Великое служение Л.Н. Толстого

По монографии Е.А. Маймина «Лев Толстой. Путь писателя». Толстой по-своему ответил на общедемократические требования создания в России общественного романа. Романа, основанного на новых началах, с обращением к народной жизни и к герою из народа.

Толстой с самого начала романа демонстрирует вопиющее несоответствие, вопиющую ложь жизни: преступники судят свои жертвы!

Предметному изображению у Толстого противостоит теневое: изображение персонажа по тем признакам, которые характеризуют персонаж не столько индивидуально, сколько сословно. «Теневой» принцип характеристики в романе «Воскресение» - это средство предельного уяснения социальных истин, уяснения, столь необходимого обществу во времена духовных и революционных кризисов.

По статье М.М. Бахтина «Предисловие (1930). «Воскресение» Л. Толстого». Прошло уже более десяти лет со времени окончания «Анны Карениной» (1877), когда началась работа Толстого над его последним романом – «Воскресение» (1890). В это десятилетие совершился так называемый «кризис Толстого», кризис его жизни, идеологии и художественного творчества.

В годы напряженной борьбы за социальную переориентацию художественного творчества рождается и замысел «Воскресения», и медленно, трудно, с кризисами тянется работа над этим последним романом.

«Воскресение» нужно обозначить как роман социально-идеологический. В основе такого романа лежит идеологический тезис о желанном и должном социальном устройстве. С точки зрения этого тезиса дается принципиальная критика всех существующих общественных отношений и форм. Эта критика действительности сопровождается или перебивается и непосредственными доказательствами тезисов в форме отвлеченных рассуждений или проповеди, а иногда попытками изображения утопического идеала.

Роман «Воскресение» слагается из трех моментов: 1) принципиальной критики всех наличных общественных отношений, 2) изображения «душевного дела» героев, т.е. нравственного воскресения Нехлюдова и Катюши Масловой и 3) отвлеченного развития социально-нравственных и религиозных воззрений автора.

Вопрос о личном участии в зле заслоняет само объективно существующее зло, делает его чем-то подчиненным, чем-то второстепенным по сравнению с задачами личного покаяния и личного совершенствования. Объективная действительность с ее объективными задачами покаяния, очищения, личного нравственного воскресения. С самого начала произошла роковая подмена вопроса: вместо вопроса об объективном зле был поставлен вопрос о личном участии в нем.

На этот последний вопрос и дает ответ идеология романа. Поэтому она неизбежно должна лежать в субъективном плане внутреннего дела: это предрешено самой постановкой вопроса. Идеология указывает субъективный выход покаявшемуся эксплуататору, не покаявшихся призывает к покаянию. Вопрос об эксплуатируемых не возникал. Им хорошо, они ни в чем не виноваты, на них приходится смотреть с завистью.

Объективное зло сословно-классового строя, с такою поразительною силой изображенное Толстым, обрамлено в романе субъективным кругозором представителя отходящего класса, ищущего выход на путях внутреннего дела, т.е. объективно-исторического бездействия.

Художественные акценты этого изображения гораздо энергичнее, сильнее и революционнее, нежели те тона покаяния, прощения, непротивления, которые окрашивают внутреннее дело героев и отвлеченно-идеологические тезисы романа. Художественно-критический момент и составляет главную ценность романа.

Никанор (Бровкович, Александр Иванович; архиепископ Херсонский и Одесский; 1827-1890). Поучение преосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского, на день святого благоверного князя Александра Невского (23-го ноября 1886 года), о том, что ересеучение графа Льва Толстого разрушает основы общественного и государственного порядка. Одесса: издание Афонского русского Пантелеимонова монастыря, 1889.

Письма Николая, епископа Таврического, бывшего Аляскинского и Алеутского, К. П. Победоносцеву о переводе его из Аляскинской епархии в Таврическую, ее духовенстве, составе консистории, инструкции церковным хорам; о тяжелой болезни гр. Л. Н. Толстого, слуха


Письма Николая, епископа Таврического, бывшего Аляскинского и Алеутского, К. П. Победоносцеву о переводе его из Аляскинской епархии в Таврическую, ее духовенстве, составе консистории, инструкции церковным хорам; о тяжелой болезни гр. Л. Н. Толстого, слухах о плане С. А. Толстой хитростью получить согласие на церковное погребение мужа. Пометы епископа Николая на письмах к нему: 1) Попова В., протоиерея из села Кореиз Ялтинского уезда Таврической губернии о пребывании Л. Н. Толстого с семьей в имении Гаспра Симферопольского уезда...

Письмо О. А. Новиковой (урожденной Киреевой), писательницы, из Лондона, К. П. Победоносцеву о беседе с кардиналом Vaughon’ом и отношении последнего к отлучению от церкви графа Л. Н. Толстого

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907).
Письмо О. А. Новиковой (урожденной Киреевой), писательницы, из Лондона, К. П. Победоносцеву о беседе с кардиналом Vaughon’ом и отношении последнего к отлучению от церкви графа Л. Н. Толстого.

Письмо графини Софьи Андреевны Толстой К. П. Победоносцеву с выражением негодования по поводу отлучения от церкви ее мужа графа Л. Н. Толстого

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907).
Письмо графини Софьи Андреевны Толстой К. П. Победоносцеву с выражением негодования по поводу отлучения от церкви ее мужа графа Л. Н. Толстого.

Письма С. А. Толстой К. П. Победоносцеву (автограф) и митрополиту Антонию по поводу отлучения Л. Н. Толстого от церкви

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907).
Письма С. А. Толстой К. П. Победоносцеву (автограф) и митрополиту Антонию по поводу отлучения Л. Н. Толстого от церкви.

Комментарии М. Н. Сменцовского к письмам К. П. Победоносцева П. А. Смирнову, редактору «Церковных ведомостей», от 22 марта и 16 апреля с приложением копий указанных писем о запрете светским периодическим изданиям помещать статьи о Толстом по пов

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907).
Комментарии М. Н. Сменцовского к письмам К. П. Победоносцева П. А. Смирнову, редактору «Церковных ведомостей», от 22 марта и 16 апреля с приложением копий указанных писем о запрете светским периодическим изданиям помещать статьи о Толстом по поводу послания Синода, проповеди Амвросия (Ключарева); о возможности напечатать в «Церковных ведомостях» письмо С. А. Толстой митрополиту Антонию и ответ последнего.

Работа неустановленного автора "Отлучение графа Л. Н. Толстого от православной церкви" с обзором перлюстрированных писем разных лиц

Щеголев Павел Елисеевич (1875 - 1931 гг.), историк, редактор журнала "Былое", управляющий Петроградским историко-революционным архивом.
Работа неустановленного автора "Отлучение графа Л. Н. Толстого от православной церкви" с обзором перлюстрированных писем разных лиц.

Вырезки из газет («Daily News» и неустановленных) с заметками разных авторов об отлучении от церкви графа Л. Н. Толстого

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907).
Вырезки из газет («Daily News» и неустановленных) с заметками разных авторов об отлучении от церкви графа Л. Н. Толстого.

«Это не человек, а коллос какой-то по силе ума, по богатству душевных ресурсов». М.Горький

Формирование сознания осуществлялось в тесном контакте с природой и простым народом. Впечатления от деревенской жизнь позже выразились в

Формирование сознания
осуществлялось в тесном
контакте с природой и
простым народом.
Впечатления от
деревенской жизнь позже
выразились в любви к
«мужику». Затем он
говорит что народная,
«мужицкая» правда –
спасение для России.

Толстой существенно отличался от разночинной интеллигенции 60-х годов. Для него моральные проблемы были намного важнее политических, он бы

Толстой существенно отличался от разночинной интеллигенции 60-х
годов. Для него моральные проблемы были намного важнее
политических, он был совершенно далек от революционнодемократических позиций его современников. Он критикует
буржуазию, их бессердечие и черствость:
«Вот событие, которое историки нашего времени должны
записать огненными неизгладимыми буквами!».

Однако Лев Толстой был достаточно противоречивой личностью. Так критикуя порочность и безнравственность буржуазии в повести «Люцерн», он

Однако Лев Толстой был достаточно противоречивой
личностью. Так критикуя порочность и безнравственность
буржуазии в повести «Люцерн», он в конце повести
призывает людей к всепрощению, к смирению перед
вечными законами человеческого общества. Автор
говорит о наличии «бесконечной гармонии» в жизни,
неподвластной человеку. Эти противоречия, как
убедительно показал Ленин, создавались особым
положением Толстого среди борющихся классов и
идеологий, а не его индивидуальными свойствами.
«Противоречия во взглядах Толстого, с этой точки зрения,
- действительное зеркало тех противоречивых условий, в
которые поставлена была историческая деятельность
крестьянства в нашей революции», - утверждал Ленин в
1908 году, направляя этот тезис против распространенных
тогда теорий о «двойственности» Толстого.

Работая педагогом в 60х годах он все более и более сближается с крестьянами. В 1861 г.он активно принимает участие в защите интересов крестьян

Работая педагогом в 60х
годах он все более и более
сближается с крестьянами. В
1861 г.он активно принимает
участие в защите интересов
крестьян и даже
подписывает записку об
освобождении крестьян с
земельным наделом. Этим
он вызывает недовольство
помещиков, а также
недоверие правительства.
Затем он неоднократно
упоминал в письмах свое
недовольство порядками
царской России.

После реформы 1861 года наступил переломный момент в жизни Льва Толстого. Он предвидел, что в стране назревает социальная катастрофа. Он все

После реформы 1861 года наступил переломный момент в
жизни Льва Толстого. Он предвидел, что в стране назревает
социальная катастрофа. Он все более сближается с рабочим
народом:
«Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых,
ученых – не только опротивела мне, но и потеряла всякий
смысл. Все наши действия, рассуждения, наука, искусство, все это предстало мне в новом значении. Я понял, что все
это – одно баловство, что искать смысла в этом нельзя».
Так происходит разрыв с дворянством.

Он переходит к позициям патриархального крестьянства и обрушивает критику на государственный строй. Отрицание государства, церкви, собст

Он переходит к позициям
патриархального крестьянства и
обрушивает критику на
государственный строй. Отрицание
государства, церкви, собственности.
Видит назначение человека в
самосовершенствовании.
Однако его взгляды были утопичны.
Считал что путь к исправлению в
моральном перерождении людей.
Пропагандируя эти идеи в книгах и
статьях: «Критика догматического
богословия», «В чем моя вера?»,
«Так что же нам делать?» и т.д. так
формируется течение толстовство.

Толстой был представителем высшего дворянского круга России, графом. До 80-х годов он вёл вполне аристократический образ жизни, считая, что человек его круга должен стремиться к преумножению богатства. Именно так он на первых порах воспитывал свою жену полудворянского происхождения С.А.Берс, бывшую на 16 лет младше мужа. При этом он всегда презирал безнравственных людей и активно сочувствовал бесправным крестьянам. Так, он ещё в конце 50-х годов открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней, помогал нуждающимся материально.

Вся мировоззренческая позиция писателя и до, и после перелома в его сознании, произошедшего в 80-е годы, строилась на отрицании насилия, «непротивлении злу насилием». Однако хорошо известно, что зло Толстой всегда решительно разоблачал и в своих поступках, и в своих статьях и произведениях. Он считал, что мир изменится к лучшему, когда каждый человек займётся самоусовершенствованием на основе творения добра другим людям. Поэтому правильнее будет назвать формулу Толстого «противление злу добром».

Сущность перелома в мировоззрении Толстого в 80-е годы заключается в отказе от барской жизни и попытке перехода на позиции и образ жизни патриархального русского крестьянства. Необходимыми атрибутами подобных изменений писатель посчитал различного рода самоограничения вплоть до вегетарианства, упрощение жизни, признание необходимости каждодневного физического труда, в том числе земледельческого, помощь бедным и практически полный отказ от собственности. Последнее обстоятельство больнее всего ударило по большой семье, членам которой он же сам в прошлые времена привил совсем иные привычки.

К концу века Толстой всё более глубоко вникает в сущность Евангелия и, видя громадную пропасть между учением Христа и официальным православием, отрекается от официальной православной церкви. Его позиция заключалась в необходимости для каждого христианина поиска Бога в себе, а не в официальной церкви. К тому же на его взгляды в это время оказывали влияние буддистские философия и религия.

Сам будучи мыслителем, философом, рационалистом, склонным ко всякого рода схемам и классификациям, он в то же время считал, что человек должен жить исключительно сердцем, а не умом. Вот почему его любимые герои всегда ищут естественности, живут чувствами, а не рассудком или приходят к этому в результате долгих духовных поисков.

Человек, по Л.Толстому, должен постоянно меняться, развиваться, проходя через ошибки, новые поиски и преодоления. А самоуспокоенность он считал «душевной подлостью».

Литературное открытие Л.Толстого – глубокий и подробный анализ мыслей и переживаний героя, мотивов его поступков. Внутренняя борьба в душе человека стала для писателя главным предметом художественного исследования. Н.Г.Чернышевский назвал этот открытый Толстым художественный метод «диалектикой души».

Изображение войны в «Севастопольских рассказах»

Война, по Толстому, это не знамёна, фанфары, красивые стройные ряды, великие подвиги и барабанная дробь. Война – некрасивое, грязное дело, тяжёлый труд, страдания, кровь, трагедия, ужас – всё, что ведёт людей к вражде и разобщению.

Война обнажает подлинную сущность каждого человека, но при этом не убивает лучших человеческих проявлений. По мнению Толстого, мир, жизнь всё равно победят войну, в том числе в душах людей.

Истинный патриотизм – не кричащий и громкий, а незаметный, чувственный, глубоко внутренний, не показной. Подлинный героизм также застенчив и не тщеславен. Любовь к Родине и способность к подвижничеству спрятаны, по мнению Толстого, в глубине души русского человека.

Исходя из предыдущего, ясно, что Толстой осуждает наполеонизм, самодовольное тщеславие, лицемерие фальшивого патриотизма и «теоретического» героизма светской аристократии.

Писатель разоблачает всяческую ложь и утверждает правду в качестве критерия оценки человеческой жизни или исторического события.

Война, по Толстому, бессмысленна и противоестественна. Её исход зависит не от полководцев и прочих субъективных факторов, а от воли и настроения народных масс, то есть от объективного фактора. Толстой признаёт истинной и допустимой лишь освободительную войну.

Писатель выступает за правду простого человека с народным миропониманием. Критериями истины он считает простоту, добро и правду.

Толстой особо отмечает единство мыслей и чувств, охватывающих всех русских людей в момент национальной опасности.

Наконец, война обнажает и обостряет главное чувство в человеке: по Толстому, это – чувство стыда.

Все эти линии получат убедительное художественное воплощение позже, в романе-эпопее «Война и мир».

«Война и мир». Особенности романа-эпопеи.

Произведение Толстого не укладывается в привычные для того времени формы и границы классического европейского романа. Сам автор не считал своё произведение ни романом, ни поэмой, ни исторической хроникой.

Западные писатели (О.Бальзак, Э.Золя) при осуществлении масштабных эпических замыслов создавали серии романов, каждый из которых поднимал свой жизненный пласт. Толстой же отличается панорамным и целостным мышлением: для него мир един, а жизнь – общая. Поэтому в его произведении и война, и мир захватывают каждого человека, и одновременно каждый вбирает в себя весь мир, живёт со всем народом. Это приводит Толстого к созданию принципиально нового жанра – романа-эпопеи.

Толстой разрушает привычное деление жизни на частную и историческую. Николай Ростов в повседневном быту (охота, проигрыш Долохову) переживает столь же сильные и даже сходные чувства с теми, которые охватили его в исторических сражениях на Амштеттенском мосту и под Островной. А смертельно раненный в Бородино князь Андрей в героическую минуту вспоминает Наташу на первом балу, и его чувства оживают. Все герои Толстого существуют одновременно в двух измерениях – бытовом и бытийном, иначе говоря, в семье, любви и одновременно в истории и даже в вечности, особенно на рубеже жизни и смерти.

Частная жизнь и жизнь историческая у Толстого взаимозависимы и определяют друг друга. Национальный разброд и разобщение перед Аустерлицем в 1805 году равнозначны поражению и одновременно скажутся не только в неудаче сражения, но и в ошибочной женитьбе Пьера на Элен, в чувстве потерянности и утрате смысла жизни. В то же время патриотический подъём 1812 года вновь сведёт Наташу и Андрея, сделает счастливым Пьера.

Композиция романа характерна тем, что все автономные картины связываются в единое полотно не только сюжетно, но и внутренней логикой, дыханием целого. Писатель с успехом применяет в романе принцип параллельного повествования о событиях, происходящих одновременно с разными героями в разных местах, что тоже подтверждает тезис о единстве мира.

Каждый истинный герой Толстого постепенно освобождается от прежних условий жизни, от всего случайного, наносного и обретает коренные основы бытия. Эти основы – «простота, добро и правда», их хранит народ и к ним приходит близкая к народу часть лучших представителей русского дворянства.

Именно в этом сказывается «мысль народная», своего рода душа романа-эпопеи, сводящая к единству далёкие друг от друга проявления бытия.

Другая важнейшая мысль романа-эпопеи – «мысль семейная»: счастливая семья – основа всеобщего народного счастья.


Похожая информация.


Толстой был представителем высшего дворянского круга России, графом. До 80-х годов он вёл вполне аристократический образ жизни, считая, что человек его круга должен стремиться к преумножению богатства. Именно так он на первых порах воспитывал свою жену полудворянского происхождения С.А.Берс, бывшую на 16 лет младше мужа. При этом он всегда презирал безнравственных людей и активно сочувствовал бесправным крестьянам. Так, он ещё в конце 50-х годов открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней, помогал нуждающимся материально.

Вся мировоззренческая позиция писателя и до, и после перелома в его сознании, произошедшего в 80-е годы, строилась на отрицании насилия, «непротивлении злу насилием». Однако хорошо известно, что зло Толстой всегда решительно разоблачал и в своих поступках, и в своих статьях и произведениях. Он считал, что мир изменится к лучшему, когда каждый человек займётся самоусовершенствованием на основе творения добра другим людям. Поэтому правильнее будет назвать формулу Толстого «противление злу добром».

Сущность перелома в мировоззрении Толстого в 80-е годы заключается в отказе от барской жизни и попытке перехода на позиции и образ жизни патриархального русского крестьянства. Необходимыми атрибутами подобных изменений писатель посчитал различного рода самоограничения вплоть до вегетарианства, упрощение жизни, признание необходимости каждодневного физического труда, в том числе земледельческого, помощь бедным и практически полный отказ от собственности. Последнее обстоятельство больнее всего ударило по многочисленной семье, которой он же сам в прошлые времена привил совсем иные привычки.

К концу века Толстой всё более глубоко вникает в сущность Евангелия и, видя громадную пропасть между учением Христа и официальным православием, отрекается от официальной церкви. Его позиция заключалась в необходимости для каждого христианина поиска Бога в себе, а не в официальной церкви. К тому же на его взгляды в это время оказывали влияние буддистские философия и религия.

Сам будучи мыслителем, философом, рационалистом, склонным ко всякого рода схемам и классификациям, он в то же время считал, что человек должен жить исключительно сердцем, а не умом. Вот почему его любимые герои всегда ищут естественности, живут чувствами, а не рассудком или приходят к этому в результате долгих духовных поисков.

Человек, по Л.Толстому, должен постоянно меняться, развиваться, проходя через ошибки, новые поиски и преодоления. А самоуспокоенность он считал «душевной подлостью».

Литературное открытие Л.Толстого – глубокий и подробный анализ мыслей и переживаний героя, мотивов его поступков. Внутренняя борьба в душе человека стала для писателя главным предметом художественного исследования. Н.Г.Чернышевский назвал этот открытый Толстым художественный метод «диалектикой души».