Андрей Белый "Золото в лазури": анализ. "Золото в лазури" (Белый): описание и анализ сборника из энциклопедии

Позвольте представиться! Меня зовут Хелми, и я - сотрудник агентства магического туризма "Великолепный тур". Желаете экскурсию по историческому городу волшебных рас? Посетим гномью ювелирную мастерскую, эльфийский салон красоты, заведем счет в Банке драконов и даже проведем выходные в замке с привидениями! И все это за щедрую, но разумную плату.

Дарийский шейх был более чем щедр, но вот незадача: поставил условие, чтобы никакой холостой мужчина не приблизился к его возлюбленной. И кто бы знал, что возлюбленная окажется совсем не одна, а мне, чтобы сохранить работу, придется подписать совершенно возмутительный контракт!

Один только Ильмир Сантери оказался в выигрыше: и выгодный заказ получил, и фиктивной невестой обзавелся. А невесту кто-то вообще спрашивал?

Анна Одувалова, Ольга Пашнина
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ТУР, ИЛИ ПОМОЛВКА ПО КОНТРАКТУ

Пролог

Шеф так орал, что я поняла со всей обреченностью: работу потеряю. Вот прямо в эту минуту, стоя в кабинете, освещенном лучами заката. И не просто потеряю, а уйду с волчьим билетом, не смогу заплатить за жилье, еду, окажусь на улице, а жить буду в коробке из-под рояля.

Бездарно! Бездумно! Безобразно! Без… - Он задумался. - Вы, леди… Безответственная! Безнравственная! Безалаберная! Без…

"Безработная", - услужливо подсказало подсознание, но я прикусила язык.

Ваш провал, леди Леруа, грозит не просто финансовыми потерями. Он ставит под угрозу политическую ситуацию!

Я побледнела. Кажется, меня сейчас не просто уволят, а еще и под суд отдадут. Но в тюрьме хотя бы кормят. И работу наверняка дадут. Так что это даже плюс в какой-то мере, а уж если стоит выбор между смертью от рук шефа и влачением бездомного существования, так покажите мне, демон подери, куда сдать плащ и где получить тапочки?!

Что вы можете сказать в свое оправдание?

"Жить хочу!" - подумала я, но сказала другое:

Этого больше не повторится, господин Сантери.

Постепенно он успокаивался, и во взгляде уже не читалась жажда испепелить меня на месте, а руки не подрагивали, готовые вот-вот сомкнуться у меня на горле. Что ни говори, а нрав у начальства крутой. Несмотря на то, что я, конечно, крупно накосячила.

Разумеется, не повторится. Так как отныне проект я буду вести сам, и не думайте даже…

Он не договорил - дверь в кабинет с грохотом распахнулась. В проеме появился статный высокий господин в длинном фиолетовом плаще, расшитом золотыми узорами, - шейх Ашан ибн Мурр. Вид у него был еще более хмурый, чем у шефа.

Господин Сантери, - сказал он, - смею напомнить об условии, что я поставил. К моим сокровищам не должны приближаться свободные мужчины. Если ваша компания не способна обеспечить мне нужный уровень, возможно, стоит подыскать другую?

Что вы, господин ибн Мурр, - поспешил заверить его начальник, - мы не отказываемся от обязательств, и все будет сделано на высшем уровне. Сегодняшнее недоразумение… я щедро компенсирую. Что касается вашего условия, то можете не волноваться. Я помолвлен и, как вы знаете, все виндаринцы исключительно верны своим избранницам.

На лице шейха Ашана ибн Мурра отражался непростой мыслительный процесс.

Помолвлены? И можете предоставить доказательства?

Без проблем, - улыбнулся Ильмир Сантери. А потом… потом вдруг притянул меня к себе и сказал совершенно невероятное:

Я могу даже представить вам свою невесту, леди Хелми Леруа!

Я почувствовала, как меня дернули за косу, а потом у самого уха раздался шепот - шеф делал вид, что целует меня в висок:

Если не хочешь вылететь на улицу, улыбайся.

Я не сразу сообразила, что коробка из-под рояля и тюремные нары откладываются. Выдавила робкую улыбку и понадеялась, что достопочтенный дарийский шейх примет мою гримасу за сожаление. Ну не хотела я, чтобы так вышло!

Последний шанс, - наконец сухо бросил шейх.

И удалился, оставив после себя слабый аромат пряного парфюма.

Пошли! - рыкнул начальник, потащив меня к столу.

Контракт подписывать! На помолвку!

Глава 1
Как с помощью мумии и поцелуя провести конкурс красоты

Несколькими часами ранее…

Кофе был чуть теплым, горьким и, давайте смотреть правде в глаза, поганым. До зарплаты оставалась неделя. В это время восточный офис "ВелТура" превращался в сообщество унылых и непритязательных людей. Сдобные круассаны из королевской пекарни заменялись невкусными крекерами, а кофе покупался самый дешевый, похожий на разведенную в воде краску, щедро приправленную дегтем.

Наш начальник - харизматичный инкуб Кевин дю Рекс - переставал зазывать на свидание всех мало-мальски симпатичных клиенток. Секретарша Ракель печально полировала ногти, считая дни до ближайшего маникюра и стараясь не показать коллегам, что ее не поглотила всеобщая финансовая яма, а я вот давилась поганым кофе и думала, как дожить до следующего понедельника, когда из еды осталось два литра молока, три яйца и несколько клубней картошки. Я, конечно, понимала, что причина моего бедственного положения не низкая зарплата, а дорогие туфли, но лучше от осознания этого мне не становилось. К тому же новая обувка стояла дома в коробочке, так как осень - мерзкое время года, когда замшевыми туфлями на шпильке можно только любоваться.

Хорошо Ирме, нашему второму специалисту, она застряла на неделю в Лос-Кантате. Там тепло, море и кормят бесплатно. Вернется как раз к зарплате, отдохнувшая и загоревшая. Меня вот никогда не посылали в такие выгодные командировки. Все хорошее в нашей конторе сначала получал Кевин, как старший и самый опытный, потом Ирма. Ну а мне вечно перепадали школьники и корпоративы.

За окном шел дождь. Мелкий и противный, такой, какой бывает в Рижбурге довольно часто.

Что ты делаешь сегодня вечером, Хелми? - голос босса был нежным, вкрадчивым и бархатистым, как и положено голосу чистокровного инкуба. Понятно, почему Кевин мог продавать туры, словно горячие пирожки. В сезон поток клиенток к его столу не иссякал. Ну, а не в сезон начальник развлекался тем, что пытался соблазнить меня или Ирму. Ракель Кевин не трогал - симпатичная, словно кукла, эльфийка, была так же глупа, а еще одержима замужеством. Как истинный убежденный холостяк, Кевин от таких шарахался.

Сплю я вечером, но если ты хочешь покормить меня в ресторане…

Если ты не хочешь пригласить меня в ресторан, к чему эти вопросы? - фыркнула я, недовольно вспомнив, что в "Эльмари" подают удивительно нежную форель на углях. В животе печально заурчало.

Ну… - Кевин посмотрел на творение своих рук и выдал: - Я думал, ты захочешь поразить меня кулинарными талантами и пригласишь к себе на ужин…

У меня только кефир, - тут же выпалила я и взглянула на босса так, что он понял - лучше на мой скудный провиант даже не покушаться. От безвыходности перевел взгляд на Ракель, увлеченно рисующую сердечко на ногтях. Задумался, но, заметив высунутый от усердия язычок, тяжело вздохнул и отвернулся.

Отец Ракель был деловым партнером нашего самого главного босса. Поэтому, с одной стороны, девушка день зарплаты не запоминала и была не против отношений с Кевином, а с другой - приближаться к ней было чревато неминуемой свадьбой. Поэтому Кевин еще раз вздохнул и, взяв свою кружку, направился к пузатому самогреющемуся чайнику, стоящему на столике возле входной двери, но дойти не успел. Так как эта самая дверь стремительно распахнулась. Я встрепенулась и придала лицу полное счастья выражение - прийти к нам мог только клиент.

Впрочем, в этот раз я ошиблась. Первым в помещение вошел Ильмир Сантери, владелец "ВелТура", фигура легендарная и внушающая страх всем без исключения. Мне показалось или Кевин икнул? Появление в нашем маленьком офисе персоны такой величины могло означать одно - нас ждут проблемы. Ибо все подчиненные знают: появился большой начальник - жди беды!

Ильмир Сантери относился к тому типу мужчин, которые одним своим видом внушают уважение и страх. Он был высок, широкоплеч и облачен в костюм, на который бы не хватило моей годовой зарплаты. На часы на его руке я даже не смотрела. Дом, в котором я жила, стоил значительно меньше.

А где Ирма? - поинтересовался начальник, окинув взглядом наш маленький и скромный офис. - У меня для нее работа.

Андрей Белый(Борис Бугаев)- 14 (26).10.1880— 08.01.1934.

1904 г. - сборник стихов «Золото в лазури». Первостепенная задача сборника передать настроение кружка «Аргонафтов» (московский кружок соловьевцев под предводительством Белого, туда еще входили Эллис, Петровский,Сергей Соловьев) в предчувствии грядущей «зари».Одна из главных идей кружка - жизнетворчество(жизнь, как произведение искусства).

В сборнике много метафизики и соловьевских идей.

Большое количество цветов(для Белого цвета имели символическое значение. Он потом напишет статью «Священные цвета», да и сам псевдоним: Белый-любимый цвет Владимира Соловьева-священный,утешительный цвет, гармония всех цветов).Для одного понятия красный-множество оттенков(пурпурный,алый,огненный).Сочетания по образцу Бальмонта - сложные эпитеты: красно-золотой. Много динамичных,а не статичных эпитетов - огневеющий, голубеющий.Цвета сравнив. С драг камнями(янтареющий)-близко модерну.

Много посвящений. Весь сборник посвящен матери. Открывается стихотворением Бальмонту. Вечный зов посвящен Мережковскому, Не тот - Брюсову, Воспоминание - Л.Д. Блок, Опала - самому Блоку.

Мотивы арлекинады жизни. Типичный образ Шута дополнен образом юродивого Христа ради, при том юродивый и скоморох не различаются у Белого, как в православной традиции. Получается цепь:скоморох-арлекин-безумец-дурак. Выступает как опасный двойник Христа, лже-Христос - стих Жертва Вечерняя(1903):

Стоял я дураком
в венце своем огнистом,
в хитоне золотом,
скрепленном аметистом —
один, один, как столб,
в пустынях удаленных, —
и ждал народных толп
коленопреклоненных…

Новаторство с точки зрения формы- Душа мира(1902г.)

тучкой несется,

беспечной,

улыбкой зыбкой

Грядой серебристой

летит над водою -

Лучисто-

волнистой

Солнце — предмет почти что языческого поклонения:

Солнцем сердце зажжено.
Солнце — к вечному стремительность.
Солнце — вечное окно
В золотую ослепительность.

Стихотворение “Солнце” посвящено К. Бальмонту — автору книги “Будем как Солнце”. Также в этом сборнике А. Белый отождествляет солнце с образом золотого руна. В стихотворном цикле “Золотое руно” А. Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения — поколения рубежа столетия.
Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела “Золото в лазури”. В будущее, которое — согласно логике “возврата” — уже было! Поэтому оно может выступать в масках: “прежнего счастья”, “старины” (“Старина, в пламенеющий час обуявшая нас миром, старина, окружившая нас, водопадом летит голубым...” Вечный зов(1903г.)),

образы прошлой культуры (раздел “Прежде и теперь”):

Блестящие ходят персоны,
Повсюду фаянс и фарфор,
Расписаны нежно плафоны,
Музыка приветствует с хор.(Опала 1903г)

Пепел - 1909г. В том же году выпущен сборник Урна.

В Пепеле эпиграф из из Некрасова(стих «Что ни год - уменьшаются силы…»). Сам сборник Некрасову и посвящен. Лейтмотив сборника - пессимизм при взгляде на современную Россию.

Просветы

Горемыки

Идея “Пепла” точнее всего сформулирована самим Белым: “Пепел” — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем”.

Тема хаоса — сквозная тема сборника. Естественная реакция человека на встречу с хаосом — первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи (“Где по полю оторопь рыщет,// Восстав сухоруким кустом...”), смерти:

От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...

«На рельсах», «Станция» - ощущение колеса, которое давит. (У Блока тоже колесо,но там есть надежда на некий выход.) У Белого жел дорога - то,что будет идти по тебе, давить.(У Некрасова хотя бы был подвиг на жел дороге).

Беспросветность, бессмысленность жизни - «Бессмыслица дневная, сменяется ночной»(«Телеграфист»)
Герои Белого без смысла бытия. Нет ни цели, ни смысла.

Лирич герой чувствует свою неприкаянность.

Тип расхристанного хулигана, которому ничего не дорого. Хулиган-дружба со скелетом(написано на мотив Чижика-Пыжика):

Жили-были я да он:
Подружились с похорон.

Приходил ко мне скелет
Много зим и много лет.

Костью крепок, сердцем прост —
Обходили мы погост.

(Хулиганская песенка. 1906г.)

Обыгрывание известных текстов («Коробейники», «Огородник»). Фольклорные мотивы. Ритмическая организация песни - «Веселье на Руси»(плясовая), «Каторжник»(тюремный фольклор).

Тема маскарада. Мрачная арлекиниада. Стихотворения «Маскарад», «Арлекиниада». Мотив хаоса - «Злые шутки, злые маски»(«Маскарад1908г.)

Мотив сумасшествия:

«Утро»1907г. - образ сумасшедшего, вообразившего себя Христом.

Пы.Сы. Как мы можем заметить, какой метафизикой соловьевской не начинай, жизнь некрасовская берет свое. И чем выше в эфирные высоты ты залетишь, тем грубее будет матерьялизЬм…

«Золото в лазури» — книга стихов Андрея Белого. В итоговой для раннего периода творчества книге Белый объединил стихотворения и лирические отрывки в прозе, написанные в 1900—1903 годах (вышла в свет в 1904 г. в Москве). Она — вместе с лирическим циклом А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» — воспринимается как уникальный памятник религиозно-философских и эстетических исканий младосимволистов.

В сборнике «Золото в лазури» отразилась напряженная духовная жизнь поэта «аргонавтического» периода его творчества. В начале века Белый воспринимает древнегреческий миф о путешествии героев Эллады на корабле Арго за золотым руном как остро современный. Странным образом он сопрягается в сознании поэта с эсхатологическими идеями В.С. Соловьева, возвестившего о конце всемирной истории, о борьбе с Антихристом, об осуществлении в конечном итоге мировой гармонии и окончательном слиянии земного и небесного начал. Устремления из обреченной и косной современности в будущее актуализировали для Белого (и людей близкого ему круга) образ корабля Арго. Символическое отплытие в будущее, искание «золотого руна» уподоблялось стремлению к солнцу. Это центральный лейтмотив сборника «Золото в лазури» Белого, особенно его первого раздела, одноименного общему заглавию. Белый подробно разрабатывает систему художественных метафор для построения утопии о стране солнца: «солнце» («золотое руно») — цель «путешествия» его лирических героев и одновременно их «щит»; «сияющие латники» летят к солнцу на «солнечных броненосцах». В стихах возникают ослепительные пейзажи неба, переданные в динамической смене оттенков света и цвета. Книгу характеризует яркость картины мира, избыточность и чрезмерность поэтического языка. Образы пира, кубков с вином, праздничного опьянения служат восторженно-вдохновенному воспеванию «страны солнца». «Золото в лазури» (и прежде всего — первый раздел) — книга молодая и дерзкая, проникнутая пафосом оптимистического дерзания, готовности к действию и подвигу. Важно отметить, что Белый сознавал себя «теургом», т.е. символистом-практиком, для которого собственная биографическая жизнь равнозначна произведению искусства. Художественное творчество имело для него ценность ровно в такой степени, в какой соответствовало жизненной практике, реальному и конкретному деланию будущего. Белый не столько писал стихи, сколько записывал, подобно хронографу, состояния своей души, ее дионисийские порывы. Сразу отмеченные современной критикой небрежность и формальное несовершенство его стихов были неотделимы от поразительно яркого и оригинального мировосприятия поэта, сознававшего себя в эти годы пророком «новой жизни».

Книга «Золото в лазури» Белого важна и в том отношении, что окончательно закрепила за Борисом Николаевичем Бугаевым его псевдоним — Андрей Белый. Белый цвет — это символ абсолютной полноты бытия. В стихах сборника отразилось переживание «белых начал» жизни, в которых воплощается, по словам самого поэта, «веяние наступающей великой эры пришествия Софии Премудрости и Духа Утешителя». «Выбор псевдонима, — пишет А.В. Лавров, — стал таким образом утверждением причастности совершающемуся «преображению» и помазанием на жизнетворческий подвиг». В непосредственной связи с псевдонимом воспринимается и внешний облик Белого. Многим он казался вестником иных миров, постоянно подмечалось его «ангелоподобие» и «светоносность».

Заветнейшие черти эзотеризма Белого выразились в его поэтическом сборнике «Золото в лазури» (1904). Сочиненные на природе, в Серебряном Колодезе, эти стихи — прогулки средь полей, претворенные в слова. «Пленэризм» Белого сродни манере художника-символиста Петрова-Водкина. Сборник «Золото в лазури», как и первый том Блока, движется от отчаяния в пору ante lucem к встрече с солнцем. На смену торжественным, медленным гимнам, на смену трепетным, словно пуантилистские гравюры Силина или Феофилактова, молитвам, на смену написанным ритмической прозой "кошмарам", вызывающим в памяти произведения Сологуба, приходит своего рода хвалебная песнь солнцу, написанная верлибром с длинными прилагательными в духе тютчевских:

В волнах далеких солнце утопало.
В слезах вечерних, бледнозолотистых
Твое лицо искрилось и сияло.

Брачные улыбки заката и брачные венцы гор Белого напоминают о брачной заре Блока. Здесь — та же география облаков, что и в симфониях («Возврат»), здесь человечество приглашается на пир — сосать «разорванные солнечные части». Многие стихи, как мистические, так и бурлескные, вдохновлены мифом об Аргусе. Целый раздел сборника, «Прежде и теперь», составлен из стилизаций и «силуэтов» в духе XVIII века. Здесь, безусловно, сказалось влияние «Мира искусства»: эти миниатюры с их архаическим, обветшалым словарем созданы под влиянием Сомова и Бенуа.

В «Золоте в лазури» Белый облекает себя «броней из солнечной ткани» и, рисуя лирический пейзаж, свободный от всякого натурализма, гибким размером, нередко приближающимся к свободному стиху, сублимирует кошмары (страх перед распятием) или утопии (полет Икара), сопровождавшие его на протяжении всей жизни. Позже, после 1914 года, когда, пережив «второе свидание» (с антропософией), Белый начнет иначе смотреть на свое прошлое, он четыре или пять раз переработает сборник, но потеряет самую значительную из новых редакций в берлинском трамвае. В 1927 году он напишет, что «период «Золота в лазури» есть период остановившейся, ставшей и под-остывшей в душе симфоничности».

«Много замыслов в сердце человека,

Но состоится только определённое Господом»

(Из Притчей Соломона).

Счастлива ли я? - Да. Без сомнения скажу: «Конечно!» Слово «счастье» происходит от слова «соучастие»: соучастие в жизни близких и не очень близких тебе людей или когда они принимают участие в твоей жизни. Ещё это бывает взаимно.Тогда становишься счастливым.

Родилась я в весенний майский день на тихой московской улочке в Замоскворечье. Напротив нашего дома был, и есть поныне,чудесный городской парк, который раньше назывался «Сад им.Орджоникидзе». Аромат благоухающей сирени всегда навивает сладкие воспоминания моего счастливого детства. Счастливая пора детства, когда ощущаешь душевный уют и защищённость, когда постоянно чувствуешь заботу и любовь тех, кто рядом, когда все близкие родственники ещё были вместе.

Училась я в Педагогическом Университете,(бывшем МОПИ им.Крупской),на факультете иностранных языков.Чтобы иметь разговорную практику,работала переводчиком английского языка в Министерстве газовой промышленности. Встречала иностранные делегации и участвовала в переговорах по закупке оборудования для газопроводов. Много приятных впечатлений во время летних каникул осталось у меня от поездок по Прибалтике, Крыму, Кавказу и другим уголкам страны. Светлые надежды, лучезарные мечты, радость познания безбрежности мира – вот, в чём я постоянно пребывала и что меня не покидало даже, когда мышцы начали слабеть.

Мышечная слабость ног и рук постепенно нарастала. Лечение улучшений не приносило, а скорее наоборот. «Ваше заболевание – миопатия - мало изучено, - говорили врачи, - или кто-то из предков имел аналогичное, или оно инфекционного характера, когда после перенесённого гриппа или ангины иногда вдруг происходит сбой гормонального питания мышц». Но ни у кого из наших предков подобного заболевания не было. В возрасте 24-х лет мне пришлось уйти с работы.

В следующем году произошло очень значимое событие в моей жизни.Мы с бабушкой поехали в Сергиев Посад,где произошла встреча со священником Отцом Михаилом. Он мне подарил Евангелие и Молитвослов и сказал:" Будешь причащаться и собороваться».С каким трепетом я читала и готовилась прикоснуться к тайнам Богопознания! Когда всё свершилось, я почувствовала, что передо мной открылась дверь в новый мир, который я очень хочу познать.Расставаясь, Отец Михаил сказал: «Болезнь твоя – промыслительная. Теперь увидишь, как Господь будет устраивать твою жизнь».

Вернулась я домой обновлённым человеком.Теперь я знала, что это Бог даёт мне почувствовать красоту мира, вдохновение писать стихи и желание молитвенного общения с Духовным миром. Именно молитвой открываются двери для вхождения Бога.

Неожиданно случилась беда с моей горячо любимой бабушкой: инсульт. В то время мы были на даче. Всё произошло на моих глазах. Не имея возможность вызвать врача парализованной бабушке, я со слезами только молилась Господу о помощи. После этого дня мои ноги и руки резко ослабели, и я совсем потеряла возможность ходить. Мне было уже 26 лет. Бремя забот внезапно навалилось на мою маму – сразу два беспомощных человека. Но она, добрейшей и неунывающей души человек, безропотно стала нести свой крест. Моя милая мама! Ей было очень тяжело, но она никогда ни на что не жаловалась. Папа тоже помогал мне, как мог: сделал мне тренажёры и стульчик на маленьких колёсиках, на котором я стала передвигаться по квартире.

Своё новое состояние мною не воспринималось как гнетуще-обречённое, а наоборот, я считала, что оно временно, и я необъяснимо верила, что у меня всё будет хорошо. В моей душе не угасал огонёк свечечки на пути к Богу, который мне помогли зажечь Отец Михаил и другие встреченные там люди:

Огонёчки небесных свечей

Нам мерцают Божественным светом.

Бог спросить словно хочет: «Ты чей?

И зачем ты на свете на этом?»

Каждый должен подумать всерьёз,

Память, совесть свою теребя,

И ответить на этот вопрос,

Если это волнует тебя.

Мы пришли в этот мир,чтоб любить,

Чтобы радость,тепло всем дарить,

Чтобы новый зажёгся в ночи

Огонёчек небесной свечи!

Скучать мне не приходилось,так как мои подруги и даже молодые люди меня не забывали: часто звонили, приезжали.От этого у меня было тепло на душе. Я очень им всем благодарна, что они старались поддержать, приободрить меня,но, видя меня по-прежнему неунывающей, даже удивлялись, как можно, страдая от болезни – радоваться. Да, это было так, потому что у меня вызывало радость и даже необходимость выслушать, поддержать советом и просто своим участием в решении житейских проблем близких людей. Мне очень близки слова Святителя Григория Богослова: «Страдаю от болезни и радуюсь, не тому, что страдаю, но тому, что могу быть учителем в терпении для других. Ибо, когда не могу сделать, чтобы не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его и благодарю, как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что всё случающее с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что нет такой причины».

Как-то раз от Отца Михаила ко мне приехал Геннадий Копылов и привёз «Душеполезные изречения из Творений Святых Отцов». Эта работа, примерно из 50-ти листов, была написана аккуратным почерком Отца Михаила, когда он оканчивал Духовную Академию. Как же это интересно и познавательно! Сколько новых открытий в познании Бога и глубин человеческой души свершилось во мне! В свою тетрадь я записывала проникновенные слова Святых Отцов, являвшиеся ответами на многие насущные вопросы.Геннадий служил пономарём-алтарником в храме Св. Адриана и Наталии. Его расссуждения о Боге и человеке всегда придавались философскому осмыслению. Недаром он был хорошо знаком с произведениями религиозных философов Бердяева, Соловьёва, Флоренского. Однажды Геннадий сказал, что может привезти священника, который меня исповедует и причастит. С невообразимой радостью и трепетом я восприняла это известие, о котором я только могла мечтать. Следует сказать, что тот, кто Отца Николая увидит – не забудет, а услышит – захочет ещё услышать его проникновенные слова, потому что это полный духовности и душевности Батюшка просто излучает любовь к людям, благородство и доброту. Отец Николай с матушкой Ниной в прошлом – музыканты: они учились в консерватории по классу скрипки. Гармония и красота их чувств всегда была видна во взаимоотношениях этой образцовой супружеской четы.

Однажды, одна моя знакомая Ирина,собравшись в Псково-Печорский монастырь, предложила мне написать письмо Старцу Иоанну Крестьянкину с каким-нибудь важным для меня вопросом. «Если Отец Иоанн сочтёт нужным, то я привезу тебе ответ». Подумав, я поняла, что чаще всего меня не покидают мысли о моём дальнейшем жизненном пути. Скажу откровенно, что я испытывала искушения при встречах с молодыми людьми: я тоже хотела любить и быть любимой. Постоянно в молитвенных обращениях я просила о милости дарования мне друга, помощника по жизни – супруга, чтобы Господь избавил меня от греховных искушений. Итак, Отца Иоанна я спросила, можно ли мне, будучи в инвалидной коляске, надеяться и мечтать об устройстве своей личной жизни или всё же надо выбросить из головы подобные мысли и посвятить свою жизнь всецело Богу. Откровенно говоря, я ждала услышать второе. В своём ответе Отец Иоанн написал, что устройство моей жизни – в руках Божьих, а дальнейший совет мне даст Духовный Отец. Во мне зажёгся ещё один «огонёчек небесной свечи»: я почувствовала молитвы Отца Иоанна! Значит всё в руках Божьих!

Далее, события в моей жизни начались складываться, как по счастливому сценарию. Месяца через полтора при совершенно случайных обстоятельствах я познакомилась с Фёдором, общаться с которым было легко и интересно. Он сразу покорил меня тем, что прекрасно играл на фортепиано и разговаривал по-французски. С каждой встречей Фёдор открывался с лучшей стороны. При нашей всего третьей встрече он неожиданно сделал мне предложение «руки и сердца». Раньше я сочла бы этот шаг легкомысленным, но тогда я без сомнения почувствовала, что всё серьёзно, и он именно тот, кого я ждала. От Фёдора исходила надёжность и искренность. Всё же я предложила ему подождать хотя бы полгода, чтобы проверить свои чувства, но для него было «проверять – значит не доверять».

Мне нельзя ошибаться. Да и ты, сможешь ли нести бремя постоянной заботы обо мне? Он ответил: «Любить – значит заботиться. А помогать во всём – привык.Я ухаживал за своей прикованной к постели мамой».

Как быть? Сразу давать согласие? Во мне вдруг прозвучало напутствие Отца Иоанна Крестьянкина решить вопрос устройства своей жизни с Духовным Отцом.

Доверимся Отцу Николаю. Благословит ли он нас на брак? Положимся на совет Духовного Отца.

Каково было моё изумление, когда ответ Отца Николая содержался всего в двух словах: « А когда венчание?» Значит, не только у меня, но и у него не было сомнений, что всё идёт по воле Божьей и по-другому быть не может. Всё складывалось стремительно и легко, словно происходящие события свершались по уже определённому предначертанию, а я просто участвую в них.

На Рождество Христово мы подали заявление в ЗАГС. Мне было уже 34, а ему 41 год. Некоторые мои родственники и знакомые были в недоумении: не могли понять Фёдора, почему он, будучи физически здоровым мужчиной и имеющий свою собственную двухкомнатную квартиру, хочет создать семью именно со мной. Но так было угодно Богу. Случается так, что человек вдруг неожиданно оказывается на тропинке, и тогда он обязательно идёт по ней вперёд.

Свадьбу мы праздновали четыре дня: с четверга, когда наш брак был зарегистрирован, и по воскресенье, когда мы венчались в храме Иоанна Предтечи в Ивановском. В то время Отец Николай служил там настоятелем. Я пребывала во внеземном состоянии, когда в храме и в наших руках сияли «огонёчки небесных свечей» и звучали проникновенные слова: «Венчается раба Божия Наталия рабу Божиему Феодору... И в радости и в горести...». Фёдор нёс меня на руках вокруг аналоя, а у меня от счастья капали слёзы...

Божьим чудом явилось то, что ровно через девять месяцев у нас родилась дочка Верочка! Фёдор очень хотел дать ей имя своей мамы. Беременность я перенесла с Божьей помощью очень легко и, главное, Господь давал мне радостное расположение духа. Я была бесконечно счастлива и благодарна всем за все Божьи благодеяния!

Рождение доченьки открыло полноту смысла всей нашей жизни. Ни с чем не сравнимые чувства испытываешь, когда есть рядом твой родной человечек, твоё продолжение. Рождение ребёнка – это самая удивительная тайна жизни!

Особо хочу сказать о моей мамочке: столько любви и тепла своего сердца и материнских рук она отдавала и отдаёт мне и своим внукам! Кланяюсь и благодарю тебя, родная, за всё! Однажды устами младенца, нашей дочки Верочки, было произнесено следующее пророческое пожелание: «Родите мне сестрёнку. Машеньку!» Воистину Бог творит чудеса! 7 февраля 1994 года появилась на свет вторая доченька и без сомнения - Машенька! По Божьей воле она родилась накануне праздника святых Ксенофонта и Марии. Мы были бесконечно счастливы и благодарны Богу за все Его благодеяния!

В жизни, как известно, солнечные дни неожиданно сменяются пасмурными.

Когда детям было 5 лет и полгодика, и мы находились на даче, моя жизнь «висела на волоске». Я не сразу распознала аппендицит, а когда через два дня меня привезли в сельскую больницу, врач воскликнул: «Срочно на операцию! До Москвы не довезёте. Гнойный перитонит разлился в брюшной полости. Поможет только чудо». И опять Господь сотворил со мной чудо! Я осталась жива. Выхаживали меня Фёдор и мама. Я им так благодарна! А ещё своим доченькам: я видела их детские улыбки и слышала самые проникновенные слова «Мама!», от которых сразу становилось тепло и радостно.

С годами, а точнее после пятидесяти лет, недостаток движений стал отражаться на всех системах организма. Стали сильно опухать и синеть ноги, а на правой – образовались многочисленные мокнущие трофические язвы. Ничто не помогало. Вытекающая лимфа и кровь превратили ногу от пальцев до колена в сплошную страшную рану. Не хочу отягощать читателей описанием дальнейшего ухудшения состояния моей ноги, но,попав в хирургическое отделение больницы, я ожидала, что ампутация ноги будет избавлением от мучительных болей. Врачи сказали, что помочь мне ничем не могут, так как это была не гангрена. В действительности, от обездвиженности некоторые сосуды перестали функционировать, а по другим – кровь больше не могла подниматься вверх, если нога находилась в опущенном вертикальном положении. Но с Божьей помощью всё преодолимо!

Весь тот мучительный период мои слёзные молитвы к Господу, Божьей Матери и святым целителям были непрестанными! Когда боль перекрывала сознание, непрерывная Иисусова молитва звучала во мне отрывистым стоном и мне становилось от этого легче. Ещё мне очень помогал Праведный Иов Многострадальный, его жизнеописание. Нужно быть довольным тем, что есть и укреплять себя в терпении, зная,что все от Господа, и тем самым предаваться Его Святой воле. Каждый день мой муж Фёдор окроплял мои ноги святой водой из Новоиерусалимского монастыря и мазал их соборным маслом. День праздника Святой Троицы стал для меня незабываемым и переломным в течении моей болезни. За последние четыре месяца моих страданий мне стало как-то необыкновенно светло и легко. На меня вдруг нахлынуло всепоглощающее чувство огромной благодарности всем, кто молился и переживал за меня и особенно моим близким: мамочке, мужу Феде, моим доченькам. Как же я благодарна Вам, дорогие, за заботу, уход, сопереживание, за то, что Вы со мной рядом! Я ощутила это, как никогда, и от этого лились слёзы счастья... Хочется часто повторять слова Апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите». Господи, благодарю Тебя за всё – за то, что Ты ведёшь меня по жизни!

После этого лучезарного и просветлённого состояния нога стала очищаться.

Так каков же путь исцеления от греха, от болезни? Исцеление – это труд. Труд – это терпение. Терпение – это страдание. Страдание – это очищение. Очищение – это исцеление... Господь даёт всё по нашим силам и хочет, чтобы мы стойко, не ропща, шли по этому пути вперёд к Нему - источнику Жизни. Мы вверяем своё будущее в руки Божии, говоря словами из проникновенной молитвы Оптинских Старцев: «Господи, благодарю Тебя за всё, что со мною будет, ибо твёрдо верю, что любящим Тебя всё содействует ко благу».

И вновь за окном весна, чудесное время года пробужденья и обновления природы и человеческих душ. Фёдор вывез меня на улицу, и в лицо хлынул пьянящий аромат весны. Ощущения были настолько сильны, что сразу вылились в строки стихотворения, которое я назвала «Ода Весне»:

Весна! Хрустальный звон капели

Звучит волшебно так и ясно.

Подобно гимну, птичек трели

Нам возвещают: «Жизнь прекрасна!»

Весна! Природы пробужденье

Восславит Божие творенье!

Мы песнь любви Тебе поём!

Весны Творец! Ты исцеляешь,

Людские души очищаешь

Небесным светом и дождём!

Как ты прекрасен, дождь весенний!

Хочу я слушать твой концерт

Оркестра капель шум падений

«Привет всем! Слышите? Привет!»

О,чудо! Сразу дождь весенний

Вдруг пробудил весны росток.

Пусть же исчезнут ночи тени!

Расти и радуйся, цветок!

Какой ты нежный, милый цветик!

Мечтай и пой о скором лете,

Ведь ты достоин восхищенья!

Ликуй и празднуй вновь, весна!

Ты пробуждаешь ото сна

И даришь жизни обновленье!

Ласковое солнышко своими тёплыми лучами,играя,отражается и сверкает в каплях на появившихся блестящих листочках и траве. Душа радостно кричит всему живому: «Христос Воскресе!» и тут же слышит ответный возглас: «Воистину Воскресе!»