5 предложений с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения в русском языке: примеры и правила

С каждым днём школьная программа постепенно покидает наш разум и многие простые вещи могут ввести в заблуждение. Правила русского языка вызывают такие сложности наиболее часто. И даже такая вещь, как сложносочинённое предложение, может завести взрослого человека в тупик. Эта статья поможет изучить или обновить в голове информацию по этой теме.

Вконтакте

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение (ССП) – такое, в котором части соединены сочинительной связью , которая выражается сочинительными союзами. При этом все элементы равноправны и независимы.

Деление по значению союзов сложносочинённого предложения

  1. Соединительные: и, да (=и: хлеб да соль), да и, и..и.., не только..но и, как..так и;
  2. Разделительные: или, или..или, либо, то..то, то ли..то ли, не то..не то;
  3. Противительные: а, но, да (=но: красив, да глуп), зато, однако.

Когда детей в школе только знакомят с типами предложений, выделяются только описанные выше три группы сочинительных союзов. Однако в старшей школе ученики выделяют ещё три группы:

  1. Градационные: не только, не столько..сколько, не то чтобы..а, не то чтобы..но и;
  2. Пояснительные: а именно, то есть;
  3. Присоединительные: притом, причём, да и, тоже, также.

Таким образом, выделяют сложносочинённое предложение с соединительными союзами, разделительными и противительными, а также дополнительно с градационными союзами, пояснительными и присоединительными.

Сложносочинённые предложения: примеры и схемы

После выходных ему стало лучше, и он выздоровел окончательно.

Схема: (), и (). Сложносочинённое предложение с союзом и показывает последовательность действий.

Каждый день он должен был делать уроки или помогать маме по хозяйству.

Схема: () или (). Разделительный и ли взаимоисключает события.

Ты теперь подстрели что-нибудь, а я разведу костёр.

Схема: (), а (). Союз а – противительный, а значит, в предложении присутствует противопоставление.

Не только родные восхищались её умом, но и совершенно чужие люди.

Схема: не только (), но и (). Данная структура сложносочинённого предложения разделяет события по значимости и важности.

Нога была сломана, то есть он не мог больше продолжать путь самостоятельно.

Схема: (), то есть (). Имеется поясняющий союз то есть.

Мы должны это сделать, притом у нас очень мало времени.

Схема: (), притом (). Союз притом даёт дополнительные факты и информацию .

Пунктуация в сложносочинённых предложениях

В ССП элементы разделяются запятыми, точкой с запятой или же с помощью тире.

Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая . Она ставится как перед одиночными, так и перед повторяющимися сочинительными союзами:

Пусть будет, как угодно богу, а закон следует исполнять.

Схема: (), а ().

Или я приду завтра, или ты приходи.

Схема: или (), или ().

Точка с запятой используется в том случае, когда элементы ССП сильно распространены, и запятые уже используются:

Мальчик радовался новому змею, бежал за ним и был самым счастливым человеком; а стихия уже приготовилась проливать дождь, разгонять ветер и ломать ветки деревьев .

Схема: (); а ().

Точка с запятой также может ставиться, когда предложение имеет несколько частей:

У меня такое мнение, а у тебя другое; и каждый из нас прав по-своему.

Схема: (), а (); и ().

Тире ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения имеют резкое противопоставление или резкую смену событий:

Зал на секунду замер и тут же раздались дикие овации.

Схема: () – и ().

Когда не ставятся знаки препинания

Части ССП являются:

  1. Вопросительными: Когда Вы ещё будете в городе и смею ли я просить о встрече?
  2. Побудительными: Делай все хорошо и пусть ты со всем справишься.
  3. Восклицательными: Вы такой молодец и мне всё так нравится!
  4. Назывными: Холод и ветер. Духота и зной.
  5. Безличными предложениями: Холодно и ветрено. Душно и знойно.

Кызылординская область Шиелийский район

коммунальное государственное учреждение «казахская средняя школа №152»

в 9 классе

Тема урока:

2015-2016 учебный год

«Утверждаю»___________

Предмет Русская речь

Класс 9

Дата 22.10 .2015

Тема

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами

Цели обучения

научить распознавать ССП с разделительными союзами или, либо, то, не то среди других ССП; развивать навыки самостоятельного изучения материала; продолжить развитие речи, мышления, памяти, творческих способностей учащихся; воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, доброжелательность, сотрудничество, взаимопомощь,

интерес к предмету.

Ожидаемые результаты

Ученики научатся правильно использовать ССП в устной и письменной речи, смогут работать индивидуально, в группе, научатся анализировать, высказывать свои мнения, оценивать себя и других.

При ё мы и методы

Стратегии критического мышления « », кластер .

Групповая, индивидуальная , групповая работы.

Ресурсы, оборудование

Учебник, мел, доска, интерактивная доска, слайды, кластеры, стикеры, конверт, оценочный лист

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Орг. момент

3 мин

1.Создание эмоционального настроя на урок.

Учитель приветствует учеников, желает всем удачи. Прием «Комплименты».

2. Деление на группы. Учитель предлагает учащимся делиться на 3 группы.

П риветствуют учителя, улыбаются, говорят друг другу комплименты.

Делятся на 3 группы, согласно записям на стикерах «соединительные», «противительные», «разделительные».

Улыбка друг другу, радость от общения

Вызов

мин

Постановка учебной задачи.

Повторение пройденного материала по приёму « Верные и неверные утверждения »

1. Сложное предложение состоит из двух и нескольких простых предложений.

2. Части ССП не равноправны по смыслу и связаны подчинительными союзами.

3. Соединительные союзы – это а, но, однако, зато, же.

4 . В ССП перед противительными союзами всегда ставится запятая.

5. ССП с соединительными союзами обозначают явления , которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

6. В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами одно явление противопоставляется другому.

Ученики отвечают на вопросы, меняются тетрадями, проверяют друг друга по ключу ответа (Ключ ответа на слайде).

Нет ошибки – 3 балла

1 ошибка - 2 балла

2 и больше - 1 балл

Лидер группы выставляет оценки в оценочный лист.

Ключ:

1 Да, 2 Нет, 3 Нет, 4 Да, 5 Да, 6 Нет

Взаимооценивание

(лист оценивания)

2. Осмысление

12 мин

Переход к новой теме. Учитель использует исследовательскую беседу с учащимися и подводит к следующей теме, затем записывает число и тему урока.

Тема урока: « Сложносочиненные предложения с разделительными союзами».

Дает задание группам: составить кластер «Сочинительные союзы». Прием «Карусель».

Учащиеся записывают число и тему урока, затем знакомятся с теоретическим материалом.

Составляют кластер, по истечении времени дополняют кластеры другой группы.

Формативное оценивание «Две звезды и одно пожелание»

17 мин

Стратегия «Кто первый составит?».

Учитель даёт задания группам.

1-ая группа. Упр.52, стр. 39. Перепишите предложения, вставляя вместо точек нужные по смыслу союзы; определите, в каких предложениях чередование явления, в каких – взаимоисключение.

2-ая группа. Упр. 54, стр.40. Перепишите текст, вставляя нужные буквы и расставляя знаки препинания.

3-ья группа. 61, стр. 43. Перепишите, расставляя знаки препинания.

Индивидуальное задание «Проверь себя!»

Расставьте знаки препинания

    То светило солнце то шёл дождь. (1 балл)

    На горе то расстилался лес малахитового оттенка то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)

    Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла).

Ученики выполняют упражнения своей группы, вместе, сообща, помогая друг другу. Спикеры групп разъясняют материал всем учащимся.

Составляют критерии оценивания

Правильность ответа учащиеся проверяют по слайду.

Взаимооценивание по критериям

передают тетради по кругу, проверяют друг друга

Самопроверка

самооценивание

Рефлексия

мин

Учитель получает обратную связь. Стратегия «Конверт вопрос».

По этой теме каждой группе дается один вопрос, но каждый ученик даёт свой ответ, записывает на стикере и кладёт в конверт.

Учитель хвалит учащихся за работу и предлагает поднять одно из трёх цветов, согласно своему восприятию темы урока.

Ученики думают и отвечают на вопрос, записывают на стикере, кладут в конверт. Учитель собирает конверты, достаёт оттуда любой стикер, зачитывает ответ. Ученики дают свое согласие и оценку за правильность ответа друг друга.

Ученики поднимают одно из трёх цветов по приёму «Светофор».

Взаимооценивание

мин

А теперь посмотрим лист оценивания и увидим, кто какую оценку получил.

Все согласны?

Возьмите задание на дом, запишите в дневник.

Лидер группы объявляет и суммирует оценки.

Записывают задание: подобрать примеры с разделительными союзами из художественных произведений , выучить правило.

Суммативное оценивание

В процессе общения человек оформляет свои мысли в простые или сложные синтаксические конструкции. Не последнее место среди них занимает сложносочиненное предложение.

Примеры и теоретические сведения, представленные ниже, помогут разобраться в построении и пунктуационном оформлении синтаксем данного типа.

Сложная синтаксическая конструкция, состоящая из двух и более равноправных по смыслу простых компонентов, объединенных посредством сочинительных союзов, носит название ССП, или сложносочинённое предложение.

Посмотрим на примеры: «Доктор рассказывал анекдоты, но разговор все же не клеился. Толпа текла перед ними рекой, но, наконец, она поредела, и последние поздравители удалились» (По Мопассану).

Первая из представленных конструкция состоит из двух частей, вторая – из трех. Их соединяют союзы и, но.

Вопрос от одной предикативной конструкции к другой задать невозможно.

Возьмите на заметку! Необходимо разграничивать сложносочиненные предложения и бессоюзные, выражающие последовательность действий или их сопоставление:
«Под окнами защебетали воробьи, мгла растворилась, всю округу озарило утреннее солнце. Давно настала ночь – он все не ложился».
Хотя их составляющие равноправны, между ними отсутствуют союзы, которые обязательно связывают части сложносочиненного предложения.

Союзы в составе ССП

Простые предложения, формирующие сложносочиненное, соединяют сочинительные союзы следующих групп:

  • и, и… и, тоже, да (в значении и), ни…ни, также, не только… но и, как… так и – соединительные;
  • но, да (в значении но), а, зато, однако, но зато, однако же — противительные;
  • или, либо, не то… не то, то… то, или… или – разделительные;
  • то есть, а именно — пояснительные.

Соответственно в три группы объединяются и сложносочиненные предложения, а именно:

  • с соединительными союзами;
  • пояснительными;
  • разделительными;
  • противительными.

Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп.

Конструкции с соединительными союзами

Сложносочинённое предложение указанного вида можно почерпнуть из литературы и разговорной речи: «Коломейченко приглашает меня сесть на сено, и начинается долгий разговор про байбаков» (По В. Орлову). «Друзья заторопились домой, я тоже последовал за ними».

«Весело журчала вода в ручье, да пела где-то поблизости неизвестная мне птица». «Не только взрослые вышли на уборку урожая, но и дети не отстали от них». «И Иванов не смог прийти на встречу, и его партнер заболел». «урожай соберешь, так и зимовать будешь».

«Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет» (И. Крылов). «Мама приняла племянника радушно, он также старался оказывать ей всяческое внимание».

Наиболее часто встречаются сложносочиненные предложения, содержащие конструкции с союзом и. Смысловая связь частей, формирующих ССП данного вида, не одинакова. Они могут выражать:

  • Временные отношения. При этом явления, о которых в них говорится, происходят либо одновременно, либо последовательно: «Где-то вдали послышались глухие аккорды, и раздался хриплый мужской голос. Вот эта невидимая стена внезапно раздвинулась, и долго сдерживаемые звуки хлынули из-за нее с ужасающей силой» (А. Куприн).
  • Отношения причинно-следственные: «Дедушка всегда следил за здоровьем, и поэтому даже старость не лишила его бодрости и ясного ума. Невнятный говор и шум пробежал по всей толпе, и вслед за тем послышались явственно слова: «Украден». ().


Конструкции с разделительными союзами

Рассмотрим некоторые примеры синтаксических конструкций указанного вида: «Взметнется птица, или лось протрубит вдалеке. Или я не понимаю, или ты не хочешь меня понять»(). «Не то загремел гром, не то ударила пушка. То зайдут тучи, то неожиданно выглянет солнце».

Разделительные ССП с повторяющимися или, реже, одиночными союзами называют явления, которые, по мысли говорящего, не в состоянии происходить в один и тот же момент.

Либо одно из них исключает другое, либо они следуют по очереди.

Возьмите на заметку! Сложносочиненные предложения и осложненные однородными членами простые с союзом или, а также и, а, но часто путают. Чтобы избежать ошибки, следует посмотреть на количество грамматических основ.
Сравни:
«На секунду покажется в кустах камень, или выскочит из травы зверек, и снова замелькает степь».
«Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку» (Н. Гоголь).


Противительное ССП

Рассмотримпримеры с союзом но, а, зато, да, которые чаще всего встречаются в современном языке: «Глаза Анжелики заплаканы, но он ничего не приметил» (По В. Шишкову). Он принялся работать, а ленивые, домашние мысли еще долго бродили в его голове» (А. Чехов).

«Пирог не пропекся, зато компот удался. Я хотел позвонить родителям, да телефон куда-то исчез». Как видим, явления, о которых говорится в данных ССП, противопоставлены друг другу.

ССП с противительным значением могут содержать частицы только и все, которые выполняют в них функцию союзов: «Разлука не помогла забыться, только боль обострилась. Затылок сильно ныл, ноги же почти отпустило».

Конструкции с пояснительными союзами

В этом виде ССП используется лишь, а именно и то есть. В разговорной речи подобные конструкции встречаются нечасто. Сфера их применения – книжные стили: «Время было удачное, то есть никто не мог войти». «Погода ужасная, а именно дождь льет не переставая».

Особенности постановки знаков препинания

ССП любой группы обычно содержит запятую, разделяющую его компоненты.

Однако если перед ними находится общий второстепенный член, или придаточное, то ставить ее не следует: «Во время вьюги волк не выходит из логова и рысь не охотится». «Когда солнце встало, все кругом заиграло красками и вода засеребрилась».

Исключением будут случаи, когда перед намипредложение с союзом повторяющимся: «По дороге медленно ползли груженые подводы, и проносились легкие верховые, и никуда не спеша шли крестьяне».

Возьмите на заметку! Если части ССП представляют собой назывные, вопросительные или безличные конструкции с подобными по значению сказуемыми, то запятой они не разделяются:
«Экскурсия по городу и обед в закусочной». «Сколько утекло песка и какое сейчас число?» «Не следует опаздывать и не надо пропускать уроки».

Необходимо упомянуть и те случаи, когда в ССП запятую заменяет двоеточие или тире.

Тире ставится, если:

  1. Второе предложение неожиданно противопоставляется первому.
  2. Во второй предикативной конструкции содержится моментальное присоединение к предыдущей.

Двоеточие ставится между составляющими ССП, если:

  1. Внутри них уже есть запятые.
  2. В их составе имеется много членов.
  3. Они не очень тесно связаны между собой по смыслу.

Чтобы проиллюстрировать сложносочиненное предложение особого типа, рассмотрим примеры из художественной литературы:

«Не успел выйти за дверь – и вот, хоть глаз выколи!» (Н. Гоголь)

«Я готов был уйти с каждым возом, уехать с каждым господином почтенной наружности, нанимавшим извозчика; но ни один, решительно никто не пригласил меня, словно забыли меня» ().

«Он останавливался, присаживался на корточки, но стоило ей нерешительными шажками подойти к нему, — и он, подпрыгнув, как чёртик, выскочивший из коробочки, перелетал на противоположный конец гостиной» (Г. Мопассан).

Полезное видео

Подведем итоги

Как видим, предложения с сочинительными союзами не только отличаются типовым разнообразием, но и не имеют стандартного пунктуационного оформления. Надеемся, что материал, представленный в статье, будет полезен при решении теоретических и практических задач, связанных с ССП.

Вконтакте


В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами (или (иль), либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли) выражаются разделительные отношения - отношения взаимоисключения или чередования. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами могут быть как двучленными, так и многочленными; большинство из них однородного состава.
  1. Отношения взаимоисключения выражаются с помощью союзов или (иль), либо, не то... не то, то ли... то ли.
Союзы или (иль), либо могут быть одиночными и повторяющимися; они указывают, что содержание первой предикативной части исключает возможность содержания второй и последующих частей, и наоборот. Союз или является стилистически нейтральным и употребляется во всех разновидностях литературного языка. Разговорный вариант этого союза - иль - имеет оттенок устарелости, разговорным является и союз либо. Например: Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда (Чехов); Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид (Пушкин).
В предложениях с нейтральным повторяющимся союзом не то... не mb отношения взаимоисключения осложняются указанием на трудность выделения из двух или из ряда явлений одного, вследствие неопределенности впечатлений от каждого из них. Например: Не то кому подали лошадь, не то кто новый приехал (Данилевский).
Те же отношения выражаются повторяющимся союзом то ли... то ли, имеющим оттенок разговорного стиля, например: То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука (Сурков).
  1. В предложениях чередования (с повторяющимся союзом то... то) говорится о том, что события, о которых сообщается в предикативных частях, существуют в разных временных планах, то есть чередуются. Такие предложения употребляются во всех стилистических разновидностях литературного языка. Например: То солнце тусклое блестит, то туча черная висит (Некрасов). Грудь ее то высоко поднималась, то, казалось, она удерживала дыхание (Лермонтов).

Еще по теме § 88. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами:

  1. 328. Синтаксические отношения между частями сложносочиненных предложений
  2. § 87. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
  3. § 88. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
  4. § 203. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения
  5. СРЕДСТВА СВЯЗИ ЧАСТЕЙ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
  6. Принципы классификации сложносочиненных предложений. Структурно-семантическая характеристика видов сложносочиненных предложений. Место сложных предложений с присоединительными и градационными союзами в системе сложного предложения. Вопрос о сложных предложениях с пояснительными союзами.

Основные группы сложносочинённых предложений.

По союзам, которые связывают части сложного предложения, слож­носочинённые предложения делятся на три основные группы:

1) сложносочинённые предложения с с о е д и н и т е л ь н ы м и союзами (и, да, ни-ни, тоже, также , 2) сложносочинённые предложения с р а з д е л и т е л ь н ы м и союзами (или , либо, то - то, не то - не то ); 3) сложносочинённые предложения с п р о т и в и т е л- ь н ы м и союзами (но, а, да, зато, же, однако, а то, не то ).

Разные союзы выражают различные отношения между про­стыми предложениями, входящими в состав сложносочинённого, например: 1) союз и может выражать одновременность явле­ний: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет , и речка подо льдом блестит (П.); 2) союз но выражает"проти­вопоставление: Я звал тебя, но ты не оглянулась. (Блок.)

Различные смысловые отношения между предложениями при их сочинении выражаются не только союзами, но часто соот­ношением глагольных форм, а также лексическими средства­ми, в частности местоимёнными словами, включаемыми во вто­рое предложение.

1) Солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на высоких тычинках, на сухой земле. (Т.) Со­юз и выражает последовательность явлений. Сказуемое в первом предложении (село) выражено глаголом совершенного вида, а во втором предложении - глаголом несовершенного вида (ле­жал). Эти глагольные формы позволяют указать, что после не­длительного действия возникло действие длительное.

2) и потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать. (Арс.) В этом примере вто­рое предложение по смыслу является следствием первого; это его значение поддерживается местоимённым наречием потому. (Ср.: В этот день мне нездоровилось немного, и я не стал до­жидаться ужина и лёг спать.)

3) Марианна не была ребёнком, но прямотою и простотою чувства она походила на ребёнка. (Т.) Значение противопо­ставления поддерживается в этом примере отрицательной части­цей не при сказуемом первого предложения.

Сложносочинённые предложения с соединительными со­юзами.

1. Союз и неоднозначен: он может указывать на одновре­менность действий (сидел и молчал), на их последовательность (вскочил и побежал), на обусловленность одного действия дру­гим (Он вскрикнул во сне и проснулся, т. е. проснулся от кри­ка) и т. п. Поэтому и в сложном предложении он может со­единять части, в которых говорится об одновременности событий, или об их следовании друг за другом, или об обусловленнос­ти одного события другим. Рассмотрим примеры: 1) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт, и подруги серебряный голос нашу звонкую песню поёт. (Л. К.) (Это сложносочинён­ное предложение состоит из трёх частей; в сложном предложе­нии устанавливается одновременность явлений; одновременность выражается перечислительной интонацией, союзом и и одно­типностью глагольных форм: во всех трёх частях сказуемыми являются глаголы несовершенного вида настоящего времени.) 2) Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (П.) (В этом слож­ном предложении передаётся последовательность явлений; после­довательность выражается союзом и, лексическими значени­ями глагольных форм; сказуемые выражены глаголами совер­шенного вида прошедшего времени.) 3) Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. (В этом предложе­нии передаётся последовательность явлений; последовательность выражается прежде всего сочетанием вслед за тем , а также со­юзом и.) 4) Потёмки между тем всё более сгущались, и пред­меты теряли свои контуры. (Ч.) (Вторая часть предложения име­ет значение следствия.) 5) Я вас не знаю, Дарья Михайлов­на, и потому вы мне не нравиться не можете. (Т.) (В этом примере наличие местоименного наречия потому во второй час­ти подчёркивает значение следствия.) В научной прозе вре­менная последовательность очень часто сочетается со значением следствия, например: Земля постепенно остывала, отдавала своё тепло в холодное межпланетное пространство. Наконец, её тем­пература приблизилась к 100°, и тогда водяной пар атмосфе­ры стал сгущаться в капли и в виде дождя устремился на го­рячую пустынную поверхность земли. (Опарин.) Во втором сложносочинённом предложении простое предложение, прикреп­лённое союзом и , который сочетается со словом тогда, вклю­чает последующие события, являющиеся следствием. В научной и деловой речи встречаются и сложносочинённые предложения с условно-следственным значением, например: Измените тип об­мена веществ живого тела, и вы измените наследственность. (Пер­вая часть со сказуемым в форме повелительного наклонения име­ет значение условия, а вторая - со сказуемым в форме будуще­го времени - имеет значение следствия.)

2. Значительно реже употребляется в литературном языке соединительный союз да. Он встречается преимущественно в ху­дожественной речи, например: Голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал, да ветер бился и ревел, играя на реке. (Н.) Он имеет добавочный разговорно-бытовой или фольклор­ный оттенок.

3. Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между частями предложения, а внутри вто­рой части, при них может быть добавочный союз и .

П р и м е р ы. 1) Слезы высохли у меня на глазах, сестри­ца тоже перестала плакать. (А.) 2) Странный старичок за­говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (Т.)

4. Союз ни - ни (в современном литературном языке толь­ко повторяющийся) совмещает в себе два значения: соеди­нительного союза и и усилительной частицы ни, которая употребляется в отрицательных предложениях, поэтому и союз ни - ни используется для связи отрицательных предло­жений.

Пример. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. (Кр.) (Ср.: И солнца мне не виден свет, и для корней моих простору нет.)

Сложносочинённые предложения с разделительными со­юзами.

1. Союз или указывает на наличие или возможность че­го-нибудь одного из двух или из ряда явлений, а также на чередование явлений, о которых говорится в предложе­ниях.примеры. 1) Лишь изредка олень пугливый через пусты­ню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возму­тит. (Л.) 2) Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид. (П.)

2. Союз то - то (только повторяющийся) указывает на че­редование явлений.

П р и м е р. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома к дому по огородам.

(Кор.)

3. Союз не то - не то (только повторяющийся) указыва­ет на трудность выделить из двух или из ряда явлений одно вследствие неопределённости впечатления от каждого

Пример. Не то кому подали лошадей, не то кто новый при­ехал. (Данилевский.)

Союзы или, то - то стилистически нейтральны, предложения

с ними могут употребляться в любом стиле речи. Союзы же иль, не то - не то имеют оттенок разговорности, конструк­ции с ними более характерны для обиходно-бытового стиля

Сложносочинённые предложения с противительными со­юзами.

1. Союз а указывает, что второе явление противопола­гается первому или чем-то отличается от него.

П р и м е р ы. 1) Они проснулись-а мы спать собираемся. (Т.) 2) Мне встретились на болоте мужчина и женщина. Он шёл с косой, а она - с граблями. (Пр.)

2. Союзы но, да, зато, однако указывают, что второе явление противополагается первому. Союз да, как и соединительный союз да, имеет добавочный разговорно-бытовой или фольклорный от­тенок.

П р и м е р ы. 1) Солнце село, но в лесу ещё светло. (Т.)

2) Я лежал как бы в забытьи, но сон не смыкал глаз моих. (Дост.) 3) Горячее лицо искало ветра, да ветра-то и не было. (Т.) 4) Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, зато на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н.)

3. Союз же совмещает в себе два значения: противительно­го союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между частями предложений, а после первого слова во второй части предложений (особо выделяя это слово); он употребляется, как правило, для связи предложений, а не отдельных слов.

П р и м е р. Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал. (М. Г.)

4. Союзы а то, не то соответствуют по значению словам ина­че, в противном случае; предложения с ними обычно употреб­ляются в разговорно-бытовой речи.

П р и м е р ы. 1) Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет. (Остр.). 2) Правду говори, не то тебе достанется.

Присоединительное значение сочинительных союзов.

Некоторые сочи­нительные союзы (и, да, или, а, но, однако) употребляются в присоедини­тельном значении. В этом случае они присоединяют добавочные мысли, явля­ющиеся: а) следствием, выводом; б) попутным замечанием; в) чем-то неожи­данным, вдруг пришедшим в голову. Некоторые союзы, например да и, имеют только присоединительное значение. Перед союзами с присоединительным зна­чением голос понижается и делается пауза.

П р и м е р ы. 1) Взобрались ещё на одну гору, последнюю, и сразу перед ними засветился кучей огней большой, весёлый город. (Союз и присоединяет следствие.) 2) Так продолжается, пока дружно не захохочут все, и наконец он сам. (Гонч.) (Союз и в сочетании со словом наконец присоединяет заключе­ние во временной последовательности.) 3) К хозяину приходил курносый гим­назист Вячеслав Семашко, да иногда заходила барышня Птицына. (М. Г.) (Со­юз да присоединяет мысль в последовательном высказывании, но возникшую как бы после первой.) 4) Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов, да и некому произносить их. (Ч.) (Специальный присоединительный со­юз да и прикрепляет добавочное замечание рассказчика, жалеющего На­деньку и сочувствующего ей.) 5) Встала перед глазами изба голодная, а в избе голодной мать хворая лежит. (Неверов.) (Союз а , по логи­ческому значению приближающийся к союзу и , присоединяет добавочную мысль, вызванную в создании вставшей перед глазами картиной избы.) 6) В доме на Полевой улице дед жил не более года, но и за это время дом приобрёл шумную славу. (М. Г,) (Союз но в сочетании с союзом и при­соединяет противоположное тому, что следует из содержания первого пред­ложения.)

Очень часто союзы с присоединительным значением присоединяют не часть сложного предложения, а новое предложение, например: 1) На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены. (К. С.) (Союз и присоединяет новое предложение; присоединительная связь позво­ляет выделить что-то очень удивившее и очень важное в данный момент для рассказчика, давно не видавшего освещённых окон. Ср.: На всех углах сто­ят фонари, горят полным накалом, окна освещены.) 2) Пора, дитя моё, вста­вай!.. Да ты, красавица, готова? (П.) (Союз да начинает новое вопроси­тельное предложение, вызванное чем-то неожиданным; здесь да приближается по значению к вопросительным частицам разве, неужели.)

Пояснительные предложения.

Особую группу, близкую к предложениям, присоединяемым сочинительными союзами, со­ставляют п о я с н и т е л ь н ы е п р е д л о ж е н и я с союзами то есть, а именно. В этих предложениях говорящий разъясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первой части, например:

1) Наш сад погибает, в нём хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец. (Ч.) 2) Гро­за оказывает благодетельное влияние на природу, а именно : она очищает и охлаждает воздух.

Знаки препинания в сложном предложении с сочинитель­ными союзами.

Между частями предложения, связанными со­чинительными союзами, ставится з а п я т а я.

П р и м е р ы. 1) Море глухо роптало, и волны бились о бе­рег бешено и гневно. (М. Г.) 2) Нежданов спал, а Марианна сидела под окном и глядела в сад. (Т.) 3) Трудишься много ты, да пользы в этом нет. (Кр.) 4) Солнце зашло за горы, но было ещё светло. (Л.) 5) Раздался сильный взрыв, однако ре­бята не растерялись. Если слово однако находится в середине предложения, то оно как вводное слово выделяется запятыми, например: Раздался сильный взрыв, ребята, однако, не расте­рялись.

Если соединяемые части являются значительно распростра­нёнными, уже имеют внутри себя запятые, то между ними ста­вится т о ч к а с з а п я т о й; точка с запятой ставится и перед таким предложением, которое хотя и не является сильно рас­пространённым, но имеет добавочный характер, менее связано с предыдущим по смыслу. В этих случаях между предложения­ми голос понижается и бывает пауза.

П р и м е р ы. 1) Почти каждый вечер они уезжали куда-ни­будь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удава­лась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, вели­чавы. (Ч.) 2) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Т.) 3) Ирина опять гля­дела ему прямо в лицо; но на этот раз она улыбалась. (Т.)

П р и м е р ы. 1) Стрела выходит из колчана, взвилась-и падает казак. (П.) 2) Я перешёл во вторую избу - и во вто­рой избе ни души. (Т.) 3) Я спешу туда ж - а там уже весь

город. (П.)

П р и м е ч а н и е. Запятая не ставится перед соединительными и разде­лительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий вто­ростепенный член или общее придаточное предложение, чем обусловливается тесное смысловое единство этих предложений, например:

1) По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые авто­мобили. 2) Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъ­ехала к крыльцу домика в Васильевском .(Т.)

Упражнение 115. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите со­юзы, соединяющие части сложного предложения, и отношения между этими частями; объясните расстановку знаков препинания.

1. Воздух дыш...т весенним ар...матом, и вся природа ожив­ляе...ся. (Л.) 2} Год проход...т, и Феодор воротился на свою сторонку. (П.) 3) И батареи замолчали, и барабаны застучали. (Л.) 4) Вот затр...щали барабаны - и отступили басурманы. (Л.) 5) Только кое-где м...рцали, растягив...лись и тотчас же и...чезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд, да порой игривая волна вскакивала на берег и бежала к нам. (Кор.) 6) Соловей допел свои последние песни, да и другие пев­чие птицы все перестали петь. (А.) 7) Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча. (М. Г.) 8) Было темно, но я все-таки вид...л и деревья, и воду, и людей. (Ч.) 9) Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влев... . (Ч.) 10) Он шутил, а я злобствовал. (П.) 11) Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили. (П.) 12) Отец пож...лал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги. (П.) 13) Прия­тели его советовали ему жалова...ся; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступи...ся. (П.) 14) Зала...т пёс домовый, иль ветерок заш...лестит в листах темнеющей дубро­вы, иль птица робко пролетит. (Яз.) 15) То истиной дыш...т всё в ней, то всё в ней притворно и ложно. Понять н...возможно её, зато н... любить н...возможно. (Л.) 16) Она была воспита...а по-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, под­ружками и сенными девушками, шила золотом и н... знала гра­моты. (П.) 17) Всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрится в солнечном луче, а за ним поднимаются с земли кусты. (М. Г.) 18) Все её (Лизавету Ивановну) знали, и н...кто н... заме­чал. (П.)

116 . Прочитайте и озаглавьте текст, укажите сложносочинённые предло­жения с союзами и значение этих предложений; спишите, расставляя недоста­ющие знаки препинания.

Погода вначале была хорошая тихая. Кричали дрозды и по соседству в болоте что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стем­нело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизыва­ющий ветер всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы и стало в лесу неуютно глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

(А. П. Ч е х о в.)

117. Укажите сложносочинённые предложения и их значение; спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. После этого объясните правопи­сание частиц не и ни.

I. 1) Я был резв ленив и вспыльчив но чувствителен и че­столюбив и ласкою от меня можно было добиться всего. К не­счастью всякий вмешивался в моё воспитание и никто не умел за меня взяться. (П.) 2) Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд и за прудом село дымится и встают вдали туманы над по­лями. В аллею тёмную вхожу я сквозь кусты глядит вечерний луч и жёлтые листы шумят под робкими шагами. (Л.) 3) Остап уже занялся своим делом и давно отошёл к куреням Андрий же сам не зная отчего чувствовал какую-то духоту на серд­це. (Г.) 4) Стол и кровать стояли на прежних местах но на окнах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и небрежение. (П.) 5) Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (П.) 6) Пустеет воздух птиц не слышно боле но далеко ещё до первых зимних бурь и льётся чистая и светлая лазурь на отдыхающее поле. (Тютч.) 7) По­рой опять гармонией упьюсь над вымыслом слезами оболь­юсь и может быть на мой закат печальный блеснёт любовь улыб­кою прощальной. (П.) 8) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык. (П.)

II. 1) Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дым­кой испарений. На сугревах на курганах из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зелёные острые рост­ки травы медянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий доверху напитан­ный влагой; оттуда всё ещё сурово веяло холодом но уже тон­ко и певуче звенели в ярах под снегом не видимые глазу веш­ние ручейки и совсем по-весеннему чуть приметно и нежно за­зеленели в перелесках стволы тополей. (Шол.) 2) Вскоре огром­ный обоз потянулся из хутора на гору. Вышедшие на про­гон бабы долго махали уезжавшим платками а потом в степи поднялась позёмка и за снежной кипящей мглой не стало вид­но ни медленно взбиравшихся на гору подвод ни шагавших ря­дом с ними казаков. (Шол.)

118. Прочитайте, укажите сложносочинённые предложения и их значение; затем укажите обособленные члены предложения. Спишите, расставляя пропу­щенные знаки препинания. После этого объясните правописание суффиксов при­лагательных и причастий.

1) Под облаками заливая воздух серебряными звуками дро­жали жаворонки а над зеленеющими пашнями солидно и чин­но взмахивая крыльями носились грачи. (Ч.) 2) Листва не ше­велилась на деревьях кричали цикады и однообразный глухой шум моря доносившийся снизу говорил о покое. (Ч.) 3) Даль была видна как днём но уже её нежная лиловая окраска затушёванная вечерней мглой пропала и вся степь пряталась во мгле. (Ч.) 4) Из-за гряды песчаных бугров слева от них по­явилась луна обливая море серебряным блеском. Большая кроткая она медленно плыла вверх по глубокому своду неба яркий блеск звёзд бледнел и таял в её ровном мечтательном свете. (М. Г.) 5) Вёсла дружно упали в волны и баркас рванулся вперёд в широкую равнину озарённой воды. (М. Г.) 6) По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и ласко­во укрощая её злые порывы родит в ней могучие мечты. (М. Г.)

119. Прочитайте и озаглавьте текст; укажите, где сочинительные союзы со­единяют однородные члены, где - простые предложения и где - сяожносочинённые; затем укажите значение сложносочиненных предложений; спишите, рас­ставляя пропущенные запятые. Вставьте пропущенные буквы и объяснитеих правописание.

Чёрная туча совсем надвинулась и стали видны уже не з...рницы а молнии осв...щавшие весь двор и разрушающийся дом с отломанными крыльцами и гром послышался уже над голо­вой. Все птицы пр...тихли но зато заш...лестели листья и ветер добежал до крыльца на котором с...дел Нехлюдов шевеля его волосы. Долетела одна капля другая забарабанило по лопухам железу крыши и ярко вспыхнул весь воздух; всё затихло и не успел Нехлюдов сосч...тать три, как страшно треснуло что-то над самой головой и ра...катилось по небу.

(Л. Н. Т о л с т о й.)

120. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните сочинительные союзы.

1) У него [Сабурова] было больше всего людей, за (то) ему и приходилось идти прямо, через всю площадь. (К. С.) 2) К сумеркам мы (до) шли (до) водораздела. Люди сильно про­голодались, лошади, то (же) нуждались в отдыхе. (Арс.) 3) Впере­ди, на пыльном поле, то (же) двигались телеги, и те (же) виднелись жёлтые снопы, и так (же) звуки телег, голосов и пе­сен доносились издали. (Л. Т.) 4) Не (то) это были вспышки далё­ких взрывов, не (то) сверкали зарницы. 5) То хлопнуло где (то), то раздался вдруг вой, то словно кто (то) прошёл по ко­ридору. (С.-Щ.) 6) Через несколько минут всё уже уснуло на селе, один только месяц так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так (же) торжественно дышало в вышине...(Г.)


Навигация

« »