Виды смеха психология. Что такое смех? Смех, который лечит

Наряду с мимикой лица и языком телодвижений, смех и улыбка - это своеобразные сведения, которые мы высылаем окружающим. Таким образом, смех является невербальной (бессловесной) формой общения. Первый зрительный контакт, во время которого люди неожиданно встречаются взглядами, способствует проявлению у них разной реакции. Один человек так и остается сидеть с каменным лицом, другой напрягает уголки губ, а третий искренне улыбается.

Каждый человек понимает значение хотя бы нескольких мимических реакций и соответствующим образом на них реагирует. Улыбка или смех - это сигнал тела, предоставляющий другому человеку отличную возможность завязать знакомство, вызывающий у него положительные ощущения и мысли. Таким образом, улыбка предрасполагает к общению. В дальнейшем, когда люди уже знакомы друг с другом, смех продолжает выполнять немаловажные функции, в основе которых лежит обеспечение дружеского общения между людьми. Например, нередко внезапно возникшие конфликты или недоразумения можно разрешить искренне посмеявшись над ними. Кроме того, иногда смех помогает выпутаться из сложных жизненных ситуаций, способствует уменьшению напряжения, улучшению кровообращения. Смех - врожденная и характерная только человеку способность.

Формирование смеха

Грудной ребенок начинает улыбаться уже в 5-6 недель. Примерно в четыре месяца он реагирует искренним смехом на некоторые физические раздражители, например, щекотку или целование животика. В пять месяцев грудной ребенок уже начинает различать лица знакомых и незнакомых ему людей. Когда он узнает человека, то улыбается ему. Психологи полагают, что сначала грудные дети улыбаются случайно, видя положительную реакцию окружающих быстро понимают, что таким способом намного легче добиться того, чего они хотят.

Смех способен развеять мрачные мысли, улучшить самочувствие. У смеющегося человека расслабляется и тело, и душа, дыхание становится глубоким, активизируется кровообращение органов. Люди, склонные к психическим заболеваниям и депрессии, смеются гораздо реже либо вообще не смеются, их намного тяжелее развеселить, чем здоровых людей. Кстати, ученые доказали, что действие смеха схоже с тем, которое оказывает наркотик. Дело в том, что когда человек смеется, в гипофизе выделяется больше гормонов, способствующих образованию в головном мозге эндорфина. Итак, эндорфин - это белки (ферменты), имеющие похожий химический состав, оказывающие почти такое же действие, что и болеутоляющие лекарства, а также наркотики (морфин и героин). Именно поэтому иногда человек смеется до упаду либо до тех пор, пока не станет ощущать нехватку воздуха или боли в животе.

Что может означать смех?

Горечь

Смех иногда может означать горечь и признание слабости. В тех случаях, когда ситуация выглядит безнадежной, нередко люди начинают горько смеяться. Разумеется, что это не помогает человеку расслабиться, даже наоборот, навевает безисходность ситуации.

Злорадство

Если у человека наступила полоса неудач, то злорадный смех окружающих способен сильно травмировать и ухудшить его самочувствие. Пословица «смеется тот, кто смеется последний» говорит о том, что не стоит смеяться над другими, так как в жизни у каждого могут возникнуть различные ситуации, при которых смеяться совсем не хочется.

Искусственная улыбка

Часто широкая улыбка являются только маской. Некоторые люди смеются или улыбаются, сознательно преследуя определенные цели, или желая скрыть внезапно нахлынувшее на них чувство, например, неуверенность в себе. Такой смех или улыбку нетрудно отличить от настоящего потому, что человек, смеющийся или улыбающийся, таким образом лишь ухмыляется, а в его глазах отсутствуют веселые искорки, без которых не бывает и настоящего смеха или улыбки.

Насмешка

Человек, над которым открыто насмехаются, подвергается сознательному унижению. В основе насмешки лежит враждебность, иногда даже ненависть, кроме того, осмеянный человек чаще всего не имеет возможности защититься. Ведь насмешка не является открытой агрессией, на которую он может отреагировать похожим образом.

Многие из нас знакомы с выражением, что пять минут смеха продлевает жизнь человека на один день. Однако смех смеху рознь. Только совершенно открытый, беззаботный, идущий от сердца и полный согласия с окружающим миром смех на "ха-ха-ха" полностью снимает нервное напряжение и может прибавить здоровье человеку. Он выражает радость, удовольствие и искренность человека. По утверждению американских социологов, так смеяться умеют только 60% людей, а остальные хихикают или хохочут. Короткий и сдержанный смех характеризует неумение человека расслабляться и радоваться жизни.

Не только мужчины и женщины смеются по-разному, у каждого человека смех индивидуальный. Психологи уверены, ничто так правдиво не рассказывает о внутреннем мире человека, как его смех. Вот что можно узнать о характере мужчин по смеху:

1. Если после того, как рассказали смешной анекдот, он громко смеется, откидываясь назад, закрыв глаза и разинув рот так, что можно видеть его небо, то перед вами беззаботный . Возможно, он не очень умный, но всегда готов защитить женщину, поскольку уверен, что восстановить справедливость всегда можно силой. Этот мужчина - идеальный любовник и друг, но в семейной жизни он бывает непредсказуемым. Любые трудности вводят его в состояние депрессии. Он не воспринимает критики в свой адрес, хотя посмеиваться над другими любит. Любые неприятности в семьи и на работе его сильно раздражают, а во время развлечений и праздной жизни он проявляет себя непревзойденным юмористом.

2. Если во время просмотра кинокомедии он буквально трясется от смеха, хватает себя за плечи и хлопает по коленям, то этот мужчина любит быть в центре всеобщего внимания. Он очень высокого мнения о себе и злится, если в компании его не замечают. Чтобы не обидеть его, близкие ему многое прощают, в том числе и манеру смеяться. С таким мужчиной очень комфортно, весело и легко общаться, но вот на серьезные отношения с ним надеяться не стоит. Он легкомысленный, эгоистичный и скупой.

3. Если мужчина сдерживает смех - он серьезен, деловит и надежен. Вывести его из себя очень трудно. Влюбляется он безрассудно, рано женится и отличается верностью своей жене. Однако он не способен на безумство и романтику, а потому часто рядом с ним бывает скучно и неинтересно.

4. Если мужчина не смеется , а лишь ухмыляется, то перед вами лживый и завистливый тип. Он выглядит достаточно импозантно, но всегда себе на уме. Если во время ухмылки у него приподнимается только правый угол рта, то это характеризует его как расчетливого и ехидного человека. Он не допустит насмешек в свой адрес, но подсмеиваться над другими любит. В семьи он неуживчив и старается доказать, что именно он в доме хозяин. Спутника жизни подбирает он тщательно и долго, а потому и женится поздно.

5. Уверенный в своих силах и успешный мужчина смеется во весь рот, заразительно, но не громко. Мило улыбающийся мужчина умеет развеселить тех, у кого плохое настроение. Он весел и любит жизнь. Обладает тонким чувством юмора и незлопамятен. Открытая улыбка помогает ему преодолеть жизненные трудности, завести много хороших друзей и достичь карьерного успеха. Но в сексуальном отношении он весьма умерен и в женщинах его интересует больше всего умственные способности, чем внешние данные.

По смеху можно определить и характер женщин. Если она во время смеха:
- касается мизинцем своих губ, то перед вами уверенная в себе женщина, которая любит быть в центре внимания. Она зациклена на хороших манерах и не согласится выйти за мужчину, который не умеет ухаживать за женщинами.
- прикрывает рот рукой, то это характеризует ее, как робкую и стеснительную женщину. Она часто смущается, краснеет и предпочитает не участвовать в мероприятиях, где ей надо выглядеть привлекательно. Но это отличная жена и подруга, которая умеет быть великодушной и сострадательной. Она готова жертвовать своими интересами ради счастья близких ей людей.

- запрокидывает голову назад, значит, это - широкая натура, способная на неожиданные поступки. Она очень доверчива и легкомысленна, не умеет полагаться на разум.
- морщит нос , то перед вами эмоциональная и капризная женщина. У нее легко меняется настроение, что создает большие трудности в семейной жизни.
- касается головы или лица , то это характерно фантазерки и мечтательнице. Она живет в придуманном собой мире и теряется перед жизненными трудностями. В семейной жизни она способна "наломать столько дров", что супругу приходится долго страдать от их последствий. Она совершенно не умеет правильно реагировать на конфликты и споры, руководствуясь в своих стремлениях только сиюминутными желаниями.

Как бы ни смеялся человек , смех должен быть, прежде всего, уместным. Нельзя смеяться, когда кому-то рядом плохо и когда совсем не смешно. Смех без причины не только признак недостатка ума, но и характерный симптом сбоя работы эндокринной системы, связанный с нарушением выработки гормонов щитовидной железы и половых органов.

Многие художники задумывались над тем, почему мы смеемся? Эти знания весьма полезны. На наш взгляд, психология эстетического наслаждения в чём-то тождественна психологии смеха и юмора. Помните, мы говорили о психологии эстетического наслаждения, что там имеет место задержка, антагонизм двух аффектов, которые задерживаются, противостоят друг другу, и в конце разрешаются в форме катарсиса. В смехе и юморе часто имеет место то же самое. То есть имеет место задержка, ожидание и потом какой-то внезапный прорыв «куда-то» и мы смеемся. Смех, на наш взгляд является специфическим катарсисом. Именно поэтому-то психология смеха и юмора, на наш взгляд, необходимо относить к разделу психологии эстетического наслаждения. Хотя, если говорить строго, то эстетическое наслаждение и комическое - разные явления. Не всякая радость является следствием комического. Там есть свои нюансы. Очень часто бывает смех там, где нет красоты, нет наслаждения красотой. Там эстетикой и не пахнет, но смех есть.

Впервые глубоко задумался о том, что есть смех, великий немецкий философ Эммануил Кант. Он пишет, что во всем, что вызывает веселый неудержимый смех, должно быть нечто нелепое (в чем следовательно рассудок сам по себе не может находить никакого удовольствие). Смех есть аффект от внезапного превращенного ожидания в ничто. Когда мы говорили о катарсисе, о физическом наслаждении, о кульминационной точке, мы разве там наслаждались от ничто? А вот в смехе появляется элемент ничто, бессмысленности, чепухи, какого-то непонятного состояния, и наш ум как бы не справляется с этим ничто (бессмыслицей).

Одни говорят, что смех это продукт ума, разума, продукт рассудка. При этом, рассудок приходит к тупику и не может справиться с бессмыслицей и от этого начинается удовольствие.

С нашей точки зрения, смех продукт не рассудка, а чувства и переживания. Мышление к смеху никакого отношения не имеет. Мы изучали природу беспричинного смеха. Говорят же: «Смех без причины - признак дурачины». Например, беспричинным смехом обладают наркоманы, идиоты и т.п. Мы пришли к выводу, что очень часто человек смеется над вещами, в которых нет элементов, которые обычно должны вызывать смех. Существуют такие состояния, которые имеют чисто психофизиологическую природу. Например, достаточный уровень нейромедиаторов, может вызывать радость и эйфорию. И в этих состояниях даже показ пальчика может вызвать смех. Существует механизм самоподкрепления, заключающийся в том, что мы смеемся, радуемся, видим все хорошее не потому, что оно хорошее, а потому, что нам хорошо. Мы видим мир через фильтр нашего эмоционального состояния. Когда нам хорошо, мы видим всех людей хорошими и добрыми. В смехе и юморе, на наш взгляд, есть механизм самоподкрепления. Есть определенный эмоциональный, телесный тонус, который имеет чисто психофизиологическую природу, и на этом фоне, даже простые вещи могут вызывать смех.

И наконц, есть третья точка зрения - промежуточная. Согласно ей смех - это результат динамика двух процессов: эмоционального переживания и разума.

Кант пишет, что объект смеха, есть нечто нелепое. Второй вывод: переход в ничто - характеристика субъекта смеха, то есть того, кто смеется. Третье - противоречивая природа удовольствия: нелепость и превращение напряженного ожидания в ничто сами по себе не доставляют рассудку удовольствия. И все таки смех сопровождается мгновенной радостью. Видите, Кант сам же капитулирует, понимая, что не все, что приводит к бессмыслице, радостно. Он говорит, что само по себе удовольствие не следует из того, что там есть нелепость в конце. То есть, рассудок не радуется от того, что пришел к такому противоречию. Рассудок здесь не при чем. Из рассудка радость не следует. Природа смеха не в рассудке, не в мышлении, не в этом тупике, а в нечто, что за пределами рассудка и переживания. И когда вы каким-то образом смеемся над тем, что нас обманули, мы смеемся во многом не потому, что это все идет от нашего мышления, а нас «прорывает» потому, что у нас имеет место ощущение переживания радости.

Пример. А почему у нас начинается ха-ха? Что это за приступ аффекта? С точки зрения медицинской психологии, смех является «микроприступом», но оздоровительным. Такое имеет место тогда, когда оно существует в определенном количестве, как нормальная разрядка, которая должна быть у всех. Но если у нас среди знакомых появится человек, который будет неограниченно длго и без причины смеяться, то вы уже начнёте его оценивать как психически больного.

Кант выводит смешное из игры мысли, с одной стороны, а с другой стороны приходит к противоречию. Он сам себе противоречит. Почему? Пожалуй потому, что в его времена психология не была так развита, и Кант не мог до конца понять многих явлений. По Канту получается, что любая вещь, которая приводит к бессмыслице, должна быть радостна. Но его работы позволили нам философски взглянуть на философию юмор и смеха.

Мир, в конце концов, имеет смысл и не имеет его. Зачем мы живем, все равно ведь умрем? Это бессмыслица? Поэтому мир и наша жизнь иронична и бессмысленна. Поэтому ирония, юмор - это тени фундаментальной бессмыслицы, которая есть во всем. Но в то же время в этой иронии, бессмыслицы мы черпаем позитивные жизнеутверждающие переживания, позитивный аффект. Если смотреть на этот камень бессмыслицы жизни под определенным углом, возникает феномен иронии как жизнутверждающей бессмыслицы, подпитывающей смысл жизни. Кант нас навел на мысль, что смех, радость от бессмыслицы, которая есть в жизни, имеют генетические корни бессмыслицы жизни. Смех - это подсознательные ростки, идущие от генеральной бессмыслицы жизни. И в этом смысле жизнь иронична.

Согласно Канту, игра начинается с мысли. А затем в эту игру вовлекается тело. Рассудок, не находя в этом изображении того, что он ожидал, внезапно ослабевает. Действие этого ослабления идёт через вибрацию органов. И вот вибрация этих органов благотворно сказывается на организме, способствуя восстановлению его равновесия. Согласно Канту музыка и повод к смеху представляют собой два вида игры с эстетическим идеалами или представлениями рассудков, посредством которых, в конце концов, ничего не мыслится, которые могут благодаря одной лишь своей смене живо доставлять удовольствие. В музыке игра идет от ощущения к эстетическим идеям, к объектам для аффектов, а от этих идей обратно к ощущениям тела, но с возрастающей силой. В шутке, в юморе, в смехе все немного иначе. Все начинается с мыслей. Эти колебания напряжения и расслабления возбуждают душевное волнение. Шутка должна заключать в себе нечто, что может на мгновение обмануть.

Принципы иллюзионизма, рассмотренные нами ранее, прекрасно работают в механизме смеха. Это пальмировка - подготовка, пассировка - игра в доверие, а потом подмена - шанжировка. Для того, чтобы рассмешить с помощью анекдота своего собеседника, необходимо не забывать о принципах иллюзионизма.

Вначале мы изучаем, стоит ли собеседнику рассказывать анекдот. Это пальмировка.

Затем имеет место пассировка - это оттяжка, задержка. И действительно перед той мыслью над которой необходимо будет смеяться, должна пройти прелюдия.

Далее после того, как вы созрели во время пассировки, появляется последняя реплика как подмена ожидаемого на бессмысленное и нелепое, и возникает смех. Таким образом, принцип иллюзионизма является универсальным принципом в теории смеха и в механизме образования юмора. И действительно, Кант пишет: «Шутка должна заключать в себе нечто такое, что может на мгновение обмануть, Поэтому, когда иллюзия растворяется в ничто, душа снова оглядывается назад, чтобы снова испробовать ее. И таким образом, через быстро сменяющееся напряжение и расслабление спешит то туда, то сюда. Отчего происходят колебания»- пишет Кант.

В основе смеха имеет место зеркальный эффект. Когда мы смотрим в зеркало и разглядываем себя, то сначала направляем свое внимание на то, что видим. Далее, мы видим нечто. Этот сигнал идет к нам, мы его перерабатываем. Потом опять смотрим на себя и уже видим себя через призму увиденного. Идет такое всматривание в себя, такой эффект колебания. Также и во время смеха, мы попадаем в некую психологическую ловушку, когда мы периодически смотрим на тот объект, который вызывает смех. Мы смеемся и смеемся и еще раз и еще раз и не можем остановиться. Мы опять вглядываемся и опять смеемся и опять вглядываемся и опять смеемся и так до тех пор, пока у нас не произойдет какого-то полного эмоционального сброса. Не потому мы прекращаем смеяться, что этот объект виноват, а потому, что мы уже разрядились.

Согласно принципу иллюзионизма, для того, чтобы был смех, мы должны нечто скрыть такое, чтобы потом это можно было представить. Таким образом, в анекдоте, в веселой истории есть нечто скрытое, есть некая тайна, которую не знают слушатели, но которая потом как бы открывается. Нелепость скрыта, пишет Кант, за некоторой видимостью, которая может быть даже прекрасна. Восприятие субъектом повода к смеху, то есть объекта смеха построена, по мнению Канта, на обманутом ожидании, при котором напряженное ожидание разрешается в ничто. Это процесс разрушения иллюзии субъекта относительно субъекта. Нелепость и обманутые ожидания, взятые сами по себе, не могут приносить рассудку удовольствие. Есть такие нелепости, от которых плакать хочется.

Какая бессмыслица веселит? Почему есть такой вид бессмыслицы, который веселит, а есть вид бессмыслицы, который наоборот, не веселит. В чем же собственно отличие?

Перед смехом есть всегда нечто, что мы формируем у слушателя. Мы можем задать какой-то настрой человеку, который приведёт к бессмыслице. Например, к суициду. Поэтому смех сам по себе, на основании бессмыслицы не происходит. Он имеет определенную прелюдию, в которой свой цвет. Он может быть черным, может быть розовым. Бессмыслица же как таковая бесцветна, она прозрачна. Если бессмыслица и окрашена, то она окрашена благодаря прелюдии, которая была перед ней. Перед одной и той же бессмыслицей, самой по себе, люди могут и плакать и смеяться в зависимости от того, в каком контексте она стала кульминацией. Был какой-то контекст веселый, розовый, и бессмыслица вызвала радость. А был черный контекст, эта же бессмыслица может вызвать плач.

Мы уже говорили о беспричинном патологическом смехе. Он имеет место у наркоманов, алкоголиков и людей, страдающих перепадами настроения. Здесь также работает кантовский механизм. Рассудок у таких людей болен, замутнен негативными переживаниями, поэтому, имеет место неконтролируемость выброса нейромедиаторов, вызывающих беспричинный смех. Для таких людей любое слово и действие может вызывать смех. Аффект не завязан игрой мысли. Он вырывается из игры этих мыслей, без иллюзий, без обмана, без остроумия. То есть во время патологии. Рассудок и так обманут аффектом, эмоциональным фоном. Иными словами, наркоопьянение, которое приводит к смеху, в конце концов, тоже обман, только химический. Это радость, которая минует этап разума. Это радость, которая не завязана на остроумии, на интеллектуальном процессе. Изучение патологического смеха может пролить свет на механизмы смеха в нормальном психическом состоянии.

И всё таки, смех - процесс тела, а не ума. Ум выступает лишь в роли пускового механизма. Пусковой механизм - противоречие, нелепость в рассудке. Этот пусковой механизм включает механизм выброса смехотворной энергии. Он может быть изощренным, а может быть простым. Таким образом, смех зависит от наполненности души этой энергией радости. Ребенок смеется, радуется над вещами, которые для нас совершенно не вызывают радости, потому что мы не наполнены энергией радости как дети.

Согласно писателю-романтику Жан Полю, существуют три основные части смешного: 1) объективный контраст - противоречие. Те есть какие-то идеалы, представления, стереотипы, привычки и нечто, что врывается и противоречит этим идеалам и возникает бессмысленность, 2) само это положение чувственно, 3) субъективный контраст образует противоречие между двумя предыдущими моментами, которые навязывают комическому существу второй ряд мыслей, сужая ему душу и взгляд на вещи. (Это то же самое подкрепление, о котором мы говорил выше). То есть здесь возникает третий этап, когда организм в процессе веселой психологической ловушки выходит сам на какой-то новый уровень и начинает смеяться уже на основании эмоционального тонуса, а не на основании того, что заложено в объекте смеха. Он уже начинает походить на патологический смех. То есть в смехе есть какой-то элемент патологического момента. Такого момента, который не завязан на структуре объекта смеха. Но вначале, чтобы ковырнуть, чтобы инициировать смех, нужна хорошая уловка, психологическая ловушка, какая-то связь, чтобы ухватить слушателя, а потом опять идет механизм самоподкрепления.

По Бергсону существует три главных способа получения смешного:

1) неловкое подражание гибкости жизни (мода, экстравагантное чудо, чудачество и т.д.);

2) представление о теле, как о «стеснительной» оболочке для души. Комично каждое привлекающее наше внимание проявление физического со стороны личности. Когда дело идет о моральной стороне этой личности. Например, когда возникает противоречие.

Пример. Оратор, который закатил какую-то патетическую речь и вдруг чихнул. То есть проявил какое-то свое телесное в контексте высокого и духовного. И он ставит на нет свою прелюдию, которая была до этого. Возникает опять-таки бессмыслица;

3) мгновенное преображение личности в вещь. Пример он приводит.

Пример. Санчо Пансо подбрасывают вверх как мяч. Почему смеются?

Если что-то неживое и оно начинает двигаться, то мы тоже смеемся.

Бергсон спрашивает: а где искать комическое? И отвечает: 1) вне человека, 2) смешное требует кратковременной анестезии сердца. То есть, чтобы сердце было нечувствительным к грустному.

© Р.Р. Гарифуллин , 2010 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Способность и необходимость смеяться присутствовала у наших самых далеких предков. Смех – такой же безусловный рефлекс, как дыхание или плач. Возможность выражать свои ощущения посредством смеха присуща даже крошечным младенцам. Причем смеяться могут абсолютно все люди без исключения, даже те, которые от рождения страдают глухотой и немотой.
Способность к смеху существует на физиологическом уровне. Именно поэтому такая реакция часто возникает независимо от воли человека. Точно также как в некоторых ситуациях мы не можем сознательно прекратить одолевающий нас приступ смеха.

Смех не только оздоравливает, снимает напряжение, продлевает жизнь. Он информирует об особенностях характера человека. Поскольку этот душевный порыв, исходящий изнутри, не может быть подвержен сознательному управлению и контролю, то манера смеяться – своеобразное зеркало, отражающее черты характера, жизненную позицию, взгляды человека.

Классификация и проявления смеха: как понять характер человека
Наверное, сколько существует людей, столько имеется и разновидностей смеха. Однако психологи разграничили эту физиологическую реакцию на несколько отдельных видов. При этом склонность человека демонстрировать тот или иной вариант смеха является четким указателем на его склонности и личностные особенности. Итак, какой бывает смех, и как человек смеется? Наиболее понятной и объективной является следующая систематизация смеха, которая поможет понять характер человека.

Юмористический смех
Смех – это не только естественная реакция человека на ощущаемую щекотку. С его помощью человек реагирует на приятные события и выражает свое удовольствие, радость, веселье или иные позитивные переживания.
Юмористический смех – задорный и звонкий – присущ людям, которые умеют с позитивной точки зрения оценить существующее положение. Поскольку эти персоны могут пошутить уместно и оживить обстановку, то с ними вряд ли заскучаешь. Это те, которые всегда вносят изюминку в любое событие, и делают незабываемым праздник. Это умные и деликатные люди, понимающие грань между здоровой шуткой и злобной иронией. Их юмористический смех – орудие, спасающее в неловком положении и устраняющее накаленную обстановку.

Человек с юмористическим смехом необидчивый и не страдает от комплексов. Он умеет наслаждаться жизнью, спокойно реагирует на насмешки и колкости. Он надежно защищен от бесполезных негативных переживаний. Он не делает из мухи слона, может посмеяться над собственными оплошностями.
Юмористический раскатистый смех свойственен особам пытливым и целеустремленным. Они интересуются происходящими событиями и непрерывно развивают свои способности. Они четко понимают, чего хотят от жизни, и имеют глобальные цели. Это хорошие лидеры, способные заражать своими увлечениями других людей.
Люди с раскатистым смехом не любят однообразие, предпочитают пребывать в веселых и шумных компаниях. Несмотря на кажущееся легкомыслие, они заботливые, внимательные и нежные по отношению к своим друзьям и близким. Они обожают романтические приключения, участвуют в рискованных предприятиях, довольно расточительно относятся к материальным благам.

Социальный смех
Смех – механизм, заложенный природой, способствующий выживанию, социализации, коммуникации, демонстрации обществу уникальности своей личности. Посредством смеха происходит сплочение, создание и укрепление отношений в социальных ячейках.
Наличие чувства юмора, умение разделять аналогичные эмоции вместе со всеми, способность смеяться над своими оплошностями, является важным условием для вхождения в социальную группу. Искренне улыбающаяся особа располагает к себе других людей. Человек, который звонко смеется, всегда пользуется популярностью в социальной группе. Смех от души – показатель высокой самооценки человека, его состоятельности и надежности.

Человек, который искренне улыбается и уместно смеется, демонстрирует, что он принимает правила игры и понимает их относительность. Человек, мило улыбающийся левой половиной рта, показывает окружающим, что ему комфортно пребывание с другими. Это демонстрация того, что он относится к сотоварищам искренне, честно. Это свидетельство отсутствия у него злого умысла и корыстных интересов.
Звонкий, звенящий как колокольчик, смех утверждает, что его обладатель готов оказать содействие. Он является сигналом того, что такой индивидуум адекватно воспринимает критику и шутки других людей. Человек со звонким смехом не помнит зла и не хранит обид. Он жизнерадостный и незловредный.
В то же время социальный смех – элемент игривости и метод привлечения внимания к своей особе. Посредством задорного смеха субъект интригует других, демонстрируя, что он готов к взаимодействию. Игривый взгляд, очаровательная улыбка, звонкий смех молниеносно пронзают сердца интересующих особ.

Ликующий смех
Ликующий громкий эмоциональный смех говорит о достижении человеком высоких результатов и обретении им победы. Он свидетельствует об избытке энергии и сил. Громкий торжественный смех возникает у оптимистичных особ, способных радоваться, бурно переживать состояние восторга, веселья. Ликующий смех информирует о высокой оценке субъекта его способностей, его довольстве собственными достижениями. Индивид, который громко и торжественно смеется, не пугается перемен, не страшится критики, и умеет отстаивать свои интересы.
Ликующий смех рассказывает о жизнерадостности и бодрости личности. Такая особа жаждет деятельности, стремится испытать яркие переживания. Характерная черта такого индивида – оптимизм и ориентированность на удачный исход начинаний. Этого субъекта отличает неудержимая активность и жажда общения.

Однако такие персоны склонны разбрасывать свою энергию на разные начинания и не могут доводить начатое дело до конца. Люди с ликующим смехом не выносят пребывания в однообразной атмосфере. Они не способны продолжительно выполнять монотонную работу. Они всеми силами избегают одиночества и стараются расширить круг общения. Самое большое наказание для них – это безделье, отсутствие нагрузки, дефицит эмоций. Они легко меняют свои увлечения и склонны к рискованным авантюрам.
Ликующий смех с резким надрывом может выдавать людей, склонным к аффективным вспышкам и агрессивному поведению. Нередко надрывы в громком смехе выдают садистскую натуру. Привычка смеяться с надрывом встречается у жестоких и властных людей, склонных к рукоприкладству и жестоким физическим расправам.

Смех как средство снятия нервного напряжения
Смех – биологическое орудие для снятия нервного напряжения. С его помощью человек может избавиться от разрушающих чувств, преодолеть страхи, улучшить настроение. В ряде случаев смех способствует спасению человека от гнетущего состояния: хандры, уныния, отчаяния. Смех – это заряд позитива, объяснимый интенсивной выработкой нейромедиаторов удовольствия и счастья: дофамина, серотонина, эндорфина.
Такой смех характерен для астеников – людей, отличающихся повышенной утомляемостью и раздражительностью. Они не способны к выполнению однообразной и монотонной работы. Они быстро устают от типичных нагрузок. Они склонны к ипохондрии, болезненно воспринимают сигналы своего организма.

Астеники очень чувствительны к внешним раздражителям. Любые крошечные перемены в окружающей среде вызывают у них шквал эмоций. Их нервная система всегда работает в авральном режиме. И смех для них – средство восстановить нормальное самочувствие.

Беспокойный смех
Беспокойный тихий смех – проявление смущения и беспокойства. Он присущ личностям тревожного типа: боязливым, робким, покорным натурам. Их отличительные черты – добросердечие, сочувствие, сострадание, жертвенность. Они готовы прийти на помощь, нередко игнорируя свои потребности.
Они очень впечатлительны и болезненно ранимы. Они скромные и застенчивые, вежливые и доброжелательные. Очень часто они страдают комплексом неполноценности и считают себя изгоями в обществе. В присутствии людей они часто испытывают смущение, стеснение, дискомфорт. Нередко люди с беспокойным смехом добровольно становятся объектами насмешек и покорно выносят унижения.

Когда человек беспокойно смеется, прикрывая рот рукой, это указывает на чрезмерную самокритичность и требовательность к себе. Такие персоны склонны к тщательному анализу всех произошедших событий. Во всех неудачах они винят исключительно себя. При этом они стремятся скрыть свои эмоции от других, загоняя свои обиды и переживания вглубь души.
Беспокойный смех, сопровождаемый дрожанием, информирует о чрезмерной чувствительности и эмоциональности человека. Такие люди болезненно реагируют на неприятные события.
Тихий беспокойный смех говорит также, что субъект не доверят своим собеседникам. Такой человек подозрительно относится к деяниям других людей, в свершаемых другими поступках он старается найти какой-то злой умысел. Он считает, что против него плетут козни, стараются его уничтожить. Человек с беспокойным смехом может иметь параноидные мысли, различные комплексы и предрассудки.


Если персона реагирует на обращения слишком эмоционально, демонстрирует вычурные эмоции и выполняет театральные жесты, то ее цель – оказаться в центре внимания. Истерический смех – громкий, чрезмерный, неуместный, слишком выразительный говорит о желании субъекта быть у всех на виду.
Истерический смех присущ эгоистичным натурам, которые живут ради удовлетворения своих потребностей. Они не замечают желания других людей. Они бесчувственны к проблемам окружающих. Для них существует только их точка зрения, мнение окружения они вообще не воспринимают.

Человек с истерическим смехом любит бывать в шумных компаниях, обожает посещать массовые мероприятия. Люди, склонные истерически хохотать, отличаются блестящей фантазией и мечтательностью. Они любят перевоплощения.
Истерический громкий смех указывает на надменность и высокомерие человека. Такие люди любят устанавливать собственные правила и подчинять все своей воле. Такая персона умеет притягивать к себе благодетелей и знает, как получить от них требуемую выгоду. Однако эгоист никогда ничего не дает людям взамен. Это жадный и скрытный субъект, живущий только ради себя.

Если особа истерически хихикает, наклоняя голову набок, можно предположить, что она настроена дружелюбно, однако всю информацию пропускает через фильтр критики. Такой тип склонен всегда действовать обдуманно, даже если кажется легкомысленным на первый взгляд.
Истерический смех также характерен для самоуверенных и тщеславных особ. Их качества – это хвастовство, ложь, лесть. Они воспринимают собственное Я как эталон совершенства.

Глухой смех
Приглушенный смех указывает на замкнутых и занудных интровертов. Такие персоны обращают свое внимание исключительно внутрь себя. Это пунктуальные, дисциплинированные люди. Их характерная черта – педантичность. Они немногословные и редко вступают в оживленные дебаты.
Люди с глухим смехом очень сдержанные в проявлениях своих эмоций. Они выдержанные и уравновешенные. Они рассудительные и вдумчивые. Им присуща некоторая медлительность в мышлении и заторможенность в действиях.
При этом многие люди, которым свойственен глухой смех, считают себя очень интересными, умными, гениальными и выдающимися людьми. Они явно переоценивают собственный потенциал. Такие люди уверены в себе и надежны. Они часто сосредоточены на реализации какого-то глобального проекта.

Лица, которые стараются сдержать глухой смех – деловитые и предприимчивые. Они являются надежными соратниками для своей команды. Люди с глухим смехом предпочитают серьезные отношения с противоположным полом. Это верные и хозяйственные супруги. Однако у них вовсе отсутствует способность к романтическим переживаниям. Их отличает холодность в восприятии мира, поэтому с ними часто бывает скучно.
Персоны с глухим смехом, которые прикрывают свой рот ладонью, способны контролировать свои эмоции и поведение. Несмотря на некую холодность, по своей сути они милые и сострадательные существа, готовые оказать помощь нуждающемуся человеку.

Глухой смех сквозь зубы выдает неискренность и лицемерие. Привычка смеяться таким образом присутствует у подлых, лживых, недобросовестных людей. Для них характерно лицемерие, неискренность, наличие злых умыслов, которые маскируются за внешним чистосердечием и добродетелью. Такие люди неискренне в своих взглядах и суждениях. Они часто плетут интриги и могут исподтишка совершить зло.

Грубый смех
Смех не всегда несет позитивные намерения. В поведении смеющегося человека может быть замаскирована скрытая угроза, издевательство, агрессия.
Искусственный вульгарный смех свидетельствует о распущенности, отсутствии дисциплинированности, неорганизованности человека. Грубый смех выдает наглых, бесцеремонных, циничных людей.
Привычка смеяться грубо характерна для людей с низким уровнем интеллекта. Они с трудом воспринимают и усваивают новую информацию. У таких людей отсутствуют достаточные когнитивные способности к обучению. Они находятся на низком культурном уровне и не желают развивать свою личность, поскольку попросту не понимают суть личностного роста.

Если для индивидуума свойственен грубый смех, и при этом он держит рот широко раскрытым, то это выступает свидетельством его невоспитанности. У такого субъекта отсутствуют нравственные принципы, он не знаком с нормами приличия. Человек склонен держать себя обособленно от общества. Его отличает капризность, своеволие, самодурство.
Человек, который грубо смеется и демонстрирует ухмылку – жестокая, эгоцентричная и лживая натура. Такой субъект склонен к агрессивности и конфликтности. Он предпочитает использовать силовые методы для разрешения существующих проблем.

Люди с грубым вульгарным смехом – мстительные особы. Они очень обидчивые и злопамятные, не воспринимают критику в свой адрес. У них искажено чувство справедливости. Их характерная черта – навязчивая и ненасытная жажда возмездия.
Если женщина смеется вызывающе и вульгарно, это может свидетельствовать о том, что она себя очень низко ценит, и ей не хватает мужского внимания. Она недооценивает свою сексуальность и подавляет свое влечение к противоположному полу. Грубый смех мужчин и женщин, сочетаемый с иронией, также является указателем патологической ревнивости человека.

Патологический смех
В некоторых ситуациях смех может принимать патологическую форму. Неуместный, беспричинный, чрезмерно интенсивный процесс может быть признаком наличия у человека пагубного пристрастия – наркомании. Неукротимая потребность смеяться возникает у наркомана, употребляющего диметилгептилпиран (ДМГП). Спровоцировать психоз, проявляемый беспричинным истерическим смехом, способен тетрагидроканнабинол – сильнейшее химическое вещество, которое содержится в соцветиях и листьях конопли.

Неконтролируемый, беспричинный, интенсивный смех может быть симптомом существования серьезных проблем в здоровье. Неудержимый хохот, сочетаемый с насильственным плачем, может свидетельствовать о наличии злокачественных новообразований в головном мозге. Стереотипное проявление избыточного смеха, не соответствующего сложившейся ситуации, выступает клиническим признаком некоторых неврологических дефектов, например: синдрома Туретта. Чрезмерно эмоциональный хохот фиксируется у больных с разнообразными психотическими нарушениями. Смех без причины, разговоры с самим собой, бредовые рассуждения являются признаками шизофрении. Демонстративный громкий смех, дурашливость может информировать о развитии у человека реактивного психоза.

Автоответчик на телефоне доверия:
Добро пожаловать на нашу горячую линию срочной душевной помощи!
Если вы слишком импульсивны – несколько раз быстро нажмите 1.
Если вы чувствуете себя зависимым – попросите кого-нибудь нажать 2.
Если у вас множество личностей – нажмите 3, 4, 5 и 6.
Если у вас мания преследования – мы знаем, кто вы и чего хотите, просто никуда не уходите, а мы пока отследим ваш звонок.
Если у вас шизофрения – слушайте внимательно и тихий голосок подскажет вам, какую цифру нажать.
Если у вас депрессия – не важно, что вы нажмете… никто все равно не ответит…

Приходит мужчина к психологу и говорит:
- Доктор, у меня мания величия! что мне делать?
- Да что ты можешь знать о мании величия, жалкий человечишка!

У психолога:
- Вы знаете, наша дочка слепа от рождения, плюс к этому она очень жадная и нас постоянно подозревает в том, что мы ее не любим. Считает, что себе мы кладем много еды, а ей недокладываем…
- Вы возьмите и сварите несколько килограммов пельменей и положите ей все разом - чтобы она убедилась в вашей любви.
Родители так и сделали: сварили 10 кг пельменей, положили в тазик и подали на стол. Девочка ощупала приличную кучу:
- Представляю, сколько же вы себе навалили!

Молодой психоаналитик обращается к своему старшему коллеге:
- Скажите, как Вам удается сохранить столько сил и энергии? Ведь у Вас столько пациентов, каждый со своими проблемами и всех нужно выслушать?
- А кто их слушает?

Беседуют два психолога:
- Я каждого своего нового пациента всегда спрашиваю, играет ли он в шахматы…
- И что?
- Если он не играет, советую начать играть, а если играет, советую прекратить.
- Но зачем?
- Да сам не знаю, но в 80% случаев помогает…

Один психоаналитик женился на безобразной женщине.
- Я знаю, — сказал он друзьям, объясняя свой выбор — она косая, у нее кривые ноги, она глупа, но какие ее мучают кошмары!

Сантехник закончил монтаж раковины в кабинете у психоаналитика:
- Я закончил. С вас пять тысяч рублей.
- Вам нужны деньги?
- Да.
- Вы хотите об этом поговорить?

Психолог: Я ведь строго говорил вам, что вы можете пить не более ста граммов в день?!!!
Клиент: Ага, а вы думаете, что я только у вас лечусь?

Психологи утверждают, что для хорошего настроения нужно ежедневно обнимать 8 человек. Ну, или дать одному в морду.

Психотеpапевт встpечает коллегy:
- Вчеpа после банкета, захожy в кабинет, а там клиент. Посмотpел на него и понял, что y паpня сеpьезные пpоблемы. Поговоpил с ним, помог по-новомy посмотpеть на ситyацию. Только заканчиваю консyльтацию, в кабинет заходит дежypный и спpашивает, с кем я pазговаpиваю и чего yселся пеpед зеркалом…

Психоаналитик:
– Вы кypите?
Пациент:
– Hет.
– Пьете?
– Hет.
Психоаналитик:
– И не надо так yхмыляться, я все pавно что-нибyдь найдy!

Пациент:
- Скажите, как долго мне еще можно рассказывать все, что приходит в голову?
Психоаналитик:
- Говорите, говорите, — время — деньги.

Вечер, море, пустынный пляж. Два психолога отдыхают, пьют пиво. Слышат крик тонущего мужчины:
- Помогите! Тону!
Один психолог говорит:
- Кажется, у мужчины проблема.
Второй ему отвечает:
- Да, но главное - он уже говорит о ней.

Пациентка говорит своему психоаналитику:
- Доктор, мы никогда не ссоримся со своим мужем.
- Странно, — отвечает врач. — Значит, вы не созданы друг для друга.

Выслушав меня, мой психоаналитик записался на приём к своему.