Загрязнения воздуха промышленными предприятиями. Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (НДВ) Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от предприятий

Ст. 12. Нормативы выбросов вредных физических воздействий на атмосферный воздух

1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:
  • технические нормативы;
  • предельно допустимые выбросы.
2.Технические нормативы устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух , а также для являющихся и сточниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов, территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей среды.

В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.)

Ст. 14. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух

1.Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды , органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

2. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт в редакции, введенной в действие с 29 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ).

3. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями , выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ст. 22. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников

  1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
  2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ , перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Ст. 30. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
  • обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
  • согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности , оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;
  • внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
  • планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов ;
  • осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения ;
  • осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
  • обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья:
  • выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
  • немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха , которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
  • предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха ;
  • соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
2.Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
  1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
  2. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
  3. Договора электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения (или письма о намерениях технические условия подключения).
  4. Генеральный план (М 1:500).
  5. Ситуационный план, (М 1:2000) с указанием границ объекта, экспликацией окружающих объектов, перспективной застройки.
  6. Письмо о координатах привязки рассматриваемого объекта.
  7. Фоновые концентрации загрязняющих веществ района расположения объекта.
  8. Климатические характеристики района.
  9. Копия разрешения на строительство, копии ордеров на проведение работ.
  10. Копия ПОС.
  11. Сертификаты на сырье (краска, шпатлевка, клей, моющие средства, электроды, топливо и т.д.)
  12. ТХ и сопутствующие тома проекта .
  13. Указать место расположения контейнерной площадки и частоту вывоза мусора с территории предприятия.
  14. При наличии ГОУ (газоочистные установки) – сертификат ГОУ, паспорта на ГОУ.

ЗАКОН РФ «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА» (96-ФЗ - 1999 г.).

Ст. 31 Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

КОАП РФ ОТ 30.12.2001 №195-ФЗ, ГЛАВА 8:


Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) влечет наложение :
  • административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • штрафа на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей;
  • штрафа на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей.

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

Административный штраф за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения УВЕЛИЧЕН для должностных лиц в 10 раз (с 4-5 тысяч рублей до 40-50 тысяч рублей ), для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в 8-10 раз (с 4-5 тысяч рублей до 30-50 тысяч рублей ), для юридических лиц - в 4,5-5 раз (с 40-50 тысяч рублей до 180-250 тысяч рублей ).

Кроме того, впервые для индивидуальных предпринимателей УСТАНОВЛЕН ШТРАФ за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в воздух или вредное физическое воздействие на него в размере 30-50 тысяч рублей . Для должностных лиц административная ответственность за такое нарушение увеличена в 3,3-5 раз (с 3-4 тысяч до 10-20 тысяч рублей ), для юридических лиц - в 2,6-2,5 раз (с 30-40 тысяч до 80-100 тысяч рублей ).

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ ОТ 13 ИЮНЯ 1996 ГОДА N 63-ФЗ

Статья 251. Загрязнение атмосферы

1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения. Деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха наказываются:
  • штрафом в размере до 80 000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;
  • или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
  • или обязательными работами на срок до 360 часов;
  • или исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев.
Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека , наказываются штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до 5 лет.
О практике применения судами законодательства об ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 252 УК РФ, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14.

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на проект выбросов можно обратившись по почте

Описание контент-сета

Набор данных «Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников» содержит информацию о количестве выбросов наиболее распространенных в атмосферу загрязняющих веществ на территории города Москвы. Данные приводятся на основании ежегодного статистического сборника «Состояние атмосферного воздуха города Москвы», издаваемого территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат). Показатели приведены по юридическим лицам, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Основные понятия:

источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества

стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника

Современная ситуация в России.

На сегодняшний день в России наблюдается снижение выбросов загрязняющих веществ.Динамика и изменение общей структуры выбросов вредных веществ представлена в Российском статистическом ежегоднике Федеральной службы государственной.

По данным регулярных наблюдений Росгидромета за период 2011 – 2015 гг. средние за год концентрации взвешенных веществ, диоксида азота, оксида азота, диоксида серы и оксида углерода снизились на 8-15%.

Современная ситуация в Москве.

По данным Мосгорстатана территории Москвы функционирует 457 предприятий, на которых зарегистрировано менее 30 тыс. стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На данный момент на территории города Москвы наблюдается отрицательная динамика численных показателей характеризующих выброс наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников 6,9% период с 2014 по 2016 год.

Табл. «Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников» г. Москва. (тысяч тонн).

Годы

Всего

в том числе:

выбросов

твердых

газообразных и жидких

из них


диоксида серы

оксидов азота

оксида

углерода

углеводорода (без летучих органических соединений)

летучие органические соединения

2011

61,2

59,6

13,2

35,4

2012

71,6

70,3

17,3

36,5

2013

66,0

64,7

12,9

33,1

2014

67,7

66,1

10,7

33,0

10,0

2015

63,2

61,6

29,7

2016

63,0

61,5

31,5

10,3

А знаете ли вы что?

В Москве реализуется закон «Об экологическом мониторинге в городе Москве» и постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 № 866-ПП «О функционировании Единой системы экологического мониторинга и практическом использовании данных экологического мониторинга» наиболее значимые с точки зрения антропогенного воздействия на окружающую среду. Промышленные предприятия обязаны создать автоматизированные системы прямых инструментальных измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на организованных источниках.

Оборудованию средствами автоматизированного контроля подлежат источники выбросов загрязняющих веществ, на которых с наибольшей вероятностью могут происходить сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, а также источники, используемые в мероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ, при неблагоприятных метеорологических условиях.

Автоматизированные системы локального экологического мониторинга обеспечивают непрерывный автоматический контроль основных характеристик выбросов загрязняющих веществ – величины выбросов диоксида и оксида азота, оксида углерода, хлористого водорода, диоксида серы, суммы взвешенных веществ, смеси предельных углеводородов С1-С5, сероводорода, расхода, линейной скорости и температуры отходящих дымовых газов. Перечень контролируемых параметров определяется индивидуально с учетом состава выбросов промышленного предприятия. Результаты измерений передаются в режиме реального времени в информационно-аналитический центр Единой государственной системы экологического мониторинга города Москвы, функции которого выполняет ГПБУ «Мосэкомониторинг».

На данный момент системами локального экологического мониторинга оснащены 55 промышленных предприятий города Москвы: 51 предприятие теплоэнергетического комплекса (11 московских ТЭЦ, 40 районных тепловых станций), 3 мусоросжигательных завода и одно нефтеперерабатывающее предприятие АО «Газпромнефть-МНПЗ».

Анализ работы систем контроля демонстрирует их эффективность по предотвращению несанкционированных сверхнормативных выбросов. Так в 2016 году по результатам работы систем контроля зафиксировано 3 случая превышения норм ПДВ на источниках выбросов предприятий, что в 15 раз меньше аналогичного показателя в 2011 году. При этом общий суммарный сверхнормативный выброс в 2016 году сократился по сравнению с 2011 годом более чем в 100 раз (с 1317 кг до 13 кг).

Материал подготовлен на основе информации: http :// data . mos . ru /, http://moscow.gks.ru, Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году».

ГК «Эффективная безопасность» - проведение и оформление расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в г. Москва, Московской области, г. Казань и Республике Татарстан. Оптимальная цена, оптимальное качество.

Стоимость: от 20 000 рублей. Срок разработки: от 20 рабочих дней. Срок действия: 7 лет.

Расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ) – документ в котором произведен расчет для определенного объекта негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) допустимых норм выбросов вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29.07.2018 г.) «Об охране окружающей среды», расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий НВОС (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Также пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29.07.2018 г.) «Об охране окружающей среды» устанавливается обязанность проводить расчет нормативов допустимых выбросов веществ 1 и 2 класса опасности для объектов III категории НВОС.

Пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ (в ред. от 29.07.2018 г.) «Об охране атмосферного воздуха» обязывает юридические лица и индивидуальных предпринимателей обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Содержание расчета нормативов допустимых выбросов

В связи с отсутствием специальных требований к оформлению расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, за основу берутся требования, установленные «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу», утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987. и Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, НИИ «Атмосфера» 2012 г. Объем и содержание расчета нормативов выбросов в каждом отдельном случае определяется деятельностью предприятия и характеристикой источников выбросов. Расчет НДВ включает в себя следующие разделы:

Раздел 1. Краткое описание деятельности предприятия;

Раздел 2. Характеристика предприятия в качестве источника загрязнения атмосферы:

    Краткая характеристика технологического оборудования и технологических процессов;

    Перечень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;

Раздел 3. Расчеты загрязнения атмосферного воздуха и предложения по нормативам ДВ для источников выбросов:

    Определение источников выбросов и вредных веществ, подлежащих нормированию;

    Предварительный анализ влияния выбросов загрязняющих веществ на загрязнение приземного слоя атмосферы;

    Детальные расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе при помощи специализированных программ (УПРЗА);

    Предложения по НДВ в атмосферный воздух для объекта ОНВОС.

Этапы проведения расчета нормативов допустимых выбросов

Основные этапы по проведению расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

    Первичная консультация, в процессе которой наш специалист уточняют информацию о вашей организации, а именно: сфера деятельности, количество объектов и источников, местоположение их, наличие разрешения на выброс загрязняющих веществ и предыдущего проекта, либо действующей инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ. Если у вас имеется предыдущий проект, то необходимо уточнить какие изменения произошли в течение действия данного проекта;

  1. Оценка стоимости, составление договора и оплата счета;
  2. Сбор информации;

    Выезд специалистов в целях проведения при необходимости;

    Проведение лабораторных замеров выбросов (для организованных источников выбросов);

    Проведение расчета рассеивания;

    Оценка полученных сведений;

    Оформление расчета нормативов допустимых выбросов.

Законодательство

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  2. Федеральный закон от 04 мая 1996 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  3. ГОСТ 17. 2. 3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера»;
  4. Письмом Минприроды России от 29.03.2012 N 05-12-47/4521 введено в действие "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (дополненное и переработанное), ОАО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2012 г.;
  5. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987;
  6. Приказ Минэкологии и природных ресурсов РТ от 20.04.2012 N 143-п "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками"
  7. Постановление Правительства РФ от 02 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
  8. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2015 № 414 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов"
  9. Приказ Минприроды России от 26.12.2016 № 674 «Об утверждении Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»

Вопросы и ответы

Вопрос №1. У нашего предприятия идет превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) у двух веществ в составе выбросов. Как нам следует поступить в данной ситуации?

В данной ситуации необходимо разработать аналогичный проект ПДВ, но есть некоторые различия. Во-первых, в случае превышения ПДК разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдается на срок не более 1 года. Во-вторых, обязательным условием является разработка и согласование плана мероприятий по сокращению (снижению) выбросов и сдача отчета по выполнению этого плана. В случае невыполнения утвержденного плана предусмотрены повышающие коэффициенты при платежах за негативное воздействие на окружающую среду - в 100 раз.

Временно согласованные выбросы (ВСВ) - временный лимит выброса, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса (Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ).

Вопрос №2. Можем ли мы самостоятельно провести инвентаризацию источников выбросов?

Если у вас на предприятии присутствуют канцерогенные факторы, то паспорт вам нужен.

Да, конечно. Но следует отметить, что завершающим этапом инвентаризации является проведение замеров выбросов вредных веществ в воздух. Замеры и анализ выбросов может проводится только аккредитованной лабораторией.

Некоторое время назад мы столкнулись с проблемой при разработке проекта ПДВ, а именно: силами сотрудников предприятия и сторонней лабораторией была проведена инвентаризация, в процессе которой были не совсем верно указаны типы источников выбросов (неорганизованные источники превратились в организованные) и их местоположение. В связи с этим нам пришлось самостоятельно провести инвентаризацию и внести изменения в разработанный проект ПДВ.

ТЭГИ: НДВ, нормативы допустимых выбросов, ПДВ, проект нормативов предельно допустимых выбросов, нормативы предельно-допустимых выбросов, выбросы в атмосферный воздух, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативы выбросов, расчет нормативов выбросов, загрязняющие вещества, атмосферный воздух

Название документа:
Номер документа: 183
Вид документа:
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 02 марта 2000
Дата начала действия: 02 марта 2000
Дата редакции: 14 июля 2017

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 229 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 17, 23.04.2007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 351 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 18, 04.05.2009, (ч.II));
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 9, 28.02.2011);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2017, N 0001201707190045).
____________________________________________________________________

В целях реализации статей 12 и 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

2. Определить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (абзац в редакции ; в редакции :

разрабатывает и утверждает методы (методики) определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов; *2.1.2)
(Абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 ; в редакции, введенной в действие с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .

утверждает предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, за исключением предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий, оказывающих отрицательное влияние на здоровье людей, методы определения этих нормативов и виды источников, для которых они устанавливаются;

абзац утратил силу с 27 июля 2017 года - .

3. Пункт утратил силу с 27 июля 2017 года - постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 ..

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

ПОЛОЖЕНИЕ о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 марта 2000 года N 183

1. Настоящее Положение определяет порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, а также выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .

2. В соответствии с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы выбросов:

технический норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух (далее именуется - технический норматив выброса);

предельно допустимый выброс вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух (далее именуется - предельно допустимый выброс).

3. Технические нормативы выбросов для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются техническими регламентами (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 229 .

4. Пункт утратил силу с 27 июля 2017 года - постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 ..

5. При разработке нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух применяются методы определения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Разработка нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух осуществляется в соответствии с методами определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды , утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р .

При разработке нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух применяются методы (методики), утверждаемые Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .

6. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .

Соответствие предельно допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.
(Абзац дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 229 ; в редакции

7. В случае невозможности соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования могут устанавливать для указанных источников по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - временно согласованные выбросы).

Для установления временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем разрабатывается и утверждается план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее - план), а также подготавливаются предложения по возможным срокам поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее соответственно - предложения по срокам достижения нормативов, сроки достижения нормативов).

Предложения по срокам достижения нормативов для иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не могут превышать 7 лет.

План и предложения по срокам достижения нормативов направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, который представляет предложения по срокам достижения нормативов в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации на утверждение с приложением плана.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения предложений по срокам достижения нормативов, направляет в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования утвержденные сроки достижения нормативов или мотивированный отказ в их утверждении.

Представление указанных документов и информации может осуществляться в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .

7_1. Основаниями для отказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации в утверждении сроков достижения нормативов является предоставление неполной, недостоверной или искаженной информации, а также:

а) несоблюдение сроков достижения нормативов, указанных в плане, утвержденном на предыдущий год;

б) повторное включение в план мероприятий, не выполненных в ходе реализации плана, утвержденного на предыдущий год;

в) включение в план мероприятий, не обеспечивающих достижения предельно допустимых выбросов.
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

7_2. Временно согласованные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения утвержденных органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков достижения нормативов.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

8. Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .

Разработка предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 .

9. Нормативы предельно допустимых выбросов и временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника и их совокупности (организации в целом).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841 .

9_1. Для установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов, содержащее следующие сведения:

а) полное и сокращенное наименования в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица, а также фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, телефон, адрес электронной почты (при наличии), реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения отдельных производственных территорий;

в) информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которой производился расчет концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе;

г) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_2. К заявлению прилагаются следующие материалы:

а) данные инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации - в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;

б) проект предельно допустимых выбросов.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_3. Для установления временно согласованных выбросов юридические лица, индивидуальные предприниматели помимо сведений, указанных в пункте 9_2 настоящего Положения, также представляют проект плана.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_4. Для установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов указанные юридические лица, индивидуальные предприниматели могут направлять заявление и документы в виде электронного документа, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_5. Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривают представленные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заявление, материалы и проект плана для установления нормативов предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов и принимают решение об установлении нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов либо решение об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием).
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_6. Основаниями для отказа в установлении нормативов предельно допустимых выбросов являются предоставление неполной, недостоверной или искаженной информации, а также:

а) наличие подтвержденных результатами государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха сведений о недостоверности представленных данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов, а также о характеристиках источников выбросов);

б) несоответствие данных, используемых при разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов, данным проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) или данным инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности), в том числе указание неполного перечня выбрасываемых вредных (загрязняющих) веществ;

в) наличие арифметических ошибок в разработанных проектах нормативов предельно допустимых выбросов (с учетом погрешности измерений);

г) наличие в разработанных проектах нормативов предельно допустимых выбросов веществ, объем или масса выбросов которых превышают предельно допустимые выбросы.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_7. Основаниями для отказа в установлении временно согласованных выбросов являются:

а) предоставление для установления временно согласованных выбросов неполной, недостоверной или искаженной информации;

б) мотивированный отказ органов государственной власти субъекта Российской Федерации в утверждении сроков достижения нормативов;

в) указание в качестве конечных показателей плана объемов или масс выбросов вредных (загрязняющих) веществ, превышающих предельно допустимые выбросы.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_8. Установление нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) оформляется решением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_9. Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются на 7 лет.

Временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются на сроки достижения нормативов, утвержденные органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Установление нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) оформляется решением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

9_10. Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 5 рабочих дней после установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) направляют копию решения об их установлении в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также информируют территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об установлении временно согласованных выбросов и сроках достижения нормативов.

Территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информируют орган государственной власти субъекта Российской Федерации о нормативах предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, установленных для стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выдается одновременно с установлением нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов.

Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух выдается на срок, соответствующий сроку, на который установлены нормативы предельно допустимых выбросов.

Разрешение на временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) выдается на 1 год при условии выполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем плана и достижения запланированных показателей поэтапного уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащие региональному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 841)

10. Форма разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 229 ; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 351 ; дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 .

Порядок выдачи и форма разрешений на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78).

11. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц, территории городских и иных поселений и их частей, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 229 ; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 351 .

12. Нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются разрешениями, выдаваемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по утвержденной соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека форме.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 229 ; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 351 ; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 ; в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 ; в редакции, введенной в действие с 18 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 .

13. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух могут взиматься сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (с изменениями на 14 июля 2017 года)

Название документа: О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (с изменениями на 14 июля 2017 года)
Номер документа: 183
Вид документа: Постановление Правительства РФ
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Действующий
Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации, N 11, 13.03.2000, ст.1180
Дата принятия: 02 марта 2000
Дата начала действия: 02 марта 2000
Дата редакции: 14 июля 2017

ГОСТ Р 56167-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ

Метод расчета ущерба от промышленного предприятия объектам окружающей среды

Air pollution emissions. Method of prejudice calculation from industrial enterprise environment objects


ОКС 13.020.01
13.040.01

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 "Охрана окружающей природной среды"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2014 г. N 1325-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает метод расчета ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного промышленного предприятия объектам окружающей среды, экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам.

Настоящий стандарт предназначен для работников подразделений по охране окружающей природной среды предприятий, специалистов научно-исследовательских, проектных и других организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха окружающей среды, а также органов и служб по охране окружающей среды администраций городов и регионов России.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ИСО/МЭК 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
________________
Действует ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 .


ГОСТ Р 8.563 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Общие положения

3.1 Настоящий стандарт распространяется на следующие основные виды ущерба, наносимого окружающей среде:

- загрязнение атмосферного воздуха организованными выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения;

- загрязнение атмосферного воздуха неорганизованными выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения.

3.2 Сбор данных, необходимых для определения расчета ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного предприятия объектам окружающей среды, экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам и оформление результатов осуществляют совместно со специализированными организациями, аттестованными и (или) аккредитованными в установленном порядке, а также профильными научно-исследовательскими институтами.

3.3 Превышение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ устанавливают следующими методами:

- инструментальным методом на основании измерений параметров выбросов загрязняющих веществ, выполненных аналитической лабораторией, техническая компетентность которой соответствует требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025 по методикам, прошедшим метрологическую аттестацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563 ;

- расчетным методом на основании методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, рекомендованных к применению при нормировании и определении количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

3.4 Факт превышения норматива разового выброса загрязняющего вещества на источнике загрязнения считают установленным, если разность между фактической мощностью разового выброса этого загрязняющего вещества с учетом погрешности ее измерения превышает предельно допустимое значение.

3.5 Затраты, необходимые для определения величины ущерба, определяют на основе данных о стоимости основных видов работ и (или) на основании данных о фактически произведенных расходах по определению размера причиненного вреда.

К расходам, необходимым для оценки нанесенного ущерба, относят затраты на проведение следующих работ:

- отбор проб и проведение лабораторных анализов содержания компонентов в пробах;

- оценка распространения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

- составление смет на выполнение работ по ликвидации нанесенного ущерба и его последствий;

- проведение оценки ущерба и подсчета убытков;

- проведение иных видов работ, выполнение которых связано с оценкой ущерба и подсчетом убытков.

4 Порядок расчета ущерба

4.1 Определение количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

4.1.1 При наличии разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником загрязнения количество выброса загрязняющего вещества в тоннах, рассчитывают по формуле

где - значение выброса -го загрязняющего вещества, установленное на момент контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов; определяют инструментальным методом, г/с;

- величина норматива допустимого выброса -го загрязняющего вещества, установленного в разрешении на выброс загрязняющих веществ предприятия [предельно допустимый выброс, лимит на выброс (временно согласованный выброс)], г/с;

- продолжительность выброса загрязняющего вещества с момента обнаружения и до прекращения выброса, ч;



Пример расчета приведен в приложении А.

4.1.2 При отсутствии разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух количество выброса загрязняющего вещества в тоннах рассчитывают по формуле

где - значение разового выброса -го загрязняющего вещества, установленное на момент контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов, г/с;

- продолжительность выброса загрязняющего вещества с момента обнаружения выброса и до его прекращения, ч;

278 - коэффициент пересчета граммов в тонны и секунд в часы.

4.1.3 При неисправности или неиспользовании (отключении) очистных установок расчет значения выбросов загрязняющих веществ осуществляют согласно 6.1 или по входным характеристикам, указанным в паспорте на конкретное газоочистное сооружение. Неисправность очистных установок приравнивают к их нерабочему состоянию.

4.1.4 При аварийных выбросах загрязняющих веществ (выброс, осуществляемый при возникновения аварийных ситуаций) количество загрязняющего вещества определяют как значение выброса загрязняющего вещества по формуле (2) или как значение выброса загрязняющего вещества, установленное расчетным путем исходя из характеристик технологического оборудования и записей параметров ситуации в учетной документации природопользователя в случае ее ведения, а также с учетом продолжительности выбросов.

4.1.5 Продолжительность выброса загрязняющего вещества, включая аварийный, определяют с момента обнаружения и до момента окончания выброса.

Момент начала выброса определяют со дня установления факта сверхнормативного выброса в следующих документах:

- в акте инспекторской проверки;

- в протоколе аналитического исследования проб воздуха.

Примечание - В акте инспекторской проверки указывают сведения о соблюдении природопользователем экологических требований в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, сооружений и иных объектов.


Моментом окончания выброса считают дату регистрации в органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области охраны окружающей среды, отчета об устранении нарушений, приведших к нанесению ущерба, с предоставлением результатов аналитического исследования воздушной среды атмосферного воздуха, проведенного в тех же точках, где ранее были установлены факты нарушений, перечисленные в 4.1.

В случае повторного установления факта нанесения ущерба (выявления сверхнормативного выброса) момент окончания выброса устанавливают по данным лаборатории, привлеченной органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, а продолжительность выброса определяют с момента его первичного обнаружения.

5 Расчет ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ промышленного предприятия

5.1 Расчет ущерба , в рублях, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного предприятия объектам окружающей среды, экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам, рассчитывают по формуле

где - удельные затраты на улавливание и (или) обезвреживание -го вещества рассчитывают по формуле (4), руб./т;

- загрязняющее вещество;

- количество загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- количество -го загрязняющего вещества, определяемое по формулам (1) и (2) по каждому загрязняющему веществу, т;

- затраты, необходимые для определения размера ущерба, руб.

5.2 Расчет удельных затрат на улавливание и (или) обезвреживание -го вещества , в рублях на тонну, рассчитывают по формуле

где - затраты на приобретение и установку оборудования по улавливанию и (или) обезвреживанию -го загрязняющего вещества, определяемые по рыночным ценам на аналогичное очистное оборудование, которое используется или должно использоваться на источнике, и работы по установке оборудования, руб.;

- масса -го загрязняющего вещества, улавливаемого очистным оборудованием за год, т.

5.3 При наличии очистного оборудования, предназначенного для очистки воздуха от нескольких загрязняющих веществ одновременно, расчет удельных затрат на улавливание и (или) обезвреживание -го вещества, содержащегося в выбросах , в рублях на тонну, рассчитывают по формуле

где - затраты на приобретение и установку оборудования, предназначенного для очистки воздуха от нескольких загрязняющих веществ одновременно, определяемые по рыночным ценам на аналогичное очистное оборудование, которое используется или должно использоваться на источнике, и работы по установке оборудования, руб.;

- количество загрязняющих веществ, улавливаемых очистным оборудованием одновременно;

- масса -го загрязняющего вещества, улавливаемого за очистным оборудованием, предназначенным для очистки воздуха от нескольких загрязняющих веществ одновременно, т;

- коэффициент приведения массы -го загрязняющего вещества к условным тоннам с учетом его относительной опасности, рассчитываемый по формуле

где - предельно допустимая концентрация -го загрязняющего вещества.

5.4 При отсутствии данных о рыночных ценах на аналогичное очистное оборудование, которое используется или должно использоваться на источнике, расчет ущерба, причиненного загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения , в рублях, рассчитывают по формуле

где - коэффициент для вычисления размера ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ, зависящий от отрасли, к которой относится промышленное предприятие, определяемый по таблице Б.1 приложения Б, руб./т;

- масса -го загрязняющего вещества, определяемое по формулам (1) и (2) по каждому загрязняющему веществу, т;

- показатель, учитывающий инфляцию, вычисляемый по формуле (8);

- затраты на установление факта нанесения ущерба и оценку размера негативного воздействия, рассчитываемые по формуле (9), руб.;

- загрязняющее вещество;

- количество загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Пример расчета ущерба, нанесенного в результате загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения, , приведен в приложении А.

где - уровень инфляции, установленный на федеральном уровне на год исчисления размера ущерба.

где - затраты на отбор проб и проведение лабораторных анализов содержания компонентов в пробах, с учетом накладных расходов, руб.;

- затраты, связанные с определением суммы ущерба, руб.;

- затраты на оценку распространения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и последующего их влияния на население, основные фонды, смежные отрасли, руб.;

- затраты, связанные с проведением расчетов, руб.;

- прочие затраты, руб.

Приложение А (справочное). Пример расчета сверхнормативного выброса углеводородов и определение размера ущерба, нанесенного стационарным источником загрязнения

Приложение А
(справочное)

А.1 На предприятии в течение 30 дней осуществлялся сверхнормативный выброс углеводородов (бензола, толуола, ксилолов, этилбензола и фенола) стационарным источником.

В соответствии с 4.1 расчет сверхнормативного выброса углеводородов по формуле (1) вычисляют следующим образом:

Таким образом, за 30 дней в атмосферный воздух поступило 6,9045 т загрязняющих веществ.

А.2 В соответствии с 5.4 расчет исчисления размера ущерба, нанесенного стационарным источником загрязнения по формуле (7), выполняют следующим образом, при этом затраты принимают равными нулю

Таким образом, размер ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного предприятия объектам окружающей среды, экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам, без учета затрат равен 1191026,2 руб.

Приложение Б (обязательное). Коэффициенты для расчета размера ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ в зависимости от отрасли

Приложение Б
(обязательное)


Таблица Б.1 - Коэффициент для расчета размера ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ в зависимости от отрасли, к которой относится промышленное предприятие, в тысячах рублей за 1 т

Отрасли, производства

Взвешен-
ные вещества

Группа загрязняющих веществ

Углево-
дороды

Вещества I класса опасности

Другие вещест-
ва

Черная металлургия

Цветная металлургия

Машиностроение, металлообрабатывающее производство

Автостроительное производство (в том числе предприятия по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств)

Радиоэлектронное производство

Нефтеперерабатывающее производство (в том числе АЗС)

Химическое и нефтехимическое производство

Производство резинотехнических изделий

Химико-фармацевтическое и парфюмерное производство

Стекольное и керамическое производство

Производство синтетических смол и изделий из них

Пищевая промышленность

Производство табачных изделий

Текстильное и ткацкое производство

Черная металлургия

Деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное производство

Производство мебели

Полиграфическое производство

Производство стройматериалов и асфальта

Сжигание мусора

Энергетические объекты (котельные, ТЭЦ, тепловые станции и др.)

Другие отрасли производства

* К другим веществам относят остальные загрязняющие вещества, для которых установлены предельно допустимые значения концентрации или ориентировочные безопасные уровни воздействий (ОБУВ) в атмосферном воздухе населенных мест.

Библиография

УДК 504.054:504.3.054:006.354

ОКС 13.020.01

Ключевые слова: выбросы загрязняющих веществ, атмосфера, ущерб, промышленные предприятия, окружающая среда



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019