Что означает минарет. Минарет - что такое? Его роль в исламе и архитектуре

Фотографии

Яся Фогельгардт

В Москве рядом со спортивным комплексом «Олимпийский» открылась Соборная мечеть. Её возвели на месте исторической постройки, снесённой в 2011 году. Новое здание увеличили в 20 раз - до 19 тысяч квадратных метров. Теперь оно может вместить до 10 тысяч прихожан. Московская Соборная мечеть стала одной из крупнейших в Европе.

В шестиэтажном строении есть один зал для богослужений, а остальное пространство занимают комнаты для омовения, служебные помещения и конференц-зал с кабинами для синхронного перевода. Также в мечети установили семь лифтов, систему видеонаблюдения с мониторами для трансляций, аппараты для очистки воздуха и кондиционеры. Отмечается, что здание оборудовано специальным образом для людей с ограниченными возможностями. Купол мечети диаметром 46 метров с полумесяцем покрыт сусальным золотом, высота двух минаретов - по 78 метров.

Общая стоимость проекта, по официальным данным, - 170 миллионов долларов, он был реализован на средства благотворителей. Источники «РБК» оценили строительство в 170-200 миллионов долларов: по их сведениям, почти целиком стройку профинансировали миллиардеры Сулейман Керимов, Михаил Гуцериев и правительство Турции. The Village побывал в новом религиозном сооружении в центре Москвы и попросил эксперта оценить здание.








Есть два типа современных мечетей: это традиционные строения, стилистически соответствующие сказкам „1001 ночи“, и мечети, сделанные в интернациональном стиле. Во втором случае, как правило, видна рука архитектора, который с ней работал. Новая мечеть в Москве - это просто высокое, широкое и несовременное сооружение. И это не моё личное отношение, я говорю об архитектурной составляющей. Безусловно, все нормы при её постройке были соблюдены, но не стоило снабжать строение такими минаретами: крики, доносящиеся из них, неудобны в городском пространстве, паству можно собрать и другим образом. Сейчас повсеместно строятся мечети без минаретов, и архитекторы по всему миру обсуждают, нужны ли они вообще.








Араб. menaret. Башня на мечети, с которой муэдзины возвещают час молитвы. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. МИНАРЕТ башня при магометанских мечетях, с высоты… … Словарь иностранных слов русского языка

минарет - а, м. minaret <араб. manara. Башня при мечети, с которой муэдзин призывает на молитву. БАС 1. Самый храм <в Мекке> седмь менаре, то есть башни, с них же певцы времена молитв возвещают, имеет. Кн. сист. 187. Минаре, род колокольни у… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (от араб. манбра, буквально маяк), башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в её композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус… … Художественная энциклопедия

Минарет - Минарет. Селение Вабкент (Узбекистан). 1196 98. МИНАРЕТ (от арабского манара, буквально маяк), башня (круглая, квадратная или многоугольная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

См … Словарь синонимов

- (от араб. ман ара букв. маяк), башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию … Большой Энциклопедический словарь

МИНАРЕТ, минарета, муж. (араб. Manara, букв. место освещения). Возвышающаяся над мечетью башня, с которой муэдзины призывают мусульман на молитву. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МИНАРЕТ, а, муж. Башня при мечети, с к рой муэдзин призывает на молитву. | прил. минаретный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Муж. искаженное арабское слово: каланча при мечети; башня, с которой муэдзин призывает мусульман напевом к молитве. тный, к минарету относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (ар. минара, букв. – маяк) – башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Кирпичик. Архитектурная сказка , Стайн Д.Д.. Какие бывают сказки? Волшебные и добрые, а еще бывают сказки архитектурные!Сказка&171;Кирпичик&187;именно такая! Архитектура окружает нас все здания однажды кто-то придумал. И некоторые из…
  • Кирпичик Архитектурная сказка , Стайн Д.. Какие бывают сказки? Волшебные и добрые, а еще бывают сказки архитектурные!Сказка «Кирпичик» - именно такая! Архитектура окружает нас - все здания однажды кто-то придумал. И некоторые из этих…

Минарет Кутб-Минар является самым высоким кирпичным минаретом в мире. Высота башни достигает 72,5 метров, а на вершину строения ведут 379 ступеней. Находится минарет в городе Дели, что в Индии. Башня считается объектом всемирного наследия и находится под защитой ЮНЕСКО.

Строительство башни начал первый мусульманский правитель Индии Кутбуддин Айбак. Он находился под впечатлением от афганского Джамского минарета и решил построить минарет ничем ему не уступающий и даже превосходящий его по красоте.

Фундамент будущей башни был заложен в 1193 году, но дальше строительство застопорилось. Позже, уже при правлении Ильтутмыша (наследник Кутбуддина), было возведено три яруса башни. И только в 1368 году был достроен последний пятый ярус.

Глядя на башню снизу вверх, можно проследить, как развивался и изменялся архитектурный стиль того времени.

Минарет Кутб-Минар построен на территории самой древней индийской мечети Кувват-ул-ислам, что в переводе означало “мощь ислама”. До этого здесь было несколько индуистский культовых сооружений, среди которых и храм бога Вишну. Некоторые стены индуистских храмов сохранились вплоть до наших дней и мирно соседствуют с минаретом.

Башня сложена из красного песчаника, а над третьим ярусом при строительстве использовали белый мрамор. Некогда башню венчал купол, но при землетрясении 1803 года он был обрушен. Восстанавливать его не стали, а его останки так и остались лежать неподалеку от минарета.

Диаметр основания башни равен 14,3 метра. С каждым ярусом башня всё больше и больше сужается, и на пятом ярусе диаметр этажа равен всего 2,7 метров. Стены башни расписаны замысловатой резьбой, среди которой встречаются и изречения из Корана.

Построив столь высокий минарет, было утеряна пожалуй главная особенность подобных строений. Как известно, минарет служит местом откуда несколько раз в день разносятся призывы муэдзина к молитве. Однако башня получилась столь высокой, что крик муэдзина был почти не слышен с неё.

Стоит отметить, что помимо башни здесь есть ещё одна, не менее занимательная достопримечательность — небольшая железная колонна, которая установлена неподалеку от минарета. Высота этого, с виду незамысловатого сооружения, всего 7,2 метра, а вес около 6 тонн.

Если верить летописям, то отлита колонна была в 895 году до нашей эры. Возникает вопрос, как колонна могла сохранится в целости и сохранности до наших дней и не заржаветь?! Благодаря ряду тестов удалось установить, что химический состав колонны почти 100% чистое железо.

До сих пор остаётся загадкой, как же удалось получить при плавке подобный состав железа, так как по тем временам данная процедура была технически невыполнимой! Ходят слухи, что материалом для плавки послужил метеорит, который упал на Землю почти три тысячи лет назад.

Считается, что если обнять колонну и загадать желание, то оно непременно исполнится. Вера в подобную мистическую силу колонны настолько велика, что администрация минарета приняла решение огородить колонну для её лучшего сохранения.

Для того, чтобы попасть на территорию минарета иностранным гражданам (туристам) придётся заплатить 5$. Фото и видео съёмка не запрещены.

Исламская архитектура обычно легко узнаваема благодаря характерным сводам, специфическим куполам и, конечно же, минаретам, о которых мы кратко поговорим ниже.

Значение слова «минарет» восходит к арабскому слову «манара», означающему «маяк». Кроме того, это сооружение также называют мизаной или саумой. Архитектурно минарет определить довольно легко — это по сути своей обычная башня. Но что башню делает именно минаретом?

Что такое минарет

Минарет — это не просто башня, это сооружение, которое возводится близ мечети. Функциональное его назначение в чем-то схоже с христианскими колокольнями — оповещать верующих о начале молитвы и созывать их для совершения общего намаза. Но в отличие от христианских аналогов, на минаретах нет колоколов. Вместо этого к молитве верующих в определенные часы призывают специальными возглашениями люди, которых называют муэдзины. Слово это происходит от арабского глагола, который примерно можно перевести на русский язык словами «кричать на публике». Другими словами, минарет — это, в каком-то смысле, возвышение для оратора.

Виды минаретов

Архитектурно различают как минимум два типа минаретов — круглые или квадратные в основании и разрезе. Реже встречаются многогранные сооружения. Во всем остальном минарет — это подобие привычного маяка или колокольни. Так же, как и на них, на верхнем ярусе саумы устраивается специальная площадка, куда поднимается муэдзин. Она имеет вид балкона и называется шерефе. Венчает всю конструкцию, как правило, купол.

Квадратные, то есть четырехгранные в основании минареты чаще всего встречаются в Северной Африке. Круглоствольные, напротив, там попадаются редко, но зато они превалируют на Ближнем и Среднем Востоке.

В древности, чтобы подниматься наверх, минареты оснащались наружной винтовой лестницей или пандусом. Поэтому они часто имели спиралевидную конструкцию. Со временем лестницы все чаще стали делать внутри сооружения. Эта традиция распространилась и взяла верх, поэтому теперь трудно найти минарет, имеющий наружную лестницу.

Как и здание мечети, минарет часто украшается в характерном исламском стиле. Это может быть кирпичная кладка, резьба, глазурь, ажурные украшения балкона. Поэтому минарет — это не просто функциональное сооружение, это также предмет исламского искусства.

Если мечеть маленькая, к ней пристраивается, как правило, один минарет. Здания средних размеров снабжаются двумя. Особо крупные могут иметь четыре и больше. Максимальное количество минаретов насчитывается в знаменитой мечети пророка, которая располагается в Медине. Она оснащена десятью башнями.

Минареты в наше время

Технический прогресс вносит свои коррективы в уклад жизни мусульман. Часто сегодня уже нет необходимости муэдзинам подниматься на верх минарета. Вместо этого на балконе башни устанавливаются, как на столбах, динамики, которые просто транслируют голос муэдзина.

В некоторых странах минареты вовсе запрещены. Речь идет, конечно же, не о мусульманских странах, а о регионах и государствах Запада. Первой среди таких стран стала Швейцария. В 2009 году в ней по результатам всенародного референдума было запрещено строительство мизан. Поэтому минарет — это запрещенное строение в этой европейской стране.

Культовая архитектура в арабо-мусульманском мире начала развиваться с Куб- бат-ас-Сахры (Купол Скалы) - третьей по значению святыни ислама (после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине). Ее сооружение связано с одним из важнейших событий в истории ислама - ночным путешествием Мухаммеда из Мекки в Иерусалим, где, по преданию, со скалы он взошел к престолу Аллаха - совершил мирадж. Внутри купола и находится выступ этой скалы.

Этот памятник был построен в 687-691 гг. на вершине горы, священной для всех трех религий - иудаизма (на этой горе Авраам был готов принести в жертву своего сына, а Соломон построил Иерусалимский храм), христианства (там находится церковь Святого Гроба) и ислама.

Внутри купола находится выступ скалы

Куббэт-ac-Caxpa царит над старым Иерусалимом, его огромный золотой купол виден издалека. Центральная купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, высота которой доходит до половины высоты центральной части. Внутри помещение разделено столбами и колоннами надвое, создавая двойной обход вокруг священной скалы. Эта скала выступает над полом на полтора метра, ее обрамляют четыре мощных столба с изящными мраморными колоннами между ними. Вообще, число любых архитектурных элементов здесь кратно четырем, что символично (в арабском написании слова «Аллах» - четыре буквы). Под скалой находится пещера, превращенная в святилище. Внутреннее убранство здания великолепно - стены, облицованные узорчатыми мраморными панелями, колонны с золотыми капителями, балки и притолоки, обшитые бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой, окна и арки, украшенные мозаиками, купол, покрытый узорным рельефом и росписями.

Основным культовым зданием является мечеть - место для молитвы. Они появились не сразу. Первоначально молитвы совершались в любом месте, где в этом возникала необходимость. Прямо на земле очерчивался квадрат, иногда его контуры обводились рвом, а направление на Мекку определялось по тени копья, воткнутого в землю. Построенные мечети появились только 665-670 гг. Считается, что прототипом мечети явился дом Мухаммеда в Медине, огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах.

Классический тип арабской мечети, которую называют колонной, или дворовой, представляет собой прямоугольный участок, огороженный высокой стеной. Основным элементом композиции является двор, окруженный аркадой на колоннах или столбах. Колонны чаще всего расположены в несколько рядов, в сторону киблы (направление на Мекку) они образуют обычно глубокий колонный зал. Киблу отмечает также специальная, украшенная надписями и орнаментом ниша - михраб. Эта ниша может быть плоской, условной или вогнутой, перекрытой аркой, сводом или полукуполом. Стрельчатое завершение михраба отмечает точку, благодаря которой молящийся мысленно связывается с земной Каабой. Эта связь становится символом духовной связи человека с небесной Каабой. Михраб всегда освещен - или окном в куполе, или лампой, свисающей с верхней точки михраба.

Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Были небольшие мечети для индивидуальных молитв и большие, соборные мечети для коллективных пятничных молений. В этих мечетях обязательно есть минбар - кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь. Он расположен справа от михраба. Минбар имеет вид высокого каменного трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом - порталом.

Для зодчих, возводивших мусульманские культовые здания, образцом, естественно, являлись большие столичные мечети - в Дамаске, Самарре. Так, Большая мечеть Омейядов в Дамаске (для ее сооружения были использованы остатки римского святилища Юпитера и христианской церкви Иоанна Крестителя) была украшена внутри цветным узорчатым мрамором и великолепными мозаиками с картинами фантастического города-сада . Большая мечеть Самарры имела площадь 156 х 240 м. От нее сохранились стены с полукруглыми бастионами и угловыми башнями и спиралевидный минарет.

Однако в различных областях халифата строители широко использовали местные, привычные для народа традиционные приемы и архитектурные формы. Поэтому тип колонной мечети в каждой из арабских стран получил своеобразную интерпретацию. Так, мечеть Ибн Тулуна в Каире (876-879) отличалась компактной планировкой, а также пропорциональными высокими стрельчатыми арками, которые стали характерной чертой мусульманской архитектуры.

Купол Скалы. Монумент (не мечеть) на Храмовой горе в Иерусалиме. Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммед совершил мирадж

Михраб каирской мечети

Большая мечеть Самарры (Ирак)

с минаретом в виде спирали высотой 52 м и шириной 33 м.

Внутренний двор мечети ибн-Тулуна(Каир)


Еще один замечательный архитектурный памятник - столичная соборная мечеть в Кордове. В плане это был огромный прямоугольник (200 х 144 м), охваченный каменной стеной с контрфорсами и многочисленными входами. Лишь небольшая часть огромной площади была отведена под открытый двор. Основное пространство занимал классический молитвенный зал, в котором было расположено свыше 600 колонн, образующих 19 нефов. Колонны несут двухъярусные аркады, выложенные из белых и красных камней. Аркады равномерными рядами заполняли все внутреннее пространство. Этот зал сравнивали с густым, разросшимся лесом, который терялся в темноте. Словно вырастающие из пола невысокие колонны из голубого и розового мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы пальм, от них, подобно переплетенным кронам, отходят в стороны подковообразные арки. Все пространство казалось бесконечным и рождало чувстве бесконечности, вызывало мысли о необъятности Вселенной. Тот посетитель, который попадал с солнечной кордовской улицы в этот полумрак колоннады, освещенной светом сотен низко висящих серебряных лампад, ощущал себя в фантастической обстановке .

В Средней Азии и Персии в XII в. наряду с колонной мечетью появились че- тырехайванные ансамбли, архитектуру которых позднее стали воспроизводить и в светском строительстве. Айван - это сводчатый куполообразный зал без передней стены, открывающийся во внутренний двор мечети или медресе. Вход в айван образуют мощные пилоны, соединенные арками. Айваны возводились в мечетях со стороны, обращенной к Мекке. Это, очевидно, заложило основу четырехай- ванной мечети (и других культовых и гражданских зданий). Она представляла собой большое сооружение с квадратным или прямоугольным внутренним двором. К середине каждой из его сторон в виде глубокой сводчатой ниши выходил айван. Стены двора между айванами были решены в виде аркад, возведенных в один или два яруса. Снаружи вся постройка была замкнута глухой стеной, над которой были видны лишь верхушки айванов. Сооружение четырех айванов в мечети имело символический смысл, обозначая четыре правоверных толка ислама. Особенно распространены подобные постройки в Иране.

Рядом с мечетью возвышались минареты, представлявшие собой высокую, тонкую башню с балкончиком. Муэдзин, сообщавший о времени молитвы, поднимался туда по винтовой лестнице, заключенной внутри башни. Возможно, идею минарета мусульманам подсказали христианские колокольни. Формы минаретов разные, они связаны с местными традициями. Так, если на востоке минареты были круглыми в плане, то на западе - четырехугольными. Были даже, как уже отмечалось, спиралевидные минареты - в Самарре и Каире. Минареты украшали узорчатой кирпичной кладкой, резьбой по камню, сталактитовыми карнизами и ажурными решетками балконов. Завершались минареты фонарем, куполом или шатром.

Тип крестово-купольных сооружений был использован арабскими архитекторами при строительстве медресе (зданий духовных училищ) и мавзолеев, построенных над могилами особо почитаемых лиц. Они имеют форму куба, на котором возвышается купол. Переход от куба к куполу выполняется не при помощи парусов, как в Византии, а рядами «консольных ниш», образующих форму сталактита. Вход центрального фасада оформлялся стрельчатой аркой. Среди самых знаменитых мавзолеев - Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в.


В архитектуре мавзолея доминирует огромный ребристый купол, нависающий над высоким цилиндрическим барабаном. Нижняя часть здания представляет собой восьмигранник. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты здания. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, не хуже украшен и барабан. Этому соответствует и пышное решение интерьера, с которым контрастирует строгое надгробие Тамерлана. Архитектура мавзолея отличается своеобразием форм, гармонией пропорций и совершенством конструкции.

Гур-Эмир - мавзолей Тамерлана в Самарканде (Узбекистан)

Помимо культовых сооружений, строилось также множество библиотек, больниц. Для всех памятников монументального зодчества свойственны четкость архитектурных форм, специфический абрис подковообразных и стрельчатых арок и куполов, богатство резного орнамента и надписей, а с определенного времени также узорная кладка из разноцветного камня.

  • Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя(Яхья), который почитается пророком как христианами, так и мусульманами.
  • Мечеть подвергалась многочисленным последующим изменениям. В 1236 г., после Реконкисты, мечеть была преобразована в церковь, а некоторые детали интерьера (колонны и арки) были стилистически заменены на византийский лад.