Потери вмф второй мировой войны. Громкие победы подводников в годы второй мировой

Вступление фашистской Италии в войну привело к тому, что вооруженная борьба распространилась почти на все Средиземное море. В ней приняли участие, с одной стороны, военно-морские силы Англии и Франции, развернутые еще в начале войны в западной и восточной частях театра, а с другой - итальянский флот, опиравшийся на систему баз в центральной и восточной части Средиземного моря.

Таблица 8. Соотношение сил флотов на Средиземном море на 10.6 1940 г.

Класс кораблей

Союзники

Соотношение

Линкоры и линейные крейсеры

Авианосцы

Тяжелые крейсеры

Легкие крейсеры

Эсминцы и миноносцы

Подводные лодки

Для обеспечения действий своих флотов на Средиземном море стороны располагали значительными воздушными силами: Италия имела свыше 1,5 тыс., Франция (без авиации южной части метрополии) - около 250, Англия - свыше 200 самолетов {446} . Английские ВВС могли быть усилены за счет самолетов с авианосцев, находившихся в Средиземном море.

Таким образом, английский и французский флоты имели значительное превосходство на море (за исключением легких сил и подводных лодок), а Италия располагала преимуществом в авиации.

Однако уже через две недели, к июлю 1940 г., когда потерпела поражение Франция, это соотношение сил коренным образом изменилось. По условиям перемирия французский флот должен был выйти из состава сил англо-французской коалиции, и Англия теперь для действий в Средиземном море могла рассчитывать только на силы своего флота. Более того, перед английскими военно-морскими силами возникла новая задача - нейтрализовать вишистский флот.

Судьба кораблей, оставшихся под юрисдикцией правительства Виши, пока была неясной. К 22 июня - моменту капитуляции Франции - часть ее флота оказалась на базах в Англии и в Александрии (Египет), некоторые корабли находились в удаленных районах (Дакар, остров Мартиника). Главные силы флота располагались в Мерс-эль-Кебире (Северная Африка). Не исключалась возможность их захвата Германией для использования против Англии. Исходя из этого предположения, английское адмиралтейство отдало распоряжение о захвате, выводе из строя или уничтожении французских кораблей. Действуя по приказу из Лондона, командующий английским Средиземноморским флотом адмирал Каннингхэм 3 июля 1940 г. предъявил командующему французской эскадрой в Александрии (1 линкор, 4 крейсера, 3 миноносца и подводная лодка) адмиралу Р. Годфруа ультиматум разоружить корабли {447} , который немедленно был принят.

Тем же утром были предприняты акции против французских кораблей, стоявших в английских базах Плимут, Портсмут и Фалмут (2 линкора, несколько миноносцев и подводных лодок), - операция «Катапульта». Отряды английских солдат силой захватили их, а французские моряки были интернированы.

Драматично развернулись события в Мерс-эль-Кебире. Утром 3 июля английская эскадра в составе 2 линкоров, линейного крейсера, авианосца, 2 крейсеров и 11 эсминцев под командованием адмирала Дж. Сомервилла внезапно появилась у берегов Алжира. Командующему французской эскадрой адмиралу М. Жансулю был направлен ультиматум - перейти на сторону англичан или затопить свои корабли. В случае отказа Сомервилл грозил применить силу. Однако Жансуль отклонил ультиматум и попытался вывести эскадру в море. Английские корабли открыли по ней артиллерийский огонь. Линкор «Бретань» был взорван, а линкоры «Прованс», «Дюнкерк», получив тяжелые повреждения, выбросились на берег. На кораблях было убито 1297 и ранен 351 человек. Линейный крейсер «Страсбург» и три эсминца, воспользовавшись туманом, прорвались и ушли в Тулон {448} . В последующие дни самолеты с английского авианосца вновь атаковали французские корабли, которые в результате повреждений надолго вышли из строя.

8 июля другой английский отряд нанес удар по новому французскому линкору «Ришелье», находившемуся в Дакаре. Корабль получил тяжелые повреждения.

Принятые меры устранили опасную для Великобритании возможность захвата вишистских кораблей противником.

В сложившихся к лету 1940 г. условиях итальянский флот должен был выполнять следующие задачи: обеспечение перевозок из Италии в Ливию для усиления своих соединений в Северной Африке, блокада центральной проливной зоны Средиземного моря, срыв английских перевозок на Мальту, охрана и оборона побережья, подступов к портам и базам.

Английский флот, в свою очередь, обеспечивал безопасность конвоев на Мальту с запада и с востока, а в отдельных случаях - из Гибралтара в Александрию, прикрывал и поддерживал соединения правого фланга английской армии в Северной Африке, препятствовал вражеским перевозкам из Италии в Ливию.

Для решения этих задач английский и итальянский флоты неоднократно выходили в море как отдельными группами, так и главными силами. При этом командование английского флота проявляло большую настойчивость и решительность, чем итальянского, предпочитавшего уклоняться от боя. Морская авиация использовалась как для нанесения ударов по кораблям, так и для разведки.

Боевые действия итальянского флота начались летом 1940 г. с постановки минных заграждений в Тунисском проливе и на подходах к своим базам, с развертывания подводных лодок (из 80 лодок первой линии на боевое патрулирование в море вышло 46, то есть около 60 процентов), а также с налетов итальянской авиации на Мальту, в гавани которой стояли корабли и транспорты английского флота. Но эти боевые действия не дали ощутимых результатов.

В октябре 1940 г., когда итальянские войска вторглись в Грецию, перед английским флотом встала задача обеспечить защиту коммуникаций между Египтом и Грецией при перевозках войск и боевой техники. Стало очевидно, что в ближайшее время целесообразно провести давно задуманную операцию по уничтожению главных сил итальянского флота, сосредоточенных в Таранто. Английская разведка установила, что оборона итальянской базы, особенно ПВО, недостаточно сильна, корабли в базе расположены скученно, представляя выгодную цель для атаки с воздуха.

В операции против военно-морской базы Таранто участвовал почти весь английский Средиземноморский флот (5 линкоров, авианосец, 8 крейсеров и 22 эскадренных миноносца). Вечером 11 ноября 1940 г. он закончил развертывание сил. Главный удар осуществляла авианосная группа, состоявшая из авианосца «Илластриес» и восьми кораблей непосредственного охранения (4 крейсера, 4 эсминца). Она заняла позицию в 170 милях от Таранто - у острова Кефалиния. Для отвлечения внимания противника от района Таранто английское командование направило группу кораблей (3 крейсера и 2 эскадренных миноносца) в Отрантский пролив.

Авиация действовала двумя волнами. В первой из них было шесть пикирующих бомбардировщиков и шесть торпедоносцев, которые поднялись в воздух в 20 часов 40 минут. Бомбардировщики нанесли удар по нефтебакам, гидросамолетам и кораблям. Вслед за ними подошли на малых высотах самолеты-торпедоносцы, которые сбросили торпеды на линейные корабли. Через час после взлета самолетов первой волны на бомбежку вылетели самолеты второй волны - пять торпедоносцев и три бомбардировщика. Они также атаковали линейные корабли.

В результате попаданий торпед и бомб линкор «Кавур» затонул, линкор «Джулио Чезаре» сел на грунт, линкор «Литторио», получив три торпедных попадания, тоже сел на грунт. Бомбами были повреждены авиаматка, тяжелый крейсер и эсминец. Потери итальянского флота оказались весьма значительны. Английская авиация за время удара потеряла только два самолета-торпедоносца. В результате налета на военно-морскую базу в Таранто за Англией утвердилось превосходство в крупных надводных кораблях на Средиземном море. Это позволило британскому адмиралтейству перебросить часть своих морских сил в Атлантику.

Удар по итальянским кораблям в Таранто не означал, однако, полного разгрома итальянского флота. Поэтому значительные силы английского флота были оставлены в Средиземном море. Группа кораблей использовалась для обеспечения проводки конвоев. Другая группа была выделена в эскадру прибрежного действия, которая систематически оказывала огневую поддержку английским войскам на приморском фланге в Северной Африке. В некоторых случаях к решению этой задачи привлекались и главные силы Средиземноморского флота, базировавшиеся в Александрии. Так, 3 января 1941 г. английская эскадра в составе трех линкоров, авианосца и флотилии эскадренных миноносцев нанесла мощный артиллерийский удар по итальянским войскам и оборонительным сооружениям в районе Бардии. Это ускорило капитуляцию итальянской группировки.

В январе 1941 г. в боевых действиях на Средиземноморском театре приняла участие немецкая авиация. Германское командование направило сюда, чтобы помочь Италии в борьбе против английского флота, пикирующие бомбардировщики и эскадрилью самолетов «Кондор» для постановки мин в Суэцком канале. На остров Сицилия из Норвегии были переброшены части 10-го авиакорпуса, имевшие опыт боев против английского флота (около 140 бомбардировщиков, 22 истребителя и разведывательных самолетов). 10 января немецкая авиация нанесла мощный удар по английской эскадре в районе Мальты, в результате которого авианосец «Илластриес» получил серьезное повреждение. На следующий день нападению подвергся английский конвой, шедший с Мальты в Александрию, и был потоплен крейсер «Саутгемптон».

29 января в Суэцком канале немецкая авиация сбросила на парашютах магнитные мины, на которых в начале февраля подорвались и вслед за тем затонули четыре судна. Английское командование вынуждено было на 14 дней закрыть канал. До июня 1941 г. движение по нему прекращалось в общей сложности на 66 суток. Это существенно ограничило темпы и объем перевозок грузов и подкреплений для английских войск в Египте.

В результате активных действий германской авиации в центральной части Средиземного моря были созданы благоприятные условия для обеспечения коммуникаций и усиления группировки немецко-итальянских войск в Северной Африке. Однако значительной активности эта группировка не проявила. Стратегия Германии весной 1941 г. строилась на том, что наземные и морские операции крупного масштаба в районе Северной Африки и Ближнего Востока должны были начаться предположительно осенью 1941 г.

В обстановке, когда командование вермахта завершало развертывание сил на Балканах, а флот Англии начал перевозки войск в Грецию, перед итальянским флотом была поставлена задача сорвать английское судоходство в восточной части Средиземного моря и одновременно обеспечить свои перевозки в Ливию.

Итальянское командование произвело перегруппировку сил флота и выделило для решения этой задачи специальную эскадру в составе нового линейного корабля «Витторио Венето», 8 крейсеров и 13 эскадренных миноносцев. Воздушное прикрытие эскадры в море должны были осуществлять немецкие и итальянские истребители берегового базирования. В ночь на 27 марта 1941 г. корабли эскадры, выйдя в море из портов Южной Италии, взяли курс на остров Крит. Об этом вскоре стало известно английскому командованию. В море вышла и английская эскадра в составе 3 линейных кораблей - «Уорспайт», «Бархэм» и «Вэлиант», авианосца «Формидебл», 4 крейсеров и 13 эскадренных миноносцев. Боевые возможности английского соединения значительно превосходили возможности итальянских сил. Кроме того, английские корабли имели радиолокационные станции, что давало им преимущество в ведении ночного боя.

На рассвете 28 марта передовые крейсерские отряды противников завязали артиллерийский бой. Английская авианосная авиация неоднократно предпринимала атаки против итальянских кораблей. Одна из атак оказалась успешной - торпеда, сброшенная с самолета, нанесла тяжелое повреждение итальянскому линкору, который только к вечеру смог восстановить свой ход. После этого итальянская эскадра предприняла попытку оторваться от противника и отойти в свои базы. Продолжавшиеся до темноты атаки английской авиации привели к серьезному повреждению итальянского крейсера «Пола», в помощь ему были выделены два крейсера и два эскадренных миноносца. У мыса Матапан этот отряд внезапно встретился с главными силами английского флота. Английские линкоры с короткой дистанции открыли огонь из орудий главного калибра. Вскоре были потоплены все пять итальянских кораблей.

Всего в этом бою итальянские силы потеряли три крейсера и два эсминца, а их линкор получил тяжелые повреждения и требовал длительного ремонта. Английский флот потерял только один самолет.

Бой у мыса Матапан оказал существенное влияние на ход войны в Северной Африке. Английский Средиземноморский флот, нанеся новый тяжелый урон итальянским военно-морским силам, смог активизировать свои действия по срыву немецко-итальянских перевозок в Африку. 21 апреля 1941 г. английский флот нанес сильный удар по базе Триполи, через которую снабжались итало-немецкие войска, готовившиеся к наступлению на Египет.

Действия английского флота были облегчены тем, что в апреле - мае 1941 г. немецкое командование стало перебрасывать свою авиацию со Средиземноморского театра на Балканы, а затем к границам Советского Союза.

Тем не менее английские военно-морские силы не успели воспользоваться создавшимися для них благоприятными условиями. Вторжение Германии в Грецию резко изменило общую стратегическую обстановку на театре. Английскому флоту пришлось перейти от наступательных действий к оборонительным. В тот день, когда английские линкоры обстреливали Триполи, часть греческой армии капитулировала и над английскими войсками, находившимися в Греции (58 тыс. человек), нависла угроза разгрома. Военно-морским силам была поставлена задача обеспечить их эвакуацию в Египет. С 24 по 29 апреля эвакуация была завершена. После этого флоту пришлось принять участие в обороне острова Крит и в эвакуации английского гарнизона.

В боевых действиях на коммуникациях в Средиземном море стороны понесли заметные потери в транспортном флоте: итало-немецкий торговый флот потерял 239 судов общим тоннажем около 418 тыс. брт, а транспортный флот Англии и ее союзников - 144 судна общим тоннажем около 457 тыс. брт.

Итальянский военно-морской флот потерял до июня 1941 г. 6 крейсеров, 33 эскадренных и эскортных миноносца, 17 подводных лодок. За это же время получили тяжелые повреждения все 6 итальянских линкоров (в том числе 2 только что вступивших в строй). Потери английского флота за этот же период составили 6 крейсеров и 8 эскадренных миноносцев. Греческие ВМС потеряли броненосец и 6 эскадренных миноносцев. Многие корабли были повреждены. Основной урон крупные надводные корабли как английского, так и итальянского флотов понесли от ударов авиации.

В ходе боевых действий на Средиземном море заметно возросла роль военно-воздушных сил в борьбе с кораблями противника, в особенности авианосной авиации, что способствовало дальнейшему повышению ее удельного веса в составе воюющих флотов. Успеху боевых действий флотов, особенно ночью и при малой видимости, содействовала и высокая эффективность средств радиолокации.

Таким образом, в военных действиях на Средиземноморском театре с 10 июня 1940 г. до лета 1941 г. воюющие стороны не смогли достичь поставленных целей. Фашистская Италия, стремившаяся установить господство на Средиземном море и захватить выход из него через Суэцкий канал, терпела поражение. Гитлеровская Германия была вынуждена посылать ей на помощь свои силы с других театров. Англия, хотя и нанесла существенный урон итальянскому судоходству в Средиземном море, не полностью блокировала перевозки войск и грузов противника из Италии в Северную Африку и фактически лишилась кратчайших средиземноморских коммуникаций.

Вооруженная борьба в Северо-Восточной Африке и в бассейне Средиземного моря, несмотря на ограниченность масштабов, выявила возможность применения на этом театре войны всех родов сухопутных войск, авиации и сил флота. Ход борьбы показал, что боевые действия на территориях, удаленных от баз снабжения, тем более на территориях слаборазвитых государств, в большой степени зависят от надежности морских и воздушных сообщений. Нарушение их даже на короткое время резко снижало боеспособность армий.

В боевых действиях флотов обеих сторон выявились особенности, послужившие развитию военно-морского искусства. Впервые в практике морских боев была применена атака кораблей противника на стоянке в базе силами авианосной авиации. Выявилось, что решающими условиями в борьбе за морские сообщения при почти равном соотношении надводных сил являются превосходство в воздухе и умелое взаимодействие боевых кораблей с авиацией. Боевые действия ночью велись успешнее благодаря средствам радиолокации, которыми были оснащены корабли английского флота.

Поражение итальянских вооруженных сил нельзя объяснять, как это теперь делают некоторые буржуазные английские историки, только решительностью действий британского командования. Анализ событий на Средиземноморском театре показывает, что действия стран оси после разгрома Франции происходили здесь в прямой зависимости от развертывания приготовлений фашистской Германии и ее союзников к нападению на СССР. Постепенно нарастая, эти приготовления неизбежно сковывали резервы фашистских государств и в конечном счете позволили Англии достичь на Средиземноморском театре боевых успехов. В известной мере эти успехи объяснялись и тем, что английские армия и флот сражались на данном театре преимущественно с таким противником, который имел низкую боеспособность.

Особенно заметными были неудачи итальянских захватчиков в Греции и Эфиопии. Здесь впервые во второй мировой войне фашистские войска были обращены в бегство. Пример греческого и эфиопского народов, героически сражавшихся с захватчиками, показал, что агрессор может быть не только остановлен, но и изгнан с оккупированных территорий.

Статистика говорит

I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ФЛОТА




Не считая напряженных и важных действий мелких и вспомогательных кораблей, эти цифры говорят, что одни только крупные корабли итальянского флота за годы войны совершили 43207 выходов в море, что составило 48939 дней плавания, а пройденное расстояние достигло 11815815 миль.

II. ЭСКОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А. ОБЩАЯ СТАТИСТИКА

До перемирия итальянский флот обеспечил сопровождение огромного, почти немыслимого, числа торговых судов на следующих направлениях:

Прибрежные воды Итальянского полуострова и Далмации

Между полуостровом и островами Сицилией, Сардинией, а с ноября 1942 года и Корсикой

Между полуостровом и Тунисом для обеспечения перевозок крайне важных сельскохозяйственных удобрений

Вдоль побережья Триполитании и Киренаики (позднее и Туниса) для доставки грузов из Италии Кроме того, итальянский флот обеспечил перевозку за море большого количества снабжения и личного состава армии (обратные переходы не включены)



Для выполнения этой работы пришлось отправить



Потери грузов и личного состава при этих перевозках указаны ниже. В скобках даны потери процентах отправленного.



Однако, если большая часть груза пошла на дно, то люди, так и не прибывшие в порты назначения, в основном были спасены.

После перемирия итальянский флот продолжал эскортную деятельность, что отражено в таблице:



Кроме этих конвоев, итальянский флот перевозил на своих собственных военных кораблях грузы и личный состав.



Б. ПЕРЕВОЗКИ В АФРИКУ



Приведенные цифры можно разбить по следующим графам:




В указанные грузы входили 28466 итальянских и 32299 германских танков и грузовиков.

В. ПЕРЕВОЗКИ В АЛБАНИЮ И ГРЕЦИЮ

Во время кампании в Албании и Греции итальянский флот также выполнял перевозки людей и техники. В таблицу не включены обратные переходы и перевозки в Далмацию для захвата и оккупации Югославии.




До апреля 1941 года были перевезены 15951 танк и грузовик, а также 87092 лошади и мула.

III. РАЗЛИЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ ФЛОТА

Всего до перемирия 19 госпитальных судов итальянского флота совершили 623 похода, перевезя 281260 раненых и больных в Италию из различных заморских портов. За это время они подверглись 36 атакам самолетов и подводных лодок. При этом были потоплены:

Следует добавить, что германское госпитальное судно «Грац» было потоплено подводной лодкой возле берегов Киренаики 5 декабря 1942 года.

Разведывательные гидросамолеты флота совершили 31107 вылетов, проведя в воздухе 125943 часа. 230 самолетов были потеряны.

Для обороны портов было поставлено 174500 метров сетей, более 300 аэростатов, установлено около 2000 орудий. Всего было поставлено 54457 мин.

Радиостанции флота до перемирия передали) радиограммы общим объемом 71000000 слов.

До перемирия в доках было отремонтировано 7608 кораблей.

Итальянские морские базы до перемирия подверглись не менее чем 2030 авианалетам.

IV. ПОТЕРИ ИТАЛЬЯНСКОГО ФЛОТА

а. Потери до перемирия

В общие потери включены корабли, активно действовавшие в составе итальянского флота и потопленные или погибшие по разным причинам в период с 10 июля 1940 года по 3 сентября 1940 года (включая потопленные корабли, которые были позднее подняты).



Сюда включены следующие вражеские корабли, которые были захвачены и вошли в строй под итальянским флагом: Франция - 1 подводная лодка, 1 корвет, 8 тральщиков; Югославия - 1 эсминец, 6 канонерок.

б. После перемирия

С момента перемирия до конца Второй Мировой Войны итальянский флот потерял много кораблей, ранее входивших в состав действующего флота. Во многих случаях их можно разделить на следующие группы:

Корабли, погибшие в первые дни после перемирия в боях против германских кораблей, самолетов, артиллерии, и погибшие позднее в боях на стороне союзников (Колонка А).

Корабли, погибшие потому, что в день перемирия не смогли покинуть контролируемые немцами или японцами порты, где они находились. В большинстве случаев эти корабли были затоплены собственными экипажами (Колонка Б).



в. Корабли, не состоявшие на активной службе

Помимо всех этих кораблей, итальянский флот потерял те корабли, которые ко дню перемирия находились на верфях, достраиваясь и проходя оснащение.



Б. Причины гибели

393 корабля итальянского флота погибли по следующим причинам:



V. НЕМЕЦКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ


Германский флот, согласно официальным спискам, опубликованным Британским Адмиралтейством, потерял, начиная с октября 1941 года, когда он впервые появился на Средиземном море, до 8 сентября 1943 года, следующие корабли:

1 эсминец

38 подводных лодок

5 катера-охотника несколько торпедных катеров и тральщиков, точное число которых установить не удалось.

Всего же немцы потеряли около 50 судов общим водоизмещением примерно 30000 тонн.

VI. АНГЛИЙСКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

Начиная с 10 июня 1940 года до 8 сентября 1943 года британский флот потерял на Средиземном море следующие корабли (Грубая ложь. Приведен список британских потерь до самого конца войны. См. приложение переводчика. А.Б.):



VII. ПОТЕРИ ФЛОТОВ ОСТАЛЬНЫХ СОЮЗНИКОВ

Потери остальных флотов союзных держав, сражавшихся против итальянского флота, официально не публиковались. По этой причине приведенные данные, собранные из нескольких источников, могут оказаться неполными, и действительные потери могут быть больше. В любом случае, сюда включены корабли, потопленные на Средиземном море с 10 июня 1940 года до 8 сентября 1943 года.

До перемирия между Францией и Италией французский флот потерял только одну подводную лодку «Морзе». Позднее, под флагом Свободной Франции погиб 1 эсминец, «Леопард», и 2 подводные лодки, «Нарвал» и «Суффлер» («Леопард» выброшен на берег штормом. А.Б.).

Поэтому французский флот потерял 4 корабля водоизмещением 5048 тонн. Корабли, затопленные в Тулоне сюда не включены, так как это небоевые потери.

Греческий флот потерял не менее 56 кораблей водоизмещением около 30000 тонн. 1 линкор («Килкис»); 4 эсминца; 10 эскортных миноносцев; 4 подводные лодки; 1 госпитальное судно; 4 тральщика; 3 военных танкера; 5 торпедных катеров и примерно 20 мелких кораблей (Линкор - это на самом деле броненосец постройки начала века: Эскортные миноносцы - такие же старые угольныё дестроеры.).

Среди захваченных югославских судов были: 5 эсминцев; 4 эскортных миноносца; 3 тральщика; 3 подводные лодки; много мелких и вспомогательных кораблей. 1 эсминец был затоплен собственным экипажем. 1 подводная лодка погибла в бою. Всего югославский флот потерял не менее 30 кораблей водоизмещением 18000 тонн.

Голландия потеряла эсминец «Исаак Свирс».

Официальный список американских потерь показывает 1 эсминец, 3 мелких корабля, 2 морских транспорта и 12 десантных кораблей. Сюда следует добавить транспорты, принадлежавшие американской армии, данными о которых мы не располагаем.

Корабли канадского, австралийского, новозеландского и индийского флотов тоже принимали участие в войне на Средиземном море. Их потери не известны, если не считать 2 канадских корветов водоизмещением 1450 тонн.

Из этих данных следует, что флоты остальных союзных держав, сражавшихся на стороне Британии на Средиземном море с 10 июня 1940 года по 8 сентября 1943 года потеряли не меньше 111 кораблей водоизмещением 84126 тонн. Однако в действительности эта цифра должна быть гораздо выше.

VIII. СРАВНЕНИЕ ПОТЕРЬ

А. Сравнение потерь итальянского и британского флотов

а. Классификация потерь

Имея все приведенные выше цифры, можно сравнить потери, понесенные флотами до 8 сентября 1943 года. Отсюда исключены частично затопленные корабли, которые были позднее подняты. Также сюда не включен 61 десантный корабль итальянского флота водоизмещением 732 тонн, так как нет официальной британской статистики по кораблям этого типа.



Сравнение этих цифр говорит, что британский флот потерял больше надводных кораблей (137 против 112) и значительно большего тоннажа (примерно на 72% больше, чем итальянцы). С другой стороны, итальянский флот потерял больше подводных лодок и значительно больше мелких и вспомогательных кораблей. Они погибли в основном во время нескольких эвакуации и при налетах на итальянские порты. Всего же британский флот потерял 412000 тонн боевых кораблей против 269000 итальянских, что на 53% больше.

б. Причины потерь



Отсюда можно видеть, что итальянский флот потерял от корабельного оружия (снарядов, торпед, мин и пр.) гораздо меньше кораблей, чем противник. От авиации же итальянцы потеряли гораздо больше и по количеству, и в процентном отношении.

IX. ПОТЕРИ ТОРГОВЫХ СУДОВ




* Итальянские суда, вернувшиеся в Италию или построенные

** Иностранные суда, захваченные или купленные

*** Суда, захваченные или построенные немцами, переданные итальянцам, но оставшиеся под германским флагом

X. ИТАЛЬЯНСКИЕ КОРАБЛИ, ПОСТРОЕННЫЕ ЗА ВРЕМЯ ВОЙНЫ

За время войны с 10 июня 1940 года по 8 сентябри 1943 года флот ввел в строй следующие корабли:




К началу войны итальянский флот имел боевые корабли общим водоизмещением 500589 тонн и вспомогательные суда водоизмещением 189011 тонн; всего - 689600 тонн. Сюда входили 4 линкора, не принадлежавшие к действующему флоту, но позднее переведенные туда. Поэтому за время войны было построены корабли, общим водоизмещением примерно 20% первоначального состава флота. За этот же период было построено 60 торговых судов общим водоизмещением 305733 тонны.

XI. ПОТЕРИ ЛИЧНОГО СОСТАВА

Во время войны личный состав итальянского флота понес тяжелые потери (сюда не включены потери Республики Сало).



Раненых было около 8000 человек. Эти потери составили примерно 15% от 190000 человек, призванных служить во флоте. Погиб также 121 офицер, служивший наблюдателем на самолетах-разведчиках. Это составило примерно 50% офицеров, откомандированных туда. Среди экипажей потопленных кораблей потери составили:

30% матросов

50% офицеров

75% командиров кораблей

100% адмиралов

XII. ТОЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТЕРЬ

Переводчик счел необходимым дописать это небольшое приложение, так как статистика потерь, приведенная автором, фальшива от начала до конца. Как нетрудно заметить, не только советская пропаганда живописала «победы русского оружия при Аустерлице». Обратите внимание на расхождение с текстом самой книги. Брагадин описывает «Куин Элизабет» и «Вэлиант» как constructive total loss (красивый термин, не правда ли?), а вот «Кавур» - совсем даже наоборот. Подтасовки с периодом потопления - до и после перемирия, особенно же - приписание себе немецких заслуг. Но, если быть до конца объективным, то англичане тоже грешат подобным, хотя и в меньшей степени. Уж очень они не любят включать тот самый constructive total loss в потери. Вот не sunk, и все! И еще. Обратите внимание, что можно сделать, имея в своем распоряжении три сотни самолетов, два десятка субмарин и десяток торпедных катеров. Всего лишь! Я говорю о немцах.



Потоплены немцами

Авианосцы: Ark Royal, Eagle Линкор: Barham Легкие крейсера: Coventry, Calcutta, Galatea, Penelope (*), Southampton, Glouchester, Fiji, Hermione, Naiad, Spartan (*)

Крейсера-заградители: Abdiel, Latona, Welsman

Эсминцы: Dainty, Defender, Diamond, Eclipse, Inglefield (*), Greyhound, Hasty, Hereward, Imperial, Intrepid,Ithuriel, Maori, Sikh, Zulu, Jackal, Jersey, Jaguar, Kashmir, Kingston, Kipling, Janus (*), Nestor, Gurkha, Lance, Legion, Lively, Laforey (*), Loyal (*), Lightning, Martin,

Panter, Partridge, Porcupine, Quail (*),

Эскортные миноносцы: Tynedale, Dulverton, Grove,Puckeridge, Airedale, Btean, Holcomfae, Heythrope, Southwold, Derwent, Hurworth(*), Alderham (*), Rockwood

Потопленыитальянцами:

Тяжелый крейсер: York

Легкие крейсера: Calypso, Cairo, Manchester, Bonaven-ture, Neptune Эсминцы: Waterhen, Escort, Fearless, Gallant (+), Hostile, Hyperion, Bedouin, Mohawk, Juno, Kandahar, Khartoum, Pakenham, Quentin (+)

Эскортные миноносцы: Eridge.

Причины гибели не установлены, или иные причины:

Эсминцы: Broke, Arrow, Havock (?)

Broke - потоплен французами

Arrow - погиб при взрыве боеприпасов

Как можно видеть, причина гибели 1 эсминца точно не установлена.

* - потоплен после капитуляции Италии

Потоплен совместно с немцами

Не установлено, кем потоплен

XIII. ПОТОПЛЕНИЕ КРЕЙСЕРА «ХЕЛЛИ»

Из книги Cervi «The hollow Legions», London 1972.

Губернатором Эгейских островов летом 1940 года был Де Веччи. Его резиденция находилась на Родосе. Начиная с июня 1940 года англичане стали использовать греческие территориальные воды и греческие порты для заправки своих кораблей. Это вынудило Муссолини объявить Греции войну. Итальянские агенты сильно преувеличили масштабы судоходства южнее Дарданелл, но Муссолини поверил их донесениям и решил это пресечь. Он приказал 20-25 августа 1940 года провести негласное патрулирование между Дарданеллами и Эгейским морем. Цель - торговые суда. Подводные лодки должны были атаковать их без предупреждения и невзирая на флаг.

Однако нельзя было атаковать нейтральные суда и военные корабли. Этот приказ был совершенно секретным. Адмирал Каваньяри написал письмо Де Веччи. Изложив директиву дуче, он предложил выбрать лучшую из подводных лодок для этой операции. 14 августа Де Веччи прибыл на Лерос и выбрал подводную лодку «Дельфи-но» лейтенанта Айкарди. Де Веччи не показал Айкарди письмо Каваньяри и проинструктировал его устно. Айкарди потом заявил, что его не проинформировали о сроках патрулирования и запретах, а просто указали на корабли, идущие вблизи Тиноса и Спроса. Айкарди сразу вышел в море. В 8.00 15 августа 1940 года он торпедировал и потопил крейсер «Хелли» возле Тиноса. Айкарди заявил, что, когда он выходил в атаку на 2 торговых судна, стоящие в гавани Тиноса, то заметил за кормой «Хелли», который намеревался атаковать его. Лучше ему было этого не говорить. «Хелли» в это время стоял на якоре при флагах расцвечивания по случаю церковного праздника, проходившего в известном храме на Тиносе. Понятно, что действия Айкарди не встретили одобрения в Риме. В ноябре 1940 года он был отстранен от командования лодкой и больше в море не выходил. А в декабре 1 940 года был смещен и Де Веччи.

IX. ПОТЕРИ ТОРГОВЫХ СУДОВ

* Итальянские суда, вернувшиеся в Италию или построенные

** Иностранные суда, захваченные или купленные

*** Суда, захваченные или построенные немцами, переданные итальянцам, но оставшиеся под германским флагом

Из книги Между Азией и Европой. История Российского государства. От Ивана III до Бориса Годунова автора Акунин Борис

Конец торговых республик Главный прирост территорий, однако, Москве дали не соседние княжества, а торговые республики, которые властолюбивый объединитель прибирал к рукам одну за другой.О присоединении сильнейшей из них, Господина Великого Новгорода, речь пойдет

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Охрана торговых путей Другою заботой киевских князей была поддержка и охрана торговых путей, которые вели к заморским рынкам. С появлением печенегов в южно-русских степях это стало очень трудным делом. Тот же император Константин, описывая торговые плавания Руси в

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Земская мысль в торговых классах Но, погасая в правящих и привилегированных слоях, идея земского собора некоторое время еще держалась в небольших кучках тяглого земства, оставшихся с закрепощением владельческих крестьян под защитой закона. В заявлениях высшего

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА IX Об ограничении торговых сношений Истинная польза народа требует, чтобы он без важных причин не устранял ни одного народа от торговли со своею страной. Японцы торгуют лишь с двумя нациями: китайской и голландской, и китайцы выручают с них по тысяче процентов на

Из книги Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания автора Патянин Сергей Владимирович

Из книги Трагедии Финского залива автора Платонов Андрей Валерьевич

Приложение V. Потери кораблей и судов противника на Балтике в 1941 году Примечания: Кроме указанных кораблей, на германских и шведских минах подорвались и погибли три тральщика, три минных заградителя и 14 судов. Схеме проводки конвоя 24–25 августа. 1 - поврежденный

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Пакт. Гитлер, Сталин и инициатива германской дипломатии. 1938-1939 автора Фляйшхауэр Ингеборг

Новый импульс к оживлению торговых отношений Вопрос о расширении германо-советских торговых отношений опять выдвинулся на передний план интересов посольства. Сразу же после объявления о назначении Анастаса Микояна народным комисса­ром внешней торговли германский

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Регулирование имущественных и торговых отношений Несмотря на высокое развитие торговой экономики, коммерческих связей в афинском обществе, политика демократии (возможно, именно потому, что стремилась удовлетворить социальный интерес большинства) пыталась сдержать

Из книги Тайны Русского каганата автора Галкина Елена Сергеевна

Русы на торговых путях Евразии О степени развития государства свидетельствует также уровень торговли и ремесла. Русский каганат как торговое государство знали арабо-персидские географы школы Джайхани и «Худуд аль-алам»: они сообщают о том, что главным занятием русов

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Новгород и Ганза автора Рыбина Елена Александровна

СПИСОК ТОРГОВЫХ АКТОВ НОВГОРОДА Торговые договоры№ п / п. Дата …… Содержание документа - Публикация - № по Янину{5}1. 1191/1192 …… Договор с немецким купечеством и готами - ГВНП № 28 - 12. 1259/1263 …… Договор с немецким купечеством - ГВНП № 29 - 33. 1268 …… Проект мирного торгового

Из книги Гении и злодеи Росии XVIII века автора Арутюнов Саркис Арташесович

О ТОРГОВЫХ КОРАБЛЯХ Все корабли, с которых в Петербурге ведется разгрузка товаров, невелики по размерам. Да и порт пока невелик.Недавно русские судовладельческие общества постигла беда. Всего за одну ночь в Финском заливе погибло тридцать русских торговых кораблей. А

Из книги Русь древняя и настоящая (историко-аналитический очерк-сборник) автора Коллектив авторов

Суммарные людские потери Руси, России и СССР от нашествий, войн и набегов иноземцев в период с 1-го по 1995 год (по данным таблиц 36,37,38 и 39) и потери от междуусобных войн, эпидемий и голода 1. Людские потери Руси, России и СССР в войнах с иноземцами, только убитыми с 400 по 1945 г. - 27

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

На торговых путях Аргументом за существование настоящей Биармии считается то, что викинги действительно могли использовать Северную Двину как дополнительный путь к Волжскому торговому пути и Пути из варяг в греки. Захоронения пермского края богаты на серебро

Потери торгового флота от действий противника

Всего за годы войны были потоплены 5150 судов вместимостью 21570720 GRT. Из них 2714 судов 11455906 GRT были английскими, остальные принадлежали союзникам и нейтральным странам. В 1939 британский торговый флот состоял из 9488 судов 21215261 GRT. Таким образом, было потоплено 28,6 % общего количества судов и 54,4 % тоннажа. В целом потери союзников составили:

Самые большие ежегодные потери пришлись на 1942, когда было потоплено 1664 судна 7790697 GRT. Из этого количества на долю подводных лодок пришлось 1160 судов 6266215 GRT.

Самые большие потери мы понесли в Северной Атлантике, где были потоплены 2232 судна общей вместимостью 11899732 GRT. В водах вокруг Британских островов, включая Арктику, погибло 1431 судно вместимостью 3768599 GRT.

Самые большие месячные потери пришлись на март 1942, когда были потоплены 273 судна вместимостью 834164 GRT. Из них на Северную Атлантику пришлось 95 судов 534064 GRT и на Дальний Восток 98 судов 183773 GRT. В июне 1942 были потоплены 173 судна вместимостью 834196 GRT, в том числе подводные лодки потопили 144 судна 700235 GRT. Все суда, кроме 20 на 76690 GRT, были потоплены в Северной Атлантике.

Кроме вражеских действий, мы потеряли за годы войны от различных «морских причин» 1600 судов 3000000 GRT.

Потери германских подводных лодок

За годы войны Германия построила 1162 подводные лодки. Из них погибли по разным причинам 785 единиц. U-31 была потоплена дважды. 156 лодок капитулировали, остальные были затоплены в конце войны.

Причины гибели 785 потопленных лодок были следующими:

Британские вооруженные силы, включая силы Содружества и силы союзников, действовавшие под британским контролем, потопили 514 лодок. Соединенные Штаты потопили 166 лодок. 12 лодок были уничтожены совместно англичанами и американцами.

Потери личного состава

Королевский Флот потерял 50758 убитыми, 820 пропавшими без вести и 14663 раненными.

Женская Служба ВМФ потеряла 102 убитыми и 22 раненными.

Британский торговый флот потерял от действий противника 30248 человек.

Потери флотов стран британского содружества

Кроме того, Королевский Флот и флоты других стран Содружества потеряли 1035 вспомогательных и мелких кораблей.

Потери германского и итальянского флотов



Конвои

Океанские конвои

Всего за годы войны в Англию и из нее были проведены 2889 охраняемых конвоев. Из 85775 судов в их составе были потоплены 654 судна, или 0,7 %.

Прибрежные конвои

Всего в прибрежных водах Соединенного Королевства были проведены 7944 конвоя. Из 175608 судов в их составе были потоплены 248 судов, или 0,14 %.

811 судов были отправлены в составе конвоев в Северную Россию, до цели дошли 720 судов. 33 судна вернулись по различным причинам, 58 судов были потоплены, что составило 7,2 %.

Из Северной России в составе конвоев вышли 717 судов, из которых были потоплены 29 судов, или 4 %.

Всего за годы войны через Арктику в Россию было отправлено около 4 миллионов тонн грузов. Примерно 300000 тонн погибли в дороге. В числе военной техники были доставлены 5000 танков и более 7000 самолетов.

Трансатлантические войсковые перевозки

175 «Оперативных конвоев», то есть огромные лайнеры, следующие самостоятельно, доставили:

на восток 907954 человека, на запад 185578 человек.

Все войсковые транспорты, включая лайнеры, доставили:

на восток 2093791 человека, на запад 675319 человек.

Всего же Северную Атлантику в обоих направлениях, начиная с 1 января 1942, когда перевозки приняли массовый характер, пересекли 3862642 солдата союзников. Кроме того, большое количество солдат (точные цифры остаются неизвестными) были доставлены на Средний Восток из Англии, Австралии, Новой Зеландии. Массовый характер имели перевозки в Малайю, Индию, Бирму, на Цейлон. В целом можно предположить, что британские корабли и транспорты доставили на театры военных действий и вывезли оттуда около 10 миллионов солдат.

VI. АНГЛИЙСКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

Начиная с 10 июня 1940 года до 8 сентября 1943 года британский флот потерял на Средиземном море следующие корабли (Грубая ложь. Приведен список британских потерь до самого конца войны. См. приложение переводчика. А.Б.):

Из книги Схватка двух львов. Англо-голландские войны XVII века автора Махов Сергей Петрович

Глава 6 Операции в Средиземном море Сражение у Монте-КристоИ голландцы, и англичане имели обширные торговые интересы в Средиземноморье. Соединенные Провинции вовсю торговали с Оттоманской империей, Венецией и Генуей. Основной статьей голландскою экспорта были олово,

Из книги Борьба за господство на море. Аугсбургская лига автора Махов Сергей Петрович

Из книги Италия. Враг поневоле автора

Глава 32 Катастрофа на Средиземном море Боевые действия на Средиземном море имеют лишь косвенное отношение к нашему исследованию, поэтому я ограничусь кратким обзором. Для Италии средиземноморский театр военных действий являлся решающим, а Восточный фронт -

Из книги Россия на Средиземном море автора Широкорад Александр Борисович

Глава 19 Быть ли Андреевскому флагу на Средиземном море После расформирования 5-й оперативной эскадры походы наших кораблей в Средиземное море стали редкостью. Через каждые 4-6 месяцев менялись в порту Тартус плавмастерские (ПМ-56 или ПМ-138).Периодически ходят

автора Тарле Евгений Викторович

Адмирал Ушаков на Средиземном море (1798–1800) Предисловие Давно отмеченный Грибоедовым недуг части русской общественности в XVIII–XIX вв. - доходившее иногда до подобострастия преклонение перед Западом, перед иностранцами главным образом потому, что они - иностранцы, -

Из книги Российский флот в Средиземноморье автора Тарле Евгений Викторович

Адмирал Ушаков на Средиземном море Освобождение Ионических островов1 Письмо гр. П. А. Румянцева гр. И. Г. Чернышеву от 21 июля 1771 г. - Материалы для истории русского флота, ч. VII. СПб., 1877, стр. 736.2 Материалы для истории русского флота, ч. XV. СПб., 1895, стр. 316.3 Там же, стр. 332.4 Там же,

Из книги Роксолана и Сулейман. Возлюбленные «Великолепного века» [сборник] автора Павлищева Наталья Павловна

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Англия против Италии на Средиземном море Вступление Италии в войну породило у английского командования серьезные сомнения относительно возможности удерживать Мальту. Оборона острова и расположенной на нем базы была чрезвычайно слабой. Предназначенные для Мальты

Из книги Германская подводная война 1914–1918 гг. автора Гибсон Ричард

Глава XI Борьба в Средиземном море (1917 г.) В северных водах кульминационная точка борьбы была пройдена; здесь первый удар, направленный против мирового судоходства, удалось выдержать и ослабить, хотя и страшной ценой. Медленно и по временам почти незаметно ослабевало

Из книги Итальянский флот во Второй Мировой войне автора Брагадин Марк Антонио

V. НЕМЕЦКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ Германский флот, согласно официальным спискам, опубликованным Британским Адмиралтейством, потерял, начиная с октября 1941 года, когда он впервые появился на Средиземном море, до 8 сентября 1943 года, следующие корабли:1 эсминец38

Из книги Георгиевские кавалеры под Андреевским флагом. Русские адмиралы - кавалеры ордена Святого Георгия I и II степеней автора Скрицкий Николай Владимирович

На Средиземном море 7 сентября 1804 года главный командир Кронштадтского порта П. И. Ханыков получил через товарища морского министра П. В. Чичагова повеление Императора срочно подготовить и отправить на Средиземное море наиболее боеспособные корабли «Ретвизан»,

Из книги История Венеции автора Бек Кристиан

Потери на Средиземном море Вспоминая о традиционном обряде обручения дожа с морем, Дю Белле пишет: «Эти старые рогоносцы берут в жены море, а оно изменяет им с турками». Уже в 1538 г. в своих «Сожалениях» французский поэт иронически взирает на Венецию, столкнувшуюся с

Из книги Сулейман Великолепный и его «Великолепный век» автора Владимирский Александр Владимирович

Победы на Средиземном море Осознав, что на сухопутных фронтах в Европе он пока достиг пределов, до которых могла расширяться Османская империя, Сулейман Великолепный обратил свой взор на Средиземное море. Султан рассчитывал нанести решающие поражения европейским

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Глава IV. Господство Рима на Средиземном море

Из книги Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812 автора Мэхэн Алфред

Глава IX. Средиземное море в 1797 и 1798 годах – Египетская экспедиция Бонапарта – Возвращение англичан в Средиземное море и Абукирская битва – Восстановление Великобританией господства на Средиземном море и образование второй коалиции Предварительный Леобенский мир

Из книги Вторая мировая война на море и в воздухе. Причины поражения военно-морских и воздушных сил Германии автора Маршалль Вильгельм

Люфтваффе в войне на Средиземном море В августе - сентябре 1940 года Гитлер пришел к выводу, что дальнейшее обострение военно-политической обстановки в Восточной Европе неизбежно приведет Германию к войне с Россией. Поэтому необходимо принять все меры, чтобы в следующем