Конспект занятия по математике для детей старшей группы (5–6 лет) «Путешествие в город Математика. Конспект занятия по математике для детей старшей группы (5–6 лет) «Путешествие в город Математика Занятия по карточкам

Программное содержание:

Развивать память, логическое мышление, быстроту реакции;

Прямой и обратный счет от 0-9, порядковый счет, счет на слух;

Ориентирование на листе бумаги;

Узнавание и называние геометрических фигур;

Умение увеличивать и уменьшать число на 1 единицу, называем соседей чисел, решение задач;

Дни недели, части суток;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Развивать память, логическое мышление, быстроту реакции;

Прямой и обратный счет от 0-9, порядковый счет, счет на слух;

Ориентирование на листе бумаги;

Узнавание и называние геометрических фигур;

Умение увеличивать и уменьшать число на 1 единицу, называем соседей чисел, решение задач;

Дни недели, части суток;

Ход занятия : Дети приветствуют друг друга и гостей, слова сопровождаем движениями рук:

«Я, вас - люблю, я всех - люблю и всем привет горячий шлю!»

Ребята поиграем, в математику? (Отв. детей). Посередине группы стоит «Барабан» (стол), со стрелкой на нем задания. Воспитатель крутит стрелку, она указывает на задание, дети его выполняют.

Задание №1

Дети подходят к «Барабану». «Разминка для гибкости ума» ,Дети сидят на лавочках.

1. Дом для рыбок на столе (Аквариум)

2. Какой сегодня день недели, какой он по счету, какой был вчера, перечислите все дни недели по порядку.

3. Сколько углов у треугольника (три)

4 .У каких геометрических фигур нет углов (круг, овал)

5. Какие части суток вы знаете (утро, день вечер, ночь)

6. На какую цифру похожа цифра 6(9)

7. Поднимите правую руку, возьмитесь за правое ухо, левую руку поставьте на пояс

8. Какие времена года вы знаете (весна, лето, осень, зима)

9. Сколько ног у осьминога (восемь)

10. Какое время года прошло (зима)

11. Сколько хоботов у 4-х слонов (четыре)

12. Папа сорвал 4 яблока, раздели их поровну между сыном и дочерью, ск. Яблок получили дети?

13. Сколько лучей у звезды (пять)

14. Как называется страна в которой мы живем (Россия)

15. Что это за знаки: «+,-,=» (плюс, минус, равно)

16. «Мама купила 5 конфет. Как их разделить между братом и сестрой? »

17. По ним сверяют время (часы).

Молодцы, ребята с заданием справились.

Задание№2 Дети подходят к числовому ряду:

Счет прямой и обратный;

- «Цифра потерялась»;

Назови соседей числа;

- «Посчитай на слух»;

Увеличь цифру на 1 единицу и уменьши на 1 единицу.

Молодцы, ребята, а сейчас поиграем в игру: «Найди себе пару» Детям раздаются цифры и геометрические фигуры, пока играет музыка, дети двигаются по группе, как только музыка прекращается каждый из детей ищет себе пару (игра повторяется два раза).

Игра: «Отгадай-ка»

Маша прожила уже 4 весны, 4лета, 4осени, 4зимы. А Гриша -4года. Кто из детей старше?

Молодцы.

Подходим к «Барабану»

Крутим стрелку.

Задание№3 Работа за столом.

Дается 3- разных задания:

Раскрась столько клеточек сколько указано цифрой;

Примеры на сложение и вычитание;

Закрась карточку с нужной цифрой.

Ориентирование на листе бумаги.

1. Найдите середину листа, нарисуйте – круг;

2. В правом верхнем углу напишите цифру-1;

3. В правом нижнем углу напишите цифру-5;

4. В левом верхнем углу напишите цифру-4;

5. В левом нижнем углу напишите цифру - о.

Молодцы и с этим заданием вы справились.

Дети встают из-за столов.

Физкультурная минутка. Дети руками показывают величину.

«Мы летаем высоко - руки вверх

Мы летаем – низко - руки вниз

Мы летаем далеко - руки от себя

Мы летаем – близко - руки к себе

Будет нужно долетим, мы туда, куда хотим.

Очень сложен человек - указательный палец ко лбу

Двое глаз и двое век – указывают на глаза и веки

И внимательно смотри

Уха два и две ноздри

А вот пальчиков по пять чтобы ими все держать -растопыривают пальчики на двух руках и показывают хватательные движения.

Итог:

Ребята, вы сегодня просто молодцы, хорошо и правильно отвечали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На этом занятии дети закрепляют знания о порядковом счёте,о геометрических фигурах(определять их на ощупь,строить геометрические фигуры из палочек).Через игру у детей формируется познавательный интере...

Конспект занятия по математике для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в гости к цифрам"

Занятие проводится во второй половине года. Рекомендовано для детей, имеющих устойчивые знания о геометрических фигурах, числах и цифрах в пределах 4-х....

конспект открытого занятия по математике в средней группе. Цель:1. Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 элемента; считать до трех.2...

Наталья Сизинцева

Цель : закрепление знаний о числовом ряде, умения ориентироваться в числовом ряду, решение простых арифметических задач.

Задачи :

Обучающие :

Закрепить знания о числовом ряде, объёмных геометрических фигурах. Использовать свои знания при решении задач. Актуализация знаний детей из разных предметных областей

Использование жизненных ситуаций, привлечение опыта детей к решению проблемных

Развивающие :

Развивать логическое мышление, память, речь, мелкую моторику. Развивать умение работать самостоятельно, с раздаточным материалом .

Воспитательные :

Поддерживать интерес к предмету, умения взаимодействовать в группе, в паре, укрепление межличностных контактов.

Оборудование и материалы :

1. Блоки с цифрами от 1 до 9 (для двух команд) .

2. Презентация с заданиями на экране.

3. Карточки для индивидуальной работы у каждого.

Методы : Практический, словесный, наглядный, элементы моделирования проблемной ситуации, диалог, ТРИЗ (уменьшение-увеличение) .

Формы работы : индивидуальная, групповая, фронтальная.

Количество детей : 12.

Время : 30 минут.

Ход занятия:

1 этап : Организационный.

Педагог : Здравствуйте, ребята! Наше занятие я хотела бы начать с вот таких строк

Лети-лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

быть по-моему вели.

Педагог : Кто знает из какого, произведения эти строчки? (Цветик семи цветик ) . А кто написал это произведение? (Валентин Катаев) . Почему же цветок так называется ? (дети вспоминают повесть, и объясняют, почему он так называется) .

2 этап : Мотивационный (постановка цели) .

Педагог : Ребята! Посмотрите, что случилось с нашим цветиком семи цветиком (На экране картинка бесцветного цветка )

Дети : Цветок стал бесцветным . Он не может больше исполнять желания.

Педагог : Совершенно верно. Его заколдовала злая волшебница Чернильда (картинка Чернильды с цветком на экране ) она забрала его силу.

Что бы цветок расколдовать , нам необходимо выполнить задания приготовленные волшебницей.

Педагог : Попробуем справиться с заданиями?

Дети : Да.

3 этап : Основной.

Педагог : Волшебница жила в замке, но вовремя своего колдовства башни на её замке разлетелись на части. Нам нужно их восстановить.

Дидактическая игра «Собери башни» .

Педагог : У вас на столиках лежат части разрушенных башен. Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети : Составить части по порядку от 1 до 9 (дети делятся на две команды и расставляют блоки с цифрами по порядку на двух столиках).

Педагог : Посмотрите, башни получились одинаковые или разные? Чем они отличаются? Кто помнит, как называется, фигура, на которую они похожи?

Дети : Разные. Отличаются размером. Фигура параллелепипед.

Педагог : На башнях у Чернильды жили её любимые птицы голуби. Когда башни разлетелись, птицы тоже улетели, теперь волшебница не может сосчитать своих голубей.

Посмотрите, какие голуби на картинке? (На экране слайд с голубями и примером к этой картинке.)

Дети : Белых 3 и серых 2.

Педагог : Правильно ли волшебница составила пример сколько было белых и серых голубей вместе? (3-2=5)

Дети : Не правильно.

Педагог : У вас на партах лежат листочки в клеточку, запишите правильный пример, сколько всего голубей было у Чернильды. (3+2=5,проверка вместе с детьми, работа в парах) .

Молодцы! Всех голубей вернули. Давайте вспомним, где жила злая волшебница?

Дети : В замке.

Педагог : Оказывается в её замке, было, очень много волшебных предметов, но вовремя колдовства все предметы перепутались. Нужно все волшебные предметы расставить на свои места. Какое правило нужно соблюдать?

Дети : Ни в строчках, ни в столбиках предметы не должны повторяться. (Дети выполняют задание все вместе у доски.)

Педагог : Хорошо потрудились, я вижу вы устали выполнять задания Чернильды. Давайте немного отдохнём.

Физ. Минутка.

Столько раз в ладоши хлопнем,

Столько раз ногами топнем,

Мы подпрыгнем столько раз,

Мы наклонимся сейчас,

Мы присядем ровно столько,

Ай да счёт игра и только.

Педагог каждый раз показывает цифру на числовом ряду, а дети выполняют соответствующее число движений.

Педагог : Среди волшебных предметов у Чернильды был любимый горшочек для цветов , она хотела, что бы все её горшочки были такие же, но не умела рисовать. Мы с вами рисовать умеем, и можем помочь ей сделать все горшочки одинаковыми, такими как её любимый. (у детей картинки с горшочками, нужно дорисовать узоры на них)


Педагог : Посмотрите, что растёт в горшочках?

Дети : Цветок .

Педагог : Это разные, или один и тот же цветок ?

Дети : Один и тот же, но в разные периоды своего роста.

Педагог : С помощью стрелок расставьте горшочки в порядке увеличения цветка .

Ребята посмотрите на доску. Что произошло с нашим цветиком семи цветиком ? (ответы детей )

Мы выполнили все задания Чернильды, она стала доброй и расколдовала наш цветок . Теперь давайте закроем глаза и загадаем свои желания. Я думаю, что они обязательно сбудутся.

4 этап : Заключительный (рефлексивный) .

Педагог : Вот и подошло к концу наше Занятие . Кому мы сегодня помогали? (ответы детей ) Зачем мы помогали злой волшебнице?

Дети : Что бы она расколдовала цветик семи цветик и он опять мог исполнять желания.

Педагог : Что было для вас самым сложным? Самым интересным? Самым простым? (Ответы детей .)

Педагог : Занятие закончено , до свидания, ребята!

Публикации по теме:

«Цветик – Семицветик». Цель: Закрепление полученных знаний. Задачи: -Обучающие: Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Совершенствовать.

Конспект занятия «Цветик-Семицветик. Звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц» Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы с-ц при чтении и на письме; закрепить.

Конспект интегрированного занятия «Цветик-семицветик» Тема: «Цветик – семицветик» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация». Виды.

«Цветик-семицветик». Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе Конспект итогового интегрированного занятия по математике. Тема: «Цветик-семицветик» (повторение пройденного) Задачи: Обучающие: -Закрепить.

Конспект НОД по математике для детей 5–6 лет «Цветик-семицветик» МБДОУ «Детский сад «Эврика» Конспект НОД по математике для детей 5-6 лет Воспитатель: Васюкова Надежда Александровна «Цветик-семицветик».

Конспект ООД по математике в подготовительной группе для детей с ТНР на тему: «Цветик - Семицветик». Составила: Салтыкова И. А., воспитатель.

Конспект занятия «Цветик-семицветик» Ход занятия 1. Организационный момент Упражнение: «Орлятский круг» - Ребята, прежде, чем мы начнём наше занятие, давайте поиграем в игру,.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Цветик-семицветик» Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Цветик-семицветик» Воспитатель: Васильева Светлана Витальевна г. Котельники.

НОД по математике «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик» Область познания -математика со здоровьесберегающими компонентами в подготовительной к школе группе. Интеграиия с другими образовательными.

Открытое занятие по математике «Цветик-семицветик» в старшей разновозрастной группе Видео Занятие по ФЭМП "Цветик -семицветик" в старшей разновозрастной группе. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-поисковая,.

Библиотека изображений:

Елена Васильевна Шеина
Конспект занятия по математике для детей старшей группы (5–6 лет) «Путешествие в город Математика»

Программное содержание :

образовательные :

Обобщить полученные знания;

Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 6, образование числа 6, навыки счета в пределах 6;

Закрепить навыки обратного счёта;

Закрепить умение записывать названные числа в виде числовых карточек;

Закрепить умение соотносить число с обозначаемой цифрой;

Упражнять в установлении равенства или неравенства двух групп предметов , преобразовывая неравенство в равенство;

Упражнять в решении арифметических задач, закреплять знания о геометрических фигурах;

Продолжать формировать пространственные временные представления : слева, справа, за, перед, после.

развивающие :

Развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта;

Развивать наглядно - действенное и наглядно - образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно- следственных связей);

Развивать коммуникативные умения детей (помогать друг другу, выражать свои действия в речи) ;

Развивать зрительное внимание, память, зрительно- двигательную координацию;

Продолжать формировать навыки самоконтроля и самоанализа (оценивать результат работы, исправлять допущенные ошибки) .

воспитательные :

Продолжать воспитывать интерес к математике , желание работать в коллективе.

Материал к занятию :

раздаточный : листы с заданием на каждого ребенка, простые карандаши, маркер, карточки с геометрическими фигурами;

демонстрационный : лист бумаги А-3 для рисования по цифрам ракеты, 5 домиков с цифрами (от 5 до 9, письмо в конверте, мешок с подарками, диск с заданиями, аудиозапись взлета ракеты;

ТСО : мультимедийное оборудование.

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие . Мы отправимся в город Математики . Хотите? (Ответы детей )

Там нас ждёт множество препятствий и головоломок. Но я думаю, что вы с ними справитесь! А на чем можно отправиться в путешествие ? (Ответы детей )

Посмотрите, перед вами зашифрованный вид транспорта.

Показываю на мольберте.

Соединив цифры по порядку, узнаем, на чем мы с вами отправится в путешествие . С какой цифры начнём? (Ответы детей )

А с какой цифрой её соединим? (Ответы детей )

Под диктовку детей рисую маркером - соединяю линиями цифры.

Так на чём мы сегодня полетим? Что у нас получилось? (Ракета)

Ну, что ж, сели удобнее. Начинаем обратный отсчет : 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. Пуск!

Звучит музыка.

1. Под кустом у реки 2. Красная Шапочка нашла в лесу

Жили майские жуки. грибы :5 боровиков и 1 лисичку.

Дочка, сын, отец и мать. Сколько всего грибов нашла

http://www.stranamam.ru/

Вот мы и прилетели. Поднимайтесь ребята, осмотритесь. Ой, я вижу что-то интересное. Давайте подойдем поближе. Здесь конверт. «Ребятам старшей группы детского сада «Солнечный зайчик» . Ребята, письмо пришло точно по адресу? (Ответы детей )

Тогда давайте прочтем его : «Дорогие ребята, мы знаем, что вы очень любите приключения. Поэтому приглашаем прогуляться по нашему городу . На его улицах вас, ребята, ждут небольшие задания. Будьте внимательны . Если вы правильно решите их, то в конце вашего путешествия по городу вы найдете подарки от нас . Но об этом потом! А пока желаем вам удачи! Жители города Математики »

Ой, как интересно. Ребята, а вот первое задание. Проходите за столы.

Какая красивая улица, она называется «Улица братьев наших меньших» . Как вы думаете, ребята, кто живет на этой улице? (Животные)

Правильно, посмотрите какие у них интересные дома. А на какие две группы можно разделить животных? (На домашних и диких животных)

Сколько всего животных вы видите? (6)

Сколько диких животных? (2)

Перечислите диких животных? (Лось, лиса)

Сейчас нам надо обозначить количество диких животных точками. Но вот в какой пустой числовой карточке это надо сделать, в правой или в левой? (Ответы детей )

Правильно, в пустой числовой карточке справа поставьте столько точек, сколько диких животных.

Сколько точек поставил Саша? Почему? (Ответы детей )

Молодцы! А сколько домашних животных вы видите? (4)

Перечислите домашних животных? (Корова, коза, кошка, овца)

Правильно, в пустой числовой карточке слева поставьте столько точек, сколько домашних животных вы видите.

Сколько точек поставила Настя? Почему? (Ответы детей )

Давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание?

На экране появляется правильный ответ.

Умницы. А поровну ли домашних и диких животных? (Ответы детей )

А каких животных больше? (Ответы детей )

На сколько диких животных меньше, чем домашних? (Ответы детей )

А каких животных больше? (Ответы детей )

На сколько домашних животных больше, чем диких? (Ответы детей )

Как сделать так, чтобы животных стало поровну? (Ответы детей )

Кто сосед лисы справа? (Ответы детей )

Кто сосед козы слева? (Ответы детей )

Посмотрите, у домиков есть номера. По порядку ли стоят домики? (Ответы детей )

Какие домики стоят неправильно? (Ответы детей )

Давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание?

На экране появляется правильный ответ.

Какое число стоит за числом 2? (Ответы детей )

А перед числом 5? (Ответы детей )

Назовите соседей числа 4? (Ответы детей )

Назовите число меньше 3 на единицу? (Ответы детей )

Какие молодцы. Задание на улице «Братьев наших меньших» мы с вами успешно выполнили. А теперь отправимся на другую улицу.

Дети переходят на ковер, где расставлены домики с цифрами.

А эта улица называется «Геометрическая» . Как вы думаете почему? (Ответы детей )

Правильно. На этой улице живут геометрические фигуры. Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей )

Посмотрите, как много здесь домиков, все они разные и обозначены цифрами. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Найди свой домик» . Вы возьмете по одной карточке, внимательно рассмотрите их , пересчитайте геометрические фигуры на ней и найдите нужный вам домик. Задание вам понятно? (Ответы детей )

Тогда начинаем!

Дети ищут домики с правильной цифрой и встают рядом.

Поднимите карточку. Посмотрите, правильно ли вы нашли свой домик? (Ответы детей )

Поменяйтесь карточками.

Игра повторяется.

Тогда, проходите за столы.

Дети проходят за оборудованные столы. Задание выведено на экран.

А здесь еще дома стоят. Эта улица называется «Загадочная» . Будьте внимательны . Ребята, рассмотрите дома. Как вы думаете, какой дом здесь лишний? Почему? (Ответы детей )

Молодцы, ребята. Сколько заданий мы с вами выполнили! Сложные были задания? (Ответы детей )

А что вам помогло? (Ответы детей )

Ребята, мы правильно выполнили все задания. Я думаю, жители города Математики уже приготовили для вас что - то. Давайте поищем.

Показываю сундучок. Дети выходят на ковёр.

А теперь нам надо возвращаться домой. Но чтобы это сделать и долететь до нашего сада, нужно произвести обратный отсчет и запустить нашу ракету. Готовы? (Ответы детей )

Итак, сели удобнее. Начинаем обратный отсчет : 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. Пуск!

Звучит музыка.

А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, давайте отгадаем загадки.

1. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик? (Ножницы)

2. 4 братца под одной крышей? (Стол)

3. Продолжите фразу : «7 одного… (Не ждут)

«7 раз отмерь… (Один раз отрежь)

http://www.stranamam.ru/

Вот мы с вами и приземлились. Понравилось ли вам наше путешествие ? (Ответы детей )

А где мы с вами побывали? (Ответы детей )

А что вам понравилось? (Ответы детей )

А куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (Ответы детей )

Расскажите о нашем путешествии дома .

Дети в возрасте 5-6 лет начинают активно познавать и осваивать окружающий их мир. Они становятся почемучками, стремятся разобрать каждую вещь «по винтикам», чтобы понять, как она устроена, пытаются установить причинно-следственные связи между событиями. Так что к этому возрасту, и даже уже раньше — с 4 лет, можно начинать учить ребенка основам математических знаний. Поскольку ведущей деятельностью старших дошкольников все еще остается игра, ее элементы и нужно использовать при обучении.

С чего начинать занятия математикой?

Совсем не нужно, так как это делала Мальвина, сразу же усаживать детей за стол и учить их писать цифры, складывать яблоки и т.д. Лучше просто, разговаривая с ребенком, обращать его внимание на свойства различных предметов, сравнивать их между собой: арбуз тяжелее, чем яблоко, кошка ростом меньше папы. Потом, не спеша, начните упоминать простые числа: принеси мне три тарелки, в вазочке осталось еще две конфеты.

Одновременно с числами по такому же принципу нужно знакомить детей с основными понятиями геометрии – показывать и рассказывать, что значит круглый, треугольный, длинный и короткий. Для детворы 5-6 лет уже не составит большого труда осознать эти понятия, особенно если родители будут подкреплять эти, в общем-то, абстрактные понятия практическими будничными примерами: этот дом выше, а тот ниже, дорога к бабушке длиннее, чем дорога в детский сад.

Как проводить почти школьные занятия по математике

Уже после того, как дошкольник овладеет этими основными представлениями, можно переходить к «вратам математики» — усвоению понятий «число » и «цифра », что представляет для детей в возрасте 5 лет наибольшую сложность.

Главный принцип проведения математического занятия для детей 5-6 лет – это наглядность, т.е. объяснение каждого понятия или термина должно сопровождаться конкретными примерами и выполнением «домашнего задания». Конечно же, задания для детей нужно выбирать в соответствии с их возрастом – интересные, больше похожие на игру.

Чтобы родителям будущих школьников не приходилось самим изобретать велосипед и придумывать математические примеры одновременно и занимательные, и обучающие, педагогами совместно с психологами разработаны программы подготовки детей к школе, включающие в себя немало методов игрового обучения детей основам математических знаний. В этих программах используются и тематические раскраски, карточки с цифрами, обучающие мультфильмы, различные логические головоломки, веселые арифметические упражнения, математические прописи и многие другие задания.

Теперь немного подробнее.

Математические раскраски

Раскраски-пособия для занятий математикой очень эффективны для обучения дошкольников цифрам. В процессе раскрашивания ребенок запомнит, как цифра выглядит, и как она называется, и поймет ее «числовое содержание». Кроме начертания цифр такие раскраски могут содержать в себе и элементы геометрии – из кругов, квадратов, треугольников ребенок может складывать различные орнаменты и окрашивать их в различные цвета. Более того, есть раскраски, которые могут научить ребенка порядковому счету – это раскраски из серии «Нарисуй по цифрам», в которых, последовательно чертя ломаную линию от цифры к цифре, малыш сам может нарисовать достаточно сложную картинку. Раскраски могут содержать и различные упражнения. Пример такого задания – в большом круге изображена цифра, ребенку нужно нарисовать и раскрасить в нем такое количество маленьких кружочков, которое эта цифра обозначает.

Карточки с цифрами

Занятия с цифровыми карточками помогут в короткие сроки познакомить ребятишек со всеми необходимыми математическими понятиями. Карточки с цифрами и смешными картинками можно использовать в качестве домино, можно искать в них сходства и отличия, можно составлять из них различные примеры. Конечно, главная роль в таких занятиях, по крайней мере, поначалу принадлежит родителям – они должны придумать задания и научить ребенка, как «играть» в карточки.

Логические задачки и дидактические игры

Примеры можно встретить на каждом шагу, например, все народные загадки – это, в сущности, задачи на развитие логического мышления. Классический образец веселой логической задачки по математике – «Что тяжелее: один килограмм пуха или один килограмм железа?». Что же касается дидактических игр, то пусть слово «дидактический» родителей не пугает – это всего лишь обучающие игры, например такие как посчитать, сколько желтых треугольников находится в комнате. В такую игру можно поиграть с малышом даже, например, сидя в очереди к врачу или возвращаясь из детского сада.

Если у мамы нет возможности купить готовые прописи в магазине, их можно сделать самим. Это несложно – на бумаге пунктирной линией рисуется контуры любой цифры или фигуры, которые затем малыш должен будет обвести. Такие занятия очень рекомендуются во всех программах подготовки к школе, начиная с 5 лет. При работе с любыми прописями нарабатываются навыки аккуратного письма, развивается внимательность и усидчивость.

Что должен знать ребенок

Математика – довольно сложная наука , и чтобы с самого начала школьного обучения ребенок не испытывал трудностей в ее изучении, ему необходимо иметь основные математические навыки. Так что же должен знать и уметь будущий школьник?

  1. считать до десяти;
  2. знать цифры;
  3. рисовать основные геометрические фигуры – круги, квадраты, прямоугольники, треугольники;
  4. делить круг и квадрат две или четыре равные части;
  5. измерять длину, высоту и ширину предметов;
  6. знать, что такое выше-ниже, больше-меньше, шире-уже;
  7. решать самые простые арифметические задачки в одно действие.

Подсказки для родителей

При всей серьезности данных выше рекомендаций, сложности в них нет никакой. Любой маме или папе по силам научить свое чадо главным азам математической науки. Главное, соблюдать несколько правил, чтобы не превратить веселые занятия в тоскливую повинность.

  • Не заставляйте – в возрасте 5-6 лет ребенок может сосредоточить свое внимание на одной задаче не более чем на 30-40 минут.
  • Не спешите подсказывать.
  • Используйте задания разного типа.
  • Хвалите – это, наверное, самое главное.

Уроки математики для детей. Математические игры для дошкольников.

Развитое логическое мышление любому ребенку открывает двери в мир математики. Он не будет испытывать трудностей при изучении этого предмета в школе, если умеет сравнивать, обобщать, анализировать. Специалисты говорят о том, что механическое обучение (по сути — заучивание) счету и математическим действиям приведет к тому, что дошкольник окажется «нежизнеспособным» в школьной программе.

Связь числа и количества

Ребенок не должен просто механически заучивать цифры, он должен учиться находить связь между числом и количеством. Легче всего это объяснить при помощи наглядных математических задач. Например: на столе лежит три яблока, их количество обозначается числом 3. Известно, что детям легче считать яблоки, грибы, собственные пальцы, в конце концов, чем оперировать с числами. Это связано с тем, что абстрактное и словесно-логическое мышление (база для математики) только начинают формироваться. Детям важно в этот период опираться на реальные предметы или картинки.

ФОРМИРУЕМ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕМАТИКЕ . У многих детей с гуманитарным складом ума, когда они приходят в школу, складывается такое впечатление, что математика — неинтересная, скучная и сложная наука. Научите детей видеть «обратную сторону» этого предмета. Задачники наполнены символами и знаками, но они являются всего лишь отражением практических жизненных задач. Математика — самая живая из всех наук. А если вы будете играть в математические игры, слово «математика» закрепится в его сознании как что-то увлекательное.

Знакомство с математическими символами. Начните с самых простых символов: «+», «—», «=». Объясните ребенку на примерах суть этих знаков, которые символизируют определенные математические действия.

Игра «Назови как можно больше предметов». Ребенок может называть реальные предметы, которые окружают его в пространстве, и те, которые существуют в его памяти как образы. Предложите малышу следующие задания:

❀ Назови как можно больше предметов из бумаги, дерева, металла, стекла, ткани.

❀ Назови как можно больше предметов разной формы: треугольной, квадратной, круглой, овальной, прямоугольной.

❀ Назови как можно больше тяжелых и легких, узких и широких, длинных и коротких предметов.

❀ Назови как можно больше предметов красного цвета (любого другого).

Игра «Больше-меньше» . Задавайте ребенку провокационные математические вопросы типа: «Отгадай, сколько конфет осталось в вазе? Их меньше трех, но больше одного».

Игра «Назови число» . В эту игру нужно играть в группе детей. Дети и ведущий (взрослый) становятся в круг. Ведущий бросает любому ребенку мяч и называет любое число. Участник называет следующее за только что названным число и обратно бросает мяч ведущему. Желательно, чтобы числа не повторялись.

Игра «Сосчитай хлопки» . Эта игра хорошо развивает не только математические способности, но и слуховое внимание. Вы хлопаете в ладоши, а ребенок считает количество хлопков. Хлопайте с разной частотой и силой.

Игра «Фокус-покус». Возьмите пять мелких предметов, спрячьте их в руках за спиной. Скажите ребенку: «У меня всего пять предметов, в правой руке я держу три предмета, сколько же предметов в моей левой руке?»

«Найди пропавшие числа». Вам понадобятся карточки с числами от 0 до 10 (или 20). Карточки находятся в руках у ребенка. Вы называете два числа (например, 3 и 6), а ребенок должен показать карточки с пропущенными числами (4, 5).

«Найди лишнюю фигуру» . Для этой игры вам понадобятся разноцветные геометрические фигуры. Вы просите ребенка отвернуться и выкладываете в ряд одинаковые фигуры, но одна из них будет отличаться цветом (размером, формой). Затем попросите найти «лишнюю» фигуру. Меняйтесь ролями, пусть ребенок тоже попробует составить для вас задание.

Развиваем навык счета

Boт и наступил тот момент в жизни ребенка, когда он берется «всех и вся» сосчитать: машины на улице, людей на остановке, яблоки в вазе, конфеты, в животе. Поддерживайте в нем это математическое рвение!