Тема преступления и наказания в рассказе В. Астафьева «Людочка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Литература

рассказ астафьева людочка самоубийство

Введение

В данном реферате была рассмотрена актуальность темы, представленной в рассказе В. Астафьева "Людочка".

Люди, мысли, характеры, жизненные ситуации и действия, описанные в рассказе около тридцати лет назад, являются современными и в наше время. Юродивый, безнаказанный мир окружает героев произведения. Сколько бы не прошло лет, а проблемы остаются неизменными. Явления, о которых повествует В. Астафьев не случайны - они непосредственно взяты из нашей жизни.

Садизм, безнаказанность за преступление, несправедливое отношение - всё это Людочка испытала на себе. У неё просто не было сил бороться с обстоятельствами. Кроме того не нашла она и поддержки ни у своей семьи, ни у хозяйки квартиры. Обиход, привычное однообразное течение жизни - здесь нет места переменам! Что могло помочь бедной отчаявшейся девушке? Едва ли она могла самостоятельно выбраться из сложившейся ситуации. Ведь мир так сложен, особенно для подростков. А как хотелось обычного человеческого спокойствия и счастья!

Глава 1. Отзывы и рецензии на рассказ В. Астафьева "Людочка"

"Нравственность есть Правда", - писал Василий Шукшин. Правда и нравственность в литературе неотделимы. Светлая любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли высказывается в произведениях Виктора Астафьева "от первого лица", со всей прямотой и бесстрашием. "По натуре своей он моралист и певец человечности", в судьбах своих героев "выделяет этические моменты, какие понятны всякому времени, и нынешнему, и завтрашнему"" - отмечает критик А. Макаров, говоря о творчестве Виктора Петровича. В сентябрьском номере журнала "Новый мир" за тысяча девятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева "Людочка". Он о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей. Особенно поражает в героях Астафьева одиночество. Жуткое и неизменное. Людочка пытается вырваться из этого чувства. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относился к ней. "Жил он, жила она в одном доме и только". Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей. Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа "Людочка", в образе которой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве. Рассказ легко вписывается в литературный процесс современности. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича - умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности. Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом - работа - дом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, её товарки, как должное принимающие всё горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползёт по этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать. Речь героев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. "Покуль ты ученицей будешь " живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь, " " наставляла Гавриловна девушку. Биография главной героини даётся писателем в самом начале повествования. "Людочка родилась в небольшой угасающей деревне" "слабенькой, болезненной и плаксивой". При помощи эпитетов автор создаёт у читателя соответствующий психологический настрой на развитие основной сюжетной линии. Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке. Цинизм, бездуховность " первый сюжетный ласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт " экологическая катастрофа. Картины природы в произведении " не просто фон, на котором развёртывается действие, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность. Мы видим деревню "задыхающуюся в дикоросте", прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её "ароматы".Оба эти символа помогают яснее, без прикрас видеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг. В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко "оперировать" судьбами тысяч людей. Но не хватало внимания к конкретным судьбам. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать " предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться. "Живые не хотели приносить себя в жертву умирающему. Сама Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению". Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Вот что подвело девушку к трагическому исходу. Обращает на себя внимание композиция рассказа. После повествования о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает нас памятью героини в прошлое, чтобы найти объяснение происшедшему. Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним. Сюжет " не только и не просто видимая событийная, но чаще и больше сокрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторской мысли. В нашем случае " мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущих в разъединённом, расколотом, но в одном мире, на одной земле. Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это то, с чем не мог согласиться ещё Достоевский " искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов. Трагедия девушки " недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви. Смерть героини " это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили. Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов ("золотко моё", "голубонька сизокрылая", "ласточка", "касаточка"). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств. Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а "выразитель всех сил умственных и нравственных". "Плохие" выписаны со смаком. Остаётся только поаплодировать писателю за великолепное знание жаргона ("рвём когти", "кореши", "отвали", "пахан"). Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность. Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи ("втемяшилось в голову", "гнуть спину", "работала как конь"). Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева. Помимо простых олицетворений (таких, как "деревня задохнулась в дикоросте", "испустившего резиновый дух крокодила Гену") используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину ("пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце", "серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака"). Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым. Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, кои не переводятся на Руси. Вспоминается сцена сенокоса, когда "Людочка и мать метали стог", а потом девушка "в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху" с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим". Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной отсталости. Посмотрите вокруг: раздоры, злость, гордыня мучают и терзают нашу землю. Если не мы, то кто прорвёт этот замкнутый круг" Поэтому особенно актуальны проблемы в свете сегодняшнего дня, поднятые В. Астафьевым. Думая о Людочке, о её судьбе, о той растлевающей, гнетущей обстановке, в которой живут её ровесники и их близкие, невольно хочется воскликнуть: "Это хуже правды".

Глава 2. "Люди в футляре". Люди и их характеры в рассказе "Людочка"

Я всегда видел то, чего другие не видели;

а того, что видели другие, я не видел.

Сальвадор Дали

Людочка - серая, незаметная девушка из такой же неприметной, как и она сама, деревушки, из такой же семьи мало уделяющей ей внимания.

Переехала в город, устроилась не обычную работу. Всё в её жизни было слишком обыкновенно. Сама серая, в серое время, в серой обстановке с серыми людьми.

Все люди в рассказе Астафьева "Людочка" живут по принципу "как бы чего не вышло". Они - люди "в футляре". Вечный страх перед теми, кто выше их или перед теми, кто сильнее. Никто не хочет бороться: парни из парка, Стрекач, Гавриловна, мать и отец Людочки, отчим да и сама Людочка.

Почему же данная тема актуальна и для нашего времени? Оглянитесь вокруг! Что вы видите? Разве вы не замечаете этих самых "людей в футляре"? Они везде, в каждом человеческом обществе, в каждой даже самой маленькой группе.

"Человек в футляре", который боится, ищет самых легчайших путей, пытается прожить свою жизнь как можно незаметнее - в нашем мире это стандарт, обычное дело, которым никого не удивишь.

Выйти же из "футляра", иметь своё мнение, не соглашаться с принятыми стандартами - это уже трагедия! Попробуй сделать хоть что-то малое, отличающееся от действий других, и тебя уже не понимают, говорят: "Какой-то он странный" или просто осуждают. Попробуй сделать что-то уже сильно отличающееся, даже кричащее - и тебя уже ненавидят. Уже шепчут во все углы: "Ай-яй-яй! Как же так! Какой плохой человек".

Быть таким как все - это действительно намного проще. Тебе не нужно выделяться из толпы ни своим поведением, ни мыслями и суждениями, ни одеждой. Все пойдут направо, и ты пойдёшь. Пойдут налево - и ты туда же. Тебе и в голову не придёт повернуть в другую сторону. Пойти с точностью до наоборот. Нет. Ты пойдёшь со всеми и будешь думать как же хорошо быть частью общества. Ты будешь, как и все остальные, списывать сочинения с ГДЗ, качать с интернета готовые рефераты и дрожать перед директором.

Рассказ В. Астафьева написан в 1989 году. В то время за "другие" мысли и высказывания, часто оказывающиеся более верными, чем общепринятое мнение, могли обозвать "фашистом". Сейчас нам намного легче. Свобода письма и слова. За это уже не сажают, но всё равно остаётся эта неприязнь к отличающимся.

Сейчас ли или тридцать лет назад, или сто, двести умирал человек значащий, выделяющийся, его помнили, горевали. Мы вспоминаем и известных поэтов и писателей, и талантливых полководцев. Мы не помним людей незаметных. Обращаясь к тексту, можно понять, что после смерти Людочки ничего не изменилось, мир не перевернулся, жизнь продолжила своё течение. Это говорит о том, что и при жизни на девушки никто должного внимания и не обращал. Мать не обращала внимания на свою собственную дочь. Та была маленькая, мать пыталась исправить пьющего мужа, приспособиться. Муж ушёл, новая задача - найти себе нового мужика. Нашла - теперь и жизнь, семью надо строить. А Людочка? Доченька? Да она уже выросла. Пусть в город едет да и нам не мешает.

Вернулась дочка после случившегося с ней горя домой, а ей говорят: "Иди корову подои". Только и остаётся, что поплакаться старому, ничего не понимающему животному. Что дома? Дома мама любимая плачется, рассказывает о своей жизни. А поинтересоваться о делах доченьки? Да у неё же на лице написано, что что-то её тревожит, что-то случилось! А какая разница матери? Мать со "своим" семью строит, ребёнка рожать собирается.

Рассмотрим ситуацию с Гавриловной. Старая одинокая женщина со своими тараканами в голове, не терпящая возражений и нарушений установленных ею же правил. Почувствовав слабинку в характере девушки, она сразу же села ей на шею: "Людочка варила, мыла, скребла, белила, красила, стирала, гладила и не в тягость ей было содержать в полной чистоте дом, а в удовольствие…".

После же самоубийства девушки, ни у кого ничего не изменилось. Почти ни у кого. Лишь только отчим вырвался из этого порочного "футляра". Наказал виновного, пошёл против правил, пошёл против страха, пошёл против всех. Что касается остальных? Мать Людочки продолжила развивать свою личную жизнь. Недоухажёр Мыло, испугавшись, пошёл учиться, а после женился, у него родился сын. Гавриловна первое время страдала, но, думаю, потом опять нашла себе такую же простушку, как и Людочка, на которую можно было повлиять своими словами и заставить работать по дому.

Возможно, не сама Людочка виновата в своей судьбе. К ней всегда относились, будто её и нет. Как жила серой мышкой, так и умерла серой. Самоубийство - не протест, а единственный выход из сложившейся ситуации. В семье поддержки она не находит, Гавриловна не считает произошедшее какой-то трагедией, отношение "шпаны" из парка стало только хуже. Равиль Алев говорил: "Самоубийство - мольба о помощи, которою никто не услышал".

Не получив поддержки и помощи, Людочка сделала попытку убежать от самой себя. "Самоубийца - человек, погибший при попытке бегства от себя самого", - говорил Веслав Брудзиньский.

Серость, обыкновенность девушки - главная её проблема. У неё не хватает ни сил, ни смелости отбросить стандарты, вылезти из "футляра", бросить вызов правилам. Да и сейчас не каждый сделает такое, испугавшись последствий, а что уж и говорить о том времени!

Единственным выходом, путём к свободе без ограничений и правил, к сожалению, стала смерть.

"Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?" (Антон Павлович Чехов. "Человек в футляре").

Заключение

Обыденность, о которой повествует П. Астафьев в своём рассказе "Людочка, является нормальным явлением не только того времени, но и настоящего. С того времени жизнь изменилась только поверхностно, а внутренне осталась всё той же. Пороки, страхи, безразличие близких и окружающих, жестокость, вседозволенность, безнравственность - всё присутствует и в нашей жизни. Как и тогда попыткой убежать от действительности является самоубийство (но это скорее исключение, чем правило), и возникает подобное явление обычно в подростковой среде, где хрупкая психика буквально только что выросшего ребёнка не даёт смириться с несправедливостью и несовершенством окружающего мира.

В настоящее время каждые сорок секунд посредством суицида погибает один человек. Самоубийство является тринадцатой по счёту причиной смерти по всему миру. У подростков суицид - это четвёртая по счёту причина смерти. Подумать только! Сколько ценных жизней уносятся в небытие скорее по глупости, чем от безысходности. Ведь в каждой ситуации можно найти выход.

В рассказе В. Астафьева Людочка тоже совершила самоубийство, озарённая случайной мыслью, обиженная не только ребятами из парка и матерью, но и самой жизнью. В произведении нет даже мыслей о смерти. Во время приступа отчаяния и безысходности девушка сама себя убедила, что самоубийство - это единственное решение проблем.

Нужно было просто переждать критический момент, быть сильнее если ни кого-то другого, то хотя бы себя!

Литература

1. О. Шелгунова. "Нравственно-философская проблематика творчества В. Астафьева". Интернет ресурс: http://syrrik.narod.ru

2. Рецензии и отзывы. Интернет ресурс: http://www.stavcur.ru

3. Виктор Бараков. "Каким он был, Виктор Астафьев?". Интернет ресурс: http://www.riasamara.ru

4. В. Астафьев "Людочка". Электронная библиотека. Интернет ресурс: http://www.infoliolib.info

5. Всемирная организация здравоохранения.

Интернет ресурс: http://www.who.int/en

6. Цитаты и афоризмы. Интернет ресурсы: http://citaty.info/ , http://aphorism-citation.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Жизненный и творческий путь В. Астафьева. Раскрытие жанра пасторали: авторское определение. Символика в "Пастухе и пастушке". Стиль изображения автором реальной действительности. Трагедия истории Людочки. Система художественных образов и их психология.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Милосердие и сострадание в современной прозе. Нравственные ориентиры. Биография Виктора Петровича Астафьева и его произведение "Людочка". Нравственные устои общества. Композиция рассказа. Приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла.

    дипломная работа , добавлен 10.01.2009

    История рождения музея В. Астафьева. Начало 80-х годов ХХ в., идея создания литературного музея снова поднимается, оживление литературной жизни. Структура и научная деятельность музея. Развитие музея. Пополнение фондов новыми документами, рукописями.

    реферат , добавлен 12.11.2008

    Детство, учеба в школе пехоты и женитьба писателя Виктора Астафьева. Публикация первого рассказа в газете "Гражданский человек". Рассмотрение сложного и важного психологического вопроса в отношении между индивидуумом и обществом в рассказе "Царь-рыба".

    презентация , добавлен 01.04.2012

    Экологические и нравственные проблемы в творчестве Виктора Астафьева. Описание эпизодов единоборства человека с природой в рассказах цикла "Царь-рыба". Нравственно-философский аспект связи между человеком и природой. Поиск путей "возвращения к природе".

    контрольная работа , добавлен 30.06.2014

    Значении природы в жизни каждой личности. В.П. Астафьев и место природы в его творчестве. История изображения природы и человека в литературе. Роман В.П. Астафьева "Царь-рыба": сюжет, главные герои, проблематика, структурное своеобразие произведения.

    реферат , добавлен 05.06.2011

    Знакомство с новыми страницами жизни и творчества Пушкина. Сравнение судеб великих людей и характеров главных героев трагедии "Моцарт и Сальери". Отражение судьбы автора в произведении. Разъяснение главной идеи трагедии и роли художественной детали.

    презентация , добавлен 31.10.2011

    Биография Виктора Петровича Астафьева. Произведение В.П. Астафьева "Царь-рыба": главный герой данного повествования, появление царицы рек, царь-рыбы, борьба жадности и совести. Покорение человека природой, его смирение. Памятник "Царь-рыбе" в Овсянке.

    презентация , добавлен 19.01.2012

    Значение терминов "герой", "персонаж" в литературоведении. Индивидуальное, личностное измерение и характер персонажа, отражение простоты или сложности характеров. Имя как отражение внутреннего мира героя. Построение системы персонажей, их иерархия.

    реферат , добавлен 11.09.2009

    Жанровое своеобразие повествования в рассказах В. Астафьева "Царь-рыба". Стиль и язык произведения, образ автора. Проблема взаимоотношения природы и человека. Резкое осуждение варварского отношения к природе. Символический смыл главы "Царь-рыба".

Проблема одиночества

Проблема равнодушия, утраты веры в людей

Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее –предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознзала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.

Проблема преступления и наказания

Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева - воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.

Социальные преступления здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне…За нее отомстил отчим.

4.Проблема милосердия

Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.



5.Проблема отцов и детей, непонимания близких людей в сложной ситуации

Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.

Проблема загрязнения окружающей среды

Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и разрушаются нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.

7. Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека

Неуютно и одиноко жилось Людочкедома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.

Проблема алкоголизма

Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец девушки тоже был закоренелым пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже боялась, что ребенок может родиться больным, а потому зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.



Проблема воспитания.

Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.

Об отсутствии любви

Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, - обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.

АРГУМЕНТЫ НА ОСНОВЕ РАССКАЗА В.АСТАФЬЕВА «ЛЮДОЧКА»

Проблема одиночества

Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.


В.П. Астафьев - один из тех писателей, чьи произведения тревожат сердце, заставляют думать о том, почему так неприглядна наша действительность, почему уничтожается природа, исчезают деревни, падает нравственность общества.

Эти «почему» возникают и во время чтения рассказа «Людочка», написанного в конце восьмидесятых годов прошлого века.

В центре повествования судьба «маленького» человека - история жизни и смерти девушки, которая после окончания сельской школы поехала в город в поисках счастья. Новая жизнь ей не понравилась, но вернуться в деревню она не решалась - не хотела мешать матери, наконец-то, нашедшей своё счастье. А в городе её подстерегла беда: городская шпана над ней надругалась и стала преследовать.

Не найдя ни в ком защиты, девушка покончила с собой.

Обычная девушка. В школе она ничем не выделялась - старательная троечница, спокойная, молчаливая, редко улыбающаяся, дома тоже не доставляла хлопот.

Жила с отцом алкоголиком и матерью в заброшенной деревне, где жизнь «ютилась». Отец незаметно исчез из ее жизни, появился отчим. Но в семье ей было одиноко: отчим не обижал, но и не обращал на неё внимания, а мать считала, что дочери нужно самой устраивать свою жизнь.

В городе жилось несладко. Гавриловна, у которой она жила и училась парикмахерскому мастерству, переложила на нее всю тяжелую работу. Но Людочка не обижалась и ни на что не жаловалась. Её трудолюбие, доброта были безграничны, чужую боль чувствовала как свою. Она массировала Гавриловне её больные ноги, пожалела несчастного, умирающего по недосмотру врачей парня, бралась за любую работу. Когда с ней случилась беда, она бросилась за помощью к самым близким людям, но ни мать, ни Гавриловна не поддержали ее морально, не пожалели, потому что «русская баба обязана вынести все». Нет у неё защитника от Стрекача и ему подобных. Умирает девушка с мыслью «…никому до меня нет дела».

Читаешь шёпотом произнесённые, прощальные слова Людочки, ужасаешься неотвратимости её смерти и всё в душе протестует: «Так не должно быть. Человек не должен оставаться один на один со своей бедой».

Страшно жить в обществе, где властвуют стрекачи, где царят равнодушие и эгоизм, где доброта, внимание к человеку стали такой редкостью? Почему мы стали равнодушны к чужой беде? Причину душевного оскудения Астафьев видит в разрушении деревни, в варварском отношении к природе.

Семья Людочки живёт в Вычугане, где большинство домов заколочены, сады заросли, деревья зачахли. Памятником умирающей деревне является старая яблоня, похожая на крест с обломанной поперечиной. А в городе еще хуже. Люди испоганили землю: через парк текла горячая, с мазутными кольцами и бытовыми отбросами вода. Город собрал всё отвратительное, мерзкое, он бездуховен, антиэстетичен, здесь человек не должен жить, но живет, вот только эта жизнь не просто убога – она уродует. Действительно, в райцентре много сломленных жизнью людей, опустившихся и не имеющих будущего. Стрекач, Артёмка - мыло и окружавшая их шпана растеряли все человеческие качества. Астафьев к ним беспощаден. Ограниченные, жестокие, наглые, они держат в страхе весь район. Только один человек – отчим Людочки, прошедший лагеря, знающий эту породу людей, не испугался, отомстил за поруганную честь девушки. А начальник милиции даже в сводке о происшествиях не указал о смерти девушке – не хотелось портить показатели перед выходом на пенсию.

Рассказ «Людочка» Астафьев создал в 1987 году. Произведение написано в рамках деревенской прозы (направление в русской литературе). Изображая все ужасы города, Астафьев не идеализирует и саму деревню, показывая нравственный упадок крестьян.

Главные герои

Людочка – молоденькая девушка, которая не смогла пережить насилия и равнодушия близких и покончила жизнь самоубийством.

Отчим – муж матери Людочки, с малых лет был «в ссылках да лагерях» , отомстил за девушку.

Другие персонажи

Стрекач – уголовник, не единожды попадал в тюрьму.

Артемка-мыло – был «верховодом» среди «шпаны» в парке.

Гавриловна – пожилая женщина парикмахер, у которой жила Людочка.

Мать Людочки – женщина 45 лет; привыкла со всем справляться сама, поэтому проигнорировала беду дочери.

Рассказчик услышал эту историю «лет пятнадцать назад» . Людочка родилась в деревеньке Вычуган и «росла, как вялая, придорожная трава» . Отец девушки давно исчез. Мать вскоре начала жить с трактористом.

Закончив десять классов, Людочка уехала в город. Переночевав на вокзале, девушка пошла в парикмахерскую. Там она познакомилась со старой парикмахершей Гавриловной и напросилась к ней в ученицы. Гавриловна разрешила Людочке пожить у нее, переложив на девушку работу по дому. Людочка так и не выучилась на мастера, поэтому подрабатывала в парикмахерской уборщицей.

С работы девушка добиралась через полузаброшенный парк вагонно-паровозного депо – «Вэпэвэрзэ» . В центре парка находилась обросшая густыми зарослями канава со сточными водами, в которой плавал мусор. Парк был любимым местом «шпаны» , среди которой главным был Артемка-мыло. Как-то, когда парень приставал к Людочке во время стрижки, она сильно его ударила. После этого Артемка запретил всем приставать к девушке. Однажды Артемка повел Людочку на дискотеку. «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному». Испугавшись шума и «телесного срама» , Людочка убежала домой.

Вскоре вернулся в поселок из заключения Стрекач. Теперь он стал главарем местной «шпаны» . Однажды, когда Людочка возвращалась через парк домой, Стрекач напал на нее и изнасиловал, заставил и остальных надругаться над девушкой. Не помня себя, Людочка едва добралась домой. Гавриловна заверила, что ничего страшного не случилось.

Людочка поехала домой. В родной деревне осталось два дома – один ее матери, а второй старухи Вычуганихи, которая умерла весной. Людочку встретила беременная мать. Она сразу поняла «какая беда с нею случилась» . «Но через ту беду <…> все бабы поздно или рано должны пройти». Прогуливаясь у реки, Людочка увидела, что отчим плескается, как ребенок. Девушка догадалась, что у него не было детства. Ей захотелось выплакаться ему, может он ее и пожалеет. Утром Людочка вернулась в поселок.

Девушка вспомнила, как давно лежала в больнице. Рядом с ней умирал одинокий парень. Всю ночь она старалась отвлечь его разговорами, но после поняла, что парень ждал от нее не утешения, а жертвы. Девушка подумала про отчима: он наверное из «сильных людей» , с «могущественным духом» .

Когда Людочка возвращалась с работы через парк, парни снова начали ее теснить. Девушка пообещала вернуться, переодевшись в ношеное. Дома Людочка надела старое платье, отвязала веревку от деревенской торбы (раньше эта веревка была на ее люльке) и ушла в парк. Закинув веревку на тополь с кривым суком с мыслью: «никому до меня дела нет» , она повесилась.

Людочку хоронили на городском кладбище. Поминки устроили у Гавриловны. Выпив водки, отчим Людочки отправился в парк, где в это время находилась компания Стрекача. Мужчина сорвал с уголовника крестик и, утащив в «непролазный бурьян» , сбросил в сточную канаву. «Настоящего, непридуманного пахана почувствовали парни».

Артемка-мыло вскоре поступил на учебу и женился. О смерти Людочки и Стрекача не писали даже в местной газете, чтобы «не портить положительный процент сомнительными данными» .

Заключение

В рассказе «Людочка» Виктор Астафьев размышляет над философскими вопросами одиночества в толпе, равнодушия людей друг к другу, затрагивает проблемы экологии, преступности, морального упадка общества.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 435.

Этот рассказ – об истинном происшествии где-то в середине 70-х годов. Но, прочтя, нельзя не ощутить, сколько душевной силы и сколько художественного ви дения вложено им самим. А по широте жизненного знания, сгущённого в этом тексте, и по напряжённости нравственного чувства как в гневе на зло, так и в тяготеньи к добру мы, пожалуй, могли бы угадать и имя автора, не напиши он его сам. И каково же многополное знание и советской городской жизни в её гоможеньи, и необратимости деревенской гибели, и, вдобавок, блатного уголовного типажа! Этим содержанием рассказ богат, плотен и вместе целен.

Людочка – колхозная девушка, слабенькая от рождения, росла вялая, скромная, в деревенской средней школе «не выходила из троечниц, но и до сплошных двоек не опускалась. Домаяла десять классов» – и мать указала ей ехать в город, в деревне делать нечего. Скромная, «с припрятанной застенчивой улыбкой», девушка пыталась стать ученицей у парикмахерши, но не одолела мастерства и больше служила у неё уборщицей. Людочка покорно терпела и насмешки более успешных подружек, и своё городское бесприютство.

А главное место действия рассказа – погибающий Парк вагонно-паровозного депо, типично советское создание – «насаженный в 30-х годах и погубленный в 50-х». Через весь парк надумали класть трубу с горячей водой, канаву проложили и часть трубы – да не закрыли. Потекла горячая речка с радужными кольцами мазута, с мыльной слизью, потом зловонной тиной, оттого стали облупляться и сникать соседние деревья. Через канаву перебросили мосток, да перила к нему всё не стояли, отваливались. В канаву стали бросать разные отбросы, устоялась вонь, да рядом пошли поросли дурнейшего бурьяна. – А само собой стояли по парку бетонные скамьи для отдыха граждан, «в парке было черно от ворон и галок, ор вороний оглашал окрестности». – На железной эстакаде раньше вешались портреты вождей и лозунги, потом не стало их. Ещё были забытые столбы для волейбола, ещё – решётчатый загон для танцев молодёжи. Там по вечерам «трещала, гудела, грохотала музыка, помогая стаду в бесовстве и дикости».

Через этот Парк Людочке приходилось ходить, она не боялась; однажды затащили её на танцы, с испугом вырвалась. А однажды зацепил её освобождённый из лагеря гнилозубый уркаган Стрекач – и дальше ни вид его, ни наружность, ни поведение, ни окружённость блатной мелкотой – уже не поддаётся нашему цитированию – это зримая, ощутимая, красочная, даже несравненная картина, отчётливо переданная Астафьевым, в чём и центр рассказа. Стрекач поймал за поясок плаща проходившую Людочку, пытался усадить к себе на колени, девушка не садилась, Стрекач перекинул её через скамейку в бурьян – и сам за ней на четвереньках, и лицом её в землю и битое там стекло, чтоб не кричала. Но она нашла в себе силы вырваться и кричать на бегу. О помощи нечего было и думать. Добежала до парикмахерской хозяйки, очнулась уже у неё. Та успокаивала: «И родится баба не под нож, а под совсем другое. Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут». Но упредила – не жаловаться на Стрекача, а то «мою избу спалят». Тогда Людочка: «Я к маме хочу». Хозяйка отпустила на день, на два – та деревня близко, электричкой.

…А от деревни родной осталось всего два целых дома, один – материн, а с ней отчим. «Вся деревня, задохнувшаяся в дикоросте, – в закрещенных окнах, с разваленными оградами дворов и огородных плетней, с угасающими садовыми деревьями, с дико разросшимися меж изб тополями, осинами». (Соседка, сама при смерти, пророчит: «Этак вот, однова, середь России кол вобьют, и помянуть её, нечистой силой изведённую, некому будет…»)

Мать, сама беременная, хотя уже за сорок, сразу увидела, что с дочерью беда: бледная, лицо в ссадинах, на ногах порезы, осунулась, руки висят. А за догадкой – и материно суждение: «Через ту беду не беду все бабы поздно или рано должны пройти. И каждая баба сама же с бедой и совладать обязана, потому как от первого ветру берёза клонится, да не ломается». – Людочка пошла корову подоила, помогла матери к возврату отчима обед собирать. Отчима она мало знала: он недавно появился в их деревне. Он не обижал Людочку, но и доброты не проявлял. Мать о нём: «С малолетства в ссылках да в лагерях, под охранским доглядом. Жизнь его была ох-хо-хо. Но человек он порядочный».

А на следующее утро Людочка опять уехала в город. Хозяйке парикмахерской сказала: «Хорошо, я в общежитие пойду жить».

Дальше Астафьев проводит Людочку через страдательное воспоминание: когда-то, сама больная, она в больничном коридоре сидела ночью около умирающего парня-дровосека. Сочувствовала ему, но, как ей теперь казалось, не в полной полноте. Так вот и к ней теперь – городские на танцплощадке. И её хозяйка. Да и её мать.

Но через Парк продолжала ходить, не боялась. И присмотрела близ тропинки – тополь с большим корявым суком.

И повесилась на нём.

Хоронить её в родной деревне не решились: «сотрётся с земли пристанище, объединённый колхоз запашет кладбище под одно поле». Похоронили на городском, со стандартными знаками.

Сколько бы ни подлинен был рассказ досюда – окончание к нему, я полагаю, Астафьев приложил от себя, давая волю своей жажде справедливости: что отчим Людочки нашёл Стрекача в Парке (его и искать не надо, он себя выставляет), обезоружил и швырнул в зловонную канаву. Блатная свора Стрекача не решилась отстоять своего пахана и не сумела захлебнувшегося – вернуть к жизни.

В отчёте областного УВД для уменьшения процента преступности смерть Стрекача отнесена к самоубийствам.

Очень достойный рассказ – и какое свидетельство о позднесоветском времени. Не велик – а сколькое вместилось.

Отрывок очерка о Викторе Астафьева из «Литературной коллекции», написанной А. И. Солженицыным . А. С. читал рассказ «Людочка» в журнале «Новый мир» (1989. № 9). (Библиотека А. И. Солженицына; с пометами в тексте и на полях.) В письме Астафьеву Солженицын пишет: «Страшна – глубина падения народного состояния, которую трудно определить и измерить (да у Вас она и в «Печальном детективе», и в последней «Людочке», этот «парк ВПРЗ»!). Если Бог пошлёт нам выздороветь, то ведь в лучшем случае нам надо на то 100 лет, а то 150» (А. И. Солженицын – В. П. Астафьеву, 28 ноября 1989. Архив А. И. Солженицына).