Наш дом – планета Земля (сценарий проведения праздника «День Земли»). Мы Земляне

Звучит песня Ю. Антонова «Места родные»

Слайд №2

« Я сорвал цветок,

И он увял

Я поймал мотылька,

И он умер у меня на ладони.

Итогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем».

Мы живем в окружении прекрасного и удивительного мира лесов, полей, рек, морей. Мы можем любоваться на причудливые формы облаков, восхищаться высотой и могуществом гор, греться под лучами теплого и ласкового солнышка.

Как одним словом можно все это назвать? Молодцы.

Сегодня на нашем занятии мы совершим необычное путешествие в удивительный мир природы.

Слайд №3.

«И если мне хочется иногда жить 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы».

К.Г. Паустовский.

Я прошу вас посмотреть на экран и попробуйте ответить на вопрос: «Что Паустовский хотел сказать этими словами? Как вы понимаете их смысл?

Правильно, наша планета Земля сказочно красива. Можно бесконечно долго любоваться её красотами. И мы вместе с вами попробуем заглянуть в её

природные сокровищницы, познакомимся с её обитателями, узнаем как

гармонично уживаются на ней очень разные животные и растения. А так же поговорим о том, какую роль играет человек в жизни природы.

А в процессе наших открытий мы попытаемся создать картину под названием «…..».

Итак, мы начинаем наше путешествие. Путешествовать можно по-разному: на самолете, на поезде, на пароходе… А мы будем путешествовать пешком. (Встают)

Повторяйте за мной.

«Дорога напрямик» (взмах рукой вперёд)

«Ой, что это?» (руки перед собой)

«Да это же лес!» (руки в стороны)

«Над ним не пролетишь» (прыжок вверх)

«Под ним не проплывешь» (приседание)

«Его не обойдешь» (руки в стороны)

«Дорога напрямик» (руки вверх)

«Пошли по лесу, шурша листьями» (разгребающие движения руками и шаркающие-ногами)

Муз. Пауза «Шум леса» Слайд № 4 «Лес».

Слышите звуки? Где мы очутились? В лесу на лесной полянке.

Первое задание . - Послушайте шум леса и попробуйте угадать, кто или что издаёт эти звуки.

Молодцы. Если в лесу вести себя тихо и быть внимательным, можно услышать как разговаривают между собой растения и животные.

Второе задание . - Отгадайте, каких животных, растения вы можете встретить в нашем лесу?

1. В густом лесу под ёлкой,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Комочек, а живой.

1. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(медведь)

2. Днём слепа, ночью зряча.

Мышей ловит, а не кот.

На поляне возле ёлок,

Дом построен из иголок,

За травой не виден он

А жильцов в нём миллион.

(муравейник)

С ветки на ветку

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Она весну встречает,

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаёшь? (березка)

О берёзке мы говорим много. Она является символом нашей страны. Недаром в народе её называют «русская красавица».

Молодцы. Все загадки вы отгадали правильно.

А теперь послушайте стихотворение и скажите, как нужно вести себя в лесу.

(Ученик читает стихи)

Вот и пришло время начать создавать свою картину. Найдите заготовки, которые мы уже можем приклеить на нашу картину. А для этого надо вспомнить, кого мы встретили в лесу на лесной полянке.

Мы продолжаем путешествие.

(Ученик читает стихотворение)

Слайд №5 «Луг».

Посмотрите, какая красота вокруг. В воздухе запахло ароматом трав, рядом стрекочут кузнечики, а над цветами кружат красивые бабочки. В небе светит теплое солнышко, а под ногами раскинулся пёстрый ковёр из цветов и трав.

Давайте посмотрим на цветы, которые мы встретили на лугу, полюбуемся их красотой. А девочки про эти цветы расскажут нам стихи.

Слайды №6-13 «Цветы».

Согласитесь, на такую красоту можно долго любоваться. Но некоторые растения приносят еще и пользу человеку! Какую? (Помогают от болезней)

Ромашка аптечная помогает при простудных заболеваниях.

Корень этого растения возбуждает аппетит.

Сердечные капли при болезни сердца.

Как называются такие растения? (лекарственные)

А какие из этих растений называют лекарственными?

От каких болезней они помогают?

Какие ещё лекарственные растения вы знаете?

А кто лечился лекарственными растениями?

К сожалению, многие люди хотят унести частичку этой красоты с собой, поэтому рвут большие букеты цветов, чтобы поставить их дома в вазу.

Послушайте стихотворение и задумайтесь, что мы можем сделать, чтобы сохранить красоту природы. Что можем сделать мы с вами, чтобы цветы не плакали?

(Ученики читают стихи)

Слайд №14 «Цветы плачут».

Правило: Нельзя рвать цветы на лугу и в лесу. Пусть красивые растения останутся в природе.

Мы продолжаем создавать свою картину природы. Наверное, на ней не хватает цветов.

Кто продолжит работу?

Ребята, скажите, пожалуйста, а человек-это частица природы или нет?

Почему вы так решили?

Правильно. Человек-это частица природы, только в отличие от других живых существ, он умеет думать, то есть обладает разумом.

С тех пор как появился человек на нашей планете, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь!

Слайды №15-20 «Гибель природы».

Люди придумали удобрения, чтобы сделать урожай богатым и отравили землю.

Созданные автомобили заполонили улицы и отравляют воздух, которым мы дышим.

Человек вырубает деревья, осушает болота.

Вдумайтесь - каждый день под пилой погибает 5 миллионов деревьев. А ведь это «легкие» планеты!

Человек покрывает Землю слоем мусора.

Запомните! За год один житель Планеты выбрасывает одну тысячу килограммов мусора! Тем самым загрязняет воздух и подземные воды.

Человек добрался и до моря. Вот до самого горизонта море покрыто черными кусками мазута. Поэтому погибают обитатели океана. И даже птицы, попадая в смертельную грязь, умирают.

Отравленная вода - это смерть для жителей Планеты.

С тех пор, как человек возомнил себя царём природы - на Планете случилась беда! Условия жизни растений и животных ухудшились, поэтому многих мы никогда не увидим, они исчезли с лица Земли, а многие находятся под угрозой исчезновения.

У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые согласные буквы и вы узнаете названия животных и растений, которых осталось немного на нашей планете.

С З В У Б Р З В О Д Б К Д

К М С Т Б Е К Р М Л Я Н Б Д Н Ь

В К Ж Ы Н К С Д Р Н Ж А С

Б Р М С Е Б З Ч С Д Р У Н В И В Ч Ц А З

Л С М Ю З М Б К К А С

Ц М Б У З М Р С У Г Ц Н Л Д З У С Г К Л

****************

4в. Л В З Е Р М В Б М Е Р Д Ь З

В М Е З К Т Ш Р З Е К С Б Н Б И Ц С М А М

****************

5в. Ф Х Ц И Ш Л Ш И Х Н Ц

З Д Б А Р Д Ш З Н М А Н Х Ч Р О Х К

Слайды №20-30 «Редкие и исчезающие животные и растения Нижегородской области».

Природа больше не может терпеть. Она плачет и просит: «Человек, помоги мне!»

Слайд №31. Показ и представление книги.

Красная книга - это международный государственный документ, куда заносятся данные о редких растениях и животных.

Красная книга называется так потому, что красный цвет - сигнал смертельной опасности. Хранится она в Швейцарии.

Я черная страница Красной книги. Я - свидетель беды нашей планеты. На моей странице названия тех растений и животных, которых уже нет на Земле. Они умерли! Они уничтожены человеком!

Красная страница - это исчезающие виды, которые находятся под прямой угрозой вымирания и требуют специальных мер охраны.

Белая страница - редкие виды, которые не находятся под прямой угрозой вымирания, но сохранились в небольшом количестве.

Желтая страница - виды, находящиеся под угрозой исчезновения, их численность стремительно сокращается.

Серая страница - неопределенные виды, которые очевидно находятся под угрозой исчезновения, но достоверных фактов об их состоянии нет.

Зеленая страница - виды, которые восстанавливают свою численность.

Но занести в Красную книгу - не значит спасти.

(Создают заповедники, заказники).

Ребята, мы должны помнить, что человек - не только губитель, но и друг природы. А кем мы с вами хотим стать, зависит от нас самих, ведь на то мы и наделены разумом.

Вы пока ещё дети, может кто-то и станет учёным, но и сейчас вы сможете помочь нашей планете. А как? Очень просто.

Если вы хотите помочь природе стать её настоящими друзьями, нужно запомнить простые правила:

Слайды №32-39 с рисунками детей в форме запрещающих знаков.

Не срывайте цветов! Пусть красивые растения остаются в природе.

Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

Не ловите диких животных и не уносите их домой!

Не оставляйте после себя мусор в лесу, на лугу, на берегу водоема!

Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Не забивайте лягушек и жаб!

Не разоряйте птичьих гнёзд!

Берегите природу! Берегите наш дом - Земля!

Ну, а теперь пришло время закончить нашу картину.

Чего же не хватает на ней?

Посмотрите на своё творение.

Нравится ли вам картина, созданная вами или нет?

Отражает ли она тему нашего занятия?

А вот теперь давайте придумаем ей название.

Вернее название у неё есть, только надо догадаться какое?

Посмотрите, много ли места занял человек на нашей картине?

Мы его поместили в центре картины?

Можем ли мы теперь ответить: так кто же человек - царь природы или нет?

Конечно, вы правы. Человек - лишь маленькая частица природы, и он полностью зависит от неё. Теперь эта картина будет украшать наш класс и служить напоминанием нам всем - чтобы сохранить красоту нашей Планеты, нужно её беречь.

Звучит песня Ю.Антонова «Живет повсюду красота».

Слайд №40 «Береги Планету».

«Одари свой край чуткой нежностью,

Помоги ветрам веять свежестью,

И зерну помоги вызреть колосом,

Помоги лесам быть дремучими,

Грусть грустить ивняку над кручею,

Помоги реке быть глубокою.

Ты цветам помоги ковры выстелить,

Птицам помоги облетать крыло,

Делай всё любя, чтобы впрок пошло.

Помоги всему, чем Земля красна.

Пусть в сердцах людей зазвенит весна!

Не пройди по Земле незамеченным!

Не дай сделать мир покалеченным!»

И если вы согласны с этим наказом, то давайте оставим под ним свои подписи.

И будем следовать ему, беречь нашу Землю, делать её ещё краше и помнить, что «Планета Земля - наш дом!»

Земля – третья от Солнца планета, уникальная в нашей Солнечной системе и очень красивая.

Недаром первый землянин-космонавт, наш соотечественник, Юрий Алексеевич Гагарин после своего космического полета вспоминал:
«Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – всё в нежной кисее облаков».

На фотографии – вид на Землю с окололунной орбиты.

«Земля – пока единственный известный мир, способный поддерживать жизнь. Нам больше некуда уйти – по крайней мере, в ближайшем будущем. Земля сейчас наш дом. …наш единственный дом.» – так говорил Карл Саган, американский астроном, видный популяризатор науки.

Земля – пока единственный известный мир, способный поддерживать жизнь. Земля сейчас наш дом. …наш единственный дом.

Будучи пятой по размеру среди всех планет Солнечной системы, Земля в то же время является крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.

Сопоставление размеров планет земной группы:
Меркурий, Венера, Земля, Марс (слева направо)

Научные данные указывают на то, что Земля образовалась из солнечной туманности около 4,54 миллиарда лет назад. Весь процесс формирования планеты занял примерно 10-20 миллионов лет.

Несколько позднее сформировалась Луна, примерно 4,53 млрд лет назад, хотя её происхождение до сих пор точно не установлено. Основная гипотеза гласит, что она образовалась путём аккреции из вещества, оставшегося после касательного столкновения Земли с объектом, по размерам близким Марсу и массой 10-12% от земной (иногда этот объект называют «Тейя»).

Жизнь предположительно появилась на Земле примерно 3,9 млрд лет назад, то есть в течение первого миллиарда после её возникновения.

Большую часть поверхности планеты, приблизительно 70,8%, занимает Мировой океан, остальную часть занимают континенты и острова. На материках расположены реки, озёра, подземные воды и льды, вместе с Мировым океаном они составляют гидросферу.

Жидкая вода, необходимая для всех известных жизненных форм, не существует на поверхности какой-либо из известных планет и планетоидов Солнечной системы, кроме Земли. Полюсы Земли покрыты ледяным панцирем, который включает в себя морской лёд Арктики и антарктический ледяной щит.

Недра Земли делятся на слои по химическим и физическим свойствам, но в отличие от других планет земной группы, Земля имеет ярко выраженное внешнее и внутреннее ядро. Наружный слой Земли представляет собой твёрдую оболочку, состоящую главным образом из силикатов.

Внутренние области Земли достаточно активны и состоят из толстого, очень вязкого слоя, называемого мантией, которая покрывает жидкое внешнее ядро, являющееся источником магнитного поля Земли, и внутреннее твёрдое ядро, предположительно, состоящее из железа и никеля.

Форма Земли (геоид) близка к сплюснутому эллипсоиду. Расхождение геоида с аппроксимирующим его эллипсоидом достигает 100 метров.

Средний диаметр планеты составляет примерно 12742 км, а окружность – 40000 км.

Вращение Земли создаёт экваториальную выпуклость, поэтому экваториальный диаметр на 43 км больше, чем полярный.

Высочайшей точкой поверхности Земли является гора Эверест (8848 м над уровнем моря), а глубочайшей – Марианская впадина (10994 м под уровнем моря).

Из-за выпуклости экватора самыми удалёнными точками поверхности от центра Земли являются вершина вулкана Чимборасо в Эквадоре и гора Уаскаран в Перу.

Вулкан Чимборасо в Эквадоре, одна из наиболее удалённых от центра Земли точек на поверхности

Земля, как и другие планеты земной группы, имеет слоистое внутреннее строение.

Она состоит из твёрдых силикатных оболочек (коры, крайне вязкой мантии), и металлического ядра. Внешняя часть ядра жидкая (значительно менее вязкая, чем мантия), а внутренняя – твёрдая.

Внутреннее строение Земли (схематично)

Слои, глубина в км

Температура в центре ядра Земли достигает 6000°С.

Земля взаимодействует (притягивается гравитационными силами) с другими объектами в космосе, включая Солнце и Луну.

Период обращения Земли вокруг Солнца примерно 365,26 солнечных суток – сидерический год.

Ось вращения Земли наклонена на 23,44° относительно перпендикуляра к её орбитальной плоскости, это вызывает сезонные изменения на поверхности планеты с периодом в один тропический год – 365,24 солнечных суток.

Сутки сейчас составляют примерно 24 часа.

Луна начала своё обращение на орбите вокруг Земли примерно 4,53 миллиарда лет назад. Гравитационное воздействие Луны на Землю является причиной возникновения океанских приливов. Также Луна стабилизирует наклон земной оси и постепенно замедляет вращение Земли.

Некоторые теории полагают, что падения астероидов приводили к существенным изменениям в окружающей среде и поверхности Земли, вызывая, в частности, массовые вымирания различных видов живых существ.

Физические характеристики Земли и её орбитального движения позволили жизни сохраниться на протяжении последних 3,5 млрд лет.

По различным оценкам, Земля будет сохранять условия для существования живых организмов ещё в течение 0,5 – 2,3 млрд лет.

Планета является домом для миллионов видов живых существ, включая человека. Территория Земли разделена на 195 взаимодействующих между собой независимых государств.

По материалам Википедии

Татьяна Щербакова
«Планета Земля - наш дом» - конспект открытого занятия в подготовительной группе

Планета Земля - наш дом .

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

Воспитатель Щербакова Т. А.

Цель :

1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар , большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша , где живут люди.

2. Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир

3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты , так как только на Земле есть жизнь .

4. Воспитывать стремление беречь нашу Землю .

5. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

6. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.

7. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Материал и оборудование : глобус, презентация по теме, материал для изобразительной деятельности детей (карандаши, фломастеры, листы бумаги форматом А4 красного цвета, клей, картинки для игры"Собери рюкзак",знаки предупреждающие, изготовленные заранее с детьми, ватман (лучше частично изготовленный плакат, например с надписью и фоном)

Ход занятия.

Воспитатель озвучивает загадку

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар. (Ответы детей) (слайд2-3)

Воспитатель : Что вы знаете о нашей планете ? Какая она, Земля ? А как вы узнали, что это Земля (Ответы детей)

Воспитатель : Почему она голубая (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь (Ответы детей)

Воспитатель : Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

Педагог показывает их на глобусе.

Воспитатель :А что такое глобус (Ответы детей)

Воспитатель : Правильно. Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле : океаны и суша. Вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли .

Красива и удивительна наша планета Земля . Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны. (слайды 4-11)

Воспитатель во время показа слайдов красот Земли зачитывает стихотворение :

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля , где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг :

Тут речка, там – зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Одно у них названье есть :

Леса, и горы, и моря –

Всё называется Земля !

Игра "Собери рюкзак"

Воспитатель : С древних времен человек путешествует, что бы увидеть все красоты Земли . Отправимся и мы в путешествие. Но сначала соберем рюкзак. Вы должны разбиться на две команды. Для каждой команды приготовлен рюкзак. В него вы должны сложить только нужные вещи. (Дети собирают "вещи")

Воспитатель : Рюкзаки собрали. Молодцы! Путешествовать хорошо, столько всего увидишь. К сожалению, часто приходится видеть совершенно не приглядные картины. Например, вышел из дома, а там. (слайд12-18)

Что же это такое ребята? Что делать? Почему надо защищать природу? (ответы детей)

Давайте с вами изготовим плакат для всех кто не знает как вести себя на природе.

Изготовление плаката. (Дети прикрепляют изготовленные заранее запрещающие знаки. При это объясняют их значение. Например, нельзя в лесу разжигать костры,или нельзя сливать грязь в водоемы, или нельзя бросать мусор.)

Физминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре-

Полетели, закружили.

Воспитатель : Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле . У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность. У нас есть Солнце. которое нас освещает и согревает.

Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни .

В конце концов, люди поняли : если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили Международную Красную книгу. Она очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля Мы с вами уже говорили о ней. А сейчас я предлагаю вам самим сделать Красную книгу, маленькую.

Изготовление Красной книги. (каждый ребенок)

Дети вклеивают в импровизированную красную книгу фото животных и птиц которые находятся на грани исчезновения.

Рефлексия

Воспитатель : Что вам ребята понравилось сегодня? Вы поняли почему надо бережно относится к природе? (Ответы детей) Зачитывается стихотворение.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты.

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Примечание : презентация к данному занятию выполняется в виде слайд-шоу, состоящего из двух частей : 1 часть картины природы подбираются в соответствии со словами стихотворения; 2 часть это картины загрязнения природы (воздуха, воды, леса.)

Публикации по теме:

Конспект экологического занятия «Планета Земля в опасности» Конспект занятия по экологическому воспитанию «Планета Земля в опасности» Цели: объяснить детям необходимость природоохранной.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Наш дом-планета Земля» в подготовительной к школе группе Цель: - дать понятие экологии как науки; - сформировать представление о том, что юный эколог-это ребёнок,который любит природу, заботится.

Это занятие мы подготовили и провели вместе с коллегой Челноковой Галиной ИвановнойЦЕЛЬ:продолжать развивать географическое мышление Задачи:.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Социализация Обучающие задачи: закрепить.

Конспект занятия «Наш дом планета земля» Тема: «Наш дом - планета Земля» Цель: Углубить представление о том, что планета Земля - это огромный шар, большая часть которого, покрыта.

НАШ ДОМ - ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Мы живем на прекрасной планете Земля. Если смотреть на нее из космоса, она - голубая, если лететь самолетом, можно видеть внизу бескрайние просторы зелени и красивые разноцветные мигающие огни ночных городов. Пожалуй, только любуясь с высоты или находясь на просторах дикой природы, начинаешь так остро любить свою матушку Землю, наш общий дом.

Занимаясь своими привычными делами мы совсем не думаем о том, что наша планета - это живой организм. Мы загрязняем ее воды, подвергаем огню ее леса, терзаем ее недра, заливаем химикатами ее поля. Загрязняется атмосфера , уничтожаются звери, птицы и даже растения. Так было не всегда. Развитие индустрии, сельского хозяйства, быстрый рост численности населения привели к значительным изменениям в облике планеты. Давайте же беречь нашу родну Землю!

Можно просто удивляться как она, словно заботливая мама нянчится с человечеством. Кормит нас, поит водой, дает нам для души изумительные земные красоты.

НАШ ДОМ-ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

ЗАДАЧИ:

  • Формировать у учащихся экологическое сознание, чувство ответственности за окружающую среду.
  • Воспитание нравственно-экологической позиции личности.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе.

ЦЕЛИ: Учащиеся должны знать:

    • основные экологические проблемы мира, республики;
    • особенности и пути решения данных проблем.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать экологическую ситуацию;
  • разбираться в сущности экологических проблем;
  • излагать правильность решения той или иной проблемы.

Формы проведения: устный журнал; открытый микрофон.
Оснащение: экологическая эмблема - земной шар в руках ребенка, под ним стихи Д. Родовича

Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,

Высказывание: «Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания»;
(Академик И. Петрянов - Соколов)

  • эпидиаскоп, фотографии с изображением экологических бедствий;
  • магнитофон, запись голоса Земли;
  • карта «Природа Беларуси».

План устного журнала
1 страница - «Планета людей».
«Земля без нас сможет существовать, а мы без нее - нет».
2 страница - экологические проблемы.
«Ничего не дается даром».
«В больной природе нельзя оставаться здоровым».
3 страница - решение экологических проблем (открытый микрофон).
«Взял у природы - компенсируй второе, срубил дерево - посади три».
4 страница - «Экология и дошкольник».
Эпиграф «Экологическое сознание - это лестница, соединяющая в единый союз землю, небо и человека».
На стене экологическая эмблема: «Земной шар в руках ребенка», под ним стихи Р. Родовича.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
«Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания».
(Академик И. Петрянов - Соколов).
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездумный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Страница первая «Планета людей».
Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок, или деревня. Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о доброте и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее… Природа родного края отчеканивается в наших душах навечно. Не убей, посади дерево, помоги слабому - все это воспитание доброты, тонкой душевной отзывчивости, без которой нет истинного чувства любви к Родине.
Стихи читаются на фоне музыки.
Лепей за ўсе мне на свеце мясціна
Тая, дзе нарадзіўся і ўзрос.
Бэз пад акном, і на полі каліна,
Ціхае сонца, блакітных нябес.
Колькі мне маці тут песен спявала,
Колькі радзілася ў сэрцы тут мар,
Колькі тут ласкі жыцце даравала,
Позіркам шчасця мне гледзячы ў твар!

Белыя бярозы беларускія
Люба так аздобілі наш край.
Мы ідзем лясной сцяжынкай вузкаю,
Закаханыя ў зялены чай,
А над намі ціха шэпча голейка,
Вецер лашчыць, трэпле валасы.
Ты свяці, свяці пяшчотна, сонейка,
Сагравай бярозкі верасы.

Наш дом в опасности. Наука бьёт в набат. Планета земля медленно погибает.

Страница вторая «Экологические проблемы».

Просмотр видеозаписи «Экологические проблемы Гродненщины».

Как из бутылки вылез джин
И стал сильнее всех,
Так человек - природы сын -
Завоевал успех.
В начале слаб он был и глуп,
Ему был нужен острый зуб
И крепкий коготь, как у льва,
Была же только голова
И к ней пять пальцев на руке,
Но обошелся он вполне.
Сумел он так мозги развить,
Чтоб льва и тигра победить,
И. В лес приехав на слоне,
Сказал: вы все подвластны мне!
Но не учел, что важно знать,
Как надо власть употреблять.

А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!

Очистка воздуха нам тоже
Всегда обходится дороже
Чем серый ядовитый дым
Но ведь дышать - то нужно им.
Где засыхают сосны, если,
И нам не долго до постели
Так что дешевле заплатить,
Чем всем в больницу угодить.

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?

Но люди! Стойте, стойте!
Смотрите, до чего вы довели родную Землю.
Ведь она, как веточка березы
Хрупка и беззащитна!
Но нет, не слышат
Директора заводов,
И продолжают тучи ядерных отходов
Валить, неважно, где -
Им все равно!
Хоть это лес иль поле
Река иль море -
Им все равно.

Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Сейчас то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж Земля - обязана терпеть?
А сколько выбросов мы дарим ей -
Дымы заводов, грязь от теплоходов
У нас прекрасная Земля Людей,
Боюсь, не стала бы она Землей Отходов!

Включая запись, воспроизводящую биение сердца: вначале тихо,
Затем громче, громче, постепенно начинает затихать, и на этом фоне раздается стонущий голос Земли.

Я - Земля. Я - Земля. Я - Земля!
Усталость моя беспредельна!
О стоне моем не взыщите.
Хоть кто-то услышит биенье
Уставшего сердца в зените?

Пауза. Стук сердца продолжается.
Земля.
Люди моей планеты!
Люди моей планеты!
Планета в опасности!
Кромсая лед, меняя рек теченье,
Твердите Вы, что дел невпроворот,
Что Вы еще попросите прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Но Вам об этом думать неохота,
Сейчас Вам не до этого пока.
Аэродромы, террасы и перроны,
Леса без рек и реки без воды.
Все меньше - окружающей природы,
Все больше - окружающей среды.
Пауза.
Земляне! Вы слышите меня?!
Придите на помощь! (Под музыку).
«По секрету всему свету вы раздайте песню эту…»
Выходят 3 девушки.

Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит. Дымит, автомобиль.

А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут.

А чтоб построить нам заводы -
Рубят лес и губят воды.

Стала грязной наша вода,
От растений нет следа
Отнят дом у наших зверей.
Птицам, рыбам плохо теперь.

Страница третья. «Разрешение экологических проблем».

Мы хотим всех детей, всех людей научить полюбить дом родной, охранять леса родной земли и дружить с красотой. Задача не легкая. А как это можно сделать?
Что делать, как беду предотвратить?
Быть может, способ есть болезнь предупредить?
Давайте, мы попробуем природу излечить!
Рецепт лекарства прост -
Беречь среду, вопрос о ней не ставить в хвост,
И вот тогда разгонишь ты беду,
И в небе ты увидишь радугу-дугу.
(Проводится в форме «Открытый микрофон»)
Вопросы охраны окружающей среды - одно из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь. Свидетельством этого явилась Международная конференция по устойчивому развитию, прошедшая в 1997 году, которая одобрила разработанную в республике «Национальную стратегию устойчивого развития». За последних два года в стране появились два новых закона: «Об охране и использовании животного мира» и «Об охране атмосферного воздуха».
Основной формой охраны генетического фонда животных является организация заповедников, биологических заказников и других, особо охраняемых природных территорий, в пределах которых полностью или частично запрещается использование тех или иных видов животных.
Первый заповедник на территории Беларуси - Березинский - был организован в 1925 году. На начало 1997 года в республике уже имелось 1344 особо охраняемые природные территории и объекты, которые занимали площадь 1392 тысячи гектаров, что составляло 6,5% от общей территории. Но это еще мало. Для Беларуси оптимальной принята площадь около 3 млн. гектаров, т. е. 10% от общей территории.
В течение 1997 года к Березинскому заповеднику добавились еще два: Поллесский радиационно-экологический и Купаловский мемориальный. Среди национальных парков следует назвать: Беловежскую пущу, Браславские озера, Припятский национальный парк. До 2000 года предусмотрена организация заповедника «Ельня» в Витебской области и национальных парков «Налибский « в Минской и Гродненской областях; «Нарочанский» в Минской области и «Свислочско-Березинский» в Могилевской области. До 2005 года предстоит организовать национальные парки «Суражский», «Туровщина» и «Белая Русь».
Вызывает тревогу массовое усыхание ельников, сокращение площадей дубов. Исчезли из учета лесного фонда кленовые и липовые леса.
Для сохранения лесов необходимо решать три крупные задачи: оздоровление природной среды (атмосферного воздуха и поверхностных вод) в целом путем улучшения очистки выбросов в атмосферу и сбора в речные экосистемы; снижение непосредственного негативного влияния человека по размерам природных комплексов, объединяющих лесные, болотные, луговые и водные экосистемы.
Мы так же можем принять участие в следующих видах работ: начали проводить в городе акцию «Зеленые легкие города». Составляем карту-схему зеленых насаждений - видов и возрастной состав деревьев. Выявляем больные, старые деревья и вместе с архитектором города и земноустроительной организацией примем участие в посадке новых деревьев; изучаем состояния атмосферного воздуха на основе вида и количества лишайников.
Лес - это капитал, принадлежащий всем.
Мы, живущие сегодня, обязаны заботиться об этом капитале и имеем моральное право использовать для себя лишь незначительную его долю - спелую часть леса. Вторую - приспевающую - смогут использовать наши дети, лес среднего возраста - нашим внукам, самый молодой лес - это лес правнуков.
Только при соблюдении этого укоснительного лесохозяйственного правила леса хранит всем.
Как же научить полюбить дом родной, охранять родную землю и дружить с красотой!
Экологическое воспитание и образование - это воспитание и образование нашим общим Домом-Природой, и еще лучше - в Природе. Сначала Природой, ее красотой, ее целесообразностью, ее мудростью, ее законами и только потом ее проблемами, ее бедами. Природа! Восхищение ею, сострадание к ней, сохранение ее - вот концепция экологического воспитания. Экологическое воспитание начинается с дошкольного возраста.
Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения ноогенез из мечты станет прекрасной реальностью, а будущее человечества окажется в серьезных руках.
Мы можем сколько угодно проводить классные часы и уроки, рассказывать со знанием дела, как нужно относиться к природе. Но подумайте, чего будут стоить все эти усилия, если каждый день своими собственными глазами дошкольники видят, что на самом деле происходит с его речкой, родным полем, с ближайшим лесом.
Мы, раньше в свое время с восторгом, дети, распевали песенку «У дороги Чибис».
Не кричи, крылатый
Не тревожься зря ты,
Не войдем мы в твой зеленый сад.
Видишь мы - ребята,
Мы друзья пернатых, Мы твоих, твоих не тронем чибисят.
А сегодня детям предлагается «… а мы тебя по морде чайником и … научим танцевать». Не правда ли очень забавная песенка? Детская песенка. И главное, учит любить и беречь животных! Сначала животное чайником по морде, затем человека по голове кирпичом из-за угла, а потом уже из автомата, гранатомета можно... Все экологически верно. «Что посеем, то и пожнем».

Страница четвертая. «Экология дошкольника»
(Дети дошкольного учреждения).
1. Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
2. Горы, леса и поля -
Дом наш родимый, ребята!
3. Давайте будем беречь планету -
Другой такой на свете нету.
4. Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
5. Беречь будем птиц, насекомых, зверей
От этого станем мы только добрей.
6. Украсим всю Землю садами, цветами .
Такая планета нужна нам с вами.
Затем дети поют песню Е. Птичкина «Не дразните собак».
Исполнение танца «Дикие лебеди», вручение сувениров.
Ведущая:
Земля - общий для всех большой дом.
Живя в этом доме, человек должен
Быть добрым, должен заботиться о
Других живых существах.
Рыбы, птицы и звери
В душу людям смотрят
Как будто просят нас:
«Люди, не убивайте зря,
Ведь море без рыб - не море,
Ведь небо без птиц - не небо,
Земля без зверей - не Земля,
А нам без Земли - нельзя!
(Н. Добронравов )
Ведущая:
Как красива наша Земля весной,
Когда вся природа оживает.
Давайте будем беречь красоту Земли.
Ребенок читает стихотворение «Цветы».
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и мы и вы
Если все сорвут цветы,
Не останется цветов
И не будет красоты.
Ведущая читает стихотворение М. Дудина «Берегите землю»
Берегите Землю!
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите.
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого держалась.
Берегите будущего ради,
Это слово из моей тетради.
Все дарю! И все от вас приемлю.
Только берегите эту Землю.

Звучит песня «Спасите наши души».
Музыка В. Вайтика слова М. Ясеня

Описание видеоурока

Звездочёт. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Звездочёт. У ночного звездочёта Очень трудная работа,- Чтобы звёзды сосчитать, Нужно очень много знать. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Мы отправимся на пла-нету, где есть жизнь. Это планета на которой мы живём. Планета Земля. Диктор. Земля - третья от Солнца планета. Землю называют голубой планетой, потому что из космоса она выглядит голубой: ведь вОды морей и океанов покрывают большую часть ее поверхности. Нашу планету назвали в честь греческой богини Геи, матери гор, долин, ручьёв, лесов и полей. Планета Земля имеет форму шара, немного сплюснутого с полюсов. Земля вращается вокруг звезды, дающей жизнь - Солнца. Она движется по орбите, похожей на сплюснутый круг. Чтобы пройти вокруг Солнца, Земле требуется 365 суток и 6 часов. Это один год. Так весна сменяет зиму, за ле-том наступает осень. Также Земля вращается вокруг своей оси. Полный обо-рот вокруг своей оси - это сутки (24 часа). Они включают светлые часы - день и темные часы - ночь. Звездочёт. Как же происходит смена дня и ночи? Проведем опыт. Диктор Возьмем лампу - это будет наше Солнце и глобус - это Земля. Прикре-пим на одну половину шара мальчика, а на другую девочку. Сейчас у нас освещена только та часть, на которой расположен мальчик - там день, а на той части, где расположена девочка - ночь. Так как Земля вращается вокруг своей оси, то вращаем наш глобус. Мальчик перемещается на неосвещен-ную часть шара, а девочка - на освещенную часть. Таким образом, там, где находится девочка - день, а где находится мальчик - ночь. Делаем вывод: В каждый момент времени Солнце освещает только по-ловину Земли - тогда на ней царит день, а на противоположной стороне - ночь. Там, где встречаются свет и тень, наступает утро или вечер. Продолжительность дня и ночи в различных точках Земли разные. Так, например, на Северном полюсе день может длиться от двух до шести ме-сяцев. Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг: Тут речка. Там - зеленый луг. В лесу дремучем не пройдешь, Воды в пустыне не найдешь! А где-то снег лежит горой, А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть: Леса и горы, и моря - Все называется Земля! Посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли. Какими красками он разукрашен? Больше всего синего цвета — это вода: моря, океаны, озера, реки. Жёлтый, коричневый, зеленый - обозначают сушу. Белый - снег или лёд. Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, назы-вают материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричне-вый цвета На Земле всего 6 материков — Африка, Северная Америка, Юж-ная Америка, Австралия, Евразия, Антарктида. Почти на каждом материке много стран. Каждая страна имеет свое название. Наша страна называется Россия, и расположена она на материке Евразия. Это единственный материк на Земле, который омывают четыре океана: Индийский, Северный Ледови-тый, Атлантический, Тихий. В Евразии находится самое крупное озеро — Каспийское море, омы-вающее берега России, и самое глубокое озеро — Байкал, которое находится в горах Южной Сибири, самая большая географическая область — Сибирь. Это всё самое-самое принадлежит нашей стране, России…. Земля - общий для всех большой дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о других живых существах. Звездочёт. Земля! Желаем, чтобы над тобой всегда светило яркое солнце, а на тебе росли густые леса, цвели цветы, звонко пели птицы! Диктор Я люблю тебя, Земля, и хочу, чтоб ты жила, Хорошела с каждым годом, плодоносила, цвела. Берегите, люди, Землю, ведь она у нас одна. Защитим её все вместе мы как дружная семья.