Альтернативная история - летопись. Тайное против явного

Кратко о статье: История человечества лежит позади нас, и мы все никак не можем отрешиться от уже пройденного пути, постоянно озираясь и прикидывая - а верной ли дорогой идем, товарищи? Одной из попыток разобраться в координатах прошлого является ответвление фантастического жанра, именуемое “альтернативной историей”.

Носик Клеопатры

Альтернативно-историческая фантастика

Будь носик Клеопатры чуть длиннее, история мира выглядела бы иначе.

Блез Паскаль

История человечества лежит позади нас, и мы все никак не можем отрешиться от уже пройденного пути, постоянно озираясь и прикидывая - а верной ли дорогой идем, товарищи? Одной из попыток разобраться в координатах прошлого является ответвление фантастического жанра, именуемое “альтернативной историей”.

Об альтернативной истории как отрасли исторической науки рассказывается в статье “А что, если бы?”, а здесь мы поговорим о художественном вымысле, авторы которого особо не стеснены рамками исторической достоверности.

Предметом альтернативно-исторической фантастики (АИФ) являются показ “развилки”, ключевого момента, из-за которого история пошла другим путем, или рассказ о последствиях изменения исторического процесса. Естественно, во многих произведениях историческая альтернатива - лишь повод для иллюстрации авторских мыслей, такой же художественный прием, как, скажем, полеты в космос и путешествие во времени.

Как любое ответвление фантастики, АИФ имеет свою типологию. Данная статья является попыткой не просто на примерах рассказать о жанре, но и составить его условную классификацию.

Можно вычленить 2 основных типа АИФ:

1. Чистая альтернатива, когда изменение истории происходит в соответствии с известными законами физического мира и формальной логики (например, из-за действий конкретной реальной личности, в результате пошедшего иным путем исторического события).

2. Фантастическая альтернатива, когда изменения истории происходит в результате абсолютно нереального, даже сверхъестественного вмешательства (вторжение пришельцев из космоса, путешественников во времени, изобретение магии).

“Альтернативное” кино

Альтернативно-исторический кинематограф весьма скуден. Пожалуй, самым нашумевшим фильмом стала английская картина “Это случилось здесь” (It Happened Here, 1963). Два молодых британца, Кевин Браунлоу и Эндрю Мэлл, с жалким бюджетом, любительской камерой, привлекая энтузиастов-добровольцев, сняли черно-белую гипотезу на тему захвата нацистами Великобритании. Внимательно изучив подлинную военную хронику, авторы использовали многие ее драматические моменты, спроецировав их на английскую действительность. И вот эсэсовцы фотографируются на ступенях Парламента, а голос диктора за кадром восторженно вещает о нерушимой германо-британской дружбе, и о том, что доблестные витязи фюрера пришли освободить своих английских братьев от еврейского ига...

На тему победы Германии во Второй Мировой войне сделано еще несколько картин. Так, “Филадельфийский эксперимент-2” (1993, реж. С. Корнуэлл) рассказывает о яром наци, с помощью машины времени создавшем параллельное будущее победившего фашизма. Герой-американец перемещается в нацистское государство и участвует во множестве приключений.

В экранизации одноименного бестселлера Р. Харриса “Фатерланд” (Fatherland, 1994, режиссер К. Менол) демонстрируется победившая нацистская Германия 1960-х годов, которую возглавляет постаревший и уставший Гитлер. Сотруднику СС (его роль исполняет Р. Хауэр) открывается правда о преступлениях нацистов против мирных граждан, и он начинает борьбу с режимом...

Можно еще вспомнить любопытную социальную драму “Бремя белого человека” Д. Накано, где показана Америка, в которой негры и белые поменялись местами. Белые работают прислугой, а черный богатей распинается о том, что “бледнокожие генетически являются низшей расой”.

Так могло бы быть - но не было

По видам чистую АИФ можно поделить на реалистическую и произвольную .

Ярким примером могут послужить книги двух американских писателей - Гарри Тертлдава и Гарри Гаррисона - посвященные событиям Гражданской войны в США.

Масштабная сага Тертлдава “Великая Война” включает уже 7 романов (всего их будет 10). Историческая развилка приходится на 1862 год. Командующий южан генерал Роберт Ли разработал остроумный план наступления, но в реальной истории какой-то растяпа-офицер потерял его секретный приказ, оказавшийся в руках командующего федералов генерала Мак-Клеллана. В кровопролитной битве на реке Антьетам стороны не выявили победителя: поле осталось за южанами, тактическое преимущество - за северянами. По Тертлдаву, потерю документа предотвратил солдат-конфедерат - в итоге Ли разгромил врага, и южанам открылась дорога на Вашингтон. Линкольну пришлось заключить мир, и Конфедерация Южных Штатов стала независимым государством...

В ситуации, сотворенной Тертлдавом, все решает случайность: приказ был потерян, а затем найден солдатом не северной, а южной армии. А почему бы, собственно, и нет? По оценке историков, Ли вполне мог выиграть эту кампанию - Мак-Клеллан значительно уступал ему в даровитости. После крупной неудачи президент Линкольн вполне мог пойти на мировую. Ведь южане не жаждали захвата власти - они всего лишь хотели отделиться... В последующих книгах Тертлдав разворачивает масштабную панораму событий, происходящих в Америке и Европе на протяжении более полувека. Исторически ход описанных автором событий вполне мог осуществиться (дальнейшее моделирование, конечно, более чем условно - но невероятным его также не назовешь).

Трилогия Гаррисона “Звезды и полосы”, на первый взгляд, также построена на принципах реализма. Однако цикл - яркая иллюстрация произвольной реалистической АИФ, где развилка не имеет фактологического и психологического обоснования. Роль “бога из машины” играет здесь сам писатель, навязывающий читателю альтернативную реальность, отчасти пренебрегая причинно-следственными связями.

Завязкой цикла Гаррисона является исторический инцидент, едва не приведший к вмешательству Великобритании в Гражданскую войну на стороне южан. Однако дипломатическими методами конфликт удалось погасить. Большую миротворческую роль сыграл супруг королевы Виктории, принц Альберт, умерший через несколько месяцев. Гаррисон всего лишь немного сдвигает смерть Альберта - принц не успевает благотворно повлиять на свою супругу, и Англия отправляет к берегам Америки экспедиционный корпус.

Если бы автор продолжил свой логический ряд, ему пришлось бы описывать иной ход войны, ведь даже не имея никакой серьезной помощи из Европы, уступая северянам в технической оснащенности, конфедераты сумели продержаться несколько лет. А получи они признание и помощь самой сильной державы мира, возможно, им и удалось бы отстоять свою независимость. Но у Гаррисона иные планы - и вот британцы, якобы перепутав, “случайно” обрушиваются на... южный город, уничтожая его дотла! Далее американцы объединяются против общего врага, “янки” и “дикси” под гордо реющим звездно-полосатым флагом громят англичан по всему миру и несут угнетенным народам блага истинной демократии.

Гаррисон писал свои романы, чтобы показать современное возвышение Америки, сдвинутое во времени на сто лет назад. И неважно, что по ряду объективных причин это было практически невозможно.

Среди произведений “чистой АИФ” общее количество произвольного псевдореализма явно превалирует. Что ж, для воплощения своей идеи автору фантастики частенько приходится отступаться от здравого смысла. Что поделаешь - законы жанра... Да и гораздо проще не забивать голову выверенными логическими построениями, а употребить свое мастерство на яркие описания и правдоподобные характеры.

Еще один прием произвольной АИФ строится на действиях вымышленного автором персонажа, которые и приводят к возникновению исторической развилки.

Тот же Гаррисон в соавторстве с Джоном Холмом написал трилогию “Молот и крест”, действие которой происходит во второй половине IX века. Развилка связана с реальным вторжением викингов во главе с братьями Рагнарсонами в Англию, когда выдвигается вымышленный авторами молодой англо-норвежец Шеф Сигвардссон. Благодаря нестандартному мышлению и “вещим” снам, он становится вождем группы викингов, затем королем Англии и властителем изрядной части Европы. Авторы не только наделяют своего героя даром предвидения, они навязывают ему роль великого изобретателя и рационализатора. Среди открытий Шефа - и предметы (катапульта, баллиста, алебарда, арбалет), и тактические военные приемы, и общественные идеи вроде веротерпимости и отмены рабства.

Нельзя сказать, что деяния Шефа выглядят абсолютно фантастичными. Авторы приписали своему герою многие реальные достижения уэссекского короля Альфреда и англо-датского властителя Кнута Великого. Однако, несмотря на вполне возможные и даже осуществленные события, появление в эпоху раннего средневековья человека, наделенного рационалистическим мышлением нашего времени, выглядит абсолютным произволом авторов.

Иногда по воле автора на Землю обрушивается некий чудовищный катаклизм, после чего меняется ход привычной истории. Например, в романе Кима Стэнли Робинсона “The Years of Salt and Rice” (“Годы соли и риса”), эпидемия чумы, еще более чудовищная, чем в действительности, уничтожает большую часть населения средневековой Европы, а второе нашествие монголов довершает дело.

Среди чистой реалистической АИФ имеются разные по степени достоверности произведения. Не факт, что в действительности все было бы именно так, как в них показано, однако шанс на подобное развитие событий все же имелся. Например, “Первый год Республики” Льва Вершинина - декабристы побеждают, и в России начинается гражданская война вкупе с террором. Примерно об этом же “Пугачев-победитель” Михаила Первухина - лже-Петр III берет верх, и вновь террор, хаос, разруха. В популярном авантюрном цикле Джоан Эйкен “Хроники волков” в зеркальном отображении показан период якобитских войн - сторонники Ганноверов ведут борьбу против находящихся у власти Стюартов. В романе “Ruled Britannia” Тертлдава изображены последствия успешного завоевания Англии Непобедимой Армадой.

Нацисты начинают и... выигрывают!

А к чистой произвольной АИФ можно отнести “Остров Крым” Василия Аксенова, “Гравилет “Цесаревич” Вячеслава Рыбакова, “Человек в Высоком Замке” Филиппа Дика, “Фатерланд” Роберта Харриса, “Красные звезды” Федора Березина. У Аксенова развилку создает вымышленный персонаж. У Рыбакова в России не происходит революции - безо всякого объяснения причин. Авторы, показывающие плоды победы нацистов во Второй мировой войне, также не дают подробных разъяснений - им просто так захотелось. А Березин использует как данность заведомо ложную псевдоисторию В. Суворова (о Суворове - см. следующую статью).

“Альтернативная” игры

Произведения жанра альтернативной истории не так часто встречаются среди компьютерных игр, но порой разработчикам удается создать маленькие шедевры, интересные, прежде всего, миром и сюжетом.

Практически все “исторические развилки”, на которых основываются “альтернативные” сценарии игр, относятся к крупным военным конфликтам. И наиболее популярной темой здесь является, конечно же, Вторая Мировая война. В которой союзники так и не встретились на Эльбе, а победоносные страны Оси поделили мир на арийскую и японскую сферы влияния.

Iron Storm: окопы бесконечной Мировой войны.

В экшене Mortyr (1999, продолжение ожидается в 2004) победа Третьего рейха в войне объясняется применением машины времени, с помощью которой удалось внести изменения в хронологию 1944 года. После этого на Западном фронте произошел коренной перелом, и англо-американские войска были сброшены в Атлантический океан. А пошаговая тактическая игра Операция “Silent Storm” (обзор в “МФ” за октябрь 2003) погружает игрока в самую гущу событий Второй Мировой. Немцы побеждают благодаря таинственным технологиям: “панцеркляйнам”, миниатюрным бронированным роботам.

“Секретные технологии Третьего рейха” - популярная тема у разработчиков игр. Наиболее ярко она отражена в Secret Weapons over Normandy (2004) от студии Джорджа Лукаса: в этой авиационной аркаде игроку предстоит уничтожать винтовые и реактивные причуды, созданные (как уверяют разработчики) богатой фантазией нацистских инженеров.

Удивительные летательные аппараты гитлеровской Германии появляются даже в серьезных авиасимуляторах. Например, в новейшем дополнении “Асы в небе” к знаменитой игре “Ил-2: Штурмовик” игрок может сесть за штурвал турбореактивного “летающего крыла” Go-229 и пачками сбивать американские бомбардировщики. Будь у Германии тысяча таких машин, вероятно, в 1945 году асы Геринга завоевали бы полное превосходство в воздухе. Но весной 1945 немцы успели построить лишь один опытный образец, даже не несущий вооружения, поэтому показать авиаторам союзников “кузькину мать” могут только обладатели данной игры.

На интересном допущении основывается сюжет 3D-стрелялки Iron Storm (2002). Действие игры разворачивается в 1964 году, в котором все еще идет затянувшаяся... Первая Мировая война! Впрочем, в данном случае не Первая, а единственная Мировая. Экономика Земли всецело зависит от бюджетов международных картелей по производству оружия, а поэтому эта война будет вечной. Здесь каждый солдат сражается за собственное экономическое благополучие: ведь ему достались в наследство акции военной верфи или танкостроительного завода! Сидение в траншеях оказывается выгодным для всех представителей человечества.

Другое распространенное в играх “искажение” истории связано с холодной войной. Точнее, с высадкой советского десанта на американском побережье. Войне СССР со всем несоциалистическим миром посвящена знаменитая стратегия в реальном времени C&C: Red Alert (1996, последнее дополнение - 2001), а также свежий 3D-экшен Freedom Fighters .

Редкой ласточкой средневековой “альтернативы” является ролевая игра Lionheart: Legacy of the Crusader (обзор в “МФ” за октябрь 2003). В эпохе крестовых походов сценаристы разрешили существовать магии, колдунам, параллельному измерению (откуда лезет всяческая нечисть) и нескольким разумным расам. Изменения привычной истории Темных веков начались, когда король английский Ричард, чье прозвание вынесено в заглавие игры, объединил свои усилия с предводителем арабов Саладином, и вместе они попытались предотвратить вторжение магической субстанции в мир земной (естественно, безуспешно). По ходу игры главному герою встретится множество исторических личностей (правда, не в свое время и не в своем месте), вроде да Винчи, Шекспира, Торквемады и Сервантеса. С ними можно не только пообщаться, но и помочь решить жизненные проблемы...

К сожалению, глубоких и оригинальных альтернативно-исторических игровых разработок существует чрезвычайно мало. И ни одного чисто “альтернативного” хита (который сосредоточился бы именно на проработке альтернативного мира) игровая индустрия пока не выпустила.

Lionheart: чародеи средневековой Европы.

Так быть не могло - но все равно интересно

“Фантастическая” АИФ основана на абсолютно нереальной посылке. Если сюжеты “чистой” АИФ, при самых невероятных эскападах авторской фантазии, сохраняют хотя бы ничтожный шанс “быть реальностью”, то в фантастическом варианте такой шанс отсутствует напрочь.

Можно выделить 6 основных видов “фантастической” АИФ.

Война миров

Причина изменения истории - вторжение инопланетян .

Пример - цикл Г.Тертлдава “Мировая война”. 1942 год, Вторая Мировая в разгаре, когда на Землю обрушивается армада ящероподобных инопланетян, жаждущих покорить планету. Их техника превосходит человеческую, но не намного - ящеры развиваются с большим скрипом, и хотя их цивилизация возникла гораздо раньше земной, разница в технологиях не так велика. Пришельцы располагают ядерным оружием, реактивными самолетами, супертанками, используя при этом примитивную тактику прямого навала. Чтобы победить, людям надо забыть вражду и объединиться...

Иногда инопланетяне играют роль прогрессоров. Француз Пьер Барбе в романе “L"empire du Baphomet” (“Империя Бафомета”) рассказывает о пришельце, взявшем под покровительство орден тамплиеров; а те объединяют средневековую Европу, установив там вполне прогрессивный режим. Правда, сами храмовники считают своего благодетеля Сатаной.

Сквозь зеркало

Причина изменения истории - вторжение пришельцев из другого измерения.

Пример - цикл Василия Звягинцева “Одиссей покидает Итаку”. Если отбросить линию с войной галактических пришельцев, можно вычленить историю группы землян, оказавших важные услуги одной из рас галактов и получивших в свое распоряжение целый параллельный мир. В 1920 году они активно вмешиваются в историю с целью изменить ход гражданской войны в России в пользу белых. Кроме основной интриги, в цикле есть и боковые АИ-ответвления, где автор пытается “переиграть” события 1941 г. или русско-японской войны.

Время против времени

Причина изменения истории - действие путешественников во времени . Здесь можно отметить несколько приемов.

В водовороте Времени

Герой совершенно случайно переносится в прошлое в результате непонятного природного явления .

Классический вариант -- роман Лайона Спрэг де Кампа “Да не опустится Тьма!”, где автор пытается доказать постулат о том, что умный и энергичный человек, оказавшись в нужном месте и в нужное время, вполне способен с помощью определенных усилий изменить ход истории.

Из-за удара молнии американский археолог Мартин Пэдуэй из современной ему Италии проваливается в Рим 535 года н.э., во времена готского королевства, образовавшегося на развалинах Западной Римской империи. Поначалу Мартин озабочен лишь вопросами собственного выживания - он гонит самопальное виски, обучает местных банкиров двойной бухгалтерии и арабскому счету, и т. д. Затем его охватывает зуд “изобретательства”, и он вываливает на голову готов и римлян целый ворох нововведений: от лошадиного хомута до книгопечатания. Однако, чтобы спасти свой выгодный бизнес, а заодно и остатки цивилизации, Мартин вынужден вмешаться в политику. На Италию надвигается армия византийского императора Юстиниана - в реальной истории многолетняя схватка готов и византийцев фактически довела Италию до “ручки”. Пэдуэй помогает готам быстро победить, выбирает послушного ему правителя, отменяет рабство. Похоже, тьмы средневековья удалось избежать...

А в романе Эрика Флинта “1632” в Германию времен 30-летней войны проваливается целый американский городок! Естественно, что современные технологии и идеи переворачивают Европу XVII века с ног на голову...

Машинисты Времени

Изменение истории происходит из-за целенаправленного вмешательства героя, перенесшегося в прошлое на машине времени .

В цикле американского писателя Лео Франковски “Приключения Конрада Старгарда” рассказано о невероятных подвигах героя, оказавшегося в Польше XIII века. Используя технологии будущего, Конрад становится всемогущим властителем гигантской империи... В отличие от Де Кампа, Франковски не ставит перед собой никаких задач, кроме написания обычной развлекаловки о боевых и галантных приключениях своего героя.

А вот персонажи романа Тертлдава “Оружие для Юга” - ребята идейные. С помощью машины времени группа фанатиков-расистов из 2014 года перебрасывают генералу Ли 100 тысяч (!) автоматов Калашникова! Вооруженные плодами передовой советской технической мысли, доблестные конфедераты в пух и прах разносят предков американских империалистов. Юг навсегда!

В отличие от лукавого Тертлдава, которому, похоже, жутко интересно прикалываться над собственной историей, Гаррисон патриотичен до уныния. В романе “Время для мятежника” фанатичный южанин, похитив машину времени, переносится в 1862 год, чтобы... предотвратить пропажу секретного приказа Ли (да-да, опять попытка переиграть результат битвы на Антьетаме). Однако доблестный федеральный агент-негр настигает злодея, не дав осуществить гнусный замысел. Похожая ситуация описана в рассказе Вальдемара Болдхида “Операция Ватерлоо”. Здесь уже фанат-бонапартист пытается помочь своему кумиру выиграть кампанию 1815 года. Однако, с помощью польского профессора-историка, спецслужбы будущего срывают зловещие планы. Но, похоже, век героев-одиночек минул - в бой вступает Полиция Времени!

На страже Времен

Большой популярностью пользуются книги, рассказывающие о действиях спецслужб , которые предотвращают попытки изменить историю . Правда, АИ как таковой здесь не так много.

Одним из первых эту идею использовал Бим Пайпер в цикле “Paratime”. Однако наибольшую популярность заимел сериал Пола Андерсона “Патруль Времени”.

Цикл Андерсона - отличный пример данного ответвления. Патруль создан обитателями далекого будущего, которые рекрутируют по всей линейке истории нестандартно мыслящих индивидуумов, способных “служить и защищать”. И далее показана борьба Патруля с разнообразными преступниками, пытающимися из идейных, корыстных или безумных побуждений изменить историю. Эту же тему освещают циклы Джона Барнса “Timeline Wars”, Дэвида Дрэйка и Джанет Моррис “ARC Riders”, роман Роберта Сильверберга “Вверх по линии”.

Умны не по годам

Причина изменения истории - невозможное в реальности научное открытие/изобретение.

Так, например, в повести Василия Щепетнева “Марс, 1939 год” развилка приходится на конец XIX века, когда Попов вместо радио изобрел телепортацию. А в романе “Машина различий” Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга Чарльзу Бэббиджу удалось все-таки воплотить свои идеи и построить первый компьютер аж в 1824 году! Естественно, преждевременное наступление информационного века не могло не изменить мир...

В тетралогии “Эпоха безрассудства” Грегори Киза великий ученый Исаак Ньютон овладевает секретом философского камня, что приводит к цепочке войн и катаклизмов (правда, этот цикл - по сути фэнтези).

Куда хочу - туда и ворочу

История изменилась исключительно по желанию автора-демиурга. В данном случае автор меняет историю, не давая себе труд даже чуть обосновать причину. Обычно это делается, когда писатель просто желает донести до читателей некую идею, выбрав в качестве места действия АИ-мир.

У Марианны Алферовой в цикле “Мечта Империи” в сохранившемся до XIII века Риме патриции разъезжают на автомобилях, заговорщики убивают цезарей из снайперских винтовок, а во время войны используется атомное оружие. Изобретательный, любопытный, но все же бред, где привязки к АИ - лишь условность.

Остроумный рассказ классика американской литературы Стюарта Винсента Бене “Колокол поздний...” служит иллюстрацией известного афоризма Дж. К. Коттона о том, что гениальная личность должна соответствовать эпохе. Бене делает допущение: а что, если Наполеон родился бы на 30 лет раньше? В сословно-феодальной Франции, в относительно мирные годы, он не смог сделать военной карьеры, дослужившись лишь до артиллерийского майора. И читатель видит потенциально великого человека, умирающего в бедности среди своры алчных родственников, за несколько месяцев до падения Бастилии...

Иллюзорные миры

Волшебство и история - вещи несовместные, однако произведений АИ-фэнтези существует немало. Правда, в одних произведениях магия впрямую воздействует на исторические события, в других АИ является антуражем, а развилка - вполне реалистическая.

В цикле Орсона Скотта Карда об Элвине-Творце Оливер Кромвель, вместо того, чтобы “сыграть в ящик” в 1658 году, взял и прожил еще около 40 лет. В результате не произошло реставрации Стюартов. А вот в дилогии Андре Нортон и Розмари Эдхилл “Во имя Короля” Стюартам, наоборот, власть в Англии удалось сохранить. А при чем здесь магия, спросите вы? Да ни при чем... Волшебство в книгах присутствует, и играет значительную роль, но АИ-хитросплетения - всего лишь фон для морализаторских (у Карда) и романических (у дамского дуэта) приключений.

А вот у Кена Худа в трилогии “Годы Лонгдирка” монголам удалось подчинить себе всю Западную Европу благодаря не только военному, но и магическому превосходству. В цикле же Томаса Харлана “The Oath of Empire” именно магия стала причиной спасения Рима. В результате Западная и Восточная империи вновь объединились и ведут ожесточенную борьбу с персами.

“Альтернативная” фантастика в России

АИФ пользуется большой популярностью в мире, в России также есть поклонники данного направления фантастики. Однако издатели пока реагируют вяло. Нет, АИФ у нас выходит. Время от времени появляются книги зарубежных авторов - например, сейчас к выходу готовятся тетралогия Г. Киза “Эпоха безрассудства” (в “Азбуке”) и цикл Э. Флинта “Велизарий” (в АСТ). Есть довольно много книг и российских авторов - например, в популярной серии “Мужской клуб”. Однако специализированной АИФ-серии пока нет. В свое время “Азбука” открыла серию “Новая Земля”, позиционируя ее как серию по альтернативной истории, с упором на фэнтези. Однако вышло всего 5 книг, из которых к АИ можно отнести лишь 3 романа Карда из “Хроник Элвина”. После чего серия закрылась, и это печальное событие так напугало издателей, что желающих повторить попытку нет до сих пор. Что ж, будем тихо надеяться, что когда-нибудь и на улицу российских поклонников АИ придет праздник.

Другая опера

Заметим, что альтернативно-исторической фантастикой являются только те произведения, где внешнее воздействие меняет состоявшуюся историю нашего мира. Например, “Янки при дворе короля Артура” Марка Твена - это не АИФ, ибо твеновский герой очутился не в реальном раннем средневековье, а в романтико-сатирическом балагане. Довольно часто АИФ путают с псевдоисторической фантастикой или криптоисторией, а альтернативный мир, возникший в результате исторической развилки - с миром параллельным, воплощением теории о бесконечности миров. Поэтому ряд книг, таких как романы Тертлдава о Видесской империи, Гаррисона об Эдеме, “Аш” Мэри Джентл - не альтернативно-историческая фантастика, а “параистория”.

* * *

Что ж, вот и завершено наше краткое путешествие в мир альтернативно-исторической фантастики, которая в лице своих лучших образцов показывает нам разные русла исторического потока. А главное - будоражит фантазию, предоставляя одним повод окунуться в невероятные приключения, а другим - задуматься над хрупкостью окружающего нас мира.

Исторические факты, принятые в качестве непреложной истины, порой служат причиной множества сомнений у тех, кто привык анализировать ход событий и читать «между строк». Откровенные противоречия, умалчивание и искажение очевидных фактов вызывают здоровое негодование, поскольку интерес к своим корням заложен в человеке природой. Именно поэтому возникло новое направление учения – альтернативная история. Читая различные статьи о происхождении человечества, развитии и становлении государств, можно понять, насколько школьный курс истории далёк от реальности. Факты, не подкреплённые элементарной логикой и аргументацией, закладываются в юные головы как единственно верный путь исторического развития. Вместе с тем, многие из них не выдерживают элементарного анализа даже тех, кто не является корифеем в этой области, а лишь интересуется мировой историей и умеет мыслить здраво.

Суть альтернативной истории

Данное направление принято считать ненаучным, поскольку оно не регламентировано на официальном уровне. Однако, читая статьи, книги и трактаты по альтернативной истории, становится понятно, что они более логичны, последовательны и обоснованы, нежели «официальная версия» событий. Так почему же молчат историки, почему искажают факты? Причин тому может быть множество:

  • Гораздо приятнее выставлять своё происхождение в более выигрышном свете. Причём достаточно лишь предоставить основной массе населения привлекательную теорию, пусть и не вяжущуюся с контекстом реальной истории – её обязательно примут «как родную», теша на подсознании своё самолюбие.
  • Роль жертвы выигрышна лишь в случае удачного финала, ведь, как известно, все «лавры» достаются победителю. Если же отстоять свой народ не вышло, значит, априори, враги должны быть плохими и коварными.
  • Выступать на нападающей стороне, уничтожая другие народности – «не комильфо», поэтому бравировать такими фактами в летописи исторических событий по меньшей мере неразумно.

Перечислять причины лжи и покрывательства в истории можно бесконечно, однако все они берут своё начало в одном-единственном утверждении: если написано именно так, значит, это выгодно. Причём в данном контексте выгода подразумевает не столько экономический, сколько моральный, политический и психологический комфорт. И абсолютно не важно, что любая ложь выглядит глупо, достаточно лишь проанализировать неоспоримые факты того времени.

С течением времени альтернативная история становится всё более полной и осмысленной. Благодаря трудам небезразличных к своему происхождению людей в летописи нашей страны, да и мира в целом, становится всё меньше «тёмных пятен», а хронология событий приобретает логичную и последовательную форму. Именно поэтому читать про альтернативную историю не только познавательно, но и приятно – чётко выверенные факты делают повествование логичным и обоснованным, а принятие своих корней позволяет лучше понять глубинную суть исторических событий.

Альтернативная история человечества: взгляд сквозь призму логики

Теория происхождения человека, выдвинутая Дарвином, идеально подходит для того, чтобы рассказывать её детям в качестве поучительного повествования о пользе труда, с одним допустимым контекстом – это всего лишь сказка. Каждый полученный в ходе раскопок артефакт, каждая древняя находка вызывают здоровый скептицизм относительно официальной версии истории, поскольку явно противоречат озвученной версии. А если учесть, что большая часть из них попросту хранится под грифом «Секретно», происхождение человечества и вовсе выглядит туманно и сомнительно. Единое мнение в этом вопросе до сих пор не сформировано, однако доподлинно известно одно: человек появился гораздо раньше, чем приписывает ему история.

  • обнаруженные в Неваде следы человека эпохи динозавров, которым более 50 млн. лет;
  • окаменевший палец, который, согласно исследованиям, хранится порядка 130 млн. лет;
  • металлическая ваза с рукописным рисунком, возраст которой составляет около полумиллиарда лет.

Этими фактами доказательства правоты альтернативных версий истории не ограничивается – количество следов пребывания человека в древнейшем мире неуклонно растёт, правда, далеко не о каждом известно широкому кругу лиц. Более того, многие теории относительно хода исторических событий уже были озвучены в контексте мифологии, однако учёные отмахнулись от них, поскольку никаких подтверждений тому не было. Сейчас же, когда открывающиеся факты убеждают в обратном, им просто не хочется «потерять лицо», переписывая историю человечества.

Если в ходе эволюции и технического прогресса люди становились всё более развитыми, то как тогда построили знаменитые египетские пирамиды? Ведь даже сейчас, имея огромный арсенал техники и строительных материалов, такое сооружение вызывает восторг и трепет, поскольку кажется практически нереальным. А ведь такие пирамиды были построены не только на Африканском континенте, но и в сегодняшней Америке, Китае, России и Боснии. Как же смогли такое соорудить неумелые и технически неграмотные по версии академической истории предки?

Обратившись к древнеиндийским трактатам, можно встретить упоминания о летательных колесницах – прообразах современных самолётов. Упоминаются они и в трудах Махарши Бхарадваджи – мудреца IV века до н.э. Его книга была найдена ещё в XIX веке, однако так и не имела резонанса благодаря стараниям тех, кто придерживается официальной версии истории. Данные труды признали не более чем занимательными сочинениями, основанными на богатом воображении, при этом описания самих машин, подозрительно напоминающих современные, посчитали простыми домыслами.

Не только древнеиндийские труды подтверждают сомнительность академической теории развития человечества – славянские летописи хранят не меньшее число подтверждений. Исходя из описанных технических сооружений, наши далёкие предки могли не только перемещаться по воздуху, но и совершать межгалактические перелёты. Так почему же предположение альтернативной истории Земли о заселении планеты из космоса считается практически безумным? Вполне логичная и обоснованная версия, которая имеет право на существование.

Вопрос о происхождении человека считается одним из наиболее спорных, поскольку редкие факты заставляют лишь строить догадки и предположения. Академическая версия предполагает, что человечество вышло из Африки, однако эта версия едва ли выдерживает элементарную «проверку на прочность» современными фактами и открытиями. Новинки альтернативной истории кажутся более убедительными, поскольку даже в свежих статьях 2017 года рассматриваются сразу несколько вариантов в качестве возможного хода событий. Одним из подтверждений множественности теорий являются труды Анатолия Клёсова.

Альтернативная история в контексте ДНК-генеалогии

Основателем ДНК-генеалогии, открывающей суть миграционных процессов древнего населения сквозь призму хромосомных подобий, является Анатолий Клёсов. Его труды вызывают множество возмущённой критики в свой адрес, поскольку теории, изложенные учёным, открыто противоречат официальной версии событий об африканском происхождении всего человеческого рода. Критические вопросы, поднятые Клёсовым в своих книгах и публикациях, раскрывают суть ошибочных утверждений попгенетиков о том, что «анатомически современный человек» (именно в контексте нынешней генетической основы) пошёл от африканского народа путём постоянного мигрирования на соседние континенты. Основным доказательством академической версии является генетическое разнообразие африканцев, однако этот факт не может считаться подтверждающим, а лишь даёт возможность выдвинуть теорию, не подкреплённую никаким обоснованием.

Основные особенности идеи, продвигаемой Клёсовым, заключаются в следующем:

  • основанная им генетическая генеалогия (ДНК-генеалогия) является симбиозом истории, биохимии, антропологии и лингвистики, а не подразделом академической генетики, как принято считать в научных кругах, обвиняя автора в шарлатанстве;
  • подобный подход позволяет сформулировать новый календарь древних миграций человечества, который отличается большей точностью и научным обоснованием, нежели официальный.

Согласно данным, полученным в ходе длительного и скрупулёзного анализа исторических, антропологических и хромосомных исследований, развитие «от африканского истока» не является полноценным, поскольку альтернативная история славян в это время проходила параллельным курсом. Праславянское происхождение арийской расы подтверждается тем, что хромосомная галогруппа R1a1 вышла именно с Приднепровской территории и реки Урал и отправилась в Индию, а не наоборот, как утверждает официальная версия событий.

Его идеи активно продвигаются не только на территории России, но и по всему миру: основанная им «Российская академия ДНК-генеалогии» является международной онлайн-организацией. Помимо публикаций в сети, Клёсов выпустил немало книг и периодических изданий. Его сборник статей по альтернативной истории, основанных на ДНК-генеалогической базе, постоянно пополняется новыми работами, которые с каждым разом приоткрывают завесу тайны над древнейшей цивилизацией.

Татаро-монгольское иго: альтернативная история

В академической истории татаро-монгольского ига до сих пор есть много «тёмных пятен», которые позволяют строить предположения и догадки не только учёным-историкам нашего времени, но и простым обывателям, интересующимся своими истоками. Многие детали указывают на то, что татаро-монгольская народность вообще не существовала. Именно поэтому альтернативная история выглядит очень достоверно: детали настолько логичны и обоснованны, что волей-неволей возникают сомнения, а не врут ли учебники?

И действительно, ни в одной русской летописи не встречаются упоминания о татаро-монголах, да и сам термин вызывает здоровый скептицизм: ну откуда могла взяться такая народность? Из Монголии? Но, согласно историческим документам, древних монголов именовали «ойратами». Нет такой народности и не было, пока в 1823 году её не ввели искусственно!

Альтернативная история России в те времена наглядно отражена в работе Алексея Кунгурова. Его книга «Киевской Руси не было или что скрывают историки» вызвала тысячи противоречий в научных кругах, однако аргументы кажутся достаточно убедительными даже тем, кто знаком с историей, не говоря уже о простых читателях: «Если же мы потребуем предъявить хоть какие-нибудь вещественные доказательства длительного существования монгольской империи, то археологи, почесав затылок и хмыкнув, покажут пару полусгнивших сабель и несколько женских серёжек. Но не пытайтесь выяснить, почему останки сабель являются «монголо-татарскими», а не казачьими, например. Этого вам уже точно никто не объяснит. В лучшем случае вы услышите рассказ о том, что саблю откопали на месте, где по версии древней и очень достоверно летописи была битва с монголами. А где та летопись? Бог её знает, не дошла до наших дней» (с).

Хотя тематика досконально раскрывается и в работах Гумилёва, Калюжного и Фоменко, которые, несомненно, являются знатоками в своей области, так аргументированно, подробно и обстоятельно татаро-монгольское иго альтернативная история раскрывает именно с подачи Кунгурова. Несомненно, автор досконально знаком с хронометражём Киевской Руси и изучил немало источников, прежде чем выдвигать свою теорию относительно того времени. Именно поэтому не возникает сомнений, что его версия происходящего является единственно возможной хронологией событий. Действительно, сложно спорить с логически грамотным обоснованием:

  1. Не осталось ни одного «вещественного доказательства» нашествия монголо-татар. Даже от динозавров остались хоть какие-то следы, а от целого ига – ноль. Ни письменных источников (разумеется, не стоит брать в расчёт сфабрикованные впоследствии бумаги), ни архитектурных сооружений, ни монетного следа.
  2. Анализируя современную лингвистику, не удастся найти ни одного заимствования из монголо-татарского наследия: монгольский и русский язык не пересекаются, да и культурных заимствований от забайкальских кочевников не осталось.
  3. Даже если бы Киевская Русь захотела искоренить из памяти тяжёлые времена засилья монголо-татар, в фольклоре кочевников остался бы хоть какой-то след. Но даже там – ничего!
  4. В чём был смысл захвата? Дошли до территории Руси, захватили… и всё? Этим покорение мира ограничилось? Да и экономических последствий для нынешней Монголии обнаружить так и не удалось: ни русского золота, ни икон, ни монет, словом, опять ничего.
  5. За более чем 3 столетия мнимого засилья не произошло ни одного смешения крови. Так или иначе, отечественная популяционная генетика не нашла ни одной ниточки, ведущей к монголо-татарским корням.

Эти факты свидетельствуют в пользу альтернативной истории древней Руси, в которой нет ни малейшего упоминания о татаро-монголах как таковых. Но для чего на протяжении нескольких веков людям насаждалось мнение о жестоком нападении Батыя? Ведь что-то же происходило в эти годы, что историки пытаются завуалировать внешними вмешательствами. К тому же, к псевдоосвобождению от монголо-татар территория Руси действительно находилась в огромном упадке, а количество местного населения сократилось в десятки раз. Так что же происходило в эти годы?

Альтернативная история России предлагает немало версий, однако наиболее убедительной выглядит насильственное крещение. Согласно древним картам, основная часть Северного полушария представляла собой Великое государство – Тартарию. Её жители были образованными и грамотными, они жили в ладу с собой и с природными силами. Придерживаясь ведического мировоззрения, они понимали, что есть хорошо, видели последствия насаждения религиозного начала и старались сохранить свою внутреннюю гармонию. Однако Киевская Русь – одна из провинций Великой Тартарии – решила пойти по другому пути.

Князь Владимир, который стал идейным вдохновителем и исполнителем насильственной христианизации, понимал, что просто так глубокие убеждения людей не сломать, поэтому велел убить большую часть взрослого населения, а в невинные детские головы вложить религиозное начало. И когда войска Тартарии опомнились и решили прекратить жестокие кровопролитья в Киевской Руси, было уже слишком поздно – провинция на тот момент представляла собой жалкое зрелище. Конечно, битва на реке Калке всё же была, однако противниками выступали не вымышленный монгольский корпус, а своя же армия.

Всматриваясь в альтернативную историю про войну, становится понятно, почему она была такой «вялой»: русские войска, насильно принявшие христианство, воспринимали ведическую армию Тартарии не как нападение, а, скорее, как освобождение от навязанной религии. Многие из них даже переходили на сторону «врага», а остальные не видели смысла в битве. Но разве такие факты будут печатать в учебниках? Ведь это дискредитирует современное представление о «великой и мудрейшей» державе. В истории России есть много тёмных пятен, как, впрочем, и в любом государстве, однако их сокрытие не поможет её переписать.

Альтернативная история Руси с древнейших времён: куда делась Тартария?

К концу XVIII века Великая Тартария была стёрта не только с лица Земли, но и с политической карты мира. Это было сделано настолько тщательно, что упоминания о ней не найдётся ни в одном учебнике истории, ни в одной хронике и официальной бумаге. Для чего необходимо скрывать столь очевидный факт нашей истории, который и вскрылся-то относительно недавно, лишь благодаря трудам академика Фоменко, который занимался Новой Хронологией? А ведь Гутри Уильям ещё в XVIII веке подробно описал Тартарию, её провинции и историю, но этот труд так и остался незамеченным официальной наукой. Всё до банального просто: альтернативная история России выглядит не столь жертвенно и импозантно, нежели академическая.

Завоевание Великой Тартарии началось ещё в XV веке, когда Московия первой напала на прилегающие территории. Не ожидавшая нападения армия Тартарии, которая на тот момент сосредоточила все силы на охране внешних границ, не успела сориентироваться, а потому уступила врагу. Это послужило примером для других, и постепенно от Тартарии каждый стремился «откусить» хотя бы небольшой кусочек экономически и политически выгодных земель. Так за 2 с половиной столетия от Великого государства осталась лишь слабая тень, завершающим ударом по которой стала Мировая война, именуемая в курсе истории «Восстанием Пугачёва» в 1773-1775 гг. После этого название великой некогда державы стало постепенно сменяться на Российскую Империю, однако некоторым регионам – Независимой и Китайской Тартарии – всё же удалось сохранить свою историю ещё на некоторое время.

Таким образом, продолжительная война, истребившая в итоге всех коренных тартарианцев, началась именно с подачи московитов, которые и впоследствии принимали в ней активное участие. Это значит, что территория современной России была жестоко отвоёвана ценой десятков тысяч жизней, и наши предки являются именно нападающей стороной. Разве станут писать такое учебники? Ведь если история строится на жестокости и кровопролитиях, значит, не такая она и «замечательная», как пытаются изобразить.

В итоге историки, придерживающиеся академической версии, просто вырвали из контекста определённые факты, поменяли действующие лица местами и преподнесли всё «под соусом» печальной саги о разрухе после татаро-монгольского ига. В таком ракурсе ни о каком нападении на Тартарию и речи быть не могло. Да и какая альтернативная история Тартарии, не было ведь ничего. Карты подправлены, факты искажены, а значит, о реках крови можно забыть. Такой подход позволил внушить многим обывателям, не привыкшим думать и анализировать, исключительную добропорядочность, жертвенность и, главное, древность своего народа. А ведь на самом деле всё это было создано руками тартарианцев, которые впоследствии были уничтожены.

Альтернативная история Санкт-Петербурга, или Что скрывает летопись Северной столицы?

Петербург является чуть ли не основной площадкой исторических событий страны, да и архитектура города заставляет затаить дыхание от восторга и трепета. Вот только так ли всё прозрачно и последовательно, как показывает официальная история?

Альтернативная история Питера основана на теории, что город в устье Невы был построен ещё в IX веке до н.э., только назывался он Невоградом. Когда Радабор построил здесь порт, поселение переименовали в Водин. Тяжёлая доля выпала на местных жителей: город часто затапливало, а недруги старались захватить портовую территорию, устраивая разруху и кровопролития. В 862 году, после гибели князя Вадима, пришедший к власти Новгородский князь разрушил город практически до основания, уничтожив всё коренное население. Оправившись от этого удара, спустя практически три столетия водинцы встретили ещё одно нападение – шведское. Правда, через 30 лет русская армия смогла вернуть себе родные земли, но и этого времени было достаточно для ослабления Водина.

После подавления восстания в 1258 году город снова переименовали – чтобы усмирить непокорных водинцев, Александ Невский решил искоренить родное название и стал именовать город на Неве Городней. А спустя ещё 2 года шведы вновь напали на территорию и нарекли её на свой манер – Ландскрон. Шведское засилье продлилось недолго – в 1301 году город вновь вернулся России, стал постепенно расцветать и восстанавливаться.

Такая идиллия продлилась немногим более двух с половиной столетий – в 1570 году Городню захватили Мосхы, назвав её Конградом. Однако и шведы не отказались от желания заполучить портовую территорию Невы, поэтому в 1611 году они смогли-таки отвоевать город, ставший теперь уже Канцем. После этого его переименовали ещё один раз, назвав Ниеншанц, пока Пётр I не отвоевал его у шведов в ходе Северной войны. И только после этого официальная версия истории начинает летопись Санкт-Петербурга.

Согласно академической истории, именно Пётр Великий построил город с нуля, создал Петербург таким, каков он есть сегодня. Однако альтернативная история Петра I выглядит не столь впечатляющей, ведь, по сути, он получил в подчинение уже готовый город с многолетней историей. Достаточно взглянуть на многочисленные памятники, возведённые якобы в честь правителя, чтобы усомниться в их истоках, ведь на каждом из них Пётр I изображён абсолютно по-разному, причём не всегда уместно.

К примеру, статуя в Михайловском замке изображает Петра Великого, облачённого почему-то в римскую тунику и сандалии. Довольно странный наряд для питерских реалий того времени… Да и маршальский жезл в неудобно вывернутой руке подозрительно напоминает копьё, которое зачем-то (очевидно, зачем) обрезали, придав ему соответствующую форму. А всмотревшись в «Медного всадника», становится понятно, что лицо выполнено абсолютно по-другому. Возрастные изменения? Едва ли. Просто фальсификация исторического наследия Петербурга, которую подгоняли под академическую историю.

Обзор альтернативной истории – ответы на наболевшие вопросы

Вдумчиво читая школьный учебник по истории, невозможно не «спотыкаться» о противоречия и навязываемые клише. К тому же, открывающиеся факты заставляют либо постоянно подгонять под них утверждённую хронологию, либо скрывать исторические события от людей. Вот только прав был А. Скляров, утверждая: «Если факты противоречат теории, нужно выбрасывать теорию, а не факты». Так почему же учёные-историки поступают иначе?

Чему верить, какой версии придерживаться, каждый решает самостоятельно. Конечно, гораздо проще и приятнее закрыть глаза на очевидное, гордо именуя себя корифеем в области исторических наук. Тем более, что новинки альтернативной истории встречают с большим недоверием, называя их шарлатанством и творческим вымыслом. Вот только каждый из этих якобы вымыслов имеет под собой гораздо больше логики и фактов, нежели академическая наука. Но признать это – значит отказаться от крайне удобной и выгодной позиции, продвигаемой не один десяток лет. Но если официальная версия так и будет продолжать выдавать вымысел за реальность, может, пора самим перестать обманываться? Для этого нужно всего ничего: думать самостоятельно.

Сегодня большой популярностью пользуется так называемая альтернативная история. Всё чаще с экранов телевизоров, газет, Интернета мы узнаём о новых сенсационных открытиях, которые полностью противоречат традиционному взгляду на историю. Это и не удивительно, ведь история не раз переписывалась в идеологических и политических целях. Существует знаменитый афоризм: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим. Кто управляет настоящим, тот управляет прошлым». Наука всегда была подчинена политике. И это большая проблема для науки в целом и для исторической науки в частности.

Большим достижением демократии является освобождение исторической науки от оков политики. Самих же политиков больше интересуют вопросы финансовые. Многие идут в политику не во имя высоких целей, а исключительно ради карьеры. Точно так же поступают и некоторые учёные. Наука превращается в способ заработка денег, переходя из одной крайности в другую: из-под жёсткого контроля со стороны политиков в полный хаос со стороны дилетантов.

В условиях рыночной экономики действует закон: спрос рождает предложение. Если товар пользуется спросом, то предложение обязательно будет. Именно таким товаром выступает альтернативная история. Причём товар этот довольно разнообразный, что не удивительно, ведь на каждый товар найдётся свой покупатель.

Почему же именно альтернативная, а не традиционная история пользуется такой популярностью? Вероятно потому, что здесь присутствуют весьма привлекательные элементы фантастики и детектива, удачно скрываемые за внешней формой научного изложения. Фантастичность альтернативной истории проявляется в её невероятном сюжете (по-другому это не назовёшь). Так, египетские пирамиды объявляются сооружениями некой древней высокоразвитой цивилизации, по уровню развития превосходящей даже нашу (популяризировали данную теорию Эрих фон Деникен, Грэм Хэнкок, Эрнст Мулдашев, Андрей Скляров). Практически всегда альтернативной истории сопутствует теория заговора. Эта теория сводится к тому, что вся история сознательно замалчивается закулисным мировым правительством. Теория заговора даёт альтернативщикам то преимущество, что позволяет любой научный факт объявить фальшивкой. Так, все музеи мира, по мнению сторонников теории заговора совершенно безосновательно объявляются либо частью какого-то коммерческого проекта, либо неким идеологическим механизмом, служащим целям закулисного мирового правительства. Опровергнуть такую теорию невозможно. Как метко заметил британский исследователь и журналист Олли Стидс в одном из своих фильмов: «Я не могу доказать, что Мартовский заяц не существует, равно как и Санта-Клаус».

Одной из самых популярных теорий заговора на сегодняшний день является «Новая хронология», разрабатываемая двумя известными математиками Анатолием Фоменко и Глебом Носовским. По данной теории всемирная история была гораздо короче, чем принято считать. Вся древняя история, а также история раннего средневековья объявляется вымышленной, созданной искусственно по аналогии с более поздними событиями. Зачем это было нужно? Дело в следующем. По мнению авторов «Новой хронологии» в Средние века существовала некая мировая империя, после распада которой началась глобальная фальсификация истории с целью обоснования прав на престол правителей вновь образованных государств.

Несмотря на то, что данная теория давно уже опровергнута учёными, сегодня «Новая хронология» всё ещё имеет своих последователей (мы ещё вернёмся к этой теме).

В основном сторонниками альтернативной истории являются люди с техническим образованием, имеющие довольно скромные познания в истории. Вообще, противостояние «технарей» и «гуманитариев», имеющее чисто психологическую основу, зачастую проявляется во всей своей полноте именно в альтернативной истории. «Технари» любят упрекать «гуманитариев» в игнорировании некоторых технических вопросов. Доля истины в этом есть. Например, далеко не каждый дипломированный историк сможет внятно рассказать о технологиях строительства древних цивилизаций. А между тем, это очень важный вопрос. Ведь если вдруг окажется, что древние сооружения, такие как египетские пирамиды, просто невозможно было построить в то время с чисто технической точки зрения, то это поставит под сомнение и всю историю в целом. Однако, именно об этом и заявляют сторонники альтернативной истории. Как, например, древние египтяне смогли уложить 2.5 млн. каменных блоков в пирамиде Хеопса за 20 лет? Ведь если подсчитать, то выходит, что они должны были укладывать по 1 блоку за 4 мин без перерыва. Между тем, средняя масса блоков пирамиды Хеопса составляет 2.5 тонны. Как же это удалось людям, которые на тот момент даже не изобрели колесо? Казалось бы, это противоречит самим законам физики. Однако если мы учтём количество рабочих, занятых на строительстве пирамиды (от 10000 до 20000 по данным археологии), то всё встанет на свои места. Например, достаточно было иметь всего 350 рабочих в каменоломне, чтобы в течение 20 лет добыть 2.5 млн. блоков (для этого одному рабочему необходимо было добывать 1 блок за 1 день). Таким образом, казалось бы, нереальная задача изготовления 1 блока за 4 минуты непрерывной работы (без учёта количества рабочих), превращается во вполне реальную цифру, если учесть количество рабочих.

Вообще, фраза: «это невозможно было сделать» стала визитной карточкой альтернативной истории. Так, в одном из своих фильмов, Андрей Скляров, пытаясь опровергнуть традиционную версию истории, приводит следующий довод. Самый современный грузоподъёмный кран способен поднять не более 100 тонн. Например, при установке памятника маршалу Жукову, масса которого составляет 100 тонн, пришлось задействовать целую танковую дивизию. А между тем, в Египте можно встретить каменные монолитные блоки по 200 и более тонн. Каким же образом древние египтяне перемещали такие глыбы, не имея в своём распоряжении не то что механических средств передвижения, но даже обычной повозки на колёсах? И опять возникает иллюзия противоречия официальной истории здравому смыслу. Тем не менее, авантюризм Склярова становится очевидным, если мы примем во внимание несколько интересных фактов из истории: перемещение 48 колонн Исаакиевского собора (каждая весом 115 тонн), а также установка Александровской колонны, масса которой составляет 600 тонн; вызывает так же удивление и такое событие, как транспортировка знаменитого «Гром-камня», вес которого составлял около 1600 тонн (тут как минимум танковая армия нужна была, если следовать логике Склярова). Между тем, все эти события происходили в XVIII-XIX веках ещё до наступления промышленной революции. Конечно, уровень развития в это время был значительно выше, чем у древних египтян, однако применялся всё же исключительно ручной труд и поэтому сравнение методов древних инженеров и инженеров XVIII-XIX веков является более корректным.

Однако все аргументы, приведённые выше, опровергая одну альтернативную теорию, порождают другую. В этом смысле альтернативная история ведёт себя как мифическая гидра, у которой на месте одной отрубленной головы вырастает новая. И вот, мы уже имеем новоиспечённого альтернативщика Алексея Кунгурова, заявляющего, что Санкт-Петербург не мог быть построен в XVIII-XIX веках простыми русскими мужиками, а, следовательно, строила какая-то высокоразвитая цивилизация. От такого поворота событий даже команда Андрея Склярова приходит в замешательство, заявляя на своём сайте, что данная теория «Больше походит на неудачную шутку». Да нет, господа альтернативщики, это вовсе не шутка, это та самая безумная теория, порождённая вами и доведённая до абсурда вашими последователями.

Принципиальной ошибкой альтернативщиков является противопоставление истории естественным и точным наукам. Историческая наука не только не конфликтует с ними, но напротив, широко использует методы астрономии, физики, химии, геологии, биологии и ряда других наук, например, при установлении датировки исторических событий. Напротив, альтернативная история, выступая против традиционной истории, неизбежно вступает в противоречие со всеми науками, так или иначе связанными с исторической наукой.

Тем не менее, у многих людей, особенно с техническим складом ума существует некий стереотип. В их представлении историки являются людьми исключительно гуманитарного склада ума, знания которых - это всего лишь результат заучивания информации из учебника безо всякого критического осмысления. Здесь мы опять сталкиваемся с непониманием того, каким образом устроена историческая наука. Прежде всего, нужно понимать, что есть профессиональные учёные-историки, а есть просто дипломированные специалисты (выпускники истфака, школьные учителя по истории). Последние выполняют очень важную роль в системе образования - они обучают детей азам истории. Естественно, при том объёме информации, который должен усвоить школьный учитель (история от древних времён до наших дней) невозможно требовать от него досконального знания материла по какой-то определённой специальной теме. Школьный учитель выступает лишь в роли глашатая от имени науки. Если в школьном учебнике приводится какой-то факт, проверить который историк не имеет возможности, то он вынужден полагаться на него. Но это вовсе не означает, что он слепо верит в то, что написано в книге. Здесь имеет место скорее не вера, а доверие и уважение к многовековым научным достижениям, поскольку каждый историк знает насколько серьёзную проверку проходит любой научный факт. Так, достоверность письменных источников проверяется археологическими находками, которые, в свою очередь подвергаются естественнонаучному исследованию (например, радиоуглеродному анализу). Сами же естественнонаучные методы дополняют друг друга (например, точность радиоуглеродного анализа значительно повысилась с использованием метода дендрохронологии). Наконец, существует такая вспомогательная дисциплина, как экспериментальная археология. Суть данной дисциплины состоит в том, что на основе письменных источников и археологических артефактов воссоздаются древние (забытые) технологии. Экспериментальная археология играет очень важную роль в разоблачении псевдонаучных теорий. Достаточно вспомнить, сколько было безапелляционных заявлений со стороны альтернативщиков в вопросе применения древними египтянами медных инструментов для резки гранита. Тем не менее, экспериментальная археология опровергла этот миф. Знаменитый британский египтолог Денис Стокс на основании изучения древних рисунков и артефактов воссоздал копии медных пил и трубчатых сверл, и доказал, что они годятся для резки гранита, если использовать песок в качестве абразива.

Таким образом, история является результатом комплекса научных работ целой армии учёных совершенно разного профиля. Если это военная история, то её исследуют военные эксперты, если это политическая история, то её исследуют политологи, если это история государства и права, то её исследуют юристы, если это история искусства, то её исследуют искусствоведы, если это история языков, то её исследуют лингвисты, если это история науки и техники, то её исследуют физики, химики, биологи, астрономы, инженеры. В результате появляются миллионы монографий на различные темы, основные выводы которых ложатся на страницы учебников.

Историкам-непрофессионалам остаётся лишь полагаться на точность и достоверность научных достижений. Конечно, даже учёные могут ошибаться. Но, как правило, эти ошибки исправляются самими же учёными. Поэтому заявления сторонников альтернативной истории о том, что именно альтернативный взгляд на науку всегда был её главным двигателем, являются всего лишь грубой подменой понятий - следует отличать альтернативную историю (псевдонауку) от альтернативных исторических научных теорий, которые не отвергают научную концепцию в целом, а говорят лишь о частичных ошибках (впрочем, не всегда обоснованно).

Критикуя историческую науку за её консерватизм, альтернативщики, напротив, проявляют чрезмерную готовность к поспешным выводам. Так, обнаружив на некоторых европейских картах XVIII века вместо Российской империи неведомую страну под названием Тартария, сторонники «Новой хронологии» громогласно заявили: никакой Российской империи до восстания Пугачёва 1773-1775 гг. не существовало. Далее идут ссылки на европейские карты, а также на энциклопедию «Британника» 1771-1773 гг. Там действительно изображена страна (не государство!) под названием Тартария. А ещё там говорится о Российской империи, образованной в 1721 году и включающей в себя земли этой самой Тартарии (об этом у Фоменко и Носовского не сказано ни единого слова). По всей видимости, речь идёт не о политической карте Азии, а об этно-исторической. Это подтверждается и другими источниками (например, словарь Старчевского), где конкретно говорится, что Тартария - это «общее и неопределённое название, под которым понимали некогда большую часть северной и центральной Азии». Но даже не зная всех этих подробностей, достаточно просто задуматься над логикой сторонников «Новой хронологии», чтобы убедиться в её отсутствии. Допустим, существовала Тартария. Допустим после её падения началась глобальная фальсификация, которая продолжается якобы и сегодня. Даже целые города, такие как Новгород, перенесли в другое место, что вызывает недоумение у археологов, особенно если учесть, что при перемещении были сохранены культурные слои. Все архивы во всём мире переписали. Создали миллионы артефактов, зарыв их в землю, в надежде на то, что их затем отроют. В общем, постарались на совесть. Вот только из музеев и библиотек карты этой самой Тартарии убрать забыли. И не только забыли убрать, но и продолжали переиздавать, что уж совсем непростительно для таких искусных фальсификаторов.

Особую категорию альтернативщиков составляют любители каламбура (игры слов), которые в любой момент готовы вступить в спор с профессиональными лингвистами. Собственно говоря, «научные открытия» любителей каламбура не являются научными уже по той причине, что в их основе нет никакого метода. Для того, чтобы получить нужное слово, псевдолингвисты прибегают к произвольным махинациям: читают слова задом наперёд, выдёргивают безо всяких причин гласные буквы, меняют слоги местами, отождествляют близкие по звучанию слова и т.д. Как бы странно это не звучало, однако, в открытой дискуссии с лингвистами, каламбурщики не редко одерживают верх. Так, в эфире одной телепередачи в дискуссию с Михаилом Задорновым вступил профессиональный филолог. Задорнов заявил, что слово «разум» произошло от слова «Ра» (древнеегипетский бог Солнца) и слова «ум», следовательно «разум» - это светлый ум. Такая этимология пришлась не по вкусу учёному-филологу, который назвал её «бредом» и пояснил, что слово «разум» произошло от слов «раз» и слова «ум». Но Задорнов не растерялся, и попросил филолога пояснить происхождение слова «раз». У филолога пропал дар речи. Он не знал, что ответить. Публика рукоплескала Задорнову, который якобы преподал урок учёному. На самом же деле данный эпизод является красочным примером превосходства самоуверенности над объективностью. Именно объективность, нежелание отступить ни на шаг от научных методов, привычка молчать тогда, когда не знаешь и говорить тогда, когда знаешь - именно это стало причиной того, что учёный спасовал перед дилетантом. Здесь научные методы бессильны, ведь настоящий учёный следует определённым научным правилам, а любитель свободен в своих фантазиях. Чтобы понять абсурдность дилетантского подхода к расшифровке слов, необходимо просто применить их же логику к ним самим. Предположим, что слово «разум» - это «светлый ум». Следовательно «размазня» - это «светлая мазня?», «развалюха» - это «светлая Валюха?», «разгон» - это «светлый гон?», «разброд» - это «светлый брод?», «разница» - это «светлая Ницца?». Так издеваться над словами можно до бесконечности. Для этого не нужно знать ни иностранные языки, ни исторические формы этих языков, ни тем более закономерности их развития (ведь язык - это не просто набор слов, а целая система, в которой существуют свои правила).

Альтернативная история - это протест против реальности, нежелание принимать факты такими, какими они есть. Спор историков с псевдоисториками очень напоминает один древний анекдот.

Встречаются двое знакомых. Один другого удивлённо спрашивает:

Как, ты жив? А мне сказали, что ты умер.

Как видишь, я стою перед тобой.

Да, но тому, кто мне сказал об этом, я верю больше, чем тебе.

Очень сложно переубедить таких людей. Им показываешь документ, они его объявляют фальшивкой, им показываешь артефакт, они его объявляют подделкой. Однако, это вовсе не мешает им отыскивать из тысячи документов и миллионов артефактов те единичные экземпляры, на которых основывается их псевдонаучная теория.

Артем Пухов специально для

Альтернати́вная исто́рия (АИ) - жанр фантастики , посвящённый изображению реальности , которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации , или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями , которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной.

Особенности жанра

В произведениях, созданных в жанре альтернативной истории, непременным элементом сюжета является изменение хода истории в прошлом (относительно времени создания произведения). По фабуле произведения, в некоторый момент прошлого по какой-либо причине, либо случайно, либо в результате вмешательства внешних сил, например, пришельцев из будущего , происходит что-то отличное от происходившего в реальной истории. Случившееся может быть связано с широко известными историческими событиями или историческими личностями, а может казаться, на первый взгляд, малозначительным. В результате этого изменения происходит «разветвление» истории - события начинают развиваться по-другому. В мире с изменённой историей и происходит действие. Оно может проходить в любое время: и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, - но на происходящие события существенным образом влияет факт изменения истории. В одних случаях описываются события, связанные с самим «разветвлением», в других изложение фокусируется на ситуациях, необычных в силу изменения реальности, в третьих же основной темой становятся попытки героев с помощью путешествия во времени вернуть историю в изначальное русло, вторично изменить её в другом направлении или, наоборот, «закрепить» изменённую реальность. Классический литературный пример - рассказ Роберта Шекли "Три смерти Бена Бакстера", где действие происходят в трех, отличных друг от друга, мирах в XX веке.

В некоторых произведениях вместо или вместе с идеей перемещения во времени используется идея параллельных миров - «альтернативный» вариант истории реализуется не в нашем мире, а в параллельном, где история идёт другим путём. Такая трактовка позволяет устранить известный логический парадокс путешествия во времени, называемый иногда «парадоксом убитого дедушки ». Другой вариант устранения этого парадокса - возмущения в истории успокаиваются путём бесконечного перебора случайных событий, следовательно значимую для истории личность убить невозможно (Р. Асприн , Разведчики времени), или возникнет другой мир со своей временной петлёй.

История жанра

Основоположником жанра альтернативной истории считается римский историк Тит Ливий , описавший возможную историю противостояния Римской империи и империи Александра Македонского , предположив, что Александр не умер в 323 году до н. э., а продолжил жить и править своей империей .

Поджанры и родственные жанры

  • Криптоистория - разновидность альтернативной истории. Криптоистория изображает реальность внешне не отличающейся от обычной истории, но показывающей участие в исторических процессах неких иных сил (пришельцев, магов и т. п.), либо описывает как якобы состоявшиеся события, оставшиеся неизвестными.
  • Контрфактическая история (англ. ) основана на допущении исторических событий, прямо противоположных реальным.
  • Альтернативная биохимия - в данном случае делается допущение, что на Земле получились иные природные условия (в частности, иная атмосфера, иная средняя планетарная температура, иная жидкость вместо воды в качестве универсального растворителя) и, как следствие, иная биосфера и человек, биологически очень отличный от человека из нашей реальности, и вытекающие отсюда прочие (в том числе культурно-цивилизационные) различия.
  • Альтернативная география предполагает другое развитие истории как следствие иной географии Земли.
  • Постапокалиптика - жанр, посвящённый описанию цивилизаций, переживших тяжёлый глобальный катаклизм (ядерную войну , экологическую катастрофу, эпидемию , внешнюю агрессию). Близок к жанру антиутопии .
  • Стимпанк (англ. steam - пар (имеются в виду паровые технологии) и англ. punk - хулиган, чепуха) - жанр, посвящённый описанию обществ, находящихся или на уровне технологий XIX-начала XX века, или внешне похожих на них.
  • Дизельпанк - жанр, посвящённый описанию обществ, находящихся на уровне технологий середины XX века.

Принято отделять от чистой альтернативной истории романы о попаданцах , где герой, случайно или намеренно переместившийся во времени, намеренно изменяет историческую реальности, используя свои знания о технологиях будущего и путях развития истории. [ ] Нечто подобное - точнее второй варианта «попаданчества » - также описывают хронооперы , в которых путешествие во времени - заранее спланированный процесс.

Известные авторы и произведения жанра