Человек существо воплощающее высшую ступень развития жизни. Человек– существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек выступает как: организм (наделенный психикой); индивид (что означает его принадлежность к роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); Я-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создали образы человека, явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития.

В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие «образы человека», оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми: 1) «ощущающий человек» (человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как «устройство по переработке информации»; 2) «человек-потребитель» (нуждающийся человек как система инстинктов и потребностей); 3) «запрограммированный человек» (в поведенческих науках - человек как система реакций, в социальных - как репертуар социальных ролей); 4) «деятельностный человек» (человек, осуществляющий выбор; человек как выразитель смыслов и ценностей).

Если в практическом человекознании, в том числе в педагогике, исходят из образа «человека ощущающего», то человек сводится к сумме знаний, его действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания человека подменяется убеждениями, уговорами, т. е. чисто словесными воздействиями. В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании человека происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией».

Образ человека как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии прежде всего под влиянием психоанализа. Многие направления (индивидуальная психология - А. Адлер , аналитическая психология - К. Юнг , неопсихоанализ - Э. Фромм и др.) исходили в своих концепциях из образа «человека нуждающегося», выводя психологические закономерности из исследования динамики реализации и удовлетворения различных потребностей.

Образ «запрограммированного человека» определяет представления о человеке в социобиологии (развитие человека как развертывание генетических программ), бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме (развитие человека как обогащение рефлекторных программ поведения), социологических и социально-психологических ролевых концепциях человека (поведение как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни). Если трактовка человека в психологии основывается на образе «запрограммированного человека», то воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на которые должны послушно реагировать живые социальные автоматы.

Образ «человека-деятеля» - основа для построения культурноисторической психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию человека, гуманистического психоанализа и экзистенциальной логотерапии. Здесь человек понимается как субъект ответственного выбора, порождаемого жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни.

От образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к нему, так и теоретические схемы анализа развития человека. Преобладание образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» во многом обусловили реальный факт несовпадения индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биоэнергетической, социогенетической и персоногенетической ориентаций человекознания.

В их обособлении проявляется метафизическая схема детерминации развития человека под влиянием двух факторов - среды и наследственности. В рамках историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития человека. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития человека, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой источник, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение человека. Будучи условием осуществления деятельности человека, социальная среда несет те нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития человека выступает совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение человека в мире людей, приобщение его к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление, самореализация и самоперсонализация человека.

Часть1 . Задания уровня А.

A1 . Индивидуальность – это

1)специфические черты, присущие человеку как биологическому

организму

2)темперамент человека, его характер

3)неповторимое своеобразие как природного, так и

общественного в человеке

4)совокупность человеческих потребностей и способностей

A2. Признаком, отличающим человека от животного, является

1)проявление активности

2)целеполагание

3)приспособление к среде обитания

4)взаимодействие с окружающим миром

A3 . Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в

обществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом

обществе.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A4 . Результаты производственной, общественной и духовной

деятельности человека и общества в совокупности можно

1)культурой

2)экономикой

3)мировоззрением

4)историей

A5 . Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1)выдвижением целей

2)механизмом самоконтроля

3)осознанным выбором средств

4)удовлетворением потребностей

A6 . Труд в отличие от общения

1)является потребностью человека

2)может доставлять человеку удовольствие

3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды

4)предполагает наличие цели

A7 . Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных

связей и взаимодействий.

1)Верно только А.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A8 . К потребностям человека, обусловленным его биологической

природой, относятся потребности в

1)самосохранении

2)самореализации

3)самопознании

4)самообразовании

A9. Качества личности проявляются в

1)чертах человека как биологического организма

2)наследственной предрасположенности

3)особенностях темперамента

4)социально-преобразующей деятельности

A10 . Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и

общественного в человеке?

А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат

биологической эволюции.

Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не

связаны друг с другом.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А11 . И человек, и животные способны

1)использовать предметы природы

2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3)передавать трудовые навыки последующим поколениям

4)осознавать собственные потребности

А12 . У таких видов человеческой деятельности, как общение и

игра, общим является то, что они

1)допускают использование определённых правил или норм

2)предполагают обязательное наличие партнёра

3)носят условный характер

4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов

постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?

1) И.И. Мечников

2) И.П. Павлов

3) Ч. Дарвин

4) Ж. Кювье

А14 . Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсут­ствует у

животного?

1) обменные процессы

2) творческая активность

3) работа органов чувств

4) потребность в пище

А15 . В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

1) средства должны соответствовать целям

2) цель состоит в получении достоверного знания

3) субъектом выступает отдельная личность

4) результатом является новый продукт

А16 . Личность формируется под воздействием:

1) биологической программы

2) природной среды

3) социализации

А17 . Ученик для учителя является:

1) объектом деятельности

2)конкурентом

3)субъектом деятельности

4)коллегой

А18. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно А

2) верно Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А19 . К агентам вторичной социализации не относятся:

1) радиожурналист

2) двоюродный брат

3) преподаватель вуза

4) руководитель предприятия?

А20 . Верны ли суждения?

Официальные межличностные отношения:

А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Б. Стандартизированы и обезличены.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А21 . Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

1) вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;

2) давать отпор любым агрессивным выпадам против него;

3) приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;

4) к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)

А22 . К экзистенциальным относятся потребности в:

1) комфорте

2) общении

3) познании

4) самоуважении

А23 . Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением дру­гих людей о себе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А24 . Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

5) верно только А

6) верно только Б

7) верны оба суждения

8) оба суждения неверны

А25 . Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях чело­века?

А. Гениальным человека делает природа.

Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А26 . К практической деятельности относится

1) производство материальных благ

2) познание законов развития природы

3) формирование религиозных представлений о мире

4) сочинение музыки

А27 . Деятельность в отличие от общения

1) является потребностью человека

2) может доставлять человеку удовольствие

3) предполагает наличие цели

4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды

А28 . Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об­ществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода - это возможность выбора способа действия для достиже­ния какой-либо цели.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А29 . Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носи­тель индивидуально свободных черт называется:

1) деятелем

2) индивидом

3) лидером

4) личностью

А30. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека - это

1) Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.

2) Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.

3) Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.

4) Результат преодоления или отрицания первой - естественно-биологической природы человека.

А31 . Природа человека

1) Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.

2) Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.

3) Представляет собой основные и неизменные качества человека.

4) Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар обще­ния.

А32 . К потребностям человека, обусловленным обществом, относится по­требность в

1) трудовой деятельности

2) сохранении рода

3) самосохранении

4) физической активности

А33 . Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)

1) членораздельная речь

2) сознание и мышление

3) способность брать ответственность на себя

4) наличие физических потребностей

А34. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня ви­деть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А35 . Основным фактором формирования личности является

1) природная среда

2) общение с окружающими

3) механизм наследственности

4) врожденные склонности

А36 . Личность – это

1) человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств

2) темперамент человека, его характер

3) неповторимые психофизиологические особенности человека

4) совокупность оригинальных человеческих способностей

А37 . Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания

и разума.

Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него

определённого набора инстинктов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

А38 . Понятие «индивидуальность» фиксирует:

1) единичного представителя человеческого рода

2) особенности темперамента человека, его характер

3) трудовую активность человека

4) неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.

А39 . Ориентирами человеческой деятельности являются:

1) ценности

2) влечения

3) потребности

4) интересы.

А40 . Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении

человека?

А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека

заменяются нормами (правилами).

Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

А41 . Какой признак характеризует человека как личность?

1) активная жизненная позиция

2) физическое и психическое здоровье

3) принадлежность в виду homo sapiens

4) особенности внешности

А42 . «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

свойств». Данное утверждение является примером

1) художественного образа

2) мифологического знания

3) религиозной нормы

4) научного знания

А43. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с

другими людьми, характеризуют его как

1) индивида

2) индивидуальность

3) организм

4) личность

А44 . Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является

1) административной

2) практической

3) материальной

4) творческой

А45 . И человеку, и животному свойственны потребности в

1) самореализации

2) самосохранении

3) самопознании

4) самообразовании

А46 . Человек в отличие от животного способен

1) совершать привычные действия

2) предварительно обдумывать своё поведение

3) проявлять эмоции

4) заботиться о потомстве

А47 . В отличие от животного человек способен

1) реагировать с помощью чувств

2) вырабатывать условные рефлексы

3) удовлетворять потребности

4) прогнозировать результаты действий

А48. К социальным потребностям человека относится потребность

2) питаться

4) общаться

А49. Научные открытия представляют собой результат деятельности

1) материально-производственной

2) социально-преобразовательной

3) практической

4) духовной

А50. Игра, учение, труд выступают в качестве

1) критериев истины

2) видов деятельности

3) социальных качеств

4) биологических потребностей

А51 . Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от

поведения животных:

1) проявление активности

2) целеполагание

3) приспособление к среде обитания

4) взаимодействие с окружающим миром

А52 . Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?

1) самообразование

2) самопознание

3) самосохранение

4) самолюбование

А53 . Результатом самопознания, в частности, является

1) накопление знаний о человека и природе

2) познание ценностей общества

3) изучение социальных норм

4) представление о своих способностях

А54 . Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

1) собственной внешности

2) различных типов темперамента

3) моральных и правовых норм

4) взаимодействия человека и природы

А55 . Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-

исторической деятельности, является характеристикой его

1) социальной сущности

2) биологической природы

3) физиологических особенностей

4) психологических качеств

А56 . Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,

психологической и социальной. Социальная составляющая включает

1) знания и умения

2) чувства и волю

3) физическое развитие

4) возрастные особенности

А57 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А58 . Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку

деятельность предполагает взаимодействие.

Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями,

действиями.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А59 . Основой человеческого существования является

1) потребительство

2) деятельность

А60 . Активность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл,

Называется

1) показухой

2) поведением

3) самовыражение

4) презентацией

А61 . Воля – это

1) власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения

2) способность дать сдачи обидчику

3) умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей

4) способность к самой опасной и жестокой борьбе

А62. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт

1) самоотдача

2) материальная выгода

3) гордость за совершённое

4) наслаждение мастерством.

Не забудьте перенести все записанные в тексте экзаменационной работы ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов между цифрами и буквами).

Часть 2. Задания уровня В.

В1 . Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, - это

В2 . Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности».

_________

ВЗ. Установите соответствие между приведенными в первом столбце опре­делениями и приведенными во втором столбце понятиями.

В4. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В5 . Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена

деятельность, это_____________________________________________ ».

Ответ: _____________________________

В6 . Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрываю­щие его социальную природу.

1) Способность к совместной преобразовательной деятельности

2) Стремление к самореализации

3) Умение приспосабливаться к природным условиям

4) Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) Потребность в воде, пище, отдыхе

6) Способность к самосохранению

Ответ: ___________________________

В7. Установите соответствие между типами потребностей человека, дан­ными в первом столбце, и примерами их проявлений - во втором.

Ответ: __________________________

В8. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.

1) Плотники

2) Каменщики

3) Строящийся дом

4) Крановщики

5) Подъемные краны

6) Правила техники безопасности

7) Строительные материалы

Ответ: _________________________________

В9 . Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны.Отметьте в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: __________________________

В10 .Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.

а) Равноправие партнеров

б) Активность каждого участника

в) Уважение к мнению собеседника

г) Готовность к взаимопониманию

д) Стремление во что бы то ни стало переубедить соперника

е) Высокомерие

ж) Незнание имени собеседника

Ответ: ________________________________

В11 . Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только твор­ческой деятельности.

1) Доступность для использования

2) Уникальность

3) Практическая значимость

4) Воспроизводимость образца

5) Принципиальная новизна

Ответ: _________________________________

В12. Установите соответствие между видами деятельности, данными в пер­вом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _______________________________

В13. Завершите фразу:

«В основе потребностей человека лежат...»

Ответ: ________________________________________________________________

В14. Найдите в приведенном ниже списке отличительные

характеристики человека.

1)существо биологическое

2)сознательно выдвигает цели деятельности

3)живет среди себе подобных

4)обладает способностью к творчеству

5)производит орудия труда с помощью других орудий

6)обладает врожденными инстинктами самосохранения

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.

Ответ: __________________________.

В15. Установите соответствие между видами потребностей человека

и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в

второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ______________________

В16 . Установите соответствие между видами деятельности и

особенностями их проявления: к каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ______________________

В17 . Социальными характеристиками человека обусловлены его

потребности … (Обведите цифры, под которыми указаны верные

1) в трудовой деятельности

3) в отдыхе

4) в созидании

6) в социальной активности

7) в воздухе

9) в общении с другими людьми

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ___________________

В18.

Это человек как носитель сознания, наделённый

рядом важных социальных свойств: способностью обучаться,

трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни

общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные

чувства и т.д.

Ответ: __________________

В19. Назовите понятие, соответствующее определению.

Это самые простые заученные движения,

выполнение которых не требует специальных усилий, например,

бытовые действия: застёгивание пуговиц, причёсывание,

шитьё, действия ножом и вилкой за едой и т.д.

Ответ: ___________________

В20

Самостоятельное использование целых систем освоенных

человеком навыков, сознательная группировка их в

определённой последовательности, оценка результатов

действий, способы действий - _______.

Ответ: ____________________

В21

Науки антропология, анатомия, физиология, биохимия и т.д.

изучают человека как ____________ (1) организм. Человек как

______________ (2), как субъект _______________ (3) жизни –

предмет изучения психологии, философии, социологии, этики,

педагогики, правоведения и других наук.

Ответ: 1 _________________, 2 ________________, 3 ______________

В22 . Назовите понятие, соответствующее определению.

Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность

творческого выполнения какой-либо деятельности, называется

К данной деятельности.

Ответ: __________________

В23 . Вставьте слова вместо пропусков.

Как вы думаете, что Л.Н. Толстой считал проявлениями страха

перед своей совестью?

1) пьянство

2) курение

3) болтливость

Ответ: ______________

В24 . Назовите понятие, соответствующее определению.

Это акт нравственной деятельности,

нравственного поиска, который выражается в сознательном

предпочтении определённой системы жизненных ценностей,

линии поведения.

Ответ: ______________

В25. «Зачем я живу? Какова цель моего существования? Как я

должен жить, чтобы моё существование наполнилось достойным

виду ______________.

Ответ: _______________

В26 . Немецкий психолог и педагог Э.Шпрангер (1882-1963)

предложил типологию личности, включающую следующие типы:

религиозный, эстетический, политический, социальный,

теоретический, экономический.

Установите соответствие характеристик и типов личностей,

подставив в таблицу к цифре из левой колонки букву из

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ЛИЧНОСТИ

1)воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает своё нормативное поле общения

А) религиозный

2)тяготеет к общению в неролевой ситуации; в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен

Б) эстетический

3)главное – общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-призванием. Всё остальное приобретает второстепенное значение

В) политический

4)для него общение – форма самоотдачи. Основная форма жизни – любовь. Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности

Г) экономический

5)основа поведения – прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы

Д) теоретический

6)отличает всепоглощающая страсть к познанию. Не столько общается, сколько исследует объекты общения

Е) социальный

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ___________________

В27. Установите соответствие между науками, в той или иной мере,

в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким

описанием.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1) анатомия

А) наука о строении организмов

2) педагогика

Б) наука ос наиболее общих законах развития природы, общества и сознания

3) философия

В) наука о функциях, отправлениях организма

4) социология

Г) наука о биологической природе человека

5) физиология

Д) наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности

6) антропология

Е) наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества

7) психология

Ж) наука об обществе, отношениях людей и групп в нём

8) биохимия

З) наука о воспитании и обучении

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: __________________

В28 . Установите соответствие между некоторыми способностями и их проявлениями (результатами).

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _________________

В29 . Какие существуют две основные оценочные точки зрения на

человека:

1) оптимистическая

2) синтетическая

3) экономическая

4) политическая

5) пессимистическая

6) художественная

Ответ: __________________

В30 . Какие две основные стороны составляют сущность человека:

1) классовая

2) биологическая (природная)

3) космическая

4) социальная

5) экономическая

6) мистическая

Ответ: ___________________

В31 . Отметьте, какие понятия входят как составные части в

продуктивную человеческую деятельность:

1) неизменность

2) бессознательные движения

3) активность

4) взаимодействие

5) бесцельность

6) следование инстинкту

7) сознательное изменение

8) целенаправленность

9) реализация себя.

Ответ: ________________

В32 . Выделите основные виды деятельности по содержанию:

2) трудовая

3) игровая

4) учебная

5) медицинская

6) коммерческая

Ответ: _________________

Часть 3. Задания уровня С.

С1 . Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, кото­рые составляют биологическую основу деятельности человека как су­щества социального.

С2 . Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове­ка»? Сформулируйте три суждения.

СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче­ски запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно­сти». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен­ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

С4 . Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русско­го публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельно­сти, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, дея­тельность? Какова связь между ними?

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладыва­ли железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявля­ются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить кры­ло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзе­ляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из поч­ки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя от­нять. Машина на пределе своего развития - уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней за­бываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две
отличительные черты деятельности человека.

3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с по­мощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело­
века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами под­стерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно гово­рить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы ви­дите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

С7 . Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каж­дый может себе позволить».

Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите приме­рами.

С8 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке

ответов № 2 запишите полный номер выбранного вами задания,

перепишите содержание высказывания, а затем дайте

развернутый ответ.

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу

поднятой проблемы. В ответе следует использовать

соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь

на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,

привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1) «Человек вне общества - или бог, или зверь». (Аристотель)

2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое

«как». (Ф.Ницше)

3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)

4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое

можно понять только в длительном процессе его развития. В

любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может

стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм)

ОТВЕТЫ

Уровень А

№ задания

ответ

Часть 2. Уровень В

№ задания

ответ

деятельность

творчество

потребности

личность

1)биологический, 2)личность, 3)общественной

Талантом

нравственный выбор

смысл жизни

В;Б;А;Е;Г;Д

А;З;Б;Ж;В;Г;Д;Е

Часть 3. Уровень С .

С1 . Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

прямохождение;

развитая кисть руки;

сложноорганизованный мозг;

возможность видеть в трех измерениях;

пластичность потребностей.

Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:

человек - существо общественное, социальное, а не только биологиче­ское;

понятия индивид - индивидуальность - личность представляют со­бой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они раз­личаются;

личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);

вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.

Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.

СЗ . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:

человек - существо общественное и сознательное;

в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.

Допускаются иные формулировки ответа.

С4 . В ответе должны присутствовать следующие позиции:

логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;

цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;

мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворе­нием потребностей - биологических, социальных, идеальных;

особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребно­сти, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.

Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.

С5 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент:
автором описано появление нового, более совершенного качества ре­зультатов труда человека;

творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности - служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

Могут быть приведены и другие примеры.

С6 . Правильный ответ предполагает следующее:

возможен конфликт между желаниями и возможностями; между сове­стью и желанием; долгом и настроением и т.д.;

речь идет о внутренних конфликтах;

в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувст­вами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецеле­сообразные, невыгодные, а подчас и глупые.

Иные формулировки допускаются без искажения смысла.

С7 . При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что сво­бода - это возможность выбора способа действия для достижения ка­кой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспита­ния, установок, мотивов, интересов.

Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его от­ветственность перед обществом за свои действия и поступки. Напри­мер, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение пра­вил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятия­ми обществоведческого курса, так и их применения для анализа кон­кретных ситуаций (примеров).

Тема: ЛИЧНОСТЬ

Человек, как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств, является личностью. Наряду с понятием личности мы используем такие термины как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны.

Индивид - конкретный человек, как представитель рода «homo sapiens», носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально приобретенных свойств.

Личность – на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной его стороны. При этом имеется в виду достаточный уровень социальной зрелости - маленький ребенок или психически больной человек не могут считаться личностью.

Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди отличаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем 5 млрд. людей на нашей планете не встретишь 2-х в точности похожих друг на друга.

Термин личность (personality) происходит от латинского слова «persona», обозначающего маску, которую надевал актер во время представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую и трагическую фигуру в театральном действии.

Сегодня в психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Личность – существо активное и сознательное. Она может выбирать тот или иной образ жизни: смириться с положением угнетенного или бороться против несправедливости, отдать свою жизнь обществу или жить личными интересами.

Структура личности.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. В структуру личности обычно включают: способности – понимаются как индивидуально-устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности; темперамент – это психическое свойство личности, от которого зависит реакция человека на других людей и социальные обстоятельства; характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека, его поступки, выражающиеся в его отношениях окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе; направленность – это такое психическое свойство личности, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности; волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей; эмоции – это переживание человека своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает; мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности; самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; самосознание – это образ себя и отношение к себе; самоконтроль – регуляция своей личностью своего состояния.

Тест по теме "Человек" представлен в двух вариантах. Составлен на основе материалов ФИПИ. Состоит из части А (30 вопросов) и часть В (7 заданий). Соответствует стрруктуре ЕГЭ. Может использоваться как для подготовки учащихся к ЕГЭ, так и для контроля ЗУН по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Человек». Вариант 1

A1 . Индивидуальность – это

1)специфические черты, присущие человеку как биологическому организму

2)темперамент человека, его характер

3)неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке

4)совокупность человеческих потребностей и способностей

A2. Признаком, отличающим человека от животного, является

1)проявление активности 2)целеполагание

3)приспособление к среде обитания 4)взаимодействие с окружающим миром

A3 . Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.

A4 . Результаты производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества в совокупности можно назвать

1)культурой 2)экономикой 3)мировоззрением 4)историей

A5 . Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1)выдвижением целей 2)механизмом самоконтроля

3)осознанным выбором средств 4)удовлетворением потребностей

A6 . Труд в отличие от общения

1)является потребностью человека

2)может доставлять человеку удовольствие

3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды

4)предполагает наличие цели

A7 . Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

A8 . К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

1)самосохранении 2)самореализации 3)самопознании 4)самообразовании

A9. Качества личности проявляются в

1)чертах человека как биологического организма 2)наследственной предрасположенности

3)особенностях темперамента 4)социально-преобразующей деятельности

A10 . Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке?

А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат биологической эволюции.

Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А11 . И человек, и животные способны

1)использовать предметы природы 2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3)передавать трудовые навыки последующим поколениям 4)осознавать собственные потребности

А12 . У таких видов человеческой деятельности, как общение и игра, общим является то, что они

1)допускают использование определённых правил или норм

2)предполагают обязательное наличие партнёра

3)носят условный характер

4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов

Постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?

  1. И.И. Мечников 2) И.П. Павлов 3) Ч. Дарвин 4)Ж. Кювье

А14 . Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсут ствует у животного?

  1. обменные процессы
  2. творческая активность
  3. работа органов чувств
  4. потребность в пище

А15 . В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

  1. средства должны соответствовать целям
  2. цель состоит в получении достоверного знания
  3. субъектом выступает отдельная личность
  4. результатом является новый продукт

А 16. Воля – это

  1. власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения
  2. способность дать сдачи обидчику
  3. умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей
  4. способность к самой опасной и жестокой борьбе

А17 . Ученик для учителя является:

  1. объектом деятельности 2) конкурентом 3) субъектом деятельности 4) коллегой

А18. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А19 . К агентам вторичной социализации не относятся:

  1. Радиожурналист 2) двоюродный брат 3) преподаватель вуза 4) руководитель предприятия?

А20 . Верны ли суждения?

Официальные межличностные отношения:

А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Б. Стандартизированы и обезличены.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А21 . Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

  1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
  1. давать отпор любым агрессивным выпадам против него;
  1. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;
  2. к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)

А22 . К экзистенциальным относятся потребности в:

  1. комфорте 2) общении 3) познании 4) самоуважении

А23 . Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением дру гих людей о себе.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А24 . Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А25 . Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях чело века?

А. Гениальным человека делает природа.

Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А26 . К практической деятельности относится

  1. производство материальных благ
  2. познание законов развития природы
  3. формирование религиозных представлений о мире
  4. сочинение музыки

А27 . Деятельность в отличие от общения

  1. является потребностью человека
  2. может доставлять человеку удовольствие
  3. предполагает наличие цели
  4. непосредственно преобразует предметы окружающей среды

А28 . Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об ществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода - это возможность выбора способа действия для достиже ния какой-либо цели.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А29 . Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носи тель индивидуально свободных черт называется:

  1. Деятелем 2) индивидом 3) лидером 4) личностью

А30. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт

  1. Самоотдача 2) материальная выгода 3) гордость за совершённое 4) наслаждение мастерством.

Часть В

В1 . Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, - это

Ответ_________

В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «структура деятельности». Найдите и укажите термин не связанный с этим понятием.

Субъект; цель; средства; индивид; объект; результат.

Ответ_________________

В 3. Установите соответствие между видами деятельности, данными в пер вом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

В 4 . Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Найдите в приведенном списке базовые потребности человека

  1. Потребность в законе
  2. Потребность в общении
  3. Потребность в нравственном совершенствовании
  4. Потребность во взаимодействии
  5. Потребность в достижении истины
  6. Потребность в возрастании добра

Ответ______________

В 5 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1 ) фактический характер ; 2 ) характер оценочных суждений

(А) По-видимому, пришло время, чтобы уровень развитости и прогрессивности общества начать оценивать по тому, каким становится человек, в какую сторону он меняется год от года. (Б) Цивилизация покоряет природу, добиваясь высокого уровня научно-технического прогресса, но оказывается беспомощной в познании сущности человека. (В) Бурное развитие науки и техники, по мнению многих специалистов, сопровождается разрушением природы, распространением бездуховности. (Г) Думается, что человек становится рабом техники, и собственной подлости, начинает молиться «желтому дьяволу».

Ответ_____

В 6

«В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для его _____ (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что _____ (2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных _____ (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ____(4) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. _____ (5) в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и _____ (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.»

Ответ_____________

В 7 . Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Способность к совместной преобразовательной деятельности
  2. Стремление к самореализации
  3. Умение приспосабливаться к природным условиям
  4. Устойчивые взгляды на мир и сове место в нем
  5. Потребность в воде, пище, отдыхе

Ответ_______

Ответы:

Деятельность

индивид

ВАБВА

2122

ВДЖБИА

Вариант 2

А1. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека - это

  1. Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.
  2. Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.
  3. Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
  4. Результат преодоления или отрицания первой - естественно-биологической природы человека.

А2 . Природа человека

  1. Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.
  2. Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.
  3. Представляет собой основные и неизменные качества человека.
  4. Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар обще ния.

А3 . К потребностям человека, обусловленным обществом, относится по требность в

1)трудовой деятельности 2) сохранении рода 3) самосохранении 4) физической активности

А4 . Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)

1)членораздельная речь 2) сознание и мышление

3) способность брать ответственность на себя 4) наличие физических потребностей

А5. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня ви деть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

А6 . Основным фактором формирования личности является

1)природная среда 2)общение с окружающими 3)механизм наследственности 4) врожденные склонности

А7 . Личность – это

  1. человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств
  2. темперамент человека, его характер
  3. неповторимые психофизиологические особенности человека
  4. совокупность оригинальных человеческих способностей

А8 . Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания и разума.

Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него определённого набора инстинктов.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А9 . Понятие «индивидуальность» фиксирует:

  1. единичного представителя человеческого рода
  2. особенности темперамента человека, его характер
  3. трудовую активность человека
  4. неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.

А10 . Ориентирами человеческой деятельности являются:

  1. ценности 2) влечения 3) потребности 4) интересы.

А11 . Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении человека?

А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами).

Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А12 . Какой признак характеризует человека как личность?

1)активная жизненная позиция 2)физическое и психическое здоровье

3)принадлежность в виду homo sapiens 4)особенности внешности

А13 . «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером

1)художественного образа 2)мифологического знания

3) религиозной нормы 4) научного знания

А14. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

  1. индивида 2) индивидуальность 3)организм 4) личность

А15 . Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является

  1. административной 2) практической 3)материальной 4)творческой

А16 . И человеку, и животному свойственны потребности в

  1. самореализации 2) самосохранении 3) самопознании 4) самообразовании

А17 . Человек в отличие от животного способен

  1. совершать привычные действия 2) предварительно обдумывать своё поведение

3)проявлять эмоции 4) заботиться о потомстве

А18 . В отличие от животного человек способен

  1. реагировать с помощью чувств 2) вырабатывать условные рефлексы

3)удовлетворять потребности 4)прогнозировать результаты действий

А19. К социальным потребностям человека относится потребность

  1. дышать 2) питаться 3) спать 4) общаться

А20. Научные открытия представляют собой результат деятельности

  1. материально-производственной 2) социально-преобразовательной

3)практической 4)духовной

А21. Игра, учение, труд выступают в качестве

  1. критериев истины 2) видов деятельности 3)социальных качеств 4) биологических потребностей

А22 . Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от поведения животных:

  1. проявление активности 2) целеполагание

3) приспособление к среде обитания 4) взаимодействие с окружающим миром

А23 . Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?

  1. самообразование 2) самопознание 3) самосохранение 4) самолюбование

А24 . Результатом самопознания, в частности, является

  1. накопление знаний о человека и природе 2)познание ценностей общества

3)изучение социальных норм 4) представление о своих способностях

А25 . Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

  1. собственной внешности 2)различных типов темперамента

3)моральных и правовых норм 4)взаимодействия человека и природы

А26 . Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно- исторической деятельности, является характеристикой его

  1. социальной сущности 2) биологической природы

3)физиологических особенностей 4) психологических качеств

А27 . Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает

  1. знания и умения 2) чувства и волю 3) физическое развитие 4)возрастные особенности

А28 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А29 . Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку деятельность предполагает взаимодействие.

Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А30 . Основой человеческого существования является

  1. потребительство 2)деятельность 3)любовь 4)дружба

Часть В.

В1 . Завершите фразу:

«В основе потребностей человека лежат...»

Ответ: ___________________________________

В 2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «биологические потребности человека».

Воспроизводство рода; питание; дыхание; движение; общение; отдых.

Ответ____________________

ВЗ. Установите соответствие между приведенными в первом столбце опре делениями и приведенными во втором столбце понятиями.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В 4. Найдите в приведенном списке проявления, отражающие социальную природу человека . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Интересы
  2. Мировоззрение
  3. Задатки
  4. Умения
  5. Наследственность
  6. Идеалы

Ответ_________

В 5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений

(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS – сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника, сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS – зависимость». (Г) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS-сообщения по семь и более часов в день.

Ответ_________

В 6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

«В труде, учении, ____(1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ____(2) – её способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные _____(3) организма являются лишь ____(4)- весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - ____(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер.»

Ответ_________

В 7. Найдите в приведенном списке результаты учебной деятельности . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Учителя
  2. Компьютерное обеспечение
  3. Знание основ наук
  4. Наглядные пособия
  5. Учащиеся
  6. Умения применять знания
  7. Практические навыки

Ответ____________

Ответы по теме «Человек» вариант 2:

мотивы

общение

ВБА

1246

1211

ГВАЕБЗ


Ч. является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное,социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Ч. выступает как: организм (наделенный психикой ); индивид (что означает его принадлежность к роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); -образ (система представлений , самооценка , и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация , отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

Ч. является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме Ч. как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания , его формирования в деятельности и общении . Объективно существующее многообразие проявлений Ч. в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создали образы Ч., явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития.

В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие «образы Ч.», оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми: 1) «ощущающий Ч.» (Ч. как сумма знаний, умений и навыков ; Ч. как «устройство по переработке информации »; 2) «Ч.-потребитель» (нуждающийся Ч. как система инстинктов и потребностей ); 3) «запрограммированный Ч.» (в поведенческих науках - Ч. как система реакций , в социальных - как репертуар социальных ролей); 4) «деятельностный Ч.» (Ч., осуществляющий выбор ; Ч. как выразитель смыслов и ценностей ).

Если в практическом человекознании, в т. ч. в педагогике, исходят из образа «Ч. ощущающего», то Ч. сводится к сумме знаний, его действия расцениваются как продукт прошлого , а процесс воспитания Ч. подменяется убеждениями , уговорами, т. е. чисто словесными воздействиями . В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании Ч. происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией».

Образ Ч. как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии прежде всего под влиянием психоанализа . Многие направления (индивидуальная психология - А. Адлер , аналитическая психология - К. Юнг , неопсихоанализ - Э. Фромм и др.) исходили в своих концепциях из образа «Ч. нуждающегося», выводя психологические закономерности из исследования динамики реализации и удовлетворения различных потребностей.

Образ «запрограммированного Ч.» определяет представления о Ч. в социобиологии (развитие Ч. как развертывание генетических программ), бихевиоризме , рефлексологии и необихевиоризме (развитие Ч. как обогащение рефлекторных программ поведения ), социологических и социально-психологических ролевых концепциях Ч. (поведение как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни). Если трактовка Ч. в психологии основывается на образе «запрограммированного Ч.», то воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений , на к-рые должны послушно реагировать живые социальные автоматы.

Образ «Ч.-деятеля» - основа для построения культурноисторической психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию Ч., гуманистического психоанализа и экзистенциальной логотерапии . Здесь Ч. понимается как субъект ответственного выбора, порождаемого жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими тот или иной социальный образ жизни.

От образов Ч. в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к нему, так и теоретические схемы анализа развития Ч. Преобладание образов «ощущающего Ч.», «нуждающегося Ч.» и «запрограммированного Ч.» во многом обусловили реальный факт несовпадения индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биоэнергетической, социогенетической и персоногенетической ориентаций человекознания.

В их обособлении проявляется метафизическая схема детерминации развития Ч. под влиянием двух факторов - среды и наследственности. В рамках историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Ч. В этой схеме свойства Ч. как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Ч., к-рые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой источник, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение Ч. Будучи условием осуществления деятельности Ч., социальная среда несет те нормы, ценности , роли , церемонии, орудия, системы знаков , с к-рыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития Ч. выступает совместная деятельность и общение, посредством к-рых осуществляется движение Ч. в мире людей, приобщение его к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление, самореализация и самоперсонализация Ч.