Чем отличается приставка от предлога в русском языке? Правило, примеры. Отличие предлогов от приставок

Инструкция

Самое важное отличие, на которое вы должны обращать внимание, заключается в том, что предлог является словом, а приставка - частью слова, т.е. морфемой. Это можно понять, поставив слово в начальную форму, т.е. употребить его в именительном падеже. Приставка сохранится в , в отличие от предлога. Например: за стеной (предложный падеж) - стена (именительный падеж); затворнику () - затворник (именительный падеж). В первом случае «за» является предлогом, а во втором - приставкой.

Далее попробуйте поставить вопрос. Между предлогом и другим словом (существительным или прилагательным) вы сможете его поставить, а также сможете употребить еще какое-нибудь слово. Например: за (чем? каким?) домом, за многоэтажным домом.А вот между приставкой и словом, естественно, поставить вопрос нельзя, так как она является частью этого же слова.

Вы должны понять, что предлоги связывают слова в или в , т.е. они образуют грамматические формы слова. Например, в синтаксической единице «за стеной» предлог «за» помогает формы существительного в . Приставки же образуют новые слова. Например, слово «небольшой» образовано при помощи приставки «не».

Можно попытаться также отличить предлог от приставки по способу написания. Если оно слитное, то вы чаще всего имеете дело с приставкой. Лишь в некоторых местоимениях и эту морфему нужно будет через дефис. Так, дефисное написание будет в наречиях с приставкой «по» и суффиксами «ему», «ому» или «и». Например, в слове «по-дружески» приставку «по» следует писать через дефис.

Лишь в исключительных случаях приставка раздельно. Это происходит в написании неопределенных и наречий, когда ее отделяет от слова предлог. Например, в местоимении «кое с кем» приставка «кое» пишется раздельно.

Предлоги со всеми словами пишутся только раздельно. Например, в словосочетании «просить о помощи» предлогом является слово «о».

Многие слова имеют приставку . Она служит для того, чтобы образовать однокоренное слово. Детям иногда очень трудно найти приставку в слове. Причины могут быть разными. Во-первых, в словах может быть не одна приставка, а две. В-вторых, часто корень созвучен с приставкой. В-третьих, непонятно лексическое значение слова, поэтому трудно подобрать однокоренное.

Инструкция

Помните, что в языке есть ограниченное число приставок. Вот они: над-, от-, под-, об-, пред-, в-, с-, по-, про-, до-, о-, на-, пере-, без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), раз-(рас-), чрез-(чрес-), пре-, при- и другие.

Изучите состав слова. Начните с корня. Для этого подберите несколько однокоренных слов. Они должны иметь разные приставки или быть вообще без них. После этого найдите часть слова, которая стоит перед корнем. Например, слово«безлунный». Однокоренными словами будут являться слова « » и «луна». Перед корнем осталась часть «без-». Это, вероятно, и будет приставка. Сравните ее с имеющимися в приставками.

В словах бывает несколько приставок. Чтобы их найти и обозначить, определите лексическое и обозначьте корень. В слове «распознавать» корень «зна». Перед ним осталась часть «распо». Такой приставки нет. Разбейте эту часть на две: «рас» и «по». А такие префиксы есть. Теперь проверьте, убрав первый. Получилось«познавать».

Особое внимание обратите на слова, в которых приставка и корень имеют похожее написание. Например, « », «ниспадать», «низвергнуть». Определите лексическое значение слова и обозначьте корень. Если вы начнете сразу с приставки , то можете ошибочно выделить корни «рас», «низ», «нис». А их здесь нет. К тому же увеличивается шанс допустить орфографическую ошибку.

Приставки со словами пишутся слитно. Проверьте, не допустили ли вы орфографической ошибки. Для этого используйте алгоритм.Определите часть речи.У существительных могут быть как приставки , так и . Сравните: «до переулка» - «доспехи», «при школе» - «природа».У прилагательных и причастий только приставки . Имеющиеся перед ними предлоги относятся к существительным: «по тихой » - «по темнеющему небу» - «последовательный».У местоимений и числительных нет приставок: по второй, подо мной, с четырьмя, с .У глаголов нет предлогов, только приставки : «разбежался», «почернел», «подпрыгнул».

Полезный совет

В случае затруднения обратитесь к «Школьному словообразовательному словарю русского языка», его автор А.Н. Тихонов.

Приставки - словообразующая часть слова, которая находится перед корнем. Приставки всегда вносят дополнение к значению исходного слова, которое хорошо видно при сопоставлении однокоренных слов.

Слово «приставка» или «префикс» произошло от латинского. (prae, впереди и fixus - прикрепленный). Приставки всегда стоят перед корнем и нужны для образования новых слов. Такой способ называется приставочным. Основная особенность приставок, как самостоятельного словообразовательного средства, состоит в том, что они в отличие от суффикса присоединяются к целому слову, а не к основе. Поэтому образованное с помощью приставки производное слово всегда относится к той же части речи, к тому же типу склонения или спряжения, что и исходное. Так образуются имена существительные (заголовок - подзаголовок, вкус - привкус), прилагательные ( - развеселый, плохой - неплохой), местоимения (что - кое-что, ничто), глаголы (читать - перечитать, дочитать), наречия ( - повсюду, даль - вдаль). Присоединение приставок к исходному слову не изменяют его значения коренным образом, а только придают ему новые смысловые оттенки. Большинство приставок указывает на характер или направление действия. Например:В- (во-) означает движение внутрь чего-либо: вбежать, впрыгнуть. До- служит для указания на законченность действия: дорисовать, достроить. За- обозначает начало какого-либо действия: захлопать, закричать. На- говорит о полноте действия: наглядеться, нарадоваться. Пере- 1) сделать что-либо заново: перечитать. 2) движение через препятствие: перепрыгнуть. С- указывает на движение сверху вниз: сбежать.У- имеет значение 1) удаления: уехать. 2) усиления: укоротить. При помощи некоторых приставок можно образовать превосходную степень у прилагательных (добрый - предобрый) и вида у глаголов (писать - написать). Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, под-, над-, пере-) и совпадают по своей форме и отчасти по значению со служебными словами: с (без, до, при, от) и частицами (не, ни). Есть в и приставки (а-, анти-, -, -). Среди приставок можно выделить синонимичные (с близким значением): без-, не- (безжалостный, недобрый) и антонимичные (с противоположным значением): при-, у- (прибежать, убежать). Многие приставки в русском языке многозначные. Например, приставка при- может означать приближение (приплыть), присоединение (), неполноту действия (прилечь), нахождение вблизи чего-либо (приморский). Приставочный способ словообразования наиболее широко применяется в . Почти все глагольные приставки многозначны. От каждого глагола можно образовать несколько слов с разными приставками. Новые лексические оттенки, привносимые приставками, хорошо видны при сопоставлении однокоренных слов: застроить - отстроить - перестроить - построить - надстроить - встроить.

Видео по теме

Источники:

  • Правописание приставок
  • зачем нужны приставки сочинение

Чтобы разобраться в том, что такое предлог и как он используется в речи, необходимо рассмотреть его морфологическую и синтаксическую функцию, значение и особенности образования (происхождения).

Инструкция

Предлог относится к категории служебных частей речи. То есть он выражает зависимость , числительных и местоимений от других слов в словосочетании . Предлоги не могут считаться членами предложения, но входят в их состав. Также, в отличие от союзов, предлоги не могут строить синтаксических отношений между простыми предложениями в составе сложного. Предлог приобретает значение только в сочетании с падежными формами слов, к которым он относится. Все предлоги являются неизменяемыми.

В зависимости от значения предлоги делятся на несколько разрядов. Пространственные указывают на место, например: «в», «на», «из-за», «под», «около», «вокруг», «у», «к», «над» и другие. Если предлоги обозначают время, то их называют временными. Например: «через», «перед», «в течение», «до» и другие. По тому же принципу можно выделить предлоги причины («из-за», «ввиду», «вследствие» и другие), цели («для», «ради», «на») и образа действия («с», «без», «по» и другие). Дополнительные предлоги указывают на предмет, на который направлено действие, например: «о», «об», «про», «с», «по», « ». Обратите внимание на то, что один и тот же может выражать разные значения в зависимости от слов и , к которым он относится.

По происхождению предлоги делятся на производные и . К последним относятся предлоги, не соотносящиеся в своем образовании с каким-либо знаменательным словом («в», «на», «под», «у», «к» и другие). Разновидностью непроизводных являются сложные предлоги («из-за», «из-под», «по-над» и другие). Производные предлоги образуются от других частей речи (наречий, существительных, ). Например: «в течение», «в продолжение», «благодаря», «вместо», «ввиду». Стоит обратить внимание на , которое отличается от соответствующих сочетаний предлога с существительным.

Видео по теме

Иногда бывают ситуации между друзьями, когда один человек просто дружит, а другой любит своего друга. Тогда могут возникнуть недопонимание, обиды, а потом и раскол отношений. Поэтому стоит заранее узнать, как отличить дружеские чувства от влюбленности, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Инструкция

Подарки между друзьями не такое частое событие, как в отношениях. Обычно они дарятся по праздникам и дням рождениям. При этом суммы тратятся примерно одинаковые, и поддерживается баланс по количеству. Но если парень начинает при каждой встрече дарить своей подруге цветы и небольшие подарки, скорее всего, он рассчитывает на что-то большее. Помимо этого он будет показывать свою состоятельность, оплачивая за вас кафе и кино.

Влюбленному человеку сложно сказать «нет» тому, к кому он испытывает чувства. Поэтому при малейшей просьбе о помощи отменяются все договоренности с другими людьми. А друзья помогают тогда, когда это не вредит их личным планам.

Когда люди по-настоящему дружат, у них нет натянутости в разговоре и неловких тем. Они обсуждают личную жизнь другого человека, и дают советы по отношениям. Но влюбленный человек не сможет спокойно слушать рассказы о свиданиях своего возлюбленного. Чаще всего он будет критиковать партнера, пытаться провоцировать на разрыв, чтобы попытаться быть с объектом своей любви.

На вечеринках и других веселых посиделках друзья проводят время вместе, но, если появляется возможность с кем-то познакомиться - используют ее. Если человек влюблен, он не будет смотреть по сторонам и искать других людей для общения. Помимо этого он может мешать другу знакомиться с людьми противоположного пола, чтобы быть всегда вместе.

Если человек любит своего друга, он будет стараться его не разочаровать и выглядеть в лучшем свете. За любую оплошность сразу последуют извинения. Никогда не опаздывает на встречи, пытается быстро выполнить любое ваше поручение. Каждый день влюбленный друг будет напоминать вам о своем существовании – смс, звонок, сообщение в сети или просто лайк на вашей фотографии. Друзья в этом плане спокойней, могут опоздать, забыть купить вам порцию мороженого или не звонить неделю.

Понаблюдайте за своим другом, ведь чувства очень сложно утаить. Влюбленные люди пристально и внимательно смотрят на любимого человека. Стараются чаще касаться, смеются над всеми шутками и улыбаются.

Если вы обнаружите, что ваш лучший друг соответствует всему перечню про влюбленных, не нужно устраивать разборки. Определитесь, что вы чувствуете к нему, и если это не взаимно, скажите ему помягче. Нужно дать понять, что вы не испытываете того же, но хотели бы остаться друзьями. Будьте осторожны в высказываниях, чтобы не задеть его чувства и не потерять навсегда.

Связанная статья

Источники:

  • Что к тебе испытывают, любовь или дружбу

Синтаксис - это раздел языкознания, который исследует и формулирует правила построения связной речи. Синтаксическими единицами принято считать словосочетания и простые предложения.

Словосочетание - это употребление двух и более слов при помощи сочинительной или подчинительной связи. Одно из них при этом является главным, а остальные - зависимыми. От главного можно задать вопрос, ответом на который будут зависимые слова.

По структуре различаются простые и сложные словосочетания. Простыми считаются словосочетания, которые состоят из двух слов, а если в словосочетании - больше двух слов, то оно является сложным. В простых словосочетаниях наблюдается сильная связь главного слова с зависимым, а в сложных из-за нескольких подчинительных связей она ослабевает. Академическая грамматика допускает в простых словосочетаниях до четырех слов.

Также различают словосочетания по степени спаянности компонентов. Синтаксическими свободными являются те словосочетания, которые легко разделяются на составляющие части, а синтаксически несвободные - образуют неразложимое единство. Обычно, синтаксически несвободные словосочетания выступают в предложении единым членом и не могут употребляться отдельно друг от друга: три табуретки, много времени.

По типу сочинительной связи различают полные и неполные словосочетания. В полных словосочетаниях все грамматические категории совпадают, а в неполных зависимые слова уподобляются формам главного.

Кроме этого, словосочетания также различают по сочетаемости. Различают их два вида: свободные и несвободные. Несвободные в свою очередь также подразделяются на несвободные фразеологически и синтаксически.

Подчинительной связью называется соединение неравноправных частей. Она всегда закрытая, и средствами ее выражения являются средства связи, интонация и лексические средства.

Одним из видов подчинительной связи считается согласование. В словосочетании при согласовании все зависимые слова находятся в том же роде, числе и падеже, что и главное слово. Но согласование может быть и неполным, когда у слов совпадает только число и падеж: «наша врач».

Управление также относится к подчинительной связи. Зависимые слова при управлении принимают ту же форму, какую диктует главное слово. При сильном виде управления главное слово предопределяет появление необходимых падежных форм, а при слабом - нет.

Еще одним из видов подчинительной связи считается примыкание. Зависимое слово при нем проявляет свою зависимость от главного слова только лексическим значением. Формы изменяемых слов при этом не выражают синтаксической зависимости: делать быстро.

Совет 7: Как правильно использовать предлоги и местоимения

В нынешнее время нужно уметь не только правильно писать предлоги, но и в устной речи правильно использовать их.

О предлогах

В устной речи чаще всего ошибки допускаются с предлогами "на", "в", "с","из" . Вообще, правила для этих предлогов нет, кто бы что там ни говорил. Многие словосочетания сложились очень давно, например: на Украину, в Россию, на Кавказ, на Урал и т.д. Постановку "на" или "в" лучше определять по звучанию, например: на концерт и в концерт - что лучше звучит? Конечно же, на концерт! Но это правило нельзя применять к словосочетаниям, сложившимся в далеком прошлом ! А если возникнет проблема: когда говорить/писать "с", а когда "из", то используйте равенство: "на"="с", "в"="из".

"Со" и "с". В каких случаях?

Постановка предлогов"со" и"с" в устной или письменной речи определяется словом, стоящим после предлога. Для этих союзов есть правило: "со" , если слово, стоящее после этого предлога, начинается на согласную букву, например: со школы. "с" пишется, если слово, стоящее после этого предлога, начинается на гласную букву, например: (вернулся) с Кавказа .

О местоимениях

В устной речи многие жители не только древень и сел, но и городов допускают ошибки в употреблении притяжательных местоимений "их" и "его" . Люди, привыкшие к тому, что у прилагательных окончание обычно заканчивается на "ый", ое" и т.д., думают, что и у местоимений, которые при синтаксическом разборе предложения волнистой линией, должно быть окончание соответственно "ий" (ихний, егошний). Это грубейшая ошибка! Каким бы это словосочетание ни было, приписывать или приговаривать к данным местоимениям окончания запрещается ! Например: Их подарили цветы, а им самим-нет. Его тяжелую сумку я ношу сама, дабы он не надорвался.

Снова о предлогах

Очень часто люди допускают ошибки в предлогах "вследствие", "в течение", " в продолжение", " в заключение". Эти предлоги пишутся с окончанием на "е" всегда . Данные предлоги обозначают продолжительность времени (кроме предлога "вследствие"). Например: в течение лета, в продолжение романа, в заключение весны и т.д. У этих предлогов есть и омонимичные им слова, но с другой частью речи , например: в течении реки, провести в заключении пять лет, сниматься в продолжении романа, в заключении врача и т.д. Предлог "вследствие" равен "из-за" , т.е. обозначает причину ,например, вследствие дождя . У этого предлога есть омонимичное ему слово с другой частью речи , как: В следствии допущены ошибки .


Пишите и говорите правильно!

Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова. -

Нет ниточки связать слова?
Предлог поможет нам всегда!
С глаголом рядом не стоит,
Писать с пробелом нам велит!

При написании необходимо различать предлог от приставки.

Отличия:

Предлог - это часть речи . Пишется отдельно от слова, к которому относится. Предлог служит для связи слов в предложении.

Приставка - это часть слова . Пишется слитно.Приставка служит для образования новых слов.

Общее:

В речи многие предлоги и приставки слышатся и призносятся одинаково.

Как отличить предлог от приставки?

1. Определить часть речи. Предлоги никогда не стоят около глаголов. У глаголов есть приставки.

раз бежались, от мерила, с кинул.

2.Существительное можно поставить в начальную форму (слово должно отвечать на вопрос КТО? или ЧТО?) Если такое слово существует - это приставка, нет - предлог.

(у)стола - ЧТО? устол, такого слова нет, значит у - предлог, пишем раздельно: у стола

доволен (по)лётом- ЧТО? полёт, такое слово есть, значит ПО - приставка, пишем слитно: по лёт.

3.Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово: у (какого?) стола, у (низкого) стола, значит у - предлог, пишется раздельно.

Алгоритм рассуждений:

Это глагол?

-ДА - около глаголов предлоги не стоят, значит это

Приставка, пишется слитно. (ПО БЕЖАЛ.)

-НЕТ - ставим слово в начальную форму:есть такое слово - приставка, нет - предлог.

ТРЕНИРОВКА.

1.Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?

(за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы (по)бежали (по)дорожкам (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)б...рёзы,(по)бежал (по)д...ревне,(про)читал (про) город.

2.На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей.Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

(В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

3.Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.

…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.

4.Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги и выделите приставки.

Нина (от)бежала (от)дерева и (по)бежала (по) аллее. Она (до)бежала (до)поаорота. Потом (вз)бежала (на)холмик, (с)бежала (с)него и (по)бежала (к)беседке.

5.Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание приставок и предлогов.

На стройке.

(у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, кака идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

6.Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.

...бросился... врага.

…кинула …плечи.

…вёл …дело …конца.

...ставил ведро …кран.

…резал замок …дверь.

…читал рассказ …конца.

…гулял …парку.

…ехал …станции.

…рисовал …листке бумаги.

…плела ленту …косу.

7.Раскрой скобки.

(С)вета (с)няла маленького котёнка (с)дерева. Муравей (под)полз (под) соломинку и (под)нял её. Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

в, на

1. Вода в море соленая. 2. На море большие волны. 3. Овчарка Гранат чужих в дом не пустит. 4. Нам задали на дом одну задачу.

с

1. Прозрачные сосульки свисали с крыши. 2. Летает пчела с цветка на цветок.

у, перед

1. Перед домом тенистая аллея. 2. У дома гаражи. 3. Перед концертом я зашел за товарищем. 4. У мышки длинный хвост.

к

1. К вокзалу мы подошли быстро. 2. К обеду все было готово.

под, над

1. Над кустом жужжал шмель. Под кустом спрятались зайчата. 2. Над головой светило солнце, а под ногами шелестел песок. 3. Щенок залез под стол. 4. Над рекой склонились ивы.

Мой рабочий стол.

Это мой стол. За столом я учу уроки. На столе учебники, тетрадки, лампа. В столе лежат мои книги, альбом, настольные игры. У стола стул. Наш Мурзик любит спать под столом.

Поход.

Наш отряд ходил в поход к горному озеру. К походу мы готовились целую неделю. Готовили рюкзаки, палатки. Из похода возвращались усталые, но радостные. В стенной газете была заметка о походе. Мы долго помнили наш поход.

Август.

Август — последний жаркий месяц. На лугах уже скошено сено. В полях идет уборка хлебов. Листва на деревьях начала сохнуть. В сосновом бору появились осенние грибы. Едут из лагерей пионеры. За лето они отдохнули, окрепли.

Суслики.

Долго мы ехали по степи. Но вот в зелени садов показались дома. В колхозе мы подружились с пионерами. Они делали ловушки для сусликов. Капканы ставили в поле перед норками. Ребята уничтожали сусликов — опасных врагов хлебных растений. Много тонн зерна спасли пионеры для колхоза.

Жадная собака.

Бежит Жучка по шаткой доске через ручей. В зубах у нее кусок мяса. Видит Жучка в воде другую собаку. У нее тоже кусок мяса. Кинулась Жучка к собаке мясо отнять. Собаку в воде не нашла и свой кусок потеряла. Вернулась Жучка в будку голодная.

Выборочные диктанты.

На Луну летать мы будем, — в небе скучно ей одной!

Непременно нужно людям познакомиться с Луной!

Дело было в январе.

Стояла елка на горе.

Мы ходили по грибы,

Забирались под дубы.

Встали утром, на заре, —

В комнате светло.

На стене в календаре

Красное число.

Под березами широкими

Галки ссорятся с сороками.

Говорят — у мамы

Руки не простые,

Говорят — у мамы

Руки золотые.

С предлогами и приставками учащиеся знакомятся еще в младших классах. Они хорошо знают, что приставка - часть слова и обычно пишется слитно, а предлог - часть речи и пишется раздельно. Однако им бывает трудно отличать предлоги от приставок, так как большинство приставок образовано от предлогов.

После того как в разделе «Словообразование» изучены приставки, полезно составить таблицу.

В работе с таблицей можно использовать различные задания.

1. Подобрать слова или словосочетания с предлогами, не имеющими парных приставок: вместо меня, для отца и т. д.

2. Подобрать слова с приставками, не имеющими парных предлогов: возражать, расколоть и т. д. (можно ввести в это упражнение элемент игры: кто больше слов подберет).

3. Составить словосочетания или предложения, в которые бы вошли омонимичные предлоги и приставки: поход по местам боевой славы; дошел до метро пешком и т. д.

При существительном могут быть приставки и предлоги. Сопоставим предложения: Проснулся от боя часов. - Отбоя еще не было; Уплачено за воз дров. - Начался завоз зерна.

Применяем правило, которым обычно пользуются в младших классах: если между предлогом и существительным можно вставить слово или поставить вопрос, то перед нами предлог:

С изменением приставки меняется значение существительного; отбой, — прибой, забой, убой; завоз, извоз, навоз, привоз, подвоз, провоз.

При склонении приставка от слова не отрывается, так как является частью слова.

Предлог не меняет значения слова, но при склонении существительного изменяется: проснулся от боя часов (с боем часов, по бою часов); уплачено за воз дров (без воза дров, в возе дров, под возом дров, к возу дров).

Для закрепления можно выполнить задания. >

1. Сопоставить предложения и объяснить, где предлог, где приставка.

1) У него плохое настроение. Посмотри на строение этого лепестка.

2) При соединении проводов произошло замыкание. Присоединение проводов здесь нежелательно.

3) Все зависит от правления завода. Отправление поезда в 3 часа.

4) Желаю товарищам удачи. Мы встретились в лесу у дачи.

5) Образовался какой-то нарост. Обратите внимание на рост этого человека.

6) Над стройкой развевался флаг. Он занялся надстройкой дома.

7) Бочка без дна. Здесь бездна интересного.

Из подноса мы сделали кормушку для птиц. Из-под носа у немцев партизаны угнали обоз.

9) Вдруг из-за бора показались танки. Из забора вытащили несколько кольев.

2. Данные существительные с предлогом заменить существительными с приставкой и составить с ними словосочетания.

Без закона, без прав, без чести, без души, без порядка, без хитрости, без системы, без дороги, без заботы, без воли, без плана, без пощады, без конца, без пользы, без страха, без вкуса, без помощи, без сил.

3. Выборочный диктант. Учащиеся записывают отдельно существительные с приставками и существительные с предлогами.

1) Жильцы внесли плату за воду.

2) С задачей я справился легко.

3) У этой книги интересное название.

4) Заводу требуются рабочие.

5) За дачей виднеется лес.

6) Лесник на дереве сделал зарубку.

7) Над стройкой развевался флаг.

Наша организация занялась надстройкой дома.

9) Мой брат защитил. диссертацию на звание кандидата наук.

10) Ребенок нуждается в постоянном присмотре.

11) За рубку леса браконьеров привлекают к суду.

В отличие от существительных у прилагательных бывают только приставки, а предлоги, стоящие перед прилагательными, всегда относятся к тем существительным, с которыми согласуются эти прилагательные, например: без жизненного опыта, площадка при школьном дворе.

Если в этих предложениях прилагательное опустить, предложение не потеряет смысла (без опыта, при дворе); следовательно, предлоги относятся к существительным. У прилагательных же бывают только приставки (безжизненный взгляд, пришкольный участок).

Для закрепления предлагаем задания.

1. Обозначить приставки у прилагательных и подчеркнуть сходные предлоги у существительных; объяснить правописание.

1) В приоткрытой шкатулке я заметил письмо. Мы спим при открытой форточке.

2) На этот раз обошлись без толкового словаря. Я не встречал такого бестолкового человека.

3) Без посадочного талона в вагон не пустили. Совершен беспосадочный перелет.

4) Здесь не чувствуется придорожной пыли. Он состоит рабочим при дорожной мастерской.

2. Составить предложения со словами.

3. Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

Перед глаголами не бывает предлогов, так как это несклоняемая часть речи, а только приставки, с которыми от глаголов образуются новые слова: написать, подписать, дописать, выписать. Это правило дети усваивают легко, но несколько упражнений выполнить необходимо.

1. Образовать с помощью приставок различные глаголы, составить словосочетания: дать - отдать долг, выдать зарплату, передать записку, задать уроки, придать важный вид, издать книгу, обдать кипятком, продать товары, подать ужин, сдать экзамен.

Постелить, расступиться, застегнуть, высыпать (можно ввести игровой момент: кто больше?).

2. Написать слитно или раздельно предлоги и приставки. Приставки обозначить графически.

(В) ходим (в) зал; (во) шел (во) двор; (по) плыли (по) реке; пароход (от) чалил (от) пристани; лодку (от) толкнули (от) берега; (до) води начатое дело (до) конца; (по) плыл (по) волнам; (до) плыли (до) знакомого села; (по) бежали (по) оврагу; (на) правился (на) стадион.

Остановимся на правописании производных предлогов, которые образовались от -самостоятельных частей речи (существительных, наречий, деепричастий) и смешиваются с этими частями речи. На первых порах учащимся бывает трудно понять, что одно и то же слово может выступать то в роли значимой части речи (наречия, существительного, деепричастия), то в роли предлога. Но даже после того, как они осмыслят и усвоят это теоретическое положение, потребуется много упражнений, вырабатывающих навык быстрого различения этих частей речи.

Иногда приставки в глаголах могут быть схожи с предлогами. Их нужно различать. Приставка - это часть слова, которая служит для образования новых слов, она пишется со словом слитно, а предлог - это отдельное слово, поэтому предлоги пишутся с другими словами раздельно. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и в предложении. Тема урока: «Правописание предлогов и приставок».

В одной сказке жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги гордились тем, что были самостоятельными.

Кроме того, предлоги всегда указывали: где нужно находиться (в, на, под, над, за, у) или куда нужно двигаться (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4)

Рис. 1. Предлоги в, на Рис. 2. Предлоги под, над
Рис. 3. Предлоги за, у Рис. 4. Предлоги из, в, через, по, к, от, до

А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова (например, напишу, подпишу, выпишу, припишу).

Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, как две капли воды. Стали ученики их путать. Царица Грамматика предложила предлогам отодвинуться от слова, с которым они стоят, а слова-признаки должны встать между ними. Своего значения предлоги не потеряют, а от приставок отличаться будут. Предлоги так и сделали.

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно.

Помни! При глаголах предлогов не бывает. Предлоги употребляются с именами существительными и местоимениями.

Потренируемся в написании предлогов и приставок.

(С)крыши (с)бросили снег.

Поставим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Крыша - что?, имя существительное.

С железной крыши, можно вставить слово, значит, с - это предлог, пишется раздельно.

Сбросили - что сделали?, это глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, с - приставка, пишется вместе со словом.

Правильный ответ: С крыши сбросили снег.

Ребята (про)пели песню (про)школу.

Пропели - что сделали?, глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, про - это приставка, пишется со словом слитно.

Школа - что?, имя существительное. Про любимую школу, можно вставить слово. Значит, про - это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ: Ребята пропели песню про школу.

Сравните слова.

под берёзой - подберёзовик

без радости - безрадостный

на берегу - набережная

на стене - настенный

Это однокоренные слова с одинаковыми предлогами и приставками. Значение у них одно и то же. Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или вставить слово.

под (какой?) кудрявой берёзой

без (какой?) особой радости

на (каком?) морском берегу

на (какой?) высокой стене

Подберём к прилагательным однокоренные существительные с предлогом.

нагрудный (значок) - на груди (предлог на)

заработная (плата) - за работу (предлог за)

довоенные (годы) - до войны (предлог до)

подводные (камни) - под водой (предлог под)

Прочитаем стихотворение-шутку. Докажем, в каком слове от - приставка, а где - предлог.

Веснушки.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, -

Зависело б (от) мыла,

Веснушки я б (от) мыла. (Я. Козловский)

Зададим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Я (что сделала?) отмыла - это глагол, от - приставка, пишется слитно.

Зависело от (какого?) душистого мыла. Мыло - что?, имя существительное, от - это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

Солнце ещё облаков не (за) дело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся (за) дело,

Слышится, как зазвенела пила. (Я Козловский)

Солнце (что сделало?) задело, это глагол, задеть, задевать, корень заде-.

Взялся за (какое?) трудное дело. Дело - что?, имя существительное, за - предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Солнце ещё облаков не задело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся за дело,

Слышится, как зазвенела пила.

Раскройте скобки в тексте стихотворения.

Шмель.

(В) тополиную метель

(По) терял дорогу шмель.

(Про) мелькнул (над) огородом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чашкой (с) мёдом

По-хозяйски (за) гудел. (Т. Белозёров)

Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за - это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

В метель (какую?) тополиную, в - это предлог, над (каким?) большим огородом, над - это предлог, в (какой?) деревянный дом, в - это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на - это предлог, над (какой?) синей чашкой, над - это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с - предлог.

Правильный ответ:

В тополиную метель

Потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом,

В дом на кухню залетел

И над синей чашкой с мёдом

По-хозяйски загудел.

Узнайте приставки по предлогам.

Приставки: в-. вы-, до-.

Писать до точки

Писать в текст

Писать из текста

Правильный ответ:

Дописать до точки.

Вписать в текст.

Выписать из текста.

Чтобы не допустить ошибок в выборе предлогов, сначала узнай о секрете их употребления. Нельзя говорить, например: вернулся со школы, с магазина, с армии. Правильно: из школы, из магазина, из армии.

Если человек идёт (куда?) в школу, в театр, в магазин, в библиотеку, в армию, если он едет в Крым, в Белоруссию, в Москву, то он должен возвратиться (откуда?) из школы, из театра, из магазина, из библиотеки, из армии, из Крыма, из Белоруссии, из Москвы.

И напротив, если человек ушел на работу, на речку, на каток или отправился на рыбалку, то он должен возвратиться с работы, с речки, с катка, с рыбалки.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог В, то при ответе на вопрос откуда? нужен предлог ИЗ.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог НА, от при ответе на вопрос откуда? нужен предлог С. (см. Рис. 5)

Рис. 5. Запомни!

Потренируйтесь. Раскройте скобки в загадке о ветре.

Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом - с приставками.

в (какой?) зимний холод в летит

в (какой?) сильный зной про шепчет

в (какие?) открытые окна за гудит

по (какому?) синему морю при тихнет

у мчится

при мчится

вз думает

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Пиши его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  2. Umk-garmoniya.ru ().
  3. School-collection.edu.ru ().
  • Закончи сочетания слов. Обозначь приставки, подчеркни пробел между предлогом и словом.

зашёл за…

помчался по…

прочитал про…

донёс до…

откусил от…

сбросил с…

  • Закончи предложения:

Приставка - это …

Приставка пишется со словом…

Приставки служат для образования…

Предлог - это…

Предлог пишется со словом …

Предлоги служат для …

  • Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

Уроки русского языка легко даются не всем детям. Одни школьники запросто усваивают учебный материал, а другие никак не могут отличить приставку от предлога, чем вызывают упреки учителей и родителей. Осуждение, а тем более наказания – это худший способ донести информацию. Гораздо правильнее найти доходчивый способ объяснить разницу между приставкой и предлогом так, чтобы знания систематизировались в детской голове. Совсем немного терпения, капля красноречия – и ваш подопечный будет знать отличия приставок от предлогов на зубок!

Определение приставки и предлога входит в обязательную программу средней школы, но после выпускных экзаменов мало кто пользуется этими знаниями. Информация забывается и, если ваша профессия не связана с лингвистикой, рано или поздно вам придется попотеть, объясняя собственным детям разницу между приставкой и предлогом. Так что признаки приставок и предлогов пригодятся в любом возрасте, не говоря уже о том, что знать их должен каждый грамотный человек. Привычка и чувство языка – это прекрасно, но вспомнить правила русского языка не помешает.

Что такое предлог? Определение предлога
Предлог – это часть речи, что принципиально отличает его от приставки, которая частью речи не является. Правда, предлог – не самостоятельная, а служебная часть речи. «Служба», или роль предлога в предложении заключается в создании связей и обозначении зависимостей между другими, значимыми словами. Предлоги могут соединять существительные, местоимения и другие части речи. При этом сам предлог никогда не бывает членом предложения и всегда относятся к тому или иному слову, иначе не имеет смысла. Но и без предлогов предложения становятся непонятными. Потому что именно предлог определяет, какая смысловая зависимость установлена между словами, например:

  1. Место обозначается предлогами «в», «на», «среди», «около», «из», «к», «у», «по», «из-за», «под», «вокруг», «перед», «возле» и им подобными по смыслу.
  2. Время обозначается предлогами «в течение», «в продолжение», «до», «после», «перед», а также снова «в», «по» и др.
  3. Причина обозначается предлогами «вследствие», «из-за», «в связи», «благодаря», «ввиду», «по случаю», «по причине», «от» и т.п.
  4. Цель обозначается предлогами «для», «ради» и опять же «в», «по», «к» и «за».
  5. Обстоятельства, отношения, определения и т.п. обозначаются предлогами «о», «несмотря на», «без», «об», «относительно», «насчет» и их смысловыми аналогами.
Трудно не заметить, что одни и те же предлоги могут иметь разное значение, понять которое можно только в контексте, то есть по основным, значимым словам. Что еще раз доказывает служебную природу предлогов в предложении. Эти и другие особенности предлогов (составность, производность, неизменяемость) изучает раздел лингвистики морфология. При синтаксическом разборе предложения предлоги не выделяются и подчеркиваются так же, как значимые слова, к которым они относятся.

Трудно не заметить, что одни и те же предлоги могут иметь разное значение, понять которое можно только в контексте, то есть по основным, значимым словам. Что еще раз доказывает служебную природу предлогов в предложении. Эти и другие особенности предлогов (составность, производность, неизменяемость) изучает раздел лингвистики морфология. При синтаксическом разборе предложения предлоги не выделяются и подчеркиваются так же, как значимые слвоа, к которым они относятся.

Что такое приставка? Определение приставки
Приставка – это вообще не слово, а всего лишь его часть. Приставка и префикс – одна и та же часть слова, значимая и важная. Она добавляется к существительным, прилагательным, глаголам и словам других частей речи и меняет их значение, порой даже на противоположное. Приставка в слове всегда расположена перед корнем, так что искать ее нужно именно там. В отдельных случаях, когда слово имеет два корня, приставка все равно не меняет своей дислокации и оказывается в середине слова, но остается перед корнем. И это далеко не единственный характерный признак приставки. Есть у нее и другие интересные особенности:

  • Приставка не меняет принадлежность слова к части речи . То есть, если слово было прилагательным, то и с приставкой оно останется прилагательным (например, чудесный и расчудесный). Это свойство отличает префикс от других частей слова, в частности, от суффикса, который может запросто перенести слово из одной части речи в другую (к примеру, красный и краснота).
  • К одному слову можно присоединить больше одной приставки , тем самым усиливая тот или иной смысл. Так происходит со словом «крыть». Добавим к нему одну приставку «от-» и получим слово «открыть». А теперь – еще одну приставку «при-», и вот уже перед нами слово «приоткрыть», значение которого принципиально отличается от исходного варианта.
  • Приставки делятся всего на две категории: изменяемые и неизменяемые . К первой относятся короткие приставки в- , во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, надо-, не-, недо-, о-, об-, обо-, пере-, по-, под-, подо-, пра-, пред-, про-, разо-, с-, со-, которые всегда пишутся одинаково. Вторая категория содержит приставки, написание которых зависит от соседних букв в слове: без- (бес-), вз- (вс-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), раз- (рас-), роз- (рос-), через- (черес-).
Сложности в определении приставок связаны чаще всего с тем, что некоторые приставки трудно разграничить с корнем и/или другими приставками. Бывают даже такие слова, которые маскируются под слова с приставкой, хотя на самом деле приставки не имеют, и наоборот. Типичный пример таких слов – пара слов «простой/простой» (прилагательное/существительное соответственно). Прилагательное «простой» состоит из корня «прост» и окончания, а существительное «простой» - из приставки «про-» и корня «стой».

Отличия приставок от предлогов. Как отличается предлог от приставки?
На основе изложенной выше информации подведем итог и сформулируем основные отличия между приставками и предлогами:

  • Приставка – часть слова, а предлог – часть речи. Эти факты нужно заучить как аксиому, чтобы отличать приставки от предлогов.
  • Приставки пишутся слитно со словами, а предлоги – отдельно от слов, и никогда не наоборот. Это второе правило, позволяющее не путать приставки с предлогами.
Тем не менее, разница между приставкой и предлогом не всегда очевидна. Поэтому для определения предлогов и приставок были созданы правила и приемы, которые придется один раз запомнить, чтобы впредь с легкостью использовать при выполнении любых заданий по русскому языку.

Как научить ребенка отличать приставку от предлога?
Только вундеркинды моментально замечают разницу между предлогами и приставками, поэтому не ругайте ребенка, а сохраняйте спокойствие и продемонстрируйте ему несколько способов наверняка увидеть приставку в слове и обнаружить разницу между ней и предлогом:

  1. Добавьте слово. Еще одно слово не помешает и не испортит предложение, если в нем есть предлог. Наоборот, дополнительное слово между предлогом и значимым словом углубит смысл фразы и обозначит присутствие предлога. Например, в предложении «На небе видны звезды» уточним, какой именно это небо. «На ночном небе видны звезды». Значит, «на» - это предлог, и он пишется отдельно от существительного «небо».
  2. Бывают такие предлоги, которые очень похожи на наречия с приставкой. Чтобы вывести их на чистую воду, нужно повторить предыдущий трюк: попытаться подставить слово. Но в этот раз быть готовым к тому, что новое слово не впишется в контекст – и это означает, что перед нами наречие. Вот яркий пример: «Я иду тебе навстречу» (наречие, не требует уточнений) и «Я иду на встречу с друзьями» (предлог «на», а встреча может быть с мамой, учителем и кем угодно еще).
  3. Придумайте синоним. Для некоторых предлогов существуют смысловые аналоги, которые можно просто запомнить. Например, «вследствие» - то же самое, что «по причине», а «насчет» можно заменить на «об». Соответственно, «Вследствие опоздания я не посмотрел фильм» - это предложение с предлогом, а не существительным с приставкой «в-».
  4. Склоняйте слово. Если оно содержит приставку, то она останется на месте во всех формах слова, а предлог может видоизменяться. Например, в предложении «В девять вечера в кампусе отбой» содержит существительно с приставкой (отбоя, отбоем, без отбоя и т.п.). Однако «Мы проснулись от боя курантов» - предложение с предлогом и существительным (без боя курантов, с боем курантов и т.п.).
Запомнить правила и научиться применять их на практике помогут тренировки. Чем больше предложений и типичных примеров вы рассмотрите, тем быстрее ребенок сможет безошибочно отличать приставки от предлогов. По большому счету, решающее значение играет контекст, и именно он содержит основные подсказки. Поэтому упражнения из учебника могут выполняться ос скрипом как обособленные, не связанные между собой предложения. Используйте для обучения книгу, желательно интересную и/или любимую ребенком – это станет хорошим стимулом и удобным материалом. Читая и обсуждая текст, просите малыша различать приставки и предлоги. Удачи вам и успехов в учебе!