст…кадам, что (бы) сбросить руду и кокс в самую трубу доме…ой печи.

Дальше, за этой природной те…асой, глаза разбегались на том хаосе, который представляла собою местность, предназнач…ая для возведения пятой и шестой доме…ых печей. Казалось, какой (то) страшный подземный переворот выбросил наружу эти бе…численные груды щебня, кирпича разных величин и цветов, песча…ых п…рамид, гор плитняка, штаб…лей железа и леса. Все это было нагр…м…ждено как (будто) бы (бе…) толку, случайно. Сотни подвод и тысячи людей суетились здесь, точно мурав…ина разоре…ом муравейнике. Белая тонкая и едкая известковая пыль стояла, как туман, в воздухе.

Еще дальше, на самом краю гор…зонта, около дли…ого товарного поезда толпились рабочие, разгружавш…е его. По накло…ым доскам, спущ…нным из вагонов, (не) пр…рывным потоком к…тились на землю кирпичи; со звоном и дребезгом падало железо; летели в воздухе, изг…баясь и пружинясь (на) лету, тонкие доски. Одни подводы направлялись к поезду порожн…ком, другие вер…ницей возвращались (от) туда, нагруже…ые (до) верху. Тысячи звуков смешивались здесь в дли…ый скач…щий гул: тонкие и чистые звуки камен…щич…их зубил, звонкие удары клепаль…иков, чекан…щих заклепы на котлах, тяжелый грохот паровых молотов, могучие вздохи и свист паровых труб и изре…ка глухие подземные взрывы, заставлявшие дрожать землю.

Это была страшная и захватывающая картина.

(А. И. Куприн)

II. (В) плотную к левому борту «онеги» стояли подлодки. Это были старые знакомые: «двести девятая» Лямина и «двести тринадцатая» Ратнера. В (полу) мраке они выгляд…ли огромными доисторич…скими чудищами - н… то ящерами, н… то рыбами. (Сете) резные пилы с крупными тр…угольными зубьями придавали им особе…о хищный вид. (Серебристо) серые а…ростаты заграждения, поднятые в воздух над петроградской, (то) же напом…нали рыб, но другой породы - жирных, вялых, бе…зубых.

Туровцев мгнове…о нафантазировал: обезлюд…вшим городом завладели стра…ые сущ…ства. Они способны есть, пить и размножат…ся; те, что с зубами, будут разводить на мясо жирных и вялых, дома пр…вратят…ся в норы, город окончит свое существование, и фальконетов всадник будет для новых обитателей только каме…ой глыбой, около которой хорошо греть животы в жаркую погоду.

С (не) приятным чу…ством он обогнул надстройку и перешел на правый борт. Выглянул на набережную. Н… души. (Не) освеще…ые дома белели, как пр…брежные скалы, и даже вел…колепная кова…ая реш…тка летнего сада, казалось, н… была созданием рук человеческих. Люди были только на «онеге». Ч…рные бушлаты (не) слышна двигались среди задра…ых к небу пушечных стволов: на юте уже готовились к построению, и Туровцев потянулся душой к (не) любимой плавбазе - среди холодного безмолвия города она была островком, базисом, треп…тным к…мочком ж…вой материи, излучавш…м тепло, испарявш…м влагу, издававш…м слабый запах гари и брожения, запах Человеческого жилья.

В установленных вдоль набережной мощ…ных р…продукторах на…садно заскреж…тало. (За) тем застучал метр…н…м. Этот размере…ый стук, гулкий, как биение сер…ца, разом разрушил владевшее Туровцев…м жуткое очарование. Метр…н…м постучал (не) много, а (по) том, как колдун, ударившись (о) земь, обернулся музыкой: из глухого рокота в…олончелей возникла широкая, певучая фраза солирующей в…лторны. Передавали «анданте к…нтабиле» из пятой с…мфонии Чайковского, эту с…мфонию часто играли по радио, и Туровцев, ре…ко ходивший в концерты, знал ее и любил. Гибкий, чуточку гнусавый, в…брирующий голос в…лторны ворвался в хмурое безмолвие осажде…ого города, как теплое т…чение в ледя…ые зоды океана. Величестве…о и нежно пела медь, согретая и очеловече…ая дыханием гения, (не) слабым дыханием бе…вес…ного в…лторниста, а мощ…ным дыханием сотен…, ми…ионов людей - живших, живущих и тех, кто еще будет жить, творч…ским гением великого народа, который бе…мертен и, стало быть, (не) победим.

Орфография

Буквы ы-и после приставок

Задание: списать, вставить пропущенные

без...мянная речка

по...ск из...сканные манеры

роз...ск небез...звестный поэт

пед...нститут меж...нститутские спортив-

контр...гра ные соревнования

без...сходность без...нициативный человек

с...грать в шахматы пред...дущее изложение

по...грать в мяч пред...стория человечества

под...тожить сделанное меж...мпериалистические

по...скать книгу противоречия

без...дейное произведение

без...скусное повествование

раз...грать партию в шахматы сибирский при...ск

провести полит...формацию

транс...ранская магистраль

пред...юньские события

Орфография

Буквы о-е-ё после шипящих

КАРТОЧКА N 6.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Трущ...ба, щ...тка, ш...лк, ж...рнов, ш...рник, бесш...вный, крыж...вник,

ш...к, ж...ванный, саж...нки, медвеж...нок, печ...ный, реч...нка, улич...нный,

ж...лтый, ш...рох, тяж...лый, ч...рствый, заш...л, пч...лка, освещ...ннный,

пш...нный, размеж...вка, выкорч...вывать, вощ...ный, червяч...к, грош...вый,

моч...ный, парч...вый, горяч..., певуч..., жж...т, стаж...р, старуш...нка,

свинц...вый, перц...вый, облиц...вать.

2. Поставьте данные существительные в творительном падеже.

падеж кирпич продажа плащ

рубеж меч борщ межа

плач свеча пейзаж дача

Орфография.

Карточка № 1

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Орфография.

Правописание приставок на з-с

Карточка № 2

Задание: списать, вставить пропущенные буквы.

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.

Орфография

Правописание Е-ё-О после шипящих

    Ж..лтый, ж..рнов, зач..т, печ..нка, пч..лка, капющ..н, ш_лк, ж..лоб, уч..ба, расч..ска, ч..рный, крыж..вник, сгущ..нка, туш...нка, ноч..вка, щ..голь, печ..ный, уч..т, капюш..н, прош..л, сожж..нный, ш_лк, ш..ковая терапия, ноч..вка, ож..г руку, ож..г руки

Трущ..ба, ч..порный, деш..вый, маж..рный, общ.., ш..колад, ш..мпол, треш..тка, ш..пот, ш_рох, ж..рдочка, ч..рствый, харч.., чаш..ба, трещ..тка, изж..га, печ..ный, ш..фёр, ж..кей, веч..рка, обж..ра, холщ..вый, парч..вый, ж..сткие условия, ож..г лица, плащ..м, грош..вая опера, камыш..вая заросль, суш..ные фрукты, увитый плющ..м, парч..вое платье, тонкая беч..вка, жалкая душ..нка, удруч..нный вид, перч..ная туш..нка,прож..рливая гусеница, моч..ные яблоки, тяж..лая дорога.

    Резать нож..м, мой друж..к, светить свеч..й, подойти к реч..нке. пастуш..к уч..ный медведь, молодой стаж..р, без стеснения лж..т, полный боч..нок, туш..ное мясо (туш..нка), сгущ..ное молоко (сгущ..нка), разделить меж..й грядки, больная старуш..нка, вооруж..н пистолетом, писать карандаш..м.

Орфография.

Карточка №1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне

Погл…щать кислород, заг…рать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прис…гать на верность, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь зар…сли, зелёная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к стене, хорошее возн…граждение, знамя разв…вается.

Орфография.

Безударные гласные в корне слова

Карточка №2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне.

Сост…влять план, усм…рённый поток, гл…жу в книгу, обв…нять в недосмотре, прогн…зировать события, спр…вляться в словаре, вы…влять недостатки, костёр разг…рается, дост…вать с полки, распр…мившиеся ветки, глаза сл…паются, раздр…жать всех, препод…ватель математики, прик…сновение к цветку, разд…рать пополам, зам…рать от восторга, д…лёкий г…ризонт, предприн…мать усилия, взгр…моздиться на стол, возр…ждение из пепла, обл…гчить участь, пок…рить зверя.

Пунктуация

Запятая при обращении

Расставьте нужные знаки препинания.

1) Родилась я милые внуки мои под Киевом в тихой деревне

2) Вы откуда будете молодые люди?

3) Тебя ль я вижу милый друг?

4) Отпусти меня родная на простор широкий.

5) Опять я ваш о юные друзья!

6) Ваша телеграмма застала меня врасплох уважаемая Анна Михай-

7) Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небреж-

8) Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя.

9) Я прошу Вас Ольга Ивановна выполнить мою просьбу.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пунктуация

Знаки препинания при прямой речи

Выделите нужными знаками препинания прямую речь.

1) Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.

2) Дождь пойдет возразил Калиныч

3) Брат сказал я хочу с тобой поехать.

4) Кто кричит людей беспокоит раздался с моря суровый окрик.

5) Что вы тут делаете промолвил Базаров.

6) То кричит пророк победы пусть сильнее грянет буря!

7) Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сы-

8) Сын успокоил ее ты не тревожься мама.

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Орфография

5класс

Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу предложения, надпишите части речи в грамматической основе.

1. Книга в счастье укр..шает, а в несчастье ут..шает.

2.К большому т..рпенью придет и уменье.

3.Отол..ют(?)ся волку овечьи слезки.

4.Игра(не) стоит свеч.

5. Повинную голову меч(?…)(не) сечет.

6.Кто пахать ленит(?)ся, у того хлеб (не) родит(?)ся.

7.Без первой ласточки весна (не) обходит(?)ся.

8.Порядок время бережет.

9.Несчастья боят(?)ся- счастья (не)видать.

Орфография.

5 класс

1.Снят(?)ся людям иногда голубые города.(Л.Ошанин).

2.Скво..ь в..лнистые туманы пр..бирается луна, на печальные п..ляны л..ет печально свет она. (А.С.Пушкин).

3. Ро..ко месяц смотр..т в очи. (А.Фет).

4. Звезды меркнут и гаснут. (Н.Никитин).

5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин).

6.Кро..т уж лист з..лотой влажную землю в лесу. (А.Майков).

7.В осиннике ос..нь маш..т алым крылом. (Ю.Мельников).

8.Ш..лестит под ногами сухая листва.

9.Тихо дремл..т река. Темный бор(не) шумит. (С.Есенин).

Орфография

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу, постройте схему любых четырех предложений.

1.По мокрым скверам пр..ходит ос..нь.(Н.Рубцов).

2.И ноч(.?.) уж на небо взошла. (В.Жуковский).

3. Теплый ветер тихо ве..т.(А.Фет).

4.Кружат(?)ся лист..я. Умолкнули птицы. (Р.Рождественский).

5.Ласково мерцали звезды в выш..не. (Плещеев).

6. Еще ранние птиц.. (не) пели, сереют вверху н..беса.

7. Лист..я кружат(?)ся, шуршат, ветер с шум нал..тает, и гудит,волнуясь, сад, и угрюмо замира..т.