Аморальный образ жизни матери. Асоциальное (аморальное) поведение

Моральные нормы любой культуры складываются из соблюдения этических установок и допустимости отклонений от них. Кроме того, вести аморальный можно, даже не отрицая общепринятых неписаных законов, а просто не вписываясь в них течением своих мыслей и жизненных устоев. Так, всю жизнь непонятыми изгоями остаются многие гениальные писатели и художники с собственным видением творчества. Однако аморальность может быть и злостной, провокационной и опасной для окружающих.

Принципы аморальности и нарушения нравственного поведения

Понятие нравственности не может быть единым для всех народов, поэтому, попадая из одной страны в другую, пересекая континенты, вы невольно меняете не только географическое положение, но и условные рамки допустимого поведения. Но это в глобальном понятии. Более узкие понятия моральных норм заключены в микрообществах, в которых человек постоянно вращается. У каждого из нас таких «рамочных» периметров как минимум два - это дом и работа (учеба).

Личное восприятие морали рождает в личности окружающая среда текущего временного отрезка. Нельзя считать за эталон правильного поведения в современной России то, что делало человека высококультурным в XVII веке во Франции. Это так же неверно, как перенести наше представление о женской скромности в нынешнее мусульманское общество, где за аморальный образ жизни воспринимается даже чтение женщиной некоторых книг.

Говорит это в первую очередь о массовости понятия нравственности. Сопротивляться ему бессмысленно, так как общество немедленно вычисляет в своих рядах несогласного и изолирует его. Мерой изоляции в данном случае служит тюрьма, психоневрологический стационар, общественный контроль надзорных органов и др. В самом благоприятном случае человека просто вычеркивают из социальных рядов путем морального отчуждения.

Аморальность как понятие противоправности

Нет сомнения, что аморальный образ жизни был бы явлением менее редким, если бы меры, принимаемые против стандартных случаев проступков, ужесточились хотя бы до публичного порицания, что бывает далеко не всегда. Зачастую, казалось бы, безобидное хулиганство вырастает до грандиозных форм вымогательства, насилия, воровства (грабежей) только благодаря попустительству со стороны «благополучного» общества.

Отсутствие состава уголовного преступления в большинстве аморальных действий позволяет гражданам, погрязшим в безнравственном лабиринте, чувствовать себя относительно защищенными. Общественные работы, штрафы и другие виды административного наказания редко приносят ожидаемый результат и только глубже заталкивают заблудившуюся личность в ожесточение против культурных поведенческих норм.

в семье

Самая тяжелая форма аморального образа жизни, несомненно, относится к нарушениям внутрисемейного характера. Под штамп «неблагополучия» попадают автоматически оба родителя, так как неумение сопротивляться тирании нравственного уродства одного из супругов также представляет отсутствие Если и позволяет себе угрожать жизни и здоровью членов семьи, а остальные взрослые это терпят, значит их моральные принципы также представляются сомнительными.

Особенно тягостной является ситуация, когда от аморального образа жизни родителей страдают несовершеннолетние. В исключительных случаях и при бдительности посторонних (учителей, воспитателей детсада, соседей) государство обращает внимание на отдельные семьи и устанавливает надзор над подобными группами риска. Еще более редко детей из семей изымают, однако происходит это только после убедительных доказательств, что проживание ребенка под надзором семьи может угрожать его жизни и нравственности.

Разрушение нормальной социальной адаптации ребенка лежит не только в прямой угрозе его физического здоровья - косвенная сторона, затрагивающая его личные понятия норм, не менее важна. Это так называемый «прессинг» родителей, направленный друг на друга - постоянные скандалы, выяснения отношений, иногда - открытые, демонстрируемые публично связи отца и матери на стороне.

Морально-нравственное падение детей в асоциальных семьях

Первый эмоциональный выпад, получаемый от ребенка в случае его постоянного, даже невольного участия в семейных конфликтах или наблюдения аморального образа жизни родителей со стороны - это страх, непонимание, неосознанное недоверие к тому, что происходит. Эта и следующая стадии пропускаются, если подобная обстановка окружала малыша с рождения. Затем вместе с отчаянием приходит желание восстановить понимание между родителями.

Следующий этап - это уже безнадежность, за которой (как следствие характера ребенка) могут идти: агрессия, ненависть либо отстраненность, забитость. На этом этапе у детей помладше развивается аутизм, происходит задержка в развитии, изменяется поведение в худшую сторону. Дети постарше уходят из семьи, производят попытки покончить с собой. Почти всегда это происходит «понарошку» - как шанс дать родителям еще одну возможность одуматься, однако нередко такие отчаянные решения заканчиваются плачевно.

Языком сухой статистики

Основываясь на научных исследованиях Т. Н. Курбатовой (Санкт-Петербург), В. К. Андриенко (Москва), А. С. Белкина (Екатеринбург) и других авторов, изучающих нарушения воспитательного процесса в семьях, делаем вывод, что существуют общие характеристики, объединяющие проблемные семьи.

В группу риска по искаженному восприятию ребенком нравственно-моральных ценностей, попадают семьи:

  • включающие одного родителя и ребенка;
  • с низким образовательным уровнем обоих родителей;
  • где аморальный образ жизни матери или отца является постоянным фактором;
  • с полным отсутствием патриотизма, с презрением к социальным нормам поведения;
  • где хотя бы один из родителей имеет пристрастие к алкоголю, находился в МЛС и др.

Данная статистика несет обобщенный характер и ни в коем случае не является однозначной.

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила (писаные и не писаные) по которым это общество живёт. Одним из таких регуляторов жизни общества является мораль. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе, всегда будут существовать люди, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Криминология рассматривает девиантное поведение, как поведение отклоняющееся, представляющее собой систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. При этом существует два вида девиантного поведения преступность и уголовно не наказуемое (не противоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, наркомания, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

Для того чтобы определить, что такое аморальное поведение для начала необходимо дать определение понятию «социальные нормы».

В самом обобщенном смысле под социальными нормами понимают предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы представляют собой некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны делать в конкретных ситуациях.

Если говорить об аморальности, то так же необходимо рассмотреть дефиниции данного понятия. В словаре Ожегова, аморальный определяется как противоречащий нормам морали, безнравственный.

Аморальное поведение в самой общей трактовке понимается как поведение, противоречащее принятым в обществе нравственным нормам. Криминологией аморальное поведение определяется как поступки, которые объективно противоречат нормам морали, принятым определенной общностью людей.

Аморальное поведение своими корнями уходит в истоки формирования личности. Каким бы противоречивым ни был процесс формирования личности, если он совершается в позитивном направлении, то результат его будет благоприятен: и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности, автономности человеческого существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека, его взаимосвязям природой и обществом. Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между свойствами личности и ребованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребность и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и оценки их самим субъектом.

Формирование стереотипов поведения человека происходит под влиянием социальных групп, в которых существует данный индивид. Каждый человек выступает как член общества и в то же время как член отдельной социальной группы (семья, круг знакомых, рабочий коллектив и т.п.). В случае неблагоприятного формирования личности ее нравственные ценности, правовые представления, система потребностей и основных интересов входят в противоречие с соответствующими общественными интересами, представлениями и ценностями. Личность приобретает антиобщественную ориентацию. Это выражается в деформации потребностей, мотивов, нравственности и иных социальных ценностей человека. Относительная самостоятельность социальной группы приводит к тому, что в ней могут возникать групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом и санкционированными государством. Это не значит, что такие групповые образцы поведения всегда противоречат правовым или нравственным нормам общества; часто они в этом смысле нейтральны, так как касаются только профессиональных или иных специфических интересов участников группы (традиции семьи, национальные обычаи и др.). Вместе с тем возможны и такие групповые нормы и образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности.

Всякая социальная группа создает внутренний (неформальный), контроль за выполнением указанных норм и требований. Этот социальный контроль связан с разделяемыми группой нормами поведения, и вследствие этого он способен играть как позитивную, так и негативную роль; так, контроль за поведением члена группы, придерживающейся вредных для общества ценностей, будет направлен на то, чтобы укрепить антиобщественную позицию индивида, отделить его от других коллективов, изолировать от влияния общества.

Мораль тесно связана с уровнем правового и нравственного сознания. Если такой уровень низок, то это служит для лица основанием его аморального поведения, как следствием деформации моральных понятий.

Аморальное поведение - это совершение поступков, которые противоречат нормам, морали, социального поведения в том или ином обществе. Аморальность – это наличие у человека безнравственных, моральных устоев, нарушение эстетики, правил среди таких же людей.

К основным видам аморального поведения можно отнести такие проблемы, как:

Наркомания;

Токсикомания;

Проституция;

Преступления различной направленности;

Алкоголизм (пьянство) и многое другое .

Исходным для понимания понятия аморального поведения служат понятия социальной нормы и морали, которые в полной мере отражают основные правила и требования (устные), которые получили распространение внутри общества.

Социальные нормы – это нормы поведения, существования внутри общества, которые считаются признанными и «нормальными» в этом обществе.

Отклонения от социальных норм могут быть:

Позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

Негативные - дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению:

Схема 1. Аморальное поведение

Мораль – это правила, требования поведения самого себя и отношения к другому человеку, которые являются примерными и правильными среди общества. Но нужно отметить то, что понятие морали и норм для каждого человека могут приобретать свое значение и понятие. Для одного алкоголь может считаться нормальным явлением, а для другого алкоголизм может считаться аморальным поступком, который с его стороны может быть причислен к безнравственности и распущенности .

Аморальное поведение - своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление аморального поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Причинами аморального поведения могут быть:

Социальное неравенство населения, разделение народа на богатых и бедных.

Такие проблемы как: нехватка денег, бедность могут повлиять на развитие личности и его деградацию при помощи применения вредных веществ и занятия непристойным видом деятельности. Психологически выдержать порог нищеты и безденежья может не каждый. Безработица и коррупция может вызвать злобу народа и непонимание власти. В свою очередь власть должна стремиться решить подобного рода проблемы на уровне всего государства. Нехватка еды, одежды может привести человека к нервным расстройствам, стрессам, депрессиям, которые, по - мнению многих людей преодолимы при помощи принятия алкоголя и психотропных веществ;

Морально – этические факторы и причины аморального поведения населения.

К таковым причинам можно отнести в первую очередь в низком моральном воспитании народа, отсутствие моральных норм и наличие среди населения непристойных людей, которые не имеют представления о морали и ценностях. Каждая личность стремится найти свое богатство и ценность отношений, а также взаимопонимания отпадает вовсе. При функционировании общества большое внимание должно уделяться традициям, нормам и воспитанию личности. Деградация норм и ценностей постепенно приводят население к занятию проституцией, алкоголизму и другим аморальным поступкам;

Окружающая среда человека.

Учеными доказано, что на человека наибольшее влияние оказывает именно близкое окружение: друзья, семья, школа. Поэтому важно вести работу не только с каждой личностью, но и его окружением в том числе.

Нужно отметить и то, что причины для каждого человека с аморальным поведением могут быть различными. Нельзя говорить о том, что перечисленные причины могут повлиять на всех людей одинаково. В каждом, отдельном случае нужно работать самостоятельно, сосредоточиться на проблеме конкретного человека .

Аморальным поведением может обладать любой человек, независимо от пола, возраста, рода занятий, профессии и достатка. Важно вовремя понять причину возникновения такого поведения и постараться вовремя решить все проблемы и помочь человеку вновь встать на истинный путь.

Нужно отметить то, что к аморальным поступкам и поведению скорее склонны молодежь и люди среднего возраста. Как правило, это люди от 12 до 40 лет, которые по каким – либо причинам не могут образовать достойный уровень жизни себе и своим близким.

Молодежь - это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, которая свободна от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами:

Неустойчивость психики;

Внутренняя противоречивость;

Низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia - терпение);

Стремление выделиться, отличаться от остальных;

Существование специфической молодежной субкультуры .

Таким образом, аморальное поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым нормам морали в обществе.

Неморальный, имморальный, грязный, распущенный, мать и родину продаст, испорченный, безнравственный, внеморальный, нет ничего святого, (испорченный, развращенный) до мозга костей, развращенный, по ту сторону добра и зла, порочный, растленный… … Словарь синонимов

аморальный - ая, ое. amorale adj. 1. Не принимающий во внимание морали, не считающийся с нравственными нормами. Уш. 1935. Твоя мораль это твои привычки; не считай других аморальными только потому, что у них другие привычки. Б. Шоу. // Борохов. Не избежали… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АМОРАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Противоречащий морали, безнравственный. А. поступок. Аморальное поведение. А. человек. | сущ. аморальность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

См. этика В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

Аморальный - Аморальный ♦ Amoral В строгом смысле слова «а моральный» означает «лишенный морали», то есть не имеющий к морали никакого отношения. Так, можно назвать аморальной природу, имея в виду ее полное безразличие к категориям добра и зла. В этом… … Философский словарь Спонвиля

- (а... + лат. moral is нравственный) лишенный морали, безнравственный. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. аморальный аморальная, аморальное; аморален, аморальна, аморально [от греч. отриц. а и латин. moralis – нравственный] (книжн … Словарь иностранных слов русского языка

аморальный - ая, ое; лен, льна, книжн. 1) О человеке: отрицающий мораль; безнравственный. Аморальный тип. Аморальная личность. Синонимы: испо/рченный, поро/чный 2) Свойственный такому человеку. Аморальное поведение. Аморальный поступок … Популярный словарь русского языка

- (от греч. а отрицательная частица и лат. moralis нравственный) лишённый морали, безнравственный, попирающий все моральные нормы … Большая советская энциклопедия

Прил. 1. соотн. с сущ. мораль, связанный с ним 2. Отрицающий мораль; безнравственный. 3. Свойственный такому человеку. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Аморальный, аморальная, аморальное, аморальные, аморального, аморальной, аморального, аморальных, аморальному, аморальной, аморальному, аморальным, аморальный, аморальную, аморальное, аморальные, аморального, аморальную, аморальное, аморальных,… … Формы слов

Книги

  • Аморальный кодекс , Меламуд Александр Леонидович, Черкасский Давид Янович, Сахалтуев Радна Филиппович. Ура! Они снова с нами - талантливые озорники: замечательный поэт Александр Меламуд и неувядающие художники Давид Черкасский и Радна Сахалтуев. Не успел народ отсмеяться над их предыдущими…
  • Аморальный кодекс , А. Меламуд, Д. Черкасский, Р. Сахалтуев. Ура! Они снова с нами - талантливые озорники: замечательный поэт Александр Меламуд и неувядающие художники Давид Черкасский и Радна Сахалтуев. Не успел народ отсмеяться над их предыдущими…

Осуждая виды аморального поведения, следует отчетливо понимать, что мораль, свод неких правил поведения в обществе и семье, сильно различается в зависимости от культурной и национальной принадлежности человека. То, что для нашего общества является нормой, может служить показателем безнравственности в иной стране и, наоборот.

Аморальное поведение – примеры различий в культуре

Например, ловелас и бабник, изменяющий жене с первой встречной, заслуживает порицания. Казалось бы, любая женщина должна негодовать, узнав об измене любимого мужчины. Однако в

Японии супруг может явиться домой в нетрезвом состоянии и в сопровождении гейш, не вызывая укора от жены и прочих членов семейства.

В той же Японии в небольших торговых магазинчиках и обширных супермаркетах существуют специальные стенды, в которых для продажи размещены периодические издания, практически не отличающиеся от порно. Приобрести их может любой желающий, даже подросток, и никто не расценит это, как аморальное поведение.

Девочки в Японии довольно рано вступают в сексуальные отношения, а мужчины на улицах произносят сальности в отношении подростков. И осуждаемые в Европе однополые связи не вызывают столь резкого общественного отторжения, так как культ самураев, вынужденных отказываться от семейных радостей, способствовал расцвету гомосексуализма.

Давление работодателя воспринимается, как норма. Если хозяин прикажет, исполнитель будет ночевать в офисе, так как рабочее место по существу является чем-то вроде клана, и для поддержания чести и успешности предприятия среднестатистический японец буквально «ляжет костьми» .

Почему приведены примеры, касающиеся Японии?

Потому что данная страна позднее остальных присоединилась к мировому сообществу и традиционные культурные обычаи до сих пор весьма живы в обществе. Возможно, кто-то знает, что в этой стране ребенку в возрасте 4-5 лет дозволено все?

Малыш может плюнуть на проходящего мимо человека или запустить мороженым в витрину магазина, но данное поведение не будет расцениваться, как признак невоспитанности.

Однако, начиная со школьного возраста, политика в отношении ребенка резко меняется. Многие жители Европы сочли бы поведение родителей аморальным, так как ребенок подвергается суровым наказаниям за малейшую оплошность и непослушание.

Недаром в Японии так высоко количество суицидов среди подростков, которые не получают должного внимания от родителей и сурово наказываются учителями.

Впрочем, не стоит думать, что Япония – единственная страна, для которой характерно аморальное и безнравственное поведение с точки зрения российского обывателя. Немало расхождений присутствует в моральном кодексе стран Европы и мусульманского мира. Для приверженцев ислама присутствие женщины с оголенными участками тела – в высшей степени безнравственное поведение, за которое негодницу могут даже закидать камнями.

Поэтому, рассуждая о соответствии качеств человека нравственным устоям, следует учитывать, в какой среде он воспитывался и что для него является моралью.

Аморальное и моральное поведение, свойственное российской культуре

В теории воспитание человека должно соответствовать нормам поведения. Чаще всего под этим подразумевается свод правил, внушаемых с детских лет, чтобы человек был неспособен причинить дискомфорт и откровенный вред обществу и его гражданам.

Обычно под понятие «аморальный поступок» подпадают следующие действия:


  • физические и словесные оскорбления;
  • употребление нецензурных выражений;
  • чрезмерное увлечение спиртосодержащими напитками;
  • намеренное вредительство;
  • преступная деятельность.

Как правило, в зависимости от вида аморального поведения человек демонстрирует худшие свои качества:

  • вульгарность;
  • невоспитанность;
  • избалованность;
  • алчность;
  • похоть;
  • чревоугодие;
  • пристрастие к вредным привычкам: табакозависимость, наркомания, алкоголизм.

В большинстве стран, в том числе и в России, подобное поведение становится причиной наложения штрафов и прочих наказаний, соответственно степени вины человека, совершившего антиобщественный поступок. К примеру, аморальное поведение на рабочем месте является усугубляющим фактором, если работодатель решил уволить не слишком активного, часто допускающего ошибки сотрудника.

Хотя следует помнить, что и в случае аморального поведения работодателя оскорбленный работник может добиться материальной компенсации за унизительное отношение, обратившись в суд и представив доказательства своей правоты.