Бедность не порок главная мысль. Островский «Бедность не порок» – анализ

3295c76acbf4caaed33c36b1b5fc2cb1

Рассказ ведется от имени Макара Чудры, который на берегу моря рассказывает писателю романтическую историю из жизни цыган. Перед тем, как начать свой рассказ, Макар предостерегает писателя от любви, говоря, что, влюбившись, человек уже не принадлежит себе, а может только выполнять чужую волю.

Главный герой рассказа Чудры – Лойко Зобар, молодой цыган, красавец, любящий только коней и готовый отдать деньги, имеющиеся у него, любому, кто нуждался в них. Однажды приехал Лойко в цыганский табор, где жила Радда – дочь солдата Данилы. Очень красивой была Радда, многие мужчины были влюблены в нее, много денег давали ей богатые люди за взаимность, только отказывала она всем, так как была очень гордой и свободолюбивой.


Остался Зобар в таборе гостем Данилы. Спать он лег в его шатре, а утром все увидели, что голова у него тряпкой обвязана. Сказал Зобар, что это его конь ударил, но все поняли, что это дело рук Радды.

И решили люди, что напрасно Лойко за Раддой решил приударить – недостаточно хороша она для него, мелка у нее душа для такого, как он.


Остался Лойко жить в таборе. Все цыгане полюбили его настолько, что готовы были жизни свои за него отдать, и только Радда была к нему не очень благосклонна. Однажды она посмеялась над песней, которую он спел (а надо сказать, что он играл на скрипке и пел так, что людей слезы на глаза наворачивались). Данила хотел отстегать дочь кнутом за такое поведение, только Лойко не дал ему этого сделать, а попросил отдать ему Радду в жены. Согласился Данила, и тогда подошел Лойко к Радде и сказал, что полюбил ее, и что он берет ее в жены с тем условием, что не будет она ему никогда перечить, а он при этом будет жить так, как он посчитает нужным. Но только он отвернулся от Радды, как девушка схватила кнут и обвила им ноги Лойко. Он упал на землю, а она отошла в сторону и молча легла на траву.

Вскочил Лойко и убежал в степь прочь от людей. Долго сидел он там в одиночестве, пока не пришла к нему Радда. Схватил он нож и хотел ударить им девушку, но она опередила его – приставила к его лбу пистолет. А потом Радда сказал, что любит Лойко, но больше его любит она свободу. Она призналась, что готова стать его женой, пообещала ему быть с ним нежной и ласковой, но взамен должен был он перед всем табором поклониться ей и поцеловать правую руку, признав тем самым ее старшинство.


Вернулся Лойко в табор и сказал цыганам, что царит в его сердце Радда, поклонился он ей и поцеловал ей правую руку, а потом сказал, что хочет проверить, насколько крепко сердце девушки. Никто не успел даже понять, о чем идет речь, а Лойко уже воткнул в сердце Радды свой кинжал. Радда спокойно сказала, что ожидала этого, вынула кинжал и заткнула рану своими волосами. Поднял нож, брошенный Раддой на землю, ее отец Данила и воткнул его в спину уходящему Лойко. Так и упал Лойко к ногам умирающей Радды. Ночью писателю, внимательно выслушавшему рассказ Макара Чудры, долго еще виделась гордая Радда и пытающийся догнать ее красавец Зобар.

План пересказа

1. Рассказчик слушает историю старого цыгана.
2. Легенда о любви Радды и Лойко.
3. Развязка конфликта: Лойко Зобар убивает Раду, а ее отец - Лойко.

Пересказ

Рассказчик беседует со старым цыганом Макаром Чудрой, который рассказывает ему о своей жизни и делится своими мыслями. Он не понимает, почему люди дерутся из-за земли, ведь ее так много. Макар родился свободным и живет свободным. Он всю свою жизнь путешествовал, многое повидал, поэтому не понимает людей, которые сидят на одном месте, работают, не зная, что такое свобода. Неподалеку слышится песня молодой цыганки Ноны, дочери Макара. Это побуждает цыгана рассказать историю про Лойко Зобара и красавицу Радду.

Зобар был цыганом-конокрадом, он мог украсть любого коня, который ему понравится, но ездил он на них недолго. Как только новый конь надоедал ему, он его продавал. Радда была самой красивой цыганкой в таборе: «Много посушила она сердец молодецких». Однажды ее увидел богатый магнат, обещал ей дать кошелек денег, если она его поцелует, а Радда только кинула эти деньги в грязь и ушла. На следующий день магнат пришел в табор и попросил отца Радды продать ему дочь, но тот не согласился.Табор пошел кочевать, однако вскоре магнат догнал цыган и сказал, что хочет взять Радду в жены. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» — только и сказала Радда.

Однажды ночью в таборе услышали красивую музыку. Оказалось, что это Зобар играет на скрипке. Все цыгане обрадовались, что он приехал в их табор. Только Радда одна на него не смотрит, а только усмехается. Остался Лойко жить в таборе. Каждый вечер он играл цыганам на скрипке, а тем игра очень нравилась. Макар рассказывает, что пение Лойко имело над цыганами такую силу, что он мог повелевать ими, а они с удовольствием исполняли бы его волю. А Радда все посмеивалась над ним и слова доброго ему не говорила. Ее отец хотел наказать Радду, но Лойко сказал: «Горячему коню - стальные удила! Отдай мне дочку в жены!» Потом обратился к Радде, прося ее стать его женой, но с условием: она не должна перечить его воле, потому что он человек вольный и будет жить так, как захочет. Он подошел к Радде, чтобы взять ее за руку. Цыгане уже думали, что они поладили между собой. Только Радда ударила Лойко кнутом по ногам, он упал, а она продолжала сидеть как ни в чем не бывало. Лойко сидел на земле, обняв голову, а потом встал и пошел в степь, ни на кого не глядя. Макар пошел следить за ним, чтобы он с горя не сотворил с собой что-нибудь.

Лойко сел на берегу реки и сидел так несколько часов. К нему незаметно подошла Радда и тронула его за плечо. Он вскочил и выхватил нож, а она направила на него пистолет. Так они стояли, пока Радда не заговорила. Она сказала, что любит Лойко, но, кроме него, любит еще и волю. Многие мужчины влюблялись в нее, да так, что делали все, что она им приказывала. И Лойко будет таким же, хоть он и сильно отличается от остальных. Поэтому Радда посоветовала ему не терять времени, а завтра перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать ее руку, тогда она и станет его женой. Она ушла, а Зобар упал на землю и стал рыдать.

Макар вернулся в табор и рассказал цыганам, обо всем, что слышал. И стали они ждать, что же будет дальше? Вечером Зобар вернулся в табор и, обращаясь к цыганам, сказал, что в его сердце нет больше места для воли, потому что его заняла Рада: «Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли, и решил я Радде поклониться в ноги, так она велела, чтоб все видели, как ее красота покорила удалого Лойко Зобара, который до нее играл с девушками, как кречет с утками». Радда показала ему на землю рядом со своими ногами, а цыгане смотрели и ничего не понимали. Им даже стыдно было из-за того, что такой удалой цыган, как Лойко, будет в ноги девке кланяться. Но Зобар смеялся: «Остается попробовать, такое ли Радды моей крепкое сердце, каким она мне его показывала». С этими словами он ударил ее ножом в сердце. Умирая, Радда произнесла: «Я знала, что ты так сделаешь». А Зобар упал ей в ноги и стал плакать. Отец Радды подобрал нож и убил им Лойко.

Макар рассказал свою историю и пошел спать. А рассказчик лежал на земле, смотрел на звездное небо и представлял, как по нему идут гордая красавица Радда и удалой Зобар: «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, жёлтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры, старого цыгана, – он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.

Не обращая внимания на то, что холодные волны ветра, распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют её, он полулежал в красивой, сильной позе, лицом ко мне, методически потягивал из своей громадной трубки, выпускал изо рта и носа густые клубы дыма и, неподвижно уставив глаза куда-то через мою голову в мёртво молчавшую темноту степи, разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни одного движения к защите от резких ударов ветра.

– Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и всё!

– Жизнь? Иные люди? – продолжал он, скептически выслушав моё возражение на его «Так и надо». – Эге! А тебе что до того? Разве ты сам – не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.

– Учиться и учить, говоришь ты? А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь. Ты поседей сначала, да и говори, что надо учить. Чему учить? Всякий знает, что ему нужно. Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее – те ничего не получают, и всякий сам учится…

– Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько, – он широко повел рукой на степь. – И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в неё и сгниёт в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, – дураком.

– Что ж, – он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб – как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного.

– А я, вот смотри, в пятьдесят восемь лет столько видел, что коли написать всё это на бумаге, так в тысячу таких торб, как у тебя, не положишь. А ну-ка, скажи, в каких краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких краев, где я бывал. Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нём? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься – разлюбишь жизнь, это всегда так бывает. И со мной это было. Эге! Было, сокол.

– В тюрьме я сидел, в Галичине. «Зачем я живу на свете?» – помыслил я со скуки, – скучно в тюрьме, сокол, э, как скучно! – и взяла меня тоска за сердце, как посмотрел я из окна на поле, взяла и сжала его клещами. Кто скажет, зачем он живёт? Никто не скажет, сокол! И спрашивать себя про это не надо. Живи, и всё тут! И похаживай да посматривай кругом себя, вот и тоска не возьмет никогда. Я тогда чуть не удавился поясом, вот как!

– Хе! Говорил я с одним человеком. Строгий человек, из ваших, русских. Нужно, говорит он, жить не так, как ты сам хочешь, а так, как сказано в божьем слове. Богу покоряйся, и он даст тебе всё, что попросишь у него. А сам он весь в дырьях, рваный. Я и сказал ему, чтобы он себе новую одежду попросил у бога. Рассердился он и прогнал меня, ругаясь. А до того говорил, что надо прощать людей и любить их. Вот бы и простил мне, коли моя речь обидела его милость. Тоже – учитель! Учат они меньше есть, а сами едят по десять раз в сутки.

Он плюнул в костер и замолчал, снова набивая трубку. Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка. Это пела красавица Нонка, дочь Макара. Я знал ее голос густого, грудного тембра, всегда как-то странно, недовольно и требовательно звучавший – пела ли она песню, говорила ли «здравствуй». На ее смуглом, матовом лице замерла надменность царицы, а в подернутых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало сознание неотразимости ее красоты и презрение ко всему, что не она сама.

Макар подал мне трубку.

– Кури! Хорошо поет девка? То-то! Хотел бы, чтоб такая тебя полюбила? Нет? Хорошо! Так и надо – не верь девкам и держись от них дальше. Девке целоваться лучше и приятней, чем мне трубку курить, а поцеловал ее – и умерла воля в твоем сердце. Привяжет она тебя к себе чем-то, чего не видно, а порвать – нельзя, и отдашь ты ей всю душу. Верно! Берегись девок! Лгут всегда! Люблю, говорит, больше всего на свете, а ну-ка, уколи ее булавкой, она разорвет тебе сердце. Знаю я! Эге, сколько я знаю! Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, – век свой будешь свободной птицей.

«Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар. Вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря, знало его, – удалый был малый! Не было по тем краям деревни, в которой бы пяток-другой жителей не давал богу клятвы убить Лойко, а он себе жил, и уж коли ему понравился конь, так хоть полк солдат поставь сторожить того коня – все равно Зобар на нем гарцевать станет! Эге! разве он кого боялся? Да приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы, коли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко поругался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла – это уж как раз!

И все таборы его знали или слыхали о нем. Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол!

Наш табор кочевал в то время по Буковине, – это годов десять назад тому. Раз – ночью весенней – сидим мы: я, Данило-солдат, что с Кошутом воевал вместе, и Нур старый, и все другие, и Радда, Данилова дочка.

Ты Нонку мою знаешь? Царица девка! Ну, а Радду с ней равнять нельзя – много чести Нонке! О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.

Много посушила она сердец молодецких, ого, много! На Мораве один магнат, старый, чубатый, увидал ее и остолбенел. Сидит на коне и смотрит, дрожа, как в огневице. Красив он был, как черт в праздник, жупан шит золотом, на боку сабля, как молния, сверкает, чуть конь ногой топнет, вся эта сабля в камнях драгоценных, и голубой бархат на шапке, точно неба кусок, – важный был господарь старый! Смотрел, смотрел, да и говорит Радде: «Гей! Поцелуй, кошель денег дам». А та отвернулась в сторону, да и только! «Прости, коли обидел, взгляни хоть поласковей», – сразу сбавил спеси старый магнат и бросил к ее ногам кошель – большой кошель, брат! А она его будто невзначай пнула ногой в грязь, да и все тут.

– Эх, девка! – охнул он, да и плетью по коню – только пыль взвилась тучей.

А на другой день снова явился. «Кто ее отец?» – громом гремит по табору. Данило вышел. «Продай дочь, что хочешь возьми!» А Данило и скажи ему: «Это только паны продают все, от своих свиней до своей совести, а я с Кошутом воевал и ничем не торгую!» Взревел было тот, да и за саблю, но кто-то из нас сунул зажженный трут в ухо коню, он и унес молодца. А мы снялись, да и пошли. День идем и два, смотрим – догнал! «Гей вы, говорит, перед богом и вами совесть моя чиста, отдайте девку в жены мне: все поделю с вами, богат я сильно!» Горит весь и, как ковыль под ветром, качается в седле. Мы задумались.

– А ну-ка, дочь, говори! – сказал себе в усы Данило.

В начале рассказа идёт повествование о бескрайних просторах степи и бесконечном море. Рассказчик ночами ведет беседы со старым цыганом Макаром Чудрой, сторожившим лошадей своего табора. Старик говорит, что никому человек в этой жизни не нужен, он ведь не палка и не хлеб. Что нужно жить лишь для себя. И учить никого не нужно, каждый сам знает, что ему надо знать. Он вспоминает о тюрьме, в которой сидел, и о том, что не нужно спрашивать себя, зачем живёшь, а просто жить.

Слышно, как поёт дочь Макара. А он говорит, что нельзя верить девкам, и уверяет, что всю жизнь нужно оставаться «вольной птицей», и, чтобы убедить в этом своего собеседника, рассказывает ему одну историю.

Жил один цыган - Лойко Зобар. И знали его не только в округе, но и в Венгрии и Чехии, и по всему побережью. Не имел он ничего заветного, и даже, если нужно, мог вырвать сердце своё из груди и отдать. Любил Лойко одних только коней. И сколько не приставь к коню, который понравился Лойко, солдат, он всё равно его украдёт. Но не долго длится и эта страсть его, покатается немного на одном, да продаст.

События, которые описывал Макар, произошли лет десять назад, когда они с табором кочевали по Буковине. И случилось так, что у одного солдата Данилы, жившего с ними в таборе, была дочка красавица – Радда, и уж очень она была горда. Многие были в неё влюблены, но безответно. Один богатый магнат, увидев её, решил выкупить у отца. Да Данило сказал, что только господа могут свиней продавать да совесть свою, а солдат не продаёт ничего. Тот было за саблю взялся, да только кто-то ткнул в ухо его коню трут зажженный, тот и унёс молодца.

Тут вернулся Лойко Зобар. Вот впервые встретился он с красавицей и стал ей речи лестные говорить, да глазами сверкать, а она показала ему своё полное безразличие. Молодой цыган с каждой новой встречей влюблялся в неё всё сильнее, а она только издевками говорила с ним, да над песнями его потешалась.

Не в силах сдерживать чувства, Зобар просит Данилу отдать дочку за него замуж. На что старый солдат ответил, что возьми, коли сможешь. Подошёл Лойко к Радде, и сказал, что пленила она его сердце, но сказал также при этом, что его свобода остается при нем, поэтому он будет жить, как захочет. На это гордая красавица лишь захлестнула кнутом его ноги, да дёрнула на себя, отчего цыган свалился с ног.

Он поднялся и, ни на кого не глядя, ушёл в степь. Друзья были обеспокоены его состоянием, поэтому послали Макара проследить за ним. Он видит, что Зобар сидит на камне неподвижно три часа. Затем приходит Радда, он схватил нож, но она была с пистолетом. Говорит ему, что пришла мириться, и признается ему в любви, но говорит, что волю любит ещё больше. Она требует, чтобы Лойко поклонился ей в ноги при всем таборе и поцеловал руку. Только с этим условием она согласна стать его женой.

Но никогда такого не бывало у цыган и Лойко, словно раненый заревел на всю степь. Вечером, когда все собрались у костра, пришел Зобар – глаза запали, нет в них больше блеска. И рассказал он всем об условии, которое ему выставила Радда. А она ждёт, ножки подставила уже. А он говорит, что хочет узнать, такое ли крепкое у неё сердце, как она говорит, и, бросившись к ней с кривым ножом, вонзает его в грудь красавицы.

Радда говорит, что знала, что он так сделает, и умирает. А цыган всё же бросается к её ногам и прижимается к ним устами. Нож, которым была убита Радда, берет в руки Данило и вонзает его в спину Зобара, и тот уходит вслед за любимой.

Роман-ти-че-ская ночь у моря, горит костер, старый цыган Макар Чудра расска-зы-вает писа-телю историю про вольных цыган. Макар сове-тует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтвер-жде-нием этого явля-ется быль, расска-занная Чудрой.

Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был коно-крад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.

В Буко-вине стоял цыган-ский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — краса-вица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда отве-тила, что орлице не место в воро-ньем гнезде.

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смеша-лись с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конем.» Заиграл он на скрипке, и многие запла-кали. Радда похва-лила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвер-ну-лась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Поди-вился тот острому языку девушки.

Зобар заго-стил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повя-занной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, поду-мали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце зами-рало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отда-вали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окру-жа-ющие смот-рели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, стано-виться между ними нельзя — изувечат».

Однажды спел Зобар песню, всем она понра-ви-лась, только Радда посме-я-лась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согла-сился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что поло-нила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна пере-чить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все поду-мали, что смири-лась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подко-шенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.

Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел непо-движно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приста-вила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согла-сится перед всем табором покло-ниться ей в ноги и поце-ло-вать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согла-сился на условия Радды.

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живет». И он решил испол-нить её волю, покло-ниться ей в ноги, поце-ло-вать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.

Все и дога-даться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую руко-ятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими воло-сами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отбро-шенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раски-нулся умира-ющий Лойко.

Писа-телю не спалось. Он смотрел на море, и, каза-лось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружи-лись во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко порав-няться с гордой Раддой».