Архив газеты "молодежь эстонии". Самые страшные казни древнего мира

Инквизиция (от лат. inquisitio - расследование, розыск), в католической церкви особый церковный суд по делам о еретиках, существовавший в 13-19 вв. Ещё в 1184 папа Луций III и император Фридрих 1 Барбаросса установили строгий порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел епископскими судами. Светские власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры. Впервые об инквизиции как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе (1215), установившем особый процесс для преследования еретиков (per inquisitionem), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи. С 1231 по 1235 папа Григорий IX рядом постановлений передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным - инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев). В ряде европейских государств (Германии, Франции и др.) были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел об еретиках, вынесение и исполнение приговоров. Так было оформлено учреждение инквизиции. Члены инквизиционных трибуналов обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям, находились в непосредственной зависимости от папы. Из-за тайного и произвольного хода судопроизводства обвиняемые инквизицией были лишены всяких гарантий. Широкое применение жестоких пыток, поощрение и вознаграждение доносчиков, материальная заинтересованность самой инквизиции и папства, получавших огромные средства благодаря конфискации имущества осуждённых, сделали инквизицию бичом католических стран. Приговорённых к смерти обычно передавали в руки светской власти для сожжения на костре (см. Аутодафе). В 16 в. И. стала одним из основных орудий контрреформации. В 1542 в Риме был учрежден верховный инквизиционный трибунал. Жертвами инквизиции стали многие выдающиеся учёные, мыслители (Дж. Бруно, Дж. Ванини и др.). Особенно свирепствовала инквизиция в Испании (где с конца 15 в. она была тесно связана с королевской властью). Только за 18 лет деятельности главного испанского инквизитора Торквемады (15 в.) было сожжено заживо более 10 тыс. чел.

Пытки инквизиции были самыми разнообразными. Жестокость и изобретательность инквизиторов поражают воображение. Кое-какие средневековые орудия пыток сохранились и до наших времен, но чаще всего даже музейные экспонаты восстановлены по описаниям. Представляем вашему вниманию описание некоторых известных орудий пыток.


«Кресло допроса» применялось в Центральной Европе. В Нюрнберге и Фегенсбурге до 1846 года регулярно проводились предварительные следствия с его использованием. Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в его кожу вонзались шипы. Палачи зачастую усиливали муки агонизирующей жертвы, разводя костер под сиденьем. Железное кресло быстро нагревалось, вызывая сильные ожоги. Во время допроса жертве могли протыкать конечности, применяя щипцы или другие орудия пытки. Подобные кресла имели различные формы и размеры, но все они были оборудованы шипами и средствами обездвиживания жертвы.

Дыба-ложе


Это одно из наиболее распространенных орудий пытки, встречающихся в исторических описаниях. Дыбу применяли на всей территории Европы. Обычно это орудие представляло собой большой стол на ножках или без них, на который заставляли лечь осужденного, а его ноги и руки фиксировали при помощи деревянных плашек. Обездвиженную таким образом, жертву «растягивали», причиняя ей невыносимую боль, часто до тех пор, пока мускулы не разрывались. Вращающийся барабан для натягивания цепей использовался не во всех вариантах дыбы, а только в самых хитроумных «модернизированных» моделях. Палач мог взрезать мускулы жертвы, чтобы ускорить окончательный разрыв тканей. Тело жертвы вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться. Иногда жертву крепко привязывали к дыбе, чтобы легче использовать другие методы истязания, такие как щипцы для зажимания сосков и других чувствительных частей тела, прижигания каленым железом и др.


Это, несомненно, наиболее распространенная пытка, и она вначале часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки. Руки обвиняемого связывались за спиной, а другой конец веревки перебрасывали через кольцо лебедки. Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за веревку. Нередко к нотам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например, «ведьмин паук», чтобы сделать пытку менее мягкой. Судьи думали, что ведьмы знают множество способов колдовства, которые позволяют им спокойно переносить пытки, поэтому не всегда удается добиться признания. Мы можем сослаться на серию процессов в Мюнхене в начале XVII века в отношении одиннадцати людей. Шестерых из них непрестанно пытали при помощи железного сапога, одна из женщин подверглась расчленению груди, следующих пятерых колесовали, и одного посадили на кол. Они, в свою очередь, донесли еще на двадцать одного человека, которых незамедлительно допросили в Тетенванге. Среди новых обвиненных была одна очень уважаемая семья. Отец умер в тюрьме, мать, после того, как ее подвергли испытанию на дыбе одиннадцать раз, призналась во всем, в чем ее обвинили. Дочь, Агнесса, двадцати одного года, стоически перенесла испытание на дыбе с дополнительным весом, но не признавала своей вины, и только говорила о том, что она прощает своих палачей и обвинителей. Лишь через несколько дней непрекращающихся испытаний в камере пыток, ей сказали о полном признании ее матери. После попытки суицида она призналась во всех ужасных преступлениях, включая сожительство с Дьяволом с восьмилетнего возраста, в пожирании сердец тридцати человек, участии в шабашах, в том, что вызывала бурю и отрекалась от Господа. Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре.


Использование термина «аист» приписывают Римскому Суду святейшей инквизиции в период со второй половины XVI в. до приблизительно 1650 года. То же название этому орудию пытки было дано Л.А. Муратори в его книге «Итальянские летописи» (1749). Происхождение еще более странного названия «Дочь дворника» неизвестно, но оно дано по аналогии с названием идентичного приспособления в лондонском Тауэре. Каково бы ни было происхождение названия, это орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, которые применялись во времена Инквизиции.




Позиция жертвы была тщательно продумана. Уже через несколько минут такое положение тела приводило к сильнейшему мышечному спазму в области живота и ануса. Далее спазм начинал распространяться в район груди, шеи, рук и ног, становясь все более мучительным, особенно в месте начального возникновения спазма. По прошествии некоторого времени привязанный к «Аисту» переходил от простого переживания мучений к состоянию полного безумия. Часто, в то время как жертва мучилась в этой ужасной позиции, ее дополнительно пытали каленым железом и другими способами. Железные путы врезалось в плоть жертвы и становилось причиной гангрены, а иногда и смерти.


«Стул инквизиции», известный под названием «стул ведьмы», высоко ценился как хорошее средство против молчаливых женщин, обвиненных в колдовстве. Этот распространенный инструмент особенно широко использовался австрийской инквизицией. Стулья были различных размеров и форм, все оснащенные шипами, с наручниками, блоками для фиксации жертвы и, чаще всего, с железными сидениями, которые в случае необходимости можно было раскалить. Мы нашли свидетельства применения данного орудия для медленного умерщвления. В 1693 году в австрийском городе Гутенберг судья Вольф фон Лампертиш вел процесс по обвинению в колдовстве Марии Вукинец, 57 лет. Она была посажена на стул ведьмы на одиннадцать дней и ночей, одновременно палачи прижигали ей ноги раскаленным железом (inslеtрlаster). Мария Вукинец умерла под пытками, сойдя с ума от боли, но не сознавшись в преступлении.


По словам изобретателя, Ипполито Марсили, введение «Бдения» явилось переломным моментом в истории пыток. Современная система получения признания не предполагает нанесения телесных повреждений. В ней нет сломанных позвонков, вывернутых лодыжек, или раздробленных суставов; единственная субстанция, которая страдает - это нервы жертвы. Идея пытки состояла в том, чтобы держать жертву в бодрствующем состоянии так долго, как только возможно, это была своеобразная пытка бессонницей. Но «Бдение», которое первоначально не рассматривалась как жестокая пытка, принимало различные, иногда крайне жестокие формы.



Жертву поднимали на верхушку пирамиды и затем постепенно опускали. Верхушка пирамиды должна была проникать в область ануса, яичек или кобчика, а если пытали женщину - то вагины. Боль была настолько сильной, что зачастую обвиняемый терял сознание. Если это случалось, процедура откладывалась, пока жертва не очнется. В Германии «пытка бдением» называлась «охрана колыбели».


Эта пытка очень похожа на «пытку бдением». Отличие в том, что основным элементом устройства является заостренный угол клиновидной формы, выполненный из металла или твердых пород дерева. Допрашиваемого подвешивали над острым углом, так чтобы этот угол упирался в промежность. Разновидностью использования «осла» является привязывание груза к ногам допрашиваемого, связанного и зафиксированного на остром углу.

Упрощенным видом «Испанского осла» можно считать натянутую жесткую веревку или металлический трос, называемый «Кобылой», чаще такой вид орудия применяется к женщинам. Протянутую между ног веревку задирают как можно выше и растирают до крови половые органы. Вид пыток с веревкой довольно эффективен, поскольку применяется к наиболее чувствительным частям тела.

Жаровня


В прошлом не существовало ассоциации «Международная амнистия», никто не вмешивался в дела правосудия и не защищал тех, кто попал в его лапы. Палачи были вольны выбирать любое, с их точки зрения подходящее средство для получения признаний. Часто они использовали и жаровню. Жертву привязывали к решетке и затем «поджаривали» до тех пор, пока не получали искреннее раскаяние и признание, что приводило к обнаружению новых преступников. И цикл продолжался.


Для того чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов. Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу. Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы. Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять, и процесс повторялся. Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таким способом, суд принимал как добровольные и данные подсудимым без применения пыток.


Идея механизировать пытки родилась в Германии и ничего не поделаешь с тем, что Нюрнбергская дева имеет такое происхождение. Она получила свое имя из-за внешнего сходства с баварской девушкой, а также, потому что ее прототип был создан и впервые использован в подземелье секретного суда в Нюрнберге. Обвиненного помещали в саркофаг, где тело несчастного протыкалось острыми шипами, расположенные так, что ни один из жизненно важных органов не был задет, и агония длилась довольно долго. Первый случай судебного разбирательства с использованием «Девы» датирован 1515 годом. Он был детально описан Густавом Фрейтагом в его книге «bilder aus der deutschen vergangenheit». Наказание постигло виновного в подлоге, который промучился внутри саркофага три дня.

Колесование


Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.

Для колесования также применялись вертикально установленные колеса.



Колесование очень популярная система, как пыток, так и казни. Оно применялась только при обвинении в колдовстве. Обычно процедура была разделена на две фазы, обе достаточно болезненные. Первая состояла в переломах большей части костей и суставов при помощи маленького колеса, называемого колесом дробления и снабженного снаружи множеством шипов. Вторая была разработана на случай казни. Предполагалось, что жертва, разбитая и искалеченная таким способом, буквально подобно веревке проскользнет между спицами колеса на длинный шест, где и останется ожидать смерти. Популярная разновидность этой казни совмещала колесование и сожжение на костре - в таком случае смерть наступала быстро. Процедура была описана в материалах одного из судебных разбирательств в Тироле. В 1614 году бродяга по имени Вольфганг Зельвейзер из Гаштейна, признанный виновным в сношениях с дьяволом и насылании бури, был приговорен судом Лейнца одновременно к колесованию и сожжению на костре.

Пресс для конечностей или «Коленодробилка»


Разнообразные приспособления для дробления и ломания суставов, как коленных, так и локтевых. Многочисленные стальные зубья, проникая внутрь тела, наносили страшные колотые раны, из-за которых жертва истекала кровью.


«Испанский сапог» был своеобразным проявлением «инженерного гения», так как судебные власти во времена Средневековья заботились, чтобы лучшие мастера создавали все более совершенные приспособления, позволявшие ослабить волю заключенного и быстрее и легче добиться признания. Металлический «Испанский сапог», снабженный системой винтов, постепенно сжимал голень жертвы вплоть до перелома костей.


«Железный башмак» - близкий родственник «испанского сапога». В этом случае палач «работал» не с голенью, а со стопой допрашиваемого. Слишком усердное применение устройства обычно заканчивалось переломом костей предплюсны, плюсны и пальцев.


Это средневековое устройство, надо отметить, высоко ценилось, особенно на территории северной Германии. Его функция была довольно проста: подбородок жертвы помещали на деревянную или железную опору, а крышка устройства навинчивалась на голову жертвы. Сначала раздавленными оказывались зубы и челюсти, затем, поскольку давление нарастало, ткани мозга начинали вытекать из черепа. По прошествии времени, этот инструмент утратил свое значение как орудие убийства и приобрел широкое распространение как орудие пытки. Несмотря на то, что и крышка устройства, и нижняя опора выложены мягким материалом, который не оставляет никаких следов на жертве, приспособление приводит заключенного в состояние «готовности к сотрудничеству» уже после нескольких поворотов винта.


Позорный столб был широко распространенным способом наказания во все времена и при всяком социальном строе. Осужденного помещали у позорного столба на определенное время, от нескольких часов до нескольких дней. Выпадающая на период наказания плохая погода усугубляла положение жертвы и увеличивала муки, что, вероятно, рассматривалось как «божественное возмездие». Позорный столб, с одной стороны, можно было считать сравнительно мягким способом наказания, при котором виновные просто выставлялись в публичном месте на всеобщее осмеяние. С другой стороны, прикованные к позорному столбу были совершенно беззащитны перед «судом народа»: кто угодно мог оскорбить их словом или действием, плюнуть в них или бросить камень - тикое обращение, причиной которого могло быть народное возмущение или личная вражда, подчас приводило к увечьям или даже смерти осужденного.


Этот инструмент был создан как позорный столб в форме стула, и саркастически назван «Троном». Жертва помещалась вниз головой, а ее ноги укреплялись при помощи деревянных блоков. Подобная пытка пользовалась популярностью среди судей, желающих следовать букве закона. На самом деле, законодательство, регулировавшее применение пыток, позволяло использовать Трон только один раз в течение допроса. Но большинство судей обходило это правило, просто называя следующую сессию продолжением все той же первой. Использование «Трона» позволяло объявлять это одной сессией, даже если она длилась 10 дней. Поскольку использование «Трона» не оставляло неустранимых следов на теле жертвы, то оно очень подходило для длительного использования. Нужно отметить, что одновременно с этой пыткой заключенных пытали также водой и каленым железом.


Она могла быть деревянной или железной, для одной или для двух женщин. Это было орудие мягкой пытки, обладающее скорее психологическим и символическим значением. Нет документальных свидетельств о том, что использование этого устройства приводило к физическим увечьям. Применялось оно, в основном, к виновным в клевете или оскорблении личности, руки и шея жертвы закреплялись в небольших отверстиях, так что наказанная оказывалась в молитвенной позе. Можно себе представить страдания жертвы от нарушения кровообращения и боли в локтях, когда устройство надевалось на долгий срок, иногда на несколько дней.


Жестокий инструмент, используемый для фиксации преступника в крестообразном положении. Заслуживает доверия утверждение, что Крест был изобретен в Австрии в XVI -XVII веках. Это следует из книги «Правосудие в старые времена» из собрания Музея правосудия в Роттенбурге-на-Таубере (Германия). Очень похожая модель, которая находилась в башне замка в Зальцбурге (Австрия), упомянута в одном из наиболее подробных описаний.


Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной, железный ошейник жестко фиксировал положение головы. В процессе казни палач закручивал винт, и железный клин медленно входил в череп осужденного, приводя к его смерти.


Шейная ловушка - кольцо с гвоздями на внутренней стороне и с приспособлением, напоминающим капкан, на внешней стороне. Любого заключенного, который пытался спрятаться в толпе, можно было без труда остановить при помощи данного приспособления. После поимки за шею он уже не мог освободиться, и его заставляли следовать за надсмотрщиком без опасения, что он окажет сопротивление.


Этот инструмент действительно напоминал двустороннюю стальную вилку с четырьмя острыми шипами, вонзающимися в тело под подбородком и в районе грудины. Она плотно крепилась кожаным ремнем к шее преступника. Эта разновидность вилки использовалась в судебных разбирательствах по обвинению в ереси и колдовстве. Глубоко проникая в плоть, она причиняла боль при любой попытке пошевелить головой и позволяла говорить жертве только неразборчивым, еле слышным голосом. Иногда на вилке можно было прочесть латинскую надпись «Я отрекаюсь».


Инструмент использовался для того, чтобы прекратить пронзительные крики жертвы, докучавшие инквизиторам и мешавшие их разговору друг с другом. Железная трубка внутри кольца плотно засовывалась в горло жертвы, а ошейник запирался болтом на затылке. Отверстие позволяло воздуху проходить, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье. Это приспособление часто применялось по отношению к приговоренным к сожжению на костре, особенно на большой публичной церемонии, называемой Аутодафе, когда еретики сжигались десятками. Железный кляп позволял избежать ситуации, когда осужденные заглушают духовную музыку своими воплями. Джордано Бруно, виновный в излишней прогрессивности, был сожжен в Риме на площади Кампо дей Фьори в 1600 году с железным кляпом во рту. Кляп был снабжен двумя шипами, один из которых, пронзив язык, вышел под подбородком, а второй раздробил небо.


Про нее нечего сказать, кроме того, что она вызывала смерть еще худшую, нежели смерть на костре. Орудие управлялось двумя людьми, которые распиливали осужденного, подвешенного вниз головой с ногами, привязанными к двум опорам. Уже сама позиция, вызывающая приток крови к головному мозгу, заставляла жертву переживать неслыханные муки в течение долгого времени. Этот инструмент использовался как наказание за различные преступления, но особенно охотно его применяли в отношении гомосексуалистов и ведьм. Нам представляется, что это средство широко употребляли французские судьи в отношении ведьм, которые забеременели от «дьявола ночных кошмаров» или даже от самого Сатаны.


Познакомится с этим предметом имели шанс женщины, согрешившие абортом или прелюбодеянем. Раскалив добела его острые зубцы, палач разрывал на куски грудь жертвы. В некоторых районах Франции и Германии вплоть до 19 века этот инструмент называли «Тарантулом» или «Испанским пауком».


Это устройство вводили в рот, анальное отверстие или влагалище, и при закручивании винта сегменты «груши» максимально раскрывались. В результате этой пытки внутренние органы серьезно повреждались, часто приводя к смерти. В раскрытом состоянии острые концы сегментов впивались в стенку прямой кишки, в глотку или шейку матки. Эта пытка предназначалась для гомосексуалистов, богохульников и женщин, сделавших аборты или согрешивших с Дьяволом.

Клетки


Даже если пространство между прутьями было достаточным, чтобы втолкнуть туда жертву, у нее не было никакого шанса оттуда выбраться, поскольку клетку подвешивали очень высоко. Часто размер отверстия на дне клетки было таковым, что жертва легко могла выпасть из нее и разбиться. Предощущение такого конца усугубляло страдания. Иногда грешника в этой клетке, подвешенной к длинной жерди, опускали под воду. В жару грешника могли повесить в ней на солнцепеке столько дней, сколько мог вытерпеть без капли воды для питья. Известны случаи, когда заключенные, лишенные еды и питья, умирали в таких клетках от голода и их высохшие останки наводили ужас на товарищей по несчастью.


Побеседуем об остальных орудиях, представленных в музее средневековых пыток в Таллине (в мае 2009 года).

Козлы для ведьм
В-основном, этот инструмент использовалсядля пыток подозреваемых в ереси или колдовстве. Были разработаны две разные модели. В одних случаях это были козлы из деревянных блоков пирамидальной формы, а в других - напоминали по внешнему виду зубчатую рейку с острыми краями (менее смертоносный вариант).

В обоих случаях подследственного усаживали верхом на козлы, и верхушка (в первом случае) или края (во втором) прорывали тело, приводя к серьезным повреждениям гениталий. Очень часто к лодыжкам привязывали дополнительный груз, а к ступеням прикладывали факелы или горячую золу.

Встречается упоминание об использовании такого приспособления в отчете о судебном процессе над женщиной по имени Маддалена Лазари, проходившая в Бормио в 1673 году. В течение 4 месяцев она подвергалась различным пыткам, но не признавала свою вину. В конце концов городской совет решил приговорить ее к 15 часам козлов с последующим повторением процедуры в слычае непризнания вины. продолжения не потребовалось, поскольку Маддалена Лазари, выдержавшая все остальные пытки, была сломлена этой через 3 часа. Тем не менее, ее пытали на козлах еще 5 часов, чтобы она подтвердила свои "добровольные" признания. Затем ее приговорили к отсечению головы и последующему сожжению на костре. Прах ее был развеян по ветру.

Сажание на кол - один из наиболее лютых и варварских методов казни, который имеет, вероятно, ассиро-вавилонское происхождение. Распространенная в странах Среднего Востока, казнь применялась во время войн Оттоманской империи с "неверными" в отношении осужденных за незаконное ношение оружия.

Приговоренных раздевали догола, а затем сажали на тонкие заостренные колья. Выставленные напоказ у стен крепости, казненные мучительно умирали иногда ы течение нескольких дней. Это должно было устрашить осажденных. Особенно широко пользовался сажанием на кол Влад Тепец (знаменитый граф Дракула), который казнил тысячи турок после победы в битве за Вахалию.

Ручная пила
Про нее нечего сказать кроме того, что она вызывала смерть еще худшую, нежели смерть на костре. Орудие управлялось двумя людьми, которые распиливали осужденного, подвешенного вниз головой с ногами, привязанными к двум опорам. Уже сама позиция, вызывающая приток крови к головному мозгу, заставляла жертву переживать неслыханные муки в течение долгого времени.

Этот инструмент использовался как наказание за различные преступления, но особенно охотно его применяли в отношении гомосексуалистов и ведьм. Исследователям представляется, что это средство широко употребляли французские судьи в отношении ведьм, которые забеременели от "дьявола ночных кошмаров" или даже от самого Сатаны.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

Пытки предполагают причинение человеку мучительной боли. Наиболее страшные и отвратительные орудия для пыток были изобретены в средние века. Известно о не менее страшных восточных пытках.

Подвешивание за ребро.

На Руси практиковали подвешивание на крюк. В основном эта казнь применялась к разбойникам и служила назиданием для остальных, чтобы те понимали – «большая дорога» до хорошего не доведет. Приговоренному втыкали под ребро крюк и подвешивали. Руки связывали за спиной, чтобы жертва не могла выпутаться. Человек мог провисеть так несколько дней, до тех пор, пока не умрет.

Колесование.

Распространенная в Средневековье смертная казнь. Профессор А. Ф. Кистяковский в XIX веке так описал процесс колесования, применявшийся в России:
К эшафоту привязывали в горизонтальном положении Андреевский крест, сделанный из двух брёвен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращён к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооружённый железным четырёхугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать.

Колыбель Иуды.

Орудие пыток под названием Колыбель Иуды была, возможно, немного меньше садистской, нежели сажание на кол, но все же не менее ужасной. Около ануса жертвы или влагалища размещали острую вершину «колыбели», имевшую форму пирамиды. Затем жертву медленно с помощью веревок опускали на нее. В течении длительного периода времени отверстия растягивалось и человеческое тело медленно прокалывалось. Потерпевший, как правило, был голым, что добавляло к пытке еще и чувство унижения. Иногда к ногам привязывался дополнительный вес, чтобы усилить боль и ускорить смерть. Эта пытка могла длиться от нескольких часов до целого дня.

Лиин Чи.

Эта изощренная китайская казнь заключается в том, чтобы долго-долго отрезать от человека по маленьким кусочкам. В переводе с китайского Лиин Чи значит «Тысяча ножей». Казнь могла длиться несколько месяцев. Отрезают кусочек, прижигают и отправляют человека назад в камеру. Палач должен был действовать так, чтобы продлить муку на срок, установленный судьей. Такой изуверской казни подвергались в основном проворовавшиеся высокопоставленные чиновники.

Козел для ведьм.

Этот инструментарий применялся только для женщин. Наверняка все видели тренировочное бревно в физкультурном зале. Козлы для ведьм и были таким бревном, только заострённым сверху. Как будто недостаточно было общей боли от сидения на таком агрегате, данная средневековая казнь (или пытка, смотря чего пытались добиться от жертвы) сопровождалась и другими: прижиганием ног с помощью раскалённых булыжников или зажжённых факелов, привязыванием груза к ногам.

Сажание на кол.

Эта изощренная казнь пришла с востока, но успешно применялась и в Восточной Европе, и в Древней Руси. Смысл заключается в том, что жертве в анус вводился заточенный кол, а затем человека ставили вертикально, и он собственным весом вгонял кол все глубже, разрывая свои внутренности. Иногда применяли не острый, а закругленный на конце кол, чтобы он не протыкал, а входил глубже. Иногда глубину входа ограничивали поперечной перекладиной, чтобы кол не доходил до сердца и жизненно важных органов – в этом случае несчастный мог умирать от кровопотери до нескольких дней.

Красный орел.

Эта показательная казнь применялась у скандинавских племен. Жертве перерубали топором ребра около позвоночника с двух сторон, затем отгибали их и через прорубы вынимали наружу легкие. В таком состоянии, с легкими наружу, человек еще мог жить какое-то время. Казнь называется «Красный орел», потому торчащие легкие напоминали крылья орла.

Четвертование.

Считается одной из самых жестоких казней, и применялась к самым опасным преступникам. При четвертовании жертву придушали, потом вспарывали живот и отсекали гениталии и лишь, потом рассекали тело на четыре или более частей и отрубали голову. Томас Мор, приговоренный к четвертованию с выжиганием нутра, но в утро перед казнью был помилован, и четвертование заменили обезглавливанием, на что Мор ответил: «Избави Боже моих друзей от такой милости»

Свежевание.

В средние века казнь выполняла сразу несколько функций. Для казнимого - это наказание, а для остальных - развлечение и назидание. Именно поэтому такие казни часто были публичными и собирали огромное количество зрителей. Чем страшнее казнь, тем лучше. Свежевание, наверное, один из самых эффектных способов убийства. С человека заживо снимали кожу, которую потом прибивали к стене в общественном месте как напоминание, что наказание неизбежно и будет применимо ко всякому, нарушившему закон.

Бамбук.

Эту казнь придумали в Азии. Люди заметили, что бамбук растет с невероятной скоростью - до тридцати сантиметров в сутки, и решили использовать это его свойство для убийства. Жертву укладывали на спину поверх ростков бамбука и привязывали. Растение в течение суток медленно прорастало сквозь тело человека, пронизывая его десятками ростков. Жуткая, болезненная смерть.

Евгения ГОРСКИ

Оказавшись на выставке «Инструменты пытки» Музея Средневековья, открывшейся в Таллиннском доме туриста, я, кажется, впервые в жизни поняла мужененавистниц. Похоже, это на уровне генетической памяти: самые изощренные пытки святые отцы-инквизиторы придумали именно для представительниц слабой половины человечества. Так что ни читать о них, ни смотреть тем, кому меньше 18 лет, не советую.

Экспозиция выставки, расположенная в большом зале на четвертом этаже Дома туриста, приятно удивляет двумя вещами. Во-первых, экспонатов много и они широко и всесторонне освещают тему. Во-вторых, снабжены подробными текстами на нескольких языках - в том числе и на русском.

На этом, впрочем, все приятное и заканчивается. Потому родителям своих девчонок и мальчишек настоятельно советую оставить дома.

Кто легче?


Нюрнбергская дева.

Нельзя сказать, что все орудия пыток были созданы для грубофизического воздействия. Вовсе нет.

На взвешивании, например, как и на индульгенции церковь умудрилась неплохо заработать. Все потому, что считалось, что пособники дьявола весят меньше, чем должны - исходя из их веса и конституции. Но стоило лишь взвеситься и получить от судьи, единолично решавшего вопрос, достаточен ли вес, нужную справку - и тебя уже никто не мог привлечь к «суду». За каждое взвешивание казна получала определенную мзду. Нужно ли говорить, что из-за подобной постановки вопроса отбоя от жаждущих взвеситься не было, суды не справлялись с наплывом желающих.

Железная маска

Существовали, так сказать, «мягкие» способы наказания. В старину иметь незапятнанную репутацию было чрезвычайно важно. Потому быть приговоренным, например, к ношению железной «позорной маски» считалось, главным образом, моральным наказанием, преследующим цель не только наказать конкретного человека, но и сохранить устои общества в целом. В Австрии носить такие маски заставляли «вызывающе» одевающихся женщин. Только представьте себе, если бы это наказание сохранилось до сих пор, маску носила бы, наверное, каждая вторая.

Колодки, в которые заковывали провинившегося, тоже считались легким наказанием. Впрочем, если глумившаяся над несчастным толпа начинала щекотать его и бить, пытка превращалась из моральной в физическую. Еще один метод морального наказания - общеизвестный позорный столб.

Не особенно пугает так называемый «эльзаский сапог» - массивные деревянные кандалы, которыми во Франции XVI-XVII веков сковывали ноги одного заключенного или приковывали одного заключенного к другому. Но это, наверное, в сравнении с другими экспонатами выставки...

Испанский сапог

Из широко известных, но не очень понятных орудий пытки представлен использовавшийся в XV веке «испанский сапог». Оказывается, это две толстые, вертикально установленные деревянные пластины, между ними проходит огромный болт. Нога человека ставится между пластин, болт начинают закручивать - и как минимум инвалидность гарантирована.

Приблизительно по тому же принципу работает «пресс для черепа»: голова помещается в специальное устройство, верхняя часть которого постепенно сдавливает череп несчастного. К своему ужасу узнаю, что подобные устройства, снабженные электрошоком, в некоторых странах Латинской Америки используют до сих пор. Нет, конечно, ими уже не убивают. Но несколько поворотов болта - и «готовым к сотрудничеству» становится любой...

На кол

«Нюрнбергская дева» была названа так по двум причинам. Во-первых, ее придумали и впервые испытали в подземелье секретного суда в Нюрнберге. Во-вторых, голова этого жуткого саркофага напоминает лицо баварской девушки. Провинившегося помещали в саркофаг и закрывали, располагавшиеся внутри «девы» многочисленные длинные острые даже не шипы, а ножи пронзали тело несчастного, не задевая при этом ни одного жизненно важного органа. Считается, что германцы вообще предпочитали «механизированные пытки». Агония осужденного длилась долго. Сохранилось относящееся к 1515 году упоминание о том, что казненный за подлог мучительно умирал в течение трех дней.

Жуткая вещь - пытка «испанской щеткой». На первый взгляд, это вполне безобидный инструмент - своего рода четырехпалые грабли. Но цель его - в буквальном смысле изодрать плоть в клочья, которые лентами сдирали с еще живого человека.

Ничуть не менее ужасна гаррота - это приспособление последний раз использовали совсем недавно, в 1975 году. Это что-то вроде древнего электрического стула, только смерть наступает не мгновенно, а в процессе закручивания винта, входящего в шею несчастного.

Еще один «сельскохозяйственный» инструмент, и называется он весьма безобидно - «ручная пила». Вот только ею вертикально распиливали подвешенного вниз головой за ноги испытывавшего неслыханные муки осужденного.

«Сажание на кол» имеет ассирийско-вавилонское происхождение. Умирали в течение нескольких дней. Особенно много эту пытку применял к туркам знаменитый граф Дракула - после победы в битве за Валахию.

Козлы для ведьм

Но самые жуткие пытки были придуманы именно для представительниц слабого пола, которых особенно рьяно убеждали в том, что они - ведьмы, пособницы дьявола.

Первое мягкое испытание, выпадавшее на их долю в средние века, - «пояс целомудрия». Устроители выставки убеждены, что по гигиеническим соображениям такие пояса не могли надевать своим женам уходящие на войну крестоносцы. Попросту говоря, в этом «железе» дамы не выжили бы. Скорее всего, к этой добровольной пытке прибегали лишь на несколько дней - в качестве защиты от изнасилования: когда под городом стояли войска или во время путешествия необходимо было переночевать в гостинице.

«Стул ведьмы» инквизиция использовала аж до 1846 года. Особенно активно в Нюрнберге и Регенсбурге. Это кресло с подлокотниками сплошь усыпано длинными острыми шипами, вонзавшимися в тело при малейшем движении. «В дополнение» металлическое сиденье могло быть раскалено и так далее, и тому подобное...

Даже думать страшно об орудии, называвшемся «дочь мусорщика», или «журавль». Это небольшое металлическое приспособление фиксировало человека в неестественной позе. Очень быстро у него возникали желудочные спазмы, спазмы грудной клетки, конечностей, многие теряли рассудок…

А еще существовали «козлы для ведьм», которые были способны сломать самых стойких.

Но как ни жутко все это звучит и еще более жутко ни выглядит, эту выставку стоит посмотреть собственными глазами. И почитать страшные истории конкретных людей, связанные с каждым из экспонатов. И поразиться: какой же стойкостью обладали некоторые из них, что, пройдя через все, не сломались. И как вообще после всего этого человечество выжило и не потеряло способность свободно мыслить...

рТПУНПФТЕФШ ЙМЙ УПИТБОЙФШ ПТЙЗЙОБМ:

лПЪЕМ ДМС ЧЕДШН.

ьФПФ ЙОУФТХНЕОФБТЙК РТЙНЕОСМУС ФПМШЛП ДМС ЦЕОЭЙО. оБЧЕТОСЛБ ЧУЕ ЧЙДЕМЙ ФТЕОЙТПЧПЮОПЕ ВТЕЧОП Ч ЖЙЪЛХМШФХТОПН ЪБМЕ. лПЪМЩ ДМС ЧЕДШН Й ВЩМЙ ФБЛЙН ВТЕЧОПН, ФПМШЛП ЪБПУФТЈООЩН УЧЕТИХ. лБЛ ВХДФП ОЕДПУФБФПЮОП ВЩМП ПВЭЕК ВПМЙ ПФ УЙДЕОЙС ОБ ФБЛПН БЗТЕЗБФЕ, ДБООБС УТЕДОЕЧЕЛПЧБС ЛБЪОШ (ЙМЙ РЩФЛБ, УНПФТС ЮЕЗП РЩФБМЙУШ ДПВЙФШУС ПФ ЦЕТФЧЩ) УПРТПЧПЦДБМБУШ Й ДТХЗЙНЙ: РТЙЦЙЗБОЙЕН ОПЗ У РПНПЭША ТБУЛБМЈООЩИ ВХМЩЦОЙЛПЧ ЙМЙ ЪБЦЦЈООЩИ ЖБЛЕМПЧ, РТЙЧСЪЩЧБОЙЕН ЗТХЪБ Л ОПЗБН.

рПДЧЕЫЙЧБОЙЕ ЪБ ТЕВТП.

оБ тХУЙ РТБЛФЙЛПЧБМЙ РПДЧЕЫЙЧБОЙЕ ОБ ЛТАЛ. ч ПУОПЧОПН ЬФБ ЛБЪОШ РТЙНЕОСМБУШ Л ТБЪВПКОЙЛБН Й УМХЦЙМБ ОБЪЙДБОЙЕН ДМС ПУФБМШОЩИ, ЮФПВЩ ФЕ РПОЙНБМЙ – «ВПМШЫБС ДПТПЗБ» ДП ИПТПЫЕЗП ОЕ ДПЧЕДЕФ. рТЙЗПЧПТЕООПНХ ЧФЩЛБМЙ РПД ТЕВТП ЛТАЛ Й РПДЧЕЫЙЧБМЙ. тХЛЙ УЧСЪЩЧБМЙ ЪБ УРЙОПК, ЮФПВЩ ЦЕТФЧБ ОЕ НПЗМБ ЧЩРХФБФШУС. юЕМПЧЕЛ НПЗ РТПЧЙУЕФШ ФБЛ ОЕУЛПМШЛП ДОЕК, ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ОЕ ХНТЕФ.

лПМЕУПЧБОЙЕ.

тБУРТПУФТБОЕООБС Ч уТЕДОЕЧЕЛПЧШЕ УНЕТФОБС ЛБЪОШ. рТПЖЕУУПТ б. ж. лЙУФСЛПЧУЛЙК Ч XIX ЧЕЛЕ ФБЛ ПРЙУБМ РТПГЕУУ ЛПМЕУПЧБОЙС, РТЙНЕОСЧЫЙКУС Ч тПУУЙЙ:
л ЬЫБЖПФХ РТЙЧСЪЩЧБМЙ Ч ЗПТЙЪПОФБМШОПН РПМПЦЕОЙЙ бОДТЕЕЧУЛЙК ЛТЕУФ, УДЕМБООЩК ЙЪ ДЧХИ ВТЈЧЕО. оБ ЛБЦДПК ЙЪ ЧЕФЧЕК ЬФПЗП ЛТЕУФБ ДЕМБМЙ ДЧЕ ЧЩЕНЛЙ, ТБУУФПСОЙЕН ПДОБ ПФ ДТХЗПК ОБ ПДЙО ЖХФ. оБ ЬФПН ЛТЕУФЕ ТБУФСЗЙЧБМЙ РТЕУФХРОЙЛБ ФБЛ, ЮФПВЩ МЙГПН ПО ВЩМ ПВТБЭЈО Л ОЕВХ; ЛБЦДБС ПЛПОЕЮОПУФШ ЕЗП МЕЦБМБ ОБ ПДОПК ЙЪ ЧЕФЧЕК ЛТЕУФБ, Й Ч ЛБЦДПН НЕУФЕ ЛБЦДПЗП УПЮМЕОЕОЙС ПО ВЩМ РТЙЧСЪБО Л ЛТЕУФХ. ъБФЕН РБМБЮ, ЧППТХЦЈООЩК ЦЕМЕЪОЩН ЮЕФЩТЈИХЗПМШОЩН МПНПН, ОБОПУЙМ ХДБТЩ Ч ЮБУФШ ЮМЕОБ НЕЦДХ УПЮМЕОЕОЙЕН, ЛПФПТБС ЛБЛ ТБЪ МЕЦБМБ ОБД ЧЩЕНЛПК. ьФЙН УРПУПВПН РЕТЕМБНЩЧБМЙ ЛПУФЙ ЛБЦДПЗП ЮМЕОБ Ч ДЧХИ НЕУФБИ. пРЕТБГЙС ПЛБОЮЙЧБМБУШ ДЧХНС ЙМЙ ФТЕНС ХДБТБНЙ РП ЦЙЧПФХ Й РЕТЕМБНЩЧБОЙЕН УФБОПЧПЗП ИТЕВФБ. тБЪМПНБООПЗП ФБЛЙН ПВТБЪПН РТЕУФХРОЙЛБ ЛМБМЙ ОБ ЗПТЙЪПОФБМШОП РПУФБЧМЕООПЕ ЛПМЕУП ФБЛ, ЮФПВЩ РСФЛЙ УИПДЙМЙУШ У ЪБДОЕА ЮБУФША ЗПМПЧЩ, Й ПУФБЧМСМЙ ЕЗП Ч ФБЛПН РПМПЦЕОЙЙ ХНЙТБФШ.

лПМЩВЕМШ йХДЩ.

пТХДЙЕ РЩФПЛ РПД ОБЪЧБОЙЕН лПМЩВЕМШ йХДЩ ВЩМБ, ЧПЪНПЦОП, ОЕНОПЗП НЕОШЫЕ УБДЙУФУЛПК, ОЕЦЕМЙ УБЦБОЙЕ ОБ ЛПМ, ОП ЧУЕ ЦЕ ОЕ НЕОЕЕ ХЦБУОПК. пЛПМП БОХУБ ЦЕТФЧЩ ЙМЙ ЧМБЗБМЙЭБ ТБЪНЕЭБМЙ ПУФТХА ЧЕТЫЙОХ «ЛПМЩВЕМЙ», ЙНЕЧЫХА ЖПТНХ РЙТБНЙДЩ. ъБФЕН ЦЕТФЧХ НЕДМЕООП У РПНПЭША ЧЕТЕЧПЛ ПРХУЛБМЙ ОБ ОЕЕ. ч ФЕЮЕОЙЙ ДМЙФЕМШОПЗП РЕТЙПДБ ЧТЕНЕОЙ ПФЧЕТУФЙС ТБУФСЗЙЧБМПУШ Й ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЕ ФЕМП НЕДМЕООП РТПЛБМЩЧБМПУШ. рПФЕТРЕЧЫЙК, ЛБЛ РТБЧЙМП, ВЩМ ЗПМЩН, ЮФП ДПВБЧМСМП Л РЩФЛЕ ЕЭЕ Й ЮХЧУФЧП ХОЙЦЕОЙС. йОПЗДБ Л ОПЗБН РТЙЧСЪЩЧБМУС ДПРПМОЙФЕМШОЩК ЧЕУ, ЮФПВЩ ХУЙМЙФШ ВПМШ Й ХУЛПТЙФШ УНЕТФШ. ьФБ РЩФЛБ НПЗМБ ДМЙФШУС ПФ ОЕУЛПМШЛЙИ ЮБУПЧ ДП ГЕМПЗП ДОС.

ьФБ ЙЪПЭТЕООБС ЛЙФБКУЛБС ЛБЪОШ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФПВЩ ДПМЗП-ДПМЗП ПФТЕЪБФШ ПФ ЮЕМПЧЕЛБ РП НБМЕОШЛЙН ЛХУПЮЛБН. ч РЕТЕЧПДЕ У ЛЙФБКУЛПЗП мЙЙО юЙ ЪОБЮЙФ «фЩУСЮБ ОПЦЕК». лБЪОШ НПЗМБ ДМЙФШУС ОЕУЛПМШЛП НЕУСГЕЧ. пФТЕЪБАФ ЛХУПЮЕЛ, РТЙЦЙЗБАФ Й ПФРТБЧМСАФ ЮЕМПЧЕЛБ ОБЪБД Ч ЛБНЕТХ. рБМБЮ ДПМЦЕО ВЩМ ДЕКУФЧПЧБФШ ФБЛ, ЮФПВЩ РТПДМЙФШ НХЛХ ОБ УТПЛ, ХУФБОПЧМЕООЩК УХДШЕК. фБЛПК ЙЪХЧЕТУЛПК ЛБЪОЙ РПДЧЕТЗБМЙУШ Ч ПУОПЧОПН РТПЧПТПЧБЧЫЙЕУС ЧЩУПЛПРПУФБЧМЕООЩЕ ЮЙОПЧОЙЛЙ.

уБЦБОЙЕ ОБ ЛПМ.

ьФБ ЙЪПЭТЕООБС ЛБЪОШ РТЙЫМБ У ЧПУФПЛБ, ОП ХУРЕЫОП РТЙНЕОСМБУШ Й Ч чПУФПЮОПК еЧТПРЕ, Й Ч дТЕЧОЕК тХУЙ. уНЩУМ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП ЦЕТФЧЕ Ч БОХУ ЧЧПДЙМУС ЪБФПЮЕООЩК ЛПМ, Б ЪБФЕН ЮЕМПЧЕЛБ УФБЧЙМЙ ЧЕТФЙЛБМШОП, Й ПО УПВУФЧЕООЩН ЧЕУПН ЧЗПОСМ ЛПМ ЧУЕ ЗМХВЦЕ, ТБЪТЩЧБС УЧПЙ ЧОХФТЕООПУФЙ. йОПЗДБ РТЙНЕОСМЙ ОЕ ПУФТЩК, Б ЪБЛТХЗМЕООЩК ОБ ЛПОГЕ ЛПМ, ЮФПВЩ ПО ОЕ РТПФЩЛБМ, Б ЧИПДЙМ ЗМХВЦЕ. йОПЗДБ ЗМХВЙОХ ЧИПДБ ПЗТБОЙЮЙЧБМЙ РПРЕТЕЮОПК РЕТЕЛМБДЙОПК, ЮФПВЩ ЛПМ ОЕ ДПИПДЙМ ДП УЕТДГБ Й ЦЙЪОЕООП ЧБЦОЩИ ПТЗБОПЧ – Ч ЬФПН УМХЮБЕ ОЕУЮБУФОЩК НПЗ ХНЙТБФШ ПФ ЛТПЧПРПФЕТЙ ДП ОЕУЛПМШЛЙИ ДОЕК.

лТБУОЩК ПТЕМ.

ьФБ РПЛБЪБФЕМШОБС ЛБЪОШ РТЙНЕОСМБУШ Х УЛБОДЙОБЧУЛЙИ РМЕНЕО. цЕТФЧЕ РЕТЕТХВБМЙ ФПРПТПН ТЕВТБ ПЛПМП РПЪЧПОПЮОЙЛБ У ДЧХИ УФПТПО, ЪБФЕН ПФЗЙВБМЙ ЙИ Й ЮЕТЕЪ РТПТХВЩ ЧЩОЙНБМЙ ОБТХЦХ МЕЗЛЙЕ. ч ФБЛПН УПУФПСОЙЙ, У МЕЗЛЙНЙ ОБТХЦХ, ЮЕМПЧЕЛ ЕЭЕ НПЗ ЦЙФШ ЛБЛПЕ-ФП ЧТЕНС. лБЪОШ ОБЪЩЧБЕФУС «лТБУОЩК ПТЕМ», РПФПНХ ФПТЮБЭЙЕ МЕЗЛЙЕ ОБРПНЙОБМЙ ЛТЩМШС ПТМБ.

юЕФЧЕТФПЧБОЙЕ.

уЮЙФБЕФУС ПДОПК ЙЪ УБНЩИ ЦЕУФПЛЙИ ЛБЪОЕК, Й РТЙНЕОСМБУШ Л УБНЩН ПРБУОЩН РТЕУФХРОЙЛБН. рТЙ ЮЕФЧЕТФПЧБОЙЙ ЦЕТФЧХ РТЙДХЫБМЙ, РПФПН ЧУРБТЩЧБМЙ ЦЙЧПФ Й ПФУЕЛБМЙ ЗЕОЙФБМЙЙ Й МЙЫШ, РПФПН ТБУУЕЛБМЙ ФЕМП ОБ ЮЕФЩТЕ ЙМЙ ВПМЕЕ ЮБУФЕК Й ПФТХВБМЙ ЗПМПЧХ. фПНБУ нПТ, РТЙЗПЧПТЕООЩК Л ЮЕФЧЕТФПЧБОЙА У ЧЩЦЙЗБОЙЕН ОХФТБ, ОП Ч ХФТП РЕТЕД ЛБЪОША ВЩМ РПНЙМПЧБО, Й ЮЕФЧЕТФПЧБОЙЕ ЪБНЕОЙМЙ ПВЕЪЗМБЧМЙЧБОЙЕН, ОБ ЮФП нПТ ПФЧЕФЙМ: «йЪВБЧЙ вПЦЕ НПЙИ ДТХЪЕК ПФ ФБЛПК НЙМПУФЙ»

уЧЕЦЕЧБОЙЕ.

ч УТЕДОЙЕ ЧЕЛБ ЛБЪОШ ЧЩРПМОСМБ УТБЪХ ОЕУЛПМШЛП ЖХОЛГЙК. дМС ЛБЪОЙНПЗП — ЬФП ОБЛБЪБОЙЕ, Б ДМС ПУФБМШОЩИ — ТБЪЧМЕЮЕОЙЕ Й ОБЪЙДБОЙЕ. йНЕООП РПЬФПНХ ФБЛЙЕ ЛБЪОЙ ЮБУФП ВЩМЙ РХВМЙЮОЩНЙ Й УПВЙТБМЙ ПЗТПНОПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЪТЙФЕМЕК. юЕН УФТБЫОЕЕ ЛБЪОШ, ФЕН МХЮЫЕ. уЧЕЦЕЧБОЙЕ, ОБЧЕТОПЕ, ПДЙО ЙЪ УБНЩИ ЬЖЖЕЛФОЩИ УРПУПВПЧ ХВЙКУФЧБ. у ЮЕМПЧЕЛБ ЪБЦЙЧП УОЙНБМЙ ЛПЦХ, ЛПФПТХА РПФПН РТЙВЙЧБМЙ Л УФЕОЕ Ч ПВЭЕУФЧЕООПН НЕУФЕ ЛБЛ ОБРПНЙОБОЙЕ, ЮФП ОБЛБЪБОЙЕ ОЕЙЪВЕЦОП Й ВХДЕФ РТЙНЕОЙНП ЛП ЧУСЛПНХ, ОБТХЫЙЧЫЕНХ ЪБЛПО.

ьФХ ЛБЪОШ РТЙДХНБМЙ Ч бЪЙЙ. мАДЙ ЪБНЕФЙМЙ, ЮФП ВБНВХЛ ТБУФЕФ У ОЕЧЕТПСФОПК УЛПТПУФША — ДП ФТЙДГБФЙ УБОФЙНЕФТПЧ Ч УХФЛЙ, Й ТЕЫЙМЙ ЙУРПМШЪПЧБФШ ЬФП ЕЗП УЧПКУФЧП ДМС ХВЙКУФЧБ. цЕТФЧХ ХЛМБДЩЧБМЙ ОБ УРЙОХ РПЧЕТИ ТПУФЛПЧ ВБНВХЛБ Й РТЙЧСЪЩЧБМЙ. тБУФЕОЙЕ Ч ФЕЮЕОЙЕ УХФПЛ НЕДМЕООП РТПТБУФБМП УЛЧПЪШ ФЕМП ЮЕМПЧЕЛБ, РТПОЙЪЩЧБС ЕЗП ДЕУСФЛБНЙ ТПУФЛПЧ. цХФЛБС, ВПМЕЪОЕООБС УНЕТФШ.